святое озеро антониево дымского монастыря
Чудеса Антониево-Дымского монастыря и Святого озера
Антониево-Дымский монастырь всегда был уединенной и заштатной обителью. Оттого здесь так легко и свободно дышится.
Место, несомненно намоленное – все-таки одна из древнейших обителей Северной Руси!
Основан монастырь в 1243 году Антонием Дымским – преемником и учеником преподобного Варлаама Хутынского. В возрасте 37 лет и чине настоятеля Антоний покинул Хутынский монастырь, приняв решение вести жизнь отшельника. Он долго бродил в лесной глуши, пока не вышел на берег небольшого озера, над которым поднимался легкий, как дым туман, отчего и названо оно было Дымским. Полная первозданной тишины природа источала глубокое безмолвие, место, как нельзя лучше подходило для монашеской жизни.
Антоний поставил здесь небольшой шалаш, а спустя время выкопал землянку. Трудясь днем, ночи стоя на молитве, Антоний избегал телесного покоя. Для еще большего измождения своей плоти он постоянно носил тяжелые вериги, а голову покрывал железной шляпой с широкими полями весом около шести килограммов. Причем, поля этой шляпы были прибиты к тулье гвоздями так, что врезались в голову и образовывали незаживающие язвы. Все это напоминало Антонию муки тернового венца Спасителя.
Вид Антониево-Дымского монастыря, рисунок с натуры И. Первухина, 1867 г.
Слух о подвижничестве одного из первых северных отшельников привлек к “скиту на Дымях” насельников, монахов из других монастырей. По мере заселения и хлопот братии, была жалована грамота от новгородского князя Александра Ярославовича Невского на земли вокруг Дымского озера для создания на них монастыря.
Сперва подвижники поставили деревянную соборную церковь преподобного Антония Великого, в честь ангела – первоначальника Дымской пустыни, с пределом в ней Покрова Пресвятой Богородицы и кельи для проживания монашествующих.
В возрасте 67 лет пр. Антоний отдал душу Господу, и его тело было положено на левой стороне церкви, а спустя сто лет мощи преподобного были впервые обретены нетленными.
История Антониево-Дымского монастыря насчитывает почти восемь веков, в течение которых были светлые периоды и времена разрухи. Расцвет обители приходится на XIX век, когда большинство деревянных построек заменили каменными. Трудами настоятеля Амфилохия вокруг монастыря тогда возвели каменную ограду с четырьмя башнями по углам и Святыми вратами. На территории в дореволюционное время находились: одноэтажный братский корпус; 2-х этажный настоятельский корпус с братской трапезной, кухней и пекарней; 2-х этажный паломнический корпус; хозяйственные сооружения, ледники, квасоварня. При монастыре существовала приходская школа, в которой обучались дети из окрестных деревень.
Соборный храм во имя Казанской иконы Божией Матери. Антониево-Дымского монастыря. 2020 год.
Часовня Тихвинской иконы Божией Матери на берегу Дымского озера.
Самое почитаемое и привлекательное место Антониево-Дымского монастыря – Святое озеро и две часовни на его берегу.
Новенькая ближняя деревянная часовня Тихвинской иконы Божией Матери ещё достраивается, и выглядит очень свежо. Она посвящена светлой памяти хранителя священной иконы протоирея Сергия Гарклавса, который 60 лет оберегал образ, и в 2004 году вернул его в Россию Тихвинскому монастырю. Об этом говорит надпись на памятном камне.
Дальше дорожка ведет к главной часовне преподобного Антония, построенной в 2011 году на месте разрушенной большевиками святыни – в XVIII веке один петербургский купец, получивший выздоровление от купания в озере, поставил здесь молельню. Теперь рядом находится прекрасно оформленная купальня с раздевалками. Монастырь поддерживает древний чин омовения в целительном озере, и хранит немало примеров чудесного исцеления страждущих людей в результате купания или молитв у мощей преподобного Антония. Записывать эти случаи начали примерно с 1670 года составители жития дымского святого. Например, отмечено, как некий житель тихвинского посада Симеон, страдающий болезнью, от которой глаза его сильно гноились и кровили, будучи у Казанской церкви над гробом преподобного, зачерпнул утренней росы с травы, промыл ею глаза и тут же прозрел. Зафиксированы в документе и другие чудеса.
Так, в 1744 году, услышав о божественной силе монастыря, сюда приехал петербургский купец Ермолай Калитин, страдающий кожной болезнью. Он отслужил молебен у гроба и стал купаться в Дымском озере, после чего совершенно выздоровел. В благодарность за свое исцеление, купец пожертвовал крупную сумму на строительство церкви, два иконостаса и раку над мощами Чудотворца Антония.
Часовня преподобного Антония на Дымском озере.
Вообще в Антониево-Дымском монастыре приятно прогуляться по аллеям лесопарка к озеру и вдоль него, летом приезжает много паломников, желающих совершить обряд купания в священных водах по православной традиции.
Так повелось испокон веков. Известно, что в XIX веке монастырь посещало порядка 25 тысяч богомольцев в год. Всех влекало «цельбоносное озеро» и каждый паломник обязательно купался или омывался в нем не менее трех раз.
И летом, и зимой толпы страждущих людей, иногда покрытых ранами, движимые верой в вышнюю помощь от Бога, при участии молитв преподобного Антония окунались в воду и находили исцеление.
Наибольший наплыв народа приходился на День обретения мощей пр. Антония и “Иванов день” (св. Иоанна Предтечи). До революции этот массовый праздник сопровождался большой конной ярмаркой. Помещений в монастыре не хватало, и богомольцы располагались прямо вокруг стен обители. После обряда освящения воды тысячи мужчин и женщин с малолетними детьми с обеих сторон пристани тотчас погружались в воду.
Среди других важных праздников, привлекающих паломников, были Троица и Крещение.
Сегодня вся купальная инфраструктура монастыря на берегу выглядит очень пристойно – раздевалки, туалет, скамейки, оформленный ступеньками и перилами спуск в воду. Зимой на праздник Крещения к проруби возле креста стекаются многочисленные желающие приобщиться к древней традиции. У всех одна мысль – очиститься от скверн греховных в освященных водах и получить здравие души и тела!
Купальня, раздевалки, зона отдыха напротив часовни преподобного Антония на Дымском озере.
В середине декабря 2020 года Антониево-Дымский монастырь был вынужден закрыть храм во имя Казанской иконы Божией Матери на карантин, т. к. среди братии появились ковид-больные. Увы, пообщаться в живую ни с кем не удалось, но по телефону отец Паисий рассказал мне, что в настоящее время в монастыре постоянно подвизается 25 человек, братия активно развивает подсобное хозяйство: скотный двор, пасеку, огород, теплицы, есть своя пекарня. В монастырской лавке можно купить уникальные чайные сборы, составленные местным травником и прополис в разных видах.
Обычно туристические группы проводят в монастыре полтора-два часа, но некоторые приезжают потрудиться на весь день. Дополнительные руки ой как нужны! Сейчас все силы брошены на ремонт Казанского соборного храма, увы средств не хватает, даже на то, чтобы покрыть битумную крышу железом.
Эскизный проект готового храма украшает ограду строительных лесов. Каждый посетитель может увидеть, в каком прекрасном виде его хотят возродить, и оказать посильную помощь в этом благом деле.
Что поменялось в монастырской жизни и самом Тихвине с момента возвращения Чудотворной иконы Божьей Матери? По мнению отца Паисия, во-первых, город сильно преобразился, стал благоустроенным и красивым, во-вторых, у многих людей поменялось отношение к Богу, увеличилось число прихожан в церквах и послушников в монастырях.
Он вспоминает: когда протоиерей Сергей Гарклавс привез бесценную икону в Тихвин, его спросили, что бы он хотел получить взамен? «Я не в праве, ибо не владелец, а просто ее хранитель», – ответил батюшка. Он просил только о возможности раз в год приезжать из США, дабы помолиться у священного образа. Тогда для отца Сергия был построен домик на берегу Дымского озера, где он жил во время своих визитов. Сейчас домик ремонтируется и готовится к размещению памятной экспозиции. Рядом с ним недавно вырос современный коттедж дочери Гарклавса, изъявившей желание насовсем переехать в Россию.
«Чудеса у нас происходят постоянно! Если писать на эту тему книгу по итогам пяти минувших лет, то получится пятитомник», – говорит отец Паисий. И как им не происходить, если место силы у Дымского озера постоянно наполняется благодатной энергией!
Сегодня в Казанском храме покоятся вновь обретенные мощи преподобного Антония Дымского, ковчеги с частицами мощей древнехристианских подвижников, отцов Киево-Печерской Лавры и новомучеников Российских. Молитвы у них произносятся ежедневно и голосов молящихся становится все больше, звучат они дружнее…
Как добраться до Антониево-Дымского монастыря.
Удобнее всего на личном автомобиле или на туристском автобусе в составе тургрупп.
Из Санкт-Петербурга курсируют рейсовые автобусы по направлению Бокситогорск и Пикалево – надо ехать до остановки Галично, далее 3 километра пешком по асфальтированной дороге.
На электричке Санкт-Петербург – Тихвин. Из Тихвина общественный транспорт до монастыря не ходит, надо заказывать такси. Стоимость поездки туда и обратно – 640 рублей.
pharmateacher
pharmateacher
Недалеко от города Тихвина, на большом холме вблизи Дымского озера, стоит Антониево-Дымский Свято-Троицкий мужской монастырь.
Это один из древнейших монастырей Северной Руси. Его история насчитывает почти восемь веков, в течении которых были и нашествия иноплеменников, и периоды разорения и запустения, и периоды расцвета и славы. Три раза монастырь закрывался, три раза был полностью разрушен, три раза чудесно восставал из праха и пепла.
Преподобный Антоний родился в начале 13 века в Новгороде в благочестивой семье. Рано почувствовав влечение к иноческой жизни, он пришел в Хутынский монастырь, где через некоторое время получил монашеский постриг. Ища пустынного уединения, Преподобный вскоре ушел на берега Дымского озера, поставил на холме келью, а на озере обрел большой камень — валун, едва выглядывающий из воды. Святой приплывал к камню на лодке и, долго молился на нем.
Главная легенда монастыря рассказывает нам о подвиге преподобного Антония, о так называемом столпищенстве на водах. Стоя на камне, отягощенный веригами и железной шляпой, преподобный молил Бога дать живущему здесь народу веру. Сейчас на том месте установлен крест, а рядом с ним в воде находится тот самый молитвенный камень. Он стал почитаемой святыней.
На берегу есть часовенка, откуда виден крест.
Существует предание о том, что Антоний заповедал, чтобы богомольцы не входили в обитель, не омывшись прежде в водах Святого озера. Впоследствии возник особый обычай плавать вокруг камня с молитвой Преподобному. Утвеождается, что многие люди исцелялись этим благодатным купанием. Считается так же, что это помогает обрести веру и душевное равновесие. Поэтому построили специальный вход в воду, лестничку такую :
Знаменательно, что большинство посмертных чудес святого Антония, записанных в монастырских рукописях, совершалось через омовение в Дымском озере.
В келье на холме, в каждодневной молитве провел он немало лет, пока молва о подвижнической жизни одного из первых северных отшельников не привела к нему людей, желающих разделить его подвиги. Так было положено начало самому монастырю.
Сейчас мощи св. Антония находятся в церкви, им можно поклониться.
Что касается монастыря.
Еще в 1409 году обитель была полностью разрушена татарами, внезапно вторгшимися в новгородские пределы, а в 1611 году монастырь подвергся опустошительному разорению шведов. Во время секуляризации монастырских земель обитель была упразднена и вновь открыта только в 1794 году.
При советской власти монастырь разделил участь почти всех российских обителей. Местные жители до сих пор рассказывают, как для разгона монахов пригнали броневик.
В память о том событии обитель переименовали в населенный пункт «Красный броневик».
Много лет в монастыре была психиатрическая больница, впоследствии монастырскими зданиями владел бокситогорский комбинат «Глинозем».
В 1921 году уездный собес разместил в монастырских помещениях «Приют для калек и престарелых». В 1929 году в Дымском монастыре была образована коммуна по производству кирпича с тем же названием – «Красный броневик».
Однако «производство», как вскоре оказалось, состояло в разборке монастырских стен и башен на кирпичи для продажи. В результате «производства кирпича» были постепенно разобраны практически все монастырские строения.
После войны в единственном оставшемся келейном корпусе и гостинице была организована школа трактористов. Позже в монастыре расположилось психиатрическое заведение.
В последние десятилетия в бывшем монастырском странноприимном доме был размещен заводской санаторий-профилакторий. Главный собор монастыря использовался под склад. В конце 1950-х годов он был окончательно разобран.
Началом возрождения монастыря стал крест, установленный в 1994 году у святого камня на Дымском озере. А 17/30 октября 1997 года Антониево-Дымский монастырь был возрожден и имеет статус приписного скита Тихвинского монастыря.
Главной и пока что единственной архитектурной достопримечательностью Антониево-Дымского монастыря является храм Антония на водах. Он действующий, освящен был в 2001 году. Хотя до сих пор ведутся восстановительные работы, и снаружи, и внутри храм очень красивый и уютный.
Другой каменный собор монастыря – церковь Святой Троицы – сейчас только восстанавливается.
Рядом с церковью видны штабели кирпичей.
Деньги на восстановление здесь собираются весьма оригинальным методом.
Рядом с кирпичами стоит ящичек для пожертвований на восстановление и лежат маркеры.
Каждый, кто сделал пожертвования на восстановление храма, может написать на кирпиче свое имя.
Как добраться до Антониево-Дымского монастыря
Доехать до монастыря можно и автобусом, направление — Бокситогорск или Пикалево, ост. Галично (затем 3 км пешком).
Drunky Horse
Автопутешествия и приключения Копытного или пение бороды в скитании праздника
Антониево-Дымский монастырь. Тихая обитель у живописного озера
Антониево-Дымский монастырь. Один из древнейших монастырей на Руси
Антониево-Дымский монастырь — действующий мужской монастырь на территории Ленинградской области. Монастырский комплекс небольшой. Он не так ещё подновлён, как некоторые другие христианские обители. Не так многолюден по церковным праздникам и в мирские дни. Но есть в этом монастыре своя притягательная красота. Места здесь тихие. Нет рядом крупных мегаполисов. И от того, не так много здесь случайных и любопытных, жадных до достопримечательностей заезжих туристов. Здесь тихая скромная красота природы соседствует с размеренным укладом жизни посвятивших себя служению Веры.
Каждый год, так уже повелось, я навещаю стены этой обители. Для интересующегося историей Ленинградской области, христианства на Руси, для любителя красивых уединённых пейзажей — поездка к стенам этой обители станет приятным и познавательным путешествием. И, если вы ещё не бывали в этих местах, то рассказ об Антониево-Дымском монастыре может стать для вас хорошим поводом совершить сюда путешествие. Рассказ об обители — в этой моей статье.
Примечание к тексту:
Подборка моих фотографий — за разный период и время визитов. В самом низу статьи — репортаж с Крещения. Православный праздник я снимал по благословению игумена монастыря и братии.
История монастыря. Обитель у Дымского озера
Звонница Троицкого собора монастыря
Антониево-Дымский (Свято-Троицкий) монастырь был основан Антонием Дымским в ХIII веке. Так, во всяком случае, утверждают предания. Достоверных письменных источников о времени основания монастыря — нет. Существуют архивные документы датируемые XV-XVI веком. Описи и церковные грамоты, в которых упоминается эта обитель и житие преподобного Антония.
Но согласно преданиям и жизнеописаниям Антония Дымского, этот монастырь был основан именно им. Сподвижником и учеником Варлаама Хутынского.
И именно Антонию была пожалована грамота о создании монастыря Александром Невским. В 1243 году. С этой даты и принято считать время основания обители.
Антониево-Дымский мужской монастырь
Преподобный Антоний Дымский
Антоний Дымский родился в 1206 г. Место его рождения — Великий Новгород. С детства юноша воспитывался в боголюбивой семье. Однажды в храме он во время Божественной Литургии услышал слова Евангельского чтения, которые содержали призыв к другой жизни.
«Аще кто хочет по Мне ити, да отвержется себе и возмет крест свой и по Мне грядет» (Мф. 16,24).
Так явился отроку Промысел Божий. И в 1225 г Антоний покинул отчий дом и ушел в монастырь Спаса, находившийся на Хутыни. Недалеко от Новгорода. Здесь настоятель Варлаам Хутынский увидел в юноше сосуд, избранный для вместилища Святого Духа. Он с радостью принял его в обитель и спустя несколько лет, в один из дней, облек Антония в ангельский образ.
Антоний стал игуменом Хутынского монастыря уже после кончины своего наставника. Когда он понял, что монастырь надежно утвержден, то решил уйти из него в поисках тишины и уединения для молитв. Именно так он попал на Дымское озеро. Здесь он в одиночестве и прожил вторую половину своей земной жизни. Позже, среди Дымских лесов и возникла новая обитель. Где Антоний до самой своей смерти продолжал удручать свое тело посильным трудом, регулярным постом и молитвой.
Мозаика с изображением Антония Дымского ( лик преподобного — центральная икона. Слева — Святой князь Александр Невский, справа — преподобный Варлаам Хутынский)
Подвижничество преподобного Антония
Личность Антония – примечательная. Известно, что он по церковным делам Хутынского монастыря в 1238 году был отправлен в Константинополь. К Вселенскому Патриарху Афанасию. Точная цель того посольства до нас не дошла. Известно только, что из Византии Антоний прибыл в родной монастырь с дарами от Патриарха для обители Спаса на Хутыни.
( Об Феодорите Кольском, который также вёл подвижнический образ жизни и совершил визит в Византию можно прочитать в моей обзорной статье про Кандалакшу здесь )
После смерти своего наставника, преподобного Варлаама, Антоний исполнил наказ игумена и достроил каменную церковь Преображения в монастыре. Но, не желая оставаться в сане настоятеля – отправился в безвестное подвижничество. Скитания его привели на берег уединённого, расположенного в лесной глуши, Дымского озера.
Уединение Антония Дымского
На берегу озера Антоний вёл жизнь отшельника, соорудив небольшой шалаш. На зиму – выкопал пещеру, сделав в ней келью. Так, с 37-и лет от роду, всю вторую половину жизни, до самой своей кончины, провёл здесь преподобный Антоний. Днями в трудах, а по ночам — в молитве. Инок носил на себе тяжёлые вериги, а голову покрывал тяжеловесной железной шляпой с широкими полями. Поля шляпы были прибиты к тулье гвоздями. Гвозди эти, под тяжестью шляпы, врезались в голову отшельника. Так принимал он на себе муку тернового венца Спасителя.
Подвижничество Антония со временем обрастало людской молвой. И, вскоре, вокруг места уединения преподобного стала собираться братия.
На берегу Дымского озера поставили деревянную церковь. Наречённую в честь ангела первоначальника Дымской пустыни преподобного Антония Великого. Вокруг храма появились кельи монашествующих.
Антоний, основатель Дымской обители, прожил 67 лет. В 1273 году он ушёл из бренного мира.
Спустя почти сто лет, в 1370 году его мощи были впервые обретены нетленными. А в месте его отшельничества, на берегу Дымского озера, появился Антониево-Дымский монастырь.
Антониево-Дымский монастырь. Поклонный крест на Дымском озере
Разные времена пережила эта обитель. Были в её истории и печальные годы.
За период своего существования Антониево-Дымский монастырь подвергался разрушению 3 раза: в 1409 году – во время набега татар, в 1611 году – захватившими во время войны эту территорию шведами, а последний раз уже при советской власти. Случилось это в 1919 г. Для разгона монахов даже пригнали броневик. Именно в память об этом печальном событии и было впоследствии переименовано расположенное рядом село. С тех пор это селение называется «Красный броневик».
Нынешнее возрождение Антониево-Дымского монастыря было начато летом 1994 г. Именно в этот период здесь был установлен поклонный крест на Святом озере. Его высота составляет 4 метра. Крест изначально был деревянным, а спустя несколько лет его подновили. И теперь над озёрной гладью возвышается более крепкий символ православной веры.
Поклонный крест
Крест установлен, как считается по преданию, в месте у того самого камня, на котором Антоний проводил время в своих молитвах и уединении.
Каждый год, в честь преподобного (7 июля по новому стилю) в Монастыре проходит крестный ход. А верующие совершают к кресту, стоящему посреди озера, в отдалении от берега, своё поклонение.
В конце 90-х на Дымском озере была построена деревянная часовня, В 2011 г её заменили на каменную.
Часовня на берегу озера
Практически в любую погоду, когда озеро свободно ото льда, прихожане и те кто приехал сюда по своим религиозным требам, совершают поклонение кресту в озере.
Прихожане совершают омовение в водах Дымского озера Верующие в водах Дымского озера
1 июня 2008 г. мощи преподобного Антония Дымского были перемещены в Антониево-Дымский мужской монастырь из Тихвинского.
Они и по сей день покоятся в Казанском приделе Троицкого собора, действующей церкви не территории монастыря. Храм сейчас реставрируется. После разрушения от него осталась одна лишь колокольня, но строение было полностью восстановлено. И на кирпичах, из которых построены новые стены, до сих пор сейчас видны нанесенные маркером имена сотен жертвователей и верующих. Каждый желающий внести свою лепту в восстановление обители, и сейчас может оставить своё имя на символическом памятном камне. Из которого выстраиваются и подновляются корпуса и храмы обители.
Среди святынь обители: Икона преподобного Арсения Коневского с частицей святых мощей, Икона преподобного Иова, Икона святой блаженной Матроны.
Рака с мощами преподобного Антония Дымского в монастыре Верующая в храме монастыря
Прогулка по монастырю. Фотоотчёт
Как я уже упоминал, бывал я в этих местах не раз. И это рассказ об одном из недавних моих посещений монастыря, в один из дней ушедшего лета.
(Карта, где расположен монастырь и как добраться до него – в самом конце статьи)
Приехал в монастырь во второй половине дня. Рядом со входом на территорию обители – небольшая автостоянка. Автомобилей – всего ничего. Пара машин, да небольшой микроавтобус на стоянке. Значит, паломников и прихожан не так и много. Тихий вечер лета, предзакатная тишина — совсем не располагали к суете. Хочется побыть вдали от городского шума.
При входе в обитель – кирпичная арка с иконой-образом.
Вход в монастырь
У строений для странноприимцев – небольшая фермерская местная лавка. Молоденькая девушка за прилавком сворачивает торговлю. Дело — к вечеру.
Лавка при монастыре
У центрального храма возятся дети. Не шумно. Взрослые, видимо, в храме на службе. Детвора ожидает родителей на улице.
Дети прихожан
Стены с именами пожертвовавших на восстановление монастыря
А вот, кладка монастырских стен. На каждом кирпичике – имя. Каждый, кто внёс свою лепту на монастырские надобности – увековечен поимённо. Где-то, среди этих кирпичей – и моё имя.
Кирпичная кладка Кирпичи для реконструкции построек монастыря
Дом братии (кельи) – с красивой аркой, овитой плющом. Братия при монастыре ведёт и хозяйство подсобное. У келий – цветочные клумбы. Чуть в стороне – монастырская пасека.
Братский корпус монастыря Монастырская пасека Цветочные клумбы у братского корпуса
Дорожка к часовне Антония Дымского и берегу озера сейчас оформлена стендами. С фотографиями и информацией об истории монастыря и его возрождении. По дороге встретил прихожан, возвращающихся от часовни. Видимо, идут после омовения у креста в озере.
Прихожане
От Троицкого собора (главного храма обители) до купален – около полукилометра.
Троицкий собор
С дорожки, сквозь деревья и высокие травы, видать спокойную гладь озера и низкое свежее небо. Сквозь плотные серые тучи — лучи июльского солнца. Судя по облакам, там, вдали, где-то, прошёл дождь. А может и гроза где.
Дымское озеро. Вид с дорожки к часовне Дымское озеро. Вид с дорожки к часовне
Вот и часовенка. На берегу — ни души. Рыбацкая лодка на глади озера, да крест
В озеро – лестничный спуск с перильцами…С берега хорошо видать, что вода озёрная – чистая. На дне — песчаный рельеф с мелкими камешками. Кое-где по берегу – камыши. Стайка утят с мамашей-уткой. Одинокая чайка тут как тут. Вокруг, чуть слышный ветер по лесным кронам. Здесь всегда живописно. За этим и приезжаю. В общем, тихая, умиротворённая красота.
Дымское озеро
Зашёл в часовенку. Горят свечи. Чуть слышный запах ладана. Аккуратный небольшой зал с мозаикой. Вверху – купол с ликами. В часовне никого. Самое время постоять, подумать о своём. Приятное уединённое место.
Роспись на куполе часовни
На берегу появились двое подростков с женщиной.
Дети спустились по лестнице к воде. Всматриваются в воду. Что-то разглядывают на озёрном дне. Тихо, в полголоса, обсуждают.
Паломники у Дымского озера
Из-за двери часовни, в стекле красиво отражаются горящие свечки. Одинокая фигурка женщины, стоящая на берегу, крест вдали – идиллия.
Паломники у Дымского озера
Через некоторое время к часовне на берег пришёл мужчина. Дождался когда женщина с детьми уйдёт и, раздевшись и осенив себя крестным знамением, вошёл в озеро. Я не стал смущать человека своим присутствием. Он пришёл к кресту поклониться. Дело богоугодное…
…Я постоял ещё на берегу, сделал несколько кадров на память и, засобирался обратно….
Антониево-Дымский монастырь — одно из красивейших мест в Ленинградской области. Значимое для православного верующего и интересное во всех отношениях для простого туриста. Если вы не бывали здесь, то найдите время и посетите эту обитель. Рекомендую.
Крещение Господне в Антониево-Дымском мужском монастыре
Сразу оговорюсь, что этот важный Православный праздник я снимаю каждый год уже на протяжении многих лет. И каждый раз в разных монастырях. Не потому, что где-то и что-то мне не нравится. Просто каждый раз хочется чего-то нового для своих репортажей. Не находясь в штате каких-либо из новостных агентств, а работая на них в качестве фриланс-фотографа, я свободен в выборе места съёмки. И это – один из плюсов для меня. Праздник Крещения, своим проведением, имеет определённую традицию. Но, из своего опыта съёмок, могу точно сказать, что в каждом монастыре или храме, он всё-таки имеет свои традиции.
Купание в иордни на Крещение Господне
Добавлю ещё, что в последнее время (для некоторых) крещенские купания в морозной проруби-иордани стали каким-то «спортом». Да простят меня истинно верующие. Многие приходят в этот день окунуться в прорубь банально для того, чтобы сделать селфи, «на слабо» и т.д. и т.д. Я не буду осуждать в этой статье подобные проявления «религиозности». Лишь приведу слова одной знакомой настоятельницы женского монастыря. Которая, на мой вопрос о том, что многие приходят в храм поставить свечку не зная даже зачем и для чего они это делают, так ответила мне: «Пусть приходят. Дорога в Храм – открыта каждому. По какой причине человек пришёл – только ему ведомо и его желание. Так, может, со временем, откроется его душа Вере».
Итак…про Крещение в Антониево-Дымском монастыре.
Крещение Господне — один из главных Христианских праздников. Антониево-Дымский монастырь. Праздничные богослужения
Приехав загодя в монастырь и, получив от братии и игумена монастыря разрешение (благословление) на съёмку, в канун Крещения я приехал в монастырь.
Перед началом службы, Всенощным бдением, в Троицкий храм стали собираться прихожане.
Прихожане в храме
Запомнилась женщина преклонного возраста, которая пешком прошла около 10-ти вёрст из своей деревни, чтобы попасть на службу. Мороз кстати, в те дни, был по-настоящему Крещенский. На улице, ночью, температура опускалась за 30-ть.
Прихожанка в храме
Монастырская братия приготовила иордань (прорубь) у Поклонного Креста на льду озера. А дорожку, по которой должен был совершён Крестный Ход к иордани для Великого освящения воды — монахи украсили лампадками с горящими свечками.
Один из трудников монастыря зажигает свечи по пути следования Крестного хода
После Всенощного бдения и службы в храме процессия священнослужителей и прихожан направилась с Крестным ходом к иордани. С хоругвями и зажжёнными лампадками это выглядело очень торжественно.
Всенощное бдение в храме Крестный ход в Праздник Крещения Господня в Антониево-Дымском монастыре Крестный ход в Праздник Крещения Господня в Антониево-Дымском монастыре
У Поклонного Креста на Дымском озере состоялось Освящение воды в иордани.
Освящение воды в иордани
После чего, паломники и прихожане стали окунаться в освящённые воды.
Купание в иордани
Праздничная божественная литургия
Утром следующего дня состоялась главная праздничная Божественная литургия в Троицком соборе. На этой службе было меньше прихожан. Но, видимо, к столь раннему часу (служба началась около 8 утра) в храме собрались все, для кого этот праздник и его чествование важно, как и само таинство Евхаристии. Таинство Причащения Святых тайн было совершено во время этой службы.
Антониево-Дымский монастырь. Верующие в храме Антониево-Дымский монастырь. Верующие в храме Антониево-Дымский монастырь. Верующие в храме Верующие в храме Праздничная литургия Праздничная литургия
После Причащения святых Тайн и Водосвятья из Троицкого собора братия с прихожанами Крестным ходом направилась к иордани.
Водосвятье Крестный ход. Антониево-Дымский мужской монастырь Крестный ход. Антониево-Дымский мужской монастырь
У иордани состоялась проповедь настоятеля монастыря, который обратился с ней к прихожанам.
Проповедь в Крещение Господне Проповедь в Крещение Господне
А после освящения воды в иордани, верующие окунулись в воды озера.
Освящение воды Крещенские купания Крещенские купания
Где находится Антониево-Дымский монастырь. Как добраться. Карта расположения
Антониево-Дымский монастырь находится на востоке Ленинградской области.
И на автомобиле добраться сюда совсем несложно. Путь от Петербурга составит около 230 км, что с учетом местных дорог равно 3-4-м часам пути.
Добраться до монастыря из Петербурга можно и на автобусе. Для этого нужно купить билет в направлении Пикалево. И доехать до остановки Галично. Оттуда до обители идти пешком примерно 3 км.
Адрес обители: Ленинградская область, Бокситогорский район, с. Красный Броневик, п/о Галично. Это 17 км от Тихвина и 20 км от Бокситогорска.
Карта расположения монастыря:
Если вы путешествуете по Ленинградской области, то обязательно посетите эти места. Антониево-Дымский монастырь — один из удивительных действующих монастырей региона. А природные виды в его окрестностях станут приятным дополнением к вашему путешествию.
О другом действующем монастыре (и очень красивом), который находится не так далеко от Антониево-Дымского я рассказываю вот в этой статье:
А здесь об одной из самых тихих и уединённых обителей Ленинградской области: Зеленецкий монастырь
На страницу Ленинградская область. Интересные места: Перейти…
В Рубрику всех записей блога Перейти….
На Главную страницу Дранкисайта: Перейти…
Личная страница автора этого сайта в социальной сети ВК здесь (добавляйтесь в друзья, всем рад): romahram