святогорский монастырь донецкая область официальный сайт
Контакты
Адрес Свято-Успенской Святогорской Лавры:
Свято-Успенская Святогорская Лавра, ул. Заречная, 3, г. Святогорск, Донецкая область, Украина, 84130.
Телефоны: +38 (066) 483-30-07, +38 (095) 064-22-23, +38 (098) 123-31-80, +38 (063) 757-03-77,
тел. +38 (06262) 5-30-24 (дежурный с 6.00 до 22.00).
Экскурсионный отдел +38 (06262) 5-30-75.
Подать записку:
Реквизиты Свято-Успенской Святогорской Лавры для осуществления пожертвования можно получить, перейдя по ссылке https://svlavra.church.ua/kontakty/rekvizity/
Официальные аккаунты:
Месторасположение:
Обитель стоит на правом берегу реки Северский Донец – на склонах покрытой лесом гряды меловых гор, один из которых украшен свободным от деревьев белым отвесным утесом. Выходя за пределы «ритма» окрестных склонов, этот утес стал в далеком прошлом местом рождения обители; пристанью, у которой «отдало якорь» странствующее вдали от мира монашество; символическим образом святости, где белизна камня напомнит желанную чистоту души, господство над руслом тихой реки – торжество вечного над текущим, открытость солнцу – свободу от терний земной суеты, отвесность и неприступность – твердыню духа, а высота – устремление к Богу. Об этом утесе – как алтаре на границе земли и неба – восторженно отзывались свт. Иннокентий Херсонский (Борисов, †1857: «Место, рукою Самого Творца преукрашенное и видимо выставленное на удивление всем зрящим») и свт. Филарет Черниговский (Гумилевский, †1866: «Если здесь не уметь, то где же молиться? Здесь так близко к небу, здесь так далеко от земли»).
В помощь паломнику
Расписание богослужений
Проезд в Лавру
Гостиница
Трапеза
Экскурсии
Лаврский музей
Подать записку
Таинства
Лавки
Вниманию паломников:
Существуют нормы приличия в одежде при посещении разного рода светских учреждений, оперных театров и даже ресторанов, тем более благоговейное отношение к вековой святыне нашего народа требует определенных правил внешнего вида и поведения.
Посетители женского пола должны заходить в Лавру с покрытой головой. Платок, косынка или шаль — обязательные атрибуты женского одеяния. Для тех, кому нечем покрыть голову, рядом со входом в обитель в киоске продаются платки и косынки, которыми можно воспользоваться как подобием юбки, если женский пол одет в брюки, что недопустимо.
Юноши старше 14 лет и мужчины должны посещать Лавру строго в брюках и верхней одежде, соответствующей святости места. Подростки до 14 лет могут заходить на территорию обители в бриджах. Детям дошкольного возраста допускаются шорты.
Похвально для родителей, которые едут в Лавру как паломники, соблюдать нормы поведения и внешнего вида не только самим, но и в своих детях наставлениями и личным примером воспитывать правильное отношение к святыне.
Внешнее приличие и соблюдение норм христианского благочестия и нравственных традиций нашего народа, а также благоговейное посещение монастырских служб и святынь навсегда оставят в вашем сердце тёплые и добрые воспоминания.
В монастыре запрещается:
1. Проводить экскурсии на территории Лавры экскурсоводам туристических фирм и частным лицам. Экскурсии проводятся только экскурсоводами монастыря и государственного историко-архитектурного музея заповедника.
2. Фотографировать и снимать на камеру во время посещения храмов и пещер, во время богослужения, чтобы не нарушать молитвенного настроения и благоговения в храме.
3. Оставлять включенными в храмах мобильные телефоны т. к. звонки и внезапно звучащая чуждая в храме музыка разрушает молитвенное настроение через которое человек беседует с Богом.
4. Посещать монастырь в одежде, которая оголяет тело (шорты, бриджи, капри, майки и т.п.), женщинам с непокрытой головой, в брюках и коротких юбках.
5. Носить одежды и сумки с антихристианской символикой и непристойными изображениями.
6. Курить, распивать спиртные напитки, сквернословить, громко разговаривать, сорить, приводить животных на территорию монастыря.
7. Незаконная предпринимательская деятельность на территории монастыря.
Заранее благодарны вам за понимание и взаимное уважение.
История
Основание монастыря
Летопись обители XVI в. — 1787 г.
Летопись обители 1787-1844 гг.
Летопись обители 1844-1922 гг.
Летопись обители 1922-1992 гг.
Новейшая история
Публикации
Краткая история
Начальные документальные известия
■ С XVI в. местность «Святые Горы» на Северском Донце упоминается как дозорный пункт на границе Московии с Диким полем, через которое на московитов не раз нападали татары (в «Записках о московских делах» австрийского посла Сигизмунда Герберштейна 1526 г. упоминаются «воины, которых государь по обычаю держит там на карауле с целью разведок и удержания татарских набегов… возле места Великий Перевоз, у Святых Гор»; под 1555 г. Никоновская летопись сообщает: «Как воеводы пришли вверх Мжа и Коломака, и прибежал к ним сторож из Святых Гор, да станичник Лаврентий Колтовский товарища прислал с тем: царь Крымский Донец перелез со многими людьми и идет к Рязанским и Тульским украинам»).
■ С XVII в. в Святогорье упоминается монастырь: в 1620 г. Святогорский игумен Ефрем с 12-тью старцами получали хлеб от царского жалованья; монастырская челобитная рубежа 20-30-х гг. XVII в. сообщает царю: «В 1628 г. приходили к Святым Горам татары и Ваше государево богомолье разорили, церковное и монастырское строение поимали все без остатку, и нас, богомольцев Ваших, поимали в полон»; в 1644 г. царь Михаил Феодорович повелел: «Быти в Святогорском монастыре… служивым людям… со всякими запасы… с большим береженьем, чтоб над ними татары… дурна не сделали… А будет, придут в Святогорский монастырь из Крыма… или иных земель полоненники… и они б полоненых про татарский приход и про всякие вести расспрашивали»; в 1672 г. царь Федор Алексеевич «для Святогорского монастыря, что на Северском Донце, игумену Корнилию с братией для береженья от прихода неприятельских людей велел дать… полпуда пороху ручного, свинцу полдесять гривенок».
■ Утрата монастырем, при разорении от рук врагов, старых документов привела к тому, что на стыке XVII-XVIII вв. местные иноки уже не знали даты основания обители (в 1679 г. со слов архимандрита прп. Иоиля было записано: «В которых годах тот монастырь устроен, того он не ведает. Писания о том у них в монастыре нет, (потому) что был тот монастырь от воровских людей разорен»; монастырский синодик 1710 г. содержит аналогичную по смыслу запись, дополненную замечанием: «Сия Святогорская Успенская пустынная обитель благословением Божиим начася прежде или с начала царствования… Михаила Феодоровича»).
Гипотезы
■ Отсутствие точных сведений о времени основания монастыря породило ряд гипотез: в сер. XIX в. в обители родилось мнение, что ее основали иноки Киево-Печерской Лавры, выжившие при разорении Киева монголами в 1240 г.; во 2-й пол. XIX в. в литературе появилась версия об основании Святогорской обители иноками Святой Горы Афон, которые бежали от Флорентийской унии 1439 г. и по ошибке приняли устье Дона за Днепр (затем дошли до Северского Донца и поселились на месте, напоминавшем Святую Гору); высказывались версии об основании монастыря в XI-XIII вв. местными жителями, или в VIII-IХ вв. – иноками, бежавшими из Византии от иконоборчества; к ХIV в. относил основание обители архиеп. Харьковский свт. Филарет (Гумилевский); письменных и археологических данных, надежно подтверждающих указанные версии, пока не найдено, а основание монастыря на стыке XVI-XVII вв. может быть связано с бегством украинских иноков от Брестской унии 1596 г.
Продолжение истории
■ В 1737 г. монастырь вновь разорили татары, в 1739 г. он почти вымер от чумы. Во 2-й пол. XVIII в. его настоятелями не раз назначали преподавателей Харьковского Коллегиума, в т.ч. прпп. Фаддея (Кокуйловича) и Рафаила (Мокренского). В 70-80-х гг. того же столетия преподавание наук было налажено и в самой обители, она обрела статус Училищной. При переводе церковных земель в казну, в 1787 г. монастырь был обращен в приход. С 1790 г. его земли принадлежали известному князю Григорию Потемкину (по преданию, он впервые увидел эти места по пути в Крым и пленился их красотой) – с разрешения Екатерины II. По-прежнему посещая Святогорье, паломники чтили 2 находившиеся здесь чудотворные иконы – Святогорский образ Божией Матери и образ свт. Николая Мирликийского.
■ В нач. ХХ в. Святогорская пустынь содержала в округе несколько школ и училище, во время I-й мировой войны – приютила беженцев и раненых солдат, а также эвакуированную братию Почаевской Лавры. В 1917-1919 гг. монастырь подвергался вторжениям, обыскам, грабежам и насилию, некоторые из братии были убиты. С 1919 г. в обители поселили колонию беспризорных детей. В 1922 г. гражданские власти организовали кампанию по изъятию в Святогорье церковных ценностей – невзирая на то, что еще до этого иноки сами пожертвовали немалые средства в помощь голодающим; при изъятии члены комиссии посягнули на неприкосновенные священные сосуды и частицы мощей (с последними были проделаны бутафорные химические «эксперименты»). Вскоре над 9-ю святогорцами провели показательный суд: подсудимым дали условный срок исправительных работ, но главная цель суда заключалась в ином – найти повод к закрытию монастыря, которое и состоялось в том же году. Значительная часть братии оказалась в изгнании, небольшая община иноков поселилась возле Всехсвятской кладбищенской церкви. В 1931 г. храм был закрыт, община упразднена. Тем временем в основной усадьбе монастыря открылся I Всеукраинский дом отдыха трудящихся, впоследствии названный именем Артема – советского партийного деятеля Федора Сергеева, погибшего в 1921 г. при испытании аэровагона. В 1942-1943 гг. на территории пустыни временно проживала монашеская община, в 1943 г. здания монастыря сильно пострадали в ходе боев между советскими войсками и гитлеровцами. В 1950-х гг. основную часть зданий Дома отдыха отремонтировали под размещение кардиологического санатория. В 1980 г. был учрежден Святогорский историко-архитектурный заповедник, под эгидой которого началась реставрация ряда храмов обители.
Современность
Рубрика: расписание богослужений
РАСПИСАНИЕ БОГОСЛУЖЕНИЙ В СВЯТОГОРСКОЙ ОБИТЕЛИ:
НОЯБРЬ 2021 г.
19/1 ПОНЕДЕЛЬНИК
20/2 ВТОРНИК Прп. Феодосия Святогорского (полиелей).
21/3 СРЕДА
Продолжить чтение
ОКТЯБРЬ 2021 г.
18/1 ПЯТНИЦА
19/2 СУББОТА
20/3 ВОСКРЕСЕНЬЕ Неделя 15-я по Пятидесятнице, по Воздвижении.
Продолжить чтение
СЕНТЯБРЬ 2021 г.
19/1 СРЕДА Донской иконы Божией Матери (полиелей).
20/2 ЧЕТВЕРГ
21/3 ПЯТНИЦА
Продолжить чтение
АВГУСТ 2021 г.
19/1 ВОСКРЕСЕНЬЕ Неделя 6-я по Пятидесятнице. Прп. Серафима Саровского.
20/2 ПОНЕДЕЛЬНИК Пророка Илии.
21/3 ВТОРНИК
Продолжить чтение
ИЮЛЬ 2021 г.
19/1 ЧЕТВЕРГ Боголюбской иконы Божией Матери (полиелей).
20/2 ПЯТНИЦА Свт. Иоанна Максимовича, архиеп. Шанхайского (полиелей).
21/3 СУББОТА
Продолжить чтение
ИЮНЬ 2021 г.
19/1 ВТОРНИК Блгв. вел. кн. Димитрия Донского (полиелей).
20/2 СРЕДА Отдание праздника Преполовения (славословие).
Продолжить чтение
МАЙ 2021 г.
18/1 СУББОТА Великая Суббота. Литургия свт. Василия Великого.
19/2 ВОСКРЕСЕНЬЕ Светлое Христово Воскресение. ПАСХА.
20/3 ПОНЕДЕЛЬНИК Светлая седмица – сплошная. Прп. Александра Ошевенского (полиелей).
Продолжить чтение
АПРЕЛЬ 2021 г.
19/1 ЧЕТВЕРГ
20/2 ПЯТНИЦА Литургия Преждеосвященных Даров.
21/3 СУББОТА Поминовение усопших.
Продолжить чтение
МАРТ 2021 г.
16/1 ПОНЕДЕЛЬНИК
17/2 ВТОРНИК Сщмч. Ермогена, патр. Московского и всея Руси (полиелей).
18/3 СРЕДА
Продолжить чтение
ФЕВРАЛЬ 2021 г.
19/1 ПОНЕДЕЛЬНИК
20/2 ВТОРНИК Прп. Евфимия Великого (полиелей).
21/3 СРЕДА Прп. Максима Грека (полиелей).
Продолжить чтение
ЯНВАРЬ 2021 г.
19/1 ПЯТНИЦА
20/2 СУББОТА Прав. Иоанна Кронштадтского (полиелей).
21/3 ВОСКРЕСЕНЬЕ Неделя 30-я по Пятидесятнице, перед Рождеством Христовым, святых отец. Святителя Петра, митрополита Московского. Вечером молебен перед чудотворной Святогорской иконой Божией Матери.
Продолжить чтение
ДЕКАБРЬ 2020 г.
18/1 ВТОРНИК
19/2 СРЕДА Святителя Филарета, митрополита Московского (полиелей).
20/3 ЧЕТВЕРГ
21/4 ПЯТНИЦА Введение во храм Пресвятой Богородицы.
Продолжить чтение
НОЯБРЬ 2020 г.
19/1 ВОСКРЕСЕНЬЕ Неделя 21-я по Пятидесятнице. Вечером молебен перед чудотворной Святогорской иконой Божией Матери.
20/2 ПОНЕДЕЛЬНИК Прп. Феодосия Святогорского (полиелей).
21/3 ВТОРНИК
22/4 СРЕДА Казанской иконы Божией Матери.
Продолжить чтение
Пещеры
Святогорье с высоты птичьего полета
Святые Горы покрыты густым разнообразным лесом, среди которого, как стражи, высятся могучие сосны. Из темной зелени гор ярко выделяется чудное украшение Святогорской обители, сооруженное небесным Художником, — меловая скала, отвесно возвышающаяся над струями Донца из-за тенистых рощ у ее подножия. Обнаженная меловая скала вся изрыта внутри пещерами и ходами, пробитыми в мелу усилием трудолюбивых рук иноческих. Это творение подвижников достойно не меньшего, если не большего удивления и исследования, нежели красоты окружающей природы. Пещерные ходы ведут к самой вершине горы и венчающей ее церкви. На белом узком пике утеса этот храм как будто висит в воздухе, и его золотые кресты и купола далеко кругом сверкают на своей высоте.
«Престанем же после сего дивиться, — восклицал святитель Иннокентий, — что от стольких веков бытия здешней обители не осталось нам никаких сказаний. Летописцами ея не могли быть люди; единые ангелы вписывали деяния и подвиги в книгу живота».
И сейчас о древности и славе обители Святогорской говорят нам только ископанные в меловой горе пещеры и чудный верхний храм, также бывший когда-то пещерным. По виду пещерных ходов, их устройству, сходству с ходами других монастырей Подонья, Подонцовья, Крыма и даже Византии, можно думать, что они такие же древние, как крымские или византийские (греческие), и ископаны иноками не своими, русскими, а пришедшими из далеких стран, иноземными, еще в VIII–IX веках.
В это время в Византии произошли скорбные для Церкви события, которые, однако, способствовали проповеди христианства не только в Подонье, но и в других, смежных с Империей, странах. В это время в Константинопольской церкви вспыхнула иконоборческая ересь. Вследствие поддержки императоров-еретиков (Льва III Исавра (716–741 гг.), Константина V Копронима (741–775 гг.)) в Церкви произошла великая смута: одни подчинялись императорским указам и выбрасывали святые иконы, почитая их за идолов, а другие сопротивлялись царю и претерпевали многие муки за иконопочитание. Для православных это было время великой печали: многих заключали в темницы, где беспощадно мучили, другие были убиваемы, а некоторые, скрываясь от мучителей, убегали в пустыню. Больше же всех пострадали иноки, бывшие самыми ревностными и единодушными почитателями святых икон.
Множество православных монахов и мирян, простых сельских тружеников-греков, обычно очень привязанных к земле и хозяйству, совершая беспримерный подвиг массового исповедничества, бросали отечество, насиженные места и в одиночку, группами, семьями, селениями, монашескими братствами, часто во главе с пастырями и епископами, бежали на окраины Империи: в Сицилию, Малую Азию, Грузию, Крым — туда, где можно было жить, сохраняя неповрежденной истинную православную веру.
На новых землях переселенцами было предпринято нечто необыкновенное: наряду с возведением обычных наземных построек они стали высекать в горах и скалах, в отдельных больших камнях жилища, храмы, часовни, целые монастыри, получившие название «пещерных». Кажется, в пещерном строительстве иконопочитателей сила веры, двигавшая людьми, преобразовалась в мускульную физическую силу и выразилась в сотнях метрах прорубленной породы.
Множество пещерных храмов и монастырей было создано иконопочитателями в Крыму, по берегам Дона, Северского Донца и Днестра. Византийское происхождение их подтверждают и археологические находки, и народные предания, сохранившиеся еще с XVII века.
«Святость подвизавшихся здесь иноков, — считает святитель Филарет (Гумилевский), — была одной из причин, по которым Донецкие горы названы Святыми».
Святогорский пещерный монастырь. Рисунок 1679 г.
Древний пещерный монастырь на Святых Горах пользовался особым уважением и любовью народа, который особо почитал его за строгость иноческой жизни, святость и подвижничество спасавшихся здесь братий. Благодаря им, это древнее и святое место стяжало среди местного населения название не «Белые», а «Святые Горы».
Святителем Филаретом выдвинута версия, которая могла бы удовлетворительно объяснить такое наименование: с древних времен уже была широко известна святыня Донецкой скалы — образ святителя Николая, обретенный иноками в пещерах на меловом столпе.
Вход в пещеры начинается красивым зданием, известным под названием пещерник. Железная дверь открывает его. Воздух, легкий и несколько влажный, охватывает нас при вступлении в это священное подземелье. Местами дует порывистый ветер, который особенно силен от входа, но чем выше мы поднимаемся по пещерам, тем становится меньше это ощущение сырости и холода, и, наконец, на верхних переходах чувствуется только приятная прохлада и совершенная тишина. Начинаясь почти у самого подножия горы, этот подземный ход сквозь меловую гору идет вверх почти на километр — то он бежит прямо, то излучинами вправо или влево. Как сам этот переход, так и сделанные в нем келии поражают глаз природной своей чистотой и белизной. Все в них из мела: и стены, и скамьи, служившие когда-то одром для отшельников, и ниши, в которых стояла их бедная утварь и лежали рядом с ней священные книги. Многие келии находятся как раз у края меловых отвесов горы и освещаются сделанными в меловых стенах окнами, из которых открывается перед взором чудный вид на окрестности.
Погребальный этаж в пещерах начинается угловой часовней, посвященной святителю Николаю. Предание сообщает, что в древние времена, когда в пещерах велись работы, иноки собирались в этой часовне и прочитывали монашеское правило.
От часовни извилистый коридор, длиной в несколько десятков метров, приводит нас к первой усыпальнице, имеющей вид глубокой арочной ниши с вырубленной в полу гробницей. По преданию, здесь были погребены честные останки 17 иноков из числа первых насельников обители.
Древняя усыпальница
Усыпальница возле Алексеевского храма (ископан в 1860-е годы) имеет 12 продолговатых ниш, которые снаружи закрывались меловыми блоками. Все они сейчас разорены, но в XIX веке четыре из них еще сохранялись заложенными. Некоторые ниши имеют малые размеры и вмещают лишь по несколько глав — такая традиция погребения существует во многих монастырях Палестины, а также на Святой Горе Афон. Согласно с афонским уставом погребения умершие погребаются на обычном монастырском кладбище, а через 3–4 года их останки, очистившиеся от плоти, откапывают и полагают в специальной пещерной усыпальнице — костнице, причем главы складываются отдельно.
В пещерной усыпальнице Святогорской Лавры
Обряд перезахоронения костей умерших традиционен для христианских некрополей Византии и даже сохранился до наших дней в современной Греции. На Руси же византийский погребальный обряд, встречающийся во многих древних пещерных иноческих обителях, указывает на присутствие в данном месте греческих монахов — выходцев из Византии.
В пещерной усыпальнице Святогорской Лавры
В отношении к Святогорскому монастырю это предположение о первоначальном захоронении в могилу и последующем поднятии костей остается лишь предположением. Наиболее вероятно, что главы и кости, разрозненно хранившиеся в святогорских пещерных погребениях, были взяты не из кладбищенских, а из пещерных же погребений. На Афоне в пещерах не хоронят, и поэтому такая особенность придает всему обряду более сходства с палестинской традицией, чем с афонской.
Многое говорит нам в пещерах о величии славы угодника Божия святителя Николая Чудотворца. Прежде всего — древний чудотворный образ Угодника, хранившийся в Святогорской обители, наследие ее еще от старинной пещерной жизни и от первых пещерных иноков, затем и пещерная часовня, и верхний храм, находящийся под ним с меловым столпом посредине — все обращает нашу мысль к Чудотворцу.
Продолжая подниматься почти под самую вершину утеса, но уже по легкому наклону с несколькими поворотами, мы легко найдем там древнюю обитель — зародыш нынешней. Ее малая церковь, вся ископанная в скале, своды которой опираются на одинокий меловой столп, когда-то была посвящена святителю Николаю. Это священнейшее место обители, потому что здесь, по преданию, на меловом столпе, явилась чудотворная икона Святителя. Самый вид столпа красноречиво свидетельствует об этом: он теперь обложен камнем, так как мало-помалу был подсечен и исколот богомольцами, уносившими от него кусочки мела с верою в их целительность.
Храм Рождества Иоанна Предтечи, где в древности на меловом столпе явилась чудотворная икона святителя Николая Чудотворца.
В 1848 г. благочестивый помещик И. В. Малиновский, сын директора Царскосельского Лицея, одноклассник А. С. Пушкина, пожелал обновить и украсить этот храм. Иконостас для новой церкви торжественно был перенесен на руках изс. Каменки самим Иваном Васильевичем, его сыном Антонием и всеми крестьянами села Каменки. В 1851 г. возобновленный храм был переосвящён в честь святого Иоанна Предтечи — покровителя Иоанна Васильевича.
Из пещерного храма Рождества Иоанна Предтечи мы скоро выходим на самый верх скалы — в венчающий ее храм. Он представляет собой естественное продолжение тех же пещер и подземного хода, потому что половина его — основание, алтарь и южный притвор — высечены из мела, и только верх — крыша с куполами — построен из кирпича.
Глубокая древность сокрыла от нас почти все сведения о храме, но предание относит устройство его к самому началу обители.
Николаевский храм с высоты птичьего полета
Издревле в обители главным храмом была церковь Успения Пресвятой Богородицы. Несомненно, что это была пещерная церковь, но где она находилась — этот вопрос остается открытым до сего дня. В 1634 г., согласно заметке архимандрита Иоиля, была ископана новая пещерная церковь Успения Пречистыя Богородицы, о причинах ископания которой ничего не сообщается. Возможно, первый храм был утрачен вследствие разрушения меловой скалы, потому что в дальнейших документах упоминается только единственная Успенская церковь в пещерах, ископанная в 1634 г. Ответом на вопрос о местонахождении этого храма наиболее точным является предположение, что он располагался в верхней части скалы на месте нынешнего Никольского храма. Ценным документом, подтверждающим это предположение, является грамота 1679 г. архимандрита Иоиля, которая, повествуя о скудности в монастыре церковной утвари, одновременно говорит о местонахождении Успенского храма и о том, что он был единственной церковью в обители в 1668 г. «В монастыре в горе, — повествует упомянутая грамота, — в прежней церкви Успения Пресвятыя Богородицы риз и книг оскудение большое, что в прошлом 1668 г., в измену Ивашки Брюховецкого, того монастыря из церкви ризы и книги от воровских людей пограблены».
Восстановленная после обрушения скалы в традициях деревянного народного зодчества, церковь неоднократно изменялась и перестраивалась, но в целом сохранила идею неведомого мастера. Отличительная черта храма — органическое единство с меловой скалой и прекрасным ландшафтом. Храм как будто вырастает из скалы, продолжая ее своими тремя главами, увенчанными крестами. Он построен в стиле украинского барокко XVII века. Восстанавливая утраченные части старого пещерного храма, в его облик умелые зодчие вносили архитектурные формы наземных храмов своего времени. Однако в некоторых деталях видно и желание их максимально приблизить свое произведение к первоначальному виду утерянного пещерного храма.