свято успенский свенский успенский мужской монастырь
Свенский Успенский мужской монастырь
Свенский Успенский мужской монастырь — это один из старейших монастырей России, который по сей день остается действующим. Обитель расположена в поселке Супонево Брянской области, недалеко от того места, где впадала в Десну речка Свени. Сегодня этой речки не найти ни на картах, ни на местности, как ни стараются энтузиасты. Зато с территории открываются потрясающие виды на Десну.
Люди приезжают, чтобы участвовать в богослужениях, молиться, окунаться в купель, осматривать величественные сооружения в стиле русского барокко и совершать умиротворяющие прогулки по яблоневому саду и бескрайним лугам.
В монастыре действуют строгие правила, если вы хотите приехать, уважайте требования братьев: женщины только в юбках и платках, мужчины в брюках (шорты непозволительны) и с непокрытой головой. Фотографировать здесь запрещено, это касается не только пространства храмов, но и дворовой территории. Также будьте внимательны, здесь есть зоны, куда доступ разрешен только послушникам и монахам.
Расписание богослужений
Каждый день без исключений в соборе монастыря проводятся службы, которые могут посетить все желающие. Утренняя начинается в 8:00, вечерняя — в 17:00.
История Свенского монастыря
Как и у многих древних строений, у Свенской обители есть своя легенда. Гласит она, что в 1288 г. князь Дебрянский и Черниговский по имени Роман Михайлович (Роман Брянский) стал терять зрение. Испугавшись слепоты, князь отправил монахов в Киево-Печерскую лавру и поручил им привезти оттуда исцеляющую икону Пресвятой Девы Марии. Она изображена с младенцем Иисусом на коленях, по две стороны от Богоматери стоят Печерские чудотворцы: Антоний и Феодосий.
Уже на обратном пути ладья с монахами вдруг стала посреди реки, и гребцы не смогли сдвинуть ее. Путники остановились на берегу ночевать, а утром обнаружили, что пропала чудодейственная икона, которую они везли князю. Стали искать, обошли весь берег и обнаружили реликвию на ветвях дуба, что стоял на возвышенности меловой горы. Это было чудо.
О происшествии сообщили князю. Тогда он вместе с семьей и священнослужителями приехал на место явления иконы, стал молиться там об исцелении и мгновенно прозрел. В благодарность правитель пообещал Божьей Матери отдать все земли, которые только видит вокруг. Тут же он сам и все его спутники стали заготавливать лес, чтобы возвести храм на месте сотворения чуда.
Здесь поселились 70 монахов, которые оградили территорию частоколом и основали монастырь. Свенская обитель быстро стала культурным и духовным центром региона. Его развитие и укрепление поощряли и московские правители. При царе Иване Грозном вместо деревянных храмов стали строить каменные.
В XVI в. на территорию обители совершали разрушительные набеги то крымские татары, то войска поляков. В документах сохранились свидетельства, что игумен и братья претерпевали страшный голод, но до последних сил продолжали защищать святыню и даже возглавили патриотическое движение горожан. В 1583 г. монастырь потерял часть библиотеки, иконы и деревянные постройки — все было сожжено. Но чудотворную икону братья спасли, прячась с нею в брянских лесах. В 1664 г. обитель пережила нападение татар, была полностью разорена.
В 1678 г. появилась трехкупольная надвратная церковь. Но в целом положение монастыря оставалось бедственным. В это время представители Киево-Печерской лавры просили у московских правителей убежища. Чтобы как-то исправить ситуацию царь Федор Алексеевич в 1681 г. передал Свенскую обитель Киево-Печерской лавре, а киевскому иеромонаху Иоанну Максимовичу приказали заняться хозяйственными вопросами.
В течение 40 лет святое место находилось в запустении. В 70-х годах сотрудники краеведческого музея взялись за восстановление территории, а потом открыли ее для посещения в 1988 г. И только в 1992 г. Свенская обитель была снова возвращена в ведение Православной Церкви. До сих пор здесь продолжаются работы по восстановлению и благоустройству.
Территория
Территория монастыря окружена каменной стеной с бойницами и шестью башнями. Эту стену длиной 800 м возвели еще в XVIII в. Высота ограждения варьируется от 5,5 до 8 м на разных участках.
Над главными воротами (называются они «Святые врата») возвышается старый храм Сретения Господня с позолоченными куполами. Именно здесь велись службы до восстановления нового Собора. Если посмотреть вправо, то вы увидите возвышающуюся над западной стеной Спассо-Преображенскую церковь.
Войти во двор монастыря можно через калитку. По правую руку возвышается недавно отстроенный Успенский Собор, прямо перед вами — Храм в честь преподобных Антония и Феодосия Печерских. Во дворе есть скамейки и информационные стенды, которые познакомят вас с историей Свенского монастыря. Здесь представлены старые фото территории и храмовых сооружений, а также план-схема. Работает трапезная и церковная лавка, за стенами есть гостиница с кафе.
Вокруг обители очень красивые места, располагающие к пешим прогулкам: рядом раскинулся яблоневый сад, за которым ухаживают братья, если спуститься к реке — Андреевские луга (место проведения Свенской ярмарки). Если обойти монастырь вокруг, то найдете смотровую площадку с видом на извилистую Десну, долину и брянские леса. Это очень популярное место для фотосессий, сюда приезжают молодожены. Гуляя вокруг монастыря, вы найдете древний дуб, защищенный металлическим забором. Бытует мнение, что это именно то дерево, в ветвях которого нашли чудодейственную икону.
Успенский собор
Первый храм в честь Успения Богородицы на этой земле был деревянным, его построили еще в XIII в. Позже царь Иван Грозный делал огромные вклады в развитие обители. Это дало возможность в XVI в. возвести каменный Собор, в который поместили исцеляющую икону Свенской Божьей Матери. Строил храм тверской зодчий Гавриил Маков. Здание было трехапсидным, с трех сторон его окружали галереи — паперти. Одновременно появилась и колокольня, колокола для которой (весом 40 и 200 пудов) тоже подарил обители царь.
В результате войн и вражеских набегов, а также по причине не очень удачного расположения на косогоре, Успенский собор был почти полностью разрушен. В середине XVIII в. императрица Елизавета Петровна, путешествуя по стране, застала Свенский монастырь в плачевном состоянии и пожаловала на строительство нового храма большую сумму. Братья выбрали безопасное ровное место и заложили первый камень Нового Успенского Собора в 1749 г. Проект и расчеты делал архитектор Н. А. Мичурин, а строительством, которое длилось долгих 9 лет, руководил Иоганн Битнер. Собор получился огромный пятиглавый, в нем установили семиярусный иконостас XVII в. Внутреннюю роспись выполнил крепостной художник Кирилл Холодов, которого доставили сюда из Киева. В XIX в. собор обветшал, а с приходом советской власти и вовсе был разрушен. Заново отстраивать его начали в 2011 г.
Храм Чудотворцев Антония и Феодосия
При царе Иване Грозном был возведен и храм в честь Чудотворцев Антония и Феодосия. Возводила церковь артель Гавриила Дмитриева, но работы были выполнены некачественно, поэтому, не простояв и века, строение разрушилось. В своих летописях монахи отмечали, что ни одна икона и алтарь не пострадали вовсе.
Церковь восстановили, но вопреки традиции ориентировали алтарную часть не на восток, а на юг. Форма одноглавого храма соответствует канонам московско-суздальского зодчества. Особое внимание на себя обращает изящно декорированный барабан купола и наличники окон второго этажа. К зданию пристроили трапезную, богатых украшений не делали, только расписали внутри сюжетами чудес Иконы Божьей Матери. До XIX в. храм выполнял роль трапезной для братьев, а когда для приема пищи построили отдельное помещение, Храм Чудотворцев стал теплым храмом. С приходом советской власти церковь тоже разрушили, но не полностью. Позднее она стала объектом изучения для историков архитекторы. Восстановили сооружение в 2012 г.
Надвратный храм Сретения Господня
В монастырских записях значится, что надвратная церковь возведена именно в том месте, где князь Роман Михайлович благодаря молитве получил чудесное исцеление. Возвели каменный храм в конце XVII в. Строение ярусное двухэтажное, сама церковь заняла второй этаж, а первый — это проход и проезд на территорию обители. Архитектурный стиль историки определяют как русско-украинское барокко. Все дело в том, что так и не удалось установить, на территории какого государства он впервые появился. В начале XIX в. здание перенесло сильный пожар, который повредил главы и крышу. В конце века уже отреставрированный храм расписали, пристроили помещение для привратников.
Спассо-Преображенская церковь
Это очень интересный образец зодчества эпохи перехода от барокко к классицизму: храм в виде пятиярусной башни над западными воротами монастыря. Эти ворота еще называют Ярмарочными. Построена она была на деньги купцов в середине XVIII в., работы велись 8 лет. Первый этаж выполнен в виде галереи, украшенной арками. На второй ярус храма можно подняться по каменной лестнице. Иконостас строили мастеровые из Москвы, он был позолоченный и расписной. В середине XIX в. место проведения ярмарки перенесли в Брянск, а западные ворота заложили.
Свенский мужской монастырь на Google-панораме
Святой источник
Слева от стен монастыря можно спуститься к источнику, однако здесь металлическая лестница довольно крутая, хотя и оборудована перилами. Впрочем, прихожане часто предпочитают именно этот путь. Чтобы подъехать ближе к купели на автомобиле, нужно повернуть налево перед главными воротами и двигаться по асфальтированной аллее. Из источника можно пить, можно набрать водички с собой. Над источником в 2006 г. выстроена кирпичная купель-часовня. Все желающие могут совершить омовение.
Как добраться до Свенского монастыря
Добираться сюда из Брянска очень удобно: от центра города всего 11 км. Вы можете преодолеть их на машине, для которой найдется удобное парковочное место на площадке перед воротами обители.
Добраться можно и на автобусе:
Заказать поездку можно и в одной из служб такси, например, «Городское такси», «Таксфон», «Максим».
Вид на Свенский монастырь с высоты (видео)
СВЕНСКИЙ УСПЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ
Свенский Успенский монастырь |
Свенский мужской монастырь в честь Успения Пресвятой Богородицы Брянской епархии
Обитель расположена недалеко от места впадения в Десну речки Свени, вследствие чего и получила название Свенской.
Монастырь был основан в 1288 году, когда на этом месте чудесно остановилась привезённая из Киево-Печерской Лавры икона Богородицы, с тех пор известная как Свенская. Черниговский князь Роман Михайлович, надеявшийся обрести от иконы исцеление от слепоты, прибыл сюда и после молитвы тотчас исцелился. Он дал обет построить тут монастырь, даровав ему все окресные земли, и тогда же собственноручно стал рубить деревья для возведения первого храма в честь Успения Пресвятой Богородицы [1]. Построенный деревянный храм стал центром пустынножительной обители, на обустройство которой Роман Михайлович выделил достаточно злата и серебра. Свенская икона стала главной святыней обители. Впоследствии в этом храме и был погребен сам основатель монастыря. Обитель была заселена 70 монахами, обнесена валом и частоколом из заостренных бревен.
С переходом Брянска в состав Московского государства Свенский монастырь, благодаря своей чудотворной иконе и положению культурного центра в древней брянской округе, быстро стал обителью незаурядной. Московское правительство по достоинству оценивало его значение в деле укрепления границ Русского государства. Поэтому цари, Иоанн Грозный, Феодор Иоаннович, Борис Годунов, Михаил Феодорович, Алексей Михайлович, Феодор Алексеевич, Петр I, императрица Елизавета Петровна, патриархи Филарет и Иосиф, бояре Юрьевы, Романовы, Нагие и другие всячески содействовали укреплению монастыря, наделяли его вкладами и обеспечивали льготами. Свенская обитель стала крупным землевладельцем.
Особенно был щедр Иоанн Грозный. При нём началось строительство каменных храмов вместо деревянных, и были возведены Успенский собор, храм во имя Печерских чудотворцев Антония и Феодосия, а также каменная колокольня.
В последующие годы Свенский монастырь несколько раз подвергался разорению. В 1583 году при нападении на Брянск литовского отряда витебского воеводы Паца сгорели все монастырские деревянные строения, иконы, книги и жалованные грамоты. Скрывшиеся в лесу игумен с монахами успели унести с собой лишь чудотворную икону. Вскоре обитель постигла новая беда: в Смутное время, во время продолжительной осады города в 1607 году, монахи с жителями испытывали страшный голод. Свенский игумен Корнилий и протопоп Покровского собора Алексий были одними из вдохновителей стойкой обороны Брянска, а затем, вместе со строителем Свенской обители Варсонофием, подписали акт об избрании в 1613 году царем Михаила Феодоровича Романова.
9 января 1664 года монастырь подвергся опустошению и разграблению крымскими татарами, которые пожгли церкви обители. Вследствие полного разорения монастыря царь Алексей Михайлович освободил его от прежних недоимок и ямских налогов.
Приписной монастырь Киево-Печерской Лавры
Так как в 1680 году, тревожимая татарами и поляками Киево-Печерская Лавра просила «_пристанище иметь в своей Великороссийской великой державе до времени тихого, как-то при Брянску или Трубчевску» царь Федор Алексеевич 28 марта 1681 года своей послушной грамотой приписал Свенский монастырь к Лавре. Киевскому иеромонаху будущему святителю Иоанну (Максимовичу) наказано было описать всё хозяйство и имущество Свенской обители с вотчинами, скотом и хлебными припасами. Окончательная передача монастыря Киево-Печерской Лавре была узаконена царской жалованной грамотой 1682 года, по которой обитель стала называться Новопечерским (Свенским) монастырем.
С 1734 по 1742 год на средства брянского купечества был построен новый надвратный Преображенский храм, взамен ветхого. В 1742 году наместник обители бил челом императрице Елизавете Петровне, прося о помощи в строительстве нового соборного храма, так как все монастырские доходы еще со времен Петра I забирались «на войны со шведскою короною и Партой Оттоманскою». Челобитная была заслушана в Сенате, в присутствии самой царицы, после чего в Киево-Печерскую Лавру был послан запрос о нужной сумме. Свенские же монахи тем временем тщательно объезжали монастыри, пытаясь найти образец, по которому бы равнялись. По душе пришелся собор Донского монастыря, в чем-то похожий на старый развалившийся Успенский собор родного монастыря. В 1747 году обратились к архитектору И. Ф. Мичурину. Новый большой двухпредельный собор был достроен в 1758 году. Постройкой в 1764 году каменной ограды Свенский монастырь получил свое архитектурное завершение.
До 1764 года Свенский монастырь обладал многочисленными селениями и крестьянами, которые платили оброк маслом, медом, грибами, холстами и деньгами. Свенские монахи имели квасоварни, рыбопитомник, мельницу, пасеку, кузницу, сукновальни и даже собственную пристань. После секуляризации монастырских земель 1764 года обители были оставлены лишь приусадебный участок, десять десятин пашни, огород, сад и луг для выпаса скота. Очень скоро свенские насельники почувствовали немалые финансовые затруднения, игумен Ираклий стал просить о сокращении числа монахов до двенадцати человек, но получил отказ. Содержание иноков становилось все более скудным, и монахи стали самовольно покидать монастырь, чаще всего уходя на Афонскую гору и в Молдавию.
Самостоятельный монастырь
20 апреля 1786 года Свенская обитель была отчислена от ведомства Киево-Печерской Лавры и получила самостоятельность и поступила в ведомство севского епархиального управления, которое составляло викариатство московской митрополии
На исходе XIX века в обители имелось ценное собрание книг, среди которых было немало рукописей, старопечатных книг XVI-XVIII веков, книги по истории Церкви России и Восточной Римской империи, летописцы и прочее.
Разгром XX века
Самым страшным бедствием во многосотлетней истории обители стало уничтожение монастыря при безбожном режиме. На первых порах после переворота 1917 года богослужение ещё проводилось в Успенском соборе. Чудотворная икона Свенской Богоматери была передана Главнауке Наркомпроса для реставрации, оттуда — на вечное хранение в Третьяковскую галерею.
В 1924 году монастырь был закрыт. 11 сентября 1926 года вся бывшая обитель была передана губмузею. Гнусное дело довершила бригада подрывников под руководством Я. П. Рыхлова, взорвавших в 1930 году Успенский собор, от чего пострадали и другие постройки. Еще раньше домик Петра I был разобран на кирпич.
Восстановление
В 1970-х годах власти взялись за восстановление монастыря. В 1988 году бывший монастырь, ставший филиалом Брянского областного краеведческого музея, впервые открыл ворота для посетителей.
В 1992 году при стечении народа в Свенском монастыре был отслужен первый за многие годы молебен по случаю возвращения обители Русской Православной Церкви.
Статистика
Храмы, архитектура
Успенский собор
Успенский собор Свенского мужского монастыря |
Первый деревянный храм в честь Успения Пресвятой Богородицы был устроен в 1288 году, и с него началась история обители.
Каменный соборный храм монастыря был впервые возведён в 1578 году. Строил его тверской мастер Гавриил Дмитриевич Маков. Собор имел величественный семиярусный резной иконостас, высотой 33 метра, покрытый серебром и сусальным золотом. Верхние четыре яруса икон были в человеческий рост. Многие иконы обрамлялись серебряными окладами, венцами и драгоценными камнями. Впечатляли и резные колонны, кажущиеся совершенно сквозными. Иконописью были украшены и фронтоны церкви.
К 1742 году древний собор был в плачевном состоянии и было получено разрешение и средства на строительство нового, что было вверено архитектору И. Ф. Мичурину. Храм был заложен 30 июля 1749 года, достроен в 1758 году. Новый Успенский собор теперь имел два придела: во имя святых Захарии и Елисаветы и во имя апостолов Петра и Павла. Он представлял собой огромный, пятиглавый и безапсидный храм с прямостенными фасадами, имевшими с запада полукружие с десятью колоннами, а с других трех сторон — ризалиту. Перенесен был в собор и величественный семиярусный иконостас XVII века. В алтаре имелся и другой древний иконостас, высотой 22,72 м., украсивший горнее место.
Антоние-Феодосиевский храм
19 мая 1566 года года началось строительство церкви во имя Печерских чудотворцев Антония и Феодосия. Но через год, когда строительство вчерне уже заканчивалось, обвалился каменный свод. По приказу игумена Сергия завал расчистили и продолжили строительство. Новый храм был бесстолпным, одноглавым, прямоугольным по форме, с одной апсидой, с теплой трапезной, погребами и хлебной в подклети. Вопреки общему правилу, алтарную часть построили не на востоке, а на юге. В архитектуре церкви отразились формы московско-суздальского зодчества. Суровый облик храма смягчался декоративными наличниками окон второго яруса и карнизами.
От ветхости храм обвалился в 1677 году. В ходе строительных работ средние пилястры при проделке новых окон были уничтожены. В 1806 году к прежнему входу, слева, сделали пристройку для расширения ризницы. В 1832 году древний вход был заделан окончательно. В 1807 году из бывшей трапезной устроили придел в память явления чудотворной Свенской иконы. Ветхая двускатная крыша в 1860 году была заменена полукруглой.
Храм пострадал при взрыве собора в 1930 году.
Сретенский надвратный храм
На месте где князь Роман начал прозревать и где в память об этом стоял крест, был возведен трехкупольный надвратный Сретенский храм, впервые упоминаемый в книге вкладов под 1678 годом, а окончательно достроенный в 1694 году. Церковь была двухэтажной: проходы и проезды в монастырь составляли первый этаж. Сама церковь располагалась на втором этаже. Ее нарядные формы были выдержаны в характерном малороссийском барочном стиле XVII века.
Преображенский надвратный храм
Над западными ярмарочными воротами был устроен храм в честь Преображения Господня. Когда он пришёл в ветхость, 10 июня 1734 года наместник Варсонофий испросил у Синодального Казенного приказа разрешения разобрать его и на том же месте построить новую церковь. Строительство на средства брянского купечества длилось восемь лет и освящение последовало 29 июля 1742 года. Этот одноглавый храм являлся обычным произведением зодчества XVIII века, когда намечался постепенный переход от форм барокко к классицизму. Галерея, охватывающая первый этаж с трех сторон, придавала церкви торжественность и величавость.
Колокольня
Каменная колокольня была построена при царе Иоанне Грозном, который пожаловал для неё два колокола в 40 и 200 пудов. Около 1740-х колокольня была надстроена и дополнена новым колоколом в 300 пудов, отлитым весной 1749 года московским мастером Афанасием Прохоровым специально для Свенского монастыря.
Колокольня пострадала при взрыве собора в 1930 году.
Каменная ограда
Была построена в 1764. Протяжением около 800 метров и высотой от 5,5 до 8 метров, она прорезана пилястрами и амбразурами, имеет форму неправильного восьмиугольника с шестью башнями, высотой от восьми до двенадцати метров.
Настоятели, наместники
С 1924 по 1992 год монастырь был упразднен
Литература
Использованные материалы
[2] РГИА Ф. 796, оп. 83, дело №215
[3] Мценский Петро-Павловский монастырь Орловской епархии, издание 3-е исправленное и дополненное, Орел. 1900, с. 102: http://books.google.com/books?id=SP7vAgAAQBAJ&pg=PA102 (Google-Книга, дата обращения 11 декабря 2020 года)
[4] Определение Св. Синода 12-14 мая 1893 года за № 1214 // Церковные ведомости, издаваемые при Св. Правительственном Синоде, 1893, №22 (29 мая), с. 196; Определение Св. Синода 13-20 мая 1898 года за № 1692 // Церковные ведомости, издаваемые при Св. Правительственном Синоде, 1898, №23 (6 июня), с. 214.
[5] Определение Св. Синода 13-20 мая 1898 года за № 1692 // Церковные ведомости, издаваемые при Св. Правительственном Синоде, 1898, №23 (6 июня), с. 214; Определение Св. Синода от 7-19 ноября 1903 года за № 5518 // Церковные ведомости, издаваемые при Св. Правительственном Синоде, 1903, №48 (29 ноября), с. 384.
[6] Определение Св. Синода от 7-19 ноября 1903 года за № 5518 // Церковные ведомости, издаваемые при Св. Правительственном Синоде, 1903, №48 (29 ноября), с. 384; Определение Св. Синода от 14-16 января 1904 года за № 143 // Церковные ведомости, издаваемые при Св. Правительственном Синоде, 1904, №4 (24 января), с. 38.
[9] Определение Св. Синода от 20-29 марта 1910 года за № 2148 // Церковные ведомости, издаваемые при Св. Правительственном Синоде, 1910, №15 (10 апреля), с. 87; Определение Св. Синода от 30 ноября 1912 года за № 11027 // Церковные ведомости, издаваемые при Св. Правительственном Синоде, 1912, №50 (15 декабря), с. 463.
[10] Определение Св. Синода от 30 ноября 1912 года за № 11027 // Церковные ведомости, издаваемые при Св. Правительственном Синоде, 1912, №50 (15 декабря), с. 463; Церковная хроника // Прибавление к церковным ведомостям, 1918, №15/16 (1(14) мая), с. 519.
Исторические и памятные места Брянской области
Исторические и памятные места Брянской области
Новости проекта
20.12.2020 Выставка-презентация нового издания А. В. Городкова и Е. С. Ильченко из серии «Историко-культурное наследие Брянской области» «СЕВСК»
22.11.2020 Выставка-презентация новой книги Александра Васильевича Городкова и Евгении Семеновны Ильченко «Почеп: Историко-архитектурный очерк»
30.08.2020 Выставка-презентация книги Александра Васильевича Городкова и Евгении Семеновны Ильченко «Дворянские усадьбы»
10.08.2020 Выставка-презентация книги Е.С. Ильченко и А.В. Городкова «Клинцы: Историко-архитектурный очерк»
04.08.2020 Книги В.Н. Городкова по истории архитектуры Брянской области
Свято-Успенский Свенский мужской монастырь (п. Супонево)
Таким монастырский ансамбль оставался до 1930 г., когда были варварски взорваны его главные постройки: Успенский собор, церковь Антония и Феодосия Печерских с трапезной палатой, колокольня и домик Петра I, а также часть стен и башен ограды. С 1978 г. ведутся значительные реставрационные работы по восстановлению монастырских зданий. К настоящему времени реставрированы надвратные церкви Сретения и Спаса Преображения с воротами, восстановлена монастырская ограда с башнями, отремонтированы братские кельи и настоятельский корпус, проведена консервация остатков церкви Антония и Феодосия.
В 1992 году Брянский Свенский Успенский монастырь передан Брянско-Севской епархии. В настоящее время это действующий мужской монастырь.
Замечательный памятник архитектуры Брянщины 17-18 вв., древнейший монастырский комплекс области отличается своеобразным планировочно-пространственным решением и включет ряд интереснейших построек. Здания эпохи Ивана Грозного хорошо сочетались здесь с сооружениями «нарышкинского» и украинского барокко, а также с барокко елизаветинских времен.
Собор Успенский. Возведенное в 1749-58 гг. из кирпича и оштукатуренное здание представляло собой оригинальный памятник русского культового зодчества в стиле барокко, одно из значительных произведений И.Ф. Мичурина Это был пятиглавый четырехстолпный центрический храм без апсид, крестообразный в плане, с обособленными помещениями между рукавами креста, как у украинских церквей. Двухъярусная постройка имела ризалиты в центре фасадов на торцах креста и сильно вытянутые цилиндрические барабаны с луковичными главами. Симметрию общего построения нарушал главный вход в центре западного фасада, размещенный в закругленном выступе с колонным портиком. Нарядный декор здания включал рустовку нижней части стен и три плоских портика в верхней части каждого из фасадов с парными пилястрами по краям и треугольными фронтонами. Арочные окна украшали изящные наличники с треугольными и лучковыми завершениями.
Эффектность интерьеру придавал огромный величественный иконостас «малороссийской работы» в стиле пышного украинского барокко, частично перенесенный из прежнего соборного храма нач. 17 в. и дополненный резчиками из Стародуба и Остра, часть икон выполнил крепостной художник Киево-Печерской лавры Кирилл Холодов, содержавшийся за его «бунтовство» в цепях. Иконостас был одним из самых больших в России и его называли «восьмым чудом света».
Асимметричная композиция храма традиционна для сооружений подобного типа.
Церковь Сретения. Оригинальный надвратный ярусный храм с трехчастным построением, стилистически соединивший в своей архитектуре традиции «нарышкинского» и украинского барокко. Реставрирован в 1980-88 гг. (архит. А.Г. Азаров и Н.А. Максименко).
Церковь Спаса Преображения. Своеобразный надвратный ярусный храм типа восьмерик на четверике, выполненный в стиле нарядного украинского барокко. Сооружен в 1749-58 гг. из кирпича на бутовом фундаменте, в декоре применены резной белый камень и лепнина, стены снаружи и внутри побелены. Реставрирован в 1978-88 гг. (архит. Л.П. Бестужева).
Колокольня. Характерный образец подобных столпообразных построек 16 в., после перестройки получившая типичную для 17 в. шатровую форму. Возведена из кирпича и снаружи побелена. К настоящему времени сохранились лишь фундаменты здания.
Ограда. Типичный образец монастырской ограды сер. 18 в., следующий традициям военно-оборонительного строительства древней Руси. Стены и башни возведены из кирпича, на бутовых фундаментах и побелены. Общая длина 777 м, высота 5,5-7 м. Реставрированы в 1976-87 гг. (архит. Л.П. Бестужева и А.Г. Азаров).