свято успенский храм вельск

Вельск. Церковь Успения Пресвятой Богородицы.

Успенская церковь

Карта и ближайшие объекты

свято успенский храм вельск. Смотреть фото свято успенский храм вельск. Смотреть картинку свято успенский храм вельск. Картинка про свято успенский храм вельск. Фото свято успенский храм вельск

Статьи

Успенская Вельская кладбищенская церковь. Престолы Успения Пресвятой Богородицы, свт. Николая Мирликийского, препп. Кирилла Белозерского и Симеона Столпника.

Перечисленный ряд сохранившихся храмов в окрестностях Вельска можно завершить Успенской церковью, стоящей в самом городе на кладбище. Строительство ее было начато в 1793 г. В ее основе восьмерик на четверике, завершенный восьмигранной пучиной с одной главой. К нему примыкают пятистенный алтарь и широкая трапезная. Два придела – южный Николая Чудотворца и северный – Симеона Столпника и Кирилла Белозерского, располагавшиеся в трапезной, были освящены в 1795–1796 гг. Освящение основного престола относится к 1803 г. Главки на постаментах, возвышавшихся над крышей трапезной и над покрытием алтаря, существенно обогащают архитектурное решение церкви, придавая ей городской облик. С западной стороны вплотную была поставлена высокая колокольня, завершавшаяся куполом со шпилем. До настоящего времени она не сохранилась.

Ремонт, вероятно, не первый, проводился в 1910 г. Памятник уже в наше время был в очередной раз поновлен. Сейчас здание имеет новую кровлю и обшивку стен, но в общих чертах сохраняет свои исторические формы и используется по своему назначению.

По материалам: А.Б. Бодэ «Деревянные церкви в окрестностях Вельска» https://pole-voli.livejournal.com/50236.html

Архитектура церкви описывается как «восьмерик на четверике», с завершением грушевидным куполом важского типа, с пятигранным алтарём и трапезной. В Вельском Успенском храме также устроены приделы: южный в честь Николая Чудотворца, северный в честь Кирилла Белоезерского и Симеона Столпника. До 1930-х годов церковь использовалась в основном для отпевания умерших, в период богоборчества была закрыта, а колокольня сломана. С 1936 по 1946 годы в здании церкви устроили мастерские местного промышленного комбината. В 1946 году храм возвращен верующим и с тех пор более не закрывался.

Источник

ВЕЛЬСКОЕ БЛАГОЧИНИЕ

Официальный сайт Вельского благочиния

Летопись нашего храма

ЛЕТОПИСЬ

Свято-Успенского храма г. Вельск

(с 1792 года до настоящего времени)

Первое письменное упоминание о селении «у Вели» содержится в Уставной грамоте новгородского князя Святослава Ольговича 1137 г., определявшей размеры десятины, поступавшей Новгородской епископии из княжеских доходов. На Вельском погосте, располагавшемся первоначально на мысу при впадении реки Вель в Вагу, находилась церковь Иоанна Милостивого и кладбище.

В 1478 г. Вельский погост вошел в состав Московского государства i, а к началу XVI века его жители переселились на высокий берег р. Вага. Значительный урон был нанесен Вельску в период Смуты в результате польско-литовской интервенции начала XVII в. Посад был трижды разграблен интервентами – в 1613, 1614 и 1619 гг. Пострадали не только люди, так как «посекли многих», но и храм Иоанна Милостивого, в котором «и книги, и колокола, и образа пограбили и сосуды церковные прибили…».

Согласно переписи 1682 г. в Вельском посаде было уже три деревянных храма: Троицкий с приделом Николая чудотворца (построен в 1633/1634), Афанасия Александрийского (1571/1572) и Иоанна Милостивого (1653/1654), а также деревянная шатровая колокольня. К востоку, югу и западу от Троицкой церкви на расстояние 40 сажень располагалось кладбище.

