святоезерская иверская пустынь женский монастырь

Святоезерская Иверская женская пустынь

святоезерская иверская пустынь женский монастырь. Смотреть фото святоезерская иверская пустынь женский монастырь. Смотреть картинку святоезерская иверская пустынь женский монастырь. Картинка про святоезерская иверская пустынь женский монастырь. Фото святоезерская иверская пустынь женский монастырь

Монастырь «Святоезерская пустынь» изначально был основан как мужской, на рубеже XIV-XV вв. святителями Московскими Киприаном и Фотием. В 1764 году малолюдный мужской монастырь был упразднен и обращен в приход. В 2001 году состоялось открытие женского общежительного монастыря «Святоезерская Иверская пустынь» Священным Синодом.

Содержание

История [ править ]

По преданию, мужской монастырь «Святоезерская пустынь» был основан на рубеже XIV-XV вв. святителями Московскими Киприаном и Фотием. В 1764 году малолюдный мужской монастырь был упразднен и обращен в приход.

В 1863 году вновь состоялось открытие монастыря, но уже как женского.

После 1917 года монастырь был разрушен и разграблен.

В 1923 году религиозная община монастыря была восстановлена, в 1928 году обитель была окончательно закрыта, храмы обращены в складские помещения, келейные корпуса заселены рабочими-торфоразработчиками. В 1993 году архиепископ Амвросий (Щуров) благословил открытие прихода в одном из храмов бывшей пустыни, а в 1998 году направил в поселок Мугреевский для ведения работ по восстановлению монастыря монахиню Георгию (Диркс).

В 2001 году состоялось открытие женского общежительного монастыря «Святоезерская Иверская пустынь» Священным Синодом. В период до 2011 года монахиня Георгия управляла обителью численностью до 30 сестер. По благословению Его Преосвященства Преосвященнейшего Епископа Иосифа в настоящее время исполняющей обязанности настоятельницы монастыря является монахиня Силуана (Волкова).

Храмы [ править ]

Престольные праздники [ править ]

Как добраться [ править ]

Адрес: Ивановская область, Южский район, поселок Мугреевский, ул. Набережная, д. 2

Проезд: от Южи грунтовая дорога с мелким щебнем, через Мугреево-Никольское, Талицы, около 40 км

Паломнику [ править ]

Информация о расписании богослужений отсутствует. Вы можете помочь в заполнении подраздела.

Источник

Женский монастырь Святоезерская Иверская пустынь в с. Мугреевский Епархиальные монастыри РПЦ

святоезерская иверская пустынь женский монастырь. Смотреть фото святоезерская иверская пустынь женский монастырь. Смотреть картинку святоезерская иверская пустынь женский монастырь. Картинка про святоезерская иверская пустынь женский монастырь. Фото святоезерская иверская пустынь женский монастырь

История

Легенда связывает основание пустыни с именем некоего старца Филарета, поселившегося в начале XIV в. в пещере, вырытой в холме. На месте колодца, выкопанного старцем, со временем образовалось обширное озеро, получившее в народе название Святое. Еще в 19 веке местность эта, окруженная густыми лесами и болотами, продолжала носить название Филаретовской.

В конце XIV века отшельническая обитель привлекла внимание митрополита Киприана, окончательно утвердившегося на московской кафедре в 1390 г. Киприан поставил здесь первую деревянную церковь Преображения.

Известно, что находящаяся в это время в ведении Суздальской и Юрьевецкой епархии пустынь содержалась на средства князей Пожарских, владевших с 1608 г. расположенным поблизости селом Нижний Ландех. Традиция эта была продолжена и новыми хозяевами села князьями Черкасскими, получившими Нижне-Ландехскую вотчину в 1682 г.

Пожар 1719 г. привел к перестройке церкви Афанасия Афонского с созданием при ней теплой трапезной.

В 1752 г. здесь было всего пять монахов.

15 декабря 1756 г. обе деревянные церкви и отдельно стоящая колокольня сгорели. После пожара уцелела лишь часть братских келий, в одной из которых некоторое время проводили богослужение.

В 1757 г. здесь была поставлена новая деревянная теплая Иверская церковь, после чего началось строительство первого кирпичного храма Афанасия Афонского, затянувшееся из-за недостатка средств на 24 года.

В 1764 г. в связи с общегосударственной политикой секуляризации церковных владений, Святоезерская пустынь была упразднена.

В 1843 г. на средства крестьянина Нижнего Ландеха Н.М. Косарева был построен приют для богомольцев, а в 1854 г. на средства шуйского фабриканта М.С. Посылина создан и передан Владимирской епархии комплекс зданий для размещения богадельни.

