свято успенский гремячев монастырь калужская область
Свято успенский гремячев монастырь калужская область
Фотогалерея
Находится монастырь в селе Гремячево Перемышльского района, Калужской области, на окраине села, прозванной в народе «Святой конец».
«От монастырского двора внизу в глубокой луговой долине извивается красавица Ока, влево видна высокая насыпная гора, имеющая вид полуострова, окруженного глубокими и лесистыми оврагами, на этой горе было городище. ”
«Название свое Гремячев монастырь получил от Гремячева ключа, который, выходя из горы, гремя и шумя, стремился в Оку, через что и обитель, и селение получили название Гремячий. Но шум этот, по рассказу старожилов, прежде слышанный на большой дороге, смолк с той поры, как в опустевших храмах обители смолкли хвалебные гласы ликов иноческих. Таково местное предание». Вода же в роднике обладает целебными свойствами, способствуя быстрому заживлению ранок на коже. В наши дни на источнике построена купальня в честь св.вмч. Георгия Победоносца.
О начале Гремячева монастыря нет положительных сведений. Известно лишь, что он существовал в эпоху Литовского разорения, ибо под челобитной Лихвинских градских и уездных людей Царю Михайлу Федоровичу в 1634 г. первым подписался Настоятель: «Гремячаго монастыря Игумен Еуфимей и в братии места руку приложил». В двух верстах от монастыря пролегала большая дорога из Лихвина в Калугу. Однажды царь Алексей Михайлович ехал по ней на богомолье в Киев, здесь по преданию благочестивому царю явилась сама Пресвятая и о чем-то с ним беседовала. Впоследствии государь пожертвовал деньги на строительство Успенского собора, а место явления стало называться «Беседою». Успенский собор, возведенный в 1673 году, стоит и поныне. Пятиглавый, он имеет нетипичное для построек своего времени устроение: опирается на два круглых столпа, как, например, Успенский собор Московского Кремля. К сожалению, настенные росписи стерты полностью, а внутреннее убранство требует полного восстановления.
Храм Георгия Победоносца, стоящий напротив собора, однокупольный, однопрестольный, был отстроен братией обители в 1701 году. Оба храма выложены из большемерного кирпича, оба сохранили свой декор: наличники над нерастесанными оконными проемами и входами, фигурные карнизы и арки кокошников.
Колокольня появилась в более позднее время в эпоху классицизма. Она завершена шпилем над куполом полукруглой формы, ярусы украшены колоннами, полуарочными окнами, портиками и карнизами.
По данным исследователя архимандрита Леонида (Кавелина), в храме Успения находился подземный ход, который вел к Доброму (Лихвинскому монастырю), расстояние около 5 км. К сожалению, до наших дней ход не сохранился.
Но Матерь Божия не оставила это благословенное место. Уже в наше время несколько раз она являлась местным жителям — помощникам монастыря.
В 2008 году по благословению митрополита Калужского и Боровского Климента в Гремячев монастырь приехали четыре сестры из Свято-Никольского женского Черноостровского монастыря, чтобы начать восстановительные работы.
С 2019 года Свято-Успенский Гремячев монастырь стал отдельным монастырем. Сестры обители очень просят помочь всем, кому не безразлична судьба России, чтобы в этих древних стенах продолжалась молитва за нашу страну и за весь мир.
С любовью о Господе, сестры Свято-Успенского женского Гремячева монастыря
Тихий Гремячев
Счастье по-монашески
Приблизительное время чтения: 10 мин.
Пять лет назад несколько сестер приехали сюда, на берег Оки, возрождать пустовавший больше 200 лет Гремячев монастырь. Жили в крохотном домике, спали на земляном полу, служили в храме без крыши. Всего несколько лет — а маленькая обитель уже принимает паломников. Гремячев никогда не был велик, знаменит или богат. Но однажды в его стенах по дороге в паломничество останавливался царь Алексей Михайлович, и это место, говорит предание, стало свидетелем чуда.
Сестры
Когда-то здесь жили монахи: Свято-Успенский Лихвинский (по названию ближайшего города) Гремячев монастырь был мужским. Лихвин давно переименовали, братию выселили еще в XVIII столетии, но «говорящие» названия остались. Гремячев — в честь источника, грохот которого, говорят старожилы, был слышен за две версты (больше двух километров). И Беседа — так называется возвышенность, на которой обитель стоит. Предание рассказывает, что здесь царю Алексею Михайловичу по прозвищу Тишайший (этот, по свидетельству современников, неподдельно благочестивый царь остановился здесь по дороге в киевское паломничество) во время молитвы явилась Богородица и беседовала с ним.
Сегодня Гремячев — скит Свято-Никольского Черноостровского монастыря в Малоярославце. Два храма, сестринский корпус, небольшая гостиница для паломников, иконописная мастерская, разрушенная колокольня, из хозяйства — только маленькая пасека, огород и два кролика, и те здесь скорее как домашние животные.
Сестер — всего восемь. Но на какую ни посмотришь — улыбается, и это первое, что бросается в глаза.
В свое время точно так же приехала в много лет бездействовавший Малоярославский монастырь их наставница, игуменья Николая (Ильина). И «Малый» поднялся из руин, вместе с ним вырос детский приют для девочек из неблагополучных семей, и из стен вверенной матушке Николае обители вышло уже одиннадцать игумений разных российских монастырей!
Поднимается и Гремячев. Старшая сестра — это послушание переходит от одной монахини к другой — матушка Михаила. Педагог по образованию, сразу после института она уехала в монастырь.
— Тогда, в конце 80-х, была такая организация — ВООПИиК: Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры. Под его эгидой студенты ездили на восстановление усадеб, монастырей, храмов. Летом 1988 года мы вот так поехали в Шамордино, да там и остались! Я еще некрещеная была, и понятия о вере были свои: у меня Бог в душе, у меня — свое. А потом, когда в монастыре оказалась, все прояснилось… Там и крестилась. После окончания учебы сразу уехала в обитель.
— Матушка Михаила, неужели не страшно было в двадцать лет все бросать и уходить в монастырь?
— Нет, не страшно. А чего бояться? И потом, не сразу же я ушла: духовник мне тогда велел два года готовиться, доучиваться в институте, а когда мы закончили, как раз Шамордино открыли. И я поехала!
Первое документальное упоминание о монастыре — челобитная грамота царю Михаилу Федоровичу от окрестных жителей и монахов с просьбой о защите от поляков: монастырь не был укреплен. С холма, где он стоит, хорошо просматривается местность, видно впадение Жиздры в Оку, поэтому монастырь считался сигнальным: мог сообщить об опасности.
Царь Алексей Михайлович выделил из казны деньги на строительство Успенского собора: его возвели в 1673 году. В 1701 году вырос храм в честь великомученика Георгия. Но уже в 1764 году указ о секуляризации церковных земель положил конец монастырю в Гремячеве: небогатая обитель была расформирована, оба храма стали приходскими. В 1935 году советская власть из Успенского собора сделала хранилище для удобрений, Георгиевскую церковь приспособила под тракторные мастерские, а могилы вокруг храма сровняла с землей. Только в 2008-м сюда вернулось монашество.
Маленький пономарь и вольный странник
. В цветочной клумбе копается мальчик лет шести-семи. Савелий. Его родители приезжают в деревню, и он приходит в монастырь. Мы ходим по малому храму, и Савелий проводит экскурсию. И что ему тут так полюбилось, что не на речку, не в казаки-разбойники, а — к монашествующим?
— Савелий же пономарь, — рассказывают сестры. — И совершенно серьезно трудится, на уровне взрослого пономаря, хотя он еще в школу только в этом году пойдет.
— А это послушница Ольга, она сшила мне стихарик, — Савелий показывает фотографию на стенде. — Мы с ней очень подружились. Но она в Малоярославце сейчас. Я скучаю.
Наш провожатый вприпрыжку показывает дорогу к источнику святого Георгия — Гремячему. Добегает первым, у купели застывает серьезно, читая молитву, и прыгает в ледяную воду!
— Мы с папой и зимой купались, когда я маленьким еще был, — рассказывает Савелий.— Меня папа потом на санях в спальнике вез.
Рассудительный маленький пономарь всем понравился.
— Как вот так детей воспитывать?
— Он такой, потому что верующий, — объясняют сестры. — Ребенок чистый душой, и Господь его просвещает.
. А вот местный блаженный. Мужчина лет 35-40 с дредами и посошком в руке — Георгий. Он проходит мимо и садится на большой камень. Делается немножко не по себе: как общаться с юродивыми, блаженными? Но Георгий оказывается замечательным собеседником, простым, бесхитростным. Как-то сделали попытку пристроить блаженного в разрушенный мужской монастырь в селе Доброе, неподалеку отсюда, но он не прижился:
— Не захотел подчиняться — он же вольный странник! На месте долго не сидит, — объясняют сестры.
Георгий сопровождал нас на источник и обратно в монастырь и вот уже собирается снова уходить:
— Мать Иоанна, — спрашивает сестру, — ты мой сачок не брала?
— Конечно, брала. Посмотри, вон где он лежит.
И точно. Божий человек возвращается с сачком:
— Пойду о жизни размышлять, — и Георгий исчезает за монастырскими воротами.
Места эти и вправду располагают к тому, чтобы вырваться из привычного круга мыслей — местность необыкновенной красоты, простой, русской.
«Монашеству в цивилизации не научишься»
— Здесь когда-то вятичи жили, — рассказывает матушка Михаила. — Они еще долго после Крещения Руси не принимали христианства. Просветитель вятичей, преподобный Кукша, очень много сделал, чтобы обратить местные племена, и в конце концов стал мучеником за веру. Но святые отцы говорят, что мученики — семя христианства: благодаря их подвигу через какое-то время эти земли покрылись чудесными храмами, и народ очень глубоко уверовал. В каждом селе был большой храм, сейчас еще не все восстановлены, но видно, что они были многолюдные, большие.
— Русские люди очень любят Бога, — в другой раз говорит старшая сестра.
Кажется, что здесь — противоречие, преувеличение! Вокруг, чуть не в каждом селе — по заброшенному храму; монастырская колокольня стоит в «лесах», напоминая о том, что звона не было здесь многие годы; а в недавно заново побеленном соборе до этого несколько десятилетий хранили удобрения.
Мы побывали в Добринском монастыре по соседству с Гремячевым — том самом, где не прижился блаженный Георгий. Там — страшное напоминание о «любви народной»: мерзость запустения. Но присмотришься: и в этих руинах, к которым и дороги-то нет, живет уже год один послушник. Весной к нему присоединился трудник из Оптиной. «Поедешь в руины?» — спросили его, а он тут же ответил: «С радостью!». Семьи нет — почему бы не послужить Богу? Два человека — в нечеловеческих условиях, а живут, трудятся и не думают унывать.
Похоже — и в Гремячеве.
— Наш наставник говорил: «Монашеству в цивилизации не научишься. Привыкли всё сразу получать: нажал кнопку — и получил, но в духовной жизни так не бывает».
«Только бегай и всем улыбайся!»
— Матушка Михаила, что самое трудное в монашестве?
— Самый трудный монашеский обет — конечно, послушание. Но это и самое главное. Такая борьба с самим собой. Внешне можно легко привыкнуть, но внутренне… со своей гордостью, самолюбием, которым мы все переполнены, очень сложно бороться. Но если победишь, Господь многое дарует — это по нашим старцам видно.
Кстати, непосредственный духовник сестер — схиархимандрит Власий, старец Пафнутьево-Боровского монастыря, рядом, в Калужской области. Он совершает постриги в Малоярославце. И, конечно, у монахинь главная наставница — игуменья.
— Матушка Николая — необыкновенно благоговейный человек. У нее, как и у ее покровителя, святителя Николая, очень любвеобильный нрав, вокруг нее все собираются. Ее тепло и детям, и прихожанам, и паломникам изливается, — рассказывает старшая сестра Гремячева.
. В иконописной мастерской лежит интересный альбом — воспоминание об еще одном наставнике, схиархимандрите Михаиле: он умер около трех лет назад. Однажды сестры решили записать то, что особенно запомнили из слов отца Михаила — получился иллюстрированный альбом. Кажется, начинаешь понимать, откуда в обители такой радостный дух:
«Уныние — это грех. Веселитесь всегда — это самое правильное устроение. Веселитесь духовно. И правило можно радостно петь — это молитва. Эти монашеские радости и утешения — тайна».
«Ничего не делай с давлением, через силу».
«Ради дружбы не бойся потерять ничего».
«Нельзя, чтобы Господь был у тебя слугой».
«Много увлечений, много желаний — хорошо: значит, душа живет».
«Свою духовность никак нельзя показывать, «умничать».
«Ничего не принимай близко к сердцу».
«Было очень тяжело, и я спросил: «Где же Ты, Господи? Нет, где же я, раз Тебя нет со мною?»»
На одной из картинок расстерянная послушница спрашивает: «Что я буду делать в монастыре, я ведь ничего не умею?». «А тебе не надо будет ничего «делать», — отвечает старец. — Только бегай и всем улыбайся». На другой — игуменья интересуется: «Как вести себя начальнику — мягко или сурово?» — «Все равно как, лишь бы с любовью». «Сижу я в грязной луже… — на картинке кругленькая смешная послушница сидит в луже и заливается слезами в три ручья, — …а идти Домой все равно надо».
Монашеское счастье
Четыре раза в неделю приезжает отец Павел — священник молодой, но уже снискавший уважение своей внимательностью к каждому. Вместе с отцом Павлом сестры обители заботятся о ребятах из психоневрологического интерната неподалеку от монастыря. Под конец дня мы в храме, отец Павел служит, Савелий помогает. Неожиданной красоты пение сестер по старинному распеву льется и льется, уносит куда-то далеко от Оки; и как хорошо, что акафист — не самая короткая служба на свете. Бывают монастыри, куда ездят чуть ли не специально с тем, чтобы послушать пение. И тут, в маленьком, никому не известном селе — вдруг стоишь, ни жив ни мертв, как послы князя Владимира в Софийском соборе Константинополя.
В монастырь человек должен приезжать одним, а уезжать — немножко другим. Это в порядке вещей, и странно, если все по-другому… Может быть, картина и без того слишком идиллическая: мы не видели ни развалин, ни слез и трудностей монашеской жизни, ни первоначального безденежья и нищеты. Но это в порядке вещей. Как говорил наставник сестер, отец Михаил, чему научишься без искушений?
…В памяти еще долго после остается образ жизнерадостной Михаилы и ее слова: «Монахи — самые счастливые люди!»
— А почему, матушка Михаила?
— Потому что… все потребности души можно удовлетворить в монастыре. Когда человек живет в миру, он чувствует некую неудовлетворенность. Хотя он может любить свою работу, любить свою семью, но для духа не достает Богообщения. Времени для этого мало, суеты — много… А в монастыре человек посвящает себя Богу, и все силы души умножаются с Божьей помощью. Так что он может и людям раздавать эти богатства, и за мир молиться. Миряне ведь ждут от нас не какого-то производства, а именно молитвы. Мы должны быть как радисты, которые вызывают помощь для тех, кто просит о ней. Конечно, мы далеки от совершенства, но — тянемся!
Ведь… идти Домой — всем надо.
Фото Владимира Ештокина.
ДОРОГИЕ ДРУЗЬЯ, ГРЕМЯЧЕВУ МОНАСТЫРЮ ОЧЕНЬ НУЖНА ПОМОЩЬ!
Свято-Успенский женский монастырь нуждается в помощи для восстановления старинной колокольни.
По преданию, колокольня монастыря построена на месте, где Божия Матерь явилась царю Алексею Михайловичу (80-е годы XVII века). В богоборческие времена колокольни разрушались первыми, ведь колокольный звон — это соборная молитва в звуке. Ее слышат по всей земле. Звон напоминает людям о Боге, обращает к Нему людские сердца, зовет всех в храм помолиться своему Творцу. Сейчас колокольня находится в полуразрушенном состоянии.
Сестры надеются, что восстановление колокольни станет всенародным делом, которое возродит не только колокольный звон, но людские души. Каждый, кому не безразлична судьба России, может принять участие в этом святом деле. Монастырь просит вашей помощи!
Также монастырь принимает пожертвования на именной кирпичик (300 р. за имя). За Вас всегда будут возноситься молитвы как за жертвователей, строителей и благоукрасителей святой обители. Сестры приглашают всех посетить святую обитель, потрудиться во славу Божию, искупаться в святом источнике и написать имена своих близких на старинных кирпичах колокольни.
Если у вас нет возможности приехать, вы можете перевести деньги по реквизитам монастыря и сообщить ваши имена, написав на e-mail gremyachevo2011@yandex.ru или послав SMS
по телефону: 8 (980) 511-07-23
E-mail: gremyachevo2011@yandex.ru
Реквизиты: Православная религиозная организация — учреждение «Подворье Свято-Никольского Черноостровского женского монастыря в г. Малоярославце — Свято-Успенский Гремячев монастырь». Гремячево Перемышленского района. Калужская епархия Русской Православной Церкви». ИНН 4001055592. КПП 400101001. Р/с 40703810022240003982. БИК 042908612. Кор. счет 30101810100000000612 в Калужском ОСБ No. 8608, г. Калуга. Назначение платежа: «Пожертвование на уставную деятельность».
«Отвези икону в Гремячево!»
Истории Гремячева монастыря
Как-то у нас в монастыре служили всенощное бдение. Сестры обители тихо молились. Вдруг в храм буквально ворвался высокий пожилой мужчина с выправкой бывшего военного. Он уверенно подошел к клиросу и грозно спросил: «Где тут у вас икона святой Надежды. »
Мы публикуем продолжение рассказов монахини Михаилы (Осиповой), старшей сестры Гремячева Свято-Успенского монастыря.
Наш Гремячев Свято-Успенский монастырь является подворьем Свято-Никольского Черноостровского монастыря и находится в селе Гремячево Перемышльского района Калужской области. Сестры монастыря собирают интересные и назидательные истории, некоторые из них я и хочу вам рассказать.
Древний Патерик и наши дни
В Древнем Патерике есть такая история. Однажды игумену пустынного монастыря принесли в дар прекрасную гроздь винограда. Игумену жалко было самому есть лакомство, а на всю братию этой грозди бы не хватило, поэтому он решил угостить виноградом одного немощного брата. Тот в свою очередь подарил ее больному, больной отнес старцу, и так виноград, обойдя всю братию, снова вернулся к игумену.
Подобное произошло и у нас, как бы демонстрируя нам, что истории Патерика актуальны и поныне, ведь Господь и вчера и днесь Тойже, и во веки (Евр. 13: 8).
«Когда человек принимает что-то, он испытывает человеческую радость, а когда отдает – Божественную!»
Сестры монастыря очень любят рукоделие. И вот взялись мы в Гремячево зимними вечерами вышивать большую икону Пресвятой Троицы. Это очень радостное и благодатное, но трудное и кропотливое дело. Вышивали целый год. Наконец на праздник Святой Троицы торжественно преподнесли икону нашей матушке игумении Николае. Мы вложили в подарок всю свою душу, и матушке он очень понравился.
Вскоре к нам на подворье приехал всеми нами любимый старец – схиархимандрит Илий. Сестры из Малоярославца приехали в Гремячево на праздник, и матушка после службы и трапезы преподнесла старцу в подарок вышитую икону.
Старец со слезами приложился к образу Пресвятой Троицы, но, в свою очередь, осенив всех сестер святой иконой, сказал, что хочет оставить ее на благословение возрождающейся из руин обители.
Теперь икона стоит на Горнем месте в Иоанно-Богословском приделе нашего храма, и сестры через открытые царские врата могут видеть плоды своих трудов и чувствовать любовь и заботу старца и матушки игумении.
Преподобный Паисий Афонский говорил: «Когда человек принимает что-то, он испытывает человеческую радость, а когда отдает – Божественную!»
Ora et labora
«Ora et labora» – «Молись и трудись» – эти слова преподобного Венедикта Нурсийского (480–547) являются основой монашеской жизни. Молитва и труд – два весла, с помощью которых направляет монах свою лодочку к берегу спасения.
В нашем Гремячем монастыре есть небольшое подсобное хозяйство: маленький огород, маленький яблоневый сад, маленькое картофельное поле, несколько ульев, несколько коз и кур. Конечно, на нужды всех сестер и паломников нашей продукции не хватает.
Но мы заметили удивительную вещь. Стоит нам начать что-то делать, хоть немного потрудиться – и Господь, когда-то умноживший пять хлебов, тут же посылает нам Свое благословение.
Например, ранней весной мы начинаем выращивать рассаду помидоров. Не успевает эта рассада подрасти и окрепнуть – нам уже везут из теплиц в подарок помидоры.
Или вот картошка. Потрудишься, вскопаешь пусть и небольшое поле, посадишь, сколько есть картошечки, – и обязательно соседний совхоз «Маяк» на всю зиму обеспечит наш монастырь необходимыми овощами.
А если поленишься да понадеешься на чужой урожай – останешься совсем без картошки. Так Господь нам показывает: Ему угодно, чтобы мы трудились.
Акафист на картофельном поле
Однажды осенью мы с сестрами все вместе вышли в поле копать картошку. Только принялись за работу – звонит наша прихожанка, которая ждала ребенка: «Сестры, помолитесь, пожалуйста, о благополучных родах: меня в роддом привезли».
Мы все лопаты побросали, нашелся у сестер с собой небольшой акафистник, тут же открыли акафист «Помощница в родах», выстроились лицом на восток и вдохновенно начали петь и молиться Пресвятой Богородице.
Вокруг яркие осенние краски, солнце светит, небо синее, птицы подсвистывают:
– Храм Твой, Господи, в Небесах, но Земля – тоже Твой приют!
Только успели не спеша пропеть до конца «Царица моя Преблагая», получаем сообщение: «Дочка, 3,5 кг. Спасибо за молитвы!»
И мы снова взялись за лопаты и стали копать картошку, только с еще большей радостью и благодарностью Богу.
Как у нас выросли туи
В нашем монастыре пока нет ограды. Есть древняя полуразрушенная стена, но мы пока понятия не имеем, можно ли ее восстановить и на какие средства это сделать.
И вот стали мы мечтать насадить вокруг обители живую изгородь из хвойных деревьев. Пробовали приносить из леса саженцы елочек и сосен, но они у нас плохо приживались.
18 апреля поехали в Оптину на день памяти убиенных на Пасху братьев – отца Василия, отца Трофима и отца Ферапонта. Помолились, на обратной дороге по делам заехали в Калугу, а потом в питомник «Галантус». Попросили у нашего хорошего знакомого, директора питомника Олега Геннадьевича, продать нам три туи, решив, что посадим их в память о трех Оптинских отцах. Олег Геннадьевич повел нас на свои плантации, выбрал три самые красивые туи, а потом подарил их нам.
Вернувшись в монастырь, мы посадили деревца у стены монастыря, близ места, где, по преданию, благочестивому царю Алексею Михайловичу Тишайшему являлась Пресвятая Богородица. Царь ехал на богомолье в Киев, остановился на отдых в нашем древнем, основанном в XV веке, монастыре и сподобился чудесного видения, после чего пожертвовал золото на строительство Успенского собора, а место явления стали называть «Беседой».
Уже в наши дни Божия Матерь являлась в монастыре местным жителям и нашим помощникам
Только посадили мы туи, как в этот же вечер нам позвонила из Москвы другая наша хорошая знакомая, Елена:
– Сестры, у меня скоро день рождения, юбилейная дата. Я хочу сама себе сделать достойный подарок, и не какую-нибудь ненужную безделушку, а что-то настоящее, духовное. Что можно купить для монастыря?
Мы рассказали, что мечтаем о живой изгороди и даже купили уже три туи. Но для такой ограды нужно еще много деревьев, поэтому мы на такое количество и не рассчитываем. На что Елена ответила:
– Вот и прекрасно! Я подарю вам туи!
Через несколько дней, к нашему великому изумлению и радости, в монастырь приехала машина из питомника с любовно завернутыми в мешковину саженцами. Их было так много, штук сто, что хватило на всю нашу живую изгородь. Мы всем миром целую неделю сажали в каменистую монастырскую землю туи и щедро их поливали. И чудо: все до одного деревца прижились, ни одно не погибло!
Очень трогательно, что помогают нам Господь и Пресвятая Богородица с помощью добрых людей. Уже в наши дни Божия Матерь являлась в монастыре местным жителям и нашим помощникам.
Помощь Пресвятой Богородицы
Был такой случай: приехала к нам пара уже немолодых людей, которые долгое время не имели детей и уже почти потеряли надежду. Войдя в монастырь, они (по их собственным словам) как вкопанные остановились перед разрушенной еще колокольней, и сами не могли понять, что с ними происходит. Вспоминали позднее:
– Что-то сошло на нас, как облако, и мы долго не могли прийти в себя, не могли даже пошевелиться.
Это случилось на том самом месте, где являлась Пресвятая Богородица благочестивому царю. А через год они снова приехали к нам, радостные и счастливые: у них родился первенец, а потом и еще пошли детишки.
Мы мечтаем построить здесь небольшую часовню в память о присутствии Божией Матери, чтобы каждый мог ощутить себя в Ее Материнских объятиях. Будем очень благодарны, если кто-нибудь нам поможет.
Крестный ход
Крестные ходы – это замечательный древний обычай, особенно полюбившийся на Святой Руси. Мы тоже на большие праздники вместе с нашими прихожанами под колокольный звон выходим с крестами, хоругвями, иконами на источник, окропляя святой водой окрестности. Это всегда большая радость для взрослых и детей.
Но есть в монастыре и ежедневный крестный ход. Это уже для защиты обители от врагов видимых и невидимых. Силу этого крестного хода мы ощутили еще в Малоярославце. В начале нашей монашеской жизни через монастырскую ограду перелезали какие-то хулиганы, грабители, пугали всех сестер. Но после поездки в Дивеево мы стали обходить монастырь с молитвой, и нас совсем перестали посещать незваные гости.
Так и в Гремячево мы каждый день обходим крестным ходом монастырь. Но случилось как-то нам засуетиться (были большие праздники), и мы не обошли обитель с молитвой. В эту же ночь у нас исчезли несколько кур и петушок. Когда мы позвонили матушке игумении сообщить о пропаже, первое, что она спросила, было:
– А крестным ходом вы ходили?
С тех пор мы стараемся никогда не пропускать крестный ход и не оставлять молитву Пресвятой Богородице и святому великомученику Георгию Победоносцу, которые хранят Свой маленький удел. В 2009 году нам подарили частицу мощей святого Георгия Победоносца, привезенную со Святой Горы Афон.
Чудесные иконы
Интересно, как Господь и Пресвятая Богородица Сами присылают нам иконы. Одна женщина из Калуги долгое время вышивала иконы бисером. Это очень благодатное занятие, живая молитва, и сам процесс работы – радость общения с Богом и святыми угодниками. Много рукодельница вышила, а потом задумалась:
– Зачем мне столько икон, что мне с ними делать?
Во сне слышит она голос:
– Отвези иконы в Гремячево!
А она и не слыхала о таком месте. Стала расспрашивать людей, узнала о монастыре и с радостью привезла нам иконы. Батюшка освятил их, и теперь каждый крестный ход мы с ними ходим вокруг монастыря.
Последняя надежда
Подобным образом обрели мы и икону святой мученицы Надежды. Как-то у нас в монастыре служили всенощное бдение, и сестры обители тихо молились. Вдруг в храм буквально врывается высокий пожилой мужчина с выправкой бывшего военного, уверенно шагает к клиросу и грозно спрашивает:
– Где тут у вас икона святой Надежды?
– В этом храме такой нет.
– Как это нет?! – гремит он. – Я сам ее вам привозил!
Выяснилось, что это была маленькая, потемневшая от старости иконочка, и мы нашли ее в Георгиевском храме вместе с другими образами, ожидавшими реставрации. Надо было видеть, как он обрадовался! Стал взахлеб рассказывать, что он бывший военный, зовут Сергеем, живет в Москве, три года назад у него тяжело заболела жена: онкология прогрессировала, и врачи ничем не могли помочь.
Изображение едва проступало, но удалось прочесть надпись: «Святая Надежда»
Верующие люди посоветовали им поехать по монастырям и заказать сорокоусты о здравии болящей. Они отправились по монастырям, заехали и в наш. Когда вернулись в Москву, в ту же ночь бывший военный услышал во сне грозный приказ:
– Отвези икону в Гремячево!
Проснувшись, Сергей долго не мог понять: какую икону?! Семья была далека от Церкви, в доме никаких святынь не имелось. И тут он вспомнил, что когда-то его подопечные солдаты расчищали один подвал и нашли там небольшую потемневшую икону. Изображение едва проступало, но удалось прочесть надпись: «Святая Надежда».
Сергей извлек из книжного шкафа забытую там среди книг иконочку – свою последнюю надежду – и повез в Гремячево. Ничего не сказав, отдал сестрам. И чудо! Болезнь отступила от его жены. И вот они оба, радостные и счастливые, приехали в Гремячево поблагодарить милостивого Бога и святую Надежду.
Как к нам явились два святителя
Если уж речь зашла об онкологии, не могу не рассказать и такой истории. Как-то летом у нас гостил протоиерей Сергий Лукьянов из Америки. Конечно, условия жизни у нас далеки от американских стандартов, но батюшка – потомок русских эмигрантов, потому неудобств не замечал. Зато мы объехали с ним все окрестные святые места, а в Оптиной пустыни отец наместник подарил ему икону с частицей мощей преподобных старцев Оптинских.
И вот привозят нам две иконы с мощами: святителя Иоанна Шанхайского и святителя Нектария Эгинского!
Уезжая от нас, отец Сергий пообещал, что постарается передать нам частицу мощей святителя Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского, чудотворца, которого мы любим и почитаем. Честно говоря, мы особенно и не надеялись на исполнение этого обещания, ведь это очень сложно – получить частицу мощей великого святого для нашего маленького и пустынного монастыря.
Святитель Нектарий имеет особую благодать исцелять от онкологических заболеваний
И вдруг через год знакомый батюшки привозит нам не одну, а две иконы с мощами: святителя Иоанна Шанхайского и святителя Нектария Эгинского, который, видимо, сам решил прибыть к нам на помощь. Этот святой имеет особую благодать исцелять от онкологических заболеваний, а еще он особенно покровительствует женскому монашеству, так как в свое время основал женский монастырь и потерпел из-за этого множество скорбей, искушений и клеветы.
И люди потянулись к нам в Гремячев, к живоносному источнику исцелений, а мы сами стали ежедневно читать Акафист святителю Нектарию с прошениями об исцелении всех с верою к нему прибегающих.
Как к нам явился архангел Михаил
Вот еще одна чудесная история про икону. Как-то служил в нашем Гремячем монастыре наш владыка – митрополит Калужский и Боровский Климент. Нам очень хотелось порадовать владыку, и мы решили подарить ему написанную сестрами икону святого архистратига Михаила. У нас была тогда всего одна икона архангела Михаила, но мы подумали: пусть он помогает нашему владыке, а за его святые молитвы и мы не пропадем.
Не успели мы попрощаться и проводить колокольным звоном дорогого гостя – звонит нам неизвестный благодетель и говорит:
– Хочу пожертвовать вашему монастырю икону с всадником на коне.
Сперва мы подумали, что это икона великомученика Георгия Победоносца, но когда торжественно встретили святой образ, оказалось, что это архистратиг Михаил на крылатом коне как предводитель Небесного воинства. Так святой архангел Михаил утешил нас и показал, что он всегда с теми, кто любит Бога и служит Ему.
Наш любимый Гремячев монастырь
Когда владыка Климент благословил нашей матушке игумении Николае восстанавливать Гремячев монастырь и мы приехали сюда впервые – были поражены красотой здешних мест. Дух захватывает, когда смотришь с монастырской горы на раскинувшиеся внизу домики и красавицу Оку, которая переливается на солнышке. А название «Гремячево» – по шуму бурного источника, водопадом сбегающего с горы. Источник известен с незапамятных времен своей кристально чистой и целебной водой.
Первые сестры, приехавшие сюда, зимовали в полуразрушенной избушке с земляным полом. Но наших сестер этим не испугаешь, мы храним завет нашего старца, схиархимандрита Михаила (Балаева; † 2009), насельника Троице-Сергиевой Лавры: «Ничего не бойтесь!»
В Гремячем монастыре даже в добрые старые времена подвизались не более двенадцати монахов. И нас сейчас двенадцать сестер. Интересно складывалась судьба старших сестер обители: они здесь постоянно менялись. И вовсе не потому, что убегали или не выдерживали трудностей. Наоборот, Гремячев стал своеобразной кузницей по выковке будущих игумений, настоятельниц и старших сестер для других женских монастырей: игумения Нектария, игумения Михаила (Кемерово), игумения Макария (Вольск), игумения Иоанна (Оренбург), монахиня Георгия (Саратов), монахиня Елисавета (Шаровкин монастырь).
Успенский собор пострадал в годы безбожья, его стены «плачут» от пропитавшей их аммиачной селитры
Наш Гремячев монастырь всегда, даже в самые лучшие свои времена, был очень бедным, как бы исполняя монашеский обет нестяжания и вольной нищеты. Но монастырь всегда помогал и помогает нуждающимся, которые обращаются к нам в трудную минуту. Пусть нет денег, зато можно накормить, обогреть и утешить, и все, кто к нам приезжает, окружены вниманием и заботой сестер, а прежде всего – Пресвятой Богородицы.
У нашей обители не было каких-то очень известных благодетелей, но когда нужно, Царица Небесная Сама призывала людей на помощь Своему монастырю.
Мы надеемся, что найдутся добрые люди, которые помогут нам реставрировать наш Успенский собор, пострадавший в годы безбожного лихолетья. Его стены не перестают «плакать» от пропитавшей их аммиачной селитры. За тех, кто поможет нам, будем неустанно возносить Господу наши монашеские молитвы, как за «благоустроителей, благоукрасителей, благочестивых жертвователей святыя обители сея».
Будем очень рады, если вы приедете в наш монастырь помолиться и искупаться в нашем чудесном источнике.
Свято-Успенский Гремячев женский монастырь: наши контакты и реквизиты
Как добраться из Москвы:
Для пожертвований:
Банковский перевод:
Русская Православная Церковь Московский Патриархат,
Калужское епархиальное управление
Подворье Свято-Никольского Черноостровского женского монастыря в г. Малоярославце
Свято-Успенский Гремячев Монастырь
ИНН/КПП 4001055592/400101001
БИК 042908612
р/с 40703810022240003982
к/с 30101810100000000612
в Калужском ОСБ № 8608, г. Калуга
Имена для молитвы можно сообщать в смс на телефон, на электронный адрес, на почтовый адрес или в комментариях к этой статье. Можем отслужить молебен за вас у икон с мощами святителя Нектария Эгинского, святителя Иоанна Шанхайского, святого великомученика Георгия Победоносца, помолиться за вас святому архистратигу Михаилу и Пресвятой Богородице, Которая неоднократно являлась на месте нашего монастыря.