свято юрьев монастырь требы
Свято-Юрьев мужской монастырь (Великий Новгород)
Свя́то-Ю́рьев монасты́рь — один из древнейших монастырей России. Основан в 1030 году князем Ярославом Мудрым. В прошлом — духовный центр Новгородской республики, ныне — действующий мужской монастырь Русской Православной Церкви. Находится в 5 км от Великого Новгорода на берегу реки Волхов вблизи озера Ильмень. При монастыре действует трапезная и гостиница.
Содержание
История [ править ]
По преданию, основан в 1030 году князем Ярославом Мудрым. Ярослав Владимирович в святом крещении носил имя Георгий; в русском языке последнее обычно имело форму «Юрий», откуда и пошло название монастыря. Первое летописное упоминание относится к 1119 году.
Строения монастыря первоначально были деревянными, как и его соборная церковь Святого Георгия. В 1119 году повелением князя Мстислава Великого был заложен каменный храм — Георгиевский собор, выстроен был мастером Петром — первым русским зодчим, имя которого называют летописи.
В 1125 году Мстислав наследовал престол киевский. Уже став великим князем, он женился на дочери новгородского посадника. В 1130 году он наделил Юрьев монастырь значительными земельными владениями. Жалованная грамота, написанная на пергаменте от лица Мстислава и его сына Всеволода, древнейший из сохранившихся русских юридических документов, хранится в Новгородском музее. При реставрации монастыря в 1990-е годы была обнаружена надпись на штукатурке (в бытовой графике) о посещении Мстиславом Великим (в крещении Феодором) на свои именины Юрьева монастыря: «Конязь былъ на Феодорово дьне Мстиславо».
Стены Юрьева монастыря впервые упоминаются в летописи 1333 года.
В XII—XIII веках монастырь стал государственным монастырём Новгородской республики, а её глава — новгородский архимандрит — главой городских магистратов. К концу XV века Юрьев монастырь был одним из богатейших церковных феодалов.
После секуляризации монастырских вотчин в 1770-х монастырь потерял значительную часть своих владений и пришёл в запустение.
В 1822 году во главе обители стал архимандрит Фотий (Спасский), пользовавшийся благосклонностью Александра I. Ему также благоволила графиня Анна Орлова-Чесменская (дочь графа Алексея Орлова-Чесменского), одна из богатейших помещиц России. Иждивением последней в монастыре начались обширные реставрационно-строительные работы. За короткое время были построены: Западный корпус с церковью Всех Святых, Спасский собор, восточный Орловский корпус с кельями для братии, северный с храмом Воздвижения Креста, южный с больничною церковью Неопалимой Купины. В 1841 году была построена колокольня по проекту архитектора Карла Росси.
В 1921 году было принято решение об экспроприации имущества и ценностей монастыря. Осенью 1924 года в Юрьеве действовало шесть церквей, но уже к 1928 году оставался только один храм — Крестовоздвиженский. В начале 1930-х какое-то время богослужения велись в одном из помещений Архимандритского корпуса. С 1932 года по сентябрь 1941-го в комплексе построек располагался инвалидный дом им. Свердлова.
Во время Великой Отечественной войны здесь располагались немецкие и испанские воинские части, и части прибалтийских коллаборационистов, в частности батальон литовской полиции вермахта. В эти годы здания монастыря подверглись серьёзным разрушениям.
После войны и до конца 1980-х годов на территории монастыря жили люди, размещалась почта, техникум, техническое училище, музей, продовольственный магазин и художественный салон.
25 декабря 1991 года комплекс зданий монастыря был передан в ведение Новгородской епархии. В 1995 году была создана монашеская община.
В настоящее время богослужение совершается в 4-х храмах монастыря: Георгиевский собор, Крестовоздвиженский собор, Спасский собор (храм Рождества Христова), и церкви иконы Божией Матери Неопалимая Купина.
В 2005 году Священный Синод, по прошению архиепископа Новгородского Льва, благословил открытие в монастыре духовного училища, с назначением архиепископа Льва его ректором.
Современное состояние [ править ]
В настоящее время монастырь действующий.
В монастыре совершаются ежедневные богослужения. Для паломников действует трапезная и гостиница.
При монастыре действует Духовная семинария.
Строения монастыря [ править ]
Строительство собора, ставшего главным храмом Юрьева монастыря, было начато в 1119 году. Инициатором строительства был великий князь Мстислав I Владимирович. Из Новгородской летописи известно имя строителя собора — мастер Пётр, предположительно построивший также Николо-Дворищенский собор и церковь Благовещения на Городище. Это первое из известных имён древнерусских мастеров-строителей. Строительство собора продолжалось 11 лет. 12 июля 1130 года он был освящён во имя Георгия Победоносца Новгородским епископом Иоанном.
Собор стал усыпальницей настоятелей монастыря, ряда русских князей и новгородских посадников. В 1198 году в нём погребли Изяслава и Ростислава, сыновей новгородского князя Ярослава Владимировича; в 1203 году — принявший в монастыре постриг новгородский посадник Мирошка Несдинич; в 1233 году — князь Фёдор Ярославич, старший брат Александра Невского, а в 1224 году и его мать Феодосия Мстиславна (в монашестве Ефросиния); в 1453 году — Дмитрий Юрьевич Шемяка.
В 1820-30-е годы была проведена реставрация собора, в ходе которой практически полностью были уничтожены фрески XII века (оригинальная фресковая живопись (фрагменты святительского чина) сохранилась только на откосах окон и в верхней части лестничной башни, где располагалась небольшая церковь). Собор был полностью расписан заново. В 1898 году новые фрески были сбиты в ходе очередных ремонтных работ. В 1902 году отреставрированный собор был освящён архиепископом Новгородским и Старорусским Гурием.
В 1929 году Юрьев монастырь был закрыт, богослужения в Георгиевском соборе были прекращены. Собор и монастырь были возвращены Русской православной церкви в 1991 году, с этого периода в Георгиевском соборе проходят богослужения.
В 2014 году под полом собора были обнаружены сбитые при архимандрите Фотии фрагменты фресковой живописи XII века., в том числе с древними граффити (о смерти архиепископа Антония (Добрыни Ядрейковича) в 1232 году, сыновей князя Ярослава Владимировича в 1198 году и о пожаре Троицкой церкви в 1160 году), начались работы по сбору фрагментов и реконструкции фресок.
Храм в честь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня находится на северо-восточном углу монастыря. Собор выстроен в 1823 году при архимандрите Фотии, на остатках безымянной, выгоревшей в 1810 году церкви, строительство которой было произведено в 1761 году.
Имеет 5 глав синего цвета, на которых размещены 208 восьмиконечных звёзд. После закрытия монастыря большевиками храм со временем утратил настенную роспись, и в настоящее время не имеет таковой. Внутренние стены окрашены в белый цвет. В советские годы в соборе располагались поочерёдно музей, почтовое отделение, склад, в 1990-91г. картинная галерея местных художников. Летом 2004 года были заменены деревянные каркасы и металлическая обшивка всех пяти куполов и крестов. Собор имеет систему отопления и используется для регулярных богослужений как в летнее, так и в зимнее время.
Расположен к северо-западу от Георгиевского собора, с севера и юга к нему вплотную примыкают крылья Архимандритского корпуса.
В 1763 году в нескольких метрах западнее Георгиевского собора была построена каменная церковь Александра Невского и его брата Федора. Заказчик храма — архимандрит монастыря Иоанникий I. В 1823 году эта церковь сгорела во время сильного пожара. В 1823—1824 гг. на фундаменте старой церкви, с использованием старой кладки, был построен Спасский собор. Заказчик храма — архимандрит Фотий. Собор был построен с двумя приделами: Святой Анны и Фотия и Аникиты. В 1830 году по проекту новгородского губернского архитектора с западной стороны к собору пристраивается паперть. В 1836 году в подвальном этаже собора устраивается церковь Похвалы Богородицы. Позже в ней были погребены архимандрит Фотий и благотворительница монастыря Анна Орлова-Чесменская. В 1841 году с юга пристроен придел Всех Святых, который непосредственно примкнул к приделу Святой Анны. В 1848—1849 годах собор обновляется. В 1850 году с севера пристроен еще один придел — Алексия Митрополита Московского, примкнувший к приделу Фотия и Аникиты. Заказчик построек архимандрит монастыря Мануил.
Также собор пострадал в годы Великой Отечественной войны. Восстанавливался в 1954—56 годах. В 2004-07 годах заново отстроены барабаны и восстановлены купола с крестами.
Памятник представляет собой рядовое здание XIX века, решенное в формах провинциального классицизма. Интерес могут вызвать планировка и характер сводчатых перекрытий.
Представляет собой четырёхъярусную постройку высотой 52 метра. Воздвигнута в 1838—41 годы архитектором Соколовым по проекту Карло Росси. Строительство велось после смерти архимандрита Фотия, финансировала работы графиня Анна Орлова. Колокольня имеет заметную несоразмерность частей. На этот счёт существует легенда, согласно которой Николай I вычеркнул из проекта средний ярус, дабы постройка не превзошла высотой колокольню Ивана Великого в Московском кремле.
Раньше на колокольне (в круглой нише верхнего яруса) располагались часы. Время отбивали 17 связанных с ними колоколов (третий ярус). Ниже висели ещё 15 колоколов. Самый большой монастырский колокол звался «Неопалимая купина» и весил 2100 пудов (33,6 тонны). Второй по величине — «Крест» — 1140 пудов (18,2 тонны). В 2002—03 зимний сезон на верхнем ярусе колокольни были установлены антенны мобильной связи. Последняя масштабная реставрация прошла в 2009 году.
Монастырь нередко страдал от пожаров и по повелению архимандрита Фотия в 1828 году была заложена эта церковь в честь указанной иконы, считающейся в православии охранительницей от пожаров. Войти в церковь возможно только через коридор «Южного» корпуса, минуя кельи насельников. Церковь имеет отопление, но в настоящее время используется для служб только в праздничные дни и молебнов насельников. В отличие от паломников массовому туристу доступ в эту часть монастыря закрыт.
Располагается в юго-восточной башне ограды монастыря. Сама башня постройки 1760 года. Церковь устроена в 1831 году при архимандрите Фотии. В ходе боёв за Новгород в 1941-44 годах была полностью разрушена. В 1950-х годах восстановлена форма здания. В 2010—13 годах восстановлены барабан и купол храма. Восстановление внутреннего убранства ожидается.
Свято-Юрьев мужской монастырь Епархиальные монастыри РПЦ
История
Свято-Юрьев мужской монастырь, самый крупный из новгородских монастырей. По преданию, обитель при истоке Волхова из озера Ильмень, заложил князь Ярослав Мудрый ( во святом крещении Георгий) в 1030 году. Им же построена была деревянная церковь во имя великомученика Георгия. Обитель занимала особое место среди новгородских монастырей, и именовалась лаврою. Монастырь владел огромными земельными угодьями и осуществлял сложнейшую хозяйственную деятельность. Юрьевский архимандрит считался вторым духовным лицом в Великом Новгороде после архиепископа. В 1119 году благоверный князь Всеволод Мстиславович, совместно с игуменом Кириаком заложил каменную соборную церковь, уступающую по своим масштабам только Софии Новгородской.
Стены монастыря впервые упоминаются в летописи в 1333 году, когда они «. поставлены были на 40 сажень с заборолами, при архимандрите Лаврентии» По указу императрицы Екатерины II «О секуляризации церковных земель» Юрьев монастырь теряет значительную часть своих владений, но продолжает значиться третьим среди 15 монастырей России причисленных к 1 классу.
Георгиевский собор-одно из самых замечательных творений древнерусской архитектуры, созданное выдающимся зодчим средневековой России, мастером Петром. Несмотря на византийские и киевские традиции в архитектуре, собор имеет ярко выраженные индивидуальные черты. Внутри храма совершенно нет ощущения тесноты, собор гармоничен и внутри и снаружи, хотя высота его стен достигает 20 метров.
Новое возрождение древней обители начинается в начале 19 века, и связанно с именем архимандрита Фотия(Спасского), чья глубокая вера, благочестие и деятельный характер, вызывали уважение в самых высоких кругах, в том числе и у императора Александра I. Духовной дочерью отца Фотия была графиня Анна Орлова (единственная дочь графа Алексея Орлова-Чесменского), обладавшая огромным состоянием.
Когда в 1822 году отец Фотий был назначен в Юрьев монастырь, графиня оказала ему всемерное содействие в осуществлении его планов. На её богатые вклады в обители началось обширное строительство. За короткое время были построены: Западный корпус с церковью Всех Святых,Спасский собор, восточный Орловский корпус с кельями для братии, северный с храмом Воздвижения Креста, южный с больничною церковью Неопалимой Купины. В 1841 году была построена колокольня по проекту знаменитого архитектора Карла Росси, по преданию она задумывалась выше колокольни Ивана Великого в Москве, но император Николай I лично вычеркнул из проекта один ярус. Сам архимандрит Фотий вел очень строгую жизнь, отказываясь от чая и кофе, выпивая только стакан горячей воды. С наступлением поста, он строго выполнял обет безмолвия, все распоряжения делались письменно, а все время отец Фотий проводил в церкви почти без пищи. С небывалой роскошью был украшен древний Георгиевский собор. Золотой стеной возвышался огромный семиярусный иконостас с серебряными царскими вратами. Мраморный престол покрывала серебренная риза под бронзовой сенью. Храмовая икона великомученика Георгия 12 века была покрыта драгоценною ризою украшенную драгоценными камнями. Даром графини Орловой был образок Знамения Божьей Матери, целиком вырезанный из изумруда и украшенный бриллиантами.
В 20-30-е годы монастырь был закрыт и разграблен, во время Великой Отечественной войны в нем располагались немецкие и испанские части. После войны на территории размещались почта, техникум, училище, музей, жили люди оставшиеся без крова. Только в 1991 г. благодаря усилиям архиепископа Льва, Юрьев монастырь возвратили Церкви, и с этого времени жизнь в обители начала возрождаться. Производится ремонт храмов и корпусов, понемногу восстанавливается разоренное хозяйство.
В настоящее время богослужение совершается в 4-х храмах монастыря: Георгиевский собор, Крестовоздвиженский собор, Спасский собор (храм Рождества Христова), и церкви иконы Божией Матери «Неопалимая Купина».
При монастыре действует трапезная и гостиница для паломников.
Святые и подвижники благочестия
Праздники и чтимые даты
Святыни и святые источники
Храмы и Богослужения
Собор великомученика Георгия, главный храм древнего Юрьева монастыря, был построен в 1119 году повелением выдающегося русского военачальника и правителя князя Мстислава Великого, Сам великий князь Мстислав в это время находился в Киеве, попечение о строительстве собора полностью легло на игумена Юрьевской обители Кириака и сына.
Мстислава князя Всеволода-Гаврила, княжившего тогда в Новгороде. Известны не только имена основателей главного храма Юрьева, князей Мстислава и Всеволода, но и имя его строителя, великого русского архитектора мастера Петра.
Спустя одиннадцать лет, 12 июля 1130 года, на память первоверховных апостолов Петра и Павла новый огромный каменный собор, увенчанный тремя куполами, был освящен при новгородском епископе Иоанне Попьяне и игумене Исайе, его предшественник Кириак умер за два года до освящения храма.
Внутреннее устройство Георгиевского собора отражало его характер и назначение главной церкви монастыря и одновременно княжеского храма. Для пребывания князя и его семьи были устроены просторные хоры, здесь же, на хорах, располагалось два придела- Благовещения и святых Бориса и Глеба.
Незадолго до освящения собора, около 1130, года стены его были расписаны, к сожалению, древняя фресковая живопись почти полностью утрачена, сохранились только фрески маленького храма, находящегося в северо-западном барабане, остатки росписей в лестничной башне и небольшие фрагменты орнаментального украшения оконных откосов в основном объеме собора.
В 30-е годы XIX в. при архимандрите Фотии, благодаря помощи графини А.А.Орловой Юрьев монастырь переживает новый расцвет. Несомненно, особое внимание настоятель уделял Георгиевскому собору, но оно оказалось гибельным для росписи XIIв., фрески были почти полностью сбиты со стен собора, фрагменты древних изображений послужили материалом для подсыпки при планировке территории обители, частично же были выброшены. Стены собора расписали заново, тогда же был выполнен роскошный семи ярусный иконостас, в состав которого, наряду с новыми, вошли и древнейшие иконы Георгиевского собора. Иконы с почтением одели в драгоценные серебряные позолоченные ризы, сверкавшие множеством драгоценных камней.
Стенопись Георгиевского собора, созданная по воле архимандрита Фотия, не сохранилась так же, как и бесценные фрески 1130 года. В 1898 г. в Георгиевском соборе вновь начались ремонтные работы, фотиевская живопись была сбита и заменена новой, более соответствующей по представлениям своего времени древнему интерьеру соборного храма Юрьевской обители. Для росписи пригласили артель одного из самых известных тогда в России иконописцев М.Н. Сафонова. В 1902 году, незадолго до потрясшей Россию революционной катастрофы, Георгиевский собор после поновления освятил Архиепископ Новгородский и Старорусский Гурий.
В 1920 г. Юрьев монастырь был закрыт, вскоре прекратились богослужения в Георгиевском соборе. Древний храм вновь обрел жизни после возвращения Юрьева монастыря Русской Церкви в 1991 г.
Новгородский Свято-Юрьев мужской монастырь и окрестности
Согласно древним преданиям православный русский князь Ярослав Мудрый в 1030- м году, после победы над чудью основал город Юрьев (сегодня это город Тарту в Эстонии) и построил два монастыря: в Киеве и Новгороде. Для закладки Новгородского монастыря место было выбрано недалеко от Новгорода, по пути следования к загородной резиденции князя, расположенной на озере Ильмень в селе Ракомо.
Стены изначально деревянного монастыря поднялись в живописном месте, на берегу реки Волхов у самого ее истока, близ озера Ильмень.
Князь Ярослав Владимирович в святом крещении носил имя Георгий, глубоко чтил своего небесного покровителя. С первых лет христианизации Руси и на всем протяжении ее истории святой Георгий был бесконечно почитаемым заступником Отечества и русского княжеского дома.
Поэтому не удивительно, что один из древнейших монастырей России, созданный Ярославом Мудрым, был назван в честь Святого Великомученика Георгия Победоносца и Чудотворца.
Имя Георгий в русском языке имело диалектную форму «Юрий», широко распространенную в древнем языке, отсюда пошло и название первого на Руси монастыря Русской православной церкви — Свято-Юрьев мужской монастырь.
Свято — Юрьевская обитель поднялась на другом берегу Волхова почти напротив Рюрикова городища, хоть и расположенного на новгородской земле, но имеющего обособленный статус и не являющегося территорией Господина Великого Новгорода.
Обитель на протяжении многих веков почиталась первой по значению среди других новгородских монастырей, ее положение в Новгородской епархии было исключительным — Юрьевский монастырь именовался даже Юрьевской Лаврой. Игумены монастыря носили титул архимандритов, которые на севере Руси считались вторым духовным лицом после Новгородского архиепископа.
Свято-Юрьев мужской монастырь был самым крупным из новгородских монастырей, он владел огромными земельными угодьями и осуществлял сложнейшую хозяйственную деятельность.
Обширные земли монастыря располагались в различных местах: от верховьев реки Ловати до Онежского озера, от реки Шелонь до Сестринского стана в Волоколамском уезде недалеко от Москвы. Монахи Свято-Юрьева монастыря имели свой житный двор в Новгородском кремле, а на Торговой стороне на Торгу у них были свои лавки.
В 1119 году по распоряжению русского военачальника, князя Мстислава Великого, правившего в Киеве, его сыном Всеволодом Мстиславовичем на территории монастыря был заложен каменный храм. Вся ответственность за строительство храма была возложена на игумена обители — Кириака и выдающего мастера-строителя Петра, отмеченного в летописях.
Вот скажите, как возможно в те невероятно далекие времена построить это колоссальное, мощное, одно из самых замечательных творений древнерусской архитектуры. Откуда у первого русского зодчего средневековой России возник образ этого совершенно потрясающего храма, соединившего в себе не только византийские и киевские традиции, но свои индивидуальные.
Храм строился 11 лет и в 1130-м году он был освещен во имя Святого Георгия Победоносца.
Новый, огромный каменный, главный собор монастыря, словно высеченный из одного цельного белоснежного камня, увенчанный тремя серебристыми куполами, был тогда и остается сейчас удивительно гармоничным.
По своим размерам уступающий лишь Софийскому собору в Новгородской Кремле, величественный Георгиевский собор по праву относится к сокровищам русской средневековой архитектуры. Всем своим торжественным видом и расположением он словно возносится над окружающими его зданиями и сооружениями, над рекой, полями и лесами, над суетой и обыденностью.
Значение Георгиевского храма было велико: именно в нем велась княжеская летопись, а с конца 12 века храм стал служить усыпальницей не только настоятелей обители, но и новгородских князей и посадников. Например здесь похоронены мать и брат Александра Невского и многие другие.
Не спеша, вошла в храм и замерла: после палящей жары мое разгоряченное тело мгновенно обволокло холодом. Я дунула, дабы проверить температуру — от моего лица отделилось облако пара! Однако!
Несмотря на высоту стен 20 метров, внутри храм показался мне не только величественным, но и даже фундаментальным. И если снаружи храм был обновленный, белоснежный, радостный, не обнаруживающий своего преклонного возраста, то внутри он выглядел глубоким, древним, но невероятно благородным седовласым старцем.
Внутреннее устройство храма отражает его назначение, как главного собора монастыря и княжеского храма.
Все стены храма были расписаны фресками еще в 12 веке, но пройдя через череду веков мало что сохранилось до наших дней. В начале прошлого века фресковую живопись практически переписали заново, в итоге древние росписи сохранились лишь в лестничной башне и на откосах оконных проемов. Сейчас стены Георгиевского храма выглядят не так уж и плохо, возможно это результат недавних реставраций.
Но все равно я стояла у входа, подавленная и растерянная, внутренние интерьеры некогда великолепного и величественного Георгиевского собора навевали гнетущее состояние. Слева, от церковной лавки, раздавался не громкий говор, отзывающийся эхом и улетающий под купол, совершенно не вписывающийся в окружающую обстановку. Это тихо разговаривали монах, о котором я писала в рассказе и продавщица храмовой атрибутики. Не то чтобы они мне мешали, но все же нарушали уединение.
Почти все полы в храме в руинированном состоянии и это затормозило мой шаг, возможно из-за их состояния мне было так не уютно?
В 1611–17 годах монастырь подвергся разорению шведских воинов и в эти же годы он обрек мощи Святого князя Федора Ярославовича, брата Александра Невского.
В 1764-м году согласно Указа императрицы Екатерины II в. Российской Империи проводится реформа по упразднению части монастырей и изъятие церковных земель. Потеряв значительную часть своих земель, во владении Свято-Юрьева монастыря остались обширные угодья, тысячи крестьян, рыбные промыслы, ремесленные мастерские и 15 мелких монастырей, к нему приписанных.
Возрождение и новый расцвет Свято-Юрьева монастыря начались в 1822 году с назначения в обитель архимандрита Фотия. Территория монастыря в тот момент представляла печальную, удручающую картину, все постройки, особенно деревянные, сильно обветшали. Случившийся через полгода в монастыре пожар довершил начатое временем.
Но в дело вмешалась духовная дочь архимандрита Фотия — графиня Анна Алексеевна Орлова, единственная дочь графа Алексея Орлова — Чесменского, единственная наследница его огромного состояния. Я уже немного коснулась ее судьбы, рассказывая вам о музее деревянного зодчества в Витославлицах.
Оставившая городскую светскую жизнь и глубоко верующая, она перебралась жить в монастырь и оказала неоценимую помощь в восстановлении монастыря. На средства графини за очень кроткий срок были восстановлены древние храмы и построены новые сооружения:
Западный братский корпус с церковью Всех Святых,
Спасский собор — храм Рождества Христова,
восточный Орловский корпус с кельями для братии,
северный корпус с Крестовоздвиженским храмом
церковь князей Феодора и Александра Невского, больничный корпус с церковью во имя иконы Божией Матери «Неопалимая Купина» — находится в глубине сада и проход туда закрыт.
Именно в тот период с небывалой роскошью был украшен главный храм Свято-Юрьевского монастыря — величественный Георгиевский собор.
По всему периметру монастыря была построена каменная стена,
разбиты два фруктовых сада, множество цветников.
Также были проложены новые дороги: одна из Юрьево в Новгород с тремя мостами, вторая в Орловскую мызу к особняку графини Орловой.
Вдоль этой дороги были высажены ивы, которыми можно любоваться и в настоящее время.
В 1841-м году по проекту знаменитого архитектора Карла Росси была построена 52-х метровая колокольня.
Она словно маяк, видна издали!
В 1831 году графиня Анна Алексеевна Орлова перевезла в монастырь прах своего отца и его братьев, которых погребли под папертью Георгиевского собора.
Архимандрит Фотий очень много сделал для восстановления архитектурной и живописной древнерусской традиции, для росписи храмов в монастыре он приглашал крестьян-иконописцев братьев Сапожниковых. Он также организовал в монастыре различные мастерские: слесарную, токарную и даже художественную. Фотий разработал монастырский указ, определяющий времяпрепровождение монахов.
Зимой 1838 года архимандрит Фотий скончался на руках графини, его духовной дочери. Анна Алексеевна пережила его на 10 лет, уединенно прожив эти годы в своем имении на территории деревушки Витославицы, посещая монастырь на все службы.
Отпевание графини совершилось в Георгиевском соборе, а похоронили ее рядом с гробом архимандрита Фотия в церкви Похвалы Пресвятой Богородицы, в заранее приготовленной ею гробнице.
Пока готовила материал, много читала об этой удивительной женщине, всю себя и свои огромные средства отдавшей богу, вере. Анна Алексеевна жертвовала свои богатства не только Свято-Юрьеву монастырю, а многим другим. При жизни она потратила на различные храмы и монастыри около 25 миллионов рублей. Согласно завещанию, большая часть средств также отписывалась ею монастырям и храмам.
В 20–30 е годы прошлого столетия монастырь был сначала разграблен, затем все его храмы были закрыты, братия разогнана.
Малая толика сохранившихся ценностей была перевезена в Московскую Оружейную палату, часть в Новгородский музей. Перед войной ценности были вывезены и пропали. Большинство мощей, вывезенных в Новгород погибли в время оккупации города немецкими захватчиками.
Во время войны на территории монастыря размещались немецкие и испанские части. После войны в Свято-Юрьеве монастыре размещались самые различные учреждения: почта, техникум, дом инвалидов и жили люди, оставшиеся без крова. В Георгиевском соборе был открыт музей.
В 1991 году Свято-Юрьев монастырь был возвращен церкви, а с 1995 года возобновлена обитель. Обветшалые постройки и храмы, утратившие убранство и все до одной иконы — вот что предстало перед немногочисленной братией. Но жизнь продолжается и разоренное за столько лет хозяйство Свято-Юрьева монастыря, потихоньку приводится в порядок, восстанавливаются храмы, пишутся иконы.
В настоящее время богослужения совершаются в четырех храмах монастыря: