свято вознесенский банченский монастырь официальный сайт
Свято-Вознесенский Банченский мужской монастырь
Мiръ Украина Черновицкая область село Банчены Свято-Вознесенский Банченский мужской монастырь
Содержание
История [ править ]
В сравнении с древними монастырями Буковины обитель «Банчень» совсем юная (она выстроена за последние 18 лет), но уже стала одной из самых известных в крае благодаря своему величественному архитектурному ансамблю и созданному под ее патронатом большому детскому дому.
Закладка обители состоялась в октябре 1994 г. В 1994-1998 гг. построен Вознесенский храм, в 1995 г. начата постройка Покровской церкви с нижним приделом прп. Серафима Саровского (освящен в 2003 г.) и подземным – прп. Сергия Радонежского, в 1996 и 2004 гг. – построены 2 братских корпуса, 1996 и 1997 – 2 гостиницы, 1997 – дом настоятеля с кельями братии, 1998-1999 – скит экономии с Преображенским храмом, 2000 – часовня Рождества Христова, 2003-2005 – храм св. Лазаря Четверодневного на кладбище (у входа в обитель), 2003-2007 – колокольня с корпусом, 2006-2011 – собор Св. Троицы (освящение совершил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл).
Описание [ править ]
Под опекой обители действует Детский дом (60512, с. Молница Герцаевского р-на Черновицкой обл.). В 1997-2002 гг. он размещался в доме настоятеля. В 1999 г. христиане с. Молницы подарили участок земли под постройку нового здания Детского дома, которая началась в том же году. В 2001 г. на участке был заложен храм в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радосте», а в 2002 г. состоялось освящение церкви и 1-го здания Детского дома. Теперь Детский дом представляет собой большой комплекс зданий. На 2012 г. здесь проживают 400 детей, в т.ч. более 80-ти врожденных инвалидов и более 80-ти ВИЧ-инфицированных. Опека над ними отвечает всем медицинским стандартам и нормам действующего законодательства о социальной защите. Уход за детьми обеспечивают насельницы Боянского монастыря.
Святыни [ править ]
Богослужения [ править ]
Богослужение совершается ежедневно братиею монастыря. Так как большинство братии составляют румыны, то Богослужение преимущественно совершается на румынском языке.
Престольные праздники [ править ]
Память св. прав. Лазаря Четверодневного — суббота перед празднованием Входа Господня в Иерусалим (за неделю до Пасхи) и 17 (30) октября
Местонахождение [ править ]
Адрес: 60523, Украина, Черновицкая область, Герцаевский район, с. Банчены
Телефоны: (03740) 2–11–50, 3–33–19 (детский дом-приют), 2–21–78 (дом паломника)
Где остановиться [ править ]
При монастыре есть гостиница для паломников.
Фото [ править ]
Свято-Вознесенский Банченский мужской монастырь
Внутренне убранство Свято-Троицкого собора Банченского монастыря
Свято-Вознесенский Банченский мужской монастырь
Свято-Вознесенский Банченский мужской монастырь
СВЯТО-ВОЗНЕСЕНСКИЙ Банченский монастырь
Так же с первыми лучами солнца начинается и первая утренняя молитва, молитва за всех нас, за тех. кто нуждается, кто ищет свой путь и кто с него свернул, словом – за всех тех, кто живет на земле. Жизнь в монастыре просыпается. Но здесь нет суеты. Все происходит одним налаженным механизмом и создается впечатление, что так здесь было всегда. А ведь совсем недавно на этом месте ничего, кроме густого леса не было. 18 лет назад было срублено первое дерево, а затем и часть леса, на месте которого, сейчас расположен монастырь. Это была тяжелая дорога и наверное высказывание, что самый длинный путь начинается с одного шага, говорит именно об этом. Главное вера, вера в Бога, вера в то, что все получится и доброе дело, благословленное самим Господом. И вот образовались первый храм и кельи…
Адрес монастыря: 60523, Черновицкая обл., Герцаевский р-н, с.Банчены, МонастырьТел.:(03740)2-11-50, (03740)3-33-19 (дом-приют).
В монастыре сохраняются частицы Животворящего Древа Креста, св.мощей прп.Серафима Саровского, вмц.Варвары и многих других святых. Неоднократно в монастырь привозилась чудотворная Боянская икона Божией Матери из женского монастыря Боянской иконы (с.Бояны Новоселицкого района).
Богослужение совершается ежедневно братией монастыря. Поскольку большинство братии Обители составляют румыны, то Богослужение преимущественно совершается на румынском языке.
Вознесение Господне (по сложившейся традиции в канун праздника из г.Черновцы в монастырь совершается пеший Крестный ход);
Братия святой Обители духовно окормляет женский монастырь Боянской иконы Божией Матери (с.Бояны Новоселицкого район). Монастырь активно занимается благотворительностью. При монастыре функционирует сиротский приют в с.Молница Герцаевского района. В доме-приюте проживает более 110-ти детей, где за ними досматривают сестры из монастыря Боянской иконы Божией Матери. Земельный участок для постройки храма и сиротского дома в 1999 году пожертвовали православные христиане с.Молница. Силами братии Банченского монастыря и прихожан, был сооружен комплекс для нормального проживания здесь детей-сирот. 29 сентября 2002 года освящен храм в честь иконы Божией Матери “Всех скорбящих Радость” и детский дом-приют для сирот в с.Молница (митрополит Онуфрий освятил закладку 25 апреля 2001 года). Освящение возглавлял Блаженнейший ВЛАДИМИР, Митрополит Киевский и всея Украины.
Банченский Свято-Вознесенский мужской монастырь
Официальное название Свято-Вознесенский мужской монастырь «Банчены» Черновицко-Буковинской епархии Украинской Православной Церкви
Банченский Свято-Вознесенский мужской монастырь | |
Пол насельников | мужской |
Управление | епархиальное |
Официальный сайт | bancheny-mon.church.ua |
Адрес | с. Банчены, Герцаевский район. Черновицкая область, 60523 |
Телефоны | +38(03740)2-11-50 +38(03740)3-33-19 — детский дом-приют +38(03740)2-21-78 — дом паломника |
Дата открытия монастыря | 06.12.1996 |
Игумен (настоятель монастыря) | Архиепископ Лонгин (Жар) |
Языки, на которых происходят богослужения | Церковно-славянский, румынский |
Банченский Свято-Вознесенский монастырь — мужской монастырь Черновицко-Буковинской епархии Украинской Православной Церкви.
Банченский мужской монастырь находится между селом Банчены и городом Герца. Земля, на которой расположен храм, знаменита своими первозданными лесами и густыми туманами у подножья близких к монастырю гор.
Банченский Свято-Вознесенский мужской монастырь
Самый большой неславянский монастырь в Русской Церкви
Викарий Черновицкой епархии, епископ Хотинский Мелетий пишет о Банченском Свято-Вознесенском монастыре:
«Это совершенно уникальная часть нашей страны и Церкви. Местные живут своим укладом, в румынской традиции.
В селах до сих пор есть люди, не понимающие украинского языка, хотя район уже 70 лет находится в Украине.
В церквях официально совершают богослужение по новому стилю и на румынском.
На это есть особое благословение от Святейшего Патриарха Алексия I.
Дело в том, что Румынская Церковь — новостильная, поэтому, когда Герцаевский район стал канонической территорией Московского патриархата, чтобы предотвратить возможные расколы, за приходами сохранили право служить, как они привыкли.
А вот в Банченском монастыре, вероятно, самом большом неславянском монастыре в Русской Церкви, тоже служат по-румынски, но все-таки по старому стилю».
6 декабря 1996 года монастырь открыл свои двери для насельников
Строительство Свято-Вознесенского монастыря в селе Банчены началось в 1994 году.
Первый камень в основание Банченского монастыря заложил епископ Лонгин (Жар). Через 2 года монастырь был достроен.
6 декабря 1996 года монастырь открыл свои двери для насельников. Настоятелем монастыря стал епископ Лонгин (Жар).
Комплекс Банченского Свято-Вознесенского монастыря
В 1994 — 1998 годах на территории монастыря построили Вознесенский храм, в 1995 году началось строительство Покровской церкви с нижним приделом преподобного Серафима Саровского и подземным приделом преподобного Сергия Радонежского. Сейчас в комплекс монастыря входят:
Святыни Банченского Свято-Вознесенского монастыря
Ежегодно в Свято — Вознесенский монастырь в Банченах приезжают паломники со всех уголков земли.