4 октября 1860 г. последовал указ Синода об открытии женского общежительного монастыря при церкви бывшей Святоезерской пустыни. При этом предписывалось обязательное восстановление прежней деревянной церкви. Первой настоятельницей нового монастыря была поставлена монахиня Владимирского Успенского монастыря Платонида.

На средства жителя Нижнего Ландеха Фатова была выстроена новая деревянная церковь Преображения.

Вокруг монастыря возвели новую деревянную ограду. В 1869 г. здесь была поставлена еще одна деревянная церковь, Иверская, с полукруглым трехмастным алтарем и приделом Архангела Михаила на хорах.

Вспыхнувший 8 июля 1903 г. пожар уничтожил все деревянные постройки. Восстановление обители началось в 1904 г. со строительства на предполагаемом месте первого храма Преображения пятиглавого Казанского собора, рассчитанного на 750 человек. Строительство было возможно лишь благодаря крупным пожертвованиям от семьи шуйских фабрикантов Терентьевых. Храм был освящен 19 августа 1907 г.

Перед Октябрьской революцией на территории монастыря помимо нового Казанского храма и церкви Афанасия Афонского находилась деревянная церковь Преображения, дом игуменьи, два двухэтажных сестринских корпуса, отдельный хлебный флигель, кельи схимонахинь и деревянная ограда с башнями по углам. За оградой располагались дома для духовенства, гостиница, скотный и конный дворы, мельница и огород. В начале ХХ века здесь жило 17 монахинь и 58 послушниц.

В советское время часть построек и ограда монастыря были уничтожены, а сохранившиеся сооружения приспособлены под склады Мугреевского торфопредприятия.

В 1993 г. была восстановлена община приходского Казанского храма Святоезерской пустыни. В1998 году в поселок Мугреевский для ведения работ по восстановлению монастыря была направлена монахиня Георгия (Диркс). В 2001 году состоялось открытие женского общежительного монастыря Святоезерская Иверская пустынь Священным Синодом. В период до 2011 года монахиня Георгия управляла обителью численностью до 30 сестер.

В настоящее время настоятельницей монастыря является игумения Силуана (Волкова).

Источник

Жизнь в монастыре. Часть 1

На пороге обители

Ты иногда остаешься один. В силу определенных жизненных (или житейских) обстоятельств. Например, стал сиротой или упал с поднебесных карьерных высот, или перестал ощущать поддержку близких… Ты один. Точка! На пороге отчаяния, падения или смерти. Идешь в церковь Ильи Пророка. Священник говорит: “Иди в монастырь на Святом озере, это Южский район – поработай, успокойся”. Из Интернета узнаёшь: “Святоезерская Иверская Пустынь расположена на берегу Святого озера, среди болот, на холме, носящем название Грива. Легенда связывает основание пустыни с именем некоего старца Филарета, поселившегося в начле XIV в. в пещере, вырытой в холме. Территория пустыни прямоугольная, в центре Казанский собор с уникальной акустикой, ниже церковь Афанасия Афонского и церковь Преображенская. В 1993 году восстановлена община, а в апреле 1998 года состоялось открытие Святоезерской пустыни, как женского монастыря”.

…Дорога до монастыря не может быть легкой. Чем сложнее она, тем, по мнению богословов, лучше. До Южи почти три часа езды на далеко не новом автобусе.

“Поживёте три дня, условия у нас спартанские”.

Беседа с новой знакомой длится почти всю ночь.

— А вы точно хотите жить в монастыре?— спрашивает она.

— Многие приходят и уходят. Не нравятся тяжелые условия: надо много работать для монастырских нужд. Монастырь не считается богатым. Работать, молиться и молчать: лишние разговоры считаются празднословием…. У вас есть духовный отец?

— Плохо. Те, кто живет здесь без благословения духовного отца, скорее всего, покинут эти стены.

Первые трудности

Утро. В 6.30 звонит колокол. Смотришь в окно. Монахини идут на “Правила”, где слушают творения богословов о праведной монашеской жизни. В келье холодно. Чтобы согреться, надо топить печку. Дрова в большой поленнице. Выбираешь исключительно сосну: березу берегут на зиму.

— Пойдемте со мной, у нас все паломники работают.

— Хотите остаться в монастыре?

— Я вам помогу. Скоро должна приехать игуменья Георгия. Она редко появляется в монастыре. Благословитесь у нее.

Прошу благословления у игуменьи во время богослужения. Она внимательно смотрит.

— Хотелось бы пожить в монастыре.

Единственная мысль, которая приходит в голову во время участия в первой службе: “Как же я далека от Бога!”. Сначала вообще не понимаешь, зачем все эти двух- или трехчасовые песнопения, зачем ритуалы, почему даже труднице необходимо причащаться и исповедоваться дважды в месяц.

— Мы существуем на Земле, чтобы подготовиться к жизни Вечной. За счет молитвы монахов держится Вселенная.

Источник

Мугреевский. Святоезерская Иверская пустынь.

Святоезерская Сенегская пустынь

святоезерская иверская пустынь женский монастырь. Смотреть фото святоезерская иверская пустынь женский монастырь. Смотреть картинку святоезерская иверская пустынь женский монастырь. Картинка про святоезерская иверская пустынь женский монастырь. Фото святоезерская иверская пустынь женский монастырь

Храмы монастыря:
Церковь Казанской иконы Божией Матери
Церковь Афанасия Афонского
Церковь Спаса Преображения

Карта и ближайшие объекты

святоезерская иверская пустынь женский монастырь. Смотреть фото святоезерская иверская пустынь женский монастырь. Смотреть картинку святоезерская иверская пустынь женский монастырь. Картинка про святоезерская иверская пустынь женский монастырь. Фото святоезерская иверская пустынь женский монастырь

Статьи

Святоозерский Спасо-Преображенский Сенегский монастырь, общежительный, в 60 верстах от города Гороховца, в 10 верстах от села Нижнего Ландеха, при Святом озере. Основан в конце XIV века и был мужским; в 1768 году после пожара был упразднен; в 1860 году здесь учрежден женский монастырь. Ему принадлежат часовня во имя святого Николая чудотворца в селе Нижнем Ландехе, с находящимися в ней местно чтимой иконой святого Николая Чудотворца и древним крестом.

Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году»

Расположен на небольшом холме, носящем название Грива, в северной части поселка, на берегу Святого озера. Легенда связывает основание пустыни с именем некоего старца Филарета, поселившегося в нач. 14 в. в пещере, вырытой в холме. На месте колодца, выкопанного старцем, со временем образовалось обширное озеро, получившее в народе название Святое. Еще в 19 в. местность эта, окруженная густыми лесами и болотами, продолжала носить название Филаретовской. В конце 14 в. отшельническая обитель привлекла внимание митрополита Киприана, окончательно утвердившегося на московской кафедре в 1390 г. Киприан поставил здесь первую деревянную церковь Преображения. Как митрополичье владение пустынь существовала и в 1-й пол. 15 в., при преемнике Киприана митрополите Всероссийском Фотии. Пребывание здесь в 1411 г. спасло Фотия от пленения отрядом татарского царевича Талыча. В память об этом чудесном спасении митрополит построил здесь новую деревянную церковь Рождества Богородицы.

Несмотря на отдаленность и бедность, бывшая пустынь продолжала пользоваться особым почитанием окрестных жителей и новых владельцев Нижнего Ландеха князей Щербатовых. Это способствовало стихийному восстановлению пустынножительства здесь уже в 1-й пол. 19 в. В 1843 г. на средства крестьянина Нижнего Ландеха Н.М. Косарева был построен приют для богомольцев, а в 1854 г. на средства шуйского фабриканта М.С. Посылина создан и передан Владимирской епархии комплекс зданий для размещения богадельни. Он включал одноэтажный дом на пять комнат с мезонином, кухонный флигель, амбар и погреб. 4 октября 1860 г. последовал указ Синода об открытии женского общежительного монастыря при церкви бывшей Святоезерской пустыни. При этом предписывалось обязательное восстановление прежней деревянной церкви. Первой настоятельницей нового монастыря была поставлена монахиня Владимирского Успенского монастыря Платонида. В г. на средства жителя Нижнего Ландеха Фатова была выстроена новая деревянная церковь Преображения. Уже к 1863г. пустынь была обстроена новыми деревянными домами, среди которых упоминаются: два двухэтажных корпуса келий, три одноэтажных флигеля, скотный двор, сарай и баня. Вокруг монастыря возвели новую деревянную ограду. В 1869 г. здесь была поставлена еще одна деревянная церковь, Иверская, с полукруглым трехмастным алтарем и приделом Архангела Михаила на хорах.

Вспыхнувший 8 июля 1903 г. пожар уничтожил все деревянные постройки. Восстановление обители началось в 1904 г. со строительства на предполагаемом месте первого храма Преображения необычно крупного пятиглавого Казанского собора, рассчитанного на 750 человек. Размах такого строительства был возможен лишь благодаря крупным пожертвованиям от семьи шуйских фабрикантов Терентьевых. Храм был освящен 19 августа 1907 г.

Перед Октябрьской революцией на территории монастыря помимо нового Казанского храма и церкви Афанасия Афонского находилась деревянная церковь Преображения, дом игуменьи, два двухэтажных сестринских корпуса, отдельный хлебный флигель, кельи схимонахинь и деревянная ограда с башнями по углам. За оградой располагались дома для духовенства, гостиница, скотный и конный дворы, мельница и огород. В нач. 20 в. здесь жило 17 монахинь и 58 послушниц.

Дом игуменьи (настоятельский корпус), рубленный из бревен с остатком, расположен на восточной стороне комплекса непосредственно за Казанским собором. Двухэтажный, под вальмовой кровлей, с симметричными пристройками лестничных блоков по торцам протяженного (в 8 оконных осей) фасада, он напоминает один из широко распространенных в это время типов казарм фабричных рабочих. Убранство фасадов, за исключением скромных наличников с небольшими ушками и консольками, поддерживающими сандрики с треугольным подвышением в центре, отсутствует. Пристройки лестничных блоков под односкатными кровлями с пофронтонными навесами над ступенями крылец, так же как и выпуски бревен на углах и по оси фасада, обшиты тесом. Внутри, по оси корпуса проходит коридор, освещаемый парами окон на торцовых фасадах с кельями по сторонам.

Одноэтажный, рубленный из бревен с остатком и обшитый тесом дом поставлен на кирпичный оштукатуренный цоколь и завершен вальмовой кровлей с мезонином на дворовом фасаде. Обшивка углов и перерубов по сторонам спаренного позднего окна в центре главного фасада имитирует пилястры с накладной резьбой, сильно вынесенный карниз декорирован мелким пропильным подзором по краю свеса и средней части фриза. Главный фасад, в отличие отторцовых с тремя проемами, имеет четыре асимметрично расположенных окна. Наличники с накладной резьбой завершены обработанными глухой резьбой сандриками с треугольным подвышением в центре. Со стороны бокового дворового фасада помещена пристройка сеней.

Кельи схимонахинь расположены на южной стороне комплекса, слева от сестринского корпуса. Небольшой (всего в три окна по главному фасаду) дом рублен из бревен с остатком и завершен вальмовой железной кровлей. По внешнему виду его можно причислить к образцам скромной мещанской застройки своего времени. Углы и перерубы на главном фасаде, по сторонам среднего окна, обшиты тесом с профилировкой наподобие пилястр, поддерживающих фриз с сильно выступающим над ним карнизом. На боковых фасадах всего по два окна, одно из которых, освещающее подсобное помещение, значительно меньших размеров. В филенчатых наличниках выделены подоконная доска и более широкое очелье, завершенное профилированной полочкой. Со стороны двора к дому примыкают хозяйственные пристройки.

Флигель, расположенный к востоку от дома игуменьи, рублен из бревен с остатком, обшит тесом и крыт шифером на четыре ската. Низкий прямоугольный в плане объем флигеля типичен для рядовой жилой застройки кон. 19 — нач. 20 в. Главный фасад в пять окон с перерубами по сторонам центрального проема, на торцовых фасадах по три одинаковых окна. Выпуски бревен на углах объема и перерубы обработаны в виде филенчатых пилястр, поддерживающих фриз и профилированную доску карниза. Ярко-желтые наличники с почти одинаковыми по размеру филенчатыми досками в нижней и верхней частях завершены прямыми полочками на небольших кронштейнах.

Гостиница расположена к северо-западу от основных зданий комплекса, на границе с монастырским садом. Она, как и многие другие поздние постройки пустыни, рублена из бревен с остатком. Обшивка сруба, шиферная четырехскатная кровля и наличники окон поздние. Это скромное жилое здание, играющее роль фона для главных сооружений комплекса, типично для мещанской застройки своего времени. Главный фасад в пять окон с двумя перерубами по сторонам среднего проема и обработка выступающих концов бревен филенчатыми пилястрами являются характерными для этого типа.

Ратшин, 1852, с. 28; Рыбаков, 1856; Восстановление. 1860; Голубинский., т. 2, с. 297, 299, 355, 365-366, 389; Веселовский, 1882; Зверинский, 1890, с. 224-226, № 423; Веселовский, 1894; Денисов, 1908, с. 109—ПО; Святоезерская пустынь, 1911; Полный православный словарь, 1992, стб. 2016; Православные русские обители, с. 227. Из книги «Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Часть 3», М., Наука, 2000, с. 670-678

Источник

Святоезерская иверская пустынь женский монастырь

Святоезерская Иверская пустынь

Ивановская обл., Южский р-н, п.Мугреевский

святоезерская иверская пустынь женский монастырь. Смотреть фото святоезерская иверская пустынь женский монастырь. Смотреть картинку святоезерская иверская пустынь женский монастырь. Картинка про святоезерская иверская пустынь женский монастырь. Фото святоезерская иверская пустынь женский монастырь

Святоезерская Иверская пустынь расположена на небольшом холме, носящем название Грива, на берегу Святого озера. Легенда связывает основание пустыни с именем некоего старца Филарета, поселившегося в начале 14 века в пещере, вырытой в холме. На месте колодца, вырытого старцем, со временем образовалось обширное озеро, получившее в народе название Святое. Еще в 19 веке эта местность, окруженная густыми лесами и болотами, продолжала носить название Филаретовской.

В конце 14 века митрополит Киприан поставил в пустыни первую деревянную церковь Преображения. Как митрополичье владение пустынь существовала и в 1-й половине 15 века при преемнике Киприана митрополите Фотии. Пребывание здесь в 1411 году спасло Фотия от пленения отрядом татарского царевича Талыча. В память об этом чудесном спасении митрополит построил здесь новую деревянную церковь Рождества Богородицы. Верояно, при Фотии пустынь превратилась в мужской монастырь под наименованием Святоезерского Спасского Сенегского.

святоезерская иверская пустынь женский монастырь. Смотреть фото святоезерская иверская пустынь женский монастырь. Смотреть картинку святоезерская иверская пустынь женский монастырь. Картинка про святоезерская иверская пустынь женский монастырь. Фото святоезерская иверская пустынь женский монастырь

В начале 17 века во время смуты пустынь, как и многие другие поселения этой местности, была разорена. По описи 1680 года в пустыни не было старых церквей, но вместо них упоминаются новые деревянные храмы: теплый Иверский и холодный Афанасия Афонского. Вблизи церквей на отдельно стоящих столбах висели четыре колокола. Пустынь в это время содержалась на средства князей Пожарских, владевших расположенным поблизости селом Нижний Ландех. Традиция эта была продолжена новыми владельцами села князьями Черкасскими.

В течение всей 1-й половины 18 века наблюдается угасание пустыни. В 1756 году обе деревянные церкви и отдельно стоящая колокольня сгорели, уцелела лишь часть братских келий. В 1757 году была поставлена новая деревянная теплая Иверская церковь, после чего началось строительство кирпичного храма Афанасия Афонского, из-за недостатка средств затянувшегося на 24 года.

Несмотря на отдаленность и бедность, бывшая пустынь продолжала пользоваться особым почитанием окрестных жителей и новых владельцев Нижнего Ландеха князей Щербатовых. Это способствовало стихийному восстановлению здесь пустынножительства уже в 1-й половине 19 века. В 1843 году был построен приют для богомольцев, а в 1854 году создан комплекс зданий для размещения богадельни. В 1860 году в бывшей пустыни был открыт женский монастырь, при этом предписывалось обязательное восстановление прежней деревянной церкви.

Была выстроена новая деревянная церковь Преображения. К 1863 году были построены корпуса келий, флигели, скотный двор, сарай и баня. Вокруг монастыря возвели новую деревянную ограду. В 1869 году была построена деревянная Иверская церковь. Однако, вспыхнувший в 1903 году пожар уничтожил все деревянные постройки. Восстановление обители началось в 1904 году со строительства на предполагаемом месте первого храма Преображения необычно крупного пятиглавого Казанского собора.

святоезерская иверская пустынь женский монастырь. Смотреть фото святоезерская иверская пустынь женский монастырь. Смотреть картинку святоезерская иверская пустынь женский монастырь. Картинка про святоезерская иверская пустынь женский монастырь. Фото святоезерская иверская пустынь женский монастырь

Перед революцией на территории монастыря помимо нового Казанского храма и церкви Афанасия Афонского находилась деревянная церковь Преображения, дом игуменьи, два двухэтажных сестринских корпуса, отдельный хлебный флигель, кельи схимонахинь и деревянная ограда с башнями по углам. В советское время часть построек и ограда монастыря были уничтожены, а сохранившиеся постройки приспособлены под склады Мугреевского торфопредприятия.

В 1993 году была восстановлена община Казанского храма, а в 1998 году Святоезерская пустынь открылась как женский монастырь.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *