святогорский мужской монастырь в донецкой области
Свято-Успенская Святогорская Лавра
Свято́-Успе́нская Святого́рская ла́вра — православный монастырь Украинской Православной Церкви (Московского патриархата) в городе Святогорске Донецкой области. В 2004 г. получил статус лавры. Лавра находится на правом высоком меловом берегу Северского Донца (на т. н. Святых горах, в одноимённом национальном парке). Кроме наземных строений, имеются меловые пещеры. Из числа монахов, подвизавшихся в монастыре, 17 были прославлены в лике святых. Послушание в обители несут более сотни человек братии. При обители есть гостиница для паломников.
Содержание
История [ править ]
Первые монахи на месте будущей лавры поселились в XIV или XV вв. (по некоторым данным в XI в.). Первое письменное упоминание о местности «Святые горы», в записках германского посла Сигизмунда Герберштейна, относится к 1526 г.
В 1787 г. по указу императрицы Екатерины II Святогорский монастырь был упразднен, а принадлежавшие ему деревни, земли и угодья отобраны в казну. В 1790 г. новым владельцем Святогорья стал князь Таврический Григорий Потемкин. По указу Святейшего Синода монастырские храмы Успения Божией Матери и святителя Николая на скале были обращены в приходские, а прочие разобраны и увезены. В упраздненном состоянии обитель находилась почти 57 лет.
В 1844 г. по указу императора Николая I Святогорский монастырь был восстановлен по чину и уставу Глинской пустыни Курской епархии. За следующие 70 лет он достиг небывалого расцвета, став одним из крупнейших в Российской империи. В этот период не раз поднимался вопрос о присвоении Святогорской обители статуса лавры. Монастырь имел кирпичные мастерские, мельницы, разные мастерские, торговые лавки, был известен замечательными видами и притягивал много богомольцев. Перед Первой мировой войной в монастыре находилось около 600 монахов.
События 1917 г. и приход Советской власти трагично отозвались на дальнейшей судьбе Святогорского монастыря, разграбление которого началось с января 1918 г. В 1922 г. монастырь был ликвидирован, а на его месте образован Дом отдыха для трудящихся Донбасса. Наступило время окончательного разорения монастыря.
Святогорская обитель была вновь открыта в 1992 г. — монастырю отдали разграбленный и оскверненный, превращенный в кинотеатр Успенский собор.
Только в конце 2003 г. Святогорскому монастырю были окончательно переданы находившиеся в ведении Славяногорского историко-архитектурного заповедника и санатория «Святые горы» жилые и хозяйственные строения.
9 марта 2004 г. Священный Синод УПЦ принял решение о присвоении монастырю статуса лавры.
12 июля 2008 г. состоялось прославление Собора святых отцов, во Святых Горах на Донце просиявших. В Собор святогорских отцов вошли 17 святых: один святитель, 11 преподобных, 4 преподобноисповедника и один Христа ради юродивый. Решение о канонизации 16 из них было принято на заседании Синода УПЦ от 8 мая 2008 г. (журнал № 38). Преподобный Иоанн, затворник Святогорский, был прославлен 24 августа 1995 г.
Описание [ править ]
Обитель стоит на правом берегу реки Северский Донец – на склонах покрытой лесом гряды меловых гор, один из которых украшен свободным от деревьев белым отвесным утесом.
Храмы и часовни, расположенные на территории Святогорской лавры
Храмы и часовни, расположенные за территорией Святогорской лавры
История
Основание монастыря
Летопись обители XVI в. — 1787 г.
Летопись обители 1787-1844 гг.
Летопись обители 1844-1922 гг.
Летопись обители 1922-1992 гг.
Новейшая история
Публикации
Краткая история
Начальные документальные известия
■ С XVI в. местность «Святые Горы» на Северском Донце упоминается как дозорный пункт на границе Московии с Диким полем, через которое на московитов не раз нападали татары (в «Записках о московских делах» австрийского посла Сигизмунда Герберштейна 1526 г. упоминаются «воины, которых государь по обычаю держит там на карауле с целью разведок и удержания татарских набегов… возле места Великий Перевоз, у Святых Гор»; под 1555 г. Никоновская летопись сообщает: «Как воеводы пришли вверх Мжа и Коломака, и прибежал к ним сторож из Святых Гор, да станичник Лаврентий Колтовский товарища прислал с тем: царь Крымский Донец перелез со многими людьми и идет к Рязанским и Тульским украинам»).
■ С XVII в. в Святогорье упоминается монастырь: в 1620 г. Святогорский игумен Ефрем с 12-тью старцами получали хлеб от царского жалованья; монастырская челобитная рубежа 20-30-х гг. XVII в. сообщает царю: «В 1628 г. приходили к Святым Горам татары и Ваше государево богомолье разорили, церковное и монастырское строение поимали все без остатку, и нас, богомольцев Ваших, поимали в полон»; в 1644 г. царь Михаил Феодорович повелел: «Быти в Святогорском монастыре… служивым людям… со всякими запасы… с большим береженьем, чтоб над ними татары… дурна не сделали… А будет, придут в Святогорский монастырь из Крыма… или иных земель полоненники… и они б полоненых про татарский приход и про всякие вести расспрашивали»; в 1672 г. царь Федор Алексеевич «для Святогорского монастыря, что на Северском Донце, игумену Корнилию с братией для береженья от прихода неприятельских людей велел дать… полпуда пороху ручного, свинцу полдесять гривенок».
■ Утрата монастырем, при разорении от рук врагов, старых документов привела к тому, что на стыке XVII-XVIII вв. местные иноки уже не знали даты основания обители (в 1679 г. со слов архимандрита прп. Иоиля было записано: «В которых годах тот монастырь устроен, того он не ведает. Писания о том у них в монастыре нет, (потому) что был тот монастырь от воровских людей разорен»; монастырский синодик 1710 г. содержит аналогичную по смыслу запись, дополненную замечанием: «Сия Святогорская Успенская пустынная обитель благословением Божиим начася прежде или с начала царствования… Михаила Феодоровича»).
Гипотезы
■ Отсутствие точных сведений о времени основания монастыря породило ряд гипотез: в сер. XIX в. в обители родилось мнение, что ее основали иноки Киево-Печерской Лавры, выжившие при разорении Киева монголами в 1240 г.; во 2-й пол. XIX в. в литературе появилась версия об основании Святогорской обители иноками Святой Горы Афон, которые бежали от Флорентийской унии 1439 г. и по ошибке приняли устье Дона за Днепр (затем дошли до Северского Донца и поселились на месте, напоминавшем Святую Гору); высказывались версии об основании монастыря в XI-XIII вв. местными жителями, или в VIII-IХ вв. – иноками, бежавшими из Византии от иконоборчества; к ХIV в. относил основание обители архиеп. Харьковский свт. Филарет (Гумилевский); письменных и археологических данных, надежно подтверждающих указанные версии, пока не найдено, а основание монастыря на стыке XVI-XVII вв. может быть связано с бегством украинских иноков от Брестской унии 1596 г.
Продолжение истории
■ В 1737 г. монастырь вновь разорили татары, в 1739 г. он почти вымер от чумы. Во 2-й пол. XVIII в. его настоятелями не раз назначали преподавателей Харьковского Коллегиума, в т.ч. прпп. Фаддея (Кокуйловича) и Рафаила (Мокренского). В 70-80-х гг. того же столетия преподавание наук было налажено и в самой обители, она обрела статус Училищной. При переводе церковных земель в казну, в 1787 г. монастырь был обращен в приход. С 1790 г. его земли принадлежали известному князю Григорию Потемкину (по преданию, он впервые увидел эти места по пути в Крым и пленился их красотой) – с разрешения Екатерины II. По-прежнему посещая Святогорье, паломники чтили 2 находившиеся здесь чудотворные иконы – Святогорский образ Божией Матери и образ свт. Николая Мирликийского.
■ В нач. ХХ в. Святогорская пустынь содержала в округе несколько школ и училище, во время I-й мировой войны – приютила беженцев и раненых солдат, а также эвакуированную братию Почаевской Лавры. В 1917-1919 гг. монастырь подвергался вторжениям, обыскам, грабежам и насилию, некоторые из братии были убиты. С 1919 г. в обители поселили колонию беспризорных детей. В 1922 г. гражданские власти организовали кампанию по изъятию в Святогорье церковных ценностей – невзирая на то, что еще до этого иноки сами пожертвовали немалые средства в помощь голодающим; при изъятии члены комиссии посягнули на неприкосновенные священные сосуды и частицы мощей (с последними были проделаны бутафорные химические «эксперименты»). Вскоре над 9-ю святогорцами провели показательный суд: подсудимым дали условный срок исправительных работ, но главная цель суда заключалась в ином – найти повод к закрытию монастыря, которое и состоялось в том же году. Значительная часть братии оказалась в изгнании, небольшая община иноков поселилась возле Всехсвятской кладбищенской церкви. В 1931 г. храм был закрыт, община упразднена. Тем временем в основной усадьбе монастыря открылся I Всеукраинский дом отдыха трудящихся, впоследствии названный именем Артема – советского партийного деятеля Федора Сергеева, погибшего в 1921 г. при испытании аэровагона. В 1942-1943 гг. на территории пустыни временно проживала монашеская община, в 1943 г. здания монастыря сильно пострадали в ходе боев между советскими войсками и гитлеровцами. В 1950-х гг. основную часть зданий Дома отдыха отремонтировали под размещение кардиологического санатория. В 1980 г. был учрежден Святогорский историко-архитектурный заповедник, под эгидой которого началась реставрация ряда храмов обители.
Современность
Контакты
Адрес Свято-Успенской Святогорской Лавры:
Свято-Успенская Святогорская Лавра, ул. Заречная, 3, г. Святогорск, Донецкая область, Украина, 84130.
Телефоны: +38 (066) 483-30-07, +38 (095) 064-22-23, +38 (098) 123-31-80, +38 (063) 757-03-77,
тел. +38 (06262) 5-30-24 (дежурный с 6.00 до 22.00).
Экскурсионный отдел +38 (06262) 5-30-75.
Подать записку:
Реквизиты Свято-Успенской Святогорской Лавры для осуществления пожертвования можно получить, перейдя по ссылке https://svlavra.church.ua/kontakty/rekvizity/
Официальные аккаунты:
Месторасположение:
Обитель стоит на правом берегу реки Северский Донец – на склонах покрытой лесом гряды меловых гор, один из которых украшен свободным от деревьев белым отвесным утесом. Выходя за пределы «ритма» окрестных склонов, этот утес стал в далеком прошлом местом рождения обители; пристанью, у которой «отдало якорь» странствующее вдали от мира монашество; символическим образом святости, где белизна камня напомнит желанную чистоту души, господство над руслом тихой реки – торжество вечного над текущим, открытость солнцу – свободу от терний земной суеты, отвесность и неприступность – твердыню духа, а высота – устремление к Богу. Об этом утесе – как алтаре на границе земли и неба – восторженно отзывались свт. Иннокентий Херсонский (Борисов, †1857: «Место, рукою Самого Творца преукрашенное и видимо выставленное на удивление всем зрящим») и свт. Филарет Черниговский (Гумилевский, †1866: «Если здесь не уметь, то где же молиться? Здесь так близко к небу, здесь так далеко от земли»).
СВЯТОГОРСКАЯ ЛАВРА
Святогорская лавра |
Святогорская Лавра в честь Успения Божией Матери Донецкой епархии Украинской Православной Церкви
В документах XVI и XVII веков Святогорский монастырь неоднократно упоминается в Московской и других русских летописях в качестве южного сторожевого поста Российского государства.
Одна из Святогорских челобитных XVII века говорит о разорении монастыря в 1628 году: «Государское жалование, церковное строение, ризы и стихари, и книги, и сосуды церковные, и то у них все церковное строение поймали татарове, как приходили ко Святым Горам». Один из немногих избежавших татарского плена старец Александр просил Великого князя Михаила Федоровича выделить для разоренной обители различной церковной утвари и богослужебных книг.
Помимо годового денежного и хлебного жалования обитель была обеспечена царской милостью и различными земельными угодьями, порохом и свинцом для пушек, находившихся в Святогорском гарнизоне.
С древних времен монастырь жил своими трудами. Главным источником доходов был перевоз через реку Северский Донец, который находился в монастырских урочищах выше Святогорской обители. В XVI веке этот перевоз, согласно заметке С. Герберштейна, носил название «Великий Перевоз» и был, по существу, единственной переправой в этих краях. Поэтому им пользовались не только промысловики, охотники, солевары, но даже и послы иностранных государств, из-за чего и проходившая здесь дорога носила название «Посольский шлях». В середине 60-х годов XVII в. перевоз был переведен в новопостроенный городок Маяцкий, а вместо него государство выплачивало обители ежегодную компенсацию.
Пещеры и храмы монастыря
Карта пещер Святогорской Лавры |
К пещерным сооружениям, принадлежащим самому первому периоду жизни обители, которые сохранились до нашего времени, относятся пещерная часовня, две усыпальницы, находящиеся на разных ярусах, пещерный храм, освященный в XIX веке в честь Рождества Иоанна Предтечи, храм святителя Николая на скале, подземная церковь преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских, келии внутри скалы и келарня (место хранения продуктов).
По преданию, в древние времена, когда в пещерах велись работы, иноки собирались в пещерной часовне и прочитывали монашеское правило.
Изучение архитектурных особенностей храма Рождества Иоанна Предтечи (серединный несущий столп, аркообразная ниша в восточной стене) приводит к выводу, что в древности первоначальное помещение не предназначалось для храма, а служило монастырской трапезной. Подтверждением этого служит и находящаяся неподалеку келарня, где хранились продукты и стояла печь. Подобного рода архитектура трапезных палат известна в монастырском зодчестве с середины XV века. По свидетельству святителя Филарета (Гумилевского), в древности здесь, на меловом столпе, был обретен иноками чудотворный образ святителя Николая. С закрытием монастыря в 1787 г. пещеры в скале были в запустении, и только столп, на котором была обретена икона, привлекал многих богомольцев. В 1851 г., после расчистки пещер архимандритом Арсением, освященный в 1848 г. Никольский пещерный храм был переименован в честь Рождества святого Иоанна Предтечи, небесного покровителя ктитора храма, помещика Ивана Васильевича Малиновского, много усердствовавшего на украшение этой древней святыни.
В 1844 г. по указу императора Николая I Святогорский монастырь был восстановлен по чину и уставу Глинской пустыни Курской епархии.
В 1861 г. братией был ископан новый пещерный храм в честь преподобного Алексия, человека Божия.
В окрестных селах (Голая Долина, Банное и Пришиб) были заведены школы, в которых святогорцы преподавали грамоту, церковное пение, прикладное искусство и прочее. Число учеников в них превышало 300 человек. Много способствовали процветанию обители странноприимство и гостеприимство, которые привлекали благочестивых верующих людей всякого сословия: монастырь кормил и поил бесплатно, принимая всех, кто бы ни посещал его.
В 60 км от Святогорского монастыря, на хуторе Гаражовка, в подаренном вдовой Марфой Правицкой имении был открыт в 1868 г. скит и устроена деревянная церковь, посвященная иконе Божией Матери «Неопалимая Купина».
В годы первой мировой войны, будучи одним из крупнейших и обеспеченных монастырей Харьковской епархии, Святогорский монастырь оказывал помощь раненым воинам и беженцам. В 1915 г. на средства обители был построен лазарет для раненых на 60 человек, а также принято на постой около 700 человек беженцев.
Кроме того, в Святогорской пустыни в это же время была размещена монашеская братия Свято-Успенской Почаевской Лавры, эвакуированная с Волыни ввиду военных действий, а также часть монашествующих Киевских монастырей. В это время некоторые иеромонахи Святогорской обители несли службу полковыми священниками в действующей армии и на флоте.
Советское время
Разграбление которого началось с января 1918 года. В смутное время гражданской войны, когда монастырь занимала Белая Армия, Особая следственная комиссия составила 17 июля 1919 г. в г. Екатеринодаре Акт расследования о злодеяниях большевиков, совершенных в это время в Святогорской обители:
Весной 1919 года в монастыре была размещена колония детей из Петрограда. Постепенное вытеснение монашеской общины завершилось в 1922 году полной ликвидацией монастыря, вместо которого был образован Дом Отдыха для трудящихся Донбасса.
Часть братии, во главе с настоятелем архимандритом Трифоном, была привлечена к суду Донецким ГубРевТрибуналом по обвинению в сокрытии церковных ценностей, вещей и продуктов. Вынесенный приговор был на удивление мягок для того времени: все осужденные монахи, кроме одного иеродиакона Дисидерия, по причине преклонных лет, получили условное наказание.
Восстановление монастыря
Первая Литургия в Успенском соборе была отслужена 20 августа 1992 года, в день памяти святителя Митрофана Воронежского, одного из трех святителей, которым посвящен левый придел собора.
Несмотря на проводившуюся реставрацию, за неимением другого обширного помещения, службы на великие праздники поначалу проводились в соборе прямо посреди битого кирпича. За время реставрационных работ (1995-2000 гг.) из храма было вывезено около 40 вагонов мусора (2600 тонн).
В 2000 году была закончена реставрация Успенского собора, и 8 октября 2000 года собор был освящен.
В 2001 году в обители был создан скит возле подземной церкви преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских: построена колокольня с оградой, домик для скитян, восстановлен фасад церкви.
В конце 2003 года Святогорскому монастырю были окончательно переданы находившиеся в ведении Славяногорского историко-архитектурного заповедника и санатория «Святые Горы» жилые и хозяйственные строения.
9 марта 2004 года, на очередном заседании, Священный Синод Украинской Православной Церкви под председательством Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Владимира принял решение о присвоении Свято-Успенскому Святогорскому монастырю статуса Лавры.
Лавра сегодня
Ежедневно, как в будние, так и в праздничные дни, всех приезжающих в обитель паломников кормят бесплатно, по возможности предоставляя гостиницу.
Настоятели и наместники
СВЯТОГОРСКАЯ ЛАВРА
Святогорская лавра |
Святогорская Лавра в честь Успения Божией Матери Донецкой епархии Украинской Православной Церкви
В документах XVI и XVII веков Святогорский монастырь неоднократно упоминается в Московской и других русских летописях в качестве южного сторожевого поста Российского государства.
Одна из Святогорских челобитных XVII века говорит о разорении монастыря в 1628 году: «Государское жалование, церковное строение, ризы и стихари, и книги, и сосуды церковные, и то у них все церковное строение поймали татарове, как приходили ко Святым Горам». Один из немногих избежавших татарского плена старец Александр просил Великого князя Михаила Федоровича выделить для разоренной обители различной церковной утвари и богослужебных книг.
Помимо годового денежного и хлебного жалования обитель была обеспечена царской милостью и различными земельными угодьями, порохом и свинцом для пушек, находившихся в Святогорском гарнизоне.
С древних времен монастырь жил своими трудами. Главным источником доходов был перевоз через реку Северский Донец, который находился в монастырских урочищах выше Святогорской обители. В XVI веке этот перевоз, согласно заметке С. Герберштейна, носил название «Великий Перевоз» и был, по существу, единственной переправой в этих краях. Поэтому им пользовались не только промысловики, охотники, солевары, но даже и послы иностранных государств, из-за чего и проходившая здесь дорога носила название «Посольский шлях». В середине 60-х годов XVII в. перевоз был переведен в новопостроенный городок Маяцкий, а вместо него государство выплачивало обители ежегодную компенсацию.
Пещеры и храмы монастыря
Карта пещер Святогорской Лавры |
К пещерным сооружениям, принадлежащим самому первому периоду жизни обители, которые сохранились до нашего времени, относятся пещерная часовня, две усыпальницы, находящиеся на разных ярусах, пещерный храм, освященный в XIX веке в честь Рождества Иоанна Предтечи, храм святителя Николая на скале, подземная церковь преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских, келии внутри скалы и келарня (место хранения продуктов).
По преданию, в древние времена, когда в пещерах велись работы, иноки собирались в пещерной часовне и прочитывали монашеское правило.
Изучение архитектурных особенностей храма Рождества Иоанна Предтечи (серединный несущий столп, аркообразная ниша в восточной стене) приводит к выводу, что в древности первоначальное помещение не предназначалось для храма, а служило монастырской трапезной. Подтверждением этого служит и находящаяся неподалеку келарня, где хранились продукты и стояла печь. Подобного рода архитектура трапезных палат известна в монастырском зодчестве с середины XV века. По свидетельству святителя Филарета (Гумилевского), в древности здесь, на меловом столпе, был обретен иноками чудотворный образ святителя Николая. С закрытием монастыря в 1787 г. пещеры в скале были в запустении, и только столп, на котором была обретена икона, привлекал многих богомольцев. В 1851 г., после расчистки пещер архимандритом Арсением, освященный в 1848 г. Никольский пещерный храм был переименован в честь Рождества святого Иоанна Предтечи, небесного покровителя ктитора храма, помещика Ивана Васильевича Малиновского, много усердствовавшего на украшение этой древней святыни.
В 1844 г. по указу императора Николая I Святогорский монастырь был восстановлен по чину и уставу Глинской пустыни Курской епархии.
В 1861 г. братией был ископан новый пещерный храм в честь преподобного Алексия, человека Божия.
В окрестных селах (Голая Долина, Банное и Пришиб) были заведены школы, в которых святогорцы преподавали грамоту, церковное пение, прикладное искусство и прочее. Число учеников в них превышало 300 человек. Много способствовали процветанию обители странноприимство и гостеприимство, которые привлекали благочестивых верующих людей всякого сословия: монастырь кормил и поил бесплатно, принимая всех, кто бы ни посещал его.
В 60 км от Святогорского монастыря, на хуторе Гаражовка, в подаренном вдовой Марфой Правицкой имении был открыт в 1868 г. скит и устроена деревянная церковь, посвященная иконе Божией Матери «Неопалимая Купина».
В годы первой мировой войны, будучи одним из крупнейших и обеспеченных монастырей Харьковской епархии, Святогорский монастырь оказывал помощь раненым воинам и беженцам. В 1915 г. на средства обители был построен лазарет для раненых на 60 человек, а также принято на постой около 700 человек беженцев.
Кроме того, в Святогорской пустыни в это же время была размещена монашеская братия Свято-Успенской Почаевской Лавры, эвакуированная с Волыни ввиду военных действий, а также часть монашествующих Киевских монастырей. В это время некоторые иеромонахи Святогорской обители несли службу полковыми священниками в действующей армии и на флоте.
Советское время
Разграбление которого началось с января 1918 года. В смутное время гражданской войны, когда монастырь занимала Белая Армия, Особая следственная комиссия составила 17 июля 1919 г. в г. Екатеринодаре Акт расследования о злодеяниях большевиков, совершенных в это время в Святогорской обители:
Весной 1919 года в монастыре была размещена колония детей из Петрограда. Постепенное вытеснение монашеской общины завершилось в 1922 году полной ликвидацией монастыря, вместо которого был образован Дом Отдыха для трудящихся Донбасса.
Часть братии, во главе с настоятелем архимандритом Трифоном, была привлечена к суду Донецким ГубРевТрибуналом по обвинению в сокрытии церковных ценностей, вещей и продуктов. Вынесенный приговор был на удивление мягок для того времени: все осужденные монахи, кроме одного иеродиакона Дисидерия, по причине преклонных лет, получили условное наказание.
Восстановление монастыря
Первая Литургия в Успенском соборе была отслужена 20 августа 1992 года, в день памяти святителя Митрофана Воронежского, одного из трех святителей, которым посвящен левый придел собора.
Несмотря на проводившуюся реставрацию, за неимением другого обширного помещения, службы на великие праздники поначалу проводились в соборе прямо посреди битого кирпича. За время реставрационных работ (1995-2000 гг.) из храма было вывезено около 40 вагонов мусора (2600 тонн).
В 2000 году была закончена реставрация Успенского собора, и 8 октября 2000 года собор был освящен.
В 2001 году в обители был создан скит возле подземной церкви преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских: построена колокольня с оградой, домик для скитян, восстановлен фасад церкви.
В конце 2003 года Святогорскому монастырю были окончательно переданы находившиеся в ведении Славяногорского историко-архитектурного заповедника и санатория «Святые Горы» жилые и хозяйственные строения.
9 марта 2004 года, на очередном заседании, Священный Синод Украинской Православной Церкви под председательством Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Владимира принял решение о присвоении Свято-Успенскому Святогорскому монастырю статуса Лавры.
Лавра сегодня
Ежедневно, как в будние, так и в праздничные дни, всех приезжающих в обитель паломников кормят бесплатно, по возможности предоставляя гостиницу.