свято троицкий зеленецкий монастырь где находится
Свято-Троицкий Зеленецкий монастырь
Зеленецкий мужской монастырь
Зеленецкий Троицкий монастырь (или Мартириева Зелёная пустынь) — мужской монастырь, расположенный в посёлке Зеленец Волховского района Ленинградской области, на правом берегу реки Рассоха.
Первое документальное свидетельство о существовании монастыря в писцовой книге Обонежской пятины Заонежской половины, составленной в 1563–1566 гг. Андреем Лихачевым «с товарищи». Первую монастырскую церковь построил сам преподобный Мартирий.
В 1612–1613 годах монастырь был разграблен и сожжен шведами, но был восстановлен по единому плану благодаря Новгородскому митрополиту Корнилию. Большинство сохранившихся зданий монастыря построены в 1680-х годах.
Комплекс монастыря представляет собой группу культовых построек, окружённых жилыми и хозяйственными сооружениями. Монастырь окружён массивной оградой.
В монастыре покоятся основатель монастыря, преподобный Мартирий, и митрополит Корнилий. Монастырь был местом ссылки для церковного покаяния.
В 1919 году монастырь был закрыт, и возобновлён лишь в 1993 году. В монастыре ведутся реставрационные и восстановительные работы.
14 марта 2003 года Свято-Троицкий Зеленецкий монастырь отметил 400-летие со дня преставления своего основателя — святого преподобного Мартирия Зеленецкого, чудотворца.
Сейчас, по милости Божий и молитвами преподобного отца нашего Мартирия, трудами братии, настоятеля монастыря архимандрита Пахомия и благодетелей, великая православная святыня возрождается из небытия и запустения.
Зеленецкий Троицкий мужской монастырь
Мiръ Россия Ленинградская область Зеленецкий Троицкий мужской монастырь
Зеленецкий-Троицкий монастырь (или Мартириева Зелёная пустынь) — мужской монастырь, расположенный в посёлке Зеленец Волховского района Ленинградской области, на правом берегу реки Рассоха.
Содержание
История [ править ]
В новгородских летописях указывается дата основания монастыря — 1564 год. Основателем монастыря считается монах Мартирий (в миру Мина), а среди строителей упоминается Фёдор Сырков, представитель богатой купеческой семьи, который известен благодаря участию при возведении ряда архитектурных ансамблей в Москве, Новгороде и Тихвине.
Первоначально здания монастыря были рублены из дерева и окружены деревянной оборонительной оградой. В 1612—1613 годах монастырь был разграблен и сожжен шведами, но был восстановлен по единому плану благодаря Новгородскому митрополиту Корнилию. Большинство сохранившихся зданий монастыря построены в 1680-х годах.
Комплекс монастыря представляет собой группу культовых построек, окружённых жилыми и хозяйственными сооружениями. Монастырь окружён массивной оградой.
В монастыре покоятся основатель монастыря, преподобный Мартирий, и митрополит Корнилий. Монастырь был местом ссылки для церковного покаяния.
В советские времена монастырь прошел большой путь от процветающей обители до запустевших разграбленных руин. В 1937 году последних оставшихся монахов вывезли из монастыря в «неизвестном направлении». После этого монастырь использовался различными советскими структурами «в народно-хозяйственных целях».
Современное состояние [ править ]
В 1992 году монастырь был возвращен верующим. В Санкт-Петербурге было устроено подворье монастыря при храме иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» (с грошиками). В середине ноября 2001 года деревню Зеленец связали автомобильной дорогой с большой землей, что позволило добираться до нее в любое время года. В настоящее время в монастыре ведутся реставрационные и восстановительные работы.
ЗЕЛЕНЕЦКИЙ ТРОИЦКИЙ МОНАСТЫРЬ
Свято-Троицкий Зеленецкий монастырь |
Монастырь во имя Пресвятой Троицы в д. Зеленце Тихвинской епархии
Монастырь основан в 1565-1570 годах преподобным Мартирием Зеленецким, иноком Тихвинского Новгородского монастыря, при поддержке и под покровительством царя Федора Иоанновича.
В XlX веке игумен Антоний (Бочков) написал поэму «Зеленецкий монастырь», в которой изложил предание о жизни митрополита Корнилия. Оно гласило, что на одном из допросов, происходивших после Стрелецкого бунта, кто-то сказал, что митрополит Корнилий будто бы был причастен к заговору. Разгневавшись, Петр I издал указ о лишении Владыки сана. Однако, преосвященный Корнилий, находившийся на покое в Зеленецком монастыре, как раз в те дни скончался. Гонца с царским указом подвели ко гробу, где в облачении митрополита лежал Корнилий: «Ну, снимай облачение, лишай сана». Гонец ужаснулся, не решившись на святотатство. Поэма гласит, что во время чтения указа «с ресниц Владыки пал слезы алмаз». Позже царь отменил указ.
К юго-западу от собора возвышается стройная восьмигранная трехъярусная колокольня, завершавшаяся раньше деревянным шатром с главкой, который в первой четверти XIX века был заменен куполом со «шпицем».
С 1698 по 1764 год монастырь был приписан к Новгородскому архиерейному дому. В 1764 году получил самостоятельность. В 1771 году переведен из Новгородской епархии в С.-Петербургскую и назначен местом ссылки для церковного покаяния по епархии.
В 1765 году монастырю, а точнее зданию у его северных ворот был нанесен существенный ущерб. В здании находились важные помещения хозяйственного назначения: хлебные амбары, квасоварня, а второй и третий этаж занимали жилые помещения. В них то и начался пожар, уничтоживший ряд древних икон и книг. Причиной пожара явилось самосожжение группы раскольников.
К началу XIX века (1811-1834 гг.) относится сооружение угловых башен в ограде и настоятельского корпуса над Святыми воротами.
Святынями монастыря были иконы Святой Троицы и Тихвинской Божией Матери «Одигитрии», принесенные сюда по преданию самим преподобным Мартирием. Монастырь владел обширными угодьями и имел большой капитал.
В советские времена монастырь прошел большой путь от процветающей обители до запустевших разграбленных руин. В 1937 году последних оставшихся монахов вывезли из монастыря в «неизвестном направлении». После этого монастырь использовался различными советскими структурами «в народно-хозяйственных целях».
В 1992 году монастырь был возвращен верующим и начал восстанавливаться. В Санкт-Петербурге было устроено подворье монастыря при храме иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» (с грошиками) [1]. В середине ноября 2001 года деревню Зеленец связали автомобильной дорогой с большой землей, что позволило добираться до нее в любое время года.
Статистика
Храмы
Свято-Троицкий Зеленецкий мужской монастырь
Irea Hancock запись закреплена
Мария Колмакова запись закреплена
Елена Кирикова запись закреплена
https://www.sestroretsk.com/main/134752/
9 октября 2021 года. Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий совершил Всенощное бдение в храме Тихвинской иконы Божией Матери Сестрорецка
Его Высокопреосвященству сослужили секретарь епархиального управления протоиерей Сергий Куксевич, настоятель архимандрит Гавриил (Коневиченко) с клиром, иерей Павел Ермошкин и другие священнослужители.
За Богослужением вместе с прихожанами и гостями храма молились казаки общины «Невская сечь». В числе молящихся был помощник Председателя Законодательного Собрания Санкт-Петербурга А. А. Ваймер.
Во время чтения канона владыка попросил отца Гавриила показать приход. Настоятель храма Тихвинской иконы Божией Матери Сестрорецка архимандрит Гавриил (Коневиченко) показал митрополиту Санкт-Петербургскому и Ладожскому Варсонофию поклонный Царский крест, который установлен у Духовно-просветительского центра и Библиотеку памяти Государя Императора Николая II. В Библиотеке Памяти Государя Императора Николая II отец Гавриил рассказал владыке об истории ее создания. Фонды библиотеки сейчас насчитывают более 28 000 единиц хранения.
Также отец Гавриил показал владыке вещевую службу «Петербургской станицы».
Затем владыка и отец Гавриил спустились в Мемориал памяти мученического подвига Царской Семьи «Расстрельная комната», в то место, которое напоминает о доме Ипатьева и о подвале Ипатьевского дома, где пролилась Царская кровь, где Царская Семья приняла мученическую кончину. В «Расстрельной комнате» отец Гавриил рассказал о написании картины «Преисподняя Ипатьевского дома».
Царский мемориал «Расстрельная комната» очень впечатлил владыку Варсонофия.
Затем батюшка Гавриил показал владыке выставочный павильон «Спасская башня», который находится перед зданием на территории Духовно-просветительского центра и храма Тихвинской иконы Божией Матери. Сейчас в павильоне инсталляция, посвященная 800-летию святого благоверного великого князя Александра Невского, установленная 11 сентября 2021 года.
«Каждый воскресный вечер на богослужении мы прославляем воскресшего Господа, благодарим Его за подвиг, совершенный ради нашего спасения, — сказал владыка в проповеди. — Поклоняясь Его Воскресению, Святая Церковь совершает память угодников Божиих. Мы должны внимательно слушать чтение за Всенощным бдением канонов, стихир: в них раскрывается суть подвига святых. Если слушаем внимательно, можем их примером вдохновиться. Нам кажется, что мы живем трудно, молимся, соблюдаем посты, все правильно делаем. Но если посмотреть на подвиг святых, то все наши дела далеки от этого, как земля от неба. Сегодня мы чтим память нескольких святых, я кратко о некоторых из них скажу. Например, мученик Каллистрат, который жил во втором веке, в еще языческом мире. Его дед стоял у Креста на Голгофе, был из Карфагена, служил в войске Понтия Пилата. Увидев, как распинают Сына Божия, уверовал во Христа и передал свою веру сыну Нестору, который тоже был военным, как и его сын Каллистрат, отличавшийся кротким нравом. По ночам, когда в казарме все спали, он уходил молиться в тайное место. Его выследили и донесли начальству. Начальники стали угрожать, что если он не откажется от веры, его замучают. Он не принес жертвы языческим богам и выбрал Христа. После истязаний его зашили в мешок и бросили в море. Мешок зацепился за острую скалу и разорвался, а дельфины по промыслу Божию вынесли Каллистрата на берег. Сорок пять воинов были поражены этому чуду и уверовали во Христа. Всех их бросили в темницу, и там Каллистрат рассказал воинам, что Христос — Сын Божий и не нужно бояться смерти: они получат мученические венцы. Военачальник приказал воинов утопить, но не в море, а в пруду, где дельфинов нет. Их связали по рукам и ногам и бросили в пруд. Но веревки развязались. Видя это чудо, еще сто тридцать пять воинов уверовали во Христа. Тогда этих сорок пять казнили, а те сто тридцать пять их погребли».
«Второй святой, о котором я хочу рассказать, это преподобный Савватий Соловецкий, — продолжил архипастырь. — Он жил в пятнадцатом веке в монастырях, устроенных учениками преподобного Сергия Радонежского. Начал подвизаться в Кирилло-Белозерской обители, принял там монашеский постриг и решил уйти в более уединенное место. Пришел сначала на Валаам, но и здесь не нашел покоя, и направился дальше на север. Достиг Белого моря и Соловецких островов. Здесь вместе с преподобным Германом основал монастырь, позже к ним присоединился преподобный Зосима. Так появилась обитель, где они подвизались в суровейших условиях. Это сейчас на Соловках все благоустроено, а тогда ничего не было. Остров не был населен, иногда приплывали туда охотники или рыбаки. В уединении, в суровых условиях они подвизались много лет. Я не знаю, какими для этого нужно обладать духовными силами. Господь укреплял их, посылал им ангела, и в конце концов они все стали святыми. Прошли века, Соловецкая обитель тоже стала известной, но наступили революционные времена, и мощи святых угодников «помешали» советской власти. Их осквернили. Тогда многие святыни привозили в Казанский собор, где был антирелигиозный музей. Мощи преподобного Савватия были здесь до 1990 года. Патриарх Алексий Второй обратился к властям, и их передали Церкви. Два года они находились в Александро-Невской лавре, а потом были перенесены в обитель».
За усердное служение Святой Церкви и в связи с 55-летием настоятель был награжден патриаршей грамотой.
Правящему архиерею была подарена икона Божией Матери «Непобедимая Победа» (Сестрорецкая). «Мы находимся у озера Разлив, в котором истории больше, чем воды, — сказал отец Гавриил. — На его берегах — шалаш и сарай, это второе место поклонения злодею, из-за которого погибла Царская Семья и Великая Империя. Первое — это мавзолей на Красной площади, где заблудшие поклоняются идолу. Иконописный образ — это видимое молитвенное воздыхание нашей казачьей общины Церкви Небесной. Мы взываем ко Господу, Божией Матери, святым. Божия Матерь на этой иконе является с Крестом, на котором был распят Ее Божественный Сын. Крестом Она попирает мавзолей, это капище проваливается в преисподнюю, оттуда выползает змей, его прокалывают архангелы Михаил и Гавриил, а святой Лонгин сотник делает контрольный прокол. Здесь изображены и священномученики Вениамин и Серафим Петроградские, и архимандрит Гавриил (Ургебадзе), и священномученик Николай, епископ Сестрорецкий, небесный ангел нашего города, и лейб-медик Боткин, и профессор права Юрий Новицкий — новомученики. Мы также видим Успенский собор Кремля с Владимирской иконой Божией Матери на фасаде, храм Христа Спасителя, Никольскую башню с воинственным образом Николая Чудотворца. Этот образ родился здесь, мы назвали его «Непобедимая Победа» (Сестрорецкая). Доска сделана в виде креста. Казаки написали две иконы: одну подарили нашему храму, другую мы приготовили к вашему приезду».
Храм построен в 2004 году, освящен 4 мая 2005 года. При нем действуют духовно-просветительский центр и библиотека.
По материалам ИА «Вода живая»,
09. 10.21
Drunky Horse
Автопутешествия и приключения Копытного или пение бороды в скитании праздника
Зеленецкий монастырь. Автопутешествие в Зеленец
Зеленец. Обитель в стороне от больших дорог
Зеленецкий монастырь (Свято-Троицкий Зеленецкий мужской монастырь) – тихое, уединённое место в Ленинградской области, куда стоит обязательно приехать, будь вы человек глубоко верующий, или же интересующийся нашей историей. Пожалуй, именно этот монастырь, из всех, что я посещал в этих краях, можно отнести к наиболее удалённым и далёким от массового паломничества и от излишнего, праздного туристического любопытства. В чём и заключается, по моему мнению, одно из важных его достоинств, так как таких монастырей сейчас всё меньше и меньше. Место действительно тихое, уединённое, важное с исторической точки зрения, и особо значимое для исповедующего православную веру.
Зеленецкий монастырь
Зеленецкий монастырь существует с 16 века и судьба этой обители претерпела массу испытаний, которое преподнесло ему Его Величество Время. В этой моей статье – рассказ о моём автопутешествии в монастырь, о том, где он находится, о дороге к нему, о его истории и судьбе.
Зеленецкий монастырь. История, где находится, как добраться. Фотоотчёт о посещении
В монастыре этом был я не раз. Фото в статье сделаны в разное время. Как на обычный мобильный телефон, так и на камеру. А прежде чем приступить к описанию монастыря, его истории, современного состояния, начну с того, что вкратце опишу дорогу к нему. Пусть к обители сам по себе интересен, достаточно живописен, а отправившись в путешествие к монастырю можно посетить и другие достопримечательности этого района Ленинградской области.
Зеленецкий монастырь и кот зеленецкий. При монастыре очень много котов, кошек и котиков
Дорога на Зеленец
Моё автопутешествие к обители началось с приезда из Северной Столицы в город Волхов по трассе Р 21 («Кола»), и далее по дороге 41К-059 на 41К-022. Посетив Горчаковщинский водопад (самый высокий водопад в Ленинградской области) перед въездом в город, я двинулся дальше. Миновав город Волхов, двинулся по дороге на юг в сторону Кириши (уточняю, что это правобережная сторона реки Волхов).
Далее, до самого села Усадище дорога асфальтированная, двухполосная, также хорошего качества. Примерно через 16 км после поворота с 41К-022, в селе Мыслино я встал у железнодорожного переезда. Их до Зеленца, на этом участке дороги — два. Движение поездов здесь очень активное, можно достаточно долго простоять. Если прошёл состав, перестал гореть красный запрещающий свет, рекомендую максимально быстро проезжать через ж/д пути. Поезда проходят через очень и очень короткие промежутки времени.
Ж/д переезд в Мыслино с указанием километража до Зеленца. Отсюда до Зеленецкого монастыря около 13 км
От переезда в Мыслино до Зеленецкого монастыря — участок дороги с грунтовым покрытием. Протяжённость этой грунтовки около 13-14 км. Вполне сносная дорога. (Более подробнее о дороге в обитель — в самом низу поста. Рекомендую к прочтению).
Грунтовый участок дороги к Зеленецкому монастырю
История Зелёной пустыни и преподобного Мартирия
Зеленецкий-Троицкий мужской монастырь (или Мартириева Зелёная пустынь) — действующая православная обитель, расположенная в посёлке Зеленец Волховского района Ленинградской области, на правом берегу небольшой реки Рассоха.
Самые первые документальные свидетельства, дошедшие до нас о возникновении этого монастыря относятся к 1563-66 гг. Так, в писцовой книге Обонежской пятины Заонежской половины, составленной в 1563–1566 гг. Андреем Лихачевым «с товарищи» есть такое упоминание:
Монастырь Живоначальной Троицы Зеленая пустыня, а на монастыре церковь деревянная Живоначальныя Троицы, да на монастыре же келья строителя Мартирья, да 2 кельи, а в них 2 брата, поп да проскурник; пашни четверть полуосмины в поле, а в дву по тому же, сена 15 копен, а в обжи не положена, потому что распахали старцы на черном лесу сами
Первую монастырскую церковь выстроил здесь сам преподобный Мартирий.
О Мартирии Зеленецком
Преподобный Мартирий Зеленецкий (Мартирий Великолукский, в миру Мина) — канонизированный Русской церковью в лике преподобного, родился в Великих Луках в начале XVI в. (точная дата рождения не известна; Мартирий единственный святой, родившийся в Великих Луках). Рано оставшийся без родителей, в возрасте 10 лет, отрок был взят на попечение иереем Благовещенской церкви по имени Боголеп. Когда Боголеп постригся в обитель бессребреников и был поставлен в строители Великолуцкой Сергиевой обители, Мина принял постриг от своего наставника, раздал своё имение и был наречён Мартирием.
Мартирий Зеленецкий. Изображение преподобного в монастырском Соборе Троицы Живоначальной
Проведя при наставнике около 7 лет Мартирий пожелал жить в уединении в пустынном месте. Он просил Господа указать ему уединенное место для подвигов. И такое место указано было ночью ученику Мартириеву знамением крестовидной зари на острове, издавна называвшемся Зелёным, за 60 «поприщ» от Великих Лук ( «поприще» — в современном русском языке, в его «высоком» стиле означает занятие определённым родом деятельности, в старину «поприще» — расстояние в один день пути, аналогично и значению слова «днище»).
Так, поселившись здесь, на острове Зелёном, Мартирий стал отшельником:
Возле какого-то ручья, на берегу в земле, в глине, выкопал себе землянку и покрыл её еловыми ветками. Я жил в пустыни и питался рукоделием своим: плёл из лыка лапти и с навещающем крестьянином отсылал по сёлам жителям, а они присылали с ним же всё потребное мне. И я, грешный, принимал с благодарностью от них приносимое.
Земли эти в те времена принадлежали Великому Новгороду, но в той округе, где поселился отшельник Мартирий иноческих обителей ещё не было. Узнав об обосновавшемся здесь иноке сюда потянулись подвижники.
Становление обители и подвижничество Мартирия. Фёдор Сырков
Мартирий, со временем, выстроил часовню и кельи с оградой. А узнав о преподобном новгородский боярин и благотворитель Фёдор Сырков, представитель богатой купеческой семьи, известный своим участием при возведении ряда архитектурных ансамблей в Москве, Новгороде и Тихвине, приложил усилия для возведения в Мартириевой пустыни храма Благовещения. Так появилась в Зеленце первая церковь (1570 г). А братия упросила старца Мартирия принять на себя сан священства и начальство над ними со званием игумена.
Преподобный Мартирий
(Новгородский купец Фёдор Сырков был казнён Иваном Грозным при погроме Великого Новгорода в январе 1570 г. Сыркова опричники топили в Волхове, вытаскивая его, едва не захлебнувшегося, верёвкой из воды, а затем варили ему ноги в кипящем котле. По свидетельствам, на вопрос царя: что тот видел в воде, Фёдор Сырков ответил, что видел чертей, которые скоро заберут царскую душу).
К последним годам жизни Мартирий обрёл дар исцелений. Так, в 1595 году в проезд свой в Москву останавливался он в Твери, у жившего тогда там хана Симеона Бекбулатовича (касимовский хан, перешедший на службу к Ивану IV). У хана болел сын (Иоанн) и наследник правителей Золотой Орды попросил Мартирия прийти помолиться за умирающего сына. Преподобный возложил на грудь Иоанна Тихвинскую икону Богоматери и больной исцелел. После этого Симеон стал усердным благотворителем Мартириевой пустыни и выделил средства на строительство каменной церкви во имя Богородицы Одигитрии Тихвинской. В 1595 году царь Феодор Иоаннович дал монастырю жалованную грамоту, утвердив основанный преподобным монастырь.
1(14) марта 1603 Мартирий ушёл из бренной жизни.
Изображение серебряной раки над мощами Мартирия в в монастырском Соборе Троицы Живоначальной
Интересные факты, связанные с именем Мартирия:
История Зеленецкого монастыря (продолжение)
За время своей истории обитель пережила как благие периоды существования, так и времена лишений и бед. Так, был монастырь разорён и сожжён шведскими интервентами в 1612-13гг. Но после разграбления был восстановлен благодаря митрополиту Новгородскому и Великолуцкому Корнилию. Большинство сохранившихся нынешних строений монастыря, отстроенных в камне, относятся именно к этому периоду времени (1680г) — Троицкий собор, Благовещенская церковь с трапезной, трехъярусная колокольня, стены вокруг монастыря с церковью Иоанна Богослова над вратами (не сохранилась), келейные корпуса. Обветшавшая каменная церковь Богородицы Одигитрии была разобрана, ее престол перенесен в староладожский Никольский монастырь.
Северные ворота входа в монастырь
3 марта 1695 года по болезни Митрополит Корнилий оставил управление Новгородской митрополией и удалился на покой в Зеленецкую пустынь. Здесь он скончался 26 февраля 1698 г. и был похоронен в Троицком соборе подле гробницы преподобного Мартирия.
Интересный факт: Зеленецкую обитель посещала императрица Елизавета Петровна. Это поспособствовало началу официального церковного почитания преподобного Мартирия.
Зеленецкий монастырь. Троицкий собор (справа)
Наибольшие беды Зеленецкому монастырю пришлось испытать в ХХ веке, после 1917 года, до полного своего закрытия в 30 годы и позже. Монастырские земли были отданы сельскохозяйственной коммуне «Восход», изъята различная церковная утварь и серебряная рака, установленная над мощами Мартирия, экспроприированы для Русского музея различные предметы культа (как произведения искусства и общественного достояния).
В разные годы установления Советской власти в стенах монастыря располагались: трудовая колония города Волхова, подсобное хозяйство Волховского алюминиевого завода и Волховское профтехучилище для инвалидов. В военное время (с 1941 г.) здесь находился военный госпиталь. С 1945 по 1975 гг. здания монастыря занимал «Дом инвалидов общего типа» (с 1969 г. — «Дом психоневротиков»). С 1975 г. в течение 17 лет на территории монастыря царило полное безлюдье и запустение.
Северо-западная башня монастыря (первая половина XIX в)
Возрождение обители и её восстановление началось только в 1991 году. Сейчас Зеленецкий монастырь (Зеленецкий-Троицкий монастырь (Мартириева Зелёная пустынь) — действующий мужской монастырь.
Возрождение Зеленецкого монастыря. Как выглядит обитель сейчас
Как я уже упоминал, монастырь находится в тихом и отдалённом месте. Небольшое село Зеленец, что близ монастырских стен, ныне совсем немноголюдно. Как мне показалось, местных, постоянно проживающих жителей здесь — раз, два и обчёлся. Многие дома используются как дачные. Наряду с совсем заброшенными домами есть и вполне обжитые. Видно, что жизнь в деревеньке не умерла окончательно:
Заброшенный дом в деревне Зеленец
Деревня Зеленец
Один из домов в селе, видимо, используется как дача:
Деревня Зеленец
После ж/д переезда у деревни нужно буквально метров через 100-200 свернуть направо. К северной стене монастыря. Здесь есть небольшая отсыпанная гравием площадка, где можно оставить свой авто (что я сделал). У этой же стены находятся пара строений с хозяйством. Видимо здесь живут те, кто помогает монастырской братии в восстановлении обители.
О том как выглядит монастырь сейчас расскажу с его графического плана. Так будет нагляднее и понятнее. План монастырских строений я взял с сайта https://sobory.ru/
План Зеленецкого монастыря:
Зеленецкий монастырь. План обители
Оставив свой авто на стоянке я отправился обозревать обитель. Да, каждый кто приедет сюда, не избежит встречи с монастырскими котиками. Они очень забавные, приветливые и встречают всякого сюда приходящего:
Коты Зеленецкого монастыря
Часовни у стен монастыря в Зеленце
У западной стены находится небольшая часовенка современной постройки (она не обозначена на карте):
Часовня у западной стены монастыря
Внутри часовни иконки и краник для набора освящённой воды:
Интерьер часовни у южных ворот
Со стороны южной стены, пройти к которой можно через монастырский сад — деревянная часовня. Постройка (предположительно) первой половины 19 века.
Деревянная часовня у Южных ворот
Внутри этой старинной часовни — колодец преподобного Мартирия. Над колодцем — большое колесо колодезного ворота:
Колодец преподобного Мартирия
Вход на территорию монастыря открыт через Южные ворота:
Южные ворота монастыря
Или через Северные. Этот вход сейчас является главным. Я обошёл монастырь по периметру и вернувшись к Северной стене, вошёл в обитель через Северные ворота.
Северная стена с келейным корпусом
Да, отмечу, что если вы собираетесь посетить Зеленецкий монастырь, то стоит иметь в виду, что монахи закрывают ворота в обитель около 18 часов вечера (или даже чуть раньше). Поэтому рекомендую приезжать сюда в первой половине дня.
Вход в монастырь у Северных ворот
Постройки внутри обители
У каждой из стен монастыря (внутри периметра) — келейные корпуса братии. Эти постройки датируются 1680-ми годами:
Келейный корпус Северной стены (справа, вид изнутри обители)
Вид на корпус Западной стены:
Келейный корпус Западной стены. Вид от входа в Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы
Южная стена. Келейный корпус:
Южный келейный корпус
…и восточная часть монастырских стен:
Зеленецкий монастырь
В центре периметра обители — её главные сооружения:
Колокольня Зеленецкого монастыря:
Зеленецкий монастырь. Колокольня
Собор Троицы Живоначальной (вид на собор и колокольню):
Собор Троицы Живоначальной
…и церковь Благовещения Пресвятой Богородицы:
Фрагмент экстерьера Церкви Благовещения Пресвятой Богородицы
Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы в Зеленце
К примеру, орнаментальные украшения церкви Благовещения Пресвятой Богородицы сохранились лишь фрагментарно:
Орнаменты церкви
Русские мотивы в лепке южной стены Церкви Благовещения Пресвятой Богородицы:
Орнаменты стен Церкви Благовещения Пресвятой Богородицы
Не сохранился некогда существовавший деревянный, на столбах, крытый переход, соединявший церковь Благовещения с собором Живоначальной Троицы (существовал до начала 19 века).
Вход в церковь Благовещения представляет собой крыльцо с колоннами, со смещением к южной части строения:
Вход в Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы
Как свидетельствуют источники («Историко–статистические сведения о С.-Петербургской епархии». Выпуск 7. — Санкт-Петербург, 1883 г.), когда то, это крыльцо не было главным входом в храм. А сделано было из пристройки с лестницей, проведенною в окно, из которого сделали дверь. И в этом виде существует и сейчас.
Интерьеры Церкви Благовещения Пресвятой Богородицы
Чтобы подняться внутрь церкви нужно подняться по узкой лестнице:
Лестница в Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы
Внутри церковь поместительна в низкой и более широкой притворной своей части, в высокой же, где совершается богослужение, места довольно немного:
Притворная часть церкви
Более высокая часть с иконостасом, в месте богослужения:
Иконостас
Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы
Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы — «зимняя», отапливаемая. О чём свидетельствуют печи, установленные в углах при входе в притворную часть:
Притворная часть
Вот, что писалось об этой церкви в «Историко–статистических сведениях о С.-Петербургской епархии» в 1883 г.:
Вообще, Благовещенская церковь носит характер серьезный, весьма приличный зимнему и вседневному храму пустынного монастыря, с братством не чрезвычайно многолюдным. В ней каждый из старцев может иметь скромное место для молитвы, с которого богослужение хорошо слышно и видно. Первый антиминс для Благовещенской церкви был освящен митрополитом Корнилием 14 сентября 7191 (1686) года.
Зеленецкий Собор Троицы Живоначальной
Собор Троицы Живоначальной датируется 1684 годом постройки. Вход в собор (он с западной стороны храма) скорее всего достаточно более поздней постройки (окна у лестницы вполне себе современны):
Лестница при входе в собор
Лестница ведёт на паперть, к старинному западному порталу. Он, согласно традиции, имеет «перспективную структуру; внешний валик, увенчанный небольшим килем», украшен резными элементами и выпуклым орнаментом; под ним — пояс «тёмно-лазоревого изразца с жёлтыми травчатыми разводами» и «белой надписью» — той самой, что сообщает нам точную дату строительства:
Лета 1684 года, благоволением в Троице славимого Бога, создася сей храм
По правую и левую руку перед входом — галерея. Посвящённая истории Зеленецкого монастыря, его самым известным настоятелям;
Правое крыло галереи собора
Портреты настоятелей монастыря:
Галерея собора
В левом крыле галереи собора можно увидеть фрагменты мозаики и лепнины, которая некогда украшала стены обители, но сохранилась лишь фрагментарно:
Фрагменты керамики, украшавшие некогда собор
Видно, что галерея обустроена братией с пониманием и должным вниманием к истории обители:
Зеленецкий монастырь. Галерея собора Троицы Живоначальной
Фрески и иконостас Собора Троицы Живоначальной
Вот как описывает интерьер самого храма Журнал «Православные Храмы. Путешествие по Святым местам». Выпуск №223, 2017 г.
Сам храм устроен вполне традиционно — это четырёхстолпная крестово-купольная постройка с центральным световым и четырьмя угловыми глухими барабанами. Западные столпы имеют восьмигранную форму и поставлены на прямоугольные постаменты. На стенах неплохо сохранилась масляная роспись начала ХХ века, являющаяся поновлением росписи первой половины ХIХ столетия. В барабане и нижней части столпов расчищены фрагменты первоначальных фресок конца ХVII века. В нижней Иоанно-Богословской церкви находятся главные святыни Зеленецкого монастыря. Само помещение — с мощными столпами и низкими, буквально нависающими над головой сводами, довольно тёмное. Перед юго-западным столпом — рака с мощами преподобного Мартирия, главная цель паломников, навещающих обитель. Чуть южнее, ближе к стене, захоронение митрополита Корнилия. Иконостас исполнен в стиле «минимализма». Нижняя церковь отапливается, в углу стоит печь-«голландка».
Вид на барабан купола:
Купол собора
Зеленецкий монастырь. Иконостас Собора Троицы Живоначальной
Соборная роспись
Впечатляющая живопись (немного жаль, что не отреставрирована до конца):
Фрески
Фрагменты росписи стен собора:
Интерьеры собора
Сохранились и другие детали декора собора:
Цепь у портала собора
В галерее можно увидеть как выглядел Зеленецкий монастырь в прошлом. В частности, на этой старой картине видно, что главный вход в обитель был с западной стороны. А над Западными воротами, ведущими прямо к Собору Троицы Живоначальной существовала церковь Иоанна Богослова над вратами (ныне не сохранилась):
Зеленецкий монастырь
Зеленецкий монастырь — одно из самых тихих и удивительных мест в Ленинградской области, куда стоит приехать, чтобы почувствовать настоящее уединение от мирской суеты. Рекомендую.
Где находится Свято-Троицкий Зеленецкий мужской монастырь. Как добраться, описание дорог (варианты)
Зеленецкий монастырь находится в Волховском районе Ленинградской области, в селе Зеленец, на правом берегу реки Волхов. На автомобиле путь из Санкт-Петербурга (если двигаться по трассе Р 21 трасса «Кола») составит порядка 140-150 км. Итоговый километраж будет немного отличаться в зависимости от того, где вы будете съезжать с Р 21 в районе реки и города Волхов. Вариантов несколько.
Можно свернуть с трассы «Кола» в районе Кисельни (не акутально, если вы путешествуете, въезжаете в Ленинградскую область с севера, из Карелии или из Мурманской области) или лучшими будут ( с туристической и познавательной точки зрения) такие варианты дорог:
Вариант 1:
свернуть с «Колы» на левом берегу реки Волхов не переезжая мост (автомобильная развязка перед мостом); в этом варианте можно по пути сделать остановку в Старой Ладоге или посетить Курган Олега Вещего двигаясь далее до города Волхов, где и переезжать через одноимённую реку);
Вариант 2:
сворачиваем с трассы «Кола» на правом берегу реки Волхов на дорогу А 114 (трасса Новая Ладога- Вологда) (если движемся из Северной Столицы, то поворот сразу за мостом), а проехав Иссад сворачиваем направо (на Колчаново не едем) на местную дорогу 41К-059 (Мурманское шоссе), которая идёт по берегу реки Волхов и далее переходит в 41К-022.
Дорога 41К-022 у города Волхов
В этом случае можно сделать остановку в селе Горчаковщина и посетить Горчаковщинский водопад. При выборе из всех мной перечисленных маршрутов, мы едем по дороге 41К-059 через правобережную часть города Волхов. Путь пройдёт мимо смотровой площадки Волховской ГЭС. а также вдоль городского парка с набережной. Красивые локации, которые также стоит посетить. В этом легко можно убедиться по фото с этих точек, которые я прилагаю:
Город Волхов. Правобережная сторона. Смотровая площадка у Волховской ГЭС
Закаты на набережной городского парка города Волхов (правобережье):
Закатные силуэты
Закат над рекой Волхов:
Вечер в парке города Волхов
Вариант 3:
едем в Зеленецкий монастырь со стороны М 10 (Санкт-Петербург — Москва). В этом случае до города Волхов мы добираемся по дороге «Зуево-Новая Ладога» (дорога 49К-05, 41А-006), а уже в самом городе переезжаем на правый берег реки Волхов. Но этот путь (вариант 3) не целесообразен по значительно большему километражу, в сравнении с первыми вариантами, если вы выезжаете из Санкт-Петербурга. Все дороги, указанные мной по всем вариантам маршрутов (Р 21, М 10, А 114, 41К-059, 41К-022, 49К-05, 41А-006 — хорошего качества, задержки в пути могут быть вызваны дорожными работами на участках). Только самая оконечность дороги на Зеленец (этот участок не миновать, здесь все маршруты сходятся, другой дороги нет) грунтовая и доставляет незначительный дискомфорт тем, кто сильно переживает за подвеску своего авто. Об этом участке:
Грунтовый участок дороги до Зеленецкого монастыря
Протяжённость этого участка около 13-14 км. Начинается он сразу за ж/д переездом в Мыслино. Покрытие — хорошо укатанный грунт. Встречаются неровности и ямы. Дорога достаточно узкая. лес подходит вплотную к обочинам. Но двум авто разъехаться — без проблем.
Грунтовый участок дороги до Зеленецкого монастыря. (Мыслино-Зеленец)
Примерно в средине этого участка, там, где дорогу пересекает просека с ЛЭП, будет небольшой отрезок пути (метров 100-200), на котром торчат из земли стержни арматуры. Их немного и их заботливо кто-то обозначил привязанными к штырям красными тряпками и пластиковыми бутылками. Будьте внимательны:
Участок дороги с торчащей арматурой
Эта грунтовка вполне себе проходима на любом авто. На своём пузотёре я еду здесь в среднем около 60-80 км в час, иногда даже выше. Главное будьте внимательны к камням и окатышам, которые могут неожиданно встретиться на пути. А при приближении встречного авто — стоит снизить скорость, чтобы не прилетел камень из под колёс ни вам, ни встречному авто.
На некоторых участках этой грунтовки вполне можно ехать и 100 км в час
Как добраться до Зеленецкой пустыни на общественном транспорте
На всякий случай привожу и альтернативный способ добраться до монастыря. (Если вы не путешествуете, как я, на личном авто). Сюда можно добраться и общественным транспортом. Электричкой. По будням из Санкт-Петербурга с Московского или Ладожского вокзала, но с пересадкой, прямого маршрута нет. Нужно ехать до станции Волховстрой 1, а потом уже, с Волховстроя (это и есть город Волхов) на электричках на Тихвин или Пикалёво 1 до станции Зеленец. Обратно в Северную Столицу с Зеленца также, с пересадкой в Волховстрое. По выходным дням есть прямой маршрут: электричка с Московского вокзала Санкт-Петербурга на Тихвин.
Карта расположения Зеленецкого монастыря:
Приятных путешествий! Всем МИР!
или перейти в рубрику о селе и деревне: Деревенские истории
В Рубрику всех записей блога Перейти….
На Главную страницу Дранкисайта: Перейти…
Личная страница автора этого сайта в социальной сети ВК здесь (добавляйтесь в друзья, всем рад): romahram