свято успенский мужской монастырь в одессе
Свято-Успенский Одесский Патриарший мужской монастырь
Мiръ Украина Одесская область Одесса Свято-Успенский Одесский Патриарший мужской монастырь
Свято-Успенский Одесский Патриарший монастырь — православный мужской монастырь Одесской епархии. При обители имеется гостиница для паломников.
Настоятель монастыря — правящий архиерей Одесской епархии.
Содержание
История [ править ]
В 1814 году митрополит Гавриил с разрешения Святейшего Синода основал на пожертвованной молдавским дворянином Александром Теутулом земле, которая впоследствии получила название «Большого Фонтана», архиерейское подворье. В 1824 году подворье было обращено в мужской монастырь в честь Успения Пресвятой Богородицы.
1 июня 1824 года монастырь утверждён в разряде второклассных.
Вначале был устроен небольшой деревянный храм, а позже, в 1825 году, на его месте воздвигли каменный двухпрестольный собор. Главный престол собора был посвящён Успению Пресвятой Богородицы.
В 1834 году на пожертвованные средства одесской купчихи Дарьи Харламбу был построен второй монастырский храм с колокольней в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник» (ныне — Успенский).
После 1834 года монастырская братия построила на свои средства небольшую, третью, церковь во имя святителя и чудотворца Николая. А 1890-е годы она была перестроена и обновлена.
В 1880 году, при архиепископе Херсонском и Одесском Платоне (Городецком), в помощь Одесским архипастырям было открыто викариатство. Викарный епископ носил титул «Елисаветградский» и его местопребывание было в Одесском Успенском монастыре.
Приблизительно в 1920 году с восточной стороны Никольской церкви был пристроен братский корпус.
В 1922 году монастырское имущество, все ценности и святыни были полностью конфискованы государством. В 1922 году Успенский монастырь заняли обновленцы.
После 1936 года взорвали главную святыню монастыря — храм в честь Успения Божией Матери. На его месте в 1953 году была сооружена водосвятная часовня с монастырским источником.
После ликвидации советской власти в 1942 году один из храмов монастыря открылся вновь, а в 1944 году обитель возродилась полностью. Поскольку главный собор монастыря был разрушен, основной церковью монастыря стал храм Живоносного Источника, при своем возрождении освященный во имя Успения Божией Матери.
С 1946 года здесь устраивается летняя резиденция патриархов Московских и всея Руси, в связи с чем монастырь стали называть Патриаршим. Только это и спасло обитель от повторного закрытия в 1961 году, в разгар новых гонений на Церковь в СССР.
На территории Патриаршей резиденции в 1951 году была построена архиерейская гостиница.
С 1960 года в монастыре подвизался преподобный Кукша Одесский, жили на покое митрополит Иоанн (Кухтин), архиепископ Онисифор (Пономарёв). С 1961 года в монастыре размещена Одесская духовная семинария. В семинарии есть храм в честь святого апостола Андрея Первозванного — небесного покровителя семинарии.
В 1965 году в монастырь была перенесена резиденция правящего архиерея Одесской епархии, который является её священноархимандритом — настоятелем монастыря.
В 1967 году в покоях летней резиденции Патриарха Московского и всея Руси была устроена небольшая крестовая церковь, священная в честь преподобных Сергия и Никона, игуменов Радонежских, всея Руси чудотворцев.
В 1988 году, в год 1000-летия Крещения Руси, над Никольской церковью был сооружён купол и колокольня.
Описание [ править ]
В 2005-2007 гг. главный вход в обитель оформлен в виде 53-метровой колокольни, где над св. вратами освящен храм свв. князей-страстотерпцев Бориса и Глеба (2008). Отсюда на юг, вглубь монастыря, ведет прямая аллея. В центральной части обители, по восточной стороне аллеи, стоит храм свт. Николая Мирликийского. «Всеобщий иллюстрированный путеводитель по монастырям и святым местам Российской империи и Афону» 1907 г. сообщает, что Свято-Николаевский храм построен после 1834 г. и стал в обители 3-м по счету, но устное предание гласит, что он появился ранее других: возможно, после 1834 г. осуществили лишь перестройку храма.