Монастырь на границе с Румынией славится своими святынями на весь мир.
Самые известные святыни — частицы Мощей Святых невинных младенцев Вифлеемских и лаврских святых, частицы Животворящего Древа Креста Христова из Иерусалима, святые мощи преподобного Серафима Саровского и великомученицы Варвары, старинный образ Пресвятой Богородицы.
Алтарь Свято-Троицкого собора в Банченах в котором помещены частицы Мощей Святых невинных младенцев Вифлеемских, лаврских святых и частицы креста Господнего из Иерусалима
Настоятель Свято-Вознесенского монастыря
Красна рать воеводою — говорит старая русская пословица. Чем знаменит архиепископ Лонгин (в миру Михайло Васильович Жар) глава Банченского Свято-Вознесенского мужского монастыря?
Насельники монастыря называют настоятеля «отец Михаил». Отец Михаил — гордость Православной Церкви, герой Украины и известная всему миру личность.
Отец Михаил — архиепископ Свято-Вознесенского монастыря в Банченах, Герой Украины, глава детского приюта для детей с неизлечимыми заболеваниями
24 ноября 2008 года президент Украины В. А. Ющенко лично вручил Орден Державы «За выдающиеся личные заслуги перед Украиной в реализации государственной политики социальной защиты детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки, многолетнюю благотворительную деятельность» Лонгину Жару.
В мае 2012 года Лонгина Жар стал епископом Банченским и викарием Черновицкой Епархии.
Кто такой отец Михаил
Дата рождения Лонгина Жара: 19 августа 1965 года. Михаил Васильевич осиротел в раннем детстве. В 19 лет женился и уже к 1990 году воспитывал троих детей.
В 1992 году семья Жар впервые взяли ребенка из Дома Малютки. Счастливицей оказалась шестимесячная девочка больная СПИДом.
В этом же году Михаил Васильевич открыл свой детский дом. Каждого ребенка попавшего в приют, отец Михаил официально записывал на свою фамилию и проводил процедуру усыновления.
Лонгин Жар с детьми приюта
В сентябре 2014 года в проповеди, обращенной к населению Буковины, Лонгин (Жар) сказал:
Ради политических интересов, ради тех, кто защищает свой бизнес, кто защищает свои руководящие должности, хотят убивать наших людей, которые живут в мире с верой в Бога».
На 2018 год в приюте отца Михаила находится более 500 детей, из которых большая часть это малыши больные СПИДом, детки с ДЦП, и ребятишки, которые родились без конечностей.
Помимо детей отец Михаил принимает в приют одиноких стариков, инвалидов и людей с судимостями, т.е. тех людей, которые остались никому не нужными кроме Бога и отца Михаила.
Репортер из интернет-издания «Olga’s Journal» после приезда в Банчены пишет:
«Они живут в корпусах, которые я сначала приняла за гостевые дома, похожие на дорогие отели, в которых привечают богатых благодетелей, когда узнала, что это построено для сирот, ком в горле встал: какое счастье, что они живут, вырастут в таких условиях.
Отец Михаил дает им образование, приучает к труду, помогает обрести профессию, но в первую очередь дает возможность детям вырасти в любви к людям, к миру, к живым существам, как не в каждой семье вырастят».
«Владыка строит им жилье, дает работу в больницах, приютах, в монастыре»
Журналист Татьяна Матяш после экскурсии в Банченский Свято-Вознесенский монастырь пишет:
«Обитель проводит большую социальную работу.
Как нам рассказали, владыка Лонгин уже более 20 лет занимается детьми.
За это время они выросли, получили образование — врачи, медсестры, юристы, агрономы, землемеры…
Кто-то женился, вышел замуж, владыка строит им жилье, дает работу в больницах, приютах, в монастыре.
Они в Банченах живут и работают, село разрастается его детьми. Это прекрасно и поучительно».
Подробная инструкция как проехать в Банченский Свято — Вознесенский мужской монастырь на автомобиле и на автобусе
Банченский Свято-Вознесенский мужской монастырь находится по адресу: село Банчены, Герцаевский р-н, Черновицкая область
Если Вы едете на автомобиле: чтобы из Черновцов попасть в село Банчены, Вам нужно выехать на Русскую улицу и направляться на юго-восток.
На выезде из города улица перерастает в трассу. Через 20 км. по правую сторону уже будут видны высокие своды ансамбля Свято-Вознесенского монастыря.
За селом Молница поверните направо, эта дорога приведет Вас прямо в Банчены.
Если вы едете на поезде/автобусе: вам нужно доехать до Черновцов, далее городским транспортом до Гравитона.
В районе Гравитон Вы найдете небольшую автостанцию, с которой автобусы едут в город Герца. Выйти нужно на остановке на повороте к Банченскому монастырю. Пешком от остановки до Дома паломника 10-15 минут.
Все обитатели села Банчены излучают благодать и спокойствие
Село Банчены уникальное место. Горные массивы Румынии, первородные густые леса Украины никого не оставят равнодушными. К красоте природы в священном месте прибавляется и красота душ местных обитателей.
Монахини, которые проводят жизнь в заботе о сиротах, мудрый и добрый отец Михаил, который все свободное время проводит в беседах с нуждающимися, мастера — монахи, которые возводят новые церковные сооружения, детки, которые обрели семью — все они излучают благодать и спокойствие.
Банчены — место, в котором стоит побывать с детьми, потому что именно там можно увидеть и почувствовать, что значат слова «добро», «православие» в действии.
О Свято-Вознесенском монастыре сняли фильм
Если у Вас нет возможности приехать и в живую увидеть монастырь, Вы можете посмотреть документальный фильм «Форпост». В этом фильме рассказывается о возведении монастыря и о жизни насельников.
Фильм «Форпост» (2007 г.) рассказывает о жизни 90 братьев-монахов Банченского монастыря на границе с Румынией.
Фильм снят в селе Банчены, где возник форпост православия и добра.
Отец Михаил рассказывает о православной вере, о призвании.
О смысле жизни и о настоящей любви.
ЛОНГИН (ЖАР)
Епископ Лонгин (Жар) |
Лонгин (Жар) (род. 1965), митрополит Банченский, викарий Черновицкой епархии Украинской Православной Церкви, наместник Банченского Вознесенского мужского монастыря
В миру Жар Михаил Васильевич, родился 19 августа 1965 года в селе Петрашевке Герцаевского района Черновицкой области. В детстве осиротел и бедствовал.
С 1971 по 1981 годы учился в средней школе села Петрашевка.
18 января 1990 года рукоположен в сан диакона в Свято-Николаевском храме города Черновцы епископом Черновицким Антонием (Москаленко), а на следующий день, 19 января, был рукоположен в сан иерея тем же преосвященным и назначен настоятелем Свято-Параскевского храма села Подвальное Глибокского (ныне Герцаевского) благочиния, храма Рождества Пресвятой Богородицы села Бояны Новоселицкого благочиния (ныне монастырь) и Свято-Параскевского храма села Банчены Глыбокского (ныне Герцаевского) благочиния Черновицкой епархии.
С 1991 по 1995 год обучался на секторе заочного обучения Ново-Нямецкой духовной семинарии (Молдова).
В 1992 году взял на воспитание ещё двоих детей, один из которых имел диагноз детский церебральный паралич. Потом усыновил ещё двоих братьев. Часто носил подарки в детские дома, а однажды взял сразу десять детей. Таким образом у него составился целый детский дом, который со временем всё рос.
30 апреля 1996 года пострижен в монашество с наречением имени в честь мученика Лонгина Сотника. Постриг совершил секретарь Черновицкого епархиального управления архимандрит Мелетий (Егоренко).
С 1996 года, по благословению Священного Синода УПЦ (журнал №51 от 6 декабря 1996), занимался строительством Вознесенского мужского монастыря в селе Банчены Герцаевского района Черновицкой области, который был освящён митрополитом Киевским и всея Украины Владимиром (Сабоданом) в 1998 году.
Параллельно со строительством обителей занимался строительством приюта для детей-сирот. Приют располагался в Вознесенском Банченском мужском монастыре, а после был переведён в село Молница Герцаевского района Черновицкой области, где был построен комплекс зданий нового приюта.
С 23 октября 2014 [2] по 15 октября 2018 года входил в состав комиссии по вопросам организации церковной социальной деятельности и благотворительности в Межсоборном присутствии Русской Православной Церкви.
17 августа 2017 года возведён в сан архиепископа митрополитом Киевским и всея Украины Онуфрием (Березовским) в Успенском соборе Успенской Киево-Печерской лавры [3]. 17 августа 2020 года последовало его возведение в достоинство митрополита, также совершённое митрополитом Киевским и всея Украины Онуфрием [4].
Сочинения
Награды
Архимандрит Лонгин (Жар): Батюшка, усыновивший. 253 малыша
— Сколько-сколько? — переспрашиваю своего собеседника.
— Двести пятьдесят три, — раздельно повторяет он. — А еще построил для них дома, основал два монастыря и строит приют для инвалидов. И при этом никогда ничего ни у кого не просит.
В этом месте мой мозг окончательно «засбоил». Или это неправда, или об этом должны знать все. Или так: слишком красиво, чтобы быть правдой. И обидно, если это неправда. Способ один — узнать и увидеть все самому.
Меня опередил Патриарх. Еще 2 октября этого года Святейший Патриарх Кирилл в ходе своего визита в Черновицкую область побывал в доме при Свято-Вознесенском монастыре в селе Банчены.
«Это совершенно уникальная часть нашей страны и Церкви, — считает викарий Черновицкой епархии, епископ Хотинский Мелетий. — Местные живут своим укладом, в румынской традиции. В селах до сих пор есть люди, не понимающие украинского языка, хотя район уже 70 лет находится в Украине. В церквях официально совершают богослужение по новому стилю и на румынском. На это есть особое благословение от Святейшего Патриарха Алексия I. Дело в том, что Румынская Церковь — новостильная, поэтому, когда Герцаевский район стал канонической территорией Московского патриархата, чтобы предотвратить возможные расколы, за приходами сохранили право служить, как они привыкли. А вот в Банченском монастыре, вероятно, самом большом неславянском монастыре в Русской Церкви, тоже служат по-румынски, но все-таки по старому стилю».
Руководит монастырем архимандрит Лонгин. Тот самый, кого две с половиной сотни детей называют папой. Это правда, которая невероятней выдумки.
Монастырь на пустыре
— Наша история началась всего 17 лет назад, — рассказывает отец Амфилохий, насельник обители. Рассказывает он на русско-украинско-румынской смеси языков. Местные так говорят с приезжими почти все. Между собой — как кому удобно говорить и понимать. Такой тебе своеобразный маленький Вавилон. — Когда отец Лонгин пришел сюда с первыми четырьмя монахами, здесь был пустырь. Но батюшку местные хорошо знали и любили — до пострига он служил по соседству, в храме села Бояны. Поэтому, когда началось строительство монастыря, помощников собралось много. Кто жил в окрестных селах, приходили на стройку, работали. Кто подальше, помогали, чем могли: и кирпичом, и бревнами, и продуктами, и деньгами.
Свято-Вознесенский мужской монастырь. Фото: Екатерина Степанова / miloserdie.ru |
Сейчас на территории монастыря уже семь храмов, трапезная, братские корпуса, колокольня, фонтан, вольер с павлинами, конюшня для пони…
— Так у нас же дети, потому и пони, — отец Амфилохий, как опытный экскурсовод предвосхищает мой вопрос. — Сначала приют был в монастыре. Первых детей отец Лонгин взял еще в Боянах, и они переехали вместе с ним, можно сказать, на стройку. Когда детей стало больше, чем монахов, начали думать о строительстве для них отдельного здания. Нашлось удобное место в четырех километрах от монастыря, в селе Молница. А в Боянах в то время на базе прихода образовалась женская монашеская община. Сестры начали заниматься детьми. Так и получилось, что теперь в Банченах — мужской монастырь (в нем сейчас — 86 монахов), в Боянах — женский (в нем — 120 монахинь), а в Молнице — детский приют. Отец Лонгин — духовник обоих монастырей и приемный отец всех деток в приюте.
«Усiх дiтей любити надо!»
Лонгин — это монашеское имя. На самом деле его зовут Михаил. Михаил Васильевич Жар. Ему всего-то 46 лет, из них 20 воспитывает сирот.
Банченский приют. Фото: Екатерина Степанова / miloserdie.ru |
— Идея приюта чья? Ваша?
— Божья, — говорит так, что веришь. Вере ведь, в принципе, и не требуется никаких доказательств. Да и какая разница, кто первый решил собрать никому не нужных детей, кормить их, нянчить, лечить, учить грамоте и вере?
История появления в монастыре первых детей уже стала местным преданием. У отца Лонгина (тогда еще отца Михаила) в Боянах были коровы. В начале 90‑х время было голодное. И он стал жертвовать в местный дом малютки молоко. Медсестры в благодарность решили показать батюшке, кому идет это молоко. Условия, в которых находились дети, потрясли отца Михаила. Он схватил в охапку двух малышей и унес их с собой. Так было положено начало «детскому дому семейного типа», как теперь официально называется монастырский приют, а отец троих детей, рожденных в браке, стал отцом пятерых. Потом отец Михаил усыновил еще 27. А затем в его паспорте кончились страницы, куда записывают детей. Следующих 224 ребенка он взял под опеку. Собирал их по всей области. Поедет куда-нибудь по делам — обязательно привезет.
— Однажды отпевал я молодую женщину, — вспоминает отец Лонгин. — Была зима. Смотрю, после отпевания на могиле остались четверо мальчишек. Все ушли, а они стоят совсем замерзшие, в резиновых сапожках на босу ногу и не идут никуда. На улице мороз градусов 20. А самый маленький из них был еще крошечка. Я спрашиваю: «Что вы не идете домой?» А они мне говорят: «Мы без мамы не пойдем. Нам идти некуда». Отец-то от них ушел, а мама вот умерла. «Ваша мама теперь на небесах, — говорю. — Пойдете ко мне жить?». Кивают. Ну, я и привез их в монастырь.
Как-то к воротам подбросили новорожденную девочку в коробке от бананов.
— Мама родила ее под Новый год, в коробку бросила и принесла нам. Сколько она там лежала в мороз, не знаю, — говорит отец Лонгин с мягким, певучим румынским акцентом. — Я взял ее в руки, она была такой холодной, как камень. Совсем замерзла. Мы скорее отвезли ее в больницу. Все врачи говорили, что шансов нет. Но с Божией помощью девочку удалось спасти. Врачи сами дали ей фамилию Счастливая. А назвали мы ее Катенька.
Степку батюшка встретил в интернате для детей-инвалидов. Безрукий мальчишка выскочил вперед и прочитал отцу Лонгину стихи собственного сочинения. Потом он ходил по пятам за священником с матушками, а когда тот собрался уезжать, Степа прижался лицом к рясе и попросил: «Заберите меня, пожалуйста, отсюда!» Батюшка заплакал, обнял Степу и увез с собой. Тут, в детском доме, мальчик стал читать книги. Много книг. Теперь ему нравится спорить. Матушка Елизавета ласково называет его «философом».
А его друга Ромку — «музыкантом», потому что тот играет на синтезаторе, который поставили — специально — рядом с его кроватью. Этому мальчику трудно передвигаться. У него — ДЦП.
Но тут атмосфера такая: никто несчастным или ненужным себя не чувствует.
А что еще детям надо? Только чтобы любили тебя таким, каким ты есть.
— Мы сначала думали: ну заберем 50. Потом — 100. Затем решили — и 150 ребятишек сумеем досмотреть, но… Они ж, бедные, так настрадались за свою еще коротенькую жизнь, что сил нет у меня: знать, как им больно, и не забрать к себе! И когда их было уже 200, считал — ну это все! Но как же «все». Теперь говорю, наверное, 300 будет.
Это отец Лонгин строит планы на будущее. Свое и своих детей, будущих тоже.
— Якби мог обнять всех сирот на земле, я б це зробив, — когда он сильно волнуется, то слова по-русски и по-украински у него получаются вперемешку. — Они немощны. Их любить надо. Усіх дітей любити надо. А цим ще й допомогти, щоб вижили. Я не могу без них! Вони — моє лекарство. Не було б їх зі мною, зря б на земле тогда жил.
Он почему-то не боится усыновлять детей с ДЦП. Странный, правда? Потом стал собирать тех, на кого даже врачи рукой махнули: мол, не жильцы. Да-да, я о СПИДе.
Когда СПИД отступает
Таких сегодня в приюте 49 человек (у шестерых из них диагноз сейчас сняли). Батюшка собирал их по детским домам со всей Украины. «За счет» особого контингента священника статистика «детского СПИДа» во многих областях Украины понизилась, а в Черновицкой — возросла. Это же статистика, цифры, запятые. Какое ему и нам всем до нее дело, правда?
В корпусе с ВИЧ-инфецированными детьми особый режим. Фото: Екатерина Степанова / miloserdie.ru |
В приюте дети получают всю необходимую терапию, здесь для них — отдельный медицинский персонал, усиленное питание. На базе приюта открыт региональный СПИД-центр, который сотрудничает с фондом «АнтиСПИД» Елены Франчук. Батюшка, кстати, сотрудничает с огромным количеством людей. Не только в Украине. Вот, например, тому, кто побывал в любом детдоме Украины, здесь в приюте что-то кажется странным в одежде детей. Да и одежда новая, не застиранная, по размеру. Ведь обычно в детских домах дети носят так называемую «благотворительную помощь», то есть, «секонд хенд». А здесь батюшка заключил контракт с турецкой фирмой на поставку одежды для детей. Новой и по размеру!
Как в приюте оказались дети со страшным диагнозом?
Очень просто. В доме малютки отец Лонгин увидел красивую девочку. От нее мама отказалась, потому что дочь была ВИЧ-инфицирована. Санитарки от нее тоже шарахались. В патриархальном западноукраинском обществе слова «СПИД» и «смерть» — где-то рядом.
— Когда я увидел ее, мне стало очень больно, — вспоминает священник. — Она так грустно смотрела на меня, а я боялся дотронуться до нее, чтобы не принести своим детям инфекцию.
Думаю, в ту ночь отец Лонгин не спал, вспоминая эту двухмесячную девочку. А утром попросил братьев в монастыре, чтобы они обставили как можно лучше комнату, поставили там нарядную кроватку, потому что здесь будет жить ребенок, девочка.
Маленькая Лариса — так ее звали — приняла крещение, сейчас она Филатея. Здесь, в приюте, девочка прошла курс ретровирусной терапии. Доктора были очень удивлены, увидев недавно ее анализы: следов ВИЧ-инфекции в крови нет. Теперь Филатея живет с остальными ребятами, перешла в пятый класс.
Отца Лонгина в Банченах боготворят. Он дает людям надежду. Жить как люди. И не только тем, что воспитывает детей.
Комната девочек. Фото: Екатерина Степанова / miloserdie.ru |
Ну, представьте себе, не Бог весть где появился монастырь, а затем — вернее, почти синхронно — детский городок, и села, которые рядом, стали газифицировать.
Газовую «ветку» к приюту перекинули через речку Прут. Заодно и селу досталось.
— Знаю, что вы не просите помощи. Принципиально, — говорю я отцу Михаилу. — Но как получается, что у вас и у детей все есть?
— Думаю, это Господь сам ложить на серце тим, хто хоче зробити добро. Дуже багато людей в Україні добрих… Которые рядом с нами.
Вспоминает, как однажды в кухне закончилось масло. И денег нет, чтоб купить, а готовить надо на столько душ! За раз на одни только салаты (примерно 15-20 килограммов овощей) — «прірва олії» расходуется.
И вдруг является какой-то человек из местных бизнесменов: «Хочу, — говорит, — помочь вашим детям, у мене своя олійниця, сулею вам приніс, беріть. Это от сердца».
Батюшка его благословил и расцеловал. Тот на радостях потом чуть ли не цистерну масла привез.
Батюшка не говорит, что первый кирпич в фундамент одной из колоколен монастыря закладывал в 2004‑м тогдашний премьер-министр Украины Янукович. Потом еще приезжал, привез гостинцев детям и домашний кинотеатр. А президент Ющенко наградил его орденом. Орденоносному батюшке решать вопросы легче. Газ в приют протянули не без помощи Юрия Бойко и Игоря Бакая. Достучаться так высоко тоже надо уметь.
Монахини рассказывают, что «ще одна жінка, котра помогти дітям хотіла, корову привела, а друга — увесь пай, два гектари, віддала».
На этих гектарах для детского городка монахини выращивают картошку.
В угодьях монастыря, кстати, чего только нет: поля, сады, огороды, ферма, цветочные оранжереи. Своих продуктов монастырю и приюту хватает с избытком. Излишки развозят по окрестным социальным учреждениям бесплатно. Дети трудятся на монастырских хозяйствах наравне со взрослыми.
Трехэтажные здания, светлые окна, мраморные лестницы, причем оборудованные подъемы для тех ребят, кому трудно самостоятельно передвигаться. Это и есть детский дом семейного типа. Каждый дом — разного цвета. Розовый, желтый, синий…
Внутри паркет устелен коврами. Не ковролином, а настоящими мягкими коврами.
Стены увешаны картинами: природа, религиозные сюжеты. Везде — аквариумы с рыбками. Птички поют. Много зелени. А вокруг зданий — невероятное количество цветов.
Дети живут по четыре-шесть человек в комнате. За каждой комнатой закреплена сестра. Всего в приюте детьми занимаются 104 человека, из которых 65 — монахини, остальные — оплачиваемые сотрудники: медсестры, повара, воспитатели. Сам приют похож на пряничный городок. Фасады зданий, окна, подъезды — все украшено цветами. На газонах — фигурки сказочных персонажей. На заднем дворе — игровая площадка и стадион. Однажды младшие дети попросили у папы — отца Лонгина — ролики. Батюшка детям ролики купил. Всем. Больше 200 пар. Но оказалось, что кататься на роликах в деревне негде. Тогда на помощь приехали монахи из Банчен и проложили асфальт на заднем дворе приюта. Теперь там можно кататься и на велосипеде, и на роликах, и с детской коляской гулять.
— Разве монашеское это дело — детей развлекать?
— Монашеский путь и семейный — очень разные, — соглашается отец Лонгин. — И у нас приют стоит отдельно от монастыря. Но я смотрю на своих монахов и вижу в их душе много добра. Они знают, когда у детей дни рождения, покупают им подарки, даже просятся в гости пойти поздравить. И я не думаю, что это плохо. Небеса радуются, если кто-то принес радость сиротке. Монах не отойдет от своей монашеской жизни, но он тоже должен давать другим добро. Это не грех. Вы знаете, когда дети жили в монастыре, бывало такое, что люди приходят на службу, спрашивают, где отец Лонгин? А я с детьми играю в футбол. Представляете, какой это, наверное, для людей соблазн! Настоятель — и в футбол вместо службы. А что делать? «Папа, давай играть в футбол!» — как тут откажешь? Я думаю, Господь простит мне этот грех, если это — грех. Без милосердия никто не спасется. Никто.
Старшую воспитанницу, «доню», года четыре назад первой выдал замуж за хорошего парня, кстати, из соседнего села. Столы накрыли, гостей позвали — наверное, с тысячу приехало. Или больше. Весь район гулял.
Через год — опять свадьба: другую дочку выдавал. Потом еще…
А сколько еще свадеб предстоит, где «тато Михайло» будет сидеть на почетном месте, как и положено отцу, и гордиться «своїми дітьми»!
— Ось тоді буду спокійний, як вони усі сімейними стануть. І на свята до мене з’їдуться. Оце щастя! — мечтательно говорит священник.
Конечно, скептик скажет, что врачи могли ошибиться с диагнозом маленькой Ларисы. Как в еще пяти случаях. Конечно, дети, излечившиеся от ДЦП, плавая в настоящем бассейне на территории семейного дома, ничего не доказывают. И уж, само собой разумеется, что вера в Господа и молитвы отца Лонгина, монахов и монахинь его монастыря, которых дети называют «мамами», помощь всех, кто почти 20 лет им помогает, тут ни при чем. Не буду спорить. Тогда и вы не спорьте, что отец Лонгин, берущий без разбору на кормление и воспитание детей с «букетами» болезней — от ДЦП до СПИДа с врожденным гепатитом — и даже если не спасающий их от смерти, то продлевающий им жизнь в заботе и любви, — святой человек. Договорились?
К 46 годам отец Лонгин перенес три инфаркта и две операции на сердце. Кто-то держит его на нашей грешной земле… Вы, случайно, не знаете — кто?