святодуховский монастырь тимашевск официальный сайт
Духовная связь со старцами не теряется
Сочинская епархия относится к числу новообразованных. В конце 2018 года она была выделена из состава Екатеринодарской и Кубанской епархии и включена в состав Кубанской митрополии. Две действующие обители – мужской монастырь «Крестовая Пустынь» в поселке Солохаул и Троице-Георгиевский женский монастырь в селе Лесное – развиваются, становятся духовным форпостом в этом крае. Какого рода трудности возникают перед монашествующими и что помогает их преодолевать – это стало одной из основных тем беседы с ответственным за епархиальные монастыри в Сочинской епархии настоятелем мужского монастыря «Крестовая Пустынь» игуменом Львом (Грызуном).
Руководство обителью находится в руках Божией Матери
Батюшка, надо ли говорить, что у многих людей город Сочи и его окрестности прежде всего ассоциируются с солнцем, морем, живописной природой и курортами? А в духовном плане что Вы можете сказать о том регионе, где Господь Вам судил подвизаться?
В духовном отношении регион наш сложный. По соседству находится Абхазия, где положение Православия на сегодняшний день, как мы знаем, непростое. С другой стороны от нас располагается Республика Адыгея, где проживает много мусульман. А в Сочи, можно сказать, смешение наций. По официальной статистике здесь насчитывается более 100 национальностей – русские, украинцы, армяне, грузины, греки, адыги (или черкесы) и т.д. Это создает своеобразный колорит, но, хочется отметить, что большинство представителей разных национальностей к вере относится с уважением, доброжелательно. Мы это ценим и осознаем, насколько сильными должны быть наши молитвы, чтобы традиция мирного сосуществования и далее укреплялась.
Отче, а Вы давно в этом монастыре и как восприняли свое игуменство?
Летом 2012 года митрополит Екатеринодарский и Кубанский Исидор направил братию в числе трех человек (включая меня) из Свято-Духова монастыря города Тимашевска в монастырь «Крестовая Пустынь». Дела здесь были несколько запущены – и в духовной жизни, и в хозяйственной. Монастырь не имел документов, земли, в нем не была устроена духовная жизнь. Прежний игумен в основном занимался людьми, которые пострадали от пьянства или наркомании, а вот монашеского духа как такового в обители не чувствовалась. Проживало в ней на тот момент человек 30, но то были разные люди, не монашествующие. Некоторые из них сразу ушли после нашего приезда, иные – в течение последующих полутора лет.
Сейчас братии немного – около 12 человек. Однако Господь говорил: «Не бойся, малое стадо!» (Лк. 12:32). Действительно, лучше пусть будет несколько человек одного духа, чем множество людей, непонятно для каких целей собравшихся. Когда человек другого духа, это рано или поздно вскроется, так как руководство обителью находится в руках Божией Матери. У нас есть чудотворная икона Пресвятой Богородицы «Троеручица» из сербского монастыря на Святой Горе Афон, где издавна сложилась традиция, что настоятель там номинальная фигура, а Игумения – Матерь Божия. Этой же традиции придерживаемся и мы. Я как бы номинально, юридически возглавляю монастырь, а так всем здесь управляет Матерь Божия. И если человека одолевают какие-то страсти, скрываемые им от других, то рано или поздно они выходят наружу. Ведь как порою бывает: кто-то ищет каких-то особых молитв, особых состояний, особых прозрений, еще чего-то, не желая понять, что есть определенные этапы духовного роста. Иными словами, коль ты не будешь подниматься ввысь по «ступеням» добродетелей, о чем писал преподобный Иоанн Лествичник и другие святые отцы, то никакого преуспеяния в духовной жизни ждать не приходится. Готов пришедший в монастырь выразить любовь к Богу делом – проявляет он жертвенность, мужество и смирение – значит, наверняка останется в нашей обители. Не готов – уйдет…
В свое время уезжать мне из большого и духовно устроенного Тимашевского монастыря, где число братии доходило до 100 человек, совсем не хотелось. Почти 20 лет монастырь развивался под духовным руководством старца – наместника и основателя обители архимандрита Георгия (Саввы), к которому можно было зайти в келью с множеством вопросов, но вот старец тебя благословил и всё – вопросов больше нет! А почему их нет? Да потому, что дух злобы со своими вопросами и сомнениями остался за стенами кельи. Ты вошел сюда один! Покидать родную обитель было тяжело, и игуменство в другом монастыре я принял не без внутреннего ропота. Вера-то наша слабая, нет у нас веры в Промысл Божий – всё приходит с годами, с опытом. Но после того, как я побывал на Афоне и услышал от духовников-афонитов, что игуменство – это просто послушание, я внутренне успокоился и теперь отношусь к нему, как и к другим послушаниям, исполнение которых является главной добродетелью в монашеской жизни.
Эти старцы были отражением славы Христовой
Воспоминания о старце – отце Георгии (Савве) помогают Вам исполнять столь ответственное послушание игумена обители?
Не просто воспоминания, а живая молитвенная связь с ним! Отца Георгия похоронили на монастырском подворье, что на хуторе Некрасово Тимашевского района, у храма святого великомученика Георгия Победоносца, как он завещал. Буквально через год после его кончины началось строительство – над могилой была возведена и освящена часовня. Мы ездим к батюшке на могилку, служим панихиды, просим помощи и получаем эту помощь по его молитвам. Да, конечно, мы не можем его увидеть, услышать его голос, но духовная связь не теряется. Это милость Божия, что нам посчастливилось встретить такого человека, который был отражением славы Христовой и на которого хотелось равняться в своей жизни. Иначе не понесли бы мы те труды, что пришлось понести в монастыре «Крестовая Пустынь», не будь у нас фундамента, заложенного батюшкой. Хорошо помню свою первую встречу с ним. Меня и моего духовного собрата (ныне это скитоначальник иеромонах Мелетий (Попадыч)) схиархимандрит Власий из Свято-Пафнутьева Боровского мужского монастыря благословил держаться вместе и ехать в монастырь к отцу Георгию на Кубань. Отец Георгий мне показался строгим (он действительно был строгим). Но глаза как у ребенка – чистые и озорные! Находясь рядом с ним, ты невольно чувствовал, какая духовная сила от него исходит! Я бы даже сказал так: это был человек – гранит духа. Он был такого духа, как преподобный Савва Освященный, преподобный Сергий Радонежский, великомученик Георгий Победоносец – его Небесный покровитель. Батюшка, кроме Бога, не боялся никого. Он смело защищал Православие – от еретиков, колдунов. И благодаря его активной позиции в этом вопросе митрополит Исидор отлучил в свое время от церковного общения двух «журналисток-ясновидящих», издававших газету и книги оккультного содержания.
Помню, в первую нашу встречу отец Георгий мне стал говорить такие вещи, которые я тогда не понимал, а сегодня осознаю, что батюшка многое видел наперед, о многих опасностях, меня подстерегающих, предупреждал. Вообще его наставления были краткими. Батюшка всё объяснял просто, опираясь на советы и учения святых отцов Церкви, а также тех старцев, которые его окормляли в монастырях с 12-летнего возраста. В нашем понимании старец – это человек, наделенный благодатью и дарами Духа Святого. Какие это дары? Исповедь помыслов, духовное руководство. Умение подсказать и найти мудрый выход в какой-то ситуации. Любовь к богослужению и молитве, врачевство – духовное и телесное, прозорливость и чудотворения. Если монашествующие или духовные чада из мирян имеют послушание, старец может такими людьми руководить и вести их в Царствие Божие. Отца Георгия вели в Царство Божие его духовные наставники, а он нас взял на свои плечи…
Отец Лев, Вы сказали, что старцы окормляли батюшку в монастыре практически с детства. Он рассказывал братии о том времени, на которое пришлось его духовное становление?
Рассказывал. По его рассказам можно было представить, насколько тяжело приходилось в советское время – особенно в годы хрущевских гонений – монашествующим. Отец Георгий родился в Закарпатье в верующей семье. Его учителями стали уже прославленные во святых схиархимандрит Алексий (Кабалюк) – преподобный Алексий Карпаторусский (в Закарпатье его называют Карпатским, потому что в среде нынешних националистов слова «Русь», «русин» не должны звучать) и настоятель первого монастыря, куда батюшка попал 12-летним отроком, архимандрит Иов (Кундря) – преподобный Иов Угольский. Также схиигумения Мария (Рыбарь) – настоятельница Чумалевского монастыря и ее брат – иеросхимонах Иларион и другие. Апостольское служение преподобного Алексия Карпаторусского, настоящего вождя русин, можно сравнить с деятельностью святого равноапостольного Николая Японского по просвещению японцев. Немало тому подтверждений имеется, но главное – Закарпатье тогда находилось в унии, в католичестве, а сегодня на этой земле десятки православных храмов, с этой земли вышло множество священства, и многие молодые люди идут учиться в православные духовные учебные заведения… Второй старец, архимандрит Иов, как и схиархимандрит Алексий, получил благословение на Святой Горе Афон, в Свято-Пантелеимоновом русском монастыре. Его там одарили частицей мощей святого великомученика Димитрия Солунского и направили в родное Закарпатье проповедовать слово Божие. И он основал мужской скит с афонским уставом в Городилове. Известно, что отец Иов переписывался с преподобным Силуаном (Афонским) – одним из самых чтимых Православной Церковью святых XX века.
Не могу не назвать еще одного батюшкиного учителя – схиархимандрита Боголепа (Церковника). Он был не только мудрым духовным наставником, но и врачевателем телесных недугов с помощью лекарственных трав. Отец Боголеп общался со святителем Лукой (Войно-Ясенецким), святитель Лука его очень уважал. Наш батюшка тоже бывал у святителя. Старец, отец Боголеп, хорошо знал лекарственные травы и собирал их. От общества «Красного Креста» он имел разрешение оказывать медицинскую помощь. Медицинскому деланию отец Георгий научился у отца Боголепа. Послушник-отрок бегал к нему в монастырь, ходил с ним по горам, тот показывал ему разные виды трав и учил, как делать мази, настойки. Как раз те, какими мы сейчас пользуемся. В настоящее время широко известен монастырский противораковый сбор отца Георгия из 16 трав. На самом деле схиархимандрит Боголеп этот сбор составил и научил батюшку лечить онкологию и другие заболевания. А батюшка потом и нас стал учить. И хотя я сейчас этим особо не занимаюсь, однако если приходит человек с онкологией или еще с чем-то таким серьезным, стараюсь помочь. Конечно, мы за болящего в монастыре молимся – но, помимо этого, стараемся и телесно помочь. Я обязательно передаю всем наставление батюшки: очистить душу истинным покаянием, без чего невозможно выздоровление.
В биографии схиархимандрита Георгия, с которой можно познакомиться на православных сайтах, обращает на себя внимание такой факт: батюшка в разное время был награжден церковными наградами, а вот орден преподобного Серафима Саровского II степени, как указывается в скобках, ему не был ему вручен.
Указ о его награждении этим орденом Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл подписал 6 июня 2011 года. Батюшка уже тяжело болел. За десять дней до кончины, 8 июня 2011 года, по просьбе батюшки и по благословению митрополита Екатеринодарского и Кубанского Исидора благочинным Свято-Духова монастыря игуменом Иоанном (Коноваловым) в присутствии братии над нашим старцем был совершен постриг в чин великого ангельского образа – схиму с именем Георгий в честь преподобного Георгия Иверского Афонского. Отошел схимник ко Господу 18 июня. Возглавивший чинопоследование монашеского отпевания и погребения владыка Исидор перед началом огласил указ Патриарха Кирилла о награждении схиархимандрита Георгия орденом преподобного Серафима Саровского. Владыка отметил, что сам почивший не раз говорил, что награду надо получать на Небесах. Но эта награда, земная, сказал архипастырь, является одним из свидетельств о тех трудах, скорбях, подвигах и заботах, которые на земле понес отец Георгий по заповеди Божией – ближних своих ради. Его Высокопреосвященство передал орден на хранение игумену Иоанну (Коновалову), ставшему преемником батюшки. Все эти годы после кончины старца архимандрит Иоанн несет послушание настоятеля обители. Кстати, его воспоминая о батюшке, как и воспоминания митрополита Исидора, архиепископа Сыктывкарского и Коми-Зырянского Питирима, епископа Сочинского и Туапсинского Германа, мои воспоминания и рассказы других людей, близко знавших отца Георгия, можно услышать, посмотрев фильм «С креста не сходят». Он был создан усилиями Общества ревнителей памяти митрополита Иоанна (Снычева) совместно со Свято-Духовым Тимашевским монастырем по благословению владыки Исидора. Презентация фильма состоялась осенью прошлого года в Санкт-Петербурге и чуть позже – в подмосковной Николо-Берлюковской мужской пустыни. Есть фильм и на Ютубе, где представлены две серии: «С креста не сходят. Подвижник», «С креста не сходят. Исповедник».
По молитвам Господь всё обустраивает, и все вопросы решаются
Отче, теперь вернемся к монастырям Сочинской епархии. На том же Ютубе немало видеосюжетов, им посвященных. Смотришь и восхищаешься красотой мест в предгорьях Кавказа и красотой храмов, монастырских построек, возведенных в этих обителях уже в наше время. Но позвольте процитировать архимандрита Иоанна (Крестьянкина), предостерегавшего в одном из писем молодое иноческое братство: «Не ушла бы вся наша энергия в суету внешнего обустройства. А как трудно обретать основные духовные навыки в послушании, молитве, терпении. Эти делания на бегу да на скаку не приживаются». Из Вашего рассказа стало ясно, что ситуация в мужском монастыре изменилась. А какова ситуация в женском монастыре?
До недавних пор она была непростой. Ведь руководителем монастыря должен быть подвижник, подающий пример братии или сестрам. В конце прошлого года на своем последнем заседании Священный Синод Русской Православной Церкви принял постановление назначить игуменией обители монахиню Дросиду (Сорокопуд). 28 декабря 2019 года наш правящий архиерей епископ Сочинский и Туапсинский Герман совершил Божественную литургию в этой обители и на Малом входе возвел монахиню Дросиду в сан игумении, возложив на нее наперсный крест и вручив игуменский посох. Владыка Герман тепло назвал ее горлицей, вылетевшей из гнезда женского монастыря святой равноапостольной Марии Магдалины в станице Роговской Тимашевского района Краснодарского края. Этот монастырь тоже самыми прочными узами связан с именем нашего старца, схиархимандрита Георгия. Под его руководством там был построен храм, организовано подсобное хозяйство. До последних дней своей земной жизни батюшка окормлял сестер, являясь духовником обители. А в женском монастыре села Лесное Адлерского района после назначения новой игуменьи монашеская жизнь стала настраиваться. И богослужения теперь, слава Богу, совершаются постоянно.
У нашего монастыря «Крестовая Пустынь» по благословению епископа Сочинского и Туапсинского Германа появился женский монашеский скит иконы Божией Матери «Скоропослушница» – такой исихастирий, где несколько сестер непрестанно трудятся в молитве. Чувствуя великую силу молитвы, мы понимаем, что нужно усердно молиться, чтобы Господь Сам всё устраивал. И явно видим: если есть Промысл Божий на то или иное дело, есть благословение Божие и заступничество Матери Божией, Покровительницы всех монашествующих, тогда всё наладится. У нас, например, были проблемы с документами на землю – казалось, неразрешимые. В 2019 году мы их с помощью Божией разрешили. Хотя земля в Сочи очень дорогая, монастырь теперь имеет в своем пользовании около гектара. Не будь молитвы, не было бы у нас и земли. Мы и сами молились, и просили святых молитв нашего духовника архимандрита Иоанна (Коновалова) из Свято-Духова монастыря, архимандрита Германа (Чеснокова) из Троице-Сергиевой лавры и других молитвенников. С Божией помощью будем на этой земле строить большой – в византийском стиле – храм в честь Успения Божией Матери. На 300-400 человек.
Батюшка, не могу не задать на прощание вопросы, которые мы стараемся задавать многим руководителям обителей, приезжающим в Москву на монашеские собрания и конференции из разных епархий. Скажите, что для Вас значат такие сборы монашествующих? И где Вы любите бывать в столице?
Отвечая на первый вопрос, не стану скрывать, что поначалу меня одолевал помысел: тут делами обители надо заниматься, а нас опять собирают – опять куда-то нужно ехать! Но потом я увидел в этих поездках большую пользу для себя. В чем она? Во-первых, в непосредственном общении с участниками этих форумов. Во-вторых, в пришедшем ко мне понимании, что такие искушения, как у нас, такие же проблемы, радости и печали есть и в других монастырях. В-третьих, каждый раз появляется чувство, что ты не один, мы все – большая семья. Вспомним слова пророка Давида: «Се, что добро, или что красно, но еже жити братии вкупе» (Пс. 132). Собираясь вместе, вкупе, мы чувствуем единство нашей Церкви и еще больше духовно укрепляемся. А в Москве я люблю бывать в Покровском женском ставропигиальном монастыре, где находятся мощи блаженной Матроны Московской, потому что мы с братией чувствуем особую связь со святой. Люблю бывать в Троице-Сергиевой лавре, а еще – в Новоспасском ставропигиальном мужском монастыре. Назову и другие места, которые всегда посещаю: это Афонское подворье и старинный храм Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове, в котором под спудом находятся мощи преподобных Пересвета и Осляби – иноков-воинов, героев Куликовской битвы. Москва очень богата святынями. Я думаю, что благодаря этому она и держится, потому что дух здесь тяжелый, молиться в шумном суетном мегаполисе сложно, но великие святыни и усердные молитвы, по моему разумению, спасают столицу.
Снимки Владимира Ходакова и из архива монастырей Сочинской епархии
Свято-Духов мужской монастырь в г. Тимашевск
На окраине Тимашевска – небольшого города, каких много на теплой, щедрой и прекрасной земле Кубанской, – возле оживленной магистрали Краснодар – Ейск, недалеко от спокойной и плавно несущей свои воды реки Кирпили, возвышается белокаменный храм с небесного цвета куполами. Волей Божией на этом месте для освящения Кубани устроена обитель Духа Святаго.
Её видно всем въезжающим в город со стороны краевого центра. Этот красивый, стремительно уносящийся ввысь своей колокольней, храм освящен в честь Духа Святаго. Он является центром и средоточием и главной святыней мужского монастыря, носящего великое и преславное имя третьей ипостаси Пресвятой Троицы. Духом Святым все творения Божии животворятся, движутся и имеют свое бытие. Он дает жизнь всему и Им всё живет. Своею силою и благодатию Дух Божий всё исполняет. Он жизни податель, Животворящий Утешитель, Сокровище и Источник благ.
Строительство храма
Начало свое, как архитектурно-обустроенное строение, монастырь берет с построения церкви. В 1987 году архимандрит Георгий (Савва) по благословению правящего архипастыря, в то время епископа, ныне митрополита, владыки Исидора, возглавил приход Свято-Вознесенского молитвенного дома города Тимашевска. После принятия прихода отец Георгий стал беспокоиться о строительстве настоящего красивого каменного храма. Множество препятствий, притеснений, оскорблений и других тягот пришлось понести отцу Георгию – труженику дела Божиего: во-первых от безбожных властей, препятствовавших выделению земли под строительство новой церкви, практически загнавших её в болото, запрещавших строить храм с колокольней, куполом и алтарной апсидой (властями разрешено было строить лишь обычное здание и оборудовать его как молитвенный дом); а во-вторых, от членов церковного совета, вредивших делу возрождения Православия на Кубани, выбранных по указанию уполномоченного по делам религии, а не голосом верующих.
Участок под наш храм пришлось приобрести, только купив на окраине города хату с пятнадцатью сотками болотистой земли. Архимандрит Георгий рассудил так: “Один из красивейших городов мира Санкт-Петербург построен на болоте. Если нет другой возможности и если есть произволение Божие на то, значит надо строить там, где Бог благоволит. Не взирая на суждения людей. Ин суд человеческий, ин суд Божий.”
Некоторые сетовали, что место под строительство храма выбрано на окраине города вдали от центра. На что батюшка отвечал: “Со временем это место будет центром”.
И сегодня это уже сбылось. Выросли два жилых микрорайона “Южный” и “Восточный”. В этом действительно была воля Божия. Батюшка Георгий с того времени, как приехал в Тимашевск, очень часто ходил пешком на эту окраину, его влекло сюда необъяснимо. Впоследствии, когда место уже выбрали и начали строить храм, старожилы поведали, что в пятидесятых годах, теперь уже прошедшего двадцатого века, жила недалеко от этого места немощная болящая юродивая девица, которая всем говорила, что в этой низине будет строиться церковь и монастырь. Видимо, Господом было уготовано это место, чтобы показать неверующим людям, что для верующего сердца нет никаких препятствий. И как униженная и раздавленная Церковь Русская воскресла из праха и тлена, насадив “крины сельные” веры истинной в сердцах заблудших и покинутых людей народа российского, так и на этом убогом презираемом болоте вырос прекрасный храм, освятивший и украсивший город.
Открытие монастыря
После окончания строительства храма, осенью 1991 года, архимандрит Георгий, откликаясь на просьбы духовных чад всего северного края России, осиротевших после отъезда их духовного отца в Краснодарский край, хотел уехать с Кубани в один из монастырей Архангельской Епархии. Но когда уже всё было готово для возвращения на север, батюшка заболел. В это время владыка Исидор предложил открыть мужской монастырь в Тимашевске. Видя, что болезнь не позволяет ему уехать, отец Георгий согласился с решением владыки основать мужской монастырь на Кубани. Вскоре и болезнь, случившаяся по промыслу Божию, прошла. В июне 1992 года, по ходатайству правящего архиепископа Исидора Краснодарского и Кубанского решением Священного Синода Русской Православной Церкви был открыт в городе Тимашевске Свято-Духов мужской монастырь. Наместником монастыря был назначен архимандрит Георгий.
Сложности начала жизни монастыря
Открытие монастыря совпало с трудным, переломным периодом жизни нашей Родины. Проводимые реформы, введение так называемой “рыночной экономики”, не обошли стороной ни одного жителя нашей страны. Все знают, как отразились эти преобразования на простом народе – многие голодали, многие остались без крова и средств к существованию, старики умирали, молодежь спивалась и впадала в наркозависимость, много было случаев самоубийств. В этот период монастырь тоже испытывал трудности. Для братии необходимо было жилье. Отец Георгий не решился, бы тогда строить, но Господь послал отзывчивых, добрых, русских людей в лице Ломач Михаила Михайловича, Кочетова Владимира Кирилловича и Охват Николая Михайловича. В качестве благотворительной помощи от кондитерской фабрики были выделены строительные материалы для постройки ограды. Наместник решил построить не просто ограду, а ограду-корпус; благо, после строительства церкви оставался кирпич. С огромными усилиями были построены два корпуса с аркой, соединяющей их, и въездными воротами.
Первоначально, братии было двенадцать человек. В древних монастырях и монашеских общинах было правило – кормиться от трудов рук своих. Оно основано на словах св. ап. Павла, говорившего: “…нуждам моим и нуждам бывших при мне послужили руки мои сии.” (Деян. 20,34); “…в труде и в изнурении, часто в бдении, в голоде и жажде, часто в посте…” (2 Кор. 11,27); “…если кто не хочет трудиться, тот и не ешь; …некоторые у вас поступают бесчинно, ничего не делают, а суетятся. Таковых увещеваем и убеждаем Господом нашим Иисусом Христом, чтобы они, работая в безмолвии, ели свой хлеб.” (2 Фес. 3,10-12).
Святитель Василий Великий в уставе для общежительных монастырей в правиле 172 говорит: “В подвижнических уставах эта необходимость труда и работ доказывается примером Господа и св. Апостолов”.
Поэтому, монастырь ходатайствовал перед светскими властями о выделении на хозяйственные нужды земельных наделов. Благодаря помощи главы администрации Краснодарского края Николая Игнатовича Кондратенко и главы Тимашевского района Чернышенко Александра Александровича, монастырю были выделены почти триста гектаров пахотных земель. В настоящее время у монастыря около четырехсот гектаров. Имеется два хозяйственных подворья, на которых братия трудится, выращивая для нужд монастыря необходимые сельскохозяйственные культуры. Монастырь занимается зерновыми культурами, выращивает овощи, картофель, многолетние травы для кормов животным, имеются молодые насаждения плодовых деревьев. Кроме этого, имеется небольшое поголовье коров, свиней, птицы. Есть свое молоко, яйца; мясо же поступает на реализацию. Много и других трудов и послушаний несет братия: совершение и участие в богослужениях, работы в просфорне, в свечной мастерской, вождение автомобилей, приготовление трапезы, столярные, плотницкие, слесарные, строительные и т.д.
Главным же для человека, живущего в монастыре, является не жизнь в обществе единомышленных и единоверных, не бесконечные труды, но духовное молитвенное единение с Богом. Молитвенное делание – это основа жизни монаха.
“Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе. Духа не угашайте.” (1 Фес. 5,16-19).
В монастыре богослужение начинается рано, в четыре часа утра. Сначала служится полуношница, затем читаются утренние молитвы, совершается утреня. После нее читаются первый, третий и шестой часы. Завершается утреннее богослужение Божественной Литургией. Вечером в восемнадцать часов служится вечерня, предваряемая чтением девятого часа. Вечерние молитвы читаются после ужина. В течение дня братия выполняет келейное правило, читает Псалтирь, Евангелие, Апостол. Во все время бдений и трудов упражняется в Иисусовой молитве, следуя словам Господа: “…когда молишься, войди в комнату (в уединенную душу) твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.” (Мф. 6,6).
Хотя в монастырь люди приходят по воле Божией и по велению души, но не многие удерживаются в монастырских стенах. Самолюбие, самочиние, своеволие, самонадеянность, самоуверенность, самодовольство, отсутствие смирения и кротости, гордость, уныние, строптивость, осуждение и болтливость, непокорность, лень, неблагодарность, нераскаянность и другие страсти препятствуют в духовном укреплении вступающих на путь духовного монашеского делания. Человек приходит в монастырь из мира, ибо, по словам Священного, Писания: “Мир во зле лежит.” (1 Ин. 5,19), зло же состоит в том, что “делающий грех, есть раб греха…” (Ин. 8,34). Уходя из мира, вступающий в монастырскую ограду, несет в себе приобретенные от рождения мирские навыки и привычки. В миру человека воспитывают на принципах самоутверждения, гордости, влюбленности в себя, отрицании авторитета старших; если человек не умеет постоять за себя, настоять на своем, возвыситься над другими, то для мира он не имеет в себе жизненной силы. Поэтому мир формирует в людях качества, необходимые для выживания в этом мире. И даже люди, склонные к духовным порывам, подвержены общим, для окружающего их мира, страстям. По слову псалмопевца пророка царя Давида: “С преподобным преподобен будешь, и со избранным избран будешь, и со строптивым развратишься.” (Пс. 17, 26-27).
В монастыре требуются от человека совершенно иные черты характера – по слову Святаго апостола Павла: “…отложите все: гнев, ярость, злобу, злоречие, сквернословие уст ваших; не говорите лжи друг другу… облекитесь, как избранные Божии, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение; …более же всего облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенства…” (Кол. 3,8-9;12;14).
Если эти слова апостол говорит всем христианам, то тем более человек, входящий в ограду монастыря, должен обладать этими христианскими добродетелями или хотя бы стремиться к ним. Наиболее же, от вступающего на путь монашеского жития, требуется наивысшая добродетель – смирение, ибо сказано во Святом Евангелии: “…ибо всякий возвышающий сам себя унижен будет, а унижающий себя возвысится.” (Лк. 14,11), и святым апостолом Петром: “…облекитесь смиренномудрием, потому что Бог гордым противится, а смиренным дает благодать.” (1 Петр,5,5), и пророк Давид говорит Господу: “Яко Ты люди смиренныя спасавши и очи гордых смириши.” (Пс.17,28). Преподобные отцы древности говорили, что начало смирения – есть послушание.
За прошедшее время с момента основания монастыря много прошло людей, желавших обрести в нём пристанище, но немногие скрепили желание терпением и смирением. В Древнем Патерике описывается образ монашествующих в виде трёх летящих птиц: монахи разных веков христианства – средних и последних времен. Первые две птицы имели достаточно сил, чтобы, избегая искушений, достигать Царства Небеснаго; третья же птица, представляющая образ монаха последних времен, то взмывала к небу, то без сил падала на землю, то снова устремлялась ввысь. Древние отцы очень точно отобразили в этой картине духовную силу монахов разных эпох. Подвижники первых веков христианства удивляют нас своими подвигами. Недаром многие из них были наименованы Великими: Антоний Великий, Феодосий Великий, Похомий Великий, Онуфрий Великий, Арсений Великий, и многие, многие другие преподобные проводили свою жизнь в такой же строгости. Монахи более поздних времен так же, подражая преподобным отцам древности, несли в терпении и смирении свои крестные тяготы. В наше время монахи так же стремятся подражать богоугодному житию древних, но окружающий нас мир изменился далеко не в лучшую сторону…
Духовно – нравственная деятельность монастыря.
Прошло десять лет. Много это или мало?… Для жизни человечества – это ничто. Для жизни общества это может быть целая эпоха. Для жизни человека это может быть огромная часть его жизни. Что десять лет для монастыря? Монастырь находится сейчас в стадии становления. Начинать всегда сложно. Очень тяжело восстанавливать утраченную духовность. Нелегко укреплять людей в истине и учить их жить по правде. Трудно оставить устоявшиеся привычки, несовместимые с монашеским образом жизни. Трудно строить духовную жизнь, ибо зло живет в мире. Злу не надо учить, оно само нахально лезет, подстрекаемое и научаемое духами зла. Добро же трудно прививается из-за духовной поврежденности человечества, о чем апостол Павел говорит: “Ибо знаю, что не живет во мне, то есть, в плоти моей доброе, потому что желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу. Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю.” (Рим. 7,18-19).
Много людей посещают наш монастырь ради того, чтобы попасть на прием к наместнику нашего монастыря архимандриту Георгию. Большинство обращаются с болью душевной и телесной, с болезнями, с горем, за духовным, житейским и врачебным советом. И очень многим подается помощь и утешение по молитвам нашего старца. Батюшка всех наставляет на исполнение правил Православного уклада жизни. Наипаче всего учит постоянно посещать храмы Божии и регулярно причащаться Тела и Крови Христовых. Для проповеди в народе начальных правил и истин Православных образа жизни, морали, нравственности и мировоззрения архимандрит Георгий сотрудничает с редакцией газеты “Исцелись верой”, в которой печатаются ответы на волнующие вопросы, подбирается Православный материал поучительного содержания для неокрепших и новоначальных верующих.
Монастырь в наше время.
В настоящее время в монастыре проживает и несёт послушание около восьмидесяти человек. Возглавляет монастырь наместник архимандрит Георгий. Под его духовным руководством находится шесть священномонахов, два иеродиакона, три монаха, двадцать четыре инока и послушники. В храме ведется роспись… Начинал художественное оформление храма, иконописец Рекуха Николай. После его смерти, осенью 1998 года, иконопись продолжили насельники нашего монастыря – иеромонах Мартирий (Князько) и инок Прокопий (Сыроегин). Храм украшен гипсовым иконостасом и киотами деревянной резьбы. Резьбу по дереву выполняет трудник монастыря Владимир Николаевич Кобзев. В будущем, в монастыре планируется построить трапезный корпус, жилой корпус для братии и жилой корпус для священномонахов, гостиницу. Архитектурные расчеты и технический надзор при строительстве осуществляет архитектор Александр Иванович Колесников. На подворье, в хуторе Некрасово, построен храм. Возле него заложен фундамент под колокольню, которую так же планируется выстроить. Планов по строительству, благоустройству и украшению монастыря много. Но суждено ли им исполниться, – зависит от воли Божией и Божиего благоволения.
В храме имеются чтимые святыни: иконы Божией Матери “Неопалимая Купина” и “Владимирская”, икона Святаго великомученика и целителя Пантелеимона, написанная на Афоне; есть мощевик с мощами святых Божиих. У архимандрита Георгия имеется крест – мощевик, переданный ему старцем архимандритом Иовом (Кундря), с редкими мощами святителя Николая Чудотворца и Святаго великомученика и целителя Пантелеимона.