святые отцы о пятидесятнице

О Дне Святой Троицы, Пятидесятнице

Духовные наставления и поучения приснопамятного старца Кирилла (Павлова) сказанные в Праздник Святой Троицы, Пятидесятницы

святые отцы о пятидесятнице. Смотреть фото святые отцы о пятидесятнице. Смотреть картинку святые отцы о пятидесятнице. Картинка про святые отцы о пятидесятнице. Фото святые отцы о пятидесятнице

В этот день посвящены Духом Святым первые пастыри – апостолы, от которых преемством и мы, ваши пастыри, получили благодать священства. В этот день получили действие спасительные таинства, совершаемые поныне в Церкви через ваших священников. Апостолам и прочим верующим дан дар слова и премудрости для проповеди Евангелия всем народам и изобильный дар чудес, коими они и в то время, и впоследствии привлекли к вере во Христа и спасли множество душ человеческих.

…Дух Святой чрезвычайным образом излился на апостолов. Но и прочим членам Церкви Христовой преподан Святой Дух через покаяние, крещение и другие таинства. Событие сошествия Святого Духа на апостолов весьма важно для Церкви Христовой. Этот день – день действительного основания христианской Церкви, или христианского общества спасаемых во Христе.

С того времени вошел Дух Святой в мир – иной Утешитель, кроме Господа Иисуса Христа, равносильный и соприсносущный Ему и Богу Отцу. С этого события Дух Святой через святых апостолов и их святых преемников распространил проповедание Евангелия по всему миру и через эту проповедь возрастил и расширил Церковь по всей вселенной, умудрил святых отцов низложить все заблуждения еретиков, составить богомудрые писания и сохранил веру нашу святой и непорочной до наших дней.

Дух Святой соделал святыми и прославил чудесами и нетлением мощей бесчисленное множество благоугодивших Богу людей и доселе содействует спасению каждого из нас.

…Все, что мы сейчас имеем в Святой Церкви, все ее духовное богатство, вся благодать, исходящая от молитв и таинств ее, – все это берет начало со дня Святой Пятидесятницы.

Поэтому-то так радостен нынешний праздник, поэтому-то так особенно и чувствуем мы себя в этот день. Сегодня благодать Святого Духа особенно и неизреченно исполняет самый воздух и всех нас, никому не позволяет себя чувствовать по-будничному.

Потому праздник этот называется праздником Святой Троицы, что в нашем спасении с этого дня ощутимо стала участвовать Святая Троица: Отец, пославший Сына, Сын, сошедший на землю и пострадавший и искупивший весь род человеческий, и Утешитель Дух Святой, осиявший святых апостолов в день Святой Пятидесятницы.

Сегодня больше, чем в другие дни, мы способны понять и оценить, каким сокровищем владеем мы, чтя Бога, именно в Троице покланяемого. Вера христианская именно тем и отличается от других вер, что чтит Бога Единого в Трех Лицах.

Обратимся же с любовью к Богу Духу Святому и помолимся словами церковной молитвы: «Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, прииди и вселися в нас, очисти нас от всяких грехов и спаси нас!» Аминь.

Источник: Архимандрит Кирилл Павлов. Проповеди. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2003

Источник

Пятидесятница

1. Пятидеся́тница – празд­ник Пра­во­слав­ной Церкви, при­над­ле­жит к дву­на­де­ся­тым. Иначе назы­ва­ется Днем Святой Троицы. Празд­ну­ется в пяти­де­ся­тый день после празд­ника Пасхи (в вос­кре­се­нье). Празд­ник Пяти­де­сят­ницы посвя­щен Соше­ствию Свя­того Духа на апо­сто­лов: на пяти­де­ся­тый день после Вос­кре­се­ния Иисуса Христа (и на деся­тый день после Воз­не­се­ния Гос­подня), когда апо­столы собра­лись вместе, «вне­запно сде­лался шум с неба, как бы от несу­ще­гося силь­ного ветра, и напол­нил весь дом, где они нахо­ди­лись. И яви­лись им раз­де­ля­ю­щи­еся языки как бы огнен­ные, и почили по одному на каждом из них. И испол­ни­лись все Духа Свя­того, и начали гово­рить на иных языках, как Дух давал им про­ве­ща­вать» ( Деян. 2:2-4 ; см. также далее).

Пяти­де­сят­ни­цей закан­чи­ва­ется Пас­халь­ный цикл, и сле­ду­ю­щие недели нуме­ру­ются в бого­слу­жеб­ном кален­даре как «недели по Пяти­де­сят­нице».

2. Пяти­де­сят­ница – пять­де­сят дней от дня Пасхи до празд­ника Святой Троицы.

Бого­слу­же­ния Пяти­де­сят­ницы, дня Свя­того Духа и дня Всех святых содер­жатся в Цвет­ной Триоди.

святые отцы о пятидесятнице. Смотреть фото святые отцы о пятидесятнице. Смотреть картинку святые отцы о пятидесятнице. Картинка про святые отцы о пятидесятнице. Фото святые отцы о пятидесятнице

Об укра­ше­нии храма на празд­ник Пяти­де­сят­ницы

«Укра­ше­ние моло­дыми дерев­цами берез и других пород уста­нов­лено не цер­ков­ными пра­ви­лами, а народ­ным обы­чаем. Свя­тей­ший Синод запре­тил (Указ 1875 г. 23 мая) упо­треб­лять для этого укра­ше­ния моло­дые деревца березы, а доз­во­лил упо­треб­ле­ние цветов, кустар­ных и полу­ку­стар­ных рас­те­ний и ветвей дерев. Нов­го­род­ская Духов­ная Кон­си­сто­рия разъ­яс­нила мест­ному духо­вен­ству, что древ­ний обычай укра­ше­ния в день Святыя Троицы церк­вей и домов зеле­нью необ­хо­димо под­дер­жи­вать, а не забо­титься о совер­шен­ном его пре­кра­ще­нии. Рас­по­ря­же­ние Свя­тей­шего Синода «о сохра­не­нии молод­ня­ков дре­вес­ной породы от упо­треб­ле­ния на укра­ше­ние в неко­то­рые празд­нич­ные дни храмов, жилых поме­ще­ний и пр.» имело целию не уни­что­жить этот обычай, а только предот­вра­тить ненуж­ное истреб­ле­ние моло­дых берез, в виду обще­ствен­ной же пользы, при чем, конечно, не име­лись в виду такие мест­но­сти, где самая густота лес­наго про­из­рас­та­ния тре­бует вырубки излиш­них дерев для сво­боды роста других дерев. А потому Нов­го­род­ской Кон­си­сто­рией пред­пи­сано бла­го­чин­ным, чтобы на буду­щее время они пре­кра­тили сооб­щать в полу­го­дич­ных своих рапор­тах све­де­ния, каса­ю­щи­еся молод­ня­ков дре­вес­ной породы».
Руко­вод­ство для сель­ских пас­ты­рей, 1889, 19

Как понять кондак празд­ника Пяти­де­сят­ницы?

Егда́ снизше́д язы́ки слия́,/ разделя́ше язы́ки Вы́шний,/ егда́ же о́гненныя язы́ки раздая́ше,/ в соедине́ние вся́ призва́,// и согла́сно сла́вим Всесвята́го Ду́ха.

Пере­вод: Когда сошел Все­выш­ний и языки смешал ( Быт.11:1-9 ), Он этим раз­де­лял народы; когда же огнен­ные языки раздал ( Деян.2:1-8 ), Он к еди­не­нию всех при­звал, и мы согласно славим Все­свя­того Духа.

Здесь налицо приём про­ти­во­по­став­ле­ния двух дей­ствий Свя­того Духа. Образ вет­хо­за­вет­ного сме­ше­ния языков для раз­де­ле­ния неко­гда еди­ного народа ( Быт.11:1-9 ) про­ти­во­по­став­лен образу ново­за­вет­ного явле­ния раз­де­ля­ю­щихся языков пла­мени ( Деян.2:1-8 ) ради духов­ного соеди­не­ния всех наро­дов в один — Единую Цер­ковь Хри­стову. При этом в сла­вян­ском пере­воде этот кон­траст уси­ли­ва­ется оди­на­ко­вым зву­ча­нием разных поня­тий: «язык» как речь и сгу­сток огня и «язык» как народ.
прот. Вита­лий Гол­ва­тенко

Источник

Пятидесятница – ключевое событие в истории человечества

Новозаветная Пятидесятница – день, когда уверовавшим во Христа был дарован Дух Святой, Который, как мы можем прочитать в Книге Деяний Апостольских, сошел на апостолов в виде огненных языков. Священник Михаил Желтов комментирует читателям «ТД» богословские и богослужебные особенности празднования Троицы и Духова дня в преддверии этих праздничных дней.

Многие богословские идеи и события христианской эпохи явились осуществлением ветхозаветных прообразов и предзнаменований. Ветхий Завет был необходим, чтобы подготовить в человечестве почву для принятия Нового Завета и христианского благовестия. Поэтому совпадение названия церковного праздника Пятидесятницы с ветхозаветным неслучайно: христианская Пятидесятница явилась осуществлением прообраза, который был дан в Ветхом Завете.

В ветхозаветном годовом цикле выделялись три главных праздника: Пасха, Пятидесятница и праздник Кущей. Ветхозаветная Пасха стала прообразом Пасхи новозаветной. Первая была воспоминанием об исходе израильского народа из египетского рабства, а вторая стала праздником победы Христа над узами смерти и освобождения уверовавших в Него из рабства греху. Аналогично произошло и с Пятидесятницей, которая из праздника отдельного народа превратилась в торжество для всего человечества. Ветхозаветная Пятидесятнца – воспоминание о даровании Закона народу Израиля. Новозаветная – день, в который через дарование человечеству Святого Духа совершилось дело спасения всего человеческого рода.

Ветхозаветную Пятидесятницу праздновали на 50-й день, то есть спустя семь недель после Пасхи (можно отметить, что семинедельные циклы имели особое значение в ветхозаветном календаре). Христианская Пятидесятница тоже отмечается на 50-й день после дня Воскресения Христова.

Важно понимать, что Пятидесятница – ключевое событие в истории человечества, увенчавшее дело спасительного домостроительства Божия. Отправляясь на Свои Крестные страдания, Господь Иисус Христос сказал ученикам: «Лучше для вас, чтобы Я пошел; ибо, если Я не пойду, Утешитель не приидет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам» ( Ин 16. 7 ). Таким образом, именно в сошествии Святого Духа на апостолов состояло исполнение земного служения Христа. С момента Пятидесятницы начинается качественно иная эпоха существования человечества, когда люди, уверовавшие во Христа, образуют церковное сообщество, мистическое тело Церкви, в котором живет Святой Дух.

Почему это имеет столь большое значение? Мы веруем, что Сын Божий ради нашего спасения стал человеком по имени Иисус. Второе Лицо Пресвятой Троицы восприняло человеческую природу. С пришествия же Святого Духа начинается личное участие Бога в жизни каждого человека, уверовавшего во Христа и вступившего в Церковь. Это крайне важно. Бог должен действовать в каждом. Благодаря принятым нами Крещению и Миропомазанию, в каждом из нас действительно присутствует Сам Бог – Дух Святой. Апостол Павел пишет христианам: «Вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас» ( 1Кор 3. 16 ). Если бы не произошло Пятидесятницы, если бы люди не уверовали во Христа, Бог не мог бы действовать в них так, как Ему было угодно. Христос стал для нас «Первенцем из умерших» ( 1Кор 15. 20 ), освободившим человеческую природу от рабства греху, и после Его Воскресения в искупленных Христом людях, свободно захотевших этого, стало возможным действование Божие. Спасительное домостроительство Христово дало возможность человечеству, добровольно отдавшему себя в рабство греху, вернуться к замыслу Творца о нем без нарушения принципа свободы, который есть великий дар Божий и великая тайна.

Конечно, отчасти действование Бога в людях осуществлялось уже в ветхозаветные времена. Сам Бог обращался к Своему народу устами пророков. Христианам очевидно, что во пророках действовал Святой Дух ( 1Петр 1. 21 ). В Священном Писании Ветхого Завета встречаются упоминания о Духе Божием и даже Духе Святом. Однако Ветхий Завет еще не мог вместить учение о Боге, Едином в Трех Лицах, поэтому эти упоминания были лишь предзнаменованием христианского учения об Ипостаси Святого Духа.

Возникает вопрос о том, почему до Распятия и Воскресения Христовых Бог не мог действовать в людях, хотя при этом действовал, например, через пророков. И почему при этом пророки, в которых действовал Сам Бог, все равно, как и другие люди, попадали в ад. Это – тайна, мы можем сказать только, что таково было устроение Божие о мире, что даже самые святые и праведные люди Ветхого Завета нуждались в Пришествии Христовом.

Эта же мысль о связи между словом пророчества и проповеди и действием Святого Духа отражена в Символе Веры. Святой Дух назван здесь «Господом», то есть «Богом»; «Животворящим», то есть Подающим жизнь; «спокланяемым и сславимым» с Отцом и Сыном, то есть Принимающим равные с Ними почести – иными словами, Равным Им; «исходящим от Отца»; и, наконец, «глаголавшим пророки», то есть говорившим через пророков.

В учении о Святом Духе принципиально важно, что Православие исповедует Духа Святого как Исходящего «от Отца», но не «от Отца и Сына», как говорится в Символах веры западных христиан. Нередко в западном богословии можно встретить мысль о том, что Святой Дух – это некая сила, действующая между Отцом и Сыном (скажем, «любовь между Отцом и Сыном»). Это превращает Святого Духа из Третьего Лица Троицы в нечто безличное, почти что атрибут Божества. В работе одной серезной американской исследовательницы я недавно встретил утверждение, что, говоря о Святом Духе, современные рядовые христиане понимают Его и вовсе как какое-то особо радостное настроение во время своей молитвы, приятный эмоциональный настрой и так далее. В таких ложных пониманиях, причиной возникновения которых, видимо, следует считать внесенное много веков назад в Испании ненужное дополнение в латинский текст Символа веры: Filioque («и Сына»), и заключается серьезнейшее уклонение западного христианства от апостольского учения. Святой Дух – не атрибут Божества, не настроение и даже не благодать или энергия Божии. Святой Дух – это Сам Бог, Третья Ипостась Пресвятой Троицы, равная Двум другим – Отцу и Сыну. Бог – один, и в Нем – три Лица, Одно из Которых – Дух Святой.

Недаром православный праздник Пятидесятницы совмещает в себе две различные темы: собственно воспоминание события сошествия Святого Духа на апостолов, а также прославление догмата о Пресвятой Троице. Нам, наследникам византийской литургической традиции, это кажется совершенно естественным; однако в других традициях, праздник Троицы может праздноваться отдельно (например, в римской – в следующее после Пятидесятницы воскресенье). С этим связано и существование двух типов икон этого праздника. На одной изображено событие сошествия Святого Духа на апостолов: апостолы сидят по кругу, а из подвала выходит некий седой муж, который символизирует космос, то есть тварный мир, который исходит из тьмы незнания Бога к Боговедению. Второй тип иконы – это известная и любимая многими «Троица». Вообще-то, на ней изображено ветхозаветное событие – гостеприимство Авраама, но этот образ давно воспринимается в Церкви как символическое выражение догмата о Боге-Троице.

При этом многочисленные песнопения, прославляющие откровение Троицы людям, содержатся и в службе праздника Крещения Господня, потому что это откровение началось в момент крещения Сына Божия, когда, согласно Евангелию, Отец свидетельствовал, а Святой Дух сходил с неба. Это событие – основа нашего христианского Крещения и Миропомазания, когда на каждого крещаемого нисходит Дух Святой, подобно тому, как некогда Он сошел на Христа по Его человеческой природе при Его Крещении. Каждый крещеный человек пережил, если можно так выразиться, «личную Пятидесятницу», когда в Миропомазании после Крещения был помазан святым миром со словами: «Печать дара Духа Святаго». Эти слова означают, что человек получил Святого Духа, что ему был дарован Святой Дух после того, как в Крещении человек сораспялся и совоскрес Христу, и что этот Дух остается с ним, а Миропомазание как бы «запечатывает» Его присутствие, указывая, что Святой Дух никогда не отнимется от новокрещеного. Такова связь учения о Троице с Крещением. В Пятидесятнице же апостолы – а в их лице и вся Церковь – на своем личном опыте поняли, в чем заключается Троичный догмат.

Что касается богослужебных особенностей празднования, то Пятидесятница в Церкви – один из самых торжественных дней года. Служба совершается по самому праздничному чину из возможных. В частности, несмотря на то, что этот праздник приходится на воскресный день, на богослужении отменяются все воскресные песнопения, чтобы они не «отвлекали» от праздничных. Такое происходит только в случае самых главных праздников – например, если на воскресный день попадет Рождество Христово. После Пятидесятницы следует сплошная седмица, то есть без поста в среду и пятницу – такое бывает, кроме Пятидесятницы, лишь после праздников Рождества Христова и Пасхи. Следующий за Пятидесятницей день посвящен, как это бывает и в другие важнейшие праздники, тому лицу, без чьего участия праздник был бы невозможен. Поэтому если после Рождества Христова идет день Пресвятой Богородицы, а Крещения Господня – день Иоанна Крестителя, то за Пятидесятницей следует День Святого Духа.

Служба Пятидестницы преизбыточествует любимыми православными христианами песнопениями – такими, как, например, праздничная стихира «Царю небесный». Она так полюбилась людям, что примерно с XIV-XV веков ее стали прибавлять в начале каждой службы, включив в состав «обычного начала» (в более старой традиции обычное начало открывалось Трисвятым). Еще одна стихира Пятидесятницы, «Видехом свет истинный», которая стала настолько любима, что ее включили в чин Божественной литургии, где она поется после Причащения. Обе этих стихиры специально опускаются в церковном богослужении в период от Пасхи до Пятидесятницы, будучи заменены другими песнопениями, чтобы в день Пятидесятницы прозвучать с новой силой. Еще одна известная стихира праздничной службы, «Приидите, людие, Триипостасному Божеству поклонимся», выражает высочайшее богословие Пресвятой Троицы.

Наиболее яркая литургическая особенность Пятидесятницы – совершение после праздничной литургии великй вечерни, за которой читаются особые коленопреклоненные молитвы. Появление этих молитв связано с тем, что в древней Церкви в период от Пасхи до Пятидесятницы были запрещены коленопреклонения. Конкретнее, это означало, что нельзя было стоять на коленях во время чтения ектений. Ектений в церковных службах тогда было значительно меньше, чем сейчас, зато во время их чтения все молящиеся вставали на колени (кроме воскресных дей и всего периода Пятидесятницы). След этого до сих пор сохраняется, например, в старообрядческой традиции, где сугубая ектения сопровождается поклоном. Ближе к нашему времени ектений стало гораздо больше и читать их стали стоя. Однако на вечерне в день Пятидесятницы сохранилась древняя традиция читать ектении коленопреклонно. Это связано с тем, что когда-то это была первая служба, когда после долгого перерыва разрешалось во время ектеньи встать на колени, и это коленопреклонение так и осталось ее богослужебной особенностью, даже когда на других службах оно было забыто.

Впоследствии к коленопреклоненным ектениям были дописаны для украшения еще и молитвы. Изначально молитвы были обращены к Богу Отцу и Богу Сыну. Было бы логично предположить, что должна была бы существовать еще и молитва Святому Духу, но византийская традиция изначально ее не знала. Патриарх Константинопольский святитель Филофей, ученик святителя Григория Паламы, эту логику реализовал и дописал молитву Святому Духу. Какое-то время она использовалась за богослужением, причем не только греческим, но и русским (она была переведена на славянский язык), но затем было решено вернуться к более древней византийской практике. Греки сделали это в XVI веке, а мы – после Патриарха Никона (у старообрядцев молитва читается до сих пор).

К молитвам самой Пятидесятницы прибавлены еще и другие, происходящие из древнего чина вечерни. На вечерне сейчас в начале священник читает 7 светильничных молитв, но в древнейших рукописях их было больше, и некоторые из них попали в чин коленопреклоненной вечерни, которую служат на Пятидесятницу. Эти молитвы, которые раньше читались на обычной, ежедневной вечерне, добавились к молитвам Пятидесятницы, так что происходит некоторое смешение, когда после высокоторжественной молитвы Пятидесятницы читается рядовая вечерняя молитва. Тем более эта разнородность заметна из-за того, что праздничные молитвы говорят о дне Пятидесятницы, а эти – просто о вечернем времени. Тем не менее, осознанное восприятие этих священных текстов все ставит на свои места. Поэтому каждому из нас следует осознать величие праздника и в смиренном благоговении перед величием тайны Божией воспеть Святому Духу: Царю небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша!

Источник

12 вопросов о Пятидесятнице

От­ве­ча­ет Сер­гей Ху­ди­ев

На пя­ти­де­ся­тый день (от­сю­да и на­зва­ние празд­ни­ка) по­сле вос­кре­се­ния Хри­ста и по­сле иудей­ской Пас­хи апо­сто­лы со­бра­лись в Си­он­ской гор­ни­це в Иеру­са­ли­ме, где на них со­шел Свя­той Дух. Од­ним из Его да­ров бы­ла спо­соб­ность го­во­рить на раз­ных язы­ках для про­по­ве­ди Еван­ге­лия. В чем смысл это­го со­бы­тия, и что Пи­са­ние го­во­рит нам о Свя­том Ду­хе?

1. По­че­му Пя­ти­де­сят­ни­цу ино­гда на­зы­ва­ют Днем Рож­де­ния Церк­ви?

Цер­ковь — это не про­сто со­бра­ние вер­ных, а Те­ло, ор­га­низм, в ко­то­ром стру­ит­ся жизнь Хри­сто­ва. И этот ор­га­низм со­зи­да­ет­ся Свя­тым Ду­хом, как пи­шет апо­стол, Ибо, как те­ло од­но, но име­ет мно­гие чле­ны, и все чле­ны од­но­го те­ла, хо­тя их и мно­го, со­став­ля­ют од­но те­ло, — так и Хри­стос. Ибо все мы од­ним Ду­хом кре­сти­лись в од­но те­ло, Иудеи или Ел­ли­ны, ра­бы или сво­бод­ные, и все на­по­е­ны од­ним Ду­хом (1Кор.12:12-13).

2. Мож­но ли то­гда го­во­рить — как ино­гда го­во­рят — о Вет­хо­за­вет­ной Церк­ви?

Ра­зу­ме­ет­ся, ведь са­мо сло­во «Цер­ковь» зна­чит «со­бра­ние при­зван­ных», и вет­хо­за­вет­ный на­род Бо­жий та­ким со­бра­ни­ем был. Но Пя­ти­де­сят­ни­ца зна­ме­ну­ет прин­ци­пи­аль­но но­вый этап в ис­то­рии спа­се­ния и со­зи­да­ние Церк­ви имен­но как Те­ла Хри­сто­ва пря­мым дей­стви­ем Свя­то­го Ду­ха.

3. Кто та­кой Свя­той Дух? Это си­ла или Лич­ность?

Свя­щен­ное Пи­са­ние яс­но го­во­рит о Свя­том Ду­хе как о Лич­но­сти: на­при­мер, Он пря­мо го­во­рит о Се­бе «Я»: ко­гда они слу­жи­ли Гос­по­ду и по­сти­лись, Дух Свя­тый ска­зал: от­де­ли­те Мне Вар­на­ву и Савла на де­ло, к ко­то­ро­му Я при­звал их (Деян.13:2); про­яв­ля­ет во­лю: Ибо угод­но Свя­то­му Ду­ху и нам не воз­ла­гать на вас ни­ка­ко­го бре­ме­ни бо­лее, кро­ме се­го необ­хо­ди­мо­го (Деян.15:28); его воз­мож­но оскор­бить на­ши­ми гре­ха­ми: И не оскорб­ляй­те Свя­та­го Ду­ха Бо­жия, Ко­то­рым вы за­пе­чат­ле­ны в день ис­куп­ле­ния (Еф.4:30); Ему воз­мож­но со­лгать, при­чем со­лгать Ему — зна­чит со­лгать Бо­гу (Деян.5:4).

4. По­че­му Свя­той Дух не мог быть да­ро­ван до смер­ти и Вос­кре­се­ния Хри­ста?

Во-пер­вых, по­то­му что наш грех раз­де­лял нас с Бо­гом — и дол­жен был быть ис­куп­лен. Во-вто­рых, по­то­му что Свя­той Дух за­тем и да­ет­ся, чтобы при­об­щить нас ко Хри­сту, Рас­пя­то­му и Вос­крес­ше­му. Мы со­зда­ны Бо­гом для то­го, чтобы по­знать Его и воз­ра­до­вать­ся Ему во ве­ки, чтобы быть веч­ной, бес­ко­неч­но счаст­ли­вой се­мьей, гла­ва ко­то­рой — Бог. Мы от­па­ли от сво­е­го пред­на­зна­че­ния в грех, и по­это­му мы нуж­да­ем­ся в спа­се­нии. Грех име­ет две сто­ро­ны — ви­ну и пор­чу. Мы ви­нов­ны пе­ред Свя­тым Бо­гом, мы со­вер­ши­ли (и про­дол­жа­ем со­вер­шать) гре­хи и без­за­ко­ния — то, что от­вра­ти­тель­но в Его очах, то, что пе­ред су­дом Прав­ды Бо­жи­ей под­ле­жит осуж­де­нию. Как го­во­рит про­рок, без­за­ко­ния ва­ши про­из­ве­ли раз­де­ле­ние меж­ду ва­ми и Бо­гом ва­шим, и гре­хи ва­ши от­вра­ща­ют ли­це Его от вас, чтобы не слы­шать. Ибо ру­ки ва­ши осквер­не­ны кро­вью и пер­сты ва­ши — без­за­ко­ни­ем; уста ва­ши го­во­рят ложь, язык ваш про­из­но­сит неправ­ду (Ис.59:2-3).

Но, ху­же то­го, мы ис­пор­че­ны — глу­бо­кое по­вре­жде­ние са­мой на­шей при­ро­ды, вы­зван­ное гре­хом, под­тал­ки­ва­ет нас к но­вым и но­вым гре­хам, и де­ла­ет нас неспо­соб­ны­ми, да и неже­ла­ю­щи­ми ис­пра­вить свою жизнь. Это мож­но срав­нить с по­ло­же­ни­ем нар­ко­ма­на: он ви­но­вен, по­сколь­ку раз­ру­ша­ет свою жизнь и жиз­ни сво­их близ­ких, во­ру­ет, про­да­ет нар­ко­ти­ки дру­гим, и со­вер­ша­ет дру­гие пре­ступ­ле­ния, чтобы удо­вле­тво­рить свою бо­лез­нен­ную страсть к одур­ма­ни­ва­ю­ще­му яду. В то же вре­мя он ис­пор­чен: бо­лезнь (ко­то­рая яви­лась ре­зуль­та­том его соб­ствен­но­го по­роч­но­го вы­бо­ра) глу­бо­ко разъ­ела его те­ло и ду­шу, и он не мо­жет сам оста­вить свой па­губ­ный об­раз жиз­ни. Он нуж­да­ет­ся в по­мо­щи, но не мо­жет ее по­лу­чить, по­сколь­ку вы­нуж­ден скры­вать­ся, опа­са­ясь за­слу­жен­ной ка­ры за свои пре­ступ­ле­ния.

Так и все мы, бед­ные греш­ни­ки, нуж­да­ем­ся в по­мо­щи Бо­жи­ей для то­го, чтобы ис­пра­вить на­шу жизнь, но не мо­жем вой­ти в об­ще­ние с Бо­гом из-за осуж­де­ния, тя­го­те­ю­ще­го на нас из-за на­ших гре­хов. Из это­го без­вы­ход­но­го по­ло­же­ния, в ко­то­рое мы са­ми се­бя за­гна­ли, Бог спа­са­ет нас через Иису­са Хри­ста. Без­греш­ный Сын Бо­жий уми­ра­ет за на­ши гре­хи, «Пра­вед­ник за непра­вед­ных». Как го­во­рит Он сам (и Цер­ковь по­вто­ря­ет это за каж­дой Ли­тур­ги­ей), сие есть Кровь Моя Но­во­го За­ве­та, за мно­гих из­ли­ва­е­мая во остав­ле­ние гре­хов (Мф.26:28). При­хо­дя к Нему с по­ка­я­ни­ем и ве­рой, мы пол­но­стью осво­бож­да­ем­ся от осуж­де­ния за на­ши гре­хи — по­то­му что Он есть Аг­нец Бо­жий, Ко­то­рый бе­рет на Се­бя грех ми­ра (Ин.1:29).

5. Во всех ли хри­сти­а­нах пре­бы­ва­ет Свя­той Дух, или толь­ко в свя­тых?

Во всех; ни­кто не мо­жет быть хри­сти­а­ни­ном без по­мо­щи Свя­то­го Ду­ха: Ес­ли же кто Ду­ха Хри­сто­ва не име­ет, тот и не Его (Рим.8:9). Свя­тые да­ют Свя­то­му Ду­ху боль­ше воз­мож­но­сти дей­ство­вать — и в них он про­яв­ля­ет Се­бя яв­ным и ча­сто оче­вид­ным для всех об­ра­зом, но лю­бой че­ло­век, в том чис­ле и со­всем не свя­той, ста­но­вит­ся хри­сти­а­ни­ном толь­ко по осо­бо­му дей­ствию Свя­то­го Ду­ха. На­ша ве­ра — это не про­сто че­ло­ве­че­ское убеж­де­ние, это сверхъ­есте­ствен­ный дар Бо­га. Мы не мог­ли бы ни при­знать в Иису­се Спа­си­те­ля, ни пе­ре­ме­нить на­шу жизнь, ни да­же за­хо­теть это­го без по­мо­щи Свя­то­го Ду­ха.

6. Мо­жет ли Свя­той Дух дей­ство­вать вне Церк­ви?

До опре­де­лен­ных пре­де­лов, да — Бог дей­ству­ет в на­шей жиз­ни еще до то­го, как мы при­со­еди­ним­ся к Церк­ви, это то, что ино­гда на­зы­ва­ют «при­зы­ва­ю­щей бла­го­да­тью». Но ес­ли мы от­зы­ва­ем­ся на эту бла­го­дать, то она при­во­дит нас в Цер­ковь. В са­мом де­ле, Свя­той Дух об­ли­ча­ет мир в неве­рии в Гос­по­да Иису­са, про­слав­ля­ет Его, на­по­ми­на­ет нам то, что ска­зал Он, а ска­зал Он, в част­но­сти, Я со­здам Цер­ковь Мою, и вра­та ада не одо­ле­ют ее (Мф.16:18). По­это­му, хо­тя Свя­той Дух и мо­жет дей­ство­вать вне Церк­ви, Он все­гда ве­дет нас в Цер­ковь.

7. Что яв­ля­ет­ся при­зна­ком ис­тин­ной Церк­ви? Вот со­бра­лись лю­ди, по­мо­ли­лись, и Дух, ды­ша­щий где хо­чет, со­шел на них. Они про­по­ве­ду­ют и да­же име­ют (по их сло­вам) зна­ме­ния и чу­де­са. Как по­нять, где ис­тин­ная Цер­ковь?

8. Ес­ли Свя­той Дух по­да­ет­ся через ру­ко­по­ло­же­ние, не по­лу­ча­ет­ся ли так, что Его мож­но «по­ста­вить пе­ред фак­том», «вы­ну­дить» сой­ти на че­ло­ве­ка, со­вер­шив пра­виль­ные ри­ту­а­лы?

Де­ло об­сто­ит ров­но на­обо­рот: это Свя­той Дух уста­нав­ли­ва­ет, ка­ким имен­но об­ра­зом Он со­зи­да­ет Цер­ковь и ко­го вы­би­ра­ет для это­го. Со вре­мен апо­столь­ских осо­бый дар Свя­то­го Ду­ха для пас­тыр­ско­го слу­же­ния и со­вер­ше­ния Та­инств пе­ре­да­вал­ся имен­но через ру­ко­по­ло­же­ние. На­при­мер, апо­сто­лы, ру­ко­по­ло­жив же им пре­сви­те­ров к каж­дой церк­ви, они по­мо­ли­лись с по­стом и пре­да­ли их Гос­по­ду, в Ко­то­ро­го уве­ро­ва­ли (Деян.14:23), а апо­стол Па­вел уве­ще­ва­ет Ти­мо­фея воз­гре­вать дар Бо­жий, ко­то­рый в те­бе через мое ру­ко­по­ло­же­ние (2Тим.1:6).

9. А что ес­ли свя­щен­ник (или епи­скоп) — яв­но недо­стой­ный че­ло­век? Дей­ству­ет ли через него Свя­той Дух?

Да. Точ­но так же, как недо­стой­ный по­слан­ник, ко­то­рый пе­ре­да­ет вам гра­мо­ту от Ца­ря, ни­как не уни­что­жа­ет ни ее со­дер­жа­ния, ни ее дей­ствен­но­сти. Бог ни­ко­гда не ли­шит ис­крен­не­го ве­ру­ю­ще­го бла­го­да­ти за гре­хи дру­гих лю­дей, в том чис­ле епи­ско­пов или свя­щен­ни­ков. Че­ло­век, ко­то­рый с ве­рой, бла­го­го­ве­ни­ем и стра­хом Бо­жи­им при­сту­па­ет к Ча­ше, по­лу­ча­ет При­ча­стие, да­же ес­ли ча­шу дер­жит недо­стой­ный свя­щен­ник. Ес­ли он ис­по­ве­ду­ет­ся в гре­хе и при­ни­ма­ет раз­ре­ши­тель­ную мо­лит­ву, то он про­щен Бо­гом неза­ви­си­мо от лич­ных ка­честв свя­щен­ни­ка.

10. Мо­гут ли лю­ди, в ко­то­рых пре­бы­ва­ет Свя­той Дух, гре­шить или оши­бать­ся?

Свя­той Дух не на­де­ля­ет от­дель­но­го хри­сти­а­ни­на без­оши­боч­но­стью; то на­став­ле­ние на вся­кую ис­ти­ну, о ко­то­ром го­во­рит Еван­ге­лие, но­сит мяг­кий, мож­но ска­зать, де­ли­кат­ный ха­рак­тер — Свя­той Дух не дик­ту­ет, а толь­ко на­прав­ля­ет ра­зум и во­лю ве­ру­ю­ще­го. Это не уни­что­жа­ет его сво­бод­ной во­ли, а зна­чит, воз­мож­но­сти оши­бать­ся. Без­оши­боч­но­стью об­ла­да­ет не от­дель­ный хри­сти­а­нин, а толь­ко Цер­ковь в це­лом, ко­гда она вы­ра­жа­ет свое уче­ние на Все­лен­ских Со­бо­рах.

Что ка­са­ет­ся гре­ха, то на­до уточ­нить, о ка­ком имен­но гре­хе идет речь. Упор­ное и со­зна­тель­ное про­тив­ле­ние во­ле Бо­жи­ей, наг­лое и на­ме­рен­ное на­ру­ше­ние Его за­по­ве­дей от­тор­га­ет че­ло­ве­ка (впредь до по­ка­я­ния) от об­ще­ния со Свя­тым Ду­хом. Од­на­ко и те, в ком пре­бы­ва­ет Свя­той Дух, мо­гут со­вер­шать гре­хи по немо­щи или неве­де­нию.

11. Зна­ком со­ше­ствия Свя­то­го Ду­ха на апо­сто­лов бы­ло то, что они на­ча­ли го­во­рить на мно­гих язы­ках. По­че­му это­го яв­ле­ния боль­ше нет в Пра­во­слав­ной Церк­ви?

По­то­му что это бы­ло од­но­крат­ное зна­ме­ние, ко­то­рое со­от­вет­ство­ва­ло дру­го­му со­бы­тию — сме­ше­нию язы­ков. В по­вест­во­ва­нии о Ва­ви­лон­ской башне (Быт.11) го­во­рит­ся о том, как лю­ди в сво­ей гор­дыне ре­ши­ли воз­ве­сти баш­ню до неба и Гос­подь сме­шал там язык их, так чтобы один не по­ни­мал ре­чи дру­го­го (Быт.11:7). Смысл это­го рас­ска­за в том, что мя­теж про­тив Бо­га при­во­дит к утра­те един­ства че­ло­ве­че­ско­го ро­да, лю­ди раз­де­ля­ют­ся на раз­ные пле­ме­на и на­ро­ды, ко­то­рые не по­ни­ма­ют друг дру­га. Весь Вет­хий За­вет су­ще­ство­ва­ло жест­кое раз­де­ле­ние на Из­ра­иль — на­род, знав­ший и чтив­ший Еди­но­го Ис­тин­но­го Бо­га, — и языч­ни­ков — всех осталь­ных, кос­нев­ших в по­чи­та­нии идо­лов. Бы­ва­ет, впро­чем, что и лю­ди, го­во­ря­щие на од­ном язы­ке, не мо­гут друг дру­га по­нять, меж­ду ни­ми ле­жат клас­со­вые и со­слов­ные про­па­сти. И вот в День Пя­ти­де­сят­ни­цы Бог Свя­той Дух при­хо­дит, чтобы ис­це­лить все мыс­ли­мые меж­ду людь­ми раз­де­ле­ния, и воз­двиг­нуть од­ну Цер­ковь, где бу­дут со­бра­ны лю­ди из всех на­ро­дов и со­ци­аль­ных сло­ев. Как об этом го­во­рит свя­той апо­стол Па­вел, нет ни Ел­ли­на, ни Иудея, ни об­ре­за­ния, ни необ­ре­за­ния, вар­ва­ра, Ски­фа, ра­ба, сво­бод­но­го, но все и во всем Хри­стос (Кол.3:11).

12. В ка­ких зна­ме­ни­ях про­яв­ля­ет Се­бя Свя­той Дух в жиз­ни пра­во­слав­но­го хри­сти­а­ни­на?

Свя­щен­ное Пи­са­ние ука­зы­ва­ет на то, что да­ры Ду­ха но­сят, преж­де все­го, ве­ро­ис­по­вед­ный и нрав­ствен­ный ха­рак­тер. Свя­той Дух об­ли­ча­ет нас в гре­хе, чтобы мы мог­ли по­ка­ять­ся в нем и оста­вить его; как го­во­ри­ли свя­тые от­цы, тот, кто спо­до­бил­ся ви­деть свои гре­хи, со­вер­шен­нее то­го, кто спо­до­бил­ся ви­деть ан­ге­лов. Свя­той Дух вну­ша­ет хри­сти­а­ни­ну твер­дую ве­ру в Гос­по­да на­ше­го Иису­са Хри­ста, со­глас­ную со сви­де­тель­ством апо­сто­лов. Свя­той Дух да­ет твер­дую на­деж­ду на то, что во Хри­сте ве­ру­ю­щие при­ня­ты и про­ще­ны Бо­гом, как го­во­рит апо­стол, По­то­му что вы не при­ня­ли ду­ха раб­ства, чтобы опять жить в стра­хе, но при­ня­ли Ду­ха усы­нов­ле­ния, Ко­то­рым взы­ва­ем: «Ав­ва, От­че!» Сей са­мый Дух сви­де­тель­ству­ет ду­ху на­ше­му, что мы — де­ти Бо­жии (Рим.8:15-16). Свя­той Дух со­зи­да­ет в чле­нах Церк­ви нрав­ствен­ные пло­ды, ко­то­рые пе­ре­чис­ля­ет апо­стол Па­вел в дру­гом по­сла­нии: Плод же ду­ха: лю­бовь, ра­дость, мир, дол­го­тер­пе­ние, бла­гость, ми­ло­сер­дие, ве­ра, кро­тость, воз­дер­жа­ние (Гал.5:22-23). Хо­тя Бог мо­жет да­вать Сво­им свя­тым со­вер­шать и чу­де­са, и зна­ме­ния, до­би­вать­ся их не сле­ду­ет. Са­мое важ­ное зна­ме­ние при­сут­ствия Свя­то­го Ду­ха в жиз­ни че­ло­ве­ка — это ис­крен­нее по­ка­я­ние в гре­хах, на­сто­я­щая сво­бо­да, пра­вая ве­ра и пра­вед­ная жизнь, да­ю­щая пол­но­ту смы­ла и со­дер­жа­ния, внут­рен­не­го удо­вле­тво­ре­ния и ис­тин­но­го сча­стья.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *