свято троицкий женский монастырь псковская область
Свято-Троицкий Творожский женский монастырь д. Творожково Епархиальные монастыри РПЦ
История
Творожковский православный Свято-Троицкий женский монастырь находится в селе Творожково Стругокрасненского района Псковской области. Творожковский монастырь был создан выпускницей Смольного института благородных девиц Александрой Филипповной фон Розе (в девичестве Шмаковой; 1809—1880 гг.) в 1862 году.
Супргуги фон Розе купили имение Творожково в Гдовском уезде С.-Петербургской губернии в 1858 году., находившееся рядом с селом Гаврилова Гора и деревней Барский Дубок. Уговор супругов был таков: кто из них остается в живых, тот строит обитель для поминовения другого. Николай Андреевич фон Розе скончался 14 июня 1858 года и погребен на Митрофаньевском кладбище в Петербурге,которое коммунисты сравняли с землей и Александра Филлиповна основала сначала общину и стала посещать православные монастыри, чтобы присматриваться к устройству монашеской жизни. Ее духовным отцом стал настоятель Череменецкого монастыря игумен Антоний (Бочков), друг и сотаинник святителя Игнатия (Брянчанинова).
16 августа 1862 года Святейший Синод издал Указ об учреждении женской обители и приюта для девиц в Творожкове. Позже появилась и богадельня. В собственность общины передавалось всё имущество Александры Филипповны фон Розе: имение Творожково и участок земли в 619 десятин со всеми угодьями, скотом, озерами, рыбной ловлей и постройками. К началу 1870-х годов в новой общине трудилось 26 сестер, имелись: церковь, двухэтажный приют, два новых флигеля и разные службы. Церковь располагалась на втором этаже дома и была маленькой и уютной. В иконостасе ее находилась почитаемая в обители икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость».
Большую роль в создании монастыря сыграл местный Христа ради юродивый Терентий Иванович. Было ему тогда около пятидесяти лет. Сам он был добродушным и простодушным как младенец, за что его любили местные жители. Терентий Иванович обладал даром провидения. Он предсказал постройку монастыря и даже обозначил колышками место, где будет построен главный храм.
Когда Александра Филипповна выбрала и приготовила место для церкви, Терентий уверял ее, что не в этом месте будет церковь, а совсем в другом. Он взял и забил колышки, сказав: «Вот здесь будет большая церковь, вот там — маленькая». Много времени спустя после его смерти оказалась справедливость его предсказаний: когда, по получении дозволения строить церковь, приехал архитектор и стал осматривать местность, тогда оказалось приготовленное место неудобным, и он указал на другое: стали там землю рыть под фундамент и нашли клинья, вбитые Терентием.
Предание говорит, что еще за 30 лет до приезда в Творожково семейства Фон Розе, священник отец Иоанн из Быстреевского прихода увидел огненный столб, прошествоваший от Бвстреева до Творожково. Он посчитал это знамением, что на этом месте непременно будет храм или монастырь. Что и случилось. 28 декабря 1866 года Александра Филипповна была пострижена с именем Ангелина, а на следующий день домовая церковь была освящена во имя Божией Матери «Всех скорбящих Радость» игуменом Антонием, настоятелем Череменецкого монастыря. Службу в ней совершал причт Быстреевского погоста. Вторым храмом обители в Творожково стал белокаменный пятиглавый собор в честь Святой Живоначальной Троицы, построенный по проекту петербургского архитектора Михаила Арефьевича Щурупова.
Работами по постройке собора руководил архитектор Неверов. Строительство собора началось в 1875 году, и уже через два года были возведены купола и колокольня с высоким шпилем. Еще через два года приступили к штукатурным и расписным работам. Однако матушка Ангелина не дожила до торжества освящения храма в Творожково.
В марте 1880 года, на первой неделе Великого Поста, матушка Ангелина заболела воспалением легких, а в 11 часов утра 17 марта на 72-м году жизни тихо скончалась и была погребена 22 марта с юго-восточной стороны храма у алтаря при небывалом стечении народа.
Фрагмент сохранившегося могилного камня В тот же год 5 сентября 1882 г. при настоятельнице Георгии (Снигиревской), назначенной из Петербургского Новодевичьего Воскресенского монастыря. Стараниями матушки Георгии Творожковская община впоследствии была возведена в статус общежительного монастыря. С 1887 года по 1904 правила игуменья Арсения (Баскакова).
В 1929 года монастырь был закрыт советской властью. Монахини увезены на автомобилях в неизвестном направлении, закрыты богадельня и существовавший еще некоторое время под видом детского дома приют. 9 июля 1931 г. в Свято-Троицком соборе Творожковского монастыря было совершено последнее богослужение. С тех пор обитель начала разрушаться, ситуацию усугубила Великая Отечественная война. В советское время каменный собор использовался как овощехранилище, деревянный храм «Всех скорбящих Радость»был разрушен, а на его месте построен деревенский клуб, монастырское кладбище сравняли с землей. К концу XX века монастырь был полностью руинирован.
Троицкий храм обители был сильно порушен, церковь «Всех скорбящих Радость» утрачена.
4 августа 1994 года вновь установлены кресты на могилах матушки Ангелины, основательницы монастыря, блаженной матушки Ольги и настоятельницы Георгии.
В 1995 года с благословения старца Николая Гурьянова начались первые работы по восстановлению обители.
В 2000 году по благословению архиепископа Евсевия монастырь начинает возрождаться. Настоятельницей становится монахиня Варвара.
В 2005 году был освящён храм во имя иконы Божий Матери «Всех скорбящих Радость».
5 августа 2007 года владыка Евсевий освятил восстановленный Свято-Троицкий храм.
Творожковский Троицкий женский монастырь
Мiръ Россия Псковская область Творожковский Троицкий женский монастырь
Содержание
История [ править ]
Творожковский православный Свято-Троицкий женский монастырь находится в селе Творожково Стругокрасненского района Псковской области. Творожковский монастырь был создан выпускницей Смольного института благородных девиц Александрой Филипповной фон Розе (в девичестве Шмаковой; 1809—1880 гг.) в 1862 году.
16 августа 1862 года Святейший Синод издал Указ об учреждении женской обители и приюта для девиц в Творожкове. Позже появилась и богадельня. В собственность общины передавалось всё имущество Александры Филипповны фон Розе: имение Творожково и участок земли в 619 десятин со всеми угодьями, скотом, озерами, рыбной ловлей и постройками. К началу 1870-х годов в новой общине трудилось 26 сестер, имелись: церковь, двухэтажный приют, два новых флигеля и разные службы. Церковь располагалась на втором этаже дома и была маленькой и уютной. В иконостасе ее находилась почитаемая в обители икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость».
Монастырь учреждался со многими бюрократическими препонами. Но все трудности со временем были преодолены. Большую роль в создании монастыря сыграл местный Христа ради юродивый Терентий Иванович. Было ему тогда около пятидесяти лет. Сам он был добродушным и простодушным как младенец, за что его любили местные жители. Терентий Иванович обладал даром провидения. Он предсказал постройку монастыря и даже обозначил колышками место, где будет построен главный храм.
Когда Александра Филипповна выбрала и приготовила место для церкви, Терентий уверял ее, что не в этом месте будет церковь, а совсем в другом. Он взял и забил колышки, сказав: «Вот здесь будет большая церковь, вот там — маленькая». Много времени спустя после его смерти оказалась справедливость его предсказаний: когда, по получении дозволения строить церковь, приехал архитектор и стал осматривать местность, тогда оказалось приготовленное место неудобным, и он указал на другое: стали там землю рыть под фундамент и нашли клинья, вбитые Терентием.
Еще за 30 лет до приезда в Творожково Семейства Фон Розе, священник отец Иоанн из Быстреевского прихода увидел огненный столб, прошествоваший от Бвстреева до Творожково. Он посчитал это знамением, что на этом месте непременно будет храм или монастырь. Что и случилось. 28 декабря 1866 года Александра Филипповна была пострижена с именем Ангелина, а на следующий день домовая церковь была освящена во имя Божией Матери «Всех скорбящих Радость» игуменом Антонием, настоятелем Череменецкого монастыря. Службу в ней совершал причт Быстреевского погоста. Вторым храмом обители в Творожково стал белокаменный пятиглавый собор в честь Святой Живоначальной Троицы, построенный по проекту петербургского архитектора Михаила Арефьевича Щурупова.
Работами по постройке собора руководил архитектор Неверов. Строительство собора началось в 1875 году, и уже через два года были возведены купола и колокольня с высоким шпилем. Еще через два года приступили к штукатурным и расписным работам. Однако матушка Ангелина не дожила до торжества освящения храма в Творожково.
В марте 1880-го года, на первой неделе Великого Поста, матушка Ангелина заболела воспалением легких, а в 11 часов утра 17 марта на 72-м году жизни «тихо уснула сном праведницы» и была погребена 22 марта с юго-восточной стороны храма у алтаря при небывалом стечении народа.
Фрагмент сохранившегося могилного камня В тот же год 5 сентября 1882 г. при настоятельнице Георгии (Снигиревской), назначенной из Петербургского Новодевичьего Воскресенского монастыря. Стараниями матушки Георгии Творожковская община впоследствии была возведена в статус общежительного монастыря. С 1887 года по 1904 правила игуменья Арсения (Баскакова).
В 1929 года монастырь был закрыт советской властью. Монахини увезены на автомобилях в неизвестном направлении.
Троицкий храм обители был сильно порушен, церковь «Всех скорбящих Радость» утрачена.
4 августа 1994 года вновь установлены кресты на могилах матушки Ангелины, основательницы монастыря, блаженной матушки Ольги и настоятельницы Георгии.
В 1995 года с благословения старца Николая Гурьянова начались первые работы по восстановлению обители.
В 2000 году по благословению архиепископа Евсевия монастырь начинает возрождаться. Настоятельницей становится монахиня Варвара.
В 2005 году был освящён храм во имя иконы Божий Матери «Всех скорбящих Радость».
5 августа 2007 года владыка Евсевий освятил восстановленный Свято-Троицкий храм.[2][3]
С 2011 года настоятельница монастыря, после смерти монахини Иоанны (Двойнишниковой) (1 октября 2011 года) стала монахиня Анна (Ткач).
Современное состояние [ править ]
В настоящее время монастырь действующий. В храмах обители богослужения совершаются каждый день.
Возрастает число насельниц обители.
Совершенствуются формы социального служения.
Храмы [ править ]
Святыни [ править ]
Престольные праздники [ править ]
Фото [ править ]
Церковь Троицы Живоначальной
Церковь иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость»
Часовня Тихвинской иконы Божией Матери
Видео [ править ]
Как добраться [ править ]
Адрес: Псковская обл., Стругокрасненский р-н, пос. Творожково
До Пскова поездом, самолетом или автобусом.
До Творожково ежедневно кроме вторника ходит автобус из Красных Струг (на Давыдово). Время отправления: в 5.30, в 12.00 и в 17.00.
Паломнику [ править ]
Обитель продолжает добрую традицию странноприимничества, заповеданную матушкой Ангелиной. В монастырь можно приехать помолиться, потрудиться, внести посильную лепту в дело его возрождения.
Творожковский Троицкий женский монастырь приглашает православных паломников принять участие в монастырских богослужениях, поклониться святыням, познакомиться с историей монастыря и его духовным наследием.
Свято-Троицкий Творожковский женский монастырь
Свято-Троицкий Творожковский женский монастырь запись закреплена
Свято-Троицкий Творожковский женский монастырь запись закреплена
Любовь Петрова
Свято-Троицкий Творожковский женский монастырь запись закреплена
Паломническая служба «Подворье» в Пскове
Игумения Людмила (Ванина) с 1990-х годов являлась настоятельницей Снетогорского женского монастыря, занималась возрождение обители. За два года до кончины была пострижена в великую схиму.
Показать полностью.
Игумения Людмила (Ванина) родилась в селе Ольшанец Елецкого района Липецкой области. В 1970-х годах была старостой Вознесенского собора в Ельце при настоятельстве архимандрита Исаакия (Виноградова), после его смерти окормлялась духовно у схиархимандрита Серафима (Мирчука), была духовно близка к схиархимандриту Макарию (Болотову) и к протоиерею Николаю Гурьянову.
Отец Исаакий был духовником и будущего Владыки Евсевия – Митрополита Псковского и Порховского. Когда пришло время восстанавливать древний Снетогорский монастырь, Владыка призвал из родного Ельца свою духовную сестру – монахиню Людмилу. В годы своего настоятельства игумения Людмила собрала большую монашескую семью, до ста человек сестер. В обители духовно выросли и настоятельницы других монастырей: Спасо-Елезаровского, Феофиловой Пустыни, Творожковского монастыря.
В 2013 году она тяжело заболела, не было надежды на выздоровление, и по благословению Митрополита Евсевия, в больничной палате городской больницы 31 января 2013 года, духовником обители архим. Гермогеном была пострижена в великую схиму, с оставлением прежнего имени.
Скончалась схиигумения Людмила на 77-м году жизни 14 апреля 2015 года, во вторник Светлой Седмицы, и по благословению митрополита Псковского и Порховского Евсевия 16 апреля 2015 года похоронена напротив алтаря собора Рождества Пресвятой Богородицы.
Свято-Троицкий Творожковский женский монастырь запись закреплена
Синодик скончавшихся в период ковида
ВЕЧНАЯ ПАМЯТЬ! 4 года назад, 17 октября 201 года, погибла Монахиня АННА (Ткач), настоятельница Свято-Троицкого Творожковского монастыря Псковской епархии.Вечная память!
В нашем монастыре её знали ещё как Веру – неутомимую труженицу на любом самом трудном и сложном послушании (будь то кладка печей или выпечка именинного торта с кремовыми розочками);
Показать полностью. пламенную молитвенницу, ежесекундно горящую ко Господу; строгую подвижницу, самоотверженную и бесконечно беспощадную к своим слабостям, немощам и хворям.
***
Она появилась у нас в Екатерининском Тверском монастыре в девяносто седьмом, не вспомню точно время года…
Вера пришла к нам с тремя детьми и попросила их пристроить. Рассказала, что работала на стройке без респиратора и зацементировала себе легкие. Врачи оставили ей три месяца жизни – операция была невозможна: легкие под ножом не резались бы, а крошились.
Сына определили в Звенигород, девочек мы забрали на Оршу, а Веру через несколько дней я повезла в Лавру, к нашему Батюшке архимандриту Науму. Тогда он еще принимал нас сразу по несколько человек, и много можно было там услышать ценного – Батюшка умел так выстраивать беседы, что пользу получал каждый, кто был в тот момент рядом с ним. Это потом кто-то пожаловался, что приходится исповедоваться при народе, и всё закончилось. С тех пор мы заходили по одному, редко вдвоем-втроем, если только вместе приехали или связаны общим послушанием.
А ведь я прекрасно помню, никогда не бывало такого, чтобы кто-нибудь услышал тайну другого человека. Или в нужный момент начинался неожиданный шум – кто-то станет пакетами шуршать, или отключалось внимание, а когда включалось снова, уже все тайное было сказано. Или уж, если очень было нужно, Батюшка просил всех выйти, оставляя у себя человека одного на покаяние.
Вот и в тот раз вокруг старца было много людей, мы вошли с Верой, и он сразу меня позвал: «Ну, что у тебя?»
Я рассказала ему о ее смертельной болезни, а он попросил кого-то принести маленький черный томик «Букваря» – еще первое издание – на букву «Д». – Открывайте статью «Дыхание» и читайте…
Начали читать вслух, статья была длинная-предлинная, какая-то почти медицинская. Мы слушали, как открываются и закрываются альвеолы, народ был в недоумении – у каждого свои вопросы, время уходит непонятно на что, а он как будто задремал, но встрепенулся, когда чтение закончилось.
– Дарим тебе дыхание. Вот тебе бесплатное лечение. Ну-ка, сделайте обе вот так, – он поднял руки, глубоко вздохнул и выдохнул, резко отбросив руки вниз.
– Два раза так вздохните.
Мы повторили за ним это неожиданное упражнение.
– Времени тут с вами потеряли, вон сколько народу ждет, а ну идите отсюда! – и уже вслед нам: – У тебя там в Твери есть профессора? Покажи ее им.
– Какое-то тепло ходит по спине, – сказала мне она, когда мы вышли из Батюшкиной кельи.
Мы вернулись в Тверь, Веру отправили в областную больницу, там ей сделали рентген и с изумлением увидели, что легкие у нее новые, как у младенца. Прошли годы.
Дети выросли, определились, кто куда, уже родились внуки.
А Вера стала монахиней Анной, настоятельницей Творожковского монастыря в Псковской области.
Матушка очень спешила все успеть. Все делала быстро и хорошо. Устроенный монастырь, прекрасный, сияющий чистотой и красотой убранства храм-реликварий – мало где можно встретить такое количество святынь.
О таких людях, как она, говорят: на все руки мастер. Но главное, что она умела, – она умела молиться.
Совсем рядом с монастырем – несколько минут на лодочке через озеро – маленький остров. Деревянная церквушка и два крошечных домика за высокой дощатой оградой. Матушка назвала его «Островом молитвы» и все ждала, когда же достроят домики, и там будет у нее затвор.
Ее не стало 17 октября 2017 года. Через двадцать лет после второго рождения на этот свет тогда, в Троице-Сергиевой Лавре, в келье архимандрита Наума. И через пять дней после его ухода в Царствие Небесное. Батюшка несколько месяцев уже не мог самостоятельно дышать, и его подключили к аппарату искусственной вентиляции легких.
А ведь очень похоже, что тогда, двадцать лет тому назад, батюшка как бы «подключил» мать Анну к своим легким, и в последние дни его жизни, когда он уже почти совсем не мог дышать, мать Анна собралась умирать. Сестры рассказали, что она стала задыхаться, – к ней вернулись приступы астмы, тяжелый кашель, а где-то за неделю до смерти – может, и в день ухода в вечность нашего батюшки – она увидела в небе лик Спасителя, как бы призывающего ее, и все поняла. За два дня до своей кончины позвонила сыну: «Приезжай ко мне проститься, я буду умирать».
Матушка навела порядок в делах и документах, сделала все необходимые распоряжения. А накануне ее последней дороги – к Владыке на день Ангела – к ней зашла благочинная и увидела матушку, лежащую в постели со сложенными руками. «Умирать буду», – сказала она.
Но умереть в своей постели ей было не суждено.
Господь забрал ее так, как Ему было угодно, и душу, горевшую любовью к Богу, провел через огонь, очистил огнем, чтобы сгорели в этом смертельном пламени ее последние немощи и забытые грехи.
Об этой страшной аварии сразу же узнал весь православный мир – так матушка не только жизнью, но и смертью своей обрела множество молитвенников здесь, на земле. И свой долгожданный Остров молитвы в Царствии Небесном.
Свято-Троицкий Творожковский женский монастырь
Свято-Троицкий Творожковский женский монастырь запись закреплена
Свято-Троицкий Творожковский женский монастырь запись закреплена
Свято-Троицкий Творожковский женский монастырь запись закреплена
Псковская хроника
Псковская область, Струго-Красненский район, деревня Николаево, 1951 г.
В 1941 году на колокольне находился наблюдательный пункт, с которого артиллерийскими наводчиками корректировался огонь батарей по наступающим немецким дивизиям, рвущимся к Луге — храм сильно пострадал, а после войны местное население продолжило его разрушение, растаскивая кирпич для своих нужд.
Свято-Троицкий Творожковский женский монастырь запись закреплена
Православная музыка
Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии
О Рождестве Богородицы и о ее родителях известно из апокрифического Протоевангелия Иакова (II век). Там рассказано, что у благочестивой семейной пары из Иерусалима, Иоакима и Анны, долгое время не было детей. Они очень страдали от этого. И вот однажды, когда они порознь молились о даровании им ребенка, обоим было видение ангела, возвестившего, что Господь внял их молитвам и о их потомстве будут говорить во всем мире. После этого благовестия Анна зачала. Супруги дали обет посвятить своего ребенка Богу и, как было тогда в обычае, отдать его в Иерусалимский храм для служения и воспитания до совершеннолетия. Через девять месяцев Анна родила дочь, которую назвали Марией.
Свято-Троицкий Творожковский женский монастырь запись закреплена
Реконьский паломникЪ
18 сентября. Перенесение мощей блгвв. кн. Петра́, в иночестве Дави́да, и кн. Февро́нии, в иночестве Евфроси́нии, Му́ромских чудотворцев.
Святой благоверный князь Петр, в иночестве Давид, и святая благоверная княгиня Феврония, в иночество Евфросиния, Муромские чудотворцы. Благоверный князь Петр был вторым сыном Муромского князя Юрия Владимировича.
Показать полностью. Он вступил на Муромский престол в 1203 году. За несколько лет до этого святой Петр заболел проказой, от которой никто не мог его излечить. В сонном видении князю было открыто, что его может исцелить дочь пчеловода благочестивая дева Феврония, крестьянка деревни Ласковой в Рязанской земле. Святой Петр послал в ту деревню своих людей.
Когда князь увидел святую Февронию, то так полюбил ее за благочестие, мудрость и доброту, что дал обет жениться на ней после исцеления. Святая Феврония исцелила князя и вышла за него замуж. Святые супруги пронесли любовь друг ко другу через все испытания. Гордые бояре не захотели иметь княгиню из простого звания и потребовали, чтобы князь отпустил ее. Святой Петр отказался, и супругов изгнали. Они на лодке отплыли по Оке из родного города. Святая Феврония поддерживала и утешала святого Петра. Но вскоре город Муром постиг гнев Божий, и народ потребовал, чтобы князь вернулся вместе со святой Февронией.
Святые супруги прославились благочестием и милосердием. Скончались они в один день и час 25 июня 1228 года, приняв перед этим монашеский постриг с именами Давид и Евфросиния. Тела святых были положены в одном гробе.
Святые Петр и Феврония являются образцом христианского супружества. Своими молитвами они низводят Небесное благословение на вступающих в брак.
Их мощи находятся в г. Муроме в Троицком женском монастыре. День памяти Муромских чудотворцев в дореволюционные времена был одним их главных общегородских праздников. В этот день в Муроме проходила ярмарка, в город стекалось множество окрестных жителей. Можно по праву сказать, что мощи святых князей являлись общегородской святыней и главным православным символом города.
——-—
Яко благочестиваго корене пречестная отрасль был еси, / добре во благочестии пожив, блаженне Петре, / тако и с супружницею твоею, премудрою Феврониею, / в мире Богу угодивше / и преподобных житию сподобистеся. / С нимиже молитеся Господеви / сохранити без вреда отечество ваше, / да вас непрестанно почитаем.
Мира сего княжение и славу временну помышляя,/ сего ради благочестно в мире пожил еси, Петре,/ купно и с супружницею твоею, премудрою Феврониею,/ милостынею и молитвами Богу угодивше./ Темже и по смерти неразлучно во гробе лежаще,/ исцеление невидимо подаваете,/ и ныне Христу молитеся,// сохранити град же и люди, иже вас славящих.