свято знаменский женский монастырь гороховец
Свято-Знаменский женский монастырь г. Гороховца Епархиальные монастыри РПЦ
История
Знаменский монастырь на Красной Гриве первоначально был основан как мужской, предположительно в 1598г. Среди устроителей Гороховецкой обители писцовая книга 1687г. указывает купца Петра Лопухина, а также «гороховлян и посадских людей». Все постройки изначально были деревянные и только в 1670г. была построена первая каменная церковь «Знамения» Пресвятой Богородицы по благословенной грамоте Патриарха Иосифа на средства купца Семёна Ершова. Традиционно «золотой век» Знаменской обители связывают именно с именем этого благоустроителя. Как свидетельствует монастырская опись за 1723г., Семён Ершов заложил здесь монастырские традиции не только бортничества и пчеловодства, но и дал в монастырь поступную грамоту, т.е. на крестьян.
О материальном обеспечении монастырской братии в писцовой книге говорится, что питались они милостыней и жили натуральным хозяйством. К 1723г. за счет вкладов посадских людей Гороховца монастырь владел покосами, около монастыря использовалось «малое число пахотной земли и оная земля градских людей». Очевидно также, что обитель получала пожертвования за поминовение усопших, о чем свидетельствуют сохранившиеся синодики XVIIв., где были записаны роды духовенства и посадских Гороховца, Москвы, Суздаля, роды некоторых князей, дворян, крестьян, а также принявших православие татар.
Однако самостоятельная жизнь обители продолжалась относительно недолго. 26 июля 1723г. Петр I издал указ, по которому Гороховецкий Знаменский монастырь приписывался к Свято-Успенской Флорищевой пустыни и с тех пор выполнял роль подворья. До своего упразднения Знаменская обитель управлялась строителями. Точно известны, по крайней мере, имена четырех из них: Иосиф (1677-1679гг.), Силуан (упоминается в 1685г.), Логгин (упоминается в 1693г.) и Макарий (упоминается в 1716 и 1723гг.). Братия же была всегда малочисленна. После приписки монастыря к Флорищевой пустыни количество насельников первоначально ограничивалось тремя: одним иеромонахом и двумя «бельцами», присылаемыми из Флорищевой пустыни для пения. Но позднее в Гороховецкую обитель стали направляться только наместники, и весь штат монастыря состоял из одного иеромонаха.
К к. XVIII в. ансамбль Знаменского монастыря практически приобрел современный облик. В обители был обустроен 2-х этажный келейный корпус, основание которого было каменным, а второй этаж — деревянным. Монастырь был огорожен каменной оградой. Между 1753 и 1762гг. с запада к Знаменскому храму была пристроена каменная шатровая колокольня, у которой в качестве одной из стен использовалась ранее построенная стена самого храма. С севера к основному храму примыкал придел во имя ап. и ев. Иоанна Богослова с полукруглой апсидой, увенчанный луковичной главкой на барабане. К приделу ап. Иоанна Богослова с северо-запада была пристроена трапезная, переходящая в крытую паперть, к которой в свою очередь примыкала ризница.
На рубеже XIX-XX вв. Гороховецкая обитель привлекла внимание историков искусства, в связи с этим в 1899г. в Знаменском монастыре были проведены серьезные реставрационные работы. Каменная колокольня была отремонтирована и покрыта листовым оцинкованным железом; были обновлены и покрашены все крыши храма; кресты позолочены; были восстановлены фрески и росписи клиросов и пр. Особенно ценным в художественном отношении являлись предметы церковного убранства (немалое количество древних икон); сохранившиеся в монастыре расписные царские врата XVII в.; деревянные подсвечники в форме песочных часов и слюдяные оконницы. Немалый интерес вызвали клиросы храма Пресвятой Богородицы «Знамение», украшенные стихами из «Лествицы» прп. Иоанна Лествичника, каждый стих при этом сопровождался соответствующим изображением.
В советский период монастырь пришел в полное запустение. В 1923г. Знаменское подворье было ликвидировано одновременно с Флорищевой пустынью. Всё имущество было конфисковано, а здания переданы в ведомство Губмузея, который сдавал их в аренду частным лицам и организациям. В 20-х гг. ХХ века в храме размещалась бумажная фабрика, а также склад соломы. Наибольшие разрушения в монастыре произошли в 60-х гг., когда на территории обители располагались отделения совхозов, приспособившие храмовые постройки под скотный двор и склады. В эти же годы была полностью разрушена каменная ограда монастыря.
Иноческая жизнь стала возрождаться в Знаменском монастыре в 1994г., когда обитель была возвращена Владимиро-Суздальской епархии. 24 июня Архиепископ Владимирский и Суздальский Евлогий передал её мужскому Троице-Никольскому монастырю г. Гороховца в качестве скита. Летом 1995 года трудами первого и незабвенного настоятеля Свято-Никольского монастыря игумена Петра начались работы по восстановлению монастырских построек, а уже 6 октября того же года был освящен престол в приделе ап. и ев. Иоанна Богослова. В храме стали совершаться регулярные богослужения. 28 мая 1999г. Знаменский скит был преобразован в Свято-Знаменский женский монастырь и вновь обрёл самостоятельность.
7 марта 2000 года по определению Священного Синода Русской Православной Церкви настоятельницей Свято-Знаменского женского монастыря была утверждена монахиня Раиса (Шибеко Любовь Васильевна). В 2006г. за усердное служение Церкви Божией Матушка Раиса была возведена в сан игумении, а в 2014 г. удостоена права ношения креста с украшениями.
В настоящее время обитель возрождается, в монастыре подвизается более 20 сестер. Полностью восстановлен и отремонтирован основной храм «Знамения» Пресвятой Богородицы, который был вновь освящен в 2003г. Восстановлена монастырская колокольня, откуда разносится по округе звон новых колоколов. Отремонтирован келейный корпус, возведен новый игуменский корпус, дом для трудников, различные хозяйственные постройки и подсобные помещения. Регулярно совершаются богослужения, служащим священником уже много лет является иерей Феодор (Закиров). В обители силами насельниц ведется монастырское хозяйство, построен скотный двор, телятник, ведутся сельскохозяйственные работы, по мере возможности оказывается благотворительная помощь нуждающимся.
Свято-Знаменский женский монастырь (Гороховец)
Мiръ Россия Владимирская область Свято-Знаменский женский монастырь (Гороховец)
Зна́менский монасты́рь — православный женский монастырь, расположенный в городе Гороховце Владимирской области, расположен на левом берегу Клязьмы. Самый древний монастырь в Гороховце.
Содержание
История [ править ]
Среди устроителей Гороховецкой обители писцовая книга 1687г. указывает купца Петра Лопухина, а также «гороховлян и посадских людей». Все постройки изначально были срублены из дерева и только в XVII-XVIII вв. стали возводиться каменные здания. Строительство каменного Знаменского храма с приделами во имя ап. Иоанна Богослова и прпп. Зосимы и Савватия Соловецких началось по благословенной грамоте Патриарха Иосифа на средства купца Семёна Ершова. Традиционно «золотой век» Знаменской обители связывают именно с именем этого благоустроителя. Как свидетельствует монастырская опись за 1723г., Семён Ершов заложил здесь монастырские традиции не только бортничества и пчеловодства, но и дал в монастырь поступную грамоту, т.е. на крестьян.
К 1723г. за счет вкладов посадских людей Гороховца монастырь владел покосами, около монастыря использовалось «малое число пахотной земли и оная земля градских людей». Очевидно также, что обитель получала пожертвования за поминовение усопших, о чем свидетельствуют сохранившиеся синодики XVIIв., где были записаны роды духовенства и посадских Гороховца, Москвы, Суздаля, роды некоторых князей, дворян, крестьян, а также принявших православие татар.
Однако самостоятельная жизнь обители продолжалась относительно недолго. 26 июля 1723г. Петр I издал указ, по которому Гороховецкий Знаменский монастырь приписывался к Свято-Успенской Флорищевой пустыни. В это время в обители подвизалось менее тридцати иноков, что, согласно Петровскому духовному регламенту, являлось основанием для упразднения самостоятельности монастыря и перевода монашествующих в более крупную обитель. В этом же, 1723г., в Знаменском монастыре была произведена уже вышеупомянутая опись, из материалов которой следует, что в обители к этому времени имелось две каменные церкви (холодная в честь иконы Матери Божией «Знамение» и теплая в честь ап. и ев. Иоанна Богослова). Кроме того, в монастыре была деревянная ограда с ветхой колокольней над святыми вратами, на которой располагалось шесть колоколов, а также ряд хозяйственных построек. Примечательно, что колокольня изначально не входила в ансамбль Знаменского храма как в настоящее время, а являлась завершением святых врат, построенных предположительно в 1720-е гг. Об этом свидетельствует не только опись 1723г., но и план Знаменского монастыря 1753г.
Далее опись довольно подробно обрисовывает внутренне убранство обоих храмов с перечислением всех находившихся в них предметах, из чего следует, что в обители имелось довольно большое количество богослужебной утвари: икон, облачений и книг. Перечисляются так же и документы, среди которых упоминаются благословенные грамоты на строительство храмов.
Вышедший в 1723 г. указ Петра I по некоему стечению обстоятельств не был сразу претворен в жизнь. Лишь в 1749г., уже после образования Владимирской епархии, факт приписки подтвердил указ епископа Владимирского и Яропольского Платона. Знаменский монастырь окончательно стал подворьем Флорищевой пустыни, полностью перейдя на ее обеспечение, и использовался в хозяйственных целях, в основном для приезда братии в Гороховец.
Как уже упоминалось выше, до своего упразднения Знаменская обитель управлялась строителями. Точно известны, по крайней мере, имена четырех из них: Иосиф (1677-1679гг.), Силуан (упоминается в 1685г.), Логгин (упоминается в 1693г.) и Макарий (упоминается в 1716 и 1723гг.). Братия же была всегда малочисленна. После приписки монастыря к Флорищевой пустыни количество насельников первоначально ограничивалось тремя: одним иеромонахом и двумя «бельцами», присылаемыми из Флорищевой пустыни для пения. Но позднее в Гороховецкую обитель стали направляться только наместники, и весь штат монастыря состоял из одного иеромонаха.
К к. XVIII в. ансамбль Знаменского монастыря практически приобрел современный облик. В обители был обустроен 2-х этажный келейный корпус, основание которого было каменным, а второй этаж — деревянным. Монастырь был огорожен каменной оградой, по описи 1762г. ее длина составляла 33 сажени, а ширина 4 сажени. Между 1753 и 1762гг. с запада к Знаменскому храму была пристроена каменная шатровая колокольня, у которой в качестве одной из стен использовалась ранее построенная стена самого храма. Здание храма Пресвятой Богородицы представляло собой бесстолпный 2-светный четверик, увенчанный главой на высоком барабане, с 3-частной апсидой, по высоте, доходящей до середины основного объема. Четверик был украшен пилястрами по углам, декоративным карнизом из сухариков и рядом полуциркульных кокошников в верхних частях стен. С севера к основному храму примыкал придел во имя ап. и ев. Иоанна Богослова с полукруглой апсидой, увенчанный луковичной главкой на барабане. Окна четверика, апсиды и придела были декорированы наличниками в виде колонок с 3-угольными разорванными фронтонами. К приделу ап. Иоанна Богослова с северо-запада была пристроена трапезная, переходящая в крытую паперть, к которой в свою очередь примыкала ризница.
В XIX в. ничего монументального в обители более не возводилось. Лишь в конце столетия, в период управления Флорищевой пустынью архимандритом Антонием (Борковым), был построен ряд новых небольших хозяйственных и жилых помещений вместо старых ветхих, а также обновлено внутреннее убранство храма.
Личность архимандрита Антония, 26-го настоятеля Флорищевой пустыни была, по истине, интересной и замечательной. За свои труды и 24-х летнее управление монастырем он первый из настоятелей был удостоен в 1896г. сана архимандрита. Став настоятелем обители, отец Антоний существенно расширил и улучшил Флорищевское монастырское хозяйство, завел усовершенствованные сельскохозяйственные орудия, расширил скотный двор и много других трудов приложил для возрастания обители, как в хозяйственном, так и в духовном плане. Немало потрудился подвижник и на обустройстве приписных к Флорищевой пустыни подворий, в число которых в то время входил Знаменский монастырь. Примечательно, что преставился отец Антоний после тяжкой болезни в приписном Гороховецком Знаменском монастыре, который часто любил посещать.
На рубеже XIX-XX вв. Гороховецкая обитель привлекла внимание историков искусства, в связи с этим в 1899г. в Знаменском монастыре были проведены серьезные реставрационные работы. Каменная колокольня была отремонтирована и покрыта листовым оцинкованным железом; были обновлены и покрашены все крыши храма; кресты позолочены; были восстановлены фрески и росписи клиросов и пр.
В советский период монастырь пришел в полное запустение. В 1923г. Знаменское подворье было ликвидировано одновременно с Флорищевой пустынью. Всё имущество было конфисковано, а здания переданы в ведомство Губмузея, который сдавал их в аренду частным лицам и организациям. В 20-х гг. ХХ века в храме размещалась бумажная фабрика, а также склад соломы. Наибольшие разрушения в монастыре произошли в 60-х гг., когда на территории обители располагались отделения совхозов, приспособившие храмовые постройки под скотный двор и склады. В эти же годы была полностью разрушена каменная ограда монастыря.
Иноческая жизнь стала возрождаться в Знаменском монастыре в 1994г., когда обитель была возвращена Владимиро-Суздальской епархии. 24 июня Архиепископ Владимирский и Суздальский Евлогий передал её мужскому Троице-Никольскому монастырю г. Гороховца в качестве скита. Летом 1995 года трудами первого и незабвенного настоятеля Свято-Никольского монастыря игумена Петра начались работы по восстановлению монастырских построек, а уже 6 октября того же года был освящен престол в приделе ап. и ев. Иоанна Богослова. В храме стали совершаться регулярные богослужения.
28 мая 1999 г. указом Архиепископа Владимирского и Суздальского Евлогия Знаменский скит Троице-Никольского мужского монастыря был преобразован в Знаменский женский епархиальный монастырь и вновь обрел самостоятельность.
7 марта 2000 года по определению Священного Синода Русской Православной Церкви настоятельницей Знаменского женского монастыря была утверждена монахиня Раиса (Шибеко Л.В.). А в 2006г. за усердное служение Церкви Божией матушка Раиса была возведена в сан игумении.
Современное состояние [ править ]
В настоящее время обитель возрождается, в монастыре подвизается более 20 сестер. Полностью восстановлен и отремонтирован основной храм «Знамения» Пресвятой Богородицы, который был вновь освящен в 2003г.
Восстановлена монастырская колокольня, откуда разносится по округе звон новых колоколов. Отремонтирован келейный корпус, возведен новый игуменский корпус, дом для трудников, различные хозяйственные постройки и подсобные помещения.
Регулярно совершаются богослужения, служащим священником является иерей Феодор (Закиров). В обители силами насельниц ведется монастырское хозяйство, построен скотный двор, телятник, ведутся сельскохозяйственные работы, по мере возможности оказывается благотворительная помощь нуждающимся.
Престольные праздники [ править ]
21 мая — апостола и евангелиста Иоанна Богослова
09 октября — преставление апостола и евангелиста Иоанна Богослова
10 декабря— празднование в честь иконы Божией Матери «Знамение»
Как добраться [ править ]
Адрес: 601460, Владимирская обл., г. Гороховец, Знаменский участок.
Паломнику [ править ]
Богослужения в обители совершаются еженедельно по выходным дням и в большие праздники.
От Москвы с Щелковского автовокзала рейсовым автобусом или маршрутным такси до Нижнего Новгорода с остановкой в г. Гороховец. Далее на маршрутном такси до центральной площади, а потом пешком до переправы (примерно 200м.)
Из Нижнего Новгорода и Владимира ходят электрички до г. Гороховец. От станции до г. Гороховца можно добраться на маршрутном такси или на автобусе.
Расписание можно узнать на станции г. Гороховец, Вокзальная пл. тел. +7 (49238) 5-71-71
Зимой через реку можно перебраться пешком по льду, летом – по понтонному мосту. В периоды межсезонья переправа осуществляется на лодке силами насельниц и трудников монастыря.
По святым местам. Знаменский женский монастырь, г. Гороховец
Аудио
В дни, когда мы вспоминаем подвиг жен-мироносиц, отправимся на левый берег Клязьмы и познакомимся с мироносицами наших дней. В XVIII веке эта святая обитель была приписана к знаменитой Флорищевой пустыни. Возрождение монастыря началось 25 лет назад. Сейчас сестры служат Богу, ведут монастырское хозяйство и рассказывают паломникам о древней обители.
Мы приехали в очень интересное место: с одной стороны – река Клязьма, с другой – густой лес, а посередине – Знаменский женский монастырь. О нем наш сегодняшний рассказ. Город Гороховец уместился на правом берегу реки, а вот левый берег местные жители так и не освоили. Но территория, не очень пригодная для мирской жизни, подошла для монашеской. Знаменский монастырь – самая древняя обитель в Гороховце, основанная на средства купца Петра Лопухина в 1598 году.
Игумения Раиса (Шибеко), настоятельница Знаменского монастыря:
– Есть две даты основания этого монастыря – конец XVI и начало XVII века. Изначально здесь был мужской монастырь, в первые времена было до 20 человек братии – это очень мало.
Как раз из-за этого Петр I упраздняет монастырь, и обитель становится подворьем Свято-Успенской Флорищевой пустыни, что примерно в 40 километрах отсюда.
Инокиня Ефимия (Бочарова), благочинная Знаменского монастыря:
– Флорищева пустынь использовала это место в хозяйственных целях. Когда приезжали в Гороховец, здесь лошадей ставили – видимо, какая-то дорога была. По сути, здесь стало еще уединеннее.
Монастырская церковь была построена в конце XVII века – ей 350 лет. А в XVIII веке здесь появился придел Иоанна Богослова, а также колокольня.
– Вообще вход был здесь, и колокольня в этом районе стояла. В какой-то период времени ее перенесли вот сюда. Я не знаю, что с ней произошло; может, ее разрушили или специально перенесли – мы не нашли об этом документов.
А уже в наши дни к церкви была пристроена иконная лавка. Обратите внимание вот на эту пристройку. Она появилась не просто так. Дело в том, что после революции власти хотели уничтожить колокольню, закрепили на ней тросы, рванули – возникла трещина, но колокольня устояла.
– Видно, что колокольня немножечко накренена, и мы по благословению архиепископа пристроили церковную лавку, чтобы немножко ее подпереть.
– А колокольня над нами прямо?
– Да, она прямо над нами.
На фотографиях видно, что у монастыря была своя каменная ограда (ее разрушили после революции). А часть старинного келейного корпуса уцелела.
– Келейный корпус так и сохранился, первый этаж – это XVIII век (даже часть стены видна, она полуразрушена). А второй этаж, деревянный сруб, пристраивался уже при матушке. Вот, собственно, и был весь монастырь. Братья трудились, молились, у них были небольшие огороды, пчелы; так жили.
После революции Знаменское подворье вместе с Флорищевой пустынью было ликвидировано. Имущество конфисковали, а храмовые постройки приспособили под скотный двор и склады.
– Я сюда приехала 14 июня 1999 года. Здесь четыре года был мужской скит от Никольского монастыря, и как-то положилось на сердце владыке здесь сделать женский монастырь. До этого жила в Ивановском Свято-Введенском монастыре. Здесь была городская свалка, все заросло бурьяном, было много гадюк, ужей, пауков, мышей, крыс. Было тяжело смотреть на это зрелище.
Для жилья тогда был лишь барак, который, как и храм, находился в страшном состоянии, ведь в советское время там держали скот.
– В Интернете есть старые фотографии, на них можно увидеть: когда обитель передали Церкви, все было разрушено. Не было куполов, крестов, зияли черные дыры – все было в запустении. Мы стали это потихонечку восстанавливать, чтобы можно было молиться. Людям нравится – приходят. Да и самим сестрам хочется, чтобы было красиво, – это же наш дом.
– Было очень тяжело первое время. Когда я сюда пришла, мне уже было 54 года. Сама я родилась на Украине в селе и все эти земельные работы знала – это мне здорово помогло, потому что мы здесь сразу раскопали немножко целины, посадили огурцы, помидоры и на зиму уже делали свою консервацию.
Первое время сестер было очень мало, тяжелые условия жизни были под силу не каждой. Здесь необходимо трудиться, ведь монастырь находится на полном самообеспечении.
– За счет чего-то надо жить. Сначала, когда мы открылись, некоторые люди ездили к нам с окраин, из Нижегородской области, то есть у нас был приход. Потом там стали храмы строиться, открываться – у нас прихода не стало. В городе два монастыря и три храма, люди с удовольствием туда ходят, а у нас то грязь, то по льду надо ходить – кому это понравится?
Во время весеннего разлива Клязьма может доходить до некоторых мест, но старинный храм построен на возвышении таким образом, что вода до него не доходит. Это видно и на фотографиях. Кстати, с сезонными изменениями реки связано и то, что в монастыре два раза в год уходят в затвор.
– Вы уже видели, на этой стороне Клязьмы мы одни живем. Связь с городом только по воде. Когда река нормальная, можем и на лодке плавать, а когда идут большие льдины, мы уходим в затвор – не можем попасть в город, из города люди не могут попасть к нам. В затворе молимся. Так бывает зимой и весной, но эти трудности нам во благо – для духовной жизни очень хорошо, когда мы одни, живем за счет своего хозяйства.
Давайте увидим, как здесь делают сыр.
– Когда постом молоко оставалось, вставал вопрос, куда его девать, потому что постом молочная продукция не употребляется. Что-то пытались людям на рынке предлагать. И всегда варили какой-то сыр домашний, замораживали. Потом увеличилось количество коров, и эта проблема все время вставала. Мы стали пробовать варить свой твердый сыр.
Что-то получалось, что-то нет, методом проб и ошибок пришли к мысли, что надо приобрести профессиональную сыроварню. Оборудование это итальянское, и названия сыров хранят дух Средиземноморья: качотта, монтазио, азиаго, страккино.
– Это же прямо камамбер?
– Да, французский сыр с белой плесенью. К нам приезжали технологи, сестры учились и учатся, все время совершенствуются.
Но есть здесь и свой авторский сыр – «Знаменский». Он получился сладковатым на вкус. Сорт этот пользуется большим спросом. А вот и те, благодаря кому здесь есть и молоко, и сыр, и сметана. В день коровы дают до 100 литров молока, но тем, кто работает здесь, вставать нужно очень рано – день начинается в 5 часов утра. Тут две породы коров – швицкая и джерсейская.
– Сами по себе они небольшие, но у них очень вкусное молоко, жирное, для сыроварения очень хорошо идет.
Сестры сами пекут хлеб и консервируют овощи.
– Эта теплица у нас – помидорная, эта – огуречная, здесь – перчик.
А еще с мая до поздней осени здесь множество цветов. Большими трудами сестрам удалось создать свой уголок красоты и молитвы.
– Подъем у нас официально в половине шестого; если нет службы, читаем утренние правила, три канона, акафист; бывает, и два акафиста читаем. У нас есть мощевик, стараемся чтить память всех, чьи частицы мощей в нем; если есть акафист – читаем, если нет – поем величание.
У нас есть откровения помыслов, но это не так, как раньше старцы принимали помыслы; просто сестры приходят и открывают свои проблемы, даже от этого им становится легче. Я молюсь, как могу, за них. Сестер спрашиваю: «Есть ли польза?» Сестры видят пользу.
Очень хорошая библиотека в нашей обители, сестры читают книги и имеют большую пользу от чтения. Старцев нет, мы все немощные, не те монахи, которые были. Вот читаешь в молитве, что мы, последние монахи, хуже мирян; так оно и есть. Стараемся приблизиться каким-то чудом к древним монахам, даже не к древним, а к нашим отечественным. Может, Господь старания тоже примет.
Здесь не обойтись без лодки. Когда восстанавливали обитель, все строительные материалы (вагонку, цемент, кирпичи, мел, известь), а еще корма для животных, продукты доставляли в монастырь по реке. Большие паломнические группы сюда сейчас заглядывают нечасто, а тем, кто хочет еще и потрудиться во благо святой обители, здесь будут очень рады.
– Мы нуждаемся и в мужских руках, и в женских. Казалось бы, весь труд у нас механизирован, но есть такая работа (грядки, теплицы, консервация), где помощь нужна. Если кто придет в монастырь, конечно, мы берем. Не берем только людей в очень преклонном возрасте, потому что никакой человек в возрасте не потянет нашу монастырскую жизнь. Первое наше дело – упорная молитва. В монастыре нельзя жить без молитвы. Пусть люди приезжают, мы рады будем.
Возрождая, сохраняя монастырские традиции, здесь идут в ногу с прогрессом: в святой обители одна из технических новинок – геотермальное отопление: тепло берется из окружающей среды, под землей здесь 4 километра труб. Благодаря этому здесь есть и горячая вода: безопасно, экологично и экономично.
– Жаловаться грех, потому что у нас все есть для нормальной жизни: послушания, хор, службы, откровения помыслов, исповедь, Причастие. Есть скорби, нужды, мы немножко болеем – кто больше, кто меньше. Все у нас есть для спасения.
«Мы живем в тишине, и это способствует обретению внутренней тишины, усилению молитвенного делания» – так говорят в Знаменском женском монастыре. Оторванность от большого мира создает свой собственный маленький мир, где есть все, что нужно для жизни и физической, и духовной.
Автор и ведущая программы Надежда Калинина