свято троицкий женский монастырь в курске сугубая молитва
Сугубая молитва о здравии – что это такое
Молитва о здравии
Сугубая молитва о здравии – что это такое? Чтобы найти ответ на этот вопрос, необходимо разобраться в значении православной молитвы. Она представляет собой искреннее обращение к Богу, совершаемое с верой и смирением, с осознанием собственной греховности и покаянием. Но в то же время с надеждой на милость Господа и преклонением перед Его волей.
Молитва устанавливает между человеком и Богом благодатную связь. Она помогает нам не только в спасении души, но и в преодолении житейских трудностей. Так, сугубая молитва о здравии — просьба к Богу об укреплении здоровья, о покровительстве в нашей земной жизни. Православным христианам можно и нужно молиться о здоровье. Святой преподобный Нил Синайский наставлял:
«В болезнях, прежде врачей и лекарств, пользуйся молитвой».
В то же время необходимо помнить, что болезни – испытания, посылаемые Богом для нашей духовной пользы. Либо они — следствия наших собственных грехов. Поэтому преодолевать их нужно со смирением и благодарением. Святитель Тихон Задонский в труде «Об истинном христианстве» отмечает:
«Болезнь хотя и расслабляет тело, но укрепляет душу… Человек научается смирению, терпению, памяти смертной и от нее усердному покаянию, молитве, презрению мира и мирской суеты… Болезнь сохраняет дух наш от гнилости и тления греховного и не позволяет страстям зарождаться в нас».
Сугубая молитва о здравии – что это такое?
Сугубая молитва – что это? Слово «сугубая» – означает то же, что и «удвоенная», «усиленная». К такой молитве православный христианин прибегает в конкретных жизненных ситуациях. Так, о здравии человека принято молиться даже, если он здоров. Сугубая молитва о здравии — специальная усиленная просьба к Богу о выздоровлении болящего.
Прилагательное «сугубая» не означает, что такая молитва более эффективна, чем обычная. Оно лишь указывает на усердный характер прошения в конкретной ситуации. Плоды принесёт любая молитва, творимая с верой и покаянием.
Церковное сугубое поминовение христиан совершается священником во время Божественной литургии. Записки с сугубыми прошениями принимаются заранее в свечной лавке храма. Следует помнить, что любое церковное поминовение возможно лишь в отношении крещёных православных христиан.
Записки с прошениями передаются в алтарь ко священнику. Первое сугубое поминовение он совершает на проскомидии (греч. «приношение»). Так называется первая часть литургии. В это время священник, поминая членов Церкви, приготовляет из хлеба и вина основу для Евхаристии. Позже усердное молитвенное прошение о христианах повторяется в середине литургии, на сугубой ектении.
Слово «ектения» переводится с греческого как «протяжное» (моление). В богослужении так называется последовательность различных молитвенных обращений. Они произносятся диаконом (или священником) при участии хора. По содержанию и продолжительности различают великую, сугубую, просительную и малую ектении. В сугубой ектении каждому прошению сопутствует троекратный возглас хора (и всех присутствующих в храме) «Господи, помилуй».
Как ещё сугубо молиться о здравии
Сугубая молитва о здравии также совершается в частном богослужении (на молебне) и индивидуально дома. Христиане молятся о здравии, самостоятельно читая канон или молитвы о болящем.
О здоровье можно молиться Господу, Богородице, ангелам, святым. Однако традиционно в такой нужде часто обращаются к прославленным в лике святых целителям и врачам. Среди них, например, живший в 3-4 веках великомученик Пантелеймон и выдающийся учёный-хирург 20 века святитель Лука Крымский.
Покровительницей болящих также почитается жившая в 20 веке блаженная Матрона Московская. Она страдала от нескольких тяжких недугов (слепота, паралич ног). Но при этом показала христианам величайший пример смирения перед болезнями. Божьей Матери о здравии традиционно молятся перед Её иконой «Целительница», написанной в честь чудесного выздоровления одного из московских церковнослужителей 18 века.
Наконец, сугубая молитва о здравии нередко выражается в молитве по соглашению. Так называется совершаемое группой православных христиан чтение какого-либо молитвенного правила по договорённости в одно и то же время. Основанием для такого вида молитвы считаются Евангельские слова:
«Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного, ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18, 19-20).
Обычно по соглашению читаются главы Псалтири или Евангелия. К ним добавляется специальная «молитва по соглашению», а затем формулируется конкретное прошение к Богу. В нашем случае это просьба об исцелении болящего. Молиться подобным образом рекомендуется по благословению священника.
Освящение души и тела в болезнях
Болящий человек особенно нуждается в освящении души и тела, то есть в участии в Церковных Таинствах. Прежде всего, это Соборование (Елеосвящение), Исповедь и Причастие. Соборование заключается в помазании болящего освящённым маслом (елеем), а также в призвании Божественной благодати. Она преображает человека, помогая ему очиститься от духовной и телесной скверны. Таинство Соборования уходит своими корнями в Евангельское предание:
«Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» (Иак. 5:14-15).
В Таинстве Исповеди человек выражает пред Богом искреннее раскаяние в своих грехах и твёрдое намерение трудиться над спасением души. Священник при этом выступает свидетелем, посредником. Господь прощает раскаявшегося грешника и дарует ему силы для борьбы с грехом. Преподобный Ефрем Сирин учит:
«Исповедь во грехах служит к уничтожению прегрешений. Бог хочет услышать от нас грехи наши не потому, что не знает их, напротив того, Ему угодно, чтобы мы чрез исповедь пришли в сознание своих грехопадений» («Творения»).
Евхаристия (Причастие) – это приобщение ко Господу, наполнение человека Христом через вкушение Его Тела и Крови (в виде хлеба и вина):
«Ядущий Мою плоть и пиющий Мою кровь во Мне пребывает и Я в нем» (Ин. 6:56).
Через Причастие происходит исцеление падшей человеческой природы от гибельной болезни греха. Это восстановление нашего первозданного естества и разжигание в нём огня Божественной любви. В молитве ко Причащению прямо говорится, что оно совершается «во исцеление души и тела».
Церковные Таинства не всегда приводят к полному избавлению от телесных болезней. Ведь главная их цель несравнимо важнее – соединение человека с Богом. В то же время напитанная Его благодатью душа непременно обретает силы для перенесения недуга и смиренное понимание пользы болезни для очищения души.
Молитвы о здравии
Молитва об исцелении больного
О Премилосердный Боже, Отче, Сыне и Святый Душе, в Нераздельней Троице покланяемый и славимый, призри благоутробно на раба Твоего (имя), болезнию одержимаго; отпусти ему вся согрешения его; подай ему исцеление от болезни; возврати ему здравие и силы телесные; подай ему долгоденственное и благоденственное житие, мирные Твои и премирные блага, чтобы он вместе с нами приносил благодарные мольбы Тебе, Всещедрому Богу и Создателю нашему.
Пресвятая Богородице, всесильным заступлением Твоим помоги мне умолить Сына Твоего, Бога моего, об исцелении раба Божия (имя).
Все святые и Ангелы Господни, молите Бога о больном рабе Его (имя). Аминь.
Молитва Божьей Матери перед её иконой «Целительница»
Приими, о Всеблагословенная и Всемощная Госпоже Владычице Богородице Дево, сия молитвы, со слезами Тебе приносимыя от нас, недостойных раб Твоих, ко Твоему цельбоносному образу пение возсылающих со умилением, яко Тебе Самой зде сущей и внемлющей молению нашему.
По коемуждо бо прошению исполнение твориши, скорби облегчаеши, немощным здравие даруеши, разслабленныя и недужныя исцеляеши, от бесных бесы прогоняеши, обидимыя от бед избавлявши, прокаженныя очищаеши и малыя дети милуеши: еще же, Госпоже Владычице Богородице, от уз и темниц свобождаеши и всякия многоразличныя страсти врачуеши: вся бо суть возможна ходатайством Твоим к Сыну Твоему, Христу Богу нашему. О Всепетая Мати, Пресвятая Богородице!
Не престай молитися о нас, недостойных рабех Твоих, славящих Тя и почитающих Тя, и поклоняющихся со умилением Пречистому образу Твоему, и надежду имущих невозвратну и веру несумненну к Тебе, Приснодеве Преславней и Непорочней, ныне и присно и во веки веков Аминь.
Молитва по соглашению
(читается в т.ч. о здравии)
Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, Ты бо рекл еси пречистыми усты Твоими: «Аминь глаголю вам, яко аще двое от вас совещаются на земли всякой вещи, ее же аще просите, будете иметь от Отца Моего, Иже на Небесех: где же два или трое собрались во имя Мое, ту есмь Аз посреде их». Непреложны словеса Твоя, Господи, милосердие Твое безприкладно и человеколюбию Твоему несть конца. Сего ради молим Тя: даруй нам, рабам Твоим (имена), согласившимся просить Тя (просьба), исполнения нашего прошения. Но обаче не якоже мы хотим, но якоже Ты. Да будет во веки воля Твоя. Аминь.
Молитва великомученику и целителю Пантелеимону
Святый великомучениче и целителю Пантелеимоне, Бога милостиваго подражателю! Призри благосердием и услыши нас, грешных, пред святою твоей иконою усердне молящихся. Испроси нам у Господа Бога, Емуже со Ангелы предстоиши на небеси, оставление грехов и прегрешений наших: исцели болезни душевныя же и телесныя рабов Божиих, ныне поминаемых, зде предстоящих и всех христиан православных, к твоему заступлению притекающих: cе бо мы, по грехом нашим люте одержимы есмы многими недуги и не имамы помощи и утешения: к тебе же прибегаем, яко дадеся ти благодать молитися за ны и целити всяк недуг и всяку болезнь; даруй убо всем нам святыми молитвами твоими здравие и благомощие души и тела, преспеяние веры и благочестия и вся к житию временному и ко спасению потребная, яко да, сподобившися тобою великих и богатых милостей, прославим тя и Подателя всех благ, дивнаго во святых, Бога нашего, Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь.
Молитва святителю Луке Крымскому
О всеблаженный исповедниче, святителю отче наш Луко, великий угодниче Христов! Со умилением приклоньше колена сердец наших, и припадая к раце честных и многоцелебных мощей твоих, якоже чадо отца молилм тя всеусердно: услыши нас грешных и принеси молитву нашу к милостивому и человеколюбцу Богу, Емуже ты ныне в радости святых и с лики ангел предстоиши. Веруем бо, яко ты любиши ны тою же любовию еюже вся ближния возлюбил еси, пребывая на земли.
Испроси у Христа Бога нашего да утвердит во святей своей Православней Церкви дух правыя веры и благочестия: пастырям ея да даст святую ревность и попечение о спасении вверенных им людей: право верующия соблюдати, слабыя и немощныя в вере укрепляти, неведущия наставляти, противная обличати.
Всем нам подай дар коемуждо благопотребен, и вся яже к жизни временней и к вечному спасению полезная. Градов наших утверждение, земли плодоносие, от глада и пагубы избавление. Скopбящим утешение, недугующим исцеление, заблудшим на путь истины возвращение, родителем благословение, чадом в страсе Господнем воспитание и научение, сирым и убогим помощь и заступление.
Подаждь нам всем твое архипастырское и святое благословение, да тобою осеняеми избавимся от козней лукаваго и избегнем всякия вражды и нестроений, ересей и расколов. Даруй нам богоугодно прейти поприще временной жизни, настави нас на путь ведущий в селения праведных, избави нас воздушных мытарств и моли о нас всесильнаго Бога, да в вечней жизни с тобою непрестанно славим Отца и Сына и Святаго Духа, Емуже подобает всякая сладва, честь и держдва во веки веков. Аминь.
Молитва блаженной Матроне Московской
О блаженная мати Матроно, услыши и приими ныне нас, грешных, молящихся тебе, навыкшая во всем житии твоем приимати и выслушивати всех страждущих и скорбящих, с верою и надеждою к твоему заступлению и помощи прибегающих, скорое поможение и чудесное исцеление всем подавающи; да не оскудеет и ныне милосердие твое к нам, недостойным, мятущимся в многосуетнем мире сем и нигдеже обретающим утешения и сострадания в скорбех душевных и помощи в болезнех телесных: исцели болезни наша, избави от искушений и мучительства диавола, страстно воюющаго, помози донести житейский свой Крест, снести вся тяготы жития и не потеряти в нем образ Божий, веру православную до конца дней наших сохранити, упование и надежду на Бога крепкую имети и нелицемерную любовь к ближним; помози нам по отшествии из жития сего достигнути Царствия Небеснаго со всеми угодившими Богу, прославляюще милосердие и благость Отца Небеснаго, в Троице славимаго, Отца и Сына и Святаго Духа, во веки веков. Аминь.
Курский Свято-Троицкий женский монастырь
Официальный приходской сайт
Контактная информация
Документальных сведений о времени основания обители не сохранилось. Из кратких описаний монастырей Российской империи видно, что в 1623 г. Курский Свято-Троицкий девичий монастырь уже существовал. Обитель упоминается и в старейшей печатной книге С. Ларионова о древнейших постройках Курска, вышедшей в Москве в 1786 г.: «Описание Курского наместничества из древних и новых о нем известий, вкратце собранное Сергеем Ларионовым, того наместничества верхней расправы прокурором». Автор, используя записи писцовых книг 1628–1631 гг., сообщает: «. на посаде за большим старым острогом Девичь монастырь, а на монастыре церковь Живоначальныя Троицы с приделом Обновления храма Воскресения Христова, деревянная, келиев в нем 21, монахинь 35; да около монастыря не пашенных ремесленников и бобылей слобода, да пять келиев для убогих; в малом же остроге (т.е. в Курской крепости – Прим. составителей) осадной двор, что купила игумения Сундулея с сестрами на убежище в осадные времена у казака Афанасия Сопина…».
В 1680 г. обитель была уничтожена пожаром, а в 1681 г. игумения Пелагия выстроила деревянную церковь в честь Святой Троицы с приделом в память обновления храма Воскресения Христова. В 1695 г. ею была заложена каменная двухэтажная церковь, сохранившаяся по сей день. Главный престол в верхнем этаже был освящен во имя Пресвятой Троицы, а в нижнем – в честь Смоленской иконы Божией Матери. Монастырская церковь была приходской, но миряне ходили только в верхнюю – Троицкую церковь, а монашествующие – в нижнюю. Со временем приход был закрыт. В 1836 г., усердием игумении Тавифы, к западной стене храма была пристроена церковь, посвященная Новодворской иконе Божией Матери. В 1851 г. в Новодворском храме были устроены два придела: северный – в память явления Иверской иконы Божией Матери и южный – во имя преподобного Мирона. Внизу, под храмом, было размещено несколько келий. При игумении Алевтине в 1853 г. в монастыре была открыта богадельня для престарелых сестер, а год спустя устроена больница для насельниц. В 1869 г., трудами игумении Софии, в обители была основана школа для девочек.
В 1911 г., при игумении Емилии, в северном приделе Троицкой церкви освятили престол в честь святителя Иоасафа Белгородского и преподобного Серафима Саровского. В том же году, благодаря пожертвованиям курян М.В. и П.Т. Зубковых, был построен новый трехэтажный корпус, в котором разместилась школа, рассчитанная на 100 детей. К этому времени в монастыре насчитывалось 635 насельниц, 82 из которых подвизались в Александро-Невском скиту, принадлежавшем обители с 1883 г. Скит был устроен при деревне Шуклинка в 7 верстах от Курска на пожертвованной монастырю купцом Димитрием Созоновым земле. Заботами игумении Софии в 1890 г. здесь была выстроена каменная холодная церковь с колокольней в память избавления Государя Императора Александра III и его семьи от грозившей им опасности при крушении поезда 17 октября 1888 г. на станции Борки (Курская губерния). Храм был освящен во имя небесных покровителей царской семьи: святого благоверного князя Александра Невского и святой равноапостольной Марии Магдалины. В 1898 г. была выстроена скитская монашеская богадельня в память Императорской коронации Государя Николая II и Государыни Александры Федоровны. А в 1903 г. завершилась постройка теплого храма, освященного в честь святителя Николая Чудотворца, небесного покровителя царя Николая. В 1909 г. был устроен колодец, благодаря пожертвованиям благотворителей, и в особенности Евпраксии Феодоровны Реутовой, имя которой поминалось в синодике монастырского скита. В настоящее время жизнь в скиту возрождается, ведутся богослужения в деревянной церкви. Восстанавливается каменный храм.
Монастырь имел к середине XIX в. обширную территорию, включая высокий берег р. Тускари. На плане 1826 г. видно, что обитель занимала пространство длиною 40 саженей, а шириною 53,5 саженей (1 сажень — 2,13 м). В результате пожертвований благочестивых курян, к 1851 г. монастырь занимал пространство в 71 сажень длины и 37 саженей ширины. Игумения Алевтина, бывшая в то время настоятельницей монастыря, обратилась к архиепископу Илиодору с прошением о разрешении вновь приобрести дома от причта кафедрального собора, проданные ранее игуменией Тавифой, и получила разрешение. В 1867 г., при игумении Софии, было куплено место длиною 35 саженей и шириною 9 саженей, прилегавшее к монастырю с южной стороны.
Курский Свято-Троицкий монастырь был славен игумениями. На основании сохранившихся сведений можно назвать имена двадцати одной игумении и время их правления.
1. Игумения Снандулия (Сундулея). По-видимому, это была первая настоятельница; о ней упоминается в указе царя Михаила Феодоровича от 12 марта 1632 г.
2. Игумения Феодора. Упоминается в 1645 г. и в 1648 г. в связи с восстанием в Курске горожан против стрельцов.
3. Игумения Капитолина – 1654–1655 гг.
4. Игумения Евдокия – с марта 1659 г.
5. Игумения Кикилия (Киликия) – с марта 1670 г.
6. Игумения Мастридия. О ней упоминается в монастырской описи; на ее имя был прислан указ царя Феодора Алексеевича (годы царствования: 1661–1682).
7. Игумения Пелагия – 1680–1701 гг.
8. Игумения Феодосия – 1708–1745 гг. Была уволена на покой в 1745 г., согласно ее прошению, «по старости и немощи».
9. Игумения Магдалина. Была переведена в Курский женский монастырь из Карповского Соловецкого монастыря в 1745 г., а в 1746 г. скончалась. Игумения Феодосия была назначена вторично управлять обителью.
10. Игумения Асенефа. О ней упоминается в указах 1754 г.
11. Игумения Маргарита – с 1758 г.
12. Игумения Митродора (Долгинцева) – 1762–1766 гг.
13. Игумения Епистимия – 1766–1780 гг. При ней был закрыт приход при женском монастыре. В 1773–1774 гг. ею возобновлена нижняя церковь в честь Смоленской иконы Божией Матери. При ней же была учреждена должность ризничей.
14. Игумения Афанасия – с 1795 г. Была переведена из Сумского Предтеченского монастыря. При ней была выстроена каменная ограда с западной стороны монастыря. В 1801 г. игумения Афанасия уволилась на покой и перевелась обратно в Предтеченский монастырь.
15. Игумения Аполлинария – с 1801 г. При ней крыши церкви и колокольни были покрыты железом. В 1805 г. учреждена должность благочинной. В 1807 г. игумения Аполлинария уволилась на покой.
16. Игумения Анфия – с 1807 г. При ней в 1818 г. был отлит для монастырской колокольни новый колокол в 194 пуда взамен разбитого.
17. Игумения Досифея – с 1826 г. При ней в 1829 г. выстроены настоятельские кельи.
18. Игумения Тавифа – с 1831 по 1850 г. В 1849 г. оставила управление монастырем. В 1853 г. пострижена в схиму, наречена Таисией, скончалась в 1867 г. Она отличалась особенной простотой и благочестием, вела очень строгий образ жизни. В 1832 г. при ней была выстроена каменная ограда с остальных трех сторон и святые врата при въезде в обитель с двумя небольшими кельями по сторонам. Монастырская ограда имела небольшую башенку в северо-западном углу, которая считалась достопримечательностью города.
19. Игумения Алевтина (Недельская) с 1849 по 1865 г. Прибыла из Тихвинской Борисовской пустыни и возведена в игумении архиепископом Илиодором. При ней были сделаны серебряные вызолоченные ризы на местные иконы Спасителя и Божией Матери в Новодворской церкви. В 1864 г. была сделана риза на Тихвинскую икону Богоматери. Заботилась об увеличении монастырских владений.
20. До настоящего времени особенно почитаема игумения София (Стефанида Васильевна Ступина; 1817–1909). Она была одной из последних дореволюционных настоятельниц и управляла обителью 44 года. Имя этой славной игумении было известно в разных уголках России. Благодаря ее стараниям была обновлена древняя монастырская церковь во имя Смоленской иконы Божией Матери; выстроены новые здания для больницы, богадельни и просфорной; открыто двухклассное училище для девочек, впоследствии преобразованное в церковноприходскую школу; отремонтированы все монастырские кельи; устроен водопровод для монастыря; выстроен Александро-Невский скит.
Заботясь о процветании обители, игумения София вместе с тем принимала активное участие в делах благотворительности, милосердия, просвещения. Матушка София являлась попечительницей двух приютов для детей-сирот (для мальчиков и для девочек), помогала пожертвованиями Курской духовной семинарии. Во время русско-турецкой войны 1877–1878 гг. настоятельница София взяла под монастырскую опеку Курский лазарет и оказывала помощь раненым воинам продуктами, деньгами, бельем. В течение 29 лет игумения София была начальницей женского епархиального училища и ежегодно жертвовала свой годовой оклад в 500 рублей в его пользу. Кроме того, игумения София являлась действительным членом Курского миссионерско-просветительского братства, Курского отдела Императорского православного Палестинского общества, принимала активное участие в работе Императорского археологического общества.
21. Игумения Емилия (Екатерина Васильевна Лебедева). Екатерина Васильевна родилась в 1864 г. в Москве. Она была дочерью надворного советника, земского врача, друга доктора Гааза. Ее отец, подражая доктору Гаазу, тоже бесплатно лечил людей. Воспитание матушка получила в Московском Александровском институте. По окончании института она преподавала в Екатеринбургском епархиальном женском училище. В 28-летнем возрасте поступила в Курский Свято-Троицкий девичий монастырь и проходила послушания учительницы в монастырской школе, потом казначеи. В 1904 г. на 42-м году жизни она приняла монашество. В 1909 г., по смерти игумении Софии, монахиня Емилия была посвящена в сан игумении. Скончалась матушка Емилия 26 марта 1947 г. и была погребена на Никитском кладбище.
В 1923 г. большевики закрыли монастырь, устроив поджог монашеских келий на праздник Успения Пресвятой Богородицы.
С 1923 по 1925 г. в монастыре разместились Музей искусств и историко-археологический кустарный музей.
В 1925 г. музеи объединились в Губернский краеведческий музей.
С конца 20-х годов в монастыре находился Губернский лагерь принудительных работ «ЖАКТ «Воля». В кельях разместили 260 заключенных. Были развернуты мастерские, устроена библиотека для заключенных с читальным залом.
Не ранее 1936 г. утрачена восточная стена с башнями по 2-й Сергиевской улице (ныне ул. Володарского).
В 1950-е годы купол над святыми воротами разобран; здание храма было отреставрировано как исторический памятник республиканского значения.
В 1930–1984 гг. на территории монастыря размещался архив Октябрьской революции, позже переименованный в ГАКО; с 1984 г. – Научно-методический центр Управления культуры и библиотека для слепых.
Ровно 70 лет пребывала в поругании и запустении древняя обитель. В 1993 г. часть храмового комплекса была возвращена Церкви и передана Курско-Белгородской епархии, а в 1994 г. монастырю были отданы настоятельский и сестринский корпуса. В здании храма разместились классы и церковь Курской Духовной семинарии. С участием семинаристов был проведен ремонт, устроен иконостас. 26 августа 1993 г. состоялся архиерейский чин освящения храма. В храме возобновились богослужения.
Настоящее возрождение обители началось с августа 2004 г. Эта дата в истории монастыря отмечена тем, что по благословению Святейшего Патриарха Алексия II в Троицкую обитель переселилась женская монашеская община из подмосковного Иосифо-Волоцкого монастыря, после чего полным ходом пошли ремонтно-восстановительные работы и начала возрождаться полноценная духовная жизнь.
В настоящее время Курская Свято-Троицкая женская обитель старается возродить духовные монастырские традиции, монашеское делание, дела милосердия, благотворительности, просвещения.