свято успенский мужской монастырь далматово
Свято успенский мужской монастырь далматово
JUser: :_load: Не удалось загрузить пользователя с ID: 43
Богослужения
Богослужебная деятельность монастыря
Богослужения совершаются ежедневно.
В престольный праздник иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», в дни памяти преп. Далмата Исетского (8 июля, 6 августа н.ст.) праздники Успения Божией Матери (28 августа н.ст.) Далматской иконы Успения Божией Матери (28 февраля н.ст.) по обычаю служится водосвятный молебен на источнике преп. Далмата и совершается крестный ход вокруг стен обители (в праздник иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радосте» – вокруг храма), служится акафист празднику.
Вечернее богослужение начинается в 17.00 ч. Как правило, совершаются вместе 9-й час, вечерня, утреня и 1-й час. Начало исповеди – 7.30 ч. Начало Божественной литургии: по будням – в 08.00 ч., в воскресные и праздничные дни – в 09.00 ч. В монастыре ежедневно совершается братское правило: утреннее – с 5.30 ч. (полунощница, утренние молитвы, молебен с пением акафиста преп. Далмату Исетскому перед его мощами); вечернее – после окончания вечерней трапезы (если по какой-то причине не было вечерней службы – малое повечерие с тремя канонами и вечерние молитвы; если была вечерняя служба – вечерние молитвы).
В воскресные дни по окончании Божественной литургии служатся заказные молебны, панихида (и заочное отпевание). В 14.00 ч. в воскресенье (в остальные дни – по договоренности) совершается таинство Святого Крещения (а накануне, по воскресным дням в 14.00 ч. проводятся огласительные беседы в храме). Таинство Елеосвящения совершается, как правило, еженедельно в дни многодневных постов по субботам в 12.30 ч., а в частных случаях – по мере необходимости.
Все богослужения обычно совершаются в Скорбященском храме, таинство Св. Крещения – в крестильной церкви во имя собора свв. седмидесяти апостолов (южная галерея Скорбященского храма); Божественная литургия в крестильной и надвратной церквях совершаются в исключительных случаях.
Свято успенский мужской монастырь далматово
JUser: :_load: Не удалось загрузить пользователя с ID: 937
История монастыря
Краткая справка об истории и современном состоянии Успенского Далматовского мужского монастыря Шадринской епархии.
Далматовский мужской 3-го класса монастырь основан в 1644 г. на берегу р. Исети в месте, называемом «Белое городище», старцем Невьянского Богоявленского монастыря иноком Далматом (в миру – тобольский городничий Димитрий Иванович Мокринский (1594-1697)). В 1644 г. старец Далмат ископал себе пещеру в овраге на левом берегу реки Исети при впадении реки Течи. Тогда же принесена им чудотворная Далматская икона Успения Божией Матери, впоследствии чудесным образом сохранившаяся на пепелище во время одного из набегов кочевников, неоднократно разорявших обитель. В то время это место принадлежало тюменскому татарину Илигею, который, узнав, что в находящейся в его владениях пещере поселился инок и опасаясь появления там монастыря, решился напасть на пришельца и погубить его. Явившаяся Илигею в сонном видении Богоматерь запретила причинять обиду отшельнику, так что тот, устрашенный этим чудесным явлением, смиренно пришел к Далмату и даровал во владение для будущего монастыря всю Приисетскую вотчину, став первым благотворителем вновь устрояемой обители. Тогда же, по монастырскому преданию, Илигей подарил Далмату в знак уважения свои шишак и кольчугу, хранившиеся в монастыре как святыня до закрытия обители в начале ХХ в.
В ХVII в. монастырь не раз подвергался разрушению от калмыков и башкир (1651, 1662 гг.) и снова восстанавливался. Еще при жизни старца Далмата настоятелем монастыря стал его сын архимандрит Исаак (+1724 г.). Его трудами в 1705-1719 гг. возведен каменный Успенский собор с придельной Димитриевской церковью и колокольней. В 1713-1763 гг. вместо прежней деревянной построена каменная монастырская стена с башнями. Это настолько укрепило монастырь, что он был в состоянии выдержать осаду восставших крестьян («Дубинщина» 1762-1763 гг.) и штурм отрядов Е.Пугачева (1774 г.). Обладая значительными земельными владениями с жившими на них монастырскими крестьянами, многочисленными хозяйственными заимками, в том числе железноделательным заводом (впоследствии на его месте основан г. Каменск-Уральский), к середине ХVIII в. по ряду экономических показателей монастырь занимал первое место среди обителей восточной части Российской Империи.
Далматовский монастырь был также центром духовного просвещения и образования в Сибири. В 1714 г. в монастыре открыто первое в Зауралье училище для детей церковнослужителей, в 1735 г. учреждается славяно-греко-российская школа, в 1761 г. – семинария, в 1816 г. – уездное духовное училище, в 1846 г. – училище для служительских и поселянских детей, в 1884 г. – церковно-приходская школа с тремя отделениями, в 1899 г. – «второклассная» церковно-приходская школа с образцовой одноклассной с учреждением общежития для учеников в монастырских зданиях. В монастыре имелась богатая библиотека («книгохранилище»), первое упоминание о которой относится к 1679 г.
В первой половине ХIХ в. над северными святыми вратами строится каменная надвратная церковь во имя св. апостола Иоанна Богослова вместо сгоревшей деревянной, срубленной в 1673-1674 гг. над восточными святыми вратами. В 1871-1881 гг. в монастыре строится церковь во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» с приделами во имя свт. Стефана, еп. Великопермского и прпп. Исаакия, Далмата и Фавста, к которой в 1896 г. пристроена каменная часовня-усыпальница над могилой прп. Далмата (здесь хранились его портрет, монашеское облачение, шишак и кольчуга). В 1904 г. в обители принят общежительный устав, а в 1912 г. монастырь стал второклассным.
Почитание основателя Успенской обители старца Далмата среди жителей окрестных губерний Урала и Сибири было довольно велико. В 1864 г. Пермская духовная консистория своим указом установила в селе Далматово 24 июня, в день его преставления ежегодный крестный ход. В 1871 г. была попытка обрести мощи подвижника, в это время записываются свидетельства о его чудесах, исцелениях и явлениях.
Среди знаменитых насельников монастыря – сподвижник Далмата и постриженник обители будущий первый архиепископ Архангельский и Холмогорский Афанасий (Любимов); учились в Далматовском училище будущий начальник Русской духовной миссии в Иерусалиме и известный церковный ученый архимандрит Антонин (Капустин), изобретатель радио А.С.Попов, домашний учитель М.Ю.Лермонтова А.Ф.Мерзляков, организатор Томского университета и попечитель Западно-Сибирского учебного округа В.М.Флоринский, полярный исследователь К.Д.Носилов; в монастыре похоронены сын Далмата архимандрит Исаак, дядя архимандрита Антонина (Капустина) епископ Екатеринбургский Иона (Капустин), зауральский краевед, просветитель и писатель А.Н.Зырянов.
После революции в начале 20-х гг. монастырь превращен в музей, в конце 20-х гг. службы прекращены. Сведений о репрессиях братии не имеется. В 1930 г. единственный на Урале Далматовский музей-монастырь был закрыт; в этом же году со Скорбященской церкви снесли купола. Главная святыня – чудотворная Далматская икона Божией Матери исчезла (в настоящее время ее местонахождение неизвестно). Стараниями местного краеведа и ученого В.П.Бирюкова удалось спасти и вывезти в Шадринск большую часть монастырского архива. В годы советской власти на территории монастыря располагались различные учреждения (в т.ч. театр); главные разрушения приходятся на послевоенные годы (с 1945 г.), когда монастырский комплекс отдан заводу «Молмашстрой» (завод «Старт»). Главный храм обители – Успенский собор был обезглавлен, переоборудован под цех, колокольня снесена. Частично разрушена монастырская стена, разобрана северо-западная башня – «Красный бастион». На территории монастыря построены корпуса заводских цехов, городская котельная. Постановлениями Совета Министров РСФСР от 1952 и 1974 гг. комплекс Далматовского монастыря признан памятником истории и культуры республиканского (общероссийского) значения.
В сентябре 1989 г. в г. Далматово была зарегистрирована православная община и ей передан Скорбященский храм, а 6 мая 1992 г. решением Священного Синода РПЦ возрожден монастырь и возобновлена монашеская жизнь. Завод «Старт» покинул территорию монастыря. 23 февраля 1993 г. в связи с выделением самостоятельной Курганской епархии из Свердловской монастырь сменил епархиальное подчинение. В 1994 г. обретены мощи прп. Далмата Исетского (местночтимый святой, с 2004 г. по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия 11 – в лике Собора Сибирских святых; к 300-летию преставления святого в 1997 г. были составлены ему служба и акафист). В том же 1994 г. в монастыре произошел сильный пожар, выгорели юго-западные корпуса. В настоящее время в братии монастыря 17 человек (в т.ч. 15 монашествующих), наместник – игумен Варнава (Аверьянов). Действующие храмы: в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» с крестильной церковью в честь собора свв. 70-ти апостолов, надвратная церковь св. апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Устроена деревянная часовня с купальней над источником прп. Далмата близ монастыря. Имеются тепличное хозяйство, скотный двор, пекарня, мастерские. Действует воскресная школа и православная библиотека. Имеется гостиница для паломниц, мужчины-паломники размещаются в братском корпусе.
Богослужение: ежедневно совершается утреннее и вечернее братское правило у мощей прп. Далмата; Божеств. Литургия – не ежедневно: как правило, все бденные и полиелейные службы. Вечерняя служба – с 17.00, исповедь – с 7.30, Литургия – с 9.00.
Святыни: мощи прп. Далмата Исетского, ковчеги с частицами мощей прпп. Киево-Печерских и разных святых, Порт-Артурская икона Божией Матери.
Праздники и памятные дни: 28 февраля н.ст. – Далматской иконы Божией Матери, 8 июля н.ст. – преставление прп. Далмата Исетского, 6 августа н.ст. – обретение мощей прп. Далмата Исетского, 28 августа н.ст. – Успение Божией Матери, 6 ноября н.ст. – иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». На праздник иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» совершается крестный ход вокруг храма, в остальные монастырские праздники – крестный ход вокруг обители. Водосвятные молебны в праздничные дни совершаются, как правило, в часовне на источнике прп. Далмата.
Свято успенский мужской монастырь далматово
JUser: :_load: Не удалось загрузить пользователя с ID: 937
Святыни монастыря
МОЩИ ПРЕПОДОБНОГО ДАЛМАТА ИСЕТСКОГО
ЧАСТИЦЫ СВЯТЫХ МОЩЕЙ
Кроме мощей преподобного Далмата Исетского, в монастыре имеется более ста частиц мощей угодников Божиих. Каждая частица заключает в себе благодать целых мощей того или иного святого и не может расцениваться как менее значимая святыня в сравнении с целокупными мощами.
Реликвии преподобного Далмата Исетского
(шлем и кольчуга).
После кончины прп. Далмата шлем и кольчуга хранились на его гробнице в усыпальнице при храме в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». В начале ХХ в. краевед А. И. Кривощёков писал: «…каждый богомолец, приходящий на поклонение гробу Далмата, считает своим непременным долгом надеть эти вещи и помолиться в них, искренно веря, что одежды Далмата (Илигея) исцеляют от слабости, а шишак от головной боли…». Сохранились дореволюционные фотографии этих реликвий, в том числе цветной снимок, сделанный побывавшим в Далматовском монастыре в 1912 г. известным русским фотографом С. М. Прокудиным-Горским.
После закрытия монастыря в 1930-е годы реликвии были переданы в Свердловский областной краеведческий музей.
Передача музейных экспонатов для длительного экспонирования в стенах действующего храма стала возможной благодаря проведению большой подготовительной работы. На средства благотворителей специалисты монастыря изготовили и установили соответствующую всем требованиям изукрашенную снаружи резьбой с позолотой музейную витрину, кованые ограждения. В нише над витриной помещена написаннаяна основе изображения, имевшегося на гробнице преподобного Далмата, иконописцем П. А. Рублевым икона явления Божией Матери татарину Илигею.Установлены охранная сигнализация, камеры видеонаблюдения, система контроля температуры и влажности.
Возвращение музейных предметов – реликвий преподобного Далмата для длительного экспонирования в Успенский Далматовский мужской монастырь является отрадным примером сотрудничества и возможности достижения взаимопонимания между музейным сообществом и Церковью.
Собор преподобных отцев Киево-Печерских в Ближних пещерах почивающих
1. преподобный Прохор Чудотворец, называемый Лебедником (память 10 февраля),
2. преподобный Иоанн Постник (память 7 декабря),
3. преподобный Поликарп, архимандрит Печерский (память 24 июля),
4. преподобный Варлаам, игумен Печерский (память 19 ноября),
5. преподобный Дамиан пресвитер, Целебник (память 5 октября),
6. преподобный Никодим Просфорник (память 31 октября),
7. преподобный Афанасий Затворник (память 2 декабря),
8. преподобный Еразм Черноризец (память 24 февраля),
9. преподобный Лука, эконом Печерский (память 6 ноября),
10. преподобный Агапит, врач безмездный (память 1 июня),
11. преподобный Савва Богоугодник (память 24 апреля),
12. преподобный Сергий Послушливый (память 7 октября),
13. преподобный Пимен Многоболезненный (память 7 августа),
14. преподобный Нестор Летописец (память 27 октября),
15. преподобномученик Моисей Угрин (память 26 июля),
16. преподобный Иоанн Многострадальный (память 18 июля),
17. преподобный Марк Гробокопатель (память 29 декабря),
18. преподобный Николай Святоша, князь Черниговский (память 14 октября),
19. преподобный Нифонт, епископ Новгородский (память 8 апреля),
20. преподобный Сильвестр Чудотворец (память 2 января),
21. преподобный Пимен Постник (память 27 августа),
22. преподобный Алипий Иконописец (память 17 августа),
23. преподобный Симон, епископ Суздальский (память 10 мая),
24. преподобный Никон, игумен Печерский (память 23 марта),
25. преподобный Макарий Постник(память 19 января),
26. преподобный Исаакий Затворник (память 14 февраля),
27. преподобный Илия Муромец (память 19 декабря),
28. преподобный Ефрем Переяславский (память 28 января),
Собор преподобных отцов Киево-Печерских в Дальних пещерах почивающих
1. преподобный Моисей Чудотворец (память 28 июля),
2. преподобный Лаврентий Затворник (память 20 января),
3. преподобный Иларион схимник (память 21 октября),
4. преподобный Мартирий диакон (память 25 октября),
5. преподобный Феодор, князь Острожский (память 11 августа),
6. преподобный Ипатий Целебник (память 31 марта),
7. священномученик Лукиан пресвитер (память 15 октября),
8. преподобный Иосиф Многоболезненный (память 4 апреля)
9. преподобный Феофил, епископ Новгородский (память 26 октября),
10. преподобный Сисой схимник (память 6 июля),
11. преподобный Нестор Некнижный (память 27 октября),
12. преподобный Феодор Молчальник (память 17 февраля),
13. преподобный Паисий (память 19 июля),
14. преподобный Арсений Трудолюбивый (память 8 мая),
15. преподобный Евфимий схимник (память 20 января),
16. преподобный Тит воин (память 27 февраля),
17. преподобный Меркурий Постник (память 24 ноября),
18. преподобный Макарий диакон (память 19 января),
19. преподобный Пимен игумен, Постник (память 8 мая),
20. преподобный Зотик Постник
21. преподобный Леонтий (память 8 июня)
23. преподобный Геронтий канонархи (память 1 апреля),
24. преподобный Силуан схимник (память 10 июня),
25. преподобный Агафон Чудотворец (память 20 февраля),
26. преподобный Игнатий архимандрит (память 20 декабря),
27. преподобный Григорий затворник, Чудотворец (память 8 января),
28. преподобный Павел Послушливый (память 10 сентября),
29. преподобный Вениамин затворник, Печерский (память 13 октября),
30. преподобный Ахила диакон (память 4 января),
31. преподобный Захария Постник (память 24 марта),
32. преподобный Лонгин вратарь (память 16 октября),
33. святитель Павел митр.Тобольский, (память 10/23 июня).
34. святитель Филарет митр. Киевский, (память 21 декабря),
35. священномученик Владимир митр. Киевский.(память 25 января)
Частицы святых мощей иных угодников Божиих
1.преподобный Лев Оптинский
2.преподобный Макарий Оптинский
3.преподобный Моисей Оптинский
4.преподобный Антоний Оптинский
5.преподобный Иларион Оптинский
6.преподобный Амвросий Оптинский
7.преподобный Исаакий (Антимонов) Оптинский
8.преподобный Анатолий (Зерцалов) Оптинский
9.преподобный Иосиф Оптинский
10.преподобный Варсанофий Оптинский
11.преподобный Анатолий (Потапов) Оптинский
12.преподобный Нектарий Оптинский
13.мученица Евдокия Пузовская
14.мученица Дария (Тимолина) Пузовская
15.мученица Дария (Сиушинская) Пузовская
16.мученица Мария Пузовская
17.святитель Иннокентий архиепископ Херсонский
18.преподобный Феофил Киевский Христа ради юродивый
19.святитель Иннокентий епископ Пензинский
20.святитель Афанасий патриарх Цареградский Лубенский чудотворец
21.священномученик Алексий пресвитер Красноуфимский
22.блаженный Косьма Верхотурский Христа ради юродивый
23.преподобный Гавриил Седмиезерский
24.преподобная Александра Дивеевская
25.преподобный Кукша исповедник Одесский
26.преподобный Иона Киевский
27.праведный Александр пресвитер Чагринский
28.святитель Мелетий архиепископ Харьковский
29.священномученик Лев пресвитер Красноуфимский
30.праведный Симеон Верхотурский
31.преподобный Василиск Сибирский
32.преподобная Марфа Дивеевская
33.преподобный Гавриил Афонский
34.един от преподобномучеников Зверинецких Киевских
35.святитель Феодосий архиепископ Черниговский
36.священномученик Александр архиепископ Харьковский
37.священномученик Александр пресвитер Красноуфимский
38.преподобный Арефа Верхотурский
39.преподобный Илия Верхотурский
40.часть Мантии святителя Иоанна архиепископа Сан-Францисского
41.праведный Иона пресвитер Одесский
42.преподобный Алексий Голосеевский Киевский
43.преподобный Лаврентий Черниговский
44.святитель Агафангел исповедник, митрополит Ярославский
45.священномученик Константин пресвитер Меркушинский
46.преподобный Авраамий архимандрит Ростовский
47.преподобный Никита столпник Переяславльский
48.преподобный Иов Почаевский
49.благоверные князья Феодор Смоленский, Давид и Константин Ярославские
50.благоверные князья Василий и Константин Ярославские
51.святитель Дмитрий митрополит Ростовский
52.благоверный князь Константин Муромский
53.святитель Игнатий Брянчанинов епископ Кавказский
54.благоверный князь Феодор Муромский
55.праведный воин Феодор (Ушаков)
56.преподобный Амфилохий Почаевский
57.благоверный великий князь Андрей Боголюбский
58.благоверный князь Глеб Владимирский
59.благоверный великий князь Георгий Владимирский
60.преподобный Корнилий Александровский
61.благоверный князь Михаил Муромский
62.преподобный Стефан Махрищский
63.преподобная София Суздальская
64.преподобный Феодор Санаксарский
65.святитель Иоанн епископ Суздальский
67.преподобный Лукиан Александровский
68.преподобный Роман Киржачский
69.преподобный Александр исповедник, игумен Санаксарский
ИКОНА «ТОРЖЕСТВО ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ»
(ПОРТ-АРТУРСКАЯ)
В Скорбященском храме шла Литургия Преждеосвященных Даров, служили игумен Варнава, иеромонах Тимофей, послушник Игорь (сейчас иеромонах Иосиф) и другие монашествующие.
В этот светский женский праздник, приходящийся в тот год ещё на Великий пост, монастырская жизнь шла своим чередом: все монастырские насельники выполняли различные послушания, а трудники перекрывали крышу храма. Из мирян в храме присутствовали только я и какие-то пожилые мужчина и женщина, со свертком, завернутым в покрывало (на них и на сверток никто не обратил внимание).
После окончания Литургии старики развернули сверток, : показалась чудесной красоты в прекрасном состоянии икона с совершенно незнакомым сюжетом. Эти люди сказали, что они привезли её в дар монастырю. Монашествующие горячо поблагодарили Бога и пожертвователей за обретение чудесного образа, а старики скромно немного подождали и потом пошли на вокзал. О себе они сказали, что живут в Частоозерье и когда стали ломать старый дом, то на чердаке обнаружили сей образ, бережно заключенный в ящик. Будучи людьми верующими, они решили пожертвовать икону в самое благочестивое, по их мнению, место – Далматовский монастырь.
Описание Далматовского списка: икона представляет собой список образа «ТОРЖЕСТВО ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ» (ПОРТ-АРТУРСКАЯ), написанный масляными красками на доске толщиной 30 мм, размерами 895х595 мм (это составляет 52% от площади оригинала иконы 1904г., пропорция размеров 0,66), сохранность хорошая. По размеру данный список можно отнести к встречающемуся в литературе определению: уменьшенная копия. Манера письма тонкая, перспектива – голубой фон, по деталям почти полностью повторяет оригинал. По периметру иконы имеется знаменитая надпись: «В благословение и знамение торжества христолюбивому воинству Дальней России от святых обителей Киевских и 10 000 богомольцев и друзей».
Анализ деталей иконы и имеющейся информации позволяет сделать вывод: список написан в период с марта по октябрь 1904 года, ещё до указания Святейшего Синода о запрещении копирования. Относится к редчайшим сохранившимся копиям, в литературе и Интернете описана только одна, подобная по деталям, но полноразмерная икона – Владивостокская.
Место обретения – дер. Денисово Частоозерского района Курганской обл., находится в 60 км от железной дороги (ст. Петухово, Транссиб). Во времена Российской Империи (до 1917 г.) входила в Ишимский уезд, Тобольской губернии. В 1921 г. с.Частоозерье было одним из центров Ишимского восстания (крупнейшего в России) крестьян против продразверстки.
Далматовский мужской монастырь
Поездка выходного дня в Свято-Успенский Далматовский мужской монастырь обещала быть любопытной. Фотографии в сети так и манили увидеть все живьем. Но мы даже не ожидали, что предстанет перед нами.
Несколько столетий назад церковь и вера в Бога имели особое значение в жизни русского человека.
ХХ век перечеркнул тысячелетнюю историю, начав с чистого листа. Разрушили храмы и монастыри, уничтожили церковные реликвии, духовенство было истреблено, как класс.
Поколение наших родителей росло в другой России — с другой религией, с другими божками. Мы же стали свидетелями зарождения новой культуры, и, как и положено дерзкому подростку, наше время топтало и рвало в клочья все то, чем жили старшие поколения.
Я родилась еще в СССР и всегда была атеисткой, верящей в науку, но моя юность пришлась на эпоху перестройки, когда повсеместно стали восстанавливать церкви, отмечать Рождество, служить всенощные.
Нарочно в университете выбрала специализацию религиоведение — было интересно все это препарировать и изучить.
Помню практику, когда мы попали в строящийся мужской монастырь Святых Царственных Страстотерпцев. Фотографировать нам не разрешили, сказали, что это грех. А вот за деньги было можно.
Заброшенные храмы Каменского района. Часть I
С тех пор церковь не люблю, чувствую там себя всегда неуютно и неловко. Больше нравятся заброшенные деревенские церквушки, которые просто любопытно разглядывать.
Когда на прошлой неделе мы поехали в Свято-Успенский Далматовский мужской монастырь была уверена, что в церковь заходить не буду, лучше рассмотрю поподробнее останки Успенского собора, Юго-западную башню, братский корпус, все то, что еще не отреставрировано.
Но что-то пошло не так, и в итоге мы, получив благословение, даже мощи Святого Далмата лицезрели.
Но, прежде чем я начну рассказать историю монастыря, должна зафиксировать одну странную вещь, которая произошла здесь. Впервые, за почти 20 лет моего посещения всевозможных культовых сооружений, я чувствовала себя спокойно, умиротворенно и свободно. Когда-то я слышала, что нужно найти свою церковь, в которой тебе будет хорошо. Это не значит, что после поездки в Далматово я решила верить в Бога или ходить в храм, но на территории Далматовского монастыря действительно было хорошо.
Датой основания Далматовского монастыря считается 1644 г., когда насельник Невьянского Богоявленского монастыря Верхотурского инок Далмат поселился в пещере на высоком берегу реки Исети.
Преподобный Далмат (в миру Дмитрий Иванович Мокринский) был сыном казачьего атамана, был женат, имел детей, жил безбедно. Но после кончины супруги принял постриг. Со временем инок поселился в безлюдном месте, именуемом «Белое Городище». Здесь он вырыл себе землянку или облюбовал пещеру и стал жить.
В 1646 году татарин Илигей подарил в знак примирения преподобному Далмату свой «шишак» и кольчугу. Кстати, шлем Илигея вы можете увидеть собственными глазами, он до сих пор хранится в Свердловском областном краеведческом музее.
К старцу Далмату (в то время ему было чуть больше 50 лет) люди относились с почтением и ждали от него духовного руководства.
Сподвижников становилось все больше, в жилище Далмата становилось тесно, так была отстроена часовня с деревянными сенями, которая позже сгорела.
В середине XVIII века комплекс Далматовского монастыря стал представлять из себя мощную крепость с четырьмя башнями по углам.
Со временем Далматовская обитель стала и одной из крупнейших по некоторым экономическим показателям среди обителей восточной части Российской империи.
Также Далматовский монастырь был центром духовного просвящения и образования в Сибири.
Среди учеников Далматовского училища был изобретатель радио А.С. Попов, домашний учитель М.Ю. Лермонтова, поэт, профессор словесности А.Ф. Мерзляков, известный зауральский краевед, археолог, писатель А. Н Зырянов, географ, полярный исследователь К.Д. Носилов.
После революции монастырь еще какое-то время продолжает действовать. До 1928 года его удается сохранить в качестве музея-монастыря. Но в 1930 году единсвенный на Урале Далматовский музей-монастырь был окончательно закрыт. В этом же году с церквей снесли купола.
Невероятно, но монастырский комплекс все-таки дошел до наших дней. Еще в 1951 году благодаря генералу Терюхову, который был родом из Далматово, удалось поставить монастырь под защиту государства, а архитектурный ансамбль был объявлен памятником истории и культуры республиканского значения.
В 1992 году решением Святого Синода Русской Православной Церкви был вновь открыт Свято-Успенский Далматовский мужской монастырь.
Два года спустя при археологических раскопках были найдены мощи Далмата Исетского, которые сейчас хранятся в Скорбященской церкви.
Меня, как человека неверующего, несколько смутило такое распоряжение останками. Но для верующих они священны. Говорят, что приложившись к мощам можно исцелить любой недуг.
На данный момент монастырь открыт для посещения. С 1997 года наместником монастыря является игумен Варнава (Аверьянов). В настоящее время в братии 20 человек:15 монахов и 5 послушников.
В монастыре, как и в прежние времена, существуют различные мастерские: кузница, столярная, пекарня, швейная, тепличное хозяйство, пасека. Только вместо монастырских крестьян работают здесь так называемые трудни — из отсидевших или тех, кому негде жить.
Мы разговорились с одним из служащих при монастыре, говорит, что среди трудней разные люди встречаются. И хорошие есть и плохие. Могут украсть, могут напиться, но по-настоящему верующие монахи прощают их, ведь деваться им некуда. А здесь и кров, и корм.
Ансамбль Далматовского монастыря является памятником истории и культуры федерального значения. К настоящему времени восстановлены: Скорбященская церковь, часовня-усыпальница преподобного Далмата, надвратная Ионно-Богословская церковь, часовня перед входом в монастырь, северные келии (сейчас здесь находится музей).
Общая информация:
Адрес: 641730, Курганская область, город Далматово, улица Советская, дом 194
Телефон: +7 (35252) 3−17−06 — иконная лавка; +7 (35252) 3−15−92 — автоответчик Наместника монастыря (просьба указывать телефон для ответного сообщения)
Сайт: dalmat.su/
ВАЖНО: Приём заявок на проживание и экскурсии ежедневно с 9.00 до 17.00
Групповые заявки паломников с питанием и ночлегом принимаются по предварительной договорённости за 2 недели до приезда по телефону +7 922 678 69 13 или +7 (35252) 3−17−06
Как добраться:
От Екатеринбурга до Далматово 180 км. Ежедневно ходит автобус до Кургана, но выходить нужно перед свороткой на Далматово возле которой всегда стоят таксти. От Екатеринбурга до поворота на Далматово время в пути 4.12 ч.
На автомобиле мы доехали за 3 часа, после Каменск-Уральского нет населенных пунктов, поэтому ехали быстрее.
Видео: Анна Рыбакова, Дмитрий Сурин