свято вознесенский храм пластуновская
Храм Вознесения Господня
Екатеринодарская и Кубанская епархия, Динское благочиние
Новости
Интернет радио
О нашем храме
Фото из архивов немецко-фашистских захватчиков.
Когда Черноморцы получили известие о пожаловании Екатериной 2 земель на Кубани и стали готовиться к переселению, войсковой судья Антон Головатый, как ревностный христианин, приказал всем казакам-переселенцам говеть в наступивший Великий пост, исповедаться и приобщиться Святых Тайн, чтобы чистыми и непорочными, без грехов, идти на вновь пожалованную землю. Архиепископом Екатеринословским был отслужен торжественный напутственный молебен, после чего войско выступило в путь на Кубань. С ним отправлялся и войсковой протоирей Роман Порохня.
Казаки первые вступили на землю, где не було ни одной церкви и ни одного священника. Войсковой судья Антон Головатый в 1793 году заложил в Тамани церковь Святые Покровы, ставшую самым первым казачьим храмом в области войска Черноморского. Расположенная в центре Екатеринодара церковь во имя Святой Троицы была построена из белой парусины с иконостасом, писанном на холсте. А в прочих казачьих поселениях, черноморцы сами строили церковь и молитвенные дома, собирая для этого деньги из добровольных пожертвований».
В донесении черноморского правительства войсковому атаману Т.Котляревскому 16 декабря 1797 года сообщалось о 23 построенных и строящихся церквях. В списке церквей и священников значится, что в курене Пластуновском есть церковь Вознесения Господня а священником при ней является Иван Андреевский. С каждым годом увеличивалось число церквей и священников в войске Черноморском. В 1799 году закончилось строительство 16 храмов и строилось еще 9. По всей видимости строился и в Курене Пластуновском, т.к. в одном из архивных документов указывается, что церковь «устроена в 1802 г.»
Переселившись на новые земли казаки старались уйти в глубь степей подальше от Кубани и черкесов, которые крайне настороженно относились к заселению станиц. Из 40 куреней на Кубани были оставлены только Пашковский, Тимошевский, Роговский, Васюринский, Корсунский и Пластуновский курени.
Вскоре началась война с закубанскими горцами и курень Пластуновский стал подвергаться частым нападениям со стороны черкесов. В начале сентября 1807 года более 500 горцев с турецкими знаменами напали на Пластуновский и соседний с ним Корсунский курень, нобыли отброшены казаками за Кубань. Бежавшие горцы на месте сражения оставили 30 человек убитыми и 5 лошадей. Через несколько дней, 23 сентября 1807 года, черкесы в количестве 4000 тыс. человек пытались вновь напасть на Пластуновский курень, но их вовремя заметили дозорные казаки.
Многие станицы несколько раз были переселены на другие места, потому что неудачно их выбирали.
Кирилл Россинский, бесспорно, был крупнейшей личностью на Кубани тех лет. Он нередко отказывался от зарплаты в пользу бедных. В его доме, находившемся при духовном училище, всегда жило несколько сирот, для которых он был и родным отцом и наставником. Он умер 12 декабря 1825 года, прожив всего 51 год. После смерти Россинского на Кубани больше не было таких деятелей.
Это стихотворение из книги В.Бардадился, словно о нашем храме, безумной попытке его взорвать:
Пластуновская. Церковь Вознесения Господня.
Свято-Вознесенский храм
Карта и ближайшие объекты
Статьи
Пластуновская станица (Кавказский отдел) основана в 1794 г., в числе 40 куреней б. Черноморского войска. Расположена в ровной местности при реке Кочеты 3-й. Общественной земли 20883 дес. Ближайший врач — в ст. Платнировской (там же больница). Расстояние: до г. Екатеринодара 40 в., до жел. дор. (ст. Пластуновская) 3 вер., до ст. Динской 9 в., Сергиевской 16 в., Платнировской 15 в., Старомышастовской 15 в., Новотатаровской 21 в., Покровской женск. пуст. 8. Корреспонденция чрез Платнировское почтовое отделение, телеграф на станции Пластуновской.
Вознесенская церковь, с приделом во имя св. Мефодия Патарского, построена в 1899 г., кирпичная. Церковные документы с 1797 г. Церковной земли 215 дес. Церковных сумм бил. 10093 р. Кружечн. доход причта в 1909 г. — 7427 р. Состав причта (с 1901 г.): 3 священника, 1. диакон и 3 псал. Капиталов причта 200 р. Причтовой земли 100 дес; распределяется подоходно. Аренда — 2000 руб.
Церковно-приходская школа 1, помещ. в новом кирпичном здании, стоимостью 4008 руб.; при ней помощи, учит..-с жалов. 240 р. от церкви. Школы грамоты: в станице — помещение в церковной читальне, и на Пластуновских хуторах.
Министерские училища: 2-классное 1 и 4 одноклассных. Жалование законоучителю в 2-классн. 180 р., в одном однокл. 100 р., в остальных нет. Население (ц. д.): 10025 чел.
К приходу принадлежат хутора, расположенные по течению р. Кочеты на протяжении 18 верст от церкви в одну сторону и 10 верст в другую. Население хуторов (включено в общий итог): около 3000 душ (казаки и иногородние).
Население (ст. ком.): 11101 душ, 1400 дворов. Рождений 664, браков 126, смертей 310.
Справочник по Ставропольской епархии (обзор городов, сел, станиц и хуторов Ставропольской губернии и Кубанской области). Н.Т. Михайлов. 1911г.
Cтаница Пластуновская основана в 1794 году в числе 40 куреней Черноморского казачьего войска, расположена на равнинной местности при реке Кочеты. В этом же году была заложена деревянная церковь, которая несколько раз реконструировалась. Позднее было принято решение о строительстве кирпичного храма с приделом во имя святого Мефодия Патарского. Ранней весной 1899 года строительство было завершено. Построен храм был в византийском стиле, пятиглавый со шлемовидными куполами. Освящен в честь Вознесения Господня, одного из великих праздников, который всегда приходится на четверг, а конкретная его дата зависит от плавющего дня Святой Пасхи, а именно на сороковой день от Пасхи. Второй, малый, придел освящен в честь святителя Николая, день памяти 19 декабря (6 – по старому стилю).
Самая древняя святыня, частица мощей Папы Римского Климента, ученика апостола Павла(второй век по РХ).
Храм Вознесения Господня (ст.Пластуновская)
Местная религиозная организация Православный Приход храма Вознесения Господня ст. Пластуновской Динского района Краснодарского края Екатеринодарской и Кубанской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)
Контакты Храма
Адрес: 353206, Краснодарский край, ст. Пластуновская, ул. Красная, 107 А.
Телефон : 8(86162)37-0-48.
Электронная почта: hram33@list.ru
Режим работы
Храм открыт ежедневно с 7.00 ч. до 19.00 ч.
Богослужения совершаются каждую пятницу, субботу и воскресенье, а также по будням на большие и великие праздники.
Вечернее Богослужение – 16.00 ч.
Божественная Литургия – 7.30 ч.
Храм в Интернете
Сайт: http://ic-xc-hram.prihod.ru/
Страница Вконтакте: https://vk.com/gruppa_hramvozneseniya
Духовенство
Настоятель:
Иерей Максимец Павел Сергеевич
Дата рождения: 21.09.1981.
Окончил Московскую Духовную Семинарию в 2005 году.
14 января 2009 года рукоположен в сан священника.
Семьянин. Имеет четырех детей.
День тезоименинства : 23 сентября (прп. Павел Послушливый, Киево-Печерский).
Клирик:
Дата рождения: 25.07.1969.
Окончил Московскую Духовную Семинарию в 1994 году.
2 мая 1994 года рукоположен в сан священника.
Семьянин. Имеет троих детей.
День тезоименинства: 2 октября (блгв. кн. Игорь Черниговский).
Клирик:
Протоиерей Гайт Максим Николаевич
Дата рождения: 22.09.1972
Окончил Ставропольскую Духовную Семинарию в 2000 году.
8 сентября 1995 года рукоположен в сан священника.
Семьянин. Имеет шестерых детей.
День тезоименинства: 03 февраля (прп. Максима Грека).
Штатный диакон
Диакон Родион Сергеевич Максимец
Дата рождения: 23.11.1993 г.
Окончил Московскую Духовную Семинарию в 2016 году.
6 октября 2017 года рукоположен в сан диакона.
Семьянин.
День тезоименитства: 23 ноября ( св. ап. Иродион)
Храм ст. Пластуновской
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Краснодарский край, Динской район, станица Пластуновская
Бюджетное общеобразовательное учреждение
муниципального образования Динской район
«Основная общеобразовательная школа №7 имени Н.И. Кондратенко»
Свято-Вознесенского храма ст. Пластуновской».
Ученица 9 «А» класса
Ус Виктория Игоревна
Свою работу о «народном достоянии», я хочу посвятить главной достопримечательности нашей станицы Свято-Вознесенскому храму. Он является символом нашей станицы.
Как люблю я тебя родная станица
Под звон колокольный встречаю рассвет.
В лучах переливчатых речка искрится
И храм Вознесения служит 100 лет.
Cтаница Пластуновская основана в 1794 году в числе 40 курений Черноморского войска, расположена на равнинной местности при реке Кочеты. В этом же году была заложена деревянная церковь, которая несколько раз реконструировалась. История храма достаточно богата. Основан храм был в 1794 году (Церковные документы с 1797 года). Строительство закончено ранней весной 1899 года. Вот уж действительно «намоленное» место, «намоленный» храм.
Даже если вы далеки от веры, или же не воспринимаете церковь как дом Господень, и не считает нужным посещать храм регулярно, все равно посетите Пластуновскую. В этом храме есть на что посмотреть. Все внутренне убранство просто великолепно. Большое просторное и светлое помещение. Великолепный образец византийского стиля русского храмового зодчества.
Да и глядя на других служителей, формируется мнение, что случайных людей в этом храме нет.
Если вы еще здесь не были – обязательно нанесите визит. Не пожалеете.
Свято-Вознесенский храм –это исторический центр культуры, соблюдение традиций казачества и православия, которые мы стараемся соблюдать на протяжении веков.
В.И.Дубинин, Т.А.Чекрыгина «Динская». ККИ 1988.
К.В.Чистов «Кубанские станицы». М.,1667.
Атлас. Краснодарский край. Республика Адыгея. Минск 1996.
Исторический вестник. П.О.Бехало.
И.Петрашин. «Пластуны Кубани». К.,1977.
И.И. Степанов. «Краснодарский край». М.,1985.
Ротов В. С., Придиус П. Е., Кубань: Один год с Батькой Кондратом и его Дружиной, Краснодар, 1998
Храм Вознесения Господня станица Пластуновская
Адрес: Краснодарский край, Динской район, станица Пластуновская, ул. Красная 107 А
Телефон: 8 (861) 623- 70- 48
e-mail: hram33@list.ru
Настоятель храма
Иерей Павел Максимец
Штатное духовенство
Протоиерей Игорь Медведев
Протоиерей Максим Гайт
История храма
История станицы Пластуновской тесно связана с периодом так называемой военно-казачьей колонизацией края. В конце 18 века Россия дважды воевала с Турцией и по условиям Ясского мирного договора 1791 г., закрепила за собой земли Северного Причерноморья, Приазовья и Кубани. В этих войнах активное участие принимало войско запорожских казаков, переименованные в Черноморское. За военные заслуги перед Россией, 30 июня 1792 года Екатерина 2 пожаловала Черноморскому войску земли, лежащие по правую сторону реки Кубани, для постоянного места жительства. Под руководством казачьих старшин — войскового полковника Савви Белого, кошевого атамана Захария Чепеги, войскового судьи Антона Головатого казаки-черноморцы переселились на Кубань. В 1793 году, на правом берегу реки, в Коросунском Куте, был основан город Екатеринодар, в котором была построена крепость, а в середине поставлена Свято-Троицкая походная церковь. В 1794 году в степной части Кубани началось размежевание земли между 40 куренями-поселениями, которые позже стали называться станицами. В их числе был и курень Пластуновский.
Когда Черноморцы получили известие о пожаловании Екатериной 2 земель на Кубани и стали готовиться к переселению, войсковой судья Антон Головатый, как ревностный христианин, приказал всем казакам-переселенцам говеть в наступивший Великий пост, исповедаться и приобщиться Святых Тайн, чтобы чистыми и непорочными, без грехов, идти на вновь пожалованную землю. Архиепископом Екатеринословским был отслужен торжественный напутственный молебен, после чего войско выступило в путь на Кубань. С ним отправлялся и войсковой протоирей Роман Порохня.
Идя на Кубань оберегать русские границы, черноморцы унаседовали девиз запорожцев: бороться за Веру, Отечество и Народ. «Черноморские казаки, занявшие край, принесли с собой христианскую религию и обычаи и должны были заново строить храмы, обители и обзаводиться духовенством» — писал А.Ф.Щербина.
Казаки первые вступили на землю, где не было ни одной церкви и ни одного священника. Войсковой судья Антон Головатый в 1793 году заложил в Тамани церковь Святые Покровы, ставшую самым первым казачьим храмом в области войска Черноморского. Расположенная в центре Екатеринодара церковь во имя Святой Троицы была построена из белой парусины с иконостасом, писанном на холсте. А в прочих казачьих поселениях, черноморцы сами строили церковь и молитвенные дома, собирая для этого деньги из добровольных пожертвований».
В донесении черноморского правительства войсковому атаману Т.Котляревскому 16 декабря 1797 года сообщалось о 23 построенных и строящихся церквях. В списке церквей и священников значится, что в курене Пластуновском есть церковь Вознесения Господня, а священником при ней является Иван Андреевский. С каждым годом увеличивалось число церквей и священников в войске Черноморском. В 1799 году закончилось строительство 16 храмов и строилось еще 9. По всей видимости строился и в Курене Пластуновском, т.к. в одном из архивных документов указывается, что церковь «устроена в 1802 г.»
Переселившись на новые земли казаки старались уйти в глубь степей подальше от Кубани и черкесов, которые крайне настороженно относились к заселению станиц. Из 40 куреней на Кубани были оставлены только Пашковский, Тимашевский, Роговский, Васюринский, Корсунский и Пластуновский курени.
Вскоре началась война с закубанскими горцами и курень Пластуновский стал подвергаться частым нападениям со стороны черкесов. В начале сентября 1807 года более 500 горцев с турецкими знаменами напали на Пластуновский и соседний с ним Корсунский курень, но были отброшены казаками за Кубань. Бежавшие горцы на месте сражения оставили 30 человек убитыми и 5 лошадей. Через несколько дней, 23 сентября 1807 года, черкесы в количестве 4000 тыс. человек пытались вновь напасть на Пластуновский курень, но их вовремя заметили дозорные казаки.
Постоянные столкновения с черкесами пластуновских казаков просить областного атамана генерал-майора Бурсака Ф.Я. переселиться подальше от рубежа, т.к. невозможно было в таких условиях заниматься земледелием, скотоводством, обживать и осваивать новые земли. Благодаря историку Ф.А.Щербине мы знаем, что 9 ноября 1807 года герцог Дюк де Решелье, начальник Новороссийский, которому был административно подчинен Бурсак, разрешил казакам куреня Пластуновского переселиться на новое место. Таким образом пластуновцы с реки Кубань переселились в степную часть Черномории и обосновались на новом месте, на реке Кочеты. Ф.А.Щербина утверждает, что курень Пластуновский оставался на старом месте, по соседству с Корсунским куренем, до 1810 года. Мы не знаем, в каком году казаки Пластуновского куреня переселились на реку Кочеты, но можно сделать предположение, когда это произошло. В одном из документов, который хранится в ГАКК, говорится, что станица устроена в 1809 году, а в другом — что «устроена в 1814 г.».
Многие станицы несколько раз были переселены на другие места, потому что неудачно их выбирали.
Думаем, что эта же участь постигла и пластуновцев, которые получив официальное разрешение на переселение, вновь неудачно выбрали место для основания станицы (1809 г) и лишь потом, окончательно, поселились на реке Кочеты (1814 г.). Косвенным доказательством этого предложения является строительство церкви в курене Пластуновском в 1816 году, т.е. в скором времени после поселения на новом месте и вместе с тем прошло время, необходимое для такой постройки. Строительство храмов было для казаков делом особым. Строили церковь всем миром. Причем трудно найти в станицах похожие друг на друга церкви. Одна красивее другой. На постройку церквей богатые казаки делали щедрые пожертвования, да и казаки победнее не жалели денег т.к. были людьми глубоковерующими. В 1816 году в станице была построена деревянная церковь «во имя Вознесения Господня» с отдельною на столбах колокольнею, на ее строительство была затрачена сумма 2000 рублей серебром. Не забыли казаки на новых землях своих религиозных традиций и делами подтверждали верность православию. Строго соблюдали черноморцы войсковые праздники. Каждый год, на второй день Святой Пасхи выносились из войскового Воскресенского собора города Екатеринодара построенного в 1803 (1807) на военный парад и войсковой круг все священные казачьи религии. Провожая в военный поход, благославляя воинов иконой Спаса Нерукотворного. Поминали в станичных церквях имена воинов-станичников, погибших на поле боя. Войсковое духовенство представляло собой обособленную группу, во главе которой стоял войсковой протоирей. Сначала им был Порохня, затем Куницкий, после которого широко образованный, прославившийся своей просветительской деятельностью Кирилл Васильевич Россинский. Он всю свою недолгую жизнь посвятил благородному делу — просвещению казачества, т.к. черноморцы, наследники запорожской Сечи, переселяясь на Кубань, в основном были неграмотными. Ни школ, ни учителей у черноморцев не было, а потому не только казачьи дети, но даже дети офицеров нигде не учились и вырастали неграмотными. Для обучения казачьих детей грамоте Войсковой атаман Бурсак пригласил в 1803 году из Московского университета студента Иваненко и гимназиста Полякова, которые и явились первыми учителями в Черномории. В 1803 году в Екатеринодаре была открыта первая школа, где дети казаков обучались церковнословянской грамоте. В описи квартир, составленной поручиком Жеребцовым, значится, что «в январе 1794 года в курене Пластуновском была уже хата и тут же школа у церковных причетчиков». С именем протоирея Кирилла Россинского связано и развитие образования в станицы Пластуновской. В январе 1818 года он стал добиваться у войсковой администрации открытия новых школ. По его инициативе, в 1819 году в десяти куренях были образованы приходские училища в том числе и в Пластуновском. Сведения о развитии образования в нашей станице в период между 1819 и 1875 гг. очень скудны. В 1875 году в Пластуновской был один учитель и 3 ученика. В 1890 году было открыто мужское училище, в котором обучалось 64 ученика. Вскоре открывается сельское начальное училище «почетным блюстителем» которого был купец Рябоконь, законоучителем священник Г.Бойко, учителем Тимофей Семейкин. Была также открыта церковно-приходская школа, руководил которой Т.Сергиев. Преподаватели должны были знать Закон Божий, знание молитв, священную историю Ветхого и Нового Завета.
Кирилл Россинский, бесспорно, был крупнейшей личностью на Кубани тех лет. Он нередко отказывался от зарплаты в пользу бедных. В его доме, находившемся при духовном училище, всегда жило несколько сирот, для которых он был и родным отцом и наставником. Он умер 12 декабря 1825 года, прожив всего 51 год. После смерти Россинского на Кубани больше не было таких деятелей.
Благодаря исторической справке Московского патриархата нам известно, что церковные документы в Вознесенском храме хранятся с 1797 года. Церковь имела 215 десятин земли, кружечный доход притча в 1909 году составил 7427 рублей. Состав притча с 1901 года состоял из 3-х священников, одного диакона и 3-х псаломщиков. Капитал притча составил 200 рублей. При церкви находилась церковно-приходская школа, помещенная в новом кирпичном здании, стоимостью 4008 рублей, а при ней помощник учителя с жалованием 240 рублей от церкви. В Пластуновской насчитывалость 1400 дворов, население станицы составляло 11101 человек. В 1909 году родилось 664, а умерло 310 человек, было заключено 126 браков. В 1899 году священниками в Вознесенской церкви были Тимофей Потапович Сергиев и Георгий Георгиевич Бойко. Первый в тоже время был заведующим и законоучителем церковно-приходской школы. До 1917 года «благочиных» священников в станице было трое: Филипп Лавриенко, Евгений Кондратов и Георгий Бойко. По воспоминаниям старожила станицы Пластуновской Колодий Д.Ф., ныне покойного, в годы первой русской революции (1905-1907гг.) имело место выступление казаков против властей. Заводилы и активные участники этого выступления были сосланы на строительство КВЖД (Китайской Восточной железной дороги), а остальные в церковные праздники отмаливали свои грехи в церкви в течении года. В годы 1 мировой войны 1914-1918 гг. на фронте воевали и казаки станицы Пластуновской. В Динском районном музее хранится фотография, на которой запечатлены казаки нашей станицы перед отправкой на фронт.
Как мы уже говорили, в 1933 году после смерти отца Георгия Бойко приход был закрыт. Лишь в 1943 году, во время Великой Отечественной войны, когда власть допустила послабление к верующим, в храме возобновили Богослужения. Священником в то время был Павел Ревнивцев. Часто менялись служители храма. Несколько лет молились с прихожанами Свято-Вознесенского храма отец Виктор и матушка Конкордия, которые похоронены на станичном кладбище. На протяжении последних 18 лет, с 1982 года настоятелем храма является протоирей Сергий Максимец. За годы его служения в приходе произошли большие перемены. Вокруг церкви поставлена церковная ограда, благоустроилась территория, значительно увеличилось число прихожан и не только за счет людей пожилого возраста. Отец Сергий частый гость станичных школ. Он каждый год, 1 сентября приходит в среднюю школу № 6 и благославляет ребят на «тяжкий, но благородный труд». Речь его проста, понятна и убедительна. Также в конце года он встречается с выпускниками нашей школы, отвечает на их вопросы. Встречи проходят интересно и увлекательно. В непростой период возрождения казачества на отца Сергия легла ответственность войскового священника Динского районного казачества. Он нам и рассказал о современном состоянии храма и его достопримечательностях. В храме имеется множество святынь. Одна из них — уникальная икона Владимирской Божией Матери (16 век), принесенная казаками — пластунами для основания станицы и церкви. Икона великомученника и целителя Пантелеймона была привезена казаками-пластунами из паломнической поездки на святую гору Афон (Греция). На обратной стороне иконы сохранилась надпись, что освещение совершено на святой горе Афон в русском Свято-Пантелеймоновом монастыре в 1881 году. Икона 3-х святителей, середины 19 века, фрежского письма с позолотой, необычайной овальной формы, находится в алтаре. Очень много икон, написанных неизвестным художником на металле (нач.19 в.) с изображением ветхозаветных пророков, апостолов. Наряду с иконами в храме бережно хранятся частицы мощей святых угодников. Прекрасным украшением храма является старинный иконостас-резной,трехъярусный, позолоченный, Его венчает икона Господа Вседержителя (Пантократ). Иконостас привез в 1957 году из одной закрытой церкви Киева Отец Николай Баранов, который был настоятелем храма с 1955 по 1959 гг. Однажды он увидел, как из местного храма выносили по частям разобранный иконостас на площадь, что бы сжечь. Но был сильный ветер и зажечь его не удалось. Ранним утром отец Николай погрузил иконостас в контейнер и на свои собственные средства доставил это произведение искусства с станицу Пластуновскую. Так благодаря отцу Николаю иконостас стал украшением Свято-Вознесенского храма.
В 1999 году была написана и пожертвована икона Вознесения Господня, которая находится в иконостасе. В связи со столетием храма, при материальной поддержке губернатора Краснодарского края Н.И.Кондратенко были проведены реставрационные работы как внутри храма, так и снаружи. Главной из них являлось украшение храма позолоченным куполом, увенчанным величественным надкупольным крестом. В период подготовки к юбилею храм был респисан кубанским иконописцем В.С.Сухоруковым. Его кисти принадлежит панорамная икона Покрова Божией матери, написанная в 1985 году на пожертвования станичников. С севера оконный проем украшен пластуновским мастером Н.С.Бондаренко.