свято успенский святогорский мужской монастырь официальный сайт
Святогорский монастырь, Пушкинские горы
Свято-Успенский Святогорский монастырь основан в 1569 году царём Иоанном Грозным в память явления икон Божьей Матери «Одигитрия» и «Умиление» блаженному Тимофею.
Показать полностью.
В этой группе мы делимся рассказами о жизни и трудах старинной Святогорской обители. Здесь много фотографий, современных и архивных, официальных и любительских, впечатления паломников, богомольцев, побывавших в наших краях. Присылайте и ваши фотографии, видео и отзывы о своих поездках в нашу святую обитель!
Мы подбираем назидательное чтение из святоотеческого или современного творчества, помогаем сориентироваться в вопросах веры тем, кто делает свои первые шаги, а также предлагаем материал посложнее для тех, кто уже имеет большой опыт.
Предлагаем вам окунуться в историю этого святого места, узнать о его подвижниках, соприкоснуться со святынями монастыря, здесь вся красота этого необыкновенного края.
Мы ждём вашего приезда в нашу святую обитель!
Святогорский монастырь, Пушкинские горы запись закреплена
Святогорский монастырь, Пушкинские горы запись закреплена
Что такое парастас? Подробно
Утешительное для Христа стояние Владычицы и святого Иоанна у Креста Христова называется на нашем церковном языке: «предстояние» или «предстательство», а на греческом языке: «парастас». И всякая сочувственная помощь ближнему в его беде и страдании может быть названа «предстоянием» или «парастасом».
Разъяснение из 1909 года. Слово священника города Казани Александра Воронцова.
Показать полностью.
«. События крестных страданий Спасителя и предстояние Пресвятой Девы и святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова у Креста Христова наглядно изображаются на панихидном столике: здесь мы видим и подобие Голгофы, и образ Христа, распятаго на кресте, и изображения Пресвятой Богородицы и Иоанна Богослова. Почему же такое изображение помещается здесь? Какой смысл заключается в этом?
Пресвятая Богородица и святой Иоанн Богослов предстояли у Креста Христова, конечно, затем, чтобы присутствием своим выразить свою любовь и сочувствие дорогому Страдальцу и тем хоть несколько облегчить Его тяжкую муку душевную и телесную. Взоры Богоматери и возлюбленного ученика на страждущего Богочеловека были полны любви и печали; и чувствовал Спаситель, что Он и здесь на земле не одинок в этот мучительный час, — и такое сочувствие ближайших лиц, несомненно, утешало Его. Это утешительное для Христа стояние Владычицы и святого Иоанна у Креста Христова называется на нашем церковном языке: «предстояние» или «предстательство», а на греческом языке: «парастас»: тем же именем называется и нарисованное или чеканное изображение этого события. По этой причине и всякая сочувственная помощь ближнему в его беде и страдании может быть названа «предстоянием» или «парастасом». Вот, постигло человека тяжкое горе; приходят к нему друзья и уговаривают его успокоиться; это дружеское посещение и утешение — тоже «предстояние» или «парастас». Человек споткнулся, упал в глубокую яму или в тину и сам не может выбраться; им вот, близкие люди поспешно собрались, стали подле и вокруг него, протягивают ему руку помощи и выручают из беды; это — тоже «предстояние», «парастас». Вот, заболел человек им, не может сам себе помочь; его поддерживает внимание и уход родного существа или друга, — за ним присматривают, дают ему лекарства, делают для него все, что нужно: этот уход за больным — тоже «предстояние», «парастас». Отсюда, по глубокой мысли и трогательному чувству, именем «парастас» называется особая церковная служба в память усопших — заупокойное всенощное бдение.
Поистине, глубокий смысл заключается в том что эта служба названа тем именем, каким называется предстояние Владычицы и святого Иоанна у Креста Господня и братская помощь ближнему в беде. Вот, человек умер, — и не прославлен после смерти чудесами, не причислен к лику святых. Отходит его душа в жизнь иную, загробную — и, несомненно, скорбит о многом. Тяжело усопшему порывать связь с землей, где он оставляет столько близких сердцу своему; его мучит тревожная дума: кто-то позаботится теперь о его ближних? Тоскует он и оттого, что не может теперь видеться и беседовать с близкими так свободно, легко и ясно, как это было при жизни. Томится усопший и оттого, что душа его чувствует сильные укоры совести. Пока он жил на земле, он много грешил, часто сам того не зная, — иногда, и намеренно старался успокоить и обмануть свою совесть, — со дня на день откладывал покаяние и исправление, — грешил волею и неволею, ведением и неведением, — часто блуждал во тьме. Но вот явился умерший пред Богом, Солнцем правды, — и видит себя и всю свою жизнь во свете лица Божия, без всяких прикрас и обмана, по чистой совести и истинной правде: видит он ясно, как много добрых дел он мог бы сделать, — но по невниманию опустил, скольких грехов мог бы избежать, — но по нерадению сделал. И рад бы усопший начать жить сначала, — да уж поздно: прошло то время, когда он сам мог своими силами трудиться и работать над собой; теперь ему можно только горько сожалеть о прошлом, но ни одного доброго дела он сам не может сделать, никакого подвига не может совершить: душа его ушла из этого мира, где он мог работать, — лишилась своего тела, которое было для нее необходимым орудием в трудах. В таком скорбном, тяжелом положении находится умерший; нужна ему наша братская помощь, нужно наше «предстояние», нужен «парастас ». И вот для того, чтобы мы, живые, могли оказывать помощь умершему, поддерживать его своим сочувствием, — для этого составлена особая трогательная церковная служба, заупокойное всенощное бдение, — парастас. В этой службе подробно излагаются несколько главных мыслей, которые могут приносить великое утешение и пользу умершим и нам, живым.
Прежде всего в парастасе часто слышится упоминание о грехах умершего и моление о том, чтобы Господь простил их. Это упоминание о грехах необходимо для силы и пользы наших молитв. Кто не страдает, того нечего жалеть; у кого нет беды, тому нечего и помогать; чем лучше и яснее мы будем знать, понимать и чувствовать горе ближнего, тем сильнее будет у нас желание утешить и выручить его. У наших усопших есть на душе великая беда, — грехи, нажитые здесь на земле; эту беду мы вспоминаем в молитве не для того, чтобы терзать души усопших, а для того, чтобы свое сердце сильнее растревожить и расположить к молитве. Господь только тогда приметь и исполнит нашу молитву, когда она будет истинной, правдивой, а не лживой. Если мы в молитве умолчим о грехах умершего, то это будет ложь: «несть человек праведен на земли, иже сотворить благое и не согрешит» (Еккл. 7, 21); такая неистинная молитва будет даже в тягость умершему: при свете лица Божия он яснее видит и больнее чувствует всякую ложь и неправду. Страдальцу бывает легче, когда про его беду говорят, но не со злорадством, не с осуждением, а со скорбию и состраданием; так и о грехах умерших мы должны вспоминать не с осуждением и злобой, а с сожалением и печалью. «Разделенное горе — в пол-горя»; когда ты, живой, разделишь горе умершего, — пожалеешь о его грехах, — ему от этого станет легче на сердце, — ты снимешь с него половину тяготы и исполнишь закон Христов, по слову апостола: «Друг друга тяготы Носите, и тако исполните закон Христов» (Гал. 6, 2).
Затем в парастасе мы слышим частое упоминание о благости и милосердии Божьем. Если бы мы только скорбели о грехах наших умерших, — наша скорбь могла бы перейти в уныние и отчаяние; но мысль о благости Божьей дает нашей душе облегчение, отраду и надежду на спасение. Нет беды непоправимой, — велик грех людской, — но благость Божья неизмеримо больше; поэтому взывайте к Богу, живые, вместе с умершими: «В бездне греховней валяяся, неизследную милосердия Твоего призываю бездну: от тли, Боже, мя возведи!» Не напрасно милосердие Божье сравнивается с бездной и пучиной морской; пророк Михей говорить о Боге: «Он опять умилосердится над нами, изгладит беззакония наши. Ты ввергнешь в пучину морскую все грехи наши» (Мих. 7, 19). Великое море смывает с лица земли даже целые города; в глубине морской тонуть бесследно громадные корабли — наравне с малыми лодками, большие скалы — наравне с мелкими камешками; и при всем том море нисколько не уменьшается, не мелеет, не сохнет, — затонувшие в нем громады не могут наполнить его и не мешают никому свободно плыть по волнам его. Как бы ни была велика громада грехов людских, — всемогущая благодать Божья может покрыть и изгладить их всецело и бесследно, — и эти прощенные и исцеленные Богом грехи нисколько не уменьшают, не исчерпывают милосердия Божья и никому не мешают прибегать к Нему для спасения. Поэтому при молитве за усопших будем с отрадой вспоминать слова псалмопевца: «Оставил ecи беззакония людей Твоих, покрыл ecи вся грехи их» (Пс. 84, 3); «яко у Господа милость, и многое у Него избавление, и Той избавит Израиля от всех беззаконий его» (Пс. 129, 6).
Наконец, в парастасе мы слышим частое воспоминание о святых мучениках. Что это значит? Для чего это? Случается нам иногда собирать близкого человека в новый неведомый путь, провожать и снаряжать его на житье в дальний неведомый край; сердце наше сжимается от тревожного раздумья: что-то будет с нашим дорогим путником в новой дороге и на новом месте? Но вот, узнали мы, что есть там, в новом краю, наш родственник или друг, который давно уже проехал по этому новому пути, хорошо знает его, прочно и успешно устроился и обжился на новом месте; и сразу половина заботы отлегла от нашего сердца. Мы заводим переписку с нашим далеким другом, спрашиваем его советов и указаний, просим встретить и обласкать нашего новичка, не оставить его без поддержки и доброго руководства на новом месте, — при случае — своей мудростью и силой по возможности исправить его промахи и ошибки. Когда наш новичок прибудет на место, — мы в своей памяти и сердце не разделяем старого и нового друга, — в письмах к одному неизменно посылаем привет и другому. Всякий человек, умирая, может сказать о себе: «Иду в незнаемый я путь, иду меж страха и надежды». «Камо убо души ныне идут? како убо ныне тамо пребывают? желах ведати таинство, но никтоже доволен поведати» (чин погребения священников, икос 6-й). Поэтому и мы, живые, провожаем своих усопших в жизнь иную, загробную, со страхом и недоумением: не можем мы знать наверняка: что там с ними будет? Но, слава Богу, есть у нас там, за гробом, старшие братья о Христе, — святые мученики: они давно уже победоносно прошли путь смерти, — без страха, с верою, надеждою и любовию к Богу переносили лютые муки, шли под меч острый, как под венец красный, — успешно достигли нового жилища — царства небесного и там наслаждаются бесконечной и безмятежной радостью: «Радость вечная над главою их: над главою бо их хвала, и веселие, и радование приимет я, отбеже болезнь, и печаль, и воздыхание» (Ис. 35, 10). Это блаженство и слава мучеников подробно и ярко изображается в тех церковных чтениях или паримиях, которые положено читать на парастасе: «Праведных души в руце Божией, и не прикоснется их мука» (Прем. 3, 1). «Праведницы во веки живут, и в Господе мзда их, и попечение их у Вышняго» (Прем. 5, 15). К этим-то мудрым и опытным небесным друзьям нашим мы и обращаемся с мольбой о наших усопших, — просим святых мучеников поддержать своей святою любовью новых переселенцев с земли, утешить их в скорби, ободрить их в боязни, своей силой помочь им перебороть остатки земных грехов, — быть им спутниками и руководителями ко Христовой радости: «Аще от страны некия идуще, водящия некия требуем, — что сотворим, аможе идем во страну, идеже не познаваем? многих тебе тогда водителей потреба, многих тебе молитв спутешествующих, спасти душу окаянную, дондеже достигнути ко Христу, и рещи к Нему: Аллилуиа» (Погребение священников, икос 17-й). Поэтому в молитвах на парастасе мы постоянно объединяем и чередуем святых мучеников с нашими усопшими: в каждой песни канона 1-й стих относится к мученикам: «Дивен Бог во святых Своих, Бог Израилев», — 2-й стих — к умершим: «Упокой, Господи, души усопших раб Твоих». Слушай, христианин, этот канон со вниманием и мольбой о себе и об усопших: «Святии мученицы, иже добре страдавше и венчавшеся, молитеся ко Господу спастися душам нашим».
Вот, из каких спасительных мыслей и чувств слагается наше утешительное предстояние за умерших, — заупокойное бдение, — парастас. Поистине, здесь бездна премудрости и море утешения для всех! Будем же совершать это дивное моление за умерших с ясным разумением и теплым чувством. «Сердце сердцу весть подает»: наша сердечная и разумная молитва отзовется светлой радостью и покоем в душах почивших наших ближних. Великое значение имеет молитва даже одного человека; тем более сильна и благотворна единодушная и единомысленная молитва всего церковного собрания. При молитве за усопших мы держим в руках зажженные свечи; при свете их в храме становится отрадно, тепло, легко стоять и славить Бога. Да будет также легко и нашим усопшим на месте их упокоения; да славят они Господа вместе с нами, — да озарить их свет Христовой истины, — да согреет их теплота Божьей любви: «Блажени людие, ведущии воскликновение: Господи, во свете лица Твоего пойдут, и о имени Твоем возрадуются весь день» (Пс. 88, 16-17). Открытые царские врата пусть напоминают нам о райских вратах, которые открыты Христом для святых мучеников, а при их помощи могут открыться и для их немощных братий. Да запечатлеются глубже в уме и в сердце нашем главные мысли парастаса: грехи людские, благость Божия, Крест Христов, Светлое Воскресение и слава мучеников. Грехи умерших вызовут в сердце нашем правдивую скорбь и жалость к ним; благость Божья даст нам надежду на прощение и исцеление; Крест Христов призовет нас к благодарению, кротости и терпению; Воскресение дарует нам радостную надежду на общее всемирное свидание; слава мучеников ободрит живых и умерших братской помощью у Престола Господа Славы. «Со святыми упокой, Христе, души раб Твоих, идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь бесконечная».
Размещение в обители
Общая келья для мужчин
Двухъярусные кровати, тумбочки, постельное белье, стол, шкаф
Правила проживания в обители
♦ Документы, ценности, деньги иметь всегда при себе, мы не несем ответственность за их сохранность;
♦ Иметь соответствующий месту вид: женщинам быть одетыми в юбку или платье ниже колен, без декольте, с рукавами, закрывающими локти, и с покрытой платком головой. Мужчинам – в брюках и рубашках;
♦ Возвращаться в келью до 23 часов. С 23 часов до 7 часов утра – просьба соблюдать тишину, чтобы дать возможность отдохнуть окружающим;
♦ В целях пожарной безопасности в кельях запрещено пользоваться нагревательными приборами (кипятильниками, кофейниками, утюгами и т. п.);
♦ В целях пожарной безопасности запрещено зажигать в номере свечи, воскуривать ладан;
♦ В паломнических кельях запрещено курить, пьянствовать, сквернословить.
♦ В паломнические кельи не селят лиц без документов, в нетрезвом виде. Препятствием к размещению является также наличие серьезных заболеваний и инвалидности, в связи с отсутствием необходимых условий для их безопасного пребывания в предоставляемых жилищах.
Если возникает необходимость разместиться в одной келье семейной паре с детьми, то и это возможно, по предварительной договоренности. По всем вопросам относительно размещения обращайтесь по телефону: +79116962171 (иеромонах Савва).
За проживание в паломнических кельях не предусмотрена фиксированная оплата. Гости пользуются предоставляемым монастырем жилищем за добровольное пожертвование.
Дорогие братья и сестры!
Паломнику, нарушающему правила проживания, может быть отказано в поселении.
По вопросам размещения на ночлег обращайтесь по телефону (WhatsApp, Viber, Telegram): +79116962171 (иеромонах Савва).
Посетителям
Монастырь открыт для посещения с 06:30 до 21:00.
Правила посещения обители
Монастырь — это лечебница души, который отличается более строгой дисциплиной и жизнью, более длинными службами, чем приходские храмы. Монастырь — не место для праздных прогулок, обращайте внимание на указатели.
Поведение
При посещении нашего монастыря должно вести себя как можно скромнее, тише, внимательнее, стремясь, чтобы монастырь повлиял на нас, а не мы на него
Приехавшие в монастырь должны оставить курение, алкоголь, сквернословие, многословие и другие греховные привычки. Неуместны здесь разговоры о мирских делах, вольное обращение, смех.
При встрече мирянин первый кланяется священнику, монашествующему, иночествующему.
Нельзя вступать с насельниками монастыря в праздные разговоры. Перед входом в храм, а также в течение всего времени сопровождения по монастырю мобильные телефоны уместно отключать.
Если есть желание помолиться, подать поминальные записки и поставить свечи перед иконами, то это нужно делать, не мешая молящимся и не создавая суету во время богослужения, не ведя себя непочтительно и не нарушая предписанные правила поведения.
Одежда
В монастырь следует приходить в скромной несоблазнительной одежде. Женщинам следует быть с покрытой головой.
Одежда должна быть с длинным рукавом, юбка или платье — приличной длины. Не подобает христианке носить мужскую одежду (брюки), а мужчинам — шорты. Если есть необходимость, то при входе в монастырь женщинам можно получить платок и юбку, которые нужно вернуть обратно после экскурсии. Однако, гостям обители лучше позаботиться о внешнем виде заранее и самостоятельно.
Христианин должен всегда носить нательный крест.
Фото и видеосъемка
Фото и видеосъемка монастыря без благословения не разрешается. За разрешением на съёмку монастыря можно обратится в лавку (в храме или у Анастасьевских ворот). Фото и видеосъемка насельников монастыря категорически запрещена.
Святогорский собеседник
С XIX века обитель оказалась неразрывно связанной с именем Александра Сергеевича Пушкина. Живя в Михайловском, поэт приходил сюда в моменты творческих исканий и на поклон могилам предков, памятью которых он свято дорожил.
В 1924 году монастырь был закрыт.
Многие монастырские строения серьезно пострадали во время Великой Отечественной войны, иные, как Никольский храм, оказались полностью разрушены.
Успенский собор был восстановлен в 1949 году.
В 1992 г. Свято-Успенский Святогорский монастырь был возвращен в бессрочное и безвозмездное пользование Русской Православной Церкви. 29 мая при участии Патриарха Московского и всея Руси Алексия II торжественно возобновлены службы в его Успенском соборе.
Церковная лавка
На территории Свято-Успенского Святогорского мужского монастыря работает церковная лавка. Здесь представлен самый широкий выбор православных церковных изделий, собрана коллекция духовно-нравственной литературы. Кроме этого здесь можно заказать требы, уточнить расписание богослужений, оставить пожертвование на благие цели.
Приглашаем вас подробнее ознакомиться с изделиями, представленными в церковной лавке монастыря!
Православие для детей
Особое внимание уделено разделу с православной детской литературой. Яркие и красочные иллюстрации профессиональных художников детям понравятся и запомнятся, а доброе и в то же время глубокое содержание сформирует правильные духовные ориентиры. Заботливые родители приобретают у нас детские молитвословы и православные календари, познавательные книги, сказки и рассказы.
В лавке представлена самая разнообразная церковная утварь:
♦ свечи (восковые, парафиновые, праздничные, венчальные, наборы);
♦ кресты и распятия, нательные крестики, ладанки и образки;
♦ благовония, ладан, смирна, уголь церковный;
♦ автомобильные иконы, молитвы (наклейки с объемным лаком);
♦ лампады, стаканы для лампад, лампадное масло;
♦ масла, освященные от чудотворных икон и мощей святых;
♦ четки, браслеты, брелоки с религиозной символикой.
В лавке представлен большой выбор икон, выполненных в разных техниках.
Если вы не нашли интересующий вас образ, то можете заказать индивидуальное изготовление иконы в наших мастерских, обратившись к работникам лавки.
В церковной лавке представлены самые разнообразные изделия, в том числе и с изображением Свято-Успенского Святогорского монастыря. Подсвечники, просфорницы, фигурки ангелов, домашние кадильницы, колокольчики, чашки, чайники.
Текстильные изделия созданы из натуральных тканей:
♦ текстильные изделия для дома.
Освященные ювелирные изделия
В лавке представлены серебряные крестики, образки, медальоны с изображениями святых, браслеты и кольца с православной символикой.
Обычно на крестины и именины принято дарить именные подарки. Мы предлагаем именные наборы (в них входит икона и житие святого, в честь которого назван человек, а также соответствующие молитвы и другие именные изделия.
Любители сладкого найдут на прилавке натуральный освященный монастырский мед, а также большой выбор натуральных продуктов «Столбушино».
Мы рады встречи с вами! Ждем вас в нашей лавке!