К 1780 г. на Соборной площади города находилось 4 храма, из них три деревянных: во имя Афанасия Александрийского (разобран в 1809 г.), в которой к тому времени уже не совершалось богослужение, во имя Пресвятой Троицы (после строительства каменной Троицкой церкви главный престол переосвящен как Ризоположенский, разобран в 1810 г.) и во имя Иоанна Милостивого (разобран в 1787 г.).

Каменная церковь во имя Пресвятой Троицы в центре площади строилась в 1742–1752 гг. и имела три престола: главный во имя Пресвятой Троицы (освящен в 1756 г.), в трапезе на северной стороне во имя Афанасия Александрийского и Иоанна Милостивого (освящен в 1752 г.) и в трапезе на южной стороне во имя Богоматери Толгской (освящен в 1764 г.).

История Свято-Успенского храма г. Вельск восходит к концу XVIII в.

1792 год

«В августе месяце отведено было для поклажи усопших тел место, начато в сентябре, и последовал из Вологодской консистории указ о не погребении мертвых тел при Троицком соборе, а погребать на отведенном кладбищенском месте, почему в октябре с 20-го числа и начато погребать усопшие тела по церковному чиноположению».

(Летописец Вельского Троицкого собора, 1781–1841 гг. Л. 16).

1793 год

«По благословению преосвященнаго Иринея, епископа Вологодскаго и Устюжскаго, на кладбище деревянная святая церковь во имя Успения Пречистыя Богородицы с двумя приделами Николая Чудотворца и преподобных Симеона Столпника и Кирилла Белоезерскаго заложена по церковному чиноположению протопопом Стефаном Левицким с братией мая 15-го числа, и начата с Божией помощию строить, и по выстройке того ж лета на оной церкви животворящий деревянный крест с церковною церемонией поставлен сентября 25-го числа».

(Летописец Вельского Троицкого собора, 1781–1841 гг. Л. 17).

1794 год

«Куплены в Москве для кладбищенской церкви 4 колокола, из которых большой 11 пуд[ов] 20 фунтов, а прочие в подборе. Цена каждому пуду 17 ру[блей].

(Летописец Вельского Троицкого собора, 1781–1841 гг. Л. 18).

1795 год

«На кладбище в приделе на правой стране 1-й храм во имя Николая Чудотворца вельским протопопом Стефаном Левицким с тринадцатью священниками и одним диаконом сентября 1-го числа освящен торжественно».

(Летописец Вельского Троицкого собора, 1781–1841 гг. Л. 19).

1796 год

«В нынешнем 1796-м году июня 7-го дня на кладбище придел преподобных Симеона Столпника и Кирилла Белоезерскаго освящен».

(Летописец Вельского Троицкого собора, 1781–1841 гг. Л. 19 об.).

В нынешнем же году куплены в Москве для кладбищенской церкви серебряные сосуды: потир и дискос с прибором ценою 64 ру[бля] 62 к[опейки].

(Летописец Вельского Троицкого собора, 1781–1841 гг. Л. 19 об.).

1797 год

«1797 года марта 13 дня в город Вельск на кладбище куплен в Ростове колокол в 21 пуд 30 фунтов на деньги вельскаго купца Алексия Честикова по 18 ру[блей] пуд».

(Летописец Вельского Троицкого собора, 1781–1841 гг. Л. 20 об.).

1803 год

В сем [1]803-м году вельский протопоп Стефан Феодоров Левитский волею Божией помре, а на его место Вологодской градской Спасоболотской церкви Алексий Борисов сын Осокин июня 26-е произведен и в Вельск приехал августа 18-го числа.

Сего года сентября 1-го числа в Вельске на кладбище настоящий Успенский храм оным протопопом с братией торжественно освящен».

(Летописец Вельского Троицкого собора, 1781–1841 гг. Л. 28).

Источник

По святым местам. Успенский храм г. Вельска Котласской епархии

Аудио

Программа «По святым местам» продолжает свое путешествие по Русскому Северу, и вот мы приехали в южную столицу Архангельской области – город Вельск. О святых и святынях этого места и пойдет наш сегодняшний рассказ. Вельск один из самых древних городов Русского Севера, впервые упоминается еще в XII веке, в 1137 году (то есть на десять лет раньше Москвы), и уже тогда Вельск входит в состав Русского государства. В 1550 году место на берегу реки Ваги именуется Вельским посадом, а в 1780-м получает статус уездного города. Тогда же, в конце XVIII века, в Вельске начинается строительство церкви Успения Пресвятой Богородицы.

Протоиерей Андрей Ермилов, настоятель Свято-Успенского храма:

– Храм этот древнейший, постройки 1798 года, то есть ему уже двести с лишним лет (недавно отмечали 222 года).

Эта церковь – старейшее здание в Вельске. В советские годы, когда из-за войны и репрессии храмы закрывались и разрушались, Успенский храм лишь на десять лет был отдан под мастерские местного промышленного комбината. После войны, в 1946 году, кладбищенскую церковь вновь открыли.

Протоиерей Андрей Ермилов:

– В свое время ограбили нас и здесь, этот храм; у нас иконостас не совсем обычный – туда свезли все иконы, которые остались от разрушенных храмов, поэтому они не составляют канон, как обычно бывает. Но мы их охраняем. Если это убрать, сделать современный иконостас, то, наверное, эти святыни никто не увидит. А так они находятся у нас в обращении, люди прикладываются к ним, молятся. Вот у нас великомученица Варвара…

Интересная икона, необычная.

Протоиерей Андрей Ермилов:

– …У нас еще очень много образов Ильи Пророка, потому что недалеко стоит Ильинский храм; там тоже ничего нет, много икон оттуда перешло сюда. Первый ряд иконостаса мы уже заказали сами – сделали иконы, писанные на холсте. Здесь не было отопления раньше, а когда провели отопление, очевидно, неправильно включили отопительный режим, и иконы все «поползли» – шелушились так, что пришлось их снять. А вот эти поставили вместо них. И вот видите: нет второго праздничного ряда; и все эти иконы совершенно не соответствуют рядам, здесь это совсем не соблюдается. Но видно, что иконы собраны со всех храмов, их кто-то в свое время замечательно оформил, мы только подкрасили, привели в порядок.

Став своеобразным хранилищем икон разных веков и разных храмов, этот храм как будто бы вобрал в себя и их историю. Стоял, например, в этом городе величественный Троицкий собор, а рядом с ним вторая соборная церковь Вельска, посвященная Преображению Господню. Хотя Преображенский собор (пусть в измененном виде) до наших дней все же сохранился. Сейчас здесь расположен районный Центр культуры, его открыли в 1933 году, и с тех пор там, где был алтарь, находится сцена. Но у вельчан есть надежда, что в городе появится новый Центр культуры, а центром духовным вновь станет Преображенский собор. И, возвращаясь в маленькую Успенскую церковь, веришь, что так и будет, ведь у города очень много небесных покровителей.

Любовь Павловна Олехова, преподаватель воскресной школы Свято-Успенского храма:

– Святая Аполлинария (Тупицына)… Была у нас такая деревушка – Тупицыно, поэтому святая так и обозначается: Аполлинария (Тупицына). На иконе изображено два храма. Один – Пежемский храм, куда она, вероятно, ходила молиться, и второй – на Бутовском полигоне, где она была расстреляна. В Вельске она была простой медсестрой, окончила четырехклассное женское училище, гимназию, где сейчас у нас школа №4; потом она была сестрой милосердия. И в годы богоборчества не нашла применения в городе Вельске, потому что знала, что больше трудов принесет там, где пока ее не знают. Уехала в Москву. В Москве она молилась, молитвой помогала людям, лечила, и вот очередной донос… Без всяких судов и следствия расстреляна, и покоятся ее мощи в одном из рвов на Бутовском полигоне. Сейчас ее именем названо сестричество милосердия при нашем храме, поэтому она нам помогает своими молитвами. Она изображена с флакончиком масла, поэтому мы помазываем тоже святым маслом болящих в Вельском ПНИ, куда ходим; окормляем там наших бабушек, дедушек.

Священномученик Николай (Караулов) в 1923 году стал епископом Вельским, викарием Вологодской епархии. Но в условиях беспощадных гонений на веру архиерейская митра стала тяжелым терновым венцом.

Любовь Павловна Олехова:

– Назначен он был в богоборческие времена, когда в Вельске большинство священников приняли обновленчество. И наш храм тоже был под обновленцами, службы совершались по очереди; потом совсем выгнали правоверных. И он, в такое время попав в наш город, просто не смог добросовестно исполнять свои обязанности, положенные епископу, и вынужден был отказаться. Совсем недолго он здесь пробыл и практически не смог потрудиться на благо нашего города. Дальнейшая судьба его неизвестна. По одним источникам, он скончался в городе Вологде, когда на этап погнали многих верующих. Другая версия, что он прибыл в город Новосибирск и там был расстрелян; и где-то в безымянной могиле находятся его мощи. Мы его почитаем как вельского святого, потому что он епископ Вельский.

Любовь Павловна Олехова:

– Он прославился тем, что был праведник, правильной жизни, и, в общем-то, никаких подвигов при жизни он не совершал. Но это нам знак к тому, чтобы мы жили просто чисто и правильно, раз это наш вельский святой. Паисий Святогорец сказал, что быть святым не сложно, нужно быть просто честным, правильно и по-доброму относиться к своим обязанностям там, где находишься. Тогда вокруг нас будут все святые: врачи, учителя, водители, полицейские. Еще чуть-чуть постараться для этого Богу. Вот такой был наш Кирилл Вельский. Мощи его утеряны. По летописям – священники увидели, что наступают богоборческие времена, и остатки его мощей захоронили, вероятно, где-то в пределах часовни Кирилла Вельского. Сейчас они еще не обретены.

Как часто бывает так, что мы не знаем святых, которые прославили своими подвигами наш край или наш родной город. А вот, например, Кирилла Вельского очень почитают в Прибалтике, а еще в Казахстане. Даже говорят, что если у кого-то из местных жителей пропадет, например, домашнее животное, то обращаются именно к этому святому. И раз уж мы заговорили о домашних животных, напомним, что святые также не оставляют свое попечение о них. Так, святой Власий Севастийский на Руси почитался как покровитель домашнего скота.

Любовь Павловна Олехова:

– В каждом селе почитался Власий как покровитель животных. Много скота держали на селе, поэтому молились о здравии своих домашних животных. К нам эта икона прибыла совсем недавно, она была в плохом состоянии. Ее отправили в Москву на реставрацию, и прежде чем она попала в Вельск, некоторое время находилась в квартире. В этой квартире была больная кошка, очень жалели ее хозяева и уже думали, что расстанутся с ней (старенькая и больная). И вот пока гостил у них Власий, кошка исцелилась. Теперь это чудо мы рассказываем всем. Власий помогает и сейчас по молитвам.

Вот такие чудеса. На душе от этих историй сразу стало как-то тепло и радостно – в этом храме действительно своя, особая атмосфера. Со Святой Горы сюда был привезен образ Аристоклия Афонского с частичкой мощей. Преподобный, несмотря на такое редкое имя, был уроженцем России (он родился в Оренбурге), но монашество принял на Афоне. Особо дорожат местные жители и Толгским образом Царицы Небесной. В 90-х годах минувшего века в православных храмах нередко случались кражи. Воры не останавливались ни перед чем, чтобы завладеть ценными старинными иконами. Пришли они и в вельский храм и хотели унести вот этот образ Пресвятой Богородицы. Но, как говорят местные жители, Сама Пресвятая Богородица не дала им совершить страшное злодеяние. Преступники просто не смогли унести икону с собой.

Но, к сожалению, другой старинный образ святого Кирилла Вельского оказался утерян. От него осталась лишь фотография, и если где-нибудь вам удастся увидеть эту икону, то в Успенском храме будут очень рады сообщению, что святыня найдена. А в память о святом Кирилле Вельском в городе уже 20 лет подряд проводят фестиваль «Кириллов день». Это выступления артистов, мастер-классы народного творчества, выставки и игры на свежем воздухе. Такой вот город есть на Русском Севере. По меркам мегаполиса небольшой, но вмещающий в себя очень многое.

Автор и ведущая программы Надежда Калинина

Источник

Протоиерей Стефан Яремчук

свято успенский храм вельск. Смотреть фото свято успенский храм вельск. Смотреть картинку свято успенский храм вельск. Картинка про свято успенский храм вельск. Фото свято успенский храм вельскНастоятель храма Успения Пресвятой Богородицы г. Вельска и храма свв. Зосимы, Савватия и Германа Соловецких г. Шенкурска.
Благочинный Вельского округа.

Дата рождения: 10.04.1973
Дата диаконской хиротонии: 09.06.2000
Дата иерейской хиротонии: 12.06.2001

Родился 10 апреля 1973 года в селе Залесцы Збаражского района Тернопольской области. Таинство Крещения принял в детстве в Свято-Покровском храме села Залесцы.

С 1999 года служил послушником на приходе в поселке Урдома.

Рукоположен во диаконы епископом Архангельским и Холмогорским Тихоном за Божественной литургией в Свято-Владимирском храме города Котласа 4 июня 2000 года. Для прохождения практики был определен Свято-Ильинский кафедральный собор Архангельска.

С 15 июля 2000 года штатный клирик Свято-Казанского храма в поселке Урдома Ленского района Архангельской области.

В сан пресвитера рукоположен 12 июня 2001 года епископом Архангельским и Холмогорским Тихоном за Божественной литургией в котласском храме Владимирской иконы Божией Матери, практику проходил в этом же храме.

С 10 июня 2001 года штатный клирик Свято-Успенского храма города Вельска. 15 марта 2006 назначен настоятелем храма Зосимы и Савватия в городе Шенкурске. С 1 апреля 2006 клирик Свято-Никольского храма города Северодвинска.

1 февраля 2013 года назначен митрополитом Архангельским и Холмогорским настоятелем храма Святителя Тихона, Патриарха Всероссийского.

1 октября 2019 года епископом Котласский и Вельским Василием назначен настоятелем храма Успения Пресвятой Богородицы г. Вельска и храма свв. Зосимы, Савватия и Германа Соловецких г. Шенкурска, а также благочинным Вельского округа.

Источник

Успенский храм г. Вельска отметил свое 222-летие

свято успенский храм вельск. Смотреть фото свято успенский храм вельск. Смотреть картинку свято успенский храм вельск. Картинка про свято успенский храм вельск. Фото свято успенский храм вельск

Свято-Успенский храм г. Вельска отметил свое 222-летие со дня освящения. В этот день, с раннего утра дети и взрослые украшали яркими шарами дорогу к храму, а также украшали сам храм.

Настоятель храма протоиерей Андрей Ермилов, совершил Божественную литургию, после чего состоялся благодарственный молебен и торжественный Крестный ход вокруг храма.

По окончании торжественного шествия, отец Андрей обратился к верующим с проповедью. В своем обращении к прихожанам, священник рассказал об истории Свято — Успенского храма, об основных вехах жизни прихода на протяжении более двух столетий. Не обошлось и без приятного сюрприза — никто из прихожан не ушёл со службы без сладкого подарка!

«Наш Свято — Успенский храм — единственный в Вельске, оставшийся „в живых“ после трагических событий столетней давности, когда богоборческая власть уничтожала всё, что связано с верой и Богом — исчезали храмы, иконы, люди. Почему-то именно кладбищенским храмам повезло в России больше других. Вот и наш, многострадальный деревянный храм хранит тепло молитв наших предков вот уже 222 года!» — рассказал отец Андрей.

***

В архивных рукописях священника П. Воронова читаем: «В 1702 году последовало запрещение погребать умерших при Соборной церкви, как прежде того водилось. И потому на тот предмет отведено было особое загородное место, где в 1793 году, 15 мая была заложена одноэтажная церковь и доныне существующая».

Из других источников Успенская (кладбищенская) церковь была заложена 15 августа 1795 года при царице Екатерине II, достроена в 1802 г.

Наши предки построили Успенский храм как и многие деревянные дома на Русском Севере по типу зимней и летней избы в одном доме, с любовью и заботой о людях. Более двух веков сохранялась уникальная традиция закрывать (запечатывать) на зиму летнюю церковь, а открывать её на Пасху. На чтении первого часа заботливо закрывались ставни на окнах.

14 сентября 1796 г. состоялось торжественное поднятие пяти крестов на купола Успенской церкви. Согласно летописи Вельского Троицкого собора Успенский храм был освящен 18 сентября 1795 г. «стечение народа на сем торжестве было весьма велико». Службы в храме совершались регулярно во все годы за исключением периода 1936 — 1946 гг., когда он был закрыт советской властью. В годы Великой Отечественной войны здесь устроили мастерские промкомбината — портновскую и сапожную — шили одежду, ремонтировали овечьи шубы, из церковных риз шили тюбитейки. Иконами было разрешено топить печи. Через несколько лет по вине сторожа, который заронил искру и ушел раньше времени, произошел пожар. Здание сильно пострадало и было заброшено. За 15 лет существования советской власти в Архангельской области было закрыто 247 церквей. В Вельске обезглавлен Преображенский собор — снесены купола, разрушен Троицкий собор, на кладбищенской церкви взорвана колокольня.

На 1 марта 1944 г. церковь числилась закрытой «за отказом общины верующих».

26 февраля 1945 года совет по делам РПЦ разрешил открыть Успенскую кладбищенскую церковь.

В 1946 г. зарегистрировали и приходскую общину, настоятелем храма назначили священника протоиерея Леонида Следникова.

После о. Леонида Следникова часто менялись настоятели, их было еще 15, пока не был назначен сюда в 1974 г. о. Валентин Таразевич. Без малого 30 лет служил он в этом храме, то было время тотального контроля, все действия согласовывались с уполномоченным по делам религии.

Городской совет заключил с приходом договор о передаче верующим в бесплатное бессрочное пользование церковного здания, сторожки и культового имущества. В описи предметов культа были только 2 иконы — Спасителя и Николая Чудотворца. Еще имелся свечной шкаф без дверок и ящиков и простой стол. Иконостас и престолы отсутствовали. Купола, кресты и колокола к тому времени были сброшены, утварь отобрана под предлогом сбора средств на помощь голодающим, сверху в крыше была дыра от взорванной колокольни, её забили досками. В 34 окнах не было стекол, в двух — вынуты рамы. Община попросила горсовет помочь стройматериалами и транспортом для ремонта церкви. На просьбу ответили отказом.

Постепенно храм стал восстанавливаться силами и средствами прихожан. Два мастера — краснодеревщика выполняли все плотницкие и столярные работы — Василий Феоктистович Кулаков (строитель Вельского краеведческого музея) и Василий Прокопьевич Могутов. В то время на строительстве железной дороги трудились ссыльные, среди них были неравнодушные христиане, инженеры по образованию, предложившие свою помощь и много потрудившихся на ремонтно-восстановительных работах Успенского храма. Уезжая, один из них «оставил» на подоконнике шапку, под которой обнаружились немалые средства, пригодившиеся на многочисленные нужды храма.

Немалый ревностный вклад в благоукрашение храма внесла прихожанка Новикова Елизавета Александровна, прожившая более 90 лет. По образованию белошвейка из Санкт-Петербурга, заботилась о цветах, расшивала ленты на Евангелие, приобрела Крест — распятие (находится на паперти) в Верховажье, а икону — плащаницу Божией Матери привезла из Пюхтицкого монастыря.

Пресс-служба Котласской епархии
10 Октября 2017

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *