свято успенский свенский успенский мужской монастырь

Свенский Успенский мужской монастырь

свято успенский свенский успенский мужской монастырь. Смотреть фото свято успенский свенский успенский мужской монастырь. Смотреть картинку свято успенский свенский успенский мужской монастырь. Картинка про свято успенский свенский успенский мужской монастырь. Фото свято успенский свенский успенский мужской монастырь свято успенский свенский успенский мужской монастырь. Смотреть фото свято успенский свенский успенский мужской монастырь. Смотреть картинку свято успенский свенский успенский мужской монастырь. Картинка про свято успенский свенский успенский мужской монастырь. Фото свято успенский свенский успенский мужской монастырь

Свенский Успенский мужской монастырь — это один из старейших монастырей России, который по сей день остается действующим. Обитель расположена в поселке Супонево Брянской области, недалеко от того места, где впадала в Десну речка Свени. Сегодня этой речки не найти ни на картах, ни на местности, как ни стараются энтузиасты. Зато с территории открываются потрясающие виды на Десну.

Люди приезжают, чтобы участвовать в богослужениях, молиться, окунаться в купель, осматривать величественные сооружения в стиле русского барокко и совершать умиротворяющие прогулки по яблоневому саду и бескрайним лугам.

В монастыре действуют строгие правила, если вы хотите приехать, уважайте требования братьев: женщины только в юбках и платках, мужчины в брюках (шорты непозволительны) и с непокрытой головой. Фотографировать здесь запрещено, это касается не только пространства храмов, но и дворовой территории. Также будьте внимательны, здесь есть зоны, куда доступ разрешен только послушникам и монахам.

свято успенский свенский успенский мужской монастырь. Смотреть фото свято успенский свенский успенский мужской монастырь. Смотреть картинку свято успенский свенский успенский мужской монастырь. Картинка про свято успенский свенский успенский мужской монастырь. Фото свято успенский свенский успенский мужской монастырь

Расписание богослужений

Каждый день без исключений в соборе монастыря проводятся службы, которые могут посетить все желающие. Утренняя начинается в 8:00, вечерняя — в 17:00.

История Свенского монастыря

Как и у многих древних строений, у Свенской обители есть своя легенда. Гласит она, что в 1288 г. князь Дебрянский и Черниговский по имени Роман Михайлович (Роман Брянский) стал терять зрение. Испугавшись слепоты, князь отправил монахов в Киево-Печерскую лавру и поручил им привезти оттуда исцеляющую икону Пресвятой Девы Марии. Она изображена с младенцем Иисусом на коленях, по две стороны от Богоматери стоят Печерские чудотворцы: Антоний и Феодосий.

Уже на обратном пути ладья с монахами вдруг стала посреди реки, и гребцы не смогли сдвинуть ее. Путники остановились на берегу ночевать, а утром обнаружили, что пропала чудодейственная икона, которую они везли князю. Стали искать, обошли весь берег и обнаружили реликвию на ветвях дуба, что стоял на возвышенности меловой горы. Это было чудо.

свято успенский свенский успенский мужской монастырь. Смотреть фото свято успенский свенский успенский мужской монастырь. Смотреть картинку свято успенский свенский успенский мужской монастырь. Картинка про свято успенский свенский успенский мужской монастырь. Фото свято успенский свенский успенский мужской монастырь

О происшествии сообщили князю. Тогда он вместе с семьей и священнослужителями приехал на место явления иконы, стал молиться там об исцелении и мгновенно прозрел. В благодарность правитель пообещал Божьей Матери отдать все земли, которые только видит вокруг. Тут же он сам и все его спутники стали заготавливать лес, чтобы возвести храм на месте сотворения чуда.

Здесь поселились 70 монахов, которые оградили территорию частоколом и основали монастырь. Свенская обитель быстро стала культурным и духовным центром региона. Его развитие и укрепление поощряли и московские правители. При царе Иване Грозном вместо деревянных храмов стали строить каменные.

В XVI в. на территорию обители совершали разрушительные набеги то крымские татары, то войска поляков. В документах сохранились свидетельства, что игумен и братья претерпевали страшный голод, но до последних сил продолжали защищать святыню и даже возглавили патриотическое движение горожан. В 1583 г. монастырь потерял часть библиотеки, иконы и деревянные постройки — все было сожжено. Но чудотворную икону братья спасли, прячась с нею в брянских лесах. В 1664 г. обитель пережила нападение татар, была полностью разорена.

свято успенский свенский успенский мужской монастырь. Смотреть фото свято успенский свенский успенский мужской монастырь. Смотреть картинку свято успенский свенский успенский мужской монастырь. Картинка про свято успенский свенский успенский мужской монастырь. Фото свято успенский свенский успенский мужской монастырь

В 1678 г. появилась трехкупольная надвратная церковь. Но в целом положение монастыря оставалось бедственным. В это время представители Киево-Печерской лавры просили у московских правителей убежища. Чтобы как-то исправить ситуацию царь Федор Алексеевич в 1681 г. передал Свенскую обитель Киево-Печерской лавре, а киевскому иеромонаху Иоанну Максимовичу приказали заняться хозяйственными вопросами.

В течение 40 лет святое место находилось в запустении. В 70-х годах сотрудники краеведческого музея взялись за восстановление территории, а потом открыли ее для посещения в 1988 г. И только в 1992 г. Свенская обитель была снова возвращена в ведение Православной Церкви. До сих пор здесь продолжаются работы по восстановлению и благоустройству.

свято успенский свенский успенский мужской монастырь. Смотреть фото свято успенский свенский успенский мужской монастырь. Смотреть картинку свято успенский свенский успенский мужской монастырь. Картинка про свято успенский свенский успенский мужской монастырь. Фото свято успенский свенский успенский мужской монастырь

Территория

Территория монастыря окружена каменной стеной с бойницами и шестью башнями. Эту стену длиной 800 м возвели еще в XVIII в. Высота ограждения варьируется от 5,5 до 8 м на разных участках.

Над главными воротами (называются они «Святые врата») возвышается старый храм Сретения Господня с позолоченными куполами. Именно здесь велись службы до восстановления нового Собора. Если посмотреть вправо, то вы увидите возвышающуюся над западной стеной Спассо-Преображенскую церковь.

Войти во двор монастыря можно через калитку. По правую руку возвышается недавно отстроенный Успенский Собор, прямо перед вами — Храм в честь преподобных Антония и Феодосия Печерских. Во дворе есть скамейки и информационные стенды, которые познакомят вас с историей Свенского монастыря. Здесь представлены старые фото территории и храмовых сооружений, а также план-схема. Работает трапезная и церковная лавка, за стенами есть гостиница с кафе.

Вокруг обители очень красивые места, располагающие к пешим прогулкам: рядом раскинулся яблоневый сад, за которым ухаживают братья, если спуститься к реке — Андреевские луга (место проведения Свенской ярмарки). Если обойти монастырь вокруг, то найдете смотровую площадку с видом на извилистую Десну, долину и брянские леса. Это очень популярное место для фотосессий, сюда приезжают молодожены. Гуляя вокруг монастыря, вы найдете древний дуб, защищенный металлическим забором. Бытует мнение, что это именно то дерево, в ветвях которого нашли чудодейственную икону.

свято успенский свенский успенский мужской монастырь. Смотреть фото свято успенский свенский успенский мужской монастырь. Смотреть картинку свято успенский свенский успенский мужской монастырь. Картинка про свято успенский свенский успенский мужской монастырь. Фото свято успенский свенский успенский мужской монастырь

Успенский собор

Первый храм в честь Успения Богородицы на этой земле был деревянным, его построили еще в XIII в. Позже царь Иван Грозный делал огромные вклады в развитие обители. Это дало возможность в XVI в. возвести каменный Собор, в который поместили исцеляющую икону Свенской Божьей Матери. Строил храм тверской зодчий Гавриил Маков. Здание было трехапсидным, с трех сторон его окружали галереи — паперти. Одновременно появилась и колокольня, колокола для которой (весом 40 и 200 пудов) тоже подарил обители царь.

В результате войн и вражеских набегов, а также по причине не очень удачного расположения на косогоре, Успенский собор был почти полностью разрушен. В середине XVIII в. императрица Елизавета Петровна, путешествуя по стране, застала Свенский монастырь в плачевном состоянии и пожаловала на строительство нового храма большую сумму. Братья выбрали безопасное ровное место и заложили первый камень Нового Успенского Собора в 1749 г. Проект и расчеты делал архитектор Н. А. Мичурин, а строительством, которое длилось долгих 9 лет, руководил Иоганн Битнер. Собор получился огромный пятиглавый, в нем установили семиярусный иконостас XVII в. Внутреннюю роспись выполнил крепостной художник Кирилл Холодов, которого доставили сюда из Киева. В XIX в. собор обветшал, а с приходом советской власти и вовсе был разрушен. Заново отстраивать его начали в 2011 г.

свято успенский свенский успенский мужской монастырь. Смотреть фото свято успенский свенский успенский мужской монастырь. Смотреть картинку свято успенский свенский успенский мужской монастырь. Картинка про свято успенский свенский успенский мужской монастырь. Фото свято успенский свенский успенский мужской монастырь

Храм Чудотворцев Антония и Феодосия

При царе Иване Грозном был возведен и храм в честь Чудотворцев Антония и Феодосия. Возводила церковь артель Гавриила Дмитриева, но работы были выполнены некачественно, поэтому, не простояв и века, строение разрушилось. В своих летописях монахи отмечали, что ни одна икона и алтарь не пострадали вовсе.

Церковь восстановили, но вопреки традиции ориентировали алтарную часть не на восток, а на юг. Форма одноглавого храма соответствует канонам московско-суздальского зодчества. Особое внимание на себя обращает изящно декорированный барабан купола и наличники окон второго этажа. К зданию пристроили трапезную, богатых украшений не делали, только расписали внутри сюжетами чудес Иконы Божьей Матери. До XIX в. храм выполнял роль трапезной для братьев, а когда для приема пищи построили отдельное помещение, Храм Чудотворцев стал теплым храмом. С приходом советской власти церковь тоже разрушили, но не полностью. Позднее она стала объектом изучения для историков архитекторы. Восстановили сооружение в 2012 г.

свято успенский свенский успенский мужской монастырь. Смотреть фото свято успенский свенский успенский мужской монастырь. Смотреть картинку свято успенский свенский успенский мужской монастырь. Картинка про свято успенский свенский успенский мужской монастырь. Фото свято успенский свенский успенский мужской монастырь

Надвратный храм Сретения Господня

В монастырских записях значится, что надвратная церковь возведена именно в том месте, где князь Роман Михайлович благодаря молитве получил чудесное исцеление. Возвели каменный храм в конце XVII в. Строение ярусное двухэтажное, сама церковь заняла второй этаж, а первый — это проход и проезд на территорию обители. Архитектурный стиль историки определяют как русско-украинское барокко. Все дело в том, что так и не удалось установить, на территории какого государства он впервые появился. В начале XIX в. здание перенесло сильный пожар, который повредил главы и крышу. В конце века уже отреставрированный храм расписали, пристроили помещение для привратников.

Спассо-Преображенская церковь

Это очень интересный образец зодчества эпохи перехода от барокко к классицизму: храм в виде пятиярусной башни над западными воротами монастыря. Эти ворота еще называют Ярмарочными. Построена она была на деньги купцов в середине XVIII в., работы велись 8 лет. Первый этаж выполнен в виде галереи, украшенной арками. На второй ярус храма можно подняться по каменной лестнице. Иконостас строили мастеровые из Москвы, он был позолоченный и расписной. В середине XIX в. место проведения ярмарки перенесли в Брянск, а западные ворота заложили.

Свенский мужской монастырь на Google-панораме

Святой источник

Слева от стен монастыря можно спуститься к источнику, однако здесь металлическая лестница довольно крутая, хотя и оборудована перилами. Впрочем, прихожане часто предпочитают именно этот путь. Чтобы подъехать ближе к купели на автомобиле, нужно повернуть налево перед главными воротами и двигаться по асфальтированной аллее. Из источника можно пить, можно набрать водички с собой. Над источником в 2006 г. выстроена кирпичная купель-часовня. Все желающие могут совершить омовение.

Как добраться до Свенского монастыря

Добираться сюда из Брянска очень удобно: от центра города всего 11 км. Вы можете преодолеть их на машине, для которой найдется удобное парковочное место на площадке перед воротами обители.

Добраться можно и на автобусе:

Заказать поездку можно и в одной из служб такси, например, «Городское такси», «Таксфон», «Максим».

Вид на Свенский монастырь с высоты (видео)

Источник

СВЕНСКИЙ УСПЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

свято успенский свенский успенский мужской монастырь. Смотреть фото свято успенский свенский успенский мужской монастырь. Смотреть картинку свято успенский свенский успенский мужской монастырь. Картинка про свято успенский свенский успенский мужской монастырь. Фото свято успенский свенский успенский мужской монастырь
Свенский Успенский монастырь

Свенский мужской монастырь в честь Успения Пресвятой Богородицы Брянской епархии

Обитель расположена недалеко от места впадения в Десну речки Свени, вследствие чего и получила название Свенской.

Монастырь был основан в 1288 году, когда на этом месте чудесно остановилась привезённая из Киево-Печерской Лавры икона Богородицы, с тех пор известная как Свенская. Черниговский князь Роман Михайлович, надеявшийся обрести от иконы исцеление от слепоты, прибыл сюда и после молитвы тотчас исцелился. Он дал обет построить тут монастырь, даровав ему все окресные земли, и тогда же собственноручно стал рубить деревья для возведения первого храма в честь Успения Пресвятой Богородицы [1]. Построенный деревянный храм стал центром пустынножительной обители, на обустройство которой Роман Михайлович выделил достаточно злата и серебра. Свенская икона стала главной святыней обители. Впоследствии в этом храме и был погребен сам основатель монастыря. Обитель была заселена 70 монахами, обнесена валом и частоколом из заостренных бревен.

С переходом Брянска в состав Московского государства Свенский монастырь, благодаря своей чудотворной иконе и положению культурного центра в древней брянской округе, быстро стал обителью незаурядной. Московское правительство по достоинству оценивало его значение в деле укрепления границ Русского государства. Поэтому цари, Иоанн Грозный, Феодор Иоаннович, Борис Годунов, Михаил Феодорович, Алексей Михайлович, Феодор Алексеевич, Петр I, императрица Елизавета Петровна, патриархи Филарет и Иосиф, бояре Юрьевы, Романовы, Нагие и другие всячески содействовали укреплению монастыря, наделяли его вкладами и обеспечивали льготами. Свенская обитель стала крупным землевладельцем.

Особенно был щедр Иоанн Грозный. При нём началось строительство каменных храмов вместо деревянных, и были возведены Успенский собор, храм во имя Печерских чудотворцев Антония и Феодосия, а также каменная колокольня.

В последующие годы Свенский монастырь несколько раз подвергался разорению. В 1583 году при нападении на Брянск литовского отряда витебского воеводы Паца сгорели все монастырские деревянные строения, иконы, книги и жалованные грамоты. Скрывшиеся в лесу игумен с монахами успели унести с собой лишь чудотворную икону. Вскоре обитель постигла новая беда: в Смутное время, во время продолжительной осады города в 1607 году, монахи с жителями испытывали страшный голод. Свенский игумен Корнилий и протопоп Покровского собора Алексий были одними из вдохновителей стойкой обороны Брянска, а затем, вместе со строителем Свенской обители Варсонофием, подписали акт об избрании в 1613 году царем Михаила Феодоровича Романова.

9 января 1664 года монастырь подвергся опустошению и разграблению крымскими татарами, которые пожгли церкви обители. Вследствие полного разорения монастыря царь Алексей Михайлович освободил его от прежних недоимок и ямских налогов.

Приписной монастырь Киево-Печерской Лавры

Так как в 1680 году, тревожимая татарами и поляками Киево-Печерская Лавра просила «_пристанище иметь в своей Великороссийской великой державе до времени тихого, как-то при Брянску или Трубчевску» царь Федор Алексеевич 28 марта 1681 года своей послушной грамотой приписал Свенский монастырь к Лавре. Киевскому иеромонаху будущему святителю Иоанну (Максимовичу) наказано было описать всё хозяйство и имущество Свенской обители с вотчинами, скотом и хлебными припасами. Окончательная передача монастыря Киево-Печерской Лавре была узаконена царской жалованной грамотой 1682 года, по которой обитель стала называться Новопечерским (Свенским) монастырем.

С 1734 по 1742 год на средства брянского купечества был построен новый надвратный Преображенский храм, взамен ветхого. В 1742 году наместник обители бил челом императрице Елизавете Петровне, прося о помощи в строительстве нового соборного храма, так как все монастырские доходы еще со времен Петра I забирались «на войны со шведскою короною и Партой Оттоманскою». Челобитная была заслушана в Сенате, в присутствии самой царицы, после чего в Киево-Печерскую Лавру был послан запрос о нужной сумме. Свенские же монахи тем временем тщательно объезжали монастыри, пытаясь найти образец, по которому бы равнялись. По душе пришелся собор Донского монастыря, в чем-то похожий на старый развалившийся Успенский собор родного монастыря. В 1747 году обратились к архитектору И. Ф. Мичурину. Новый большой двухпредельный собор был достроен в 1758 году. Постройкой в 1764 году каменной ограды Свенский монастырь получил свое архитектурное завершение.

До 1764 года Свенский монастырь обладал многочисленными селениями и крестьянами, которые платили оброк маслом, медом, грибами, холстами и деньгами. Свенские монахи имели квасоварни, рыбопитомник, мельницу, пасеку, кузницу, сукновальни и даже собственную пристань. После секуляризации монастырских земель 1764 года обители были оставлены лишь приусадебный участок, десять десятин пашни, огород, сад и луг для выпаса скота. Очень скоро свенские насельники почувствовали немалые финансовые затруднения, игумен Ираклий стал просить о сокращении числа монахов до двенадцати человек, но получил отказ. Содержание иноков становилось все более скудным, и монахи стали самовольно покидать монастырь, чаще всего уходя на Афонскую гору и в Молдавию.

Самостоятельный монастырь

20 апреля 1786 года Свенская обитель была отчислена от ведомства Киево-Печерской Лавры и получила самостоятельность и поступила в ведомство севского епархиального управления, которое составляло викариатство московской митрополии

На исходе XIX века в обители имелось ценное собрание книг, среди которых было немало рукописей, старопечатных книг XVI-XVIII веков, книги по истории Церкви России и Восточной Римской империи, летописцы и прочее.

Разгром XX века

Самым страшным бедствием во многосотлетней истории обители стало уничтожение монастыря при безбожном режиме. На первых порах после переворота 1917 года богослужение ещё проводилось в Успенском соборе. Чудотворная икона Свенской Богоматери была передана Главнауке Наркомпроса для реставрации, оттуда — на вечное хранение в Третьяковскую галерею.

В 1924 году монастырь был закрыт. 11 сентября 1926 года вся бывшая обитель была передана губмузею. Гнусное дело довершила бригада подрывников под руководством Я. П. Рыхлова, взорвавших в 1930 году Успенский собор, от чего пострадали и другие постройки. Еще раньше домик Петра I был разобран на кирпич.

Восстановление

В 1970-х годах власти взялись за восстановление монастыря. В 1988 году бывший монастырь, ставший филиалом Брянского областного краеведческого музея, впервые открыл ворота для посетителей.

В 1992 году при стечении народа в Свенском монастыре был отслужен первый за многие годы молебен по случаю возвращения обители Русской Православной Церкви.

Статистика

Храмы, архитектура

Успенский собор

свято успенский свенский успенский мужской монастырь. Смотреть фото свято успенский свенский успенский мужской монастырь. Смотреть картинку свято успенский свенский успенский мужской монастырь. Картинка про свято успенский свенский успенский мужской монастырь. Фото свято успенский свенский успенский мужской монастырь
Успенский собор Свенского мужского монастыря

Первый деревянный храм в честь Успения Пресвятой Богородицы был устроен в 1288 году, и с него началась история обители.

Каменный соборный храм монастыря был впервые возведён в 1578 году. Строил его тверской мастер Гавриил Дмитриевич Маков. Собор имел величественный семиярусный резной иконостас, высотой 33 метра, покрытый серебром и сусальным золотом. Верхние четыре яруса икон были в человеческий рост. Многие иконы обрамлялись серебряными окладами, венцами и драгоценными камнями. Впечатляли и резные колонны, кажущиеся совершенно сквозными. Иконописью были украшены и фронтоны церкви.

К 1742 году древний собор был в плачевном состоянии и было получено разрешение и средства на строительство нового, что было вверено архитектору И. Ф. Мичурину. Храм был заложен 30 июля 1749 года, достроен в 1758 году. Новый Успенский собор теперь имел два придела: во имя святых Захарии и Елисаветы и во имя апостолов Петра и Павла. Он представлял собой огромный, пятиглавый и безапсидный храм с прямостенными фасадами, имевшими с запада полукружие с десятью колоннами, а с других трех сторон — ризалиту. Перенесен был в собор и величественный семиярусный иконостас XVII века. В алтаре имелся и другой древний иконостас, высотой 22,72 м., украсивший горнее место.

Антоние-Феодосиевский храм

19 мая 1566 года года началось строительство церкви во имя Печерских чудотворцев Антония и Феодосия. Но через год, когда строительство вчерне уже заканчивалось, обвалился каменный свод. По приказу игумена Сергия завал расчистили и продолжили строительство. Новый храм был бесстолпным, одноглавым, прямоугольным по форме, с одной апсидой, с теплой трапезной, погребами и хлебной в подклети. Вопреки общему правилу, алтарную часть построили не на востоке, а на юге. В архитектуре церкви отразились формы московско-суздальского зодчества. Суровый облик храма смягчался декоративными наличниками окон второго яруса и карнизами.

От ветхости храм обвалился в 1677 году. В ходе строительных работ средние пилястры при проделке новых окон были уничтожены. В 1806 году к прежнему входу, слева, сделали пристройку для расширения ризницы. В 1832 году древний вход был заделан окончательно. В 1807 году из бывшей трапезной устроили придел в память явления чудотворной Свенской иконы. Ветхая двускатная крыша в 1860 году была заменена полукруглой.

Храм пострадал при взрыве собора в 1930 году.

Сретенский надвратный храм

На месте где князь Роман начал прозревать и где в память об этом стоял крест, был возведен трехкупольный надвратный Сретенский храм, впервые упоминаемый в книге вкладов под 1678 годом, а окончательно достроенный в 1694 году. Церковь была двухэтажной: проходы и проезды в монастырь составляли первый этаж. Сама церковь располагалась на втором этаже. Ее нарядные формы были выдержаны в характерном малороссийском барочном стиле XVII века.

Преображенский надвратный храм

Над западными ярмарочными воротами был устроен храм в честь Преображения Господня. Когда он пришёл в ветхость, 10 июня 1734 года наместник Варсонофий испросил у Синодального Казенного приказа разрешения разобрать его и на том же месте построить новую церковь. Строительство на средства брянского купечества длилось восемь лет и освящение последовало 29 июля 1742 года. Этот одноглавый храм являлся обычным произведением зодчества XVIII века, когда намечался постепенный переход от форм барокко к классицизму. Галерея, охватывающая первый этаж с трех сторон, придавала церкви торжественность и величавость.

Колокольня

Каменная колокольня была построена при царе Иоанне Грозном, который пожаловал для неё два колокола в 40 и 200 пудов. Около 1740-х колокольня была надстроена и дополнена новым колоколом в 300 пудов, отлитым весной 1749 года московским мастером Афанасием Прохоровым специально для Свенского монастыря.

Колокольня пострадала при взрыве собора в 1930 году.

Каменная ограда

Была построена в 1764. Протяжением около 800 метров и высотой от 5,5 до 8 метров, она прорезана пилястрами и амбразурами, имеет форму неправильного восьмиугольника с шестью башнями, высотой от восьми до двенадцати метров.

Настоятели, наместники

С 1924 по 1992 год монастырь был упразднен

Литература

Использованные материалы

[2] РГИА Ф. 796, оп. 83, дело №215

[3] Мценский Петро-Павловский монастырь Орловской епархии, издание 3-е исправленное и дополненное, Орел. 1900, с. 102: http://books.google.com/books?id=SP7vAgAAQBAJ&pg=PA102 (Google-Книга, дата обращения 11 декабря 2020 года)

[4] Определение Св. Синода 12-14 мая 1893 года за № 1214 // Церковные ведомости, издаваемые при Св. Правительственном Синоде, 1893, №22 (29 мая), с. 196; Определение Св. Синода 13-20 мая 1898 года за № 1692 // Церковные ведомости, издаваемые при Св. Правительственном Синоде, 1898, №23 (6 июня), с. 214.

[5] Определение Св. Синода 13-20 мая 1898 года за № 1692 // Церковные ведомости, издаваемые при Св. Правительственном Синоде, 1898, №23 (6 июня), с. 214; Определение Св. Синода от 7-19 ноября 1903 года за № 5518 // Церковные ведомости, издаваемые при Св. Правительственном Синоде, 1903, №48 (29 ноября), с. 384.

[6] Определение Св. Синода от 7-19 ноября 1903 года за № 5518 // Церковные ведомости, издаваемые при Св. Правительственном Синоде, 1903, №48 (29 ноября), с. 384; Определение Св. Синода от 14-16 января 1904 года за № 143 // Церковные ведомости, издаваемые при Св. Правительственном Синоде, 1904, №4 (24 января), с. 38.

[9] Определение Св. Синода от 20-29 марта 1910 года за № 2148 // Церковные ведомости, издаваемые при Св. Правительственном Синоде, 1910, №15 (10 апреля), с. 87; Определение Св. Синода от 30 ноября 1912 года за № 11027 // Церковные ведомости, издаваемые при Св. Правительственном Синоде, 1912, №50 (15 декабря), с. 463.

[10] Определение Св. Синода от 30 ноября 1912 года за № 11027 // Церковные ведомости, издаваемые при Св. Правительственном Синоде, 1912, №50 (15 декабря), с. 463; Церковная хроника // Прибавление к церковным ведомостям, 1918, №15/16 (1(14) мая), с. 519.

Источник

Исторические и памятные места Брянской области

свято успенский свенский успенский мужской монастырь. Смотреть фото свято успенский свенский успенский мужской монастырь. Смотреть картинку свято успенский свенский успенский мужской монастырь. Картинка про свято успенский свенский успенский мужской монастырь. Фото свято успенский свенский успенский мужской монастырь

Исторические и памятные места Брянской области

Новости проекта

20.12.2020 Выставка-презентация нового издания А. В. Городкова и Е. С. Ильченко из серии «Историко-культурное наследие Брянской области» «СЕВСК»

22.11.2020 Выставка-презентация новой книги Александра Васильевича Городкова и Евгении Семеновны Ильченко «Почеп: Историко-архитектурный очерк»

30.08.2020 Выставка-презентация книги Александра Васильевича Городкова и Евгении Семеновны Ильченко «Дворянские усадьбы»

10.08.2020 Выставка-презентация книги Е.С. Ильченко и А.В. Городкова «Клинцы: Историко-архитектурный очерк»

04.08.2020 Книги В.Н. Городкова по истории архитектуры Брянской области

Свято-Успенский Свенский мужской монастырь (п. Супонево)

свято успенский свенский успенский мужской монастырь. Смотреть фото свято успенский свенский успенский мужской монастырь. Смотреть картинку свято успенский свенский успенский мужской монастырь. Картинка про свято успенский свенский успенский мужской монастырь. Фото свято успенский свенский успенский мужской монастырь

Таким монастырский ансамбль оставался до 1930 г., когда были варварски взорваны его главные постройки: Успенский собор, церковь Антония и Феодосия Печерских с трапезной палатой, колокольня и домик Петра I, а также часть стен и башен ограды. С 1978 г. ведутся значительные реставрационные работы по восстановлению монастырских зданий. К настоящему времени реставрированы надвратные церкви Сретения и Спаса Преображения с воротами, восстановлена монастырская ограда с башнями, отремонтированы братские кельи и настоятельский корпус, проведена консервация остатков церкви Антония и Феодосия.

В 1992 году Брянский Свенский Успенский монастырь передан Брянско-Севской епархии. В настоящее время это действующий мужской монастырь.

Замечательный памятник архитектуры Брянщины 17-18 вв., древнейший монастырский комплекс области отличается своеобразным планировочно-пространственным решением и включет ряд интереснейших построек. Здания эпохи Ивана Грозного хорошо сочетались здесь с сооружениями «нарышкинского» и украинского барокко, а также с барокко елизаветинских времен.

свято успенский свенский успенский мужской монастырь. Смотреть фото свято успенский свенский успенский мужской монастырь. Смотреть картинку свято успенский свенский успенский мужской монастырь. Картинка про свято успенский свенский успенский мужской монастырь. Фото свято успенский свенский успенский мужской монастырь

свято успенский свенский успенский мужской монастырь. Смотреть фото свято успенский свенский успенский мужской монастырь. Смотреть картинку свято успенский свенский успенский мужской монастырь. Картинка про свято успенский свенский успенский мужской монастырь. Фото свято успенский свенский успенский мужской монастырь

Собор Успенский. Возведенное в 1749-58 гг. из кирпича и оштукатуренное здание представляло собой оригинальный памятник русского культового зодчества в стиле барокко, одно из значительных произведений И.Ф. Мичурина Это был пятиглавый четырехстолпный центрический храм без апсид, крестообразный в плане, с обособленными помещениями между рукавами креста, как у украинских церквей. Двухъярусная постройка имела ризалиты в центре фасадов на торцах креста и сильно вытянутые цилиндрические барабаны с луковичными главами. Симметрию общего построения нарушал главный вход в центре западного фасада, размещенный в закругленном выступе с колонным портиком. Нарядный декор здания включал рустовку нижней части стен и три плоских портика в верхней части каждого из фасадов с парными пилястрами по краям и треугольными фронтонами. Арочные окна украшали изящные наличники с треугольными и лучковыми завершениями.

Эффектность интерьеру придавал огромный величественный иконостас «малороссийской работы» в стиле пышного украинского барокко, частично перенесенный из прежнего соборного храма нач. 17 в. и дополненный резчиками из Стародуба и Остра, часть икон выполнил крепостной художник Киево-Печерской лавры Кирилл Холодов, содержавшийся за его «бунтовство» в цепях. Иконостас был одним из самых больших в России и его называли «восьмым чудом света».

Асимметричная композиция храма традиционна для сооружений подобного типа.

свято успенский свенский успенский мужской монастырь. Смотреть фото свято успенский свенский успенский мужской монастырь. Смотреть картинку свято успенский свенский успенский мужской монастырь. Картинка про свято успенский свенский успенский мужской монастырь. Фото свято успенский свенский успенский мужской монастырь свято успенский свенский успенский мужской монастырь. Смотреть фото свято успенский свенский успенский мужской монастырь. Смотреть картинку свято успенский свенский успенский мужской монастырь. Картинка про свято успенский свенский успенский мужской монастырь. Фото свято успенский свенский успенский мужской монастырь

Церковь Сретения. Оригинальный надвратный ярусный храм с трехчастным построением, стилистически соединивший в своей архитектуре традиции «нарышкинского» и украинского барокко. Реставрирован в 1980-88 гг. (архит. А.Г. Азаров и Н.А. Максименко).

свято успенский свенский успенский мужской монастырь. Смотреть фото свято успенский свенский успенский мужской монастырь. Смотреть картинку свято успенский свенский успенский мужской монастырь. Картинка про свято успенский свенский успенский мужской монастырь. Фото свято успенский свенский успенский мужской монастырь

Церковь Спаса Преображения. Своеобразный надвратный ярусный храм типа восьмерик на четверике, выполненный в стиле нарядного украинского барокко. Сооружен в 1749-58 гг. из кирпича на бутовом фундаменте, в декоре применены резной белый камень и лепнина, стены снаружи и внутри побелены. Реставрирован в 1978-88 гг. (архит. Л.П. Бестужева).

Колокольня. Характерный образец подобных столпообразных построек 16 в., после перестройки получившая типичную для 17 в. шатровую форму. Возведена из кирпича и снаружи побелена. К настоящему времени сохранились лишь фундаменты здания.

свято успенский свенский успенский мужской монастырь. Смотреть фото свято успенский свенский успенский мужской монастырь. Смотреть картинку свято успенский свенский успенский мужской монастырь. Картинка про свято успенский свенский успенский мужской монастырь. Фото свято успенский свенский успенский мужской монастырь

Ограда. Типичный образец монастырской ограды сер. 18 в., следующий традициям военно-оборонительного строительства древней Руси. Стены и башни возведены из кирпича, на бутовых фундаментах и побелены. Общая длина 777 м, высота 5,5-7 м. Реставрированы в 1976-87 гг. (архит. Л.П. Бестужева и А.Г. Азаров).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *