святой апостол германии 9 букв
Святой Бонифаций – Апостол Германии
От святителя Бонифация до нас дошла пространная переписка, которую он вел с многими выдающимися деятелями своей эпохи, среди которых – папы, короли, епископы, настоятели монастырей, игуменьи, монахи, его духовные дети. Это эпистолярное наследие представляет собой бесценный памятник эпохи, удаленной от нас глубиной времен. Поистине, эти письма святителя пробиваются к нам, как луч солнца из глубины так называемых «темных веков», проливая свет на многие события той эпохи. Они позволяют нам составить более или менее ясное представление о том положении, в котором находилась в те годы Церковь в Западной Европе.
Его личность уже неоднократно была предметом исследования многих ученых на Западе – в первую очередь, в Германии и Англии. В то же время в отечественной историографии имя святого Бонифация до сих пор остается малоизвестным. За исключением нескольких словарных статей, помещенных, главным образом, в дореволюционных, малодоступных энциклопедических изданиях, на русском языке до последнего времени не существовало специальных работ, в которых бы рассматривалась его жизнь и миссионерское служение. В семинарских курсах Истории Древней Церкви его имя упоминается как бы вскользь и мимоходом, а оценки его миссионерской и церковно-организационной деятельности, как правило, субъективны и противоречивы.
Итак, среди отечественных историков Церкви рубежа XIX–XX вв. налицо в целом достаточно негативное отношение к деятельности Бонифация. Основной упрек, адресуемый ими этому святому, заключается в том, что в тех землях, где он проповедовал христианство, он содействовал также установлению подчиненной Риму иерархии. Один этот факт, по их мнению, перечеркивает все прочие заслуги святителя перед Церковью. Насколько справедлив подобный подход? Прежде чем ответить на этот вопрос, хотелось бы познакомить читателя с основными вехами жизни этого святого.
В 716 г. он предпринял свое первое путешествие во Фрисландию, где уже с кон. VII в. действовали англосаксонские миссионеры, в том числе святой Виллиброрд. Но этот первый опыт миссионерства потерпел неудачу. Фризский герцог Радбод, который только что отвоевал у франкского майордома Карла Мартелла (714-741) юго-западную часть страны, хотя и не стал препятствовать англосаксонскому миссионеру в проповеди христианства, но сам остался равнодушен к новой религии и не оказал поддержки миссии. Натолкнувшись на сильное сопротивление местного населения, Винфрид осенью 716 г. со своими спутниками вернулся в Англию.
В конце 717 г. в родном монастыре Винфрида Нурслинге умер аббат Винберт, и его преемником избрали Винфрида. Однако настоятелем монастыря он оставался недолго и вскоре, осенью 718 г., заручившись рекомендательным письмом епископа Винчестерского Даниила, Винфрид навсегда покинул свою родину. Вместе с группой товарищей он отправился в Рим, чтобы получить поддержку Римского престола и обеспечить тем самым проповеди христианства в германских землях прочную основу. С тех пор принцип непрерывной связи с Римской Церковью стал руководствующим для Винфрида во всей его дальнейшей деятельности.
МИССИОНЕР И ПРОПОВЕДНИК
Летом 719 г. он отправился в Тюрингию, которая считалась в Риме христианской страной. Однако положение там оказалось более сложным, чем предполагалось. Обращенные в христианство предшественником Бонифация, св. Килианом, государи, герцог Гоцберт и его сын Хетан II, были убиты, возможно, как раз из-за их попыток распространить христианскую веру среди своих подданных, которые предались язычеству или смешивали христианство с идолопоклонством. Бонифаций пытался побудить людей жить в соответствии с предписаниями христианской религии, однако не добился желаемого успеха, хотя и смог обратить нескольких язычников. Он решил отправиться ко двору франк. майордома Карла Мартелла, чтобы просить его о помощи, но по пути узнал о смерти фризского вождя Радбода и направился во Фрисландию. Здесь он провел три года, энергично помогая престарелому епископу Утрехта св. Виллиброрду.
Вскоре епископ Виллиброрд пожелал сделать Бонифация своим преемником. Однако он уклонился от этой чести, ссылаясь, на то, что без благословения папы не осмелится принять епископский сан. Бонифаций покинул Фрисландию и, последовав за армией Карла Мартелла, достиг Тюрингии и Гессена, где крестил многих местных жителей. С помощью двух вождей, обращенных им в христианство, Бонифаций учредил в 721 г. небольшой монастырь в Амёнебурге на р. Ом в Верхнем Гессене. По замыслу своего основателя обитель должна была стать своего рода миссионерским центром для подготовки духовенства из местных жителей.
Вскоре Бонифаций послал к папе Григорию II одного из своих учеников с письмом, где сообщал об успехах миссии и просил о дальнейшем руководстве. В ответ на это послание папа пригласил Бонифация посетить Вечный город, куда он отправился осенью 722 г. в сопровождении многочисленной свиты.
30 ноября 722 г. Бонифаций был рукоположен в сан епископа и принес клятву верности апостолу Петру и его преемнику. Впервые в истории папства рукоположение епископа неиталийского происхождения было совершено по чину, употреблявшемуся до этого исключительно для епископов римского митрополичьего округа. В этой клятве некоторые исследователи усматривают якобы уже тогда проявившуюся приверженность Бонифация «папизму», хотя в ней не содержится ничего противоречащего каноническим принципам Древней Церкви: Бонифаций клялся быть верным Римской Церкви, не иметь общения с епископами, которые не придерживались канонических предписаний и бороться с их деятельностью. Поставив Бонифация епископом, папа Григорий II отослал его назад с письмами, требующими повиновения новопоставленному епископу от духовенства его новой епархии в Тюрингии и Гессене. Кроме того, с письмом и просьбой о защите и помощи он обратился также и к Карлу Мартеллу, взявшего Бонифация под свою защиту.
Вернувшись в Гессен, Бонифаций с лихвой возместил ущерб, который Церковь понесла за время его отсутствия, когда многие жители этой страны перешли в язычество. Чтобы показать язычникам, насколько бессильны были их боги, Бонифаций срубил в местечке Гисмар около города Фрицлар, дуб, посвященный богу грома Тору. На этом месте была возведена деревянная часовня, посвященная Спасителю. Для язычников это было зримым знаком того, что христианский Бог могущественнее и сильнее языческих богов.
УСТРОИТЕЛЬ ФРАНКСКОЙ ЦЕРКВИ И МУЧЕНИК ЗА ХРИСТА
После смерти в феврале 731 г. папы Григория II на престол Римской Церкви вступил папа Григорий III. Бонифаций поспешил отправить к новому папе посольство и принести уверения в своей преданности. В 732 г. Бонифаций вновь написал в Рим, упомянув среди прочего и о том, что работы стало слишком много для одного человека. Григорий III, оценив достигнутые Бонифацием успехи, отправил ему архиепископский паллиум, хотя и не назначил для митрополии постоянного центра. Кроме того, папа разрешил Бонифацию самостоятельно учреждать епархии и ставить на служение епископов.
В 737 г. Бонифаций в сопровождении многочисленных учеников в третий раз отправился в Рим, где был милостиво принят папой Григорием III. Папа наделил его полномочиями легата и поручил установить канонический порядок в церковной жизни Баварии. В Риме к нему присоединился Лулл, который впоследствии стал одним из его ближайших учеников и преемником на Майнцской кафедре.
По возвращении Бонифаций с помощью герцога Одилона и баварской знати начал работу по созиданию Баварской Церкви на канонических началах. Он по-новому определил границы епархий и назначил епископов на свободные кафедры: в Зальцбург, Фрайзинг и Регенсбург. Бонифаций основал самостоятельную гессенскую епархию с центром в Бюрабурге и назначил в нее епископом св. Витту. Были созданы также епархии в Айхштадте, куда в октябре 741 епископом был рукоположен св. Виллибальд, и Эрфурте. Новым епископом Вюрцбурга стал Бурхард.
Бонифаций обращал особое внимание на каноничность рукоположений духовенства и отстранял от служения неканонических клириков. Если рукоположенные неканоническим образом священнослужители были готовы признать, что они совершали свои упущения не по злой воле, и приносили покаяние в содеянном, то Бонифаций заново рукополагал их в священный сан.
В 741 г. умер Карл Мартелл. Власть над империей перешла к его сыновьям Карломанну и Пипину Короткому. Умершего 28 ноября 741 г. папу Римского Григория III сменил папа Захария. Святитель Бонифаций, завоевавший к этому времени огромный авторитет, заручился поддержкой Карломанна и приступил к реформе Франкской Церкви, в которой имело место сильное обмирщение духовенства. Осуществляя реформу Франкской Церкви, Бонифаций неоднократно стремился повысить уровень канонического сознания клира. Особенно строго Бонифаций относился к соблюдению духовенством целибата, предписывая наказывать священника за его нарушение бичеванием и даже тюремным заключением. Бонифаций сумел восстановить практику регулярного созыва Соборов, в которых принимал участие не только епископат, но и аристократия во главе с Карломанном и Пипином.
После смерти епископа Утрехта св. Виллиброрда (744) Бонифаций принял его епархию под свое управление. Примерно в то же самое время умер Рагенфрид, епископ Кёльнский. Папа Захария хотел учредить для Бонифация митрополию с центром в Кёльне (745), но этому воспротивилось местное духовенство. Тогда папа назначил Бонифация епископом Майнца и примасом Германии.
Много сделал Бонифаций для укрепления духовной жизни в монастырях, особенно в аббатстве Фульда, учрежденном в 744 г. под покровительством Бонифация его учеником св. Штурмием. Бонифаций ежегодно приезжал в Фульду, чтобы преподать наставление монахам, живущим по бенедиктинскому уставу, и провести несколько дней в молитве и богомыслии. По его просьбе папа Захария грамотой от 751 г. защитил аббатство от посягательств епископов Вюрцбурга или Майнца, подчинив его непосредственно Римскому престолу.
Получив благословение папы и согласие Пипина Короткого, Бонифаций летом 753 г. оставил Майнцское епископство своему ученику свт. Луллу и возглавил фризскую миссию. Он с успехом проповедовал на восточном берегу р. Зейдер (совр. Зее), пока не подвергся нападению разбойников, полагавших, что миссионеры имеют при себе сокровища. 5 июня 754 г. близ местечка Доккум на реке Борн святитель Бонифаций был убит вместе со своими спутниками (по разным версиям их было от 37 до 52). Он призывал своих учеников не сопротивляться язычникам и со смирением принять мученический венец. Новообращенные христиане вскоре нашли тела мучеников. Тело Бонифация было перенесено сначала в Утрехт, затем благодаря свт. Луллу в Майнц, а еще позже, согласно желанию, которое святитель неоднократно выражал на протяжении своей жизни, в аббатство Фульда. Гробница свт. Бонифация очень скоро стала местом поклонения.
СВЯТОЙ НЕРАЗДЕЛЕННОЙ ЦЕРКВИ
Святитель Бонифаций, без сомнения, может почитаться как святой единой, неразделенной Церкви. Вся многотрудная и подвижническая жизнь святителя, обращенные им в христианство народы, наконец, его мученическая кончина, его посмертное почитание и чудеса, совершавшиеся у его мощей, являются для нас неоспоримым свидетельством его святости. Но наличие крайних точек зрения, изложенных в начале статьи, заставляет нас сказать несколько слов о возможности почитания Бонифация в Православной Церкви.
Вплоть до ХХ столетия вопрос о почитании западных святых в Православной Церкви фактически не ставился. Только в последнее время, которое по значительности событий и явлений, происходящих в мире, сравнимо только с эпохой великого переселения народов, этот вопрос стал неожиданно актуален. Главным образом проблема почитания западных святых встала перед православными христианами, в силу разных исторических причин оказавшихся в Западной Европе. Одним их первых, кто обратил внимание на важность этой проблемы, был архиепископ Иоанн (Максимович), который долгие годы возглавлял одну из западно-европейских епархий Русской Православной Церкви Заграницей. В 1950 году архиепископ Иоанн выступил перед собором РПЦЗ с докладом о почитании западных святых.
Святитель Бонифаций совершал свое служение в эпоху, последовавшую за великим переселением народов. Ее отличительными чертами были политическая и экономическая нестабильность, франкская государственность находилась в стадии становления, в империи отсутствовала налаженная церковная структура. Следствием отсутствия церковной проповеди стала реакция язычества, которое во многих областях страны стало возвращать утраченные было позиции. Упадок нравственности духовенства вызвал значительное снижение его авторитета среди народа. Во Франкской Церкви в VII-VIII вв. стали весьма распространены симония, передача церковных должностей и санов по наследству, разврат и прочие порочные явления. Чтобы вести борьбу против этих злоупотреблений, нужно было иметь твердую опору, и Бонифаций нашел ее в лице папства каролингов.
Вполне очевидно, что тогда Рим обладал высочайшим авторитетом для большинства Церквей не только на Западе, но и на Востоке, а Римский епископ выступал как гарант и хранитель веры древней Церкви. Поэтому святитель Бонифаций стремился на христианизированных им землях устанавливать именно канонический порядок Римской Церкви, который закрепил бы достигнутые им успехи в проповеди христианства и создал бы необходимые условия для нормального развития христианской жизни.
[1] Бонифаций / Энциклопедический словарь. Т. IV. СПб, 1891. С. 370.
[2] Там же.
[3] Скорее всего, автором этой статьи был кто-либо из профессоров Санкт-Петербургской духовной академии. По крайне мере, все доктора церковной истории, указанные среди авторов этого тома энциклопедии, были профессорами СПбДА.
[4] Бонифаций / Православная богословская энциклопедия. Петроград, 1903. С. 942.
[5] Неофит Владимирович Малицкий (1871-?). Магистр церковной истории, выпускник Санкт-Петербургской духовной академии.
[6] Бонифаций / Христианство. Энциклопедический словарь. М., 1994. Т. I. С. 297.
[7] Прот. Иоанн Мейендорф. Цит. соч. С. 238.
[8] Там же. С. 238-239.
[9] Архиепископ Иоанн (Максимович). О почитании святых, просиявших на Западе (Доклад архиерейскому собору РПЦЗ) // Русский паломник. 1994. № 9. С. 58.
[10] Иеромонах Серафим (Роуз). Приношение православного американца М., 1998. С.105.
[11] См. Прот. Валентин Асмус. Седьмой Вселенский Собор 787 г. и власть Императора в Церкви / Regnum aeternum. М.,-Париж, 1996. С. 47.