Ок. 1920 г. к нему пристроили братский корпус, который доныне находится с ним под одной крышей. После упразднения монастыря храм закрыли, в 1942 г. здесь возобновили богослужения. В нач. 1960-х гг. в примыкающем братском корпусе, через стенку от храма, жил прп. Кукша. В 1988 г. храм увенчали куполом. На той же стороне аллеи, южнее Свято-Николаевской церкви, расположен храм Успения Пресвятой Богородицы. Он построен в 1834 г. и сначала был назван в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник» – вероятно, от изобилия окрест обители водных ключей. В 1942 г. храм назвали Успенским (в 1950-х гг. разобрана, по ветхости, надстроенная над ним колокольня). Переименование храма связано с тем, что в обители существовала другая Успенская церковь, освященная в 1825 г. и уничтоженная после 1936 г. Взамен нее в 1998-2010 гг. сооружен грандиозный собор Иконы Божией Матери «Живоносный Источник» с нижней церковью во имя прп. Кукши Одесского.
Южнее Успенского храма находится монастырское кладбище. Здесь погребены многие подвижники обители и одесские архиереи (гробы некоторых владык перенесены в 1987 г. со Слободского кладбища, где они оказались в 1930-х гг. в связи с разрушением Спасо-Преображенского кафедрального собора). 24 декабря 1964 г. на монастырском кладбище был погребен прп. Кукша. Когда старец почил, гражданские власти, не желая допустить стечения людей на похоронах, настаивали на перевозе гроба на Херсонщину – родину о. Кукши. Наместник обители ответил: «У монаха родина – монастырь!» Тогда власти отвели инокам на похороны 2 часа. Пришлось подчиниться. Старец почил в 2 часа ночи, а в 14 часов дня на могиле о. Кукши уже стоял крест. Прп. Кукша, имея дар прозорливости, провидел это и говорил: «Хоронить-то как будут: быстро-быстро, возьмут лопаточки и закопают». А однажды, придя на кладбище и указав на одно из мест, молвил: «Вот здесь будут копать мне могилу, но лежать я здесь не буду, на этом месте зарыт гроб, а мне сделают рядом подкоп». Эти слова сбылись. Молясь на могиле старца и беря с нее горсти земли, духовные чада о. Кукши и другие верующие обретали в душе облегчение от скорбей, исцелялись от телесных недугов. 29 сентября 1994 г. мощи прп. Кукши были обретены и почивают в одном из храмов монастыря. В 2006 г. на кладбище сооружена деревянная часовня свв. мцц. Веры, Надежды, Любови и матери их Софии.
К знаменитым постройкам обители принадлежит возведенная во 2-й пол. 1940-х гг. летняя Патриаршая резиденция, где в 1967 г. освящен Крестовый храм прпп. Сергия и Никона Радонежских. Отдельный комплекс сооружений – Одесская Духовная Семинария. В 1967 г. здесь создан Церковно-археологический кабинет (собрание церковной старины), в 1980 г. освящен храм св. ап. Андрея Первозванного. В 2009 г. начато сооружение новой гостиницы для паломников.
Успенский монастырь в Одессе
Свято-Успенский Патриарший Одесский мужской монастырь, без сомнения, одна из наиболее известных обителей, существующих на территории современной Украины.
Посетители духовной семинарии имеют возможность увидеть огромную коллекцию разнообразного церковного антиквариата, представляющего собой не только духовную, но и историческую ценность. Все экспонаты были обнаружены в разные времена во время археологических раскопок.
История
Мужской монастырь появился в Одессе в 1824 году, но в первый год не мог похвастаться красотой и величием. Даже храм на его территории был деревянный. Каменный собор Успения Божией Матери с двумя куполами появился только на следующий год. Позднее на территории монастыря, вокруг главного собора, было развернуто масштабное строительство, вылившееся в появление монастырского храма, корпуса для монахов, колокольни, разнообразных хозяйственных построек.
Тяжелый период для монастыря и его братьев наступил с приходом советской власти. Уже в 1922 году все монастырское имущество и ценности были национализированы в пользу государства. По истечению 12 лет на волне борьбы с религией уничтожили и основной храм.
Восстановлена работа мужского монастыря была только в 1942 году, в период немецкой оккупации. Одновременно здесь появилась резиденция местного патриарха и семинария для обучения священнослужителей.
Храмы и архитектурный ансамбль монастыря
Своей архитектурой Свято-Успенский монастырь в Одессе привлекает внимание к себе с первого взгляда. На входе располагается внушительная колокольня, возвышающаяся над землей на 53 метра. От колокольни, по скрытой в тени деревьев аллее, можно пройти непосредственно к церкви Святителя Николая Мирликийского, второго по важности объекта на территории комплекса. По соседству располагается главный собор, полностью восстановленный после уничтожения.
Южная часть территории обители отведена под кладбище, где покоятся не только служители монастыря, но и городские архиереи. В комплексе покоятся иеромонах Владимир и несколько других людей, причисленных к лику святых. Важное место отведено и резиденции патриарха, представляющей собой образец интересной и нестандартной архитектуры.
Один из главных архитектурных достопримечательностей Одессы — звонница с надвратным храмом в честь святых князей-страстотерпцев Бориса и Глеба. На 53-метровой колокольне находятся 15 колоколов, самый большой из них отлит в Донецке и весит без малого пять тонн. В помощь звонарям установили специальный аппарат с рычагами-клавишами и педалями.
В 1834 году построена Церковь Успения Пресвятой Богородицы — одно из немногих строений монастыря не уничтоженное большевиками в 1930-е годы. Ранее храм носил название иконы Божией Матери «Живоносный Источник».
Храм святого Николая Чудотворца, построенный после 1834 года, стал третьим по счету в монастыре. В 1988 году к нему пристроили купол и колокольню.
На территории монастыря находится самая старая духовная школа на юге Украины — Одесская Духовная семинария. При семинарии имеется храм в честь святого апостола Андрея Первозванного, также коллекция старинных церковных артефактов.
Собор в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник» построен в 1998–2010 годы, с соблюдением традиций русского зодчества XVI века. Внутри храма вмещается порядка 3 000 прихожан.
В некрополе Свято-Успенского монастыря покоятся останки служителей русской православной церкви, а также ряд правящих архиереев Одессы (XIX и начала XX веков).
Также на территории монастыря находятся:
На входе в Свято-Успенский Одесский монастырь: Google-панорама
Святыни
Имеющиеся в монастыре святые мощи и иконы относятся к числу почитаемых в православном мире. Здешние храмы регулярно становятся местом богослужений, на которые приезжают верующие из разных регионов. Большая их часть приходится на летний период, когда в Одессе всегда многолюдно.
Главные святыни Свято-Успенского Одесского монастыря:
Расписание богослужений в Успенском монастыре Одессы
Службы по воскресеньям и праздничным дням проводятся трижды в день:
Расписание может меняться, уточнять необходимо по указанному телефону либо в группе ВКонтакте.
Как добраться до монастыря
Ближайшая к монастырю остановка общественного транспорта — «Санаторий «Якорь» — находится на улице Дача Ковалевського. Доехать до неё можно на автобусе № 127 и 191 либо на трамвае № 19. От остановки до входа на территорию храмового комплекса приблизительно 450 метров (6 минут пешком).
Приложения для вызова такси в Одессе: itaxi, Uklon, OnTaxi, Shark Taxi и др.
Свято-Успенский Одесский монастырь: Google-панорама
Убранство храма, панорама
Свято-Успенский Одесский монастырь: видео
Свято-Успенский Патриарший Одесский мужской монастырь
Елена Иванова запись закреплена
https://www.sestroretsk.com/main/135127/
Фильм архимандрита Гавриила (Коневиченко) «В нашем храме наш владыка Варсонофий. Сестрорецк (Санкт-Петербург) октябрь 2021 года»
9 октября 2021 года. Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий совершил Всенощное бдение в храме Тихвинской иконы Божией Матери Сестрорецка https://www.sestroretsk.com/main/134752/
Елена Кирикова запись закреплена
https://www.sestroretsk.com/main/134752/
9 октября 2021 года. Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий совершил Всенощное бдение в храме Тихвинской иконы Божией Матери Сестрорецка
Его Высокопреосвященству сослужили секретарь епархиального управления протоиерей Сергий Куксевич, настоятель архимандрит Гавриил (Коневиченко) с клиром, иерей Павел Ермошкин и другие священнослужители.
За Богослужением вместе с прихожанами и гостями храма молились казаки общины «Невская сечь». В числе молящихся был помощник Председателя Законодательного Собрания Санкт-Петербурга А. А. Ваймер.
Во время чтения канона владыка попросил отца Гавриила показать приход. Настоятель храма Тихвинской иконы Божией Матери Сестрорецка архимандрит Гавриил (Коневиченко) показал митрополиту Санкт-Петербургскому и Ладожскому Варсонофию поклонный Царский крест, который установлен у Духовно-просветительского центра и Библиотеку памяти Государя Императора Николая II. В Библиотеке Памяти Государя Императора Николая II отец Гавриил рассказал владыке об истории ее создания. Фонды библиотеки сейчас насчитывают более 28 000 единиц хранения.
Также отец Гавриил показал владыке вещевую службу «Петербургской станицы».
Затем владыка и отец Гавриил спустились в Мемориал памяти мученического подвига Царской Семьи «Расстрельная комната», в то место, которое напоминает о доме Ипатьева и о подвале Ипатьевского дома, где пролилась Царская кровь, где Царская Семья приняла мученическую кончину. В «Расстрельной комнате» отец Гавриил рассказал о написании картины «Преисподняя Ипатьевского дома».
Царский мемориал «Расстрельная комната» очень впечатлил владыку Варсонофия.
Затем батюшка Гавриил показал владыке выставочный павильон «Спасская башня», который находится перед зданием на территории Духовно-просветительского центра и храма Тихвинской иконы Божией Матери. Сейчас в павильоне инсталляция, посвященная 800-летию святого благоверного великого князя Александра Невского, установленная 11 сентября 2021 года.
«Каждый воскресный вечер на богослужении мы прославляем воскресшего Господа, благодарим Его за подвиг, совершенный ради нашего спасения, — сказал владыка в проповеди. — Поклоняясь Его Воскресению, Святая Церковь совершает память угодников Божиих. Мы должны внимательно слушать чтение за Всенощным бдением канонов, стихир: в них раскрывается суть подвига святых. Если слушаем внимательно, можем их примером вдохновиться. Нам кажется, что мы живем трудно, молимся, соблюдаем посты, все правильно делаем. Но если посмотреть на подвиг святых, то все наши дела далеки от этого, как земля от неба. Сегодня мы чтим память нескольких святых, я кратко о некоторых из них скажу. Например, мученик Каллистрат, который жил во втором веке, в еще языческом мире. Его дед стоял у Креста на Голгофе, был из Карфагена, служил в войске Понтия Пилата. Увидев, как распинают Сына Божия, уверовал во Христа и передал свою веру сыну Нестору, который тоже был военным, как и его сын Каллистрат, отличавшийся кротким нравом. По ночам, когда в казарме все спали, он уходил молиться в тайное место. Его выследили и донесли начальству. Начальники стали угрожать, что если он не откажется от веры, его замучают. Он не принес жертвы языческим богам и выбрал Христа. После истязаний его зашили в мешок и бросили в море. Мешок зацепился за острую скалу и разорвался, а дельфины по промыслу Божию вынесли Каллистрата на берег. Сорок пять воинов были поражены этому чуду и уверовали во Христа. Всех их бросили в темницу, и там Каллистрат рассказал воинам, что Христос — Сын Божий и не нужно бояться смерти: они получат мученические венцы. Военачальник приказал воинов утопить, но не в море, а в пруду, где дельфинов нет. Их связали по рукам и ногам и бросили в пруд. Но веревки развязались. Видя это чудо, еще сто тридцать пять воинов уверовали во Христа. Тогда этих сорок пять казнили, а те сто тридцать пять их погребли».
«Второй святой, о котором я хочу рассказать, это преподобный Савватий Соловецкий, — продолжил архипастырь. — Он жил в пятнадцатом веке в монастырях, устроенных учениками преподобного Сергия Радонежского. Начал подвизаться в Кирилло-Белозерской обители, принял там монашеский постриг и решил уйти в более уединенное место. Пришел сначала на Валаам, но и здесь не нашел покоя, и направился дальше на север. Достиг Белого моря и Соловецких островов. Здесь вместе с преподобным Германом основал монастырь, позже к ним присоединился преподобный Зосима. Так появилась обитель, где они подвизались в суровейших условиях. Это сейчас на Соловках все благоустроено, а тогда ничего не было. Остров не был населен, иногда приплывали туда охотники или рыбаки. В уединении, в суровых условиях они подвизались много лет. Я не знаю, какими для этого нужно обладать духовными силами. Господь укреплял их, посылал им ангела, и в конце концов они все стали святыми. Прошли века, Соловецкая обитель тоже стала известной, но наступили революционные времена, и мощи святых угодников «помешали» советской власти. Их осквернили. Тогда многие святыни привозили в Казанский собор, где был антирелигиозный музей. Мощи преподобного Савватия были здесь до 1990 года. Патриарх Алексий Второй обратился к властям, и их передали Церкви. Два года они находились в Александро-Невской лавре, а потом были перенесены в обитель».
За усердное служение Святой Церкви и в связи с 55-летием настоятель был награжден патриаршей грамотой.
Правящему архиерею была подарена икона Божией Матери «Непобедимая Победа» (Сестрорецкая). «Мы находимся у озера Разлив, в котором истории больше, чем воды, — сказал отец Гавриил. — На его берегах — шалаш и сарай, это второе место поклонения злодею, из-за которого погибла Царская Семья и Великая Империя. Первое — это мавзолей на Красной площади, где заблудшие поклоняются идолу. Иконописный образ — это видимое молитвенное воздыхание нашей казачьей общины Церкви Небесной. Мы взываем ко Господу, Божией Матери, святым. Божия Матерь на этой иконе является с Крестом, на котором был распят Ее Божественный Сын. Крестом Она попирает мавзолей, это капище проваливается в преисподнюю, оттуда выползает змей, его прокалывают архангелы Михаил и Гавриил, а святой Лонгин сотник делает контрольный прокол. Здесь изображены и священномученики Вениамин и Серафим Петроградские, и архимандрит Гавриил (Ургебадзе), и священномученик Николай, епископ Сестрорецкий, небесный ангел нашего города, и лейб-медик Боткин, и профессор права Юрий Новицкий — новомученики. Мы также видим Успенский собор Кремля с Владимирской иконой Божией Матери на фасаде, храм Христа Спасителя, Никольскую башню с воинственным образом Николая Чудотворца. Этот образ родился здесь, мы назвали его «Непобедимая Победа» (Сестрорецкая). Доска сделана в виде креста. Казаки написали две иконы: одну подарили нашему храму, другую мы приготовили к вашему приезду».
Храм построен в 2004 году, освящен 4 мая 2005 года. При нем действуют духовно-просветительский центр и библиотека.
По материалам ИА «Вода живая»,
09. 10.21
ОДЕССКИЙ УСПЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ
Одесский собор в честь иконы Божией Матери»Живоносный Источник» (Успенский монастырь) |
Патриарший монастырь в честь Успения Пресвятой Богородицы в г. Одесса Одесской епархии.
В 1814 году митрополит Гавриил с разрешения Святейшего Синода основал на пожертвованной молдавским дворянином Александром Теутуломземле, на Большом Фонтане, архиерейское подворье. В 1824 году подворье было обращено в мужской монастырь в честь Успения Пресвятой Богородицы.
1 июня 1824 года монастырь утвержден в разряде второклассных.
Вначале был устроен небольшой деревянный храм, а позже, в 1825 году, на ее месте воздвигли каменный двухпрестольный собор. Главный престол собора был посвящен Успению Пресвятой Богородицы.
Никольская церковь. Одесса. Успенский Патриарший мужской монастырь |
После 1834 года монастырская братия построила на свои средства небольшую, третью, церковь во имя святителя и чудотворца Николая.
Приблизительно в 1920 году с восточной стороны Никольской церкви был пристроен братский корпус.
Успенский храм Одесского Успенского мужского монастыря |
В 1922 году монастырское имущество, все ценности и святыни были полностью конфискованы в помощь голодающим. Разорение дошло до того, что в монастыре не осталось даже дискоса и чаши, чтобы причащать людей.
В 1942 году один из храмов монастыря открылся вновь, а в 1944 году обитель возродилась полностью. Поскольку главный собор монастыря был разрушен, основной церковью монастыря стал храм Живоносного Источника, при своем возрождении освященный во имя Успения Божией Матери.
Колокольня с надвратным храмом в честь святых князей Бориса и Глеба, Одесский Успенский мужской монастырь |
В 1988 году, в год 1000-летия Крещения Руси, над Никольской церковью был сооружен купол и колокольня.
Настоятели, наместники
Святыни
Русская Православная Церковь
Официальный сайт Московского Патриархата
Главные новости
Назначена и.о. игумении Свято-Троицкого Корецкого ставропигиального монастыря
Состоялась встреча Святейшего Патриарха Кирилла с заместителем председателя Государственной Думы РФ А.Ю. Кузнецовой
В праздник Казанской иконы Божией Матери Предстоятель Русской Церкви совершил Литургию в Храме Христа Спасителя
Преставился ко Господу архиепископ Краснолиманский Алипий
Состоялась онлайн-встреча Святейшего Патриарха Кирилла со священниками, посещающими «красные зоны» больниц
Архив
Свято-Успенский Одесский мужской монастырь
История возникновения Свято-Успенского Одесского мужского монастыря связана с именем митрополита Гавриила (Бэнулеску-Бодони). В конце XVIII в. территория будущей Одесщины вошла в состав Российской империи, а в церковном отношении она была подчинена Екатеринославскому архипастырю, которым тогда был митрополит Гавриил. С образованием Кишиневской кафедры основанная в 1794 г. Одесса стала управляться Кишиневскими архиереями (так было до 1837 г., когда из части Кишиневской епархии была образована епархия Херсонская и Таврическая с местопребыванием правящего архипастыря в Одессе; с 1860 г., после основания Таврической епархии с кафедрой в Симферополе, архиерей Херсонской епархии стал именоваться Херсонским и Одесским).
В 1804 году митрополит Гавриил, находясь в Одессе, познакомился с молдавским дворянином Александром Теутулом, владения которого находились на берегу моря, в районе Большого Фонтана. Теутул неоднократно заверял митрополита о своем желании построить здесь церковь и маяк. В 1814 году Теутул подал митрополиту Гавриилу письменное свидетельство о том, что его фонтанское поместье передается Кишиневской митрополии. История щедрого пожертвования трагична: однажды Теутул развел в вечернее время костры на высоком берегу моря. Греческое судно, шедшее в Одессу, приняло огни за маяк, взяло неверный курс и разбилось, несколько человек погибли. Александр Теутул был очень опечален происшедшим и, усмотрев в этом связь со своим неисполненным доселе обетом, одарил оставшихся в живых моряков и пожертвовал свое фонтанское поместье Церкви для устройства на этой земле храма и маяка в предупреждение подобных несчастных случаев.
С разрешения Святейшего Синода в 1814 году митрополит Гавриил основал на пожертвованной земле архиерейское подворье, где за два года была построена деревянная церковь в честь Успения Божией Матери. В то же время началось и сооружение маяка, но ввиду значительных расходов окончание его строительства было передано гражданскому морскому ведомству (впоследствии маяк был перенесен на другое место).
Положив начало основанию Свято-Успенского монастыря в Одессе, митрополит Гавриил в 1821 году скончался. Строительство монастыря заканчивалось при новом Кишиневском архипастыре архиепископе Димитрии (Сулиме). 1 июня 1824 года Святейшим Синодом было принято постановление о преобразовании архиерейского подворья на Большом Фонтане в Одессе в Успенский мужской монастырь. Указом Кишиневского митрополита первым настоятелем обители был назначен архимандрит Феофил.
В 1825 году состоялось освящение каменного собора, который был воздвигнут на месте прежней деревянной церкви. Главный престол собора был освящен в честь Успения Пресвятой Богородицы. К этому времени, кроме Успенского собора, уже были построены двухэтажный архиерейский дом, трапезная, кухня, гостиница для приезжих, устроены колодцы, насажены виноградники, построена каменная ограда.
В 1834 году на средства одесского купца Владимира Харламбу и его супруги Дарьи был построен второй монастырский храм с колокольней в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник». (Так как прежний Свято-Успенский собор монастыря после 1936 года был разрушен, храм иконы «Живоносный Источник» впоследствии был освящен в честь Успения Пресвятой Богородицы. На месте разрушенного собора в 1953 году соорудили водосвятную часовню.)
После 1834 года монастырская братия на свои средства построила еще одну небольшую церковь в честь святителя Николая Чудотворца. Приблизительно в 1920 году с восточной стороны Свято-Никольской церкви был пристроен братский корпус, который и ныне находится под одной с ней крышей.
Когда в 1837 году Одесса стала кафедральным городом, то первым архипастырем Херсонским и Таврическим был назначен Высокопреосвященный Гавриил (Розанов), который по приезде в Одессу поселился сперва в Свято-Успенском монастыре.
В 1880 году решено открыть в епархии второй викариат с целью усиления борьбы с сектантством (первый викариат был учрежден в 1853 году; викарному епископу повелено было именоваться Одесским). Епископы второго викариатства именовались Елисаветградскими; место пребывания им было отведено в Свято-Успенском монастыре. На них возлагалась обязанность быть настоятелями обители и ведать делами Одесского духовного училища.
Начавшиеся после октября 1917 года гонения не обошли стороной и Свято-Успенскую Одесскую обитель, которая была разорена и опустошена в ходе конфискации церковного имущества. 26 мая 1922 г. монахи направляют письмо: «В отдел по отделению Церкви от государства. Ввиду крайней необходимости в причащении старых калек, не могущих сходить в сельскую церковь, правление монастыря покорнейше просит разрешить в одной из монастырских церквей служить Литургию и для сего выдать нам хотя бы металлический прибор: чашу, дискос, копья и лжицу».
В том же 1922 году монастырь был закрыт. Многие его насельники запечатлели верность Христу мученической кончиной, в том числе насельник преподобномученик иеромонах Владимир (Товстик), пострадавший в Черкасской губернии в 1937 году.
В 1944 году началось возрождение монастыря. В обитель возвращаются бывшие насельники, включая тех, кто понес многолетний исповеднический подвиг, претерпев лагеря и ссылки: схиархимандрит Пимен (Тишкевич), схиигумен Сергий (Карпов) и другие. В 1946 году Свято-Успенский монастырь впервые посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий I. С этого времени в монастыре была устроена летняя резиденция Патриарха, который ежегодно на несколько месяцев приезжал в обитель. В связи с этим Свято-Успенский Одесский мужской монастырь стали именовать Патриаршим. Много трудов для благоустроения обители положил архиепископ Никон (Петин), пребывавший на Одесской кафедре с 1948 до 1956 года.
В 1961 году, во время хрущевских гонений на Церковь, из центра города была переведена и размещена в бывших помещениях гостиницы Свято-Успенского монастыря Одесская духовная семинария. С тех пор воспитанники семинарии в будние дни совершают богослужения в Свято-Никольской монастырской церкви, а в воскресные и праздничные дни участвуют в монастырском богослужении в Свято-Успенском соборном храме монастыря.
24 декабря 1964 года в Одесском монастыре преставился бывший афонский монах, известный во всей стране старец святой жизни схиигумен Кукша (Величко), прославленный в 1994 году в лике местночтимых святых.
В 1965 году в Свято-Успенский мужской монастырь была перенесена резиденция правящего архиерея Одесской епархии, который является священноархимандритом (настоятелем) обители.
В 1967 году в покоях летней резиденции Патриарха Московского и всея Руси была устроена небольшая крестовая церковь, освященная в честь преподобных Сергия и Никона, игуменов Радонежских, всея Руси чудотворцев.
Пребывающий ныне на Одесской кафедре митрополит Агафангел неустанно трудится над благоукрашением монастыря. За годы его священноархимандритства построены новый собор в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник», колокольня с надвратным храмом в честь свв. князей-страстотерпцев Бориса и Глеба.
В Свято-Успенском храме монастыря хранятся святыни Православной Церкви: частица древа Честнаго и Животворящаго Креста Господня; часть ризы Христа Спасителя; часть хитона Пресвятой Богородицы; ковчег с мощами святого Андрея Первозванного (правая стопа); ковчег с мощами святой праведной Анны, матери Пресвятой Богородицы, святого апостола Луки, святого первомученика и архидиакона Стефана, святого великомученика и целителя Пантелеимона и многих других святых; чудотворная местночтимая икона Божией Матери, именуемая «Млекопитательница» (написана на Афоне в XVII веке); мощи преподобного Кукши Одесского.
Адрес: г. Одесса, пер. Маячный, 6. Тел. 746-30-39.