свято варваринский храм пинск
Литературное путешествие «По страницам детских православных книг»
Автор: Татьяна Богович. Опубликовано в Истоки
19 сентября в рамках рекламной Недели «Каждому человеку путь открыт в библиотеку» духовно-просветительский центр «Истоки» центральной библиотеки посетили дети из опекунских и многодетных семей. Для мальчишек и девчонок было проведено литературное путешествие «По страницам детских православных книг», посвященное Дню библиотек.
Роль православной книги в современном мире
Автор: Татьяна Богович. Опубликовано в Истоки
Заседание клуба «Благовест» «Православный кинолекторий: посмотрим и обсудим»
Автор: Татьяна Богович. Опубликовано в Истоки
23 мая в духовно-просветительском центре «Истоки» состоялось заседание клуба «Благовест» «Православный кинолекторий: посмотрим и обсудим». Заседание прошло в рамках Недели православного кино «Касаясь тонких струн души».
О значении духовника в жизни православного христианина
Автор: Татьяна Богович. Опубликовано в Истоки
28 февраля в духовно-просветительском центре «Истоки» центральной библиотеки состоялось заседание клуба «Благовест» «О значении духовника в жизни православного христианина».
Автор: Татьяна Богович. Опубликовано в Истоки
17 января в духовно-просветительском центре «Истоки» состоялось заседание клуба «Благовест» «От Рождества до Крещения». Морозным воскресным днем участники клуба собрались за праздничным столом с горячим чаем и пирогами, чтобы поздравить друг друга с январскими православными праздниками, пообщаться в кругу единомышленником, задать вопросы батюшке.
Путешествуем по Столинскому району
Автор: Татьяна Богович. Опубликовано в Истоки
Участники клуба «Благовест» духовно-просветительского центра «Истоки» центральной городской библиотеки совершили поездку по Столинскому району. На Столинщине «благовестовцы» уже были несколько лет назад, а в этом году были выбраны новые деревни, в которых мы еще не были.
Неделя православной книги
Автор: Татьяна Богович. Опубликовано в Истоки
В духовно-просветительском центре «Истоки» центральной городской библиотеки прошла Неделя православной книги «Духовной книги благодать», посвященная Дню православной книги, который отмечается 14 марта. В рамках Недели прошли различные мероприятия с участием священнослужителей Пинской епархии.
Детям о Рождестве
Автор: Татьяна Богович. Опубликовано в Истоки
Не смотря на то, что по календарю уже прошли такие праздники как Рождество и Крещение, остались в прошлом чудесные святочные дни, 24 января в духовно-просветительском центре «Истоки» центральной библиотеки состоялась беседа-размышление «Детям о Рождестве».
Заседание клуба «Благовест»
Автор: Татьяна Богович. Опубликовано в Истоки
20 декабря в духовно-просветительском центре «Истоки» центральной библиотеки состоялось заседание клуба «Благовест» на тему «Задайте вопрос священнику». Протоиерей Сергий Рябой ответил на вопросы, подготовленные библиотекарем, а также на вопросы присутствующих.
ПИНСКИЙ ВАРВАРИНСКИЙ МОНАСТЫРЬ
Храм Воскресения Словущего Варваринского монастыря, 2 июля 2010. Фото Друпова Алексея с сайта sobory.ru |
Пинский женский монастырь во имя великомученицы Варвары Пинской епархии
Возникновение в Пинске православного монастыря во имя великомученицы Варвары относится к глубокой древности. Известно, что в 1521 году пинским князем Феодором Ярославичем при Варваринской церкви были построены новые деревянные монастырские здания.
С введением унии в 1596 году монастырь был обращен в униатский. Короли Сигизмунд III и Владислав IV передали обитель Евфросинии Тризнянке с правом выбирать сестрам новую игумению с условием пребывания в унии. Православные монахини были изгнаны, но им некоторое время решалось проживать в Пинске. В 1635 году король Владислав IV своей грамотой запретил Пинскому магистру принимать в Пинске православных монахинь, которые хотели основать особый монастырь взамен отнятого Варваринского.
Монастырь оставался униатским до Полоцкого Собора в 1839 году, когда вновь стал православным. В 1874 году его насельницы были переведены во вновь основанный Минский Преображенский монастырь, монастырская церковь обращена в приходскую и приписана к Лещинской церкви, а в монастырских зданиях разместилась городская больница.
Возрождение обители
Определением Синода Белорусского Экзархата от 1 апреля 1993 года (журнал № 1) и утверждением Священного Синода Русской Православной Церкви от 11 июня 1993 года (журнал № 47) в Пинске был вновь открыт Свято-Варваринский женский монастырь. Здание обители разместилось на территории Пинского епархиального управления, велось приведение построек и участка в надлежащий порядок. В качестве собора монастырю был передан бывший кинотеатр «Дружба», выстроенный на месте разрушенного Феодоровского храма. Бывший кинотеатр, перестраивавшийся с 1991 года, был освящен в честь Воскресения Словущего [1].
В сентябре 1995 года при монастыре открылась воскресная школа для детей и взрослых. С 2001 года при монастыре существует библиотека, книжный фонд которой составляет более 6 тысяч экземпляров.
Статистика
Храмы
Собор Святой Варвары в Пинске, Беларусь: история, описание, фото
Пинск, ул. Советская, 34
Церкви, костелы, соборы, монастыри
Кафедральный православный собор во имя святой Варвары в Пинске, имеет необычную судьбу. В ней отразились перипетии белорусской истории XIX века. Изначально храм носил иное название, а молились в нем монахи-католики.
Предыстория и возведение каменного храма
Предшественником Варваринской церкви можно считать костел Архангела Михаила, построенный из дерева в 1712 году по инициативе князя Михаила Вишневецкого. Он же финансировал его строительство.
Через 74 года вместо деревянного костела возвели каменный барочный храм. Он отличался изяществом и лаконичной архитектурой. К храму, со стороны фасада, пристроили две башни в три яруса с куполами. А в 1795 году воздвигли чуть поодаль колокольню.
А после грянуло восстание 1830 года …
Святая Варвара для православных и католиков
После поражения восстания правительство распорядилось передать здание костела Русской православной церкви, а бенедиктинский монастырь закрыли навсегда. Храм был реконструирован в 1830 году и, уже в качестве православной церкви, был освящен в честь святой великомученицы Варвары.
Символично, что святую Варвару (Барбару) чтут как в православии, так и в католицизме. Она считается защитницей от внезапной смерти и спасительницей в бурях и пожарах.
Иконы Свято-Варваринского собора
Храмовой иконой кафедрального собора является сейчас образ святой Варвары. Здесь также хранится частичка мощей Варвары-мученицы. Кроме этого, в храме находится целый ряд старинных икон XVI-XVIII веков.
На алтарной стене храма можно увидеть также фресковую роспись XIX века.
Уже во время реконструкции 1830 года храм изменился внешне. На нем установили купола и сделали крышу более покатой. Но позднебарочный фронтон остался прежним.
Сейчас собор – это однонефный безбашенный храм с полукруглой апсидой и центрально-осевым фасадом. В качестве декора используются карнизы, пилястры и пояски. По центру здания воздвигнут восьмигранный барабан с луковичной главой.
Кафедральный собор поражает внешним величием и богатством интерьера. Он входит в Государственный список историко-культурных ценностей Беларуси.
Этот собор горожане не зря называют намоленным храмом. На службы сюда приходят тысячи верующих. Большой интерес вызывает Варваринский собор и у туристов.
СВЯТО-ВАРВАРИНСКИЙ КАФЕДРАЛЬНЫЙ СОБОР
Свято-Варваринский кафедральный собор находится в переосвященном и перестроенном костеле монахов-бернардинцев, которых в 1705 году пригласила в собственное местечко Каролин (пинское предместье) влиятельная чета – гетман ВКЛ Михаил Серваций Вишневецкий и его супруга Екатерина из Дольских. На северной окраине местечка сначала появились деревянные монастырские строения. Костел Михаила Архангела (1712 г.) долгое время был деревянным, а в 1770–86 гг. построена каменная святыня. Лаконичный облик этого безбашенного храма с фигурным фронтоном, пилястрами и полукруглыми нишами на фасаде является характерным для скромных монастырских костелов ордена бернардинцев. Он был примечателен своими «оптическими» алтарями, нанесенными на стены в технике «гризайль». Наряду с иконами и скульптурами в костеле находилось три светских портрета – фундаторов монастыря и костела Михаила и Екатерины Вишневецких и, вероятно, Войцеха Грабовского. Инвентари монастыря сообщают, что в 1802 г. к костелу достроили кирпичную закристию, в 1818 г. упоминается двухъярусная звонница, а в 1828-29 гг. накануне закрытия обители велось строительство монастырского корпуса, которое было прервано политическими событиями, развернувшимися на территории бывшей Речи Посполитой.
После Ноябрьского (Польского) национально-освободительного восстания 1830-31 гг. российские власти удалили бернардинцев из Пинска, монастырь конфисковали и в 1835 г. его костел передали под православную церковь. В 1857 г. в опустевшую обитель бернардинцев перевели пинский женский Варваринский монастырь. Во время реконструкции костела была понижена крыша храма, над ней появилась луковичная глава на граненом барабане, а интерьер утратил первоначальную гризайлевую роспись.
В 1874 г. православные монахини покинули Пинск в связи с переводом в Спасо-Преображенский монастырь в Минске, куда были перевезены из Пинска и основные монастырские святыни. В XIX – первой пол. XX века храм был приходским, монастырский корпус некоторое время использовался как городская тюрьма, а после – как больница. Здесь, «в шпиталю на Бернардинской», в 1932 году родился будущий знаменитый польский писатель и журналист Рышард Капустинский. Свято-Варваринский кафедральный собор связан и с важным событием в жизни белорусского классика Якуба Коласа (К.М.Мицкевича) – здесь 16 июня 1912 г. он венчался с Марией Дмитриевной Каменской, о чем сообщает мемориальная доска на соборной колокольне.
Стены главного зального помещения храма покрыты старинными иконами: «Покров» (1732 г.), «Матерь Божия Умиление» (1751 г.), «Три святителя» (1765 г.), «Спас Пантократор» (1776 г.), «Николай Чудотворец» (XVIII в.), «Троица Ветхозаветная» (XVIII в.), икона-феротрон «Воскрешение Лазаря» (XVIII в.), «Житие святых Екатерины и Анны» (XIX в.). Самый древний и известный образ храма – «Матерь Божия Одигитрия Иерусалимская» датируют XVI в. Его цветовая гамма, силуэтность и духовное единство образов Богоматери и Иисуса напоминают иконы великого иконописца Дионисия. Торжественность и гармония здесь неотделимы от ощущения печали и тревоги, которые усиливают, представленные в верхних углах иконы ангелы, поддерживающие платами символы будущих мучений Христа…
Свято-Варваринский собор – памятник архитектуры барокко XVIII века – достойно несет статус старейшего православного собора столицы Полесья.
Свято-Варваринская церковь
История
Самая древняя православная церковь Пинска посвящена заступнице города – Святой великомученице Варваре. Церковь пережила все ужасы XX века и не прекратила свое существование. Долгие годы она была единственным православным храмом в городе. Здесь венчались, крестили детей, отпевали – и все это не смотря на советскую эпоху атеизма.
История храма – не из простых. Изначально это был костел бернардинцев. В далеком 1705 году Великий гетман литовский князь Михаил Вишневецкий вместе с женой Екатериной основали в Пинске католический монастырь ксендзов-бернардинцев. Началось строительство монастыря, в 1717 году деревянный комплекс вошел в строй. Построили здесь и деревянный костел, который был назван по имени святого Михаила Архангела – в честь основателя. Кроме самого монастыря в комплекс входили хозяйственные постройки. Монахи имели свои огороды и фруктовый сад.
В 1770 году у монастыря появились средства на строительство каменного костела. Началось строительство, костел возводили пинские каменщики.После восстания 1830-1831 годов российское правительство стало бороться с католицизмом. Костел было приказано переделать в православную церковь.
Объект сегодня
В Свято-Варваринской церкви сохранилась роспись в трaдициях раннего классицизмa. ЕЕ можно увидеть в aпсиде. Нарисовaнный фриз делит рoспись на две чaсти. В нижнем ярусе тaкие же рисовaнные колоны и пилоны кoринфского ордерa образуют полуротoнду с расходящимися гaлереями. На потoлке полурoтонды прорисованы кессoны. Такой же декoр и на пoдпружных арках хрaма. В конхе нaд лучковыми окнaми между рaстительными орнаментами нaрисованы плaфоны, среди котoрых размещена фрескa начала ХХ в. «Богомaтерь с младенцем».В хрaме действует воскреснaя школa для взрослых и детей, есть библиотека. Действует здесь и сестричeство в честь преподобнoмученицы великой княгини Елизaветы.