свято успенский мужской монастырь святой источник

Легенды Свято-Успенского Космина монастыря на речке Яхрень

Невероятное исцеление тяжелобольного помещика, явление отроку иконы Богоматери на медной доске, святой источник, воды из которого можно набрать и сегодня. Мы вновь отправляемся в прошлое, чтобы раскрыть тайны села Небылое Юрьев-Польского района. Здесь на речке с весьма самобытным финно-угорским названием Яхрень (или Яхрома — этот вариант, вероятно, появился как более благозвучный) с середины XV века стоит мужской Свято – Успенский Космин монастырь. Его храмы величественно возвышаются над бескрайними полями плодородного Юрьева Ополья, чьи живописные просторы встретили нас особенной зимней тишиной и спокойствием, а еще чудесными историями, которые местные жители передают из уст в уста.

свято успенский мужской монастырь святой источник. Смотреть фото свято успенский мужской монастырь святой источник. Смотреть картинку свято успенский мужской монастырь святой источник. Картинка про свято успенский мужской монастырь святой источник. Фото свято успенский мужской монастырь святой источник

Кто же такой Косма, чьим имеем назван монастырь, какими делами прославился этот человек, куда подевалась чудотворная икона Яхромской Божией Матери, явившаяся тут много веков назад, и какое отношение к мужской обители имеет царь Алексей Михайлович Романов (отец Петра I), рассказывает наш проводник Алексей Валентинович. Смотрите новый выпуск программы «Точка на карте».

Сразу два чуда

Самая известная легенда этих мест связана с исцелением помещика из села Рожново. Произошло это в конце XIV — начале XV века. В поисках доктора этот человек переезжал с одного места на другое. И вот однажды остановился с ночевкой на берегу реки Яхрени. В услужении у барина был паренек, которому и явилась в ту ночь Богородица, высеченная на медной доске. Наутро больной был исцелен, а отрок в знак благодарности отправлен в Киево-Печерскую лавру, где он принял постриг с именем Косма. На месте же чудесного события был ископан святой источник, который существует по сей день.

свято успенский мужской монастырь святой источник. Смотреть фото свято успенский мужской монастырь святой источник. Смотреть картинку свято успенский мужской монастырь святой источник. Картинка про свято успенский мужской монастырь святой источник. Фото свято успенский мужской монастырь святой источник

Святой источник в Небылом

Владимирский святой

Вскоре Косма вернулся в родные места и на месте явления иконы основал монастырь, срубив деревянный храм Успения Божией Матери. Косма стал первым настоятелем обители и прожил в ней до самой кончины.

свято успенский мужской монастырь святой источник. Смотреть фото свято успенский мужской монастырь святой источник. Смотреть картинку свято успенский мужской монастырь святой источник. Картинка про свято успенский мужской монастырь святой источник. Фото свято успенский мужской монастырь святой источник

Яхромский чудотворец Косма

В конце XVII века, во времена царя Алексея Михайловича, монастырь был отстроен заново. И над гробом Космы Яхромского вырос каменный храм Успения Божией Матери. Были обновлены и другие постройки: братские кельи, трапезный храм Спаса Нерукотворного, надвратная церковь Николая Чудотворца. Таким образом, получился полноценный комплекс русского провинциального монастыря допетровской эпохи. И полюбоваться им может каждый.

свято успенский мужской монастырь святой источник. Смотреть фото свято успенский мужской монастырь святой источник. Смотреть картинку свято успенский мужской монастырь святой источник. Картинка про свято успенский мужской монастырь святой источник. Фото свято успенский мужской монастырь святой источник

Собор Успения Божией Матери, построенный над гробом Космы

Чудотворная икона

Чудотворных икон здесь было три, но все три покинули стены обители. Первая (та самая, которая явилась на медной доске на берегу реки) в XVII веке была отправлена в молельню царя Алексея Михайловича Романова. Вторая — икона Умиления Божией Матери — утрачена в советское время. А Яхромская Богоматерь на мощевике сейчас находится в музее Суздаля.

свято успенский мужской монастырь святой источник. Смотреть фото свято успенский мужской монастырь святой источник. Смотреть картинку свято успенский мужской монастырь святой источник. Картинка про свято успенский мужской монастырь святой источник. Фото свято успенский мужской монастырь святой источник

Список с Яхромской иконы Умиления Божией Матери

В советское время монастырь был закрыт, а братия изгнана. В разные годы здесь обустроили и отделение милиции, и даже роддом. Восстановили обитель лишь в 90-е годы XX века. Сегодня в ней снова идет свои чередом размеренная монашеская жизнь, наполненная ежедневными трудами и молитвами. Братия живет натуральным хозяйством: все продукты (сыр, молоко, овощи) свои. А речка Яхрень, как и много веков назад, богата рыбой. Ловить разрешают всем, но только законными способами. Если вы не бывали в Свято-Успенском Космине монастыре, обязательно совершите это путешествие, не пожалеете. Это около 40 километров от Владимира в сторону Юрьева-Польского. Места здесь тихие, живописные, овеянные старинными легендами.

свято успенский мужской монастырь святой источник. Смотреть фото свято успенский мужской монастырь святой источник. Смотреть картинку свято успенский мужской монастырь святой источник. Картинка про свято успенский мужской монастырь святой источник. Фото свято успенский мужской монастырь святой источник

А всего в нескольких километрах от Небылого находится село Лыково, где в местном храме сохранилась уникальная стенопись XIX столетия «Страшный суд».

Подготовила Дарья Ермолина

Съемки и монтаж Дмитрия Киреева

Фото и видео «Призыва»

*Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения народного экскурсовода

Источник

Святой источник Свенской иконы Пресвятой Богородицы

У подножия холма, на котором стоит древний Свенский Успенский мужской монастырь, есть святой источник. Воду из этого родника всегда использовали в обители. Известен он с момента основания монастыря в 13 веке, а может и раньше. Считается, что воды источника обладают целительной силой.

свято успенский мужской монастырь святой источник. Смотреть фото свято успенский мужской монастырь святой источник. Смотреть картинку свято успенский мужской монастырь святой источник. Картинка про свято успенский мужской монастырь святой источник. Фото свято успенский мужской монастырь святой источник

В 1924 году власть закрыла монастырь. Родник оказался заброшен. Со временем склон густо зарос деревьями, а место, куда продолжала стекать вода, стало заболачиваться. В 1992 году Свенский монастырь вернули русской православной церкви. Тогда же были проведены работы по очистке родника и обустройству купели.

В дальнейшем источник заключили в трубу. При финансовой поддержке Прокофьева Сергея Александровича построили кирпичную купальню. 17 декабря 2006 года купель освятили.

свято успенский мужской монастырь святой источник. Смотреть фото свято успенский мужской монастырь святой источник. Смотреть картинку свято успенский мужской монастырь святой источник. Картинка про свято успенский мужской монастырь святой источник. Фото свято успенский мужской монастырь святой источник

свято успенский мужской монастырь святой источник. Смотреть фото свято успенский мужской монастырь святой источник. Смотреть картинку свято успенский мужской монастырь святой источник. Картинка про свято успенский мужской монастырь святой источник. Фото свято успенский мужской монастырь святой источник

свято успенский мужской монастырь святой источник. Смотреть фото свято успенский мужской монастырь святой источник. Смотреть картинку свято успенский мужской монастырь святой источник. Картинка про свято успенский мужской монастырь святой источник. Фото свято успенский мужской монастырь святой источник

свято успенский мужской монастырь святой источник. Смотреть фото свято успенский мужской монастырь святой источник. Смотреть картинку свято успенский мужской монастырь святой источник. Картинка про свято успенский мужской монастырь святой источник. Фото свято успенский мужской монастырь святой источник

К роднику вниз с высокого холма ведет металлическая лестница. Святой источник находится на берегу Десны. По тропинке можно выйти к воде. Есть стол с лавочками, где можно отдохнуть.

Источник

Пустынский Свято-Успенский мужской монастырь

свято успенский мужской монастырь святой источник. Смотреть фото свято успенский мужской монастырь святой источник. Смотреть картинку свято успенский мужской монастырь святой источник. Картинка про свято успенский мужской монастырь святой источник. Фото свято успенский мужской монастырь святой источник

Пустынский Свято-Успенский мужской монастырь — старейшая православная обитель Могилевщины, основанная в 1380 г. Мстиславским князем Симеоном-Лингвеном. По преданию, князь Лугвен после тяжелой болезни начал слабеть глазами. Получив во сне откровение, князь находит источник недалеко от Мстиславля у р. Ослянка (приток Сожа), умывшись в котором получает исцеление. При этом ему является икона Божией Матери, названная затем Пустынской (Патриаршей).

Содержание

История [ править ]

Монастырь основан в 1380 году родоначальником князей Мстиславских князем Лугвением (Симеоном), сыном Ольгерда.

По преданию, князь Лугвен после тяжелой болезни начал слабеть глазами. Получив во сне откровение, князь находит источник недалеко от Мстиславля у р. Ослянка (приток Сожа), умывшись в котором получает исцеление. При этом ему является икона Божией Матери, названная затем Пустынской (Патриаршей).

В знак благодарности по его приказу рядом с целебным источником была построена церковь и основан монастырь. По одной из версий, Пустынский монастырь название свое получил потому, что ту местность, где сейчас расположена обитель, еще задолго до исцеления князя населяли монахи-пустынники, объединившиеся в общежительный монастырь в 1380 году.

В XVI веке это был один из крупнейших монастырей на восточно-белорусских землях.

В 1563 году во время военных действий России и Речи Посполитой часть монахов была убита, часть вынуждена была бежать. Какое-то время в монастыре не было насельников.

свято успенский мужской монастырь святой источник. Смотреть фото свято успенский мужской монастырь святой источник. Смотреть картинку свято успенский мужской монастырь святой источник. Картинка про свято успенский мужской монастырь святой источник. Фото свято успенский мужской монастырь святой источник

В 1839 году древняя обитель сделалась снова православной, но находилась она в весьма плачевном состоянии. На восстановление храмов и других построек монастыря пришлось собирать средства по всей Руси. Лишь в 1863 году началось возрождение некогда славной обители.

В 1864 году прямо на источнике, где явилась икона Божией Матери, была устроена и освящена церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Воды источника, выходя с южной стороны церкви, наполняют купель и впадают в протекающую с восточной стороны монастыря реку Ослянку. Рождество-Богородицкая церковь стоит на месте с древнейших времен существовавшей здесь деревянной церкви.

В 1865 году была освящена новопостроенная церковь Покрова Пресвятой Богородицы, объединенная в одно здание с двумя двухэтажными братскими корпусами, в которых размещались также келии настоятеля и братская трапезная.

В 1866 году в Пустынском монастыре была построена величественная колокольня (58,67 м).

В 1869 году собору Успения Пресвятой Богородицы, построенному в 1801-1808 годах, двумя боковыми трансептами придали крестово-купольную форму с одним большим величественным открытым куполом, по бокам которого размещались четыре малых купола.

Братская библиотека Пустынок насчитывала 656 книг. Велась бесплатная раздача и рассылка книг.

В 1919 году, насельники, пытаясь сохранить монастырь, зарегистрировали на территории обители земледельческую коммуну. После ликвидации коммуны монахи некоторое время продолжали жить в обители и вести прежний образ жизни, но в 1925 году их окончательно выселили.

В монашеских кельях разместили детей-сирот, образовав Пустынский детский дом. Имущество Пустынского монастыря, в том числе иконы, конфисковали. Чудотворный образ пропал.

В 1942 году в течение трех летних месяцев на территории монастыря базировалась немецкая воинская часть, направлявшаяся на Курскую дугу из Северной Африки.

В 1943 году немцы взорвали монастырь. При этом были обнаружены в стенах собора потайные ходы, один из которых выводил за пределы обители.

Весной 1944 года, накануне операции «Багратион», в монастыре базировался женский авиаполк ночных бомбардировщиков.

свято успенский мужской монастырь святой источник. Смотреть фото свято успенский мужской монастырь святой источник. Смотреть картинку свято успенский мужской монастырь святой источник. Картинка про свято успенский мужской монастырь святой источник. Фото свято успенский мужской монастырь святой источник

За годы богоборческой власти совершалось варварское разрушение зданий монастырского комплекса. Не только вынули окна, разобрали крыши, но и взорвали полы, растащили печи. Стены Успенского собора пытались сломать тракторами, частично была разобрана одна из стен. Ограду вокруг обители почти всю разворовали. На территории обители стали проводить учения по гражданской обороне. Сожгли и сломали то, что еще оставалось уцелевшим. И когда уже нечего было крушить, оставили монастырь на разрушение природным стихиям. Территория поросла кустарниками, деревьями и бурьяном.

Современное состояние [ править ]

16 июня 2003 года начались работы по восстановлению монастыря. 28 августа 2003 года на престольный день в обители был совершен первый после долгих лет запустения молебен.

Прежде всего был восстановлен храм Рождества Божией Матери. Также были отремонтированы братские корпуса, построена купель и облагорожен источник, сооружена лестница к храму и произведено частичное благоустройство территории.

7 августа 2005 года стало Богородице-Рождественский храм освятили митрополит Филарет, архиепископ Стефан и епископ Софроний.

27 декабря 2005 года в восстановленном монастыре состоялся первый монашеский постриг.

Весной 2007 года на частично отреставрированную звонницу были установлены вновь отлитые колокола.

Братия монастыря ежедневно несет послушания в храме, в трапезной, на огороде и подсобном хозяйстве.

Храмы [ править ]

Святыни [ править ]

свято успенский мужской монастырь святой источник. Смотреть фото свято успенский мужской монастырь святой источник. Смотреть картинку свято успенский мужской монастырь святой источник. Картинка про свято успенский мужской монастырь святой источник. Фото свято успенский мужской монастырь святой источник

С началом восстановительных работ в 2000-х годах в здании, где в дореволюционное время учились дети из бедных крестьянских семей, был обнаружен Нерукотворный лик Спасителя. На фотографии видно отверстие от гвоздя, на котором висела школьная доска.

Престольные праздники [ править ]

Местонахождение [ править ]

Адрес: Белоруссия, 247600, Могилевская обл., г. Мстиславль

Паломнику [ править ]

Богослужение совершается ежедневно.

По средам, пятницам, субботам и воскресеньям совершается Литургия.

Источник

Крымская лавра. «Монастырь – это место, где живут в другом измерении»

свято успенский мужской монастырь святой источник. Смотреть фото свято успенский мужской монастырь святой источник. Смотреть картинку свято успенский мужской монастырь святой источник. Картинка про свято успенский мужской монастырь святой источник. Фото свято успенский мужской монастырь святой источник

Крымской Лаврой называют Свято-Успенский Бахчисарайский мужской монастырь под Бахчисараем. Его корни уходят в седую древность христианства. На сегодняшний день это один из крупнейших монастырей полуострова, известный и посещаемый. Поскольку из-за пандемии коронавируса те паломники, в чьи планы входило знакомство со святынями Крыма, вынуждены с поездками повременить, мы решили накануне праздника Успения Пресвятой Богородицы рассказать о православной обители, расположенной недалеко от средневековой столицы Крымского ханства. Бахчисарай в переводе с крымско-татарского звучит так: «дворец в саду». Или – «окруженный садами дворец».

Явленная икона Богородицы почиталась христианами и мусульманами

Очень грустно было читать в Интернете признание одной москвички, в прошлом году побывавшей в Бахчисарае на экскурсии. Она написала, что все церковные объекты ее интересуют только с архитектурной точки зрения. И, узнав, что вход женщинам в брюках или в шортах в монастырь запрещен, даже успокоилась. Решила осмотреть его «по периметру», так как больше всего ей хотелось увидеть «гамлетовскую лестницу», на ступенях которой звучит монолог Гамлета «Быть или не быть?» в исполнении Иннокентия Смоктуновского (фильм Григория Козинцева «Гамлет», снятый в 1964 году). Что тут скажешь? Что сегодня перед ревностными православными миссионерами простирается непаханное поле. Если человек, находясь рядом с величайшей святыней, безразличен к ней и сердце его глухо к Божественным законам, это и его, и наша беда… Но нельзя не порадоваться другому. Немалое число людей, (некоторые даже из-за тридевяти земель приезжают), искренне интересуется, как в святом месте пробивались ростки веры сквозь жесткую почву, препоны, смертельные угрозы и кровавые расправы над молитвенниками.

свято успенский мужской монастырь святой источник. Смотреть фото свято успенский мужской монастырь святой источник. Смотреть картинку свято успенский мужской монастырь святой источник. Картинка про свято успенский мужской монастырь святой источник. Фото свято успенский мужской монастырь святой источник

В Свято-Успенском пещерном монастыре за минувшие века тоже всё это было. Но чудесное явление иконы Божией Матери помогло христианам Тавриды, возносившим молитвы Спасителю в самом центре ислама, укорениться в своей вере. Икона стала главной святыней обители – причем почиталась она и мусульманами (простыми, а также «высокопоставленными» – например, ханом, ставившим накануне военного похода перед святым образом пудовую восковую свечу). У иконы несколько названий: Бахчисарайская, Панагия, Крымская икона Богоматери и Мариупольская. До нас дошли разные предания относительно появления здесь чудотворного образа. Согласно одному из них, в каменных горах некий змий пожирал людей и скот. Греки и генуэзцы (это итальянцы, в средние века активно заселявшие Крымский полуостров вдоль Черноморского побережья) стали просить Пресвятую Богородицу освободить их от змия. И как-то люди увидели наверху свечу горящую, но гора была настолько крутая, что добраться туда оказалось невозможно. Тогда они вытесали ступени из камня и когда поднялись наверх, увидели: свеча горит перед образом Божией Матери. Кроме того, увидели мертвого змия: «его же изсекши в части, сожгоша огнем, и от того времени жителие тамошние часто начаша ходити тамо и молитися Пресвятой Богородице» (из народного предания, сохраненного для нас русскими писателями ХVII века).

свято успенский мужской монастырь святой источник. Смотреть фото свято успенский мужской монастырь святой источник. Смотреть картинку свято успенский мужской монастырь святой источник. Картинка про свято успенский мужской монастырь святой источник. Фото свято успенский мужской монастырь святой источник

Другое предание связывает это чудо с пастухом по имени Михаил. Однажды Михаил загнал пастись свое стадо в нынешний Успенский овраг и увидел на скале, в десяти саженях от земли, икону Богоматери, а пред ней свечу. Когда весть об этом дошла до слуха князька, у которого служил Михаил, тот приказал перенести икону в его дом. Несмотря на благоговение, с каким хозяин ее принял, на следующий день иконы в доме не оказалось – она вернулась на прежнее место на скале. То же самое повторилось и во второй раз. Тогда все поняли, что Богоматери не угодно, чтобы Ее святой образ находился в другом месте, кроме той скалы, где он явился. И решили устроить малый храм в скале, напротив места явления иконы. Изсекли внутри скалы пещеру, снаружи – лестницу к ней. И в пещере-храме поместили новоявленную икону. А ущелье получило название Марьям-Дере – ущелье Святой Марии.

свято успенский мужской монастырь святой источник. Смотреть фото свято успенский мужской монастырь святой источник. Смотреть картинку свято успенский мужской монастырь святой источник. Картинка про свято успенский мужской монастырь святой источник. Фото свято успенский мужской монастырь святой источник

Явление чудотворной иконы в XV веке произошло в день празднования Успения Божией Матери, поэтому храм, вырубленный в скальном массиве, стал Успенским. А история со святыней имеет, скажем, необычное продолжение, относящееся уже к XVIII веку, когда пределы Крымского ханства покинули почти все христиане. Домыслов и передергиваний фактов, как водится, в избытке. Мы же посмотрим объяснение этому в Житии святителя Игнатия (Газадини), архипастыря из Греции, который в 1769 году возглавил в Тавриде Готфейско-Кефайскую кафедру. В Житии сказано: «Семь трудных лет управлял своей кафедрой на этом месте святитель Игнатий, вознося слезные молитвы у престола Божия за притесняемую паству. Осознавая нависшую над православными угрозу духовного и физического уничтожения, он начал переговоры с Российским правительством и добился принятия в русское подданство крымских христиан. После Божественной литургии, 23 апреля 1778 года в пещерной церкви Свято-Успенского скита, он призвал верных начать подготовку к исходу из страны рабства и унижения. Гонцы по всему полуострову оповестили единоверцев, и не нашлось ни одного предателя, благодаря чему турецко-татарские власти Крыма ничего не узнали о готовящемся событии и не сумели ему помешать. Оставив свои дома и могилы предков, в июне месяце, с великой святыней – Бахчисарайской иконой Божией Матери, они вышли в путь. Вереницы подвод увозили христиан с полуострова. Военной стороной дела руководил Александр Суворов, а духовно-административной – владыка Игнатий. Более тридцати тысяч человек покинули пределы турецко-татарского Крыма. За проявленные подвиг и мужество, императрица Екатерина наградила святителя высокой наградой –»бриллиантовой панагией»».

Для переселенцев были выделены земли в Азовской губернии, но митрополит Игнатий обратился к графу Потемкину с просьбой разрешить обживаться людям южнее, в Павловском уезде, поскольку те земли их не удовлетворили. И там, южнее, был основан Мариуполь, который сегодня известен как город Донецкой области, входящий в десятку крупных городов Украины. А Бахчисарайскую икону, принесенную монахами, поместили в специально построенной для нее церкви в честь Успения Богородицы, и она прославилась чудотворениями. Что с ней стало после 1918 года – неизвестно…

«Что привлекло вас, братие?»

Многие историки из числа верующих и просто свидетели событий разного времени отмечали, что милосердие Пресвятой Богородицы к краю, где Бахчисарайская икона была явлена, проявлялось и после того, как святой образ покинул пределы Крымского полуострова. Если вдуматься: разве это не великая милость Царицы Небесной, что один ревностный архипастырь сберег христианское население, уведя его туда, где не было накала религиозной нетерпимости и где человек, исповедующий православную веру, мог открыто славить Христа? Разве это не благодаря Ее заступничеству за Крымскую землю появился здесь другой ревностный архипастырь, другая яркая личность – архиепископ Херсонский и Таврический Иннокентий (Борисов) – и взял на себя труды по восстановлению Бахчисарайской обители? Дату основания древнего монастыря под Бахчисараем – то ли в VIII веке он был основан греческими монахами, бежавшими из Византии от преследования за почитание икон, то ли в XV веке поселились тут первые монахи, нам не узнать. Но что касается возобновления монашеской жизни при архиепископе Иннокентии, дата известна: открытие обители, получившей название Бахчисарайского Успенского скита или Панагии, состоялось 15 августа 1850 года, в день празднования Успения Пресвятой Богородицы. К тому времени Крым уже был российским, и обитель в ущелье Марьям-Дере скоро снова стала духовным центром крымского Православия.

свято успенский мужской монастырь святой источник. Смотреть фото свято успенский мужской монастырь святой источник. Смотреть картинку свято успенский мужской монастырь святой источник. Картинка про свято успенский мужской монастырь святой источник. Фото свято успенский мужской монастырь святой источник

Русским Златоустом называли святителя Иннокентия – высокоодаренного ученого-богослова и проповедника, чьи проповеди были переведены на греческий, французский, немецкий, сербский, армянский, польский языки. Проникновенное обращение Преосвященного к многочисленной пастве, собравшейся в тот памятный день поклониться списку чудотворной Бахчисарайской иконы, подтверждает его блестящий проповеднический дар. Вот из него фрагмент: «Где мы и что делаем? – спросил владыка. – Пред нами скала с ее допотопною, может быть, вершиною; за нами утесы с их неприступною высотою; вокруг нас дебри и пустыня. И в сию-то пустыню, к этой-то скале и утесам, стеклось столько людей и посетителей! Что привлекло вас, братие? Привлекли, очевидно, не земные побуждения и выгоды: что для них в этой пустыне? Не чувства плоти и крови: какая для них пища в этих голых камнях? А живая вера в Господа и Спасителя нашего, Коего пречестное и великолепное имя славится на месте сем; привлекла живая любовь к Пречистой Матери Его, которая, в дивной иконе Своей от лет древних, избрала гору сию в жилище себе… Вопреки всем превратностям времени и обстоятельств, вы продолжали веровать и любить святую гору сию. И вот Господь услышал желание ваше: любимое вами место восстанавливается в древнем его святом чине и благолепии». После совершения Литургии святитель сообщил собравшимся очень важную вещь: посещая это место, люди будут находить в нем не только молитву и богослужение, но и образ жития иноческого по чину Святой Горы Афон. «…мы будем иметь утешение зреть подобие древнего Афона», – сказал владыка. Далее произошло событие, которое спустя 170 лет не утратило свою значимость. Из среды священнослужителей выступили несколько человек в иноческой одежде и поверглись ниц перед архиепископом Иннокентием, прося его благословения на вступление в число братии Успенского скита. Таким образом число насельников новоустроенного скита неожиданно увеличилось…

свято успенский мужской монастырь святой источник. Смотреть фото свято успенский мужской монастырь святой источник. Смотреть картинку свято успенский мужской монастырь святой источник. Картинка про свято успенский мужской монастырь святой источник. Фото свято успенский мужской монастырь святой источник

До этого трогательного и символичного момента был другой – тоже символичный момент: провозглашение многолетия благочестивейшему Государю Императору и всему Августейшему Дому, Святейшему Синоду, благотворителям новой обители и всем православным христианам. На престоле находился Николай I (вспомним: жестоко оклеветанный западными и российскими демократами, завистниками и недоброжелателями. Но те, кто «глубоко копал» в истории – глубоко и непредвзято, нашли немало ценных свидетельств, что Николай I свое правление ощущал, как исполнение долга Помазанника перед Богом). Для братии нынешнего монастыря, как и для их предшественников, важно, что это святое место в разные эпохи посещали царственные и княжеские особы, начиная, к слову, с Екатерины II, разрешившей православным грекам перебраться в Россию вместе с митрополитом Игнатием. Была в монастыре и супруга Николая I Императрица Александра Федоровна. Был их старший сын Император Александр II – Царь-освободитель, великой заслугой которого стало освобождение крестьян от крепостной зависимости. Несколько раз посещал монастырь Царь-мученик Николай II. В последний раз – 30 августа 1913 года. Список высочайших особ, в некоторой степени покровительствовавших обители, немалый. Их имена с портретами можно увидеть на официальном сайте монастыря в разделе «Гости».

«Монастырь – это место, где живут в другом измерении»

Во время посещения одной из обителей, говоря о чуде возвращения святынь из небытия и строительстве новых храмов по лицу Русской земли, Святейший Патриарх Кирилл подчеркнул, что хотя чудеса в нашей жизни являются результатом Божественного действия, тем не менее, они всегда в себя включают и человеческий фактор. Потому что под лежачий камень вода не течет. Монастырь под Бахчисараем, в советскую эпоху разрушенный, стал возрождаться с 1992 года, когда в пещерном храме митрополит (тогда архиепископ) Симферопольский и Крымский Лазарь отслужил Божественную литургию и освятил источник. Из Одесского монастыря приехал отец Силуан (Макей), назначенный наместником монастыря, и по свидетельствам прихожан, очень быстро была восстановлена пещерная Свято-Успенская церковь, вновь отстроена звонница, восстановлены кельи и некоторые хозяйственные постройки, пещерный храм во имя святого апостола и евангелиста Марка, храм во имя святых равноапостольных Константина и Елены. Также была восстановлена наскальная иконопись над балконом Успенской церкви. Появились гостиница для паломников, ремесленные мастерские, помещения для скота.

свято успенский мужской монастырь святой источник. Смотреть фото свято успенский мужской монастырь святой источник. Смотреть картинку свято успенский мужской монастырь святой источник. Картинка про свято успенский мужской монастырь святой источник. Фото свято успенский мужской монастырь святой источник

Да много чего было сделано! Трудами наместника, братии, благочестивых мирян монастырь изменился до неузнаваемости. О непростом начале вспоминает в документальном фильме «Крымский Афон (Крымская Лавра)» иеромонах Аввакум (Губанов), (ныне – архимандрит). По признанию батюшки, случались такие дни, когда, казалось, строиться здесь ничего не будет – насельников выгонят отсюда и всё тут заморозится, умрет. Но проходило время какого-то оцепенения, уныния, в какой-то мере паники, и стройка возобновлялась. «Лучше всех это знает отец Силуан, – продолжил отец Аввакум, – потому что в его руках все рычаги управления. Он игумен, он сердце монастыря. Он и стройку держит в руках, и нас. Я ему очень благодарен, потому что этот человек как мать, как отец для нас всех. По крайне мере, я его так воспринимаю. Я знаю, что это мой начальник от Бога и воля Божия через ум и сердце отца Силуана сходит на меня и мною движет».

свято успенский мужской монастырь святой источник. Смотреть фото свято успенский мужской монастырь святой источник. Смотреть картинку свято успенский мужской монастырь святой источник. Картинка про свято успенский мужской монастырь святой источник. Фото свято успенский мужской монастырь святой источник

Восстанавливать монастырь было крайне тяжело не только из-за ужасающей разрухи и трудного экономического положения. Отслеживая сочувственные публикации в СМИ (клеветнических по этому поводу тоже хватает), видишь: несмотря на мирное время, братии пришлось по-настоящему держать оборону. Нешуточные угрозы шли от представителей меджлиса крымскотатарского народа. Это потом, в 2016 году, Верховный суд Крыма признал эту организацию экстремистским общественным объединением и запретил ее деятельность в России, а через несколько месяцев и Верховный суд РФ окончательно признал законным запрет деятельности меджлиса крымских татар на территории России. Но летом 2001 года ее лидеры собрали на площади перед входом в Свято-Успенский монастырь татар со всего полуострова и устроили бурный митинг протеста против возвращения обители ее исторических земель. Хотя территория всехристианской святыни хорошо известна по многочисленным документам, фотографиям, схемам, к тому же государственный акт на отвод земли был выдан лишь после огромной предварительной работы с архивами Крыма, Киева, Москвы, однако активисты меджлиса и спровоцированные ими на враждебные действия люди ничего не хотели слышать. Обстановка накалилась до такой степени, что пришлось вызывать бойцов спеподарзделения ОМОН «Беркут».

свято успенский мужской монастырь святой источник. Смотреть фото свято успенский мужской монастырь святой источник. Смотреть картинку свято успенский мужской монастырь святой источник. Картинка про свято успенский мужской монастырь святой источник. Фото свято успенский мужской монастырь святой источник

Агрессия по отношению к обители в разных формах проявлялась и в последующие годы. Свое настойчивое требование передать часть монастырской земли под рынок для крымскотатарских предпринимателей лидеры меджлиса в конце концов решили перевести в практическую плоскость. Весной 2004 года группа боевиков, вооружившись ломами и монтировками, принялась крушить временные навесы для отдыха паломников, установленные братией. Затем при поддержке местных властей татары установили торговые палатки на месте, где ранее стояли навесы. Воспользовавшись тем, что монастырь посещают тысячи туристов, торговцы стали бойко предлагать им сувениры, платки, украшения и прочее, прочее, не позволяя людям оторваться от мирских соблазнов, а, напротив, затягивая их в крикливую суету. Еще один факт из «горькой летописи противостояния»: в начале 2007 года в Бахчисарайской райгосадминистрации прошло совещание во главе с председателем городской администрации Ильми Умеровым. Да, с тем самым, которого в 2017 году судили как заместителя председателя запрещенного в РФ крымскотатарского меджлиса и признали виновным в экстремизме и публичных призывах к нарушению территориальной целостности РФ. Однако тогда он еще чувствовал себя полновластным хозяином, а православный монастырь под скальными сводами интересовал Умерова лишь в плане отъема значительной части его исторической территории.

свято успенский мужской монастырь святой источник. Смотреть фото свято успенский мужской монастырь святой источник. Смотреть картинку свято успенский мужской монастырь святой источник. Картинка про свято успенский мужской монастырь святой источник. Фото свято успенский мужской монастырь святой источник

На совещании в райгорадминистрации наместник монастыря архимандрит Силуан выступил с аргументированной речью – настолько четко обрисовал он истинное положение дел и твердо обозначил свою позицию, что, казалось бы, земельный вопрос можно закрыть раз и навсегда. (К сожалению, этого не случилось). Обращаясь к реалиям прошлого, отец Силуан тогда отметил, что ни в одном историческом документе нет данных о том, что ханы требовали убрать монастырь, забрать его землю. Приводя примеры теплых и доброжелательных отношений между христианами и мусульманами, батюшка вспомнил красноречивый факт, относящийся к не столь уж далекому XIX веку. Почитаемый и уважаемый всеми крымскими татарами известный писатель, поэт, общественный деятель Исмаил-бей Гаспринский в свою бытность городским головой Бахчисарая (1878-1883 годы) неоднократно встречал хлебом-солью архиереев, посещавших город и монастырь. Буквально по пунктам отец-наместник предложил разумные пути урегулирования болезненных вопросов и затем обратился к собравшимся со словами: «Считаю, что таким образом мы начнем восстановление того мира, спокойствия и лада, который существовал между монастырем, его наместниками и ханами до 1917 года, когда ни у кого из них не было друг к другу претензий ни по какому поводу, а были мир, совет да любовь». Жить в ладу с людьми другой веры и в любви к Отечеству – братия искренне молится об этом.

свято успенский мужской монастырь святой источник. Смотреть фото свято успенский мужской монастырь святой источник. Смотреть картинку свято успенский мужской монастырь святой источник. Картинка про свято успенский мужской монастырь святой источник. Фото свято успенский мужской монастырь святой источник

…В вышеупомянутом фильме «Крымский Афон (Крымская Лавра)» насельник монастыря отец Аввакум произносит слова, которые важны не только для монашествующих. Хорошо бы запечатлеть их в своем сердце каждому из нас. «Монастырь – это место, где живут в другом измерении», – говорит батюшка. А ведь именно с таким пониманием мы должны входить в ограду монастыря. И с большим уважением – к строгому строю монашеской жизни и молитвенной сосредоточенности, которую нельзя нарушать шумом, смехом, посторонними разговорами. Монахи несут свой молитвенный и трудовой подвиг, но и мы должны мысленно настраивать себя на то, что посещение монастыря – одного или нескольких – потребует мобилизации всех сил и только тогда могут появиться острота духовного слышания и полнота видения, а как величайшая награда – ощущение присутствия особой благодати. Приведу трогательное, почти поэтическое сравнение, взятое из публикации на сайте «Крымская Лавра. Свято-Успенский мужской монастырь»: «…к этому святому месту надо относиться с благоговением, так же, как к прозрачной снежинке, которая, если схватишь ее рукой, превратится лишь в капельку слезинки».

свято успенский мужской монастырь святой источник. Смотреть фото свято успенский мужской монастырь святой источник. Смотреть картинку свято успенский мужской монастырь святой источник. Картинка про свято успенский мужской монастырь святой источник. Фото свято успенский мужской монастырь святой источник

Без чувства священного трепета вряд ли стоит заходить туда, где, по словам насельника древнейшей пещерной обители, небо касается земли. Не физическое небо, подчеркнул отец Аввакум, а духовное.

Фото Владимира Ходакова и Екатерины Орловой
Также предоставлены снимки из свободного доступа

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *