свято введенский толгский женский монастырь святыни
Толгский монастырь
В кедровой роще под Ярославлем, там, где в Волгу впадает река Толга, сияют увенчанные крестами купола Толгского монастыря, основанного в 1314 году. В те времена Русь, попавшая в вассальную зависимость от татаро-монгольского ханства, была раздроблена на множество княжеств, ведущих междоусобные войны. При Узбек-хане, правившем Золотой Ордой в 1313–1341 годах, ислам стал официальной религией государства Джучидов, и феодальный гнет на порабощенные народы усилился. Однако татаро-монголы не ставили задачи обращать славян в мусульманство и проводили политику веротерпимости, чтобы не провоцировать народные бунты. Завоеватели лояльно относились к представителям других конфессий в покоренных странах. Русская православная церковь имела особый статус и неоднократно получала ярлыки (охранные грамоты) от великих ханов на освобождение от выплаты дани и защиту от притеснений.
Толгская икона Божией матери
Как гласит предание, иконописный лик Богоматери явился 21 августа (8 числа по старому стилю) 1314 года святителю Прохору, епископу Ростовскому и Ярославскому, который вместе со спутниками возвращался из Белозерья в свой кафедральный город. Путешествие по Шексне и Волге было долгим и трудным. Путники остановились на ночлег на побережье у устья речки Толги. Ночью архипастыря разбудил яркий свет. Выйдя из шатра, он увидел огненный столп на противоположном берегу. Отражение пламени в волжской воде образовало световую дорожку наподобие лунной. Архиерей перекрестился и, опираясь на святительский жезл, пошел по озаренной неземным сиянием воде словно посуху. В воздухе парил образ Пречистой Девы, держащей на руках младенца Иисуса Христа. Епископ упал на колени и стал молиться, пока не лишился чувств.
Очнувшись утром в своем шатре, он решил, что случившееся ночью было сновидением, но, не обнаружив нигде своего посоха, решил на лодке перебраться на место таинственного знамения. Оказалось, что ночное бдение ему не привиделось во сне. На земле рядом с архиерейским посохом лежала икона. Владыка и служители взяли в руки топоры и принялись рубить лес, чтобы возвести на месте явления Богородицы деревянный храм. Весть о чуде быстро разнеслась по округе. Ярославцы толпами устремились на Толгу и присоединились к строителям. Уже к полудню церковь была готова, а к вечеру освящена во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы.
За полвека образовался мужской монастырь, куда стекались благочестивые иноки и богомольцы. По времени основания обитель древнее Валаама, Соловецкого монастыря и Троице-Сергиевой лавры.
В 1392 году икона стала мироточить. Однако вскоре деревянные постройки уничтожил пожар, сгорел и соборный храм. Икону сначала сочли погибшей, но произошло новое чудо — она нашлась в ветвях кедра целой и невредимой.
В 1553 году Толгский монастырь посетил Иван Грозный. Как свидетельствуют летописи, царь излечился от болезни ног после того, как помолился у святыни. Благодарный монарх пожертвовал средства на строительство каменных соборов.
Во время Смуты в XVII веке обитель подверглась нашествию польско-литовских интервентов, 46 безоружных монахов были убиты. Чудотворную икону удалось спасти.
В 1612 году в ходе сбора в Ярославле ополчения Минина и Пожарского разразился мор. Эпидемия, быстро распространявшаяся из-за большого скопления людей, прекратилась сразу после крестного хода с иконой Толгской Божьей матери. В 1636 году образ Богородицы с сыном спас Ярославский край от голода, вызванного неурожаем, в 1654-м — от моровой язвы, в 1657-м — от страшной засухи.
Толгский монастырь не раз посещали августейшие особы: Петр I, императрица Екатерина Великая, император Николай II вместе со своей семьей.
Советская власть превратила монастырские земли и постройки в колонию для малолетних преступников и склады. В канун 1000-летия Крещения Руси, в 1987 году, разрушенный комплекс Толгского монастыря был передан Русской православной церкви. По решению Священного Синода на территории монастыря была учреждена первая в СССР женская обитель (после революции 1917 года все женские монастыри были закрыты).
Главная святыня, Толгская икона Божьей Матери, хранившаяся в Ярославском художественном музее, была возвращена монастырю 20 августа 2003 г. По своему иконографическому типу она является «Елеусой» или «Умилением». По композиции образ подобен палладиуму соседней Костромы — Федоровской Богородице — но только в зеркальном отражении. С давних пор с Толгской иконы делались списки.
Ансамбль Толгского монастыря
Памятники русской архитектуры пришлось восстанавливать из руин. Большая часть сооружений находилась в аварийном состоянии, почти полностью были утрачены настенные росписи и церковная утварь, разрушены иконостасы.
В настоящее время в архитектурный комплекс входят храмы, монастырское подворье, монашеские кельи, школа-интернат для девочек и регентский класс, иконописная, позолотная, швейная, столярная мастерские, пекарня, просфорня и трапезная. Для водоснабжения сада и огородов выкопан пруд и налажена поливочная система.
В гостевом доме для паломников есть номера на 1–12 человек, с санузлом на этаже и комнатой для приема пищи. За питание и проживание принимаются пожертвования по договоренности с администрацией монастыря, также эти услуги могут предоставляться за послушание.
Самая ранняя из сохранившихся построек — Крестовоздвиженская церковь, возведенная в 1620 г. В 1670-х годах были сооружены Святые врата с Никольской надвратной церковью и настоятельский корпус. В 1681—1685 гг. построены новый Введенский собор и звонница.
Спасская церковь появилась на рубеже XVII—XVIII вв. В больничной палате при Спасской церкви скончался герой Отечественной войны 1812 года, генерал-лейтенант Николай Тучков, получивший генеральский чин за переход с Суворовым через Альпы. После тяжелого ранения на Бородинском поле его удалось переправить в Ярославль, на ранения оказались несовместимыми с жизнью. Эта трагическая история легла в основу сюжета о смерти Андрея Болконского в романе «Война и мир» Льва Толстого.
Каменные стены и башни монастыря на месте более ранних, деревянных, возводились в 90-х годах XVII века.
Толгский монастырь в Ярославле на панораме Google Maps
Введенский собор
Собор возвели в ярославской традиции зодчества: четырехстолпный, с тремя апсидами, перекрытый сводами, с тремя галереями, на высоком подклете, с большим нарядным крыльцом. Это единственный храм на территории монастыря, в котором сохранилась монументальная живопись 1690 г. Престолы: главный — Введения во храм Пресвятой Богородицы, южный — Святых благоверных князей Феодора, Давида и Константина, Ярославских чудотворцев. Богослужения совершаются только в летнее время. Здание соединено переходом с колокольней и Крестовоздвиженской церковью.
Храм в честь Воздвижения Животворящего Креста Господня
Крестовоздвиженский храм построен в 1625 г. В западной части имеется пристройка — «Одностолпная палата», где находится главная святыня обители — Толгская икона Божией Матери. В 1914 году к 600-летию монастыря церковь отремонтировали. Северный придел расширен за счет галереи, свод которой подняли на значительную высоту, также сделано новое крыльцо. В 2000 году изготовлен иконостас. Иконы для него писали сестры обители и мастера Ростовской школы иконописи. Богослужения совершаются в осенне-зимнее время.
Надвратный храм в честь Святителя и Чудотворца Николая
В 1990-х годах Никольский храм, построенный в 1672 году, восстановили как летний, который служит домовой церковью при монастырских кельях. Царские врата и иконы для него переданы Ярославским музеем-заповедником. В ходе реставрационных работ интерьер храма был расписан. На алтарную стену нанесено изображение семьи последнего императора России — Николая II, выполненное к канонизации страстотерпцев. Службы проходят по четвергам, если нет полиелея.
Храм в честь Нерукотворного Образа Спасителя
Спасский храм построен в конце XVII — начале XVIII века. В убранстве фасадов использована лепнина и скульптурные элементы. Купол увенчан девятью главами: одной большой и восемью маленькими. Неусыпаемая Псалтирь читается круглосуточно.
Храм в честь святой великомученицы Варвары
Построен в 2006 г. в восточной части подклети Крестовоздвиженского храма. Главный престол сооружен в честь святой великомученицы Варвары, небесной покровительницы матушки игумении.
Часовня убиенных в Смутное время иноков (Красная)
Построена в 1893 г. на месте погребения убитых поляками монахов. Ежегодно 31 мая, в день убийства иноков, совершается панихида. Паломники увозят с братской могилы горстки земли, считая ее святой. На мраморных плитах высечены имена погибших братьев.
Колокольня
Построена в 1683 г. В настоящее время Толга имеет девять колоколов: самый большой — праздничный, весом около 5 тонн; полиелейный, отреставрированный в Инсбруке, весит около 2-х тонн; постный, отлитый в 1832 году на заводе Финляндского в Москве, — свыше 700 кг.
Кедровник
Доступ в кедровую рощу Толгского монастыря открывается для посетителей только один раз в год — в Толгин день, который празднуется 21 августа. Природная достопримечательность площадью около 4 га строго охраняется. По легенде, казачий атаман Ермак привез из Сибири кедровые шишки в подарок Иоанну Грозному, а царь пожаловал их монастырю в благодарность за чудесное исцеление.
Центром садово-парковой композиции сада является круг лип возрастом 120–160 лет, символизирующий 12 апостолов (сохранилось 11 деревьев). Вокруг них растут кусты малины и сирени. Новые посадки включают куртины молодых яблонь и клена ясенелистного, саженцы лиственниц и дубов.
Свято-Введенский Толгский женский монастырь на Гугл-панораме
Как добраться до Толгского монастыря
Доехать можно на маршрутках № 93г, которые отправляются от железнодорожного вокзала Ярославль-Главный.
Автобус № 34 от Красной площади идет прямо до обители, а если сесть на маршрутки № 21 и № 21к, то выйти нужно на остановке «Улица Железнодорожная села Толгоболь» и далее пройти пешком еще 2 км.
Водный транспорт курсирует только в теплое время года. Сезон навигации продолжается с апреля по октябрь, сроки начала и окончания судоходства зависят от погодных условий.
Теплоход «Москва» ходит от Речного вокзала Ярославля до Толги, время в пути составит около 1 часа. Продажа билетов осуществляется как в кассах, так и непосредственно на борту судна. Билет для взрослых стоит 35 руб., для детей от 5 до 10 лет — 17,50 руб.
Для комфортного передвижения по городу можно воспользоваться мобильными приложениями Яндекс. Такси, Uber, Maxim, Gett, TaxSee, а также местным онлайн-сервисом Yar-taxi.
Толгский женский монастырь
Свято-Введенский Толгский монастырь основан в XIV веке, известен своей святыней — Толгской иконой Божией Матери. Расположен в Ярославле на левом берегу Волги. Принадлежит Ярославской епархии Русской Православной Церкви.
Содержание
История [ править ]
Свято-Введенский Толгский монастырь был основан в XIV веке епископом Ростовским Прохором при Ярославском святом благоверном князе Давиде Феодоровиче.
Епископ Прохор (в схиме Трифон), возвращаясь по Волге в Ярославль из Белозерской страны, 7 августа 1314 года вместе с бывшими при нем священниками остановился ночевать на правом берегу Волги в 8 верстах от Ярославля. В полночь святитель, пробудившись от сна, увидел на противоположном берегу неизъяснимо сияющий огненный столп и мост к нему через реку.
Утром 8 августа на этом месте была обретена икона Пресвятой Богородицы. На месте явления чудотворного образа сам святитель «нача своима рукама сещи лес и очищати место оное и готовити древа на церковь малу…». К полудню здесь была построена церковь, а к вечеру владыка Прохор освятил ее во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы. В церковь был внесен образ Божией Матери, названный «Толгским» по небольшой речке Толге, протекавшей в том месте и впадавшей в Волгу. Тогда же было установлено празднование явления Богородицы — в восьмой день августа. В тот же день при архипастырь благословил быть при церкви монастырю и определил в него настоятеля-игумена.
16 сентября 1392 года в Толгской обители было явлено чудо истечения от иконы Богоматери цельбоносного мира. Многие больные, присутствовавшие тогда в храме и помазавшиеся миром, получили исцеление.
В начале XV века в монастыре произошел большой пожар. Сгорели кельи, ограда, пламя мгновенно объяло и церковь. Насельники ничего не смогли спасти из церковной утвари. Но когда пожар окончился, святую икону обрели вне монастыря, в лесу, совершенно невредимую и сияющую светом. Обитель не прекратила своего существования, что случалось после пожаров со множеством тогдашних монастырей.
В 1553 году обитель посетил царь Иоанн Васильевич Грозный. Поводом к посещению было путешествие царя на богомолье в Кирилло-Белозерский монастырь по случаю болезни его ног. На обратном пути царь остановился у Толги. Он много со слезами молился перед чудотворной иконой Пресвятой Богородицы. Ноги у него укрепились и он смог встать с кресла, на котором его носили. Царь возблагодарил Бога и Пречистую Его Матерь, одарил игумена и братию щедрой милостыней и повелел построить в обители каменный храм, который был впоследствии возведен при игумене Феодосии.
В Смутное время Толгская обитель была полностью разорена, однако чудотворная икона уцелела. 1612 год отмечен в летописи монастыря древнейшим из известных крестных ходов с Толгской иконой Богородицы в Ярославль, назначенный тогда сборным пунктом для народных ополчений, собиравшихся для спасения Москвы и Русского государства. От чрезвычайного стечения народа в городе началось моровое поветрие, гибли тысячи людей. Князь Дмитрий Пожарский, духовенство и власти города решили обратиться за помощью ко всегдашней Заступнице земли Русской и послали за Ее чудотворной иконой в Толгский монастырь. Чудотворная икона была принесена и после всеградского крестного хода с ней болезнь утихла.
Ужасные стихийные бедствия — голод, моровая язва, великие пожары посещали Ярославль неоднократно. После поразительной благодатной помощи, полученной в тяжких бедах, постигших Ярославль в 1654-1657 годах, жители города исходатайствовали установление ежегодного крестного хода с чудотворной Толгской иконой в Ярославль.
Бурный расцвет обители в последней четверти XVII века связан с именем игумена Гордиана, при котором была завершена постройка святых монастырских врат и возведена величественная Введенская соборная церковь на месте древней маловместительной и уже обветшавшей. Игумен Гордиан скончался в 1700 году и погребен при северо-западной стене алтаря сооруженного им соборного монастырского храма.
Под соборным храмом находится также усыпальница почетных граждан города, которые при жизни своей вносили пожертвования в святую обитель, а также представители знаменитых древних боярских родов: Голицыны, Вяземские, Троекуровы, Мельгуновы и другие.
В XVIII —– нач. XX века. обитель не раз посещали члены царской семьи. В 1763 году здесь была императрица Екатерина Великая, в 1913 году Толгский монастырь посетил император Николай II вместе со своим семейством.
В 1914 году обитель отметила 600-летний юбилей. Юбилейные торжества возглавил архиепископ Ярославский и Ростовский Агафангел (Преображенский, новомученик, †1928г).
В 1928 году монастырь был закрыт. В 1932 году кельи были переданы для расселения горожан.
Возрождение обители началось в 1987 году.
Современное состояние [ править ]
26 мая 1988 года возрождающаяся Толгская обитель праздновала радостное событие — обретение и перенесение честных мощей святителя Игнатия (Брянчанинова), почивающих в монастыре по сей день.
29 июля 1988 года во вновь освященной Спасской церкви была впервые отслужена архиерейским чином праздничная Божественная литургия.
В сентябре 1988 года Толгский монастырь был передан верующим. По решению Святейшего Патриарха Пимена и Священного Синода на территории монастыря была учреждена первая за многие десятилетия и на тот момент единственная в России женская обитель (после 1917 года на территории РСФСР были постепенно закрыты все православные женские монастыри).
Архитектура [ править ]
На территории монастыря действуют следующие храмы:
Святые [ править ]
Святыни [ править ]
Престольные праздники [ править ]
Фото [ править ]
Видео [ править ]
Как добраться [ править ]
Как доехать до Свято-Введенского Толгского монастыря в Ярославле: от остановки «Красная площадь» до Толгского монастыря на автобусном маршруте № 34; от железнодорожного вокзала Ярославля на маршрутном такси № 93 Г до остановки «Улица Железнодорожная села Толгоболь». Далее пешком до монастыря около 2 км; от железнодорожного вокзала Ярославля на троллейбусе № 1 до остановки «Красная площадь», перейти на другую остановку на автобусный маршрут № 21, № 21к, № 34 или на маршрутное такси № 93 до остановки «Улица Железнодорожная села Толгоболь». Далее пешком до монастыря около 2 км.
Как доехать до Свято-Введенского Толгского монастыря из Москвы: от Ярославского вокзала Москвы (ст. м. «Комсомольская») до Ярославля в дневное время можно добраться на поездах дальнего следования Ярославского направления, расписание см. на вокзале; от Центрального Автовокзала Москвы (ст. м. «Щелковская») на автобусе Москва — Ярославль.
Более подробная информация представлена на сайте монастыря.
Адрес: 150034, г. Ярославль, пос. Толга, 1, Толгский монастырь
Расписание богослужений [ править ]
в 6:00 утренние молитвы, полунощница, акафист (если накануне была простая служба, богослужение начинается в 5:30 молебном перед Толгской иконой Божией Матери);
в 7:00 Божественная Литургия;
в 17:00 вечернее богослужение;
в 7:00 утренние молитвы, полунощница, акафист;
в 8:00 Божественная Литургия;
в 17:00 вечернее богослужение.
Если нет полиелея за вечерним богослужением поется акафист:
В воскресенье Толгской иконе Божией Матери, в понедельник святителю Игнатию Брянчанинову, в четверг святителю Николаю Чудотворцу.
Исповедь совершается ежедневно после полунощницы.
Информация для паломников [ править ]
Приезжающим в Свято-Введенский Толгский женский монастырь паломникам предоставляется возможность поселения. Паломнические корпуса отремонтированы, имеют комнаты на 5–7–9–12 человек и несколько 1–2–3 местных комнат.
Пожертвование за проживание и питание по договоренности.
Возможно проживание и питание с несением послушания в монастыре.
Предварительное бронирование мест производится по телефонам:
Группы обязаны заранее предупреждать о своем прибытии.
Свято-Введенский Толгский монастырь – православная обитель с многовековой историей
Свято-Введенский Толгский монастырь
В 6 км от Ярославля, на левом берегу Волги, возле устья реки Толги стоит Толгский Свято-Введенский женский монастырь – древнейшая православная обитель России. Величественная стройная громада белых каменных стен и монастырских храмов со множеством глав, сияющих золотыми куполами и крестами, приковывает взоры путешественников по Волге.
Свято-Введенский Толгский монастырь – место, где русский человек открывал свое сердце в скорби и радости, надеясь на утешение и помощь Господа нашего Иисуса Христа и Царицы Небесной, которая благословила эту землю явлением своего чудотворного образа.
Богородицы удел
Толгская обитель возникла во время монголо-татарского нашествия и княжеских междоусобиц и поставлена «не от царей и богатства, а слезами, постом и молитвою». Основание обители связано с загадочным явлением ростовскому епископу Трифону чудотворной иконы Богоматери.
В 1314 году владыка Трифон, возвращаясь домой после осмотра епархии, остановился на ночлег на берегу Волги, в 6 км от Ярославля. В полночь епископ проснулся, вышел из шатра и увидел на противоположном берегу Волги неизъяснимо сияющий огненный столп и мост к нему через реку.
Пройдя по мосту, он увидел, что свет исходит от иконы Божьей Матери, стоявшей в воздухе. Помолившись, епископ вернулся в шатер и лег спать. Собираясь утром в путь, епископ не нашел посоха и повелел служителям искать его на другом берегу реки. Посох, стоящий на земле между деревьями рядом с иконой Божьей Матери, обнаружили в указанном епископом месте.
Там, где нашли икону и посох, владыка повелел заложить церковь, которую освятили во имя Введения Богородицы в храм. Вскоре здесь вырос мужской монастырь, выстроенный с упованием на помощь Божию и названный Толгским по имени протекающей неподалеку речки.
Толгский монастырь: белоснежное чудо, хранимое небесами
В конце XIV века во время сильного пожара в монастыре сгорел первый деревянный храм. В пламени погибли богословские книги и церковная утварь. Монахи собирались покинуть пепелище: они считали утраченной свою святыню – икону богоматери, явленную им на берегу Волги.
Толгская икона Божьей Матери
Целую и невредимую икону нашли на дереве около монастыря. В честь чудесного спасения святыни поставили часовню.
16 сентября 1392 года во время утренней службы от иконы Божьей Матери истекло миро, наполнившее храм великим благоуханием и ставшее источником исцелений и чудес. С тех пор икону Божьей Матери почитают как чудотворную и ежегодно в этот день совершают торжественную службу.
В 1612 году в Ярославле собирались добровольцы в ополчение Козьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Стечение народа вызвало моровое поветрие, от которого гибли тысячи людей. Тогда обратились за помощью к Заступнице земли русской и послали за ее чудотворной иконой в Толгский монастырь. После всеградского крестного хода с ней болезнь утихла.
В 1553 году в обитель приехал Иоанн Грозный, часами молил он Заступницу и со слезами просил исцелить больные ноги: царь сидел в кресле, в котором его носили. И свершилось чудо – из монастыря повелитель уехал на окрепших ногах.
В знак благодарности царь повелел построить в монастыре каменный храм и сделал щедрые денежные подношения, подарил иконописный образ Спаса Нерукотворного.
В 1646 году образ Толгской Богоматери внесли в Святцы, и о нем узнали многие люди. После благодатной помощи в тяжких бедах – голоде, моровой язве, пожарах – жители Ярославля исходатайствовали установить ежегодный крестный ход с чудотворной Толгской иконой Божьей Матери в Ярославль. Празднование – 21 августа по новому стилю.
Помощь благотворителей
После пожара заново отстроить обитель помогли благотворители. Помощь оказывали ярославские князья. Князь Федор Федорович пожаловал монастырю деревню Кукольцыно, а живших в ней крестьян освободил от княжеских повинностей и податей.
Внесли свой вклад и состоятельные ярославские купцы. Никита Яковлевич Львов пожертвовал обители 200-пудовый колокол, для богослужений приобрел расшитые жемчугом и драгоценными камнями одежды, а для монахов построил каменные кельи. Со времен Ивана Грозного монастырь – под постоянным царским покровительством.
Расцвет монастыря
В конце XVII века при игумене Гордиане обитель расцвела. В это время возвели новую величественную Введенскую соборную церковь на месте старой, обветшавшей и маловместительной. Под соборным храмом – усыпальница почетных граждан города, вносивших пожертвования в обитель, и представителей древнейших боярских родов: Голицыных, Вяземских, Троекуровых, Мельгуновых.
Монастырь обнесли каменной оградой, в которой устроено 9 башен. Обитель посещали члены царской семьи, в 1763 году здесь была Екатерина II, в 1913 – Николай II с семейством. В 1862 году сюда прибыл Игнатий Брянчанинов.
В год 600-летия в 1913 году в монастыре открыли сельскохозяйственную пчеловодческую школу с приютом для сирот, в которой за счет обители обучалось 25 учеников.
Монастырь владел 390 га пашни, 444 га сенокосной земли,272 га леса и 254 крестьянскими дворами. Кроме земли. Монастырю принадлежали переправы через Волгу, рыбные ловы и мельницы. Монахи торговали в городах Поволжья.
В Ярославле монастырь имел двор и лавки, амбары и харчевенные избы. В 1885 году мещанка Орлова пожертвовала монастырю землю и 3 деревянные флигеля в городе Рыбинске. Славилась обитель чудесной кедровой рощей.
Кедровая роща
Кедровая роща, посаженная в XVI веке в память чудесного обретения иконы Богоматери после пожара, – особое место в обители. Здесь по тихим тенистым аллеям прогуливались цари, князья и знаменитые гости Толги.
По преданию, покоритель Сибири, Ермак, привез в подарок Иоанну Грозному 2 кедровые шишки, которые царь пожаловал монастырю в благодарность за чудесное исцеление. Получив необычный дар, монахи посадили за обителью сотню кедров и выкопали пруды, чтобы поливать посадки.
В 1879 году налетевший смерч уничтожил кедры, оставил пни и поваленные деревья. В восстановленной после бури роще иноки устроили оранжереи для цветов и виноградника. Деревья почитали, как святыню: кедровые шишки продавали у стен монастыря, их брали на память верующие, приезжающие в Толгу.
Когда обитель упразднили, рощу воспринимали как единственное неоскверненное место. Здесь, у большого пня, на Пасху люди оставляли крашеные яйца и кусочки куличей.
В советские годы, когда в монастыре создали колонию, кедры почти все погибли. Пруды высохли, их безуспешно наполняли водой, не задерживаясь, она уходила. В 1970 году в роще высадили 150 саженцев, из которых прижились 24.
Новые деревца в возрожденном монастыре, посаженные с любовью и молитвой, прижились все. Теперь у святых стен растут 193 кедра высотой 18 метров с диаметром ствола 70 см. Территория рощи огорожена от ветров высокой стеной.
Доступ в рощу открыт только один раз в год – 21 августа, в день празднования обретения иконы Божьей Матери Толгская. В 2004 году в роще возобновлена часовня, устроенная в честь второго обретения образа Божьей Матери после пожара.
Советский период в жизни обители
Советская власть объявила священников своими врагами: в 1918 году расстреляли послушника Толгского монастыря и двух иеромонахов. В 1928 году монастырь закрыли, с колокольни сбросили колокола, святыни отправили в музей, а монахов прогнали. Иеромонаха Григория, пытавшегося отстоять монастырь, сослали в Сибирь.
В начале 30-х годов в соборе устроили бетонный бассейн площадью 1000 кв.м для испытаний макета Ярославской плотины для будущей Средневолжской ГЭС. К счастью, проект не утвердили, грунт в районе Толги не подошел для строительства.
В 1935 году в монастыре образовали детскую колонию НКВД. Хозяйственный двор и луг на берегу Толги обнесли бетонной оградой и рядами колючей проволоки. Здесь устроили псарню и конюшню, склад и мастерские, комнату отдыха для охраны, клуб и гараж.
Незанятую площадь монастыря превратили в жилье для горожан. Жители по-своему перестраивали неудобные помещения, прорубали новые двери и окна.
В 1947 году Толгский монастырь включили в список архитектурных памятников, охраняемым государством. В 1987 году, когда монастырь передали церкви, колонию расформировали.
Чудо возрождения
В 1988 году решением Священного Синода на территории монастыря учреждена первая в России женская обитель. К тому времени монастырь находился в аварийном состоянии. Дачники потихоньку растаскивали доски и кирпичи, оконные рамы и двери.
Уничтожены настенные росписи и декоративная керамика, иконостасы и отопление. Кедровая аллея почти исчезла.
Возрождение началось с хозяйственной зоны и отопления, водопровода и линии связи. Во временном храме на втором этаже монастырской гостиницы устроили иконостас и престол. В сентябре 1988 года в помещении бывшего ПТУ создали столярно-плотницкий цех. 7 апреля 1988 года состоялась первая после закрытия монастырская Литургия.
26 мая 1988 года в монастырь привезены мощи святителя Игнатия Брянчанинова. Множество паломников устремились в обитель для поклонения угоднику Божию. За четверть века стараниями насельниц обитель возродилась. Монастырь построили практически заново. 20 августа 2003 года в торжественной обстановке в монастырь возвращена чудотворная икона Толгской Богоматери, хранившаяся 70 лет в Ярославском художественном музее.
Храмы монастыря
В Толгской обители – 5 действующих храмов:
Святыни Толгской обители
Обитель прославляет чудотворная Толгская икона Божьей Матери, явленная в 1314 году. Чудеса от святой иконы продолжались во все времена существования обители и прославляли ее.
В монастыре хранится частица ризы Господа Иисуса Христа. К одеянию, полученному по жребию одним из воинов, присутствовавших при распятии, верующие прикладываются при богослужении.
Здесь нашли покой мощи святителя Игнатия Брянчанинова – учителя современного монашества.
В Толгской обители хранятся частицы:
Иконы с частицами мощей:
Престольные праздники
Современный монастырь
Современный монастырь – действующая женская православная обитель, где живет 120 насельниц и игуменья. На ухоженной монастырской территории много цветов. В небольшом пруду живут черные лебеди, в вольере – павлины. Монахини усердно работают на большом огороде.
Попасть на территорию могут все желающие. Для паломников и туристов проводятся экскурсии. В монастыре можно пообедать в трапезной, купить вкусный хлеб и пряники, которые выпекают в монастырской пекарне. Переночевать можно в комнате паломнического корпуса.
Всюду царит мир и покой, гармония с окружающим миром и благоговение к Царице Небесной. Для сей Царицы катит свои воды величественная Волга; для Нее воздвигнут, будто среди небес, этот златой храм; эти огромные кедры, увенчанные царственными коронами, как будто Ее царствию возвещают славу.
Толгский монастырь и в настоящее время привлекает множество немощных, скорбящих и сирых, прибегающих к Теплой Заступнице холодного мира и получающих вспоможение в скорбях и болезнях.