свято успенский александро куштский монастырь
Церковь
в честь Успения Божией Матери
В лето 6890 (1382) отрок Алексий пришел из города Вологды на остров Спас-Каменный, что на Кубенском озере, и попросил принять его в монастырь. Игумен Дионисий ласково принял юношу и, провидя в нём будущий сосуд Святого Духа, скоро облачил его в иноческий образ с именем Александр. Инок Александр много лет жил на острове в благоговейном послушании, посте и молитве. Но душа подвижника стремилась к сугубому подвигу – безмолвию во славу Божию. Александр оставляет Каменный монастырь и уходит в леса. Но безмолвие по Великому Смотрению Божию было временным.
Житие преподобного повествует, что, наставляемый Богом, пришёл Александр на реку Кушту на восточную сторону Кубенского озера, в места болотистые и непроходимые, недалеко от реки установил крест, который везде носил с собой, и на коленях молился перед ним: «Господи Иисусе Христе, Сыне Бога Живаго, Упование всем концем земли. Призри с небесе и виждь место сие и благослови его и мене недостойнаго раба Твоего удостой в настоящем месте сем молитвами Пречистыя Твоея Матере и честнаго и славнаго Ея Успения Храм создати…».
Некоторое время Александр подвизался здесь один, потом один за другим пришли к нему два брата – Савватий и Симеон. Александр обратился с молитвой к Господу Богу и Его Пречистой Матери и после молитвы рассказал братии о том, что хотел бы построить здесь церковь. И решили они, если есть на то Воля Божия, то будет здесь церковь, видимо, изволит Господь, чтобы на этом месте прославилось Имя Его Святое.
И пошёл Александр к епископу Ростовскому, бывшему своему игумену Дионисию, просить благословение на строительство церкви. Епископ Дионисий благословил, духовно поучил и дал душеполезные наставления о Святом Духе возлюбленному сыну и смиренному сослужебнику Александру. Дал всё необходимое на устроение пустыни и напутствовал словами: «Мир и благословение буди с вами во веки. Аминь».
В лето 6928 (1420) на землях и на средства князя Димитрия Заозерского была построена деревянная церковь Успения Божией Матери и основан Александро-Куштский монастырь. Жена князя Димитрия Васильевича Мария благоукрасила новую церковь иконами, подарила Евангелие-апракос, помогала монахам всем необходимым для жизни и пропитания…
Перед своей кончиной блаженный старец Александр завещал похоронить себя с полуденной стороны алтаря построенной им Успенской церкви. На этом месте с лета 6947 (1439) до сих пор и почивает он святыми мощами.
И всё бы хорошо, но через 80 лет после преставления игумена Александра, в лето 7027 (1519), ночью в день памяти Дмитрия Солунского в монастыре от непотушенной свечи случился пожар. Сгорели обе церкви и все монастырские постройки…
Вот такое начало у истории, которой уже 600 лет. Выглядит как притча, небылица. В наши дни не молитва и Божие благословение являются залогом успеха начатого дела, а начальный капитал… Тем более нам так долго говорили, что Бога нет, что молитва Ему кажется напрасной и Его благословение чем-то ненужным. Но до нас дошло верное свидетельство, то, что невозможно опровергнуть, – деревянная церковь Успения Божией Матери, построенная по благословению и сохраненная усердными молитвами.
Дальнейшая судьба церкви постепенно вырисовывается из отрывков, найденных в документах, рассказах, статьях, очерках, где она упоминается на протяжении 500 лет.
В 1747 году в Доношении о состоянии святынь Александрова монастыря, что на Куште, Её Императорскому Величеству Екатерине II игумен Иринарх подробно описывает святыни Александрова монастыря, что на Куште, в том числе придел во имя преподобного Александра Куштского. Находится придел в холодной деревянной церкви Успения Пресвятой Богородицы справа. «Стены придела рублены Успения церкви стенами общительно». В подзоре придела написаны крупные слова черной краской. Ко времени игумена Иринарха, видимо, слова стерлись, их невозможно разобрать. Поэтому он предполагает, что это летопись лета 7143 (1635), в которой написано когда, кем построен и освящен придел. Дальше игумен Иринарх пишет, что мощи преподобного никогда не поднимались и никем освидетельствованы не были и увидеть их невозможно, потому что лежат под спудом, то есть в земле. Придел построен прямо над могилой преподобного, выше могилы рубленый сруб (игумен называет «голбчик») до пола церкви, закрытый досками и сверху пустая гробница.
В 1764 году Александров монастырь, что на Куште, упразднён. Холодная деревянная шатровая церковь Успения Пресвятой Богородицы упоминается в особой «Описи ризницы и церковной утвари». В ней много древних икон, писаных на золоте и красках. На образах Успения Пресвятой Богородицы и Пресвятой Богородицы Одигитрии жемчужные ожерелья и жемчужные же возглавия Божией Матери. Центральные царские врата и врата в приделе преподобного Александра резные золочёные. Над святыми мощами резная золочёная гробница, вокруг точеные крашеные столбы. В Описи перечислено три матерчатых покрова на гробницу. Один из них, 1699 года изготовления, дошёл до нас, отреставрирован и хранится в Вологодском Государственном музее. Там же хранятся резной золоченый иконостас и резные золоченые царские врата из Успенской церкви, иконы праздничного и пророческого чинов и Божией Матери Одигитрия.
Далее всё более прозаично, но не менее чудесно. Промыслом Божиим Александрова Успенская пустынь в 1833 году была приписана к Спасо-Каменному монастырю. Монахи почти на 90 лет стали хранителями древней святыни. Причём в своих ежегодных отчётах оставили нам некоторые сведения о сохранности церкви.
В 1835 году правое ветхое крыло холодной Успенской церкви, где находился придел преподобного Александра, было разобрано и вместо него над мощами преподобного выстроена двухэтажная каменная церковь в честь святителя Николая. Новая церковь как бы подставила плечо древней святыне, будучи пристроена впритык к деревянной.
В 1902 году на церкви исправлена глава и поставлен новый крест.
В 1906 году под близкой к разрушению церковью подведён каменный фундамент.
В 1910 году на средства благотворителей на церкви установлена новая железная крыша, окрашена ярью, глава окрашена голубой краской и водружен золочёный крест. Снаружи церковь обшита тёсом и окрашена белилами…
И всё бы хорошо… Да, видно, не полезно нам, чтобы всё было хорошо…
Всем известные события советского времени не требуют и не терпят объяснений. Да и ни к чему они. Да и нет их этих объяснений. Но есть чудо – непонятным образом сохранившаяся деревянная церковь, которая к тому времени уже 400 лет стояла и стоит до сих пор. Как её не разобрали, не сожгли, не переделали под свинарник или клуб – не понятно. Церковь Успения Божией Матери осталась цела и невредима. И, когда в стране началась реставрация памятников архитектуры, ею заинтересовались именно как памятником…
В 1962 году реставраторами Центральных научно-реставрационных мастерских Госстроя РСФСР проводились предварительные работы для перевозки Успенской деревянной церкви начала XVI века из села Место Александрово Усть-Кубинского сельского совета Сокольского района на охраняемую территорию реставрируемого тогда Спасо-Прилуцкого Дмитриева монастыря в деревне Прилуки Вологодского района. Была снята обшивка и под ней обнаружены пазы и проемы для окон и дверей в стенах. Церковь за почти 500 лет своего существования перестраивалась, ремонтировалась и к шестидесятым годам XX века выглядела не так, как была первоначально задумана. Силами реставраторов церковь была разобрана, перевезена и собрана на территории Спасо-Прилуцкого монастыря с учетом обнаруженных при разборке деталей. Выглядит она помпезно и необычно и, хочется думать, что именно так, как и была задумана строителями XVI века. В любом случае низкий поклон и бесконечная благодарность всем, кто трудился над проектами, осуществлял перевозку, разборку и сборку церкви. Неизвестно сохранилась ли бы она, если бы не энтузиасты-реставраторы. В ансамбле Спасо-Прилуцкого монастыря церковь Успения Божией Матери представлена как памятник деревянного зодчества начала XVI века.
Как удивительно устроил всё Господь. Церковь могла вспыхнуть и сгореть однажды… Вместо этого она бережно разобрана и перевезена в безопасное место людьми, возможно, неверующими и, возможно, даже некрещёными, но участвовавшими в деле Божием.
Отреставрированный монастырь не стал музеем, он стал действующим Спасо-Прилуцким Димитриевым мужским монастырём. В Успенской церкви ежегодно 28 августа в День Успения Божией Матери утром служат молебен. Храм украшается цветами, наполняется богомольцами и несётся в небо величание Божией Матери…
И Промыслом Божиим монахи именно Спасо-Прилуцкого Димитриева мужского монастыря восстанавливают теперь молитвенную жизнь Спасо-Каменного и Александро-Куштского монастырей…
Церковь спасена, находится в надёжном месте и ничто ей не угрожает. Благословение не бесполезно, молитва не тщетна…
Казалось бы, история заканчивается. А вот и нет. Всё только начинается.
Возрождается Александро-Куштский монастырь.
Архиерейское подворье
«Свято-Успенский Александро-Куштский монастырь»
Александро-Куштский монастырь был основан около 1420 года монахом Спасо-Каменного монастыря Александром на берегу реки Кушты недалеко от Кубенского озера.
В советские годы монастырь был закрыт.
В начале сентября 2017 года указом митрополита Вологодского и Кирилловского Игнатия на территории бывшего монастыря образовано Архиерейское подворье «Свято-Успенский Александро-Куштский монастырь», настоятелем назначен иеромонах Александр (Кораблев).
Новости
7 января 2021 года
С Праздником, православные!
Дорогие братья и сестры!
Сердечно поздравляю всех вас со Светлым Праздником Рождества Христова!
Пасхой Господней, зимней Пасхой, называет Святая Церковь сегодняшний Праздник!
«Ныне вся исполнишася света!»
Праздник Рождества Христова – событие среди зимы этого года, среди зимы истории. Несмотря на трудности, болезни и отчаяние, которые окружают нас, мы снова в радости рождения Христова. Нам открывается, что наш Бог, не отдаленный Бог, сокрытый в далеких мирах, а Тот, Кто не хочет отделить Себя от нас и становится человеком, чтобы разделить наши радости и скорби. Через Боговоплощение мы узнаём Бога таким, каким никогда раньше Его не знали, и узнаём человека таким, каким никогда не могли себе представить. Чудо Рождества в этом Младенце, Которого держит в Своих объятиях Дева Мария! Бог и человек встретились. Но небо и земля ещё до конца не соединились, звезда Вифлеема горит ещё в глубокой тёмной ночи.
Своим воплощением Господь решил показать Своему творению то, каким Он хочет видеть человека, и каким любой из нас может и должен стать, если захочет, и если потрудится в сие краткое время земной жизни.
Жить с Богом, в Боге и Богом – это значит всегда жить на неком пределе, на пределе сил и способностей, на пределе желания, желания прославлять Его своей жизнью. Алкать и жаждать правды Божией. Святитель Ириней Лионский говорит: «Слава Божия – это человек живой; жизнь человеческая – это видение Бога», ибо жизнь, по сути, и есть Бог, жизнь – и есть Любовь, где любовь – как жизнь с избытком, как миро Марии, как дары волхвов, переливающиеся через край. «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13, 35).
Время Его рождения – это вершина и одновременно бездна дней человечества, это предел существования, предел бытия. Это время, когда земля была почти мертва и уже не могла открыть Ему двери. Все дома были закрыты и никто не хотел Его принять, принять и вместить Того, Которого и весь мiр не мог вместить. Не было места Богу нигде, даже в самых нищих домах, самого нищего города Давидова. И Христос-Младенец рождается вне человеческого жилища, отвергнутый, не узнанный и забытый всеми.
Мария «родила Сына Своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице» (Лк. 2; 7). Богомладенец – в кормушке для скота, обвитый пеленами (спеленутый тем, что соткан эти мiром) по рукам и ногам, не могущий пошевелиться впоследствии, и это ещё не предел.
Бог восхотел родиться в Своем человечестве в предельной нищете. В этот день явилась любовь Божия. Можно ли было пойти ещё дальше в этой любви к нам, самым отверженным на земле? Он так и проживёт Свою жизнь – на пределе всех человеческих сил: телесных и душевных. И не найдётся Ему места на земле, кроме как на Кресте.
Однако Христос не только на Кресте, но и в Воскресении, а также и во всей Его человеческой жизни.
Что же делать нам, стоящим в светлых, и сияющих, как небо, храмах, и в то же время в этом тёмном, как ад мiре? Мiре, которй идёт к концу и разрушению, в котором пылают костры зла. И хорошо, если мы не подбрасываем в этот костёр полыхающего зла собственных вязанок. Забывая Бога и Его животворящие заповеди, мы находимся в плену худшем, чем татарское иго. Видимые же мировые власти – только исполнители, и над ними градусы и степени. Повсюду царит язычество гораздо более страшное, чем в древние времена. Старое язычество было полно веры, только в ложных богов. Новое язычество – это циничное неверие, идолопоклонство самим себе. Мiр упоен освобождением человеческой мысли от уз страха Божия и покорности Его заповедям, он сбросил с себя оковы властей, авторитетов, приличий и обычаев. Единственное, что требуется от каждого из нас, – учит архим. Иоанн (Крестьянкин), – это в мiре тьмы нести лучик света. Зажги свою маленькую свечку во тьме Вселенной и она станет менее тёмной. Мы не смеем отделять себя от мiра, ибо Сын Божией пришёл этот мiр спасти. Как бы не был искажен грехом этот мiр, мы не можем презирать и избегать его. Мы должны войти в него и трудиться, и молиться, и свидетельствовать, что Бог присутствует в нём. Нам, верующим, лучше быть обиженными, чем стать обидчиками. Сейчас главное – выдержка. Терпением вашим спасайте души ваши. Не путайте, это не малодушие, не трусость. Это самое высшее, трудное – высшее мужество идти вслед Христа. «Будьте мудры как змеи, и целы (просты) как голуби».
Колесо жизни вращается всё быстрее. На каждой спице живой человек, чуть ослабеет – сорвется с колеса, а перенапряжёт силы – разорвётся его сердце. Надо научиться не ослабевать и не перенапрягаться.
Выдержка, выдержка и ещё раз выдержка.
Итак – терпение и хранение уст.
Среди нынешних бурь сохраните дух мирен. Только с таким внутренним устроением можно вести брань против мироправителей тьмы и духов злобы поднебесной. Тогда наша Родина останется тем островком здравого смысла, где спасутся многие, кто будет способен этот здравый смысл принять. «Огонь пришел Я низвести на землю, и как сильно желаю Я, чтобы он уже возгорелся!» (Лк. 12; 49) Под огнём здесь называется любовь, которую погасил дьявол и которую Христос вновь зажёг Свои святым житием и священными заповедями. Ибо возгорение духа оживотворяет сердца. Действия этого огня искал Давид, когда восклицал: «искуси мя Господи, испытай мя, разожги утробы моя и сердце мое» (Пс. 25; 2). Как и ап. Павел говорит: «духом пламенейте» (Рим. 12; 11). «Огня причащаюсь, трава сый» (приобщаюсь огня, будучи травою).
Будем всею силою души молить Господа, чтоб сугубая благодать пламенеющего Духа коснулась наших сердец, чтобы открылся нам мир всяк ум превосходящий, который никто не может отнять и который никто, кроме Христа, не может нам дать! Аминь.
Иеромонах Александр (Кораблёв)
2 августа в 12.00 иеромонах Александр (Кораблев) будет служить водосвятный молебен с акафистом пророку Илие в часовне в деревне Чернышово. Часовня была построена в 1903 году и служили там монахи Александро-Куштского монастыря. Несколько лет назад традиция восстановлена. Приезжайте, приходите на молебен. Подробнее.
В день памяти преподобного Александра Куштского, митрополит Вологодский и Кирилловский Игнатий совершил малое освящение храма преподобного Александра Куштского и Божественную литургию в восстанавливаемой церкви святителя Николая Чудотворца Архиерейского подворья «Свято-Успенский Александро-Куштский монастырь». Подробнее.
22 мая 2020 года в 13.30 в Архиерейском подворье «Свято-Успенский Александро-Куштский монастырь» состоится праздничный молебен святителю Николаю Чудотворцу.
21 апреля 2020 года
22 июня 2020 года в Архиерейском подворье «Свято-Успенский Александро-Куштский монастырь» состоится праздничное богослужение, посвященное 600-летию основания монастыря.
19 апреля 2020 года
Дорогие мои, братья и сёстры,
Ещё раз поздравляю вас, вольные и невольные «затворники» наши, с этим светлым Днём Христова Воскресения! Желаю радости сердечной, крепости телесной, семейного благополучия, мира душевного и тёплой молитвы. Молимся за вас, переживаем, скорбим вместе с вами, понимая, как это трудно ограничивать себя в том, что уже стало привычным и своим, так как сами стараемся идти этим путем, и в то же время радуемся, видя что во всех этих обстоятельствах скрыто великое сокровище Божие, ищите и обрящете.
Верующему все поспешествует во благо и ко спасению, ведь Христос посреди нас и есть, и будет!
ВОИСТИНУ ВОСКРЕСЕ ХРИСТОС!
Иеромонах Александр (Кораблёв)
Начинается возрождение Александро-Куштского монастыря Вологодской епархии
Александро-Куштский мужской монастырь был основан около 1420 года монахом Спасо-Каменного монастыря Александром Куштским на берегу р. Кушты недалеко от Кубенского озера.
К началу XX века в Александро-Куштском монастыре было два храма: шатровый деревянный в честь Успения Пресвятой Богородицы (XVI в.) и двухэтажный (верхний – во имя Преподобного Александра Куштского, нижний – во имя Святителя Николая Чудотворца, где у левого клироса под спудом покоятся мощи основателя монастыря).
Александро-Куштский монастырь был закрыт после 1918 года.
К 2000 году в нем располагался дом инвалидов, сохранился колодец, выкопанный, по преданию, преподобным Александром.
Деревянная шатровая Успенская церковь была перевезена на территорию Спасо-Прилуцкого Димитриева мужского монастыря. Резной золоченый иконостас (около 1718 г.) из Успенского храма с иконами вологодских мастеров XVI–XVIII вв. сохранился и находится в настоящее время в Вологодском областном краеведческом музее.
Шестисотлетняя история Александро-Куштской обители продолжилась в начале сентября 2017 года, когда митрополит Вологодский и Кирилловский Игнатий издал указы
«Об образовании архиерейского подворья «Свято-Успенский Александро-Куштский монастырь»» и «О назначении иеромонаха Александра (Кораблева) настоятелем Архиерейского подворья «Свято-Успенский Александро-Куштский монастырь»».
Правящий архиерей Вологодской епархии посетил и в сопровождении иеромонаха Александа (Кораблева) осмотрел все строения, расположенные на территории архиерейского подворья, переданные в 2017 году в собственность Вологодской епархии.
Монастырь был основан в 1420 году преподобным Александром Куштским, иноком Спасо-Каменного монастыря. Впоследствии монастырь стал заметным центром духовной культуры Заозерья в XV–XVI веках.
Будущий преподобный игумен Куштский, в миру Алексий, в юном возрасте пришел из Вологды в Спасо-Каменный монастырь на Кубенском озере к преподобному Дионисию Греку и через несколько месяцев был пострижен им в монашество с именем Александр. Строгой жизнью, послушанием, непрестанной молитвой он заслужил уважение братии. Афонский устав монастыря способствовал подвижнической жизни Александра Куштского.
Стремясь к уединению, Александр Куштский удалился из Спасо-Каменного монастыря на северный берег Кубенского озера, затем перешел на берег р. Сянжемы, поставил себе небольшую келию и проводил жизнь в молитве и безмолвии.
Из-за близости своей келии к деревням Александр Куштский оставил это место и ушел к устью р. Кушты и в 4 километрах от села Устья встретил преподобного Евфимия Сянженского. Он, как и Александр Куштский, долгое время проходил послушание в Спасо-Каменном монастыре, куда пришел из Великоламских пределов, затем покинул монастырь и поселился на восточном берегу Кубенского озера вблизи р. Кушты. Среди непроходимых болот и лесов построил себе келию, в которой подвизался в полном одиночестве.
Пришедший к нему Александр Куштский уговорил преподобного Евфимия обменяться келиями, так как искал для себя совершенно безмолвного места. Преподобный Евфимий согласился и переселился на р. Сянжему. Он не отказывал местным жителям в духовных беседах и наставлениях, затем построил церковь в честь Вознесения Христова и устроил при ней монастырь.
Александру Куштскому тихая пустынь на р. Куште очень полюбилась. Спустя некоторое время к нему пришел один старец, а через пять лет – третий брат. Александр Куштский решил устроить храм в честь Успения Пресвятой Богородицы.
Он отправился в Ростов к архиепископу Дионисию (1418–1425), своему бывшему игумену, который благословил строение храма, дал ему икону Пресвятой Богородицы и церковную утварь. Получив благословение архипастыря, преподобный Александр возвратился в свою пустынь и приступил к построению храма.
В то время Заозерьем владел князь Дмитрий Васильевич, происходивший из второй династии ярославских князей и живший в дереве Чирково, в трех верстах от пустынной келии Александра. Он был рад тому, что в его отчине появился такой подвижник, и поспешил дать старцу всё необходимое для постройки обители.
Супруга князя княгиня Мария украсила нововыстроенный храм иконами и подарила Евангелие. Следуя примеру князя, боярин Василий отдал преподобному свою деревню Колябино на р. Куште на помин души. После смерти князя Дмитрия его вдова княгиня Мария, которая очень почитала преподобного Александра, на поминовение мужа в пользу обители пожертвовала село с крестьянами.
При своей жизни Александр Куштский в обители, в которой прожил до своей кончины, построил только одну деревянную церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы. Вторая деревянная церковь была возведена во имя Святителя Николая по завещанию Александра Куштского.
В 1519 году при игумене Нафанаиле весь монастырь и обе первоначальные церкви полностью выгорели. Но вскоре монастырь был выстроен вновь, и на месте сгоревших церквей построили две деревянные церкви – Успенскую и Николаевскую.
Первая из них – церковь Успения Пресвятой Богородицы Александро-Куштской Успенской пустыни – сохранилась до наших дней. Деревянная шатровая церковь, датируемая первой половиной XVI века, – одна из старейших в России. Она была закрыта не позже 1930-х годов.
В 1962 году вывезена в Спасо-Прилуцкий монастырь, где была отреставрирована и располагается по настоящее время.
Церковь Успения Пресвятой Богородицы Александро-Куштской Успенской пустыни является объектом культурного наследия регионального значения.
Первоначальный иконостас церкви не сохранился. Известно, что в южном крыле издавна существовал престол во имя Преподобного Александра Куштского, устроенный над самой гробницей святого угодника, впоследствии он был перенесен на верхний этаж каменной церкви.
Часть икон более позднего сохранившегося иконостаса Успенской церкви и удивительной резьбы Царские врата из монастырских церквей экспонируются в экспозиции художественного отдела Вологодского государственного музея-заповедника г. Вологды.
Александр Куштский преставился 9 июня 1439 года на 68 году жизни. По завещанию преподобного Александра его тело было положено у южной стороны алтаря храма.
Вскоре на могиле преподобного Александра выросла рябина. У крестьянского мальчика, отломившего от нее ветку, сильно заболела рука. Он выздоровел после того, как помолился Александру Куштскому и приложился к его гробу. Это было первое посмертное чудо святого.
По причине множества чудесных исцелений (в большинстве случаев больных, одержимых душевными болезнями) в начале XVI века Александра Куштского стали называть «преподобным Куштским чудотворцем». В древнем рукописном житие преподобного Александра записано 20 чудес, совершенных при его гробе, последнее из которых произошло в 1573 году.
В 1835 году над гробом преподобного его учениками была выстроена каменная двухэтажная теплая церковь в честь Святителя Николая, освятили ее в день памяти преподобного Александра.
Церковь Александра Куштского в Александро-Куштской пустыни – двухэтажная, кирпичная, с декором в стиле классицизма, увенчанная невысоким деревянным четвериком под куполом, с колокольней.
В верхнем храме на месте левого клироса стоит пустая гробница (кенотаф) над мощами преподобного Александра, которые покоятся в нижнем храме под спудом над ними.
В 1764 году монастырь «Александро-Куштская Успенская пустынь» был упразднен и Николаевскую церковь обратили в приходскую. С 1833 года церковь из-за малочисленности прихода была приписана к Спасо-Каменному монастырю, в тот период он именовался как Спасопреображенская Белавинская пустынь.
При советской власти после закрытия монастыря в 1920-х годах в Николаевской церкви и двухэтажных братских келиях жили раскулаченные. Они занимались выращиванием сельскохозяйственной продукции.
До настоящего времени часть постройки каменной Николаевской церкви, святой колодец, по преданию, выкопанный преподобным Александром, сохранились.
Впоследствии на территории монастыря размещалось отделение социально-трудовой адаптации психо-неврологического интерната.
В здании церкви была устроена баня.