свято успенский пещерный монастырь часы работы для посетителей
Свято-Успенский мужской монастырь в Бахчисарае
В окружении неприступных крымских гор, недалеко от города Бахчисарай, спрятан в ущелье Святой Марии уникальный действующий мужской Свято-Успенский монастырь. Скалы вокруг него покрыты зеленью, высушенной на жарком крымском солнце, а возвышаются они на высоту до 140 метров. Только самый внимательный турист разглядит среди этих гор и растительности узкие каменные дорожки, крутые лестницы и золотые купола храма.
История Свято-Успенского монастыря
Свято-Успенский мужской монастырь был заложен около 1200 лет назад.
Легенды монастыря
Считается, что монастырь основан византийскими монахами, которым пришлось покинуть родные места после нашествия турков. Эти места напомнили им родной пейзаж, и они решили обосноваться здесь, перенеся чудотворную икону из своего храма в Трапезунде.
По другой версии, однажды простой пастух Михаил нашел в этих местах икону Божьей Матери. Он отнес ее домой, но икона вновь вернулась в горы. После нескольких таких случаев деревенские жители поняли, что это знак, и построили на месте нахождения иконы храм, назвав его Успенским, так как чудо явилось в день Успения Пресвятой Богородицы.
И третья легенда, связанная с монастырем, гласит, что в древние времена на местных жителей повадился нападать хищный змий. Селяне молились пресвятой Богородице, прося ее защитить их от гибели. И однажды заметили, что на скале стоит горящая свеча. Пробравшись к ней, жители увидели чудотворную икону и мертвого змея. В знак благодарности они построили здесь Успенскую лавру.
Исторические события
В конце XV века здесь находилось основное место обитания Кафских и Готфских метрополитов. Много веков лавра была центром притяжения всех крымских христиан. На территории монастыря в свое время побывало множество известных правителей: Александр I, Александр II, Александра Федоровна, Николай I и другие великие особы.
К сожалению, во время Октябрьской революции храм был разграблен, а монахи его расстреляны. Монастырь стал разрушаться. Во время Великой Отечественной войны и вовсе здесь находится госпиталь для раненых солдатов, а после войны — психоневрологический диспансер. И только в 1993 году лавра была отреставрирована и вновь передана во владение церковью.
Современная история
В Свято-Успенском мужском монастыре располагаются различные храмы, а также кельи монахов и звонница, есть и множество хозяйственных построек, ведь с 1993 года монастырь является действующим. Туристам открыты для посещения лишь несколько объектов, главным из которых является Успенский храм с чудотворной иконой Божьей Матери. Часть зданий монастыря до сих пор находится на реконструкции. Зато рядом с обителью протекает святой источник, где каждый может совершенно безвозмездно набрать воды. Также недалеко расположен еще один известный монастырь — Чуфут-Кале.
Внешний вид посетителей монастыря должен быть скромным, не допускается короткая и слишком открытая одежда, а для женщин обязателен платок
В храме можно купить на память газету, которая выпускается прямо здесь
С собой на экскурсию рекомендуется взять пустую бутылку для набора святой воды
На каменной лестнице, ведущей в обитель, в советском союзе снимался фильм «Гамлет», и именно здесь был произнесен известный монолог «Быть или не быть?»
Бахчисарайская чудотворная икона Божией Матери
Эта древняя византийская икона находилась в обители с XVII века. Она прославилась своим чудотворным действием во времена эпидемии холеры в 1848 году. Также иконе приписывают заступничество за город в 1855 году и спасение его от англо-французской эскадры. Существуют и другие чудотворения иконы, которые сохранены в записях Херсонской духовной консистории. В начале XX века икона Божией Матери сильно обветшала. Последнее упоминание о ее судьбе датировано 1918 годом. В наше время в монастыре хранятся копии чудотворной иконы.
Как добраться до Успенского монастыря из Бахчисарая
Лавра находится на расстоянии около трех километров от города Бахчисарай. Пройти такое расстояние можно и пешком (например, дорога от Ханского дворца займет около получаса, но вдоль всего пути обеспечены живописные пейзажи), но в монастырь также ходит и общественный транспорт.
Автобус и маршрутное такси под номером 2 довезет вас до остановки «Староселье». Отсюда нужно будет подняться в горы по асфальтированной дороге около 600 метров.
Если вы едете в монастырь на автомобиле, то ориентируйтесь на улицы Ленина и Розы Люксембург, а далее — по указателям. На перекрестке с улицей Басенко нужно будет повернуть направо, а далее, недалеко от сувенирного рынка, бесплатная стоянка, от которой следует подняться в горы пешком. Также можно доехать на автомобиле почти до самого монастыря, но в таком случае стоянка будет уже платной. Также можно воспользоваться услугами такси: Яндекс.Такси, Uber, Gett, Maxim и другие.
Расписание богослужений и работы храмов в 2021 году
Свято-Успенский мужской монастырь на google-панорамах
Видео Свято-Успенского монастыря
Успенский пещерный монастырь
В Крыму есть поистине поразительные места. Всмотревшись в густую растительность на скалах, можно увидеть золотистые отблески от куполов церквей, построенных прямо в горах. Классический пример такой архитектуры — Успенский Пещерный монастырь, основанный более тысячи лет назад. Вокруг него ходит множество легенд. Святыня по сей день считается одной из главных православных святынь полуострова. Местные жители относятся к нему с гордостью, а туристы — с благоговением.
Отдых в Крыму «всё включено». Подробнее
Звоните: 8 800 775 15 41 (бесплатно по России)
Из истории Успенского пещерного монастыря
Есть несколько версий появления монастыря. Согласно одной из них, строение появилось благодаря византийским монахам не позднее 8 века нашей эры. В течение семи веков он бездействовал, после чего стал резиденцией митрополитов Готфских. Версия подтверждается наличием христианских могил вблизи монастыря. По второй версии строение возникло лишь в 15 веке, однако подтверждений ей нет.
Начальная история святыни — белое пятно. Лишь после 14 века, когда монастырь начал получать материальную поддержку от правителей Руси, он был возрожден, но все еще пребывал в плачевном состоянии. Любопытно, что святыня избежала разрушения в 1475 году, когда Османская империя покоряла полуостров.
Под конец 15 века на территории монастыря воздвигли пять храмов, дома для паломников, братские корпуса, посадили чудесный сад. Во время Крымской войны храм исполнял роль госпиталя для солдат и матросов, защищавших Севастополь. Напоминанием о той войне служат братские могилы неподалеку от святыни, датированные 1855 годом.
С приходом к власти большевиков Успенский монастырь постигла участь большинства православных храмов — его закрыли, а священнослужителей расстреляли. Церковные ценности были разграблены.
В годы Великой Отечественной войны монастырь вновь превратился в военный госпиталь, а после Победы стал психоневрологическим диспансером.
Частично храм отреставрировали в 1993 году, после чего он стал мужским монастырем. Некоторые строения до сих пор остаются разрушенными.
Сегодня Успенский пещерный монастырь является одним из крупнейших на Крымском полуострове. Он включен в популярные туристические маршруты.
Как добраться
Гости Бахчисарая могут попасть на территорию храма, если сядут на автобус № 2 от автовокзала и выйдут на остановке «Староселье». Примерно 500 метров придется пройти пешком, после чего монастырь станет видно невооруженным глазом.
Святыня находится лишь в 4,5 км от центра Бахчисарая, поэтому туристы могут дойти до нее пешком. Сначала им предстоит прогуляться по ул. Ленина, перетекающей в ул. Гаспринского и ул. Басенко, потом свернуть по указателю к музею «Ларишес» и пройти по сельской тропе.
Маршрут на автомобиле указан на карте ниже. За точку отправки взята железнодорожная станция Бахчисарая.
Успенский пещерный монастырь: фото
Строение является одной из главных достопримечательностей Бахчисарая. Его белоснежные отреставрированные сооружения радуют туристов почти первозданным обликом.
Главное строение — Успенская церковь, которая словно свисает над обрывом. Она высечена прямо в скале, имеет четкие линии и прямоугольную форму, чем привлекает взор гостей монастыря и вызывает сомнения, действительно ли такой шедевр был сотворен простыми монахами.
К церкви ведет широкая лестница от самого подножья горы. Слева вдоль нее расположена стена с наиболее значимыми храмами планеты и горсткой земли, привезенной их тех мест. Напротив храма стоят монашеские кельи, хозяйственные помещения, высеченные в скале, но издали заметные благодаря слою белой штукатурки.
У нижнего пролета лестница находится Гефсиманская часовня, построенная более 150 лет назад, а по соседству с ней — фонтан. В те же годы вокруг строений был разбит прекрасный сад, но позднее он увял из-за нехватки подземных вод на территории. Сегодня от него осталась лишь пара деревьев.
В настоящий момент завершена реставрация трех храмов из пяти; два других пока восстанавливаются. Вновь возведены монашеские корпуса с кельями, оборудован источник. Из него каждый турист может набрать воды, что станет своего рода сувениром из Успенского монастыря.
Верующим туристам разрешено ознакомиться с чудотворной иконой Божьей Матери. С ней тоже связана одна легенда. Согласно ей, икона необъяснимым путем попала в стены Успенского монастыря из византийского храма Сумела, что находится в современной Турции.
И зимой, и летом близлежащие пейзажи очаровывают. Пешая прогулка до монастыря вполне оправдана — турист оценит красоту природы Крыма, а также по пути сможет заглянуть еще в пару значимых мест Бахчисарая. Например, в музей «Ларишес».
Внутри монастыря посетителей ждет аскетичное убранство без расписных стен, мозаики и витражей. Есть лишь несколько икон Богородицы, фотографироваться на фоне которых категорически запрещено.
Из Успенского монастыря открывается потрясающий вид на Мариам-Дере («Ущелье Марии»). Там же видны высеченные в скалах постройки, большинство из которых, увы, полуразрушены.
Пещерный монастырь с древних времен считался оплотом христианства в Крыму. По сей день храм привлекает туристов, желающих полюбоваться его красотой, и верующих людей, совершающих паломничества по святым местам планеты. Оцените и вы великолепие этого места, просмотрев нашу небольшую фотогалерею.
Цена экскурсии в 2018 году
Чтобы посетить христианскую святыню, женщинам необходимо иметь платок на голове, и всем без исключения — закрытую одежду. Вход в монастырь открыт в любое время года, но туристы могут посетить лишь несколько скальных помещений.
Подготовиться к визиту на объект культурного наследия надо физически. Туристам предстоит длительный подъем в гору. Желательно иметь под рукой питьевую воду, головной убор, удобную обувь. Не рекомендуется брать на Чуфут-Кале детей младше 6-7 лет — экскурсия может стать для них нелегким испытанием.
Храм находится на улице Басенко.
Вы можете совместить посещение святыни с визитом в Успенский пещерный монастырь. Есть несколько таких экскурсий из Бахчисарая и других городов Крымского полуострова. Их стоимость варьируется от 500 до 1500 рублей.
Взгляните еще раз на фото Успенского монастыря. Это действительно редкое архитектурное сооружение с размытой, но очень богатой историей. Находясь на отдыхе в бывшей столице Крымского ханства или в Крыму, выделите пару часов на визит к этому святому месту, обладающему неповторимым обликом.
Успенский пещерный монастырь: часы работы, расписание богослужений, адрес и фото
Дороги Крыма извилисты, каменисты и иногда довольно опасны. Бывает так, что неожиданно приводят они в места, где веками царили благодать, стойкая вера и стремление к добру. Если вы оказались в Бахчисарае, вам обязательно стоит посетить Успенский пещерный мужской монастырь, славящийся своей древней славной историей, трагическими событиями и легендарными свершениями во имя веры. Дорога к обители стелется по красивейшей балке ущелья Марии, с правой стороны угрожающе нависают колоссальные глыбы, а слева – крутой обрыв ущелья. Поднимаясь вверх, вы встретите и гладкие, обтесанные скалы, в которых старательными руками были вырублены пещеры-келии. Наконец, совершенно неожиданно над головой появляется купол белого, как снег, Успенского храма монастыря, к которому ведет восхитительно красивая лестница. Путешествие по монастырскому комплексу лучше начинать именно здесь, присев в тени вековых деревьев и внимательно рассмотрев стену, на которой изображены храмы и монастыри со всего света.
Адрес и телефон Свято-Успенского мужского монастыря в Бахчисарае
Как лучше добираться монастыря
Время работы монастыря
Часы работы Свято-Успенского мужского монастыря разнятся в зависимости от праздников и дней недели. По будним дням комплекс открывает двери для туристов и паломников с 9:00 до 18:00.
Расписание служб монастыря:
Понедельник-пятница
Суббота и воскресень
История создания монастыря
Очень многие достопримечательности и знаковые места Крыма связаны с оригинальными легендами и преданиями, не стал исключением и Свято-Успенский пещерный монастырь в Бахчисарае.
Архитектура монастыря
Практически все строения монастыря не дожили до наших дней, сегодня ведется реставрация пещер и помещений обители, которые были заброшены в годы красного террора.
Святыни и иконы монастыря
На месте достославного явления животворной иконы Божией Матери «Панагия» построен храм Успения, в котором и хранятся самые ценные реликвии обители.
Фото монастыря
Общий вид Свято-Успенского пещерного монастыря.
Вид с лестницы на Успенский храм.
Алтарь храма святителя Марка.
Лики святых, выдолбленные в скале.
Успенский пещерный монастырь — видео
В этом видео вы услышите интересный рассказ о Успенском пещерном монастыре. Приятного просмотра.
На этом все! Не теряйте летний отпуск попусту, посетите этот чудесный монастырь – потом будет что рассказывать коллегам, пролежавшим на пляже две недели.
Крымская лавра. «Монастырь – это место, где живут в другом измерении»
Крымской Лаврой называют Свято-Успенский Бахчисарайский мужской монастырь под Бахчисараем. Его корни уходят в седую древность христианства. На сегодняшний день это один из крупнейших монастырей полуострова, известный и посещаемый. Поскольку из-за пандемии коронавируса те паломники, в чьи планы входило знакомство со святынями Крыма, вынуждены с поездками повременить, мы решили накануне праздника Успения Пресвятой Богородицы рассказать о православной обители, расположенной недалеко от средневековой столицы Крымского ханства. Бахчисарай в переводе с крымско-татарского звучит так: «дворец в саду». Или – «окруженный садами дворец».
Явленная икона Богородицы почиталась христианами и мусульманами
Очень грустно было читать в Интернете признание одной москвички, в прошлом году побывавшей в Бахчисарае на экскурсии. Она написала, что все церковные объекты ее интересуют только с архитектурной точки зрения. И, узнав, что вход женщинам в брюках или в шортах в монастырь запрещен, даже успокоилась. Решила осмотреть его «по периметру», так как больше всего ей хотелось увидеть «гамлетовскую лестницу», на ступенях которой звучит монолог Гамлета «Быть или не быть?» в исполнении Иннокентия Смоктуновского (фильм Григория Козинцева «Гамлет», снятый в 1964 году). Что тут скажешь? Что сегодня перед ревностными православными миссионерами простирается непаханное поле. Если человек, находясь рядом с величайшей святыней, безразличен к ней и сердце его глухо к Божественным законам, это и его, и наша беда… Но нельзя не порадоваться другому. Немалое число людей, (некоторые даже из-за тридевяти земель приезжают), искренне интересуется, как в святом месте пробивались ростки веры сквозь жесткую почву, препоны, смертельные угрозы и кровавые расправы над молитвенниками.
В Свято-Успенском пещерном монастыре за минувшие века тоже всё это было. Но чудесное явление иконы Божией Матери помогло христианам Тавриды, возносившим молитвы Спасителю в самом центре ислама, укорениться в своей вере. Икона стала главной святыней обители – причем почиталась она и мусульманами (простыми, а также «высокопоставленными» – например, ханом, ставившим накануне военного похода перед святым образом пудовую восковую свечу). У иконы несколько названий: Бахчисарайская, Панагия, Крымская икона Богоматери и Мариупольская. До нас дошли разные предания относительно появления здесь чудотворного образа. Согласно одному из них, в каменных горах некий змий пожирал людей и скот. Греки и генуэзцы (это итальянцы, в средние века активно заселявшие Крымский полуостров вдоль Черноморского побережья) стали просить Пресвятую Богородицу освободить их от змия. И как-то люди увидели наверху свечу горящую, но гора была настолько крутая, что добраться туда оказалось невозможно. Тогда они вытесали ступени из камня и когда поднялись наверх, увидели: свеча горит перед образом Божией Матери. Кроме того, увидели мертвого змия: «его же изсекши в части, сожгоша огнем, и от того времени жителие тамошние часто начаша ходити тамо и молитися Пресвятой Богородице» (из народного предания, сохраненного для нас русскими писателями ХVII века).
Другое предание связывает это чудо с пастухом по имени Михаил. Однажды Михаил загнал пастись свое стадо в нынешний Успенский овраг и увидел на скале, в десяти саженях от земли, икону Богоматери, а пред ней свечу. Когда весть об этом дошла до слуха князька, у которого служил Михаил, тот приказал перенести икону в его дом. Несмотря на благоговение, с каким хозяин ее принял, на следующий день иконы в доме не оказалось – она вернулась на прежнее место на скале. То же самое повторилось и во второй раз. Тогда все поняли, что Богоматери не угодно, чтобы Ее святой образ находился в другом месте, кроме той скалы, где он явился. И решили устроить малый храм в скале, напротив места явления иконы. Изсекли внутри скалы пещеру, снаружи – лестницу к ней. И в пещере-храме поместили новоявленную икону. А ущелье получило название Марьям-Дере – ущелье Святой Марии.
Явление чудотворной иконы в XV веке произошло в день празднования Успения Божией Матери, поэтому храм, вырубленный в скальном массиве, стал Успенским. А история со святыней имеет, скажем, необычное продолжение, относящееся уже к XVIII веку, когда пределы Крымского ханства покинули почти все христиане. Домыслов и передергиваний фактов, как водится, в избытке. Мы же посмотрим объяснение этому в Житии святителя Игнатия (Газадини), архипастыря из Греции, который в 1769 году возглавил в Тавриде Готфейско-Кефайскую кафедру. В Житии сказано: «Семь трудных лет управлял своей кафедрой на этом месте святитель Игнатий, вознося слезные молитвы у престола Божия за притесняемую паству. Осознавая нависшую над православными угрозу духовного и физического уничтожения, он начал переговоры с Российским правительством и добился принятия в русское подданство крымских христиан. После Божественной литургии, 23 апреля 1778 года в пещерной церкви Свято-Успенского скита, он призвал верных начать подготовку к исходу из страны рабства и унижения. Гонцы по всему полуострову оповестили единоверцев, и не нашлось ни одного предателя, благодаря чему турецко-татарские власти Крыма ничего не узнали о готовящемся событии и не сумели ему помешать. Оставив свои дома и могилы предков, в июне месяце, с великой святыней – Бахчисарайской иконой Божией Матери, они вышли в путь. Вереницы подвод увозили христиан с полуострова. Военной стороной дела руководил Александр Суворов, а духовно-административной – владыка Игнатий. Более тридцати тысяч человек покинули пределы турецко-татарского Крыма. За проявленные подвиг и мужество, императрица Екатерина наградила святителя высокой наградой –»бриллиантовой панагией»».
Для переселенцев были выделены земли в Азовской губернии, но митрополит Игнатий обратился к графу Потемкину с просьбой разрешить обживаться людям южнее, в Павловском уезде, поскольку те земли их не удовлетворили. И там, южнее, был основан Мариуполь, который сегодня известен как город Донецкой области, входящий в десятку крупных городов Украины. А Бахчисарайскую икону, принесенную монахами, поместили в специально построенной для нее церкви в честь Успения Богородицы, и она прославилась чудотворениями. Что с ней стало после 1918 года – неизвестно…
«Что привлекло вас, братие?»
Многие историки из числа верующих и просто свидетели событий разного времени отмечали, что милосердие Пресвятой Богородицы к краю, где Бахчисарайская икона была явлена, проявлялось и после того, как святой образ покинул пределы Крымского полуострова. Если вдуматься: разве это не великая милость Царицы Небесной, что один ревностный архипастырь сберег христианское население, уведя его туда, где не было накала религиозной нетерпимости и где человек, исповедующий православную веру, мог открыто славить Христа? Разве это не благодаря Ее заступничеству за Крымскую землю появился здесь другой ревностный архипастырь, другая яркая личность – архиепископ Херсонский и Таврический Иннокентий (Борисов) – и взял на себя труды по восстановлению Бахчисарайской обители? Дату основания древнего монастыря под Бахчисараем – то ли в VIII веке он был основан греческими монахами, бежавшими из Византии от преследования за почитание икон, то ли в XV веке поселились тут первые монахи, нам не узнать. Но что касается возобновления монашеской жизни при архиепископе Иннокентии, дата известна: открытие обители, получившей название Бахчисарайского Успенского скита или Панагии, состоялось 15 августа 1850 года, в день празднования Успения Пресвятой Богородицы. К тому времени Крым уже был российским, и обитель в ущелье Марьям-Дере скоро снова стала духовным центром крымского Православия.
Русским Златоустом называли святителя Иннокентия – высокоодаренного ученого-богослова и проповедника, чьи проповеди были переведены на греческий, французский, немецкий, сербский, армянский, польский языки. Проникновенное обращение Преосвященного к многочисленной пастве, собравшейся в тот памятный день поклониться списку чудотворной Бахчисарайской иконы, подтверждает его блестящий проповеднический дар. Вот из него фрагмент: «Где мы и что делаем? – спросил владыка. – Пред нами скала с ее допотопною, может быть, вершиною; за нами утесы с их неприступною высотою; вокруг нас дебри и пустыня. И в сию-то пустыню, к этой-то скале и утесам, стеклось столько людей и посетителей! Что привлекло вас, братие? Привлекли, очевидно, не земные побуждения и выгоды: что для них в этой пустыне? Не чувства плоти и крови: какая для них пища в этих голых камнях? А живая вера в Господа и Спасителя нашего, Коего пречестное и великолепное имя славится на месте сем; привлекла живая любовь к Пречистой Матери Его, которая, в дивной иконе Своей от лет древних, избрала гору сию в жилище себе… Вопреки всем превратностям времени и обстоятельств, вы продолжали веровать и любить святую гору сию. И вот Господь услышал желание ваше: любимое вами место восстанавливается в древнем его святом чине и благолепии». После совершения Литургии святитель сообщил собравшимся очень важную вещь: посещая это место, люди будут находить в нем не только молитву и богослужение, но и образ жития иноческого по чину Святой Горы Афон. «…мы будем иметь утешение зреть подобие древнего Афона», – сказал владыка. Далее произошло событие, которое спустя 170 лет не утратило свою значимость. Из среды священнослужителей выступили несколько человек в иноческой одежде и поверглись ниц перед архиепископом Иннокентием, прося его благословения на вступление в число братии Успенского скита. Таким образом число насельников новоустроенного скита неожиданно увеличилось…
До этого трогательного и символичного момента был другой – тоже символичный момент: провозглашение многолетия благочестивейшему Государю Императору и всему Августейшему Дому, Святейшему Синоду, благотворителям новой обители и всем православным христианам. На престоле находился Николай I (вспомним: жестоко оклеветанный западными и российскими демократами, завистниками и недоброжелателями. Но те, кто «глубоко копал» в истории – глубоко и непредвзято, нашли немало ценных свидетельств, что Николай I свое правление ощущал, как исполнение долга Помазанника перед Богом). Для братии нынешнего монастыря, как и для их предшественников, важно, что это святое место в разные эпохи посещали царственные и княжеские особы, начиная, к слову, с Екатерины II, разрешившей православным грекам перебраться в Россию вместе с митрополитом Игнатием. Была в монастыре и супруга Николая I Императрица Александра Федоровна. Был их старший сын Император Александр II – Царь-освободитель, великой заслугой которого стало освобождение крестьян от крепостной зависимости. Несколько раз посещал монастырь Царь-мученик Николай II. В последний раз – 30 августа 1913 года. Список высочайших особ, в некоторой степени покровительствовавших обители, немалый. Их имена с портретами можно увидеть на официальном сайте монастыря в разделе «Гости».
«Монастырь – это место, где живут в другом измерении»
Во время посещения одной из обителей, говоря о чуде возвращения святынь из небытия и строительстве новых храмов по лицу Русской земли, Святейший Патриарх Кирилл подчеркнул, что хотя чудеса в нашей жизни являются результатом Божественного действия, тем не менее, они всегда в себя включают и человеческий фактор. Потому что под лежачий камень вода не течет. Монастырь под Бахчисараем, в советскую эпоху разрушенный, стал возрождаться с 1992 года, когда в пещерном храме митрополит (тогда архиепископ) Симферопольский и Крымский Лазарь отслужил Божественную литургию и освятил источник. Из Одесского монастыря приехал отец Силуан (Макей), назначенный наместником монастыря, и по свидетельствам прихожан, очень быстро была восстановлена пещерная Свято-Успенская церковь, вновь отстроена звонница, восстановлены кельи и некоторые хозяйственные постройки, пещерный храм во имя святого апостола и евангелиста Марка, храм во имя святых равноапостольных Константина и Елены. Также была восстановлена наскальная иконопись над балконом Успенской церкви. Появились гостиница для паломников, ремесленные мастерские, помещения для скота.
Да много чего было сделано! Трудами наместника, братии, благочестивых мирян монастырь изменился до неузнаваемости. О непростом начале вспоминает в документальном фильме «Крымский Афон (Крымская Лавра)» иеромонах Аввакум (Губанов), (ныне – архимандрит). По признанию батюшки, случались такие дни, когда, казалось, строиться здесь ничего не будет – насельников выгонят отсюда и всё тут заморозится, умрет. Но проходило время какого-то оцепенения, уныния, в какой-то мере паники, и стройка возобновлялась. «Лучше всех это знает отец Силуан, – продолжил отец Аввакум, – потому что в его руках все рычаги управления. Он игумен, он сердце монастыря. Он и стройку держит в руках, и нас. Я ему очень благодарен, потому что этот человек как мать, как отец для нас всех. По крайне мере, я его так воспринимаю. Я знаю, что это мой начальник от Бога и воля Божия через ум и сердце отца Силуана сходит на меня и мною движет».
Восстанавливать монастырь было крайне тяжело не только из-за ужасающей разрухи и трудного экономического положения. Отслеживая сочувственные публикации в СМИ (клеветнических по этому поводу тоже хватает), видишь: несмотря на мирное время, братии пришлось по-настоящему держать оборону. Нешуточные угрозы шли от представителей меджлиса крымскотатарского народа. Это потом, в 2016 году, Верховный суд Крыма признал эту организацию экстремистским общественным объединением и запретил ее деятельность в России, а через несколько месяцев и Верховный суд РФ окончательно признал законным запрет деятельности меджлиса крымских татар на территории России. Но летом 2001 года ее лидеры собрали на площади перед входом в Свято-Успенский монастырь татар со всего полуострова и устроили бурный митинг протеста против возвращения обители ее исторических земель. Хотя территория всехристианской святыни хорошо известна по многочисленным документам, фотографиям, схемам, к тому же государственный акт на отвод земли был выдан лишь после огромной предварительной работы с архивами Крыма, Киева, Москвы, однако активисты меджлиса и спровоцированные ими на враждебные действия люди ничего не хотели слышать. Обстановка накалилась до такой степени, что пришлось вызывать бойцов спеподарзделения ОМОН «Беркут».
Агрессия по отношению к обители в разных формах проявлялась и в последующие годы. Свое настойчивое требование передать часть монастырской земли под рынок для крымскотатарских предпринимателей лидеры меджлиса в конце концов решили перевести в практическую плоскость. Весной 2004 года группа боевиков, вооружившись ломами и монтировками, принялась крушить временные навесы для отдыха паломников, установленные братией. Затем при поддержке местных властей татары установили торговые палатки на месте, где ранее стояли навесы. Воспользовавшись тем, что монастырь посещают тысячи туристов, торговцы стали бойко предлагать им сувениры, платки, украшения и прочее, прочее, не позволяя людям оторваться от мирских соблазнов, а, напротив, затягивая их в крикливую суету. Еще один факт из «горькой летописи противостояния»: в начале 2007 года в Бахчисарайской райгосадминистрации прошло совещание во главе с председателем городской администрации Ильми Умеровым. Да, с тем самым, которого в 2017 году судили как заместителя председателя запрещенного в РФ крымскотатарского меджлиса и признали виновным в экстремизме и публичных призывах к нарушению территориальной целостности РФ. Однако тогда он еще чувствовал себя полновластным хозяином, а православный монастырь под скальными сводами интересовал Умерова лишь в плане отъема значительной части его исторической территории.
На совещании в райгорадминистрации наместник монастыря архимандрит Силуан выступил с аргументированной речью – настолько четко обрисовал он истинное положение дел и твердо обозначил свою позицию, что, казалось бы, земельный вопрос можно закрыть раз и навсегда. (К сожалению, этого не случилось). Обращаясь к реалиям прошлого, отец Силуан тогда отметил, что ни в одном историческом документе нет данных о том, что ханы требовали убрать монастырь, забрать его землю. Приводя примеры теплых и доброжелательных отношений между христианами и мусульманами, батюшка вспомнил красноречивый факт, относящийся к не столь уж далекому XIX веку. Почитаемый и уважаемый всеми крымскими татарами известный писатель, поэт, общественный деятель Исмаил-бей Гаспринский в свою бытность городским головой Бахчисарая (1878-1883 годы) неоднократно встречал хлебом-солью архиереев, посещавших город и монастырь. Буквально по пунктам отец-наместник предложил разумные пути урегулирования болезненных вопросов и затем обратился к собравшимся со словами: «Считаю, что таким образом мы начнем восстановление того мира, спокойствия и лада, который существовал между монастырем, его наместниками и ханами до 1917 года, когда ни у кого из них не было друг к другу претензий ни по какому поводу, а были мир, совет да любовь». Жить в ладу с людьми другой веры и в любви к Отечеству – братия искренне молится об этом.
…В вышеупомянутом фильме «Крымский Афон (Крымская Лавра)» насельник монастыря отец Аввакум произносит слова, которые важны не только для монашествующих. Хорошо бы запечатлеть их в своем сердце каждому из нас. «Монастырь – это место, где живут в другом измерении», – говорит батюшка. А ведь именно с таким пониманием мы должны входить в ограду монастыря. И с большим уважением – к строгому строю монашеской жизни и молитвенной сосредоточенности, которую нельзя нарушать шумом, смехом, посторонними разговорами. Монахи несут свой молитвенный и трудовой подвиг, но и мы должны мысленно настраивать себя на то, что посещение монастыря – одного или нескольких – потребует мобилизации всех сил и только тогда могут появиться острота духовного слышания и полнота видения, а как величайшая награда – ощущение присутствия особой благодати. Приведу трогательное, почти поэтическое сравнение, взятое из публикации на сайте «Крымская Лавра. Свято-Успенский мужской монастырь»: «…к этому святому месту надо относиться с благоговением, так же, как к прозрачной снежинке, которая, если схватишь ее рукой, превратится лишь в капельку слезинки».
Без чувства священного трепета вряд ли стоит заходить туда, где, по словам насельника древнейшей пещерной обители, небо касается земли. Не физическое небо, подчеркнул отец Аввакум, а духовное.
Фото Владимира Ходакова и Екатерины Орловой
Также предоставлены снимки из свободного доступа