свято троицкий виленский монастырь

ВИЛЕНСКИЙ ВО ИМЯ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ

свято троицкий виленский монастырь. Смотреть фото свято троицкий виленский монастырь. Смотреть картинку свято троицкий виленский монастырь. Картинка про свято троицкий виленский монастырь. Фото свято троицкий виленский монастырь

По-видимому, изначально В. м. имел статус архимандритии. Настоятель обители архим. Макарий в 1495 г. в виленском кафедральном Успенском соборе был хиротонисан во митрополита Киевского. Нек-рое время спустя митр. Макарий назначил настоятеля В. м. своим наместником в Вильно, что вызвало протест священников виленских храмов. Архимандрит В. м. Зосима участвовал в Виленском Соборе, проходившем с 25 дек. 1509 по 18 янв. 1510 г.

До кон. XVI в. В. м. был наиболее почитаемой в крае правосл. обителью, существовал в основном за счет великокняжеских и частных пожертвований. Первый известный вклад (деньгами, книгами и церковной утварью) сделал в 1460 г. приближенный кор. Казимира IV Ягеллончика литов. маршалок А. А. Солтан (Описание ОР БАН. СПб., 1910. Т. 1. С. 32). После кончины киевского воеводы кн. Д. И. Путятича-Друцкого его душеприказчик кн. М. Л. Глинский 29 апр. 1506 г. пожертвовал обители 10 коп грошей, в то время как на другие «на дванадцать церквей виленьских по копе грошей» (АЗР. Т. 1. № 224. С. 370). 12 марта 1510 г. грамотой польск. кор. Сигизмунда I В. м. был дан в пожизненное владение вдовствующей кор. и вел. кнг. литов. Елене Иоанновне с правом избирать по своему усмотрению архимандритов. Первые крупные земельные пожалования в пользу обители (имения Свинтыники и Пурвиники в Ковенском повете и др.) сделали в 10-30-х гг. XVI в. гетман Вел. княжества Литовского и воевода Вильно кн. К. И. Острожский и кн. М. Н. Головчинский, служивший у вел. кнг. Елены Иоанновны. За победу над московскими войсками под Оршей (1514) кор. Сигизмунд I разрешил кн. Острожскому выстроить вместо деревянного каменный Троицкий храм с приделом в честь Сретения Господня. Строительство шло медленно: еще 12 нояб. 1529 г. подскарбий земский и маршалок М. Богуш Боговитинович завещал «на будованье у Вильни светлое Троицы» 200 коп грошей (АЮЗР. Т. 1. № 91. С. 76).

свято троицкий виленский монастырь. Смотреть фото свято троицкий виленский монастырь. Смотреть картинку свято троицкий виленский монастырь. Картинка про свято троицкий виленский монастырь. Фото свято троицкий виленский монастырь

К сер. XVI в. позиции Православия в Великом княжестве Литовском существенно ослабли, церковные должности покупались или распределялись королем (право «подаванья»). 10 июля 1551 г. кор. Сигизмунд пожаловал В. м. виленскому скарбнику и ключнику Сильвестру (Белькевичу), не имевшему тогда духовного сана, в 1567 г.- Ф. Белькевичу, 15 февр. 1569 г.- Киевскому митр. Ионе (Протасевичу), в 1579 г.- в пожизненное владение митр. Онисифору (Девочке).

После того как Потей в июле 1608 г. назначил своим наместником в Вильно насельника В. м. иером. Иосифа Вельямина Рутского, известного своим стремлением к окатоличиванию униатов, архим. Самуил выступил против митрополита и в авг. 1608 г. вместе с виленскими приходскими священниками обратился к собранию бурмистров и радцев рус. общины с жалобой на действия митрополита. За незаконное обращение к светскому суду Потей приговорил Самуила к лишению сана и отлучению от Церкви. Троицкий архимандрит подал виленскому правосл. братству просьбу принять его в число братчиков. На собрании 30 нояб. 1608 г. виленские правосл. священники вместе с членами братства решили вернуть архим. Самуилу (Сенчило) настоятельство в В. м. после отречения от повиновения униатскому митрополиту. Последующие полгода были отмечены стихийными стычками между православными и униатами, взаимными исками, направленными в суды разных инстанций. В июле 1609 г. в Вильно состоялось выездное заседание суда при королевском дворе, решением к-рого виленские правосл. братчики были оштрафованы на 10 тыс. злотых, а архим. Самуилу предписывалось покинуть пределы Речи Посполитой.

После ухода в 1611 г. из В. м. Рутского его место занял бывш. Патриарх Московский и всея Руси Игнатий († ок. 1640), к-рый в 1612 г. вместе с поляками бежал из Москвы, осажденной войсками кн. Д. М. Пожарского и К. Минина. В Речи Посполитой он перешел в униатство. При нем в 1613 г. к В. м. был присоединен ставший также униатским минский в честь Вознесения Господня муж. мон-рь. Последний в 1635 г. был объединен с минским в честь Сошествия Св. Духа на апостолов муж. мон-рем.

В 1617 г., когда был утвержден униатский василианский орден (см. Василиане), униатское монашество освободилось от власти епархиальных архиереев и составило единую корпорацию, во главе к-рой стоял протоархимандрит. К сер. XVII в. В. м. стал центром ордена василиан, обитель направляла братию в др. мон-ри, одновременно сохраняя за собой освободившиеся штатные должности. В насельниках В. м. числилось более 100 чел. Из настоятелей и монахов В. м. ставились униатские епископы: Рутский в 1613 г. занял митрополичью кафедру; Кунцевич в 1618 г. был поставлен на Полоцкую архиепископию; после убийства Кунцевича Полоцкую кафедру в 1624 г. занял Антоний Селява, также бывш. настоятель В. м., с 1641 г. он являлся Киевским митрополитом; в 1625 г. из настоятелей В. м. на Смоленскую кафедру был поставлен Лев Кревза и т. д. Мон-рь владел крупной недвижимостью и землями, полученными в качестве пожертвований от дворян и купцов. Среди жертвователей был и Рутский, отписавший мон-рю родовое имение в Новогрудском воеводстве. При В. м. существовал жен. мон-рь, к к-рому в 1609 г. был приписан Брацлавский мон-рь.

В XVII-XVIII вв. в В. м. были возведены каменные колокольня и св. врата. К Троицкому храму пристроены 3 часовни: в честь Воздвижения Креста Господня, Благовещения Богородицы и во имя ап. Луки. После пожаров 1706, 1748, 1749 гг. мон-рь в 1760 г. был восстановлен по проекту архит. И. К. Глаубица: к келейному корпусу был пристроен 3-этажный флигель, капитально реконструирована Троицкая ц. К сер. XIX в. храм по своему внешнему виду и внутреннему убранству напоминал католич. костел с главным престолом и 6 алтарями, перед престолом находился переносной иконостас.

Источник

свято троицкий виленский монастырь. Смотреть фото свято троицкий виленский монастырь. Смотреть картинку свято троицкий виленский монастырь. Картинка про свято троицкий виленский монастырь. Фото свято троицкий виленский монастырьfilaretuos

Реалии нашей жизни

Друзья и враги

Виленский Свято-Троицкий монастырь

Эта обитель была основана во второй половине 14 века, на той земле, где в 1347 году язычниками были казнены святые Виленские мученики Антоний, Иоанн и Евстафий.

Этот монастырь играл очень существенную роль в жизни Западной Православной Митрополии.

Архимандритами этой обители ещё до возведения в сан епископов были такие святые как:

Святитель Макарий Киевский.

свято троицкий виленский монастырь. Смотреть фото свято троицкий виленский монастырь. Смотреть картинку свято троицкий виленский монастырь. Картинка про свято троицкий виленский монастырь. Фото свято троицкий виленский монастырь

Митрополит Киевский Иона Второй.

Митрополит Киевский Сильвестр Белкевич

В монастыре жил будущий Патриарх Святитель Тихон Московский.

свято троицкий виленский монастырь. Смотреть фото свято троицкий виленский монастырь. Смотреть картинку свято троицкий виленский монастырь. Картинка про свято троицкий виленский монастырь. Фото свято троицкий виленский монастырь

В 1588 году монастырь посетил Константинопольский Патриарх Иеремия Второй. Именно он утвердил Патриаршество в Русской Православной Церкви.

В августе 1609 году монастырь перешёл к католикам и стал Греко-Католическим монастырём, православным его вернули только в 1845 году.

свято троицкий виленский монастырь. Смотреть фото свято троицкий виленский монастырь. Смотреть картинку свято троицкий виленский монастырь. Картинка про свято троицкий виленский монастырь. Фото свято троицкий виленский монастырь

Первым настоятелем в 19 веке стал будущий архиепископ Тверской, Евсевий (Ильинский).

свято троицкий виленский монастырь. Смотреть фото свято троицкий виленский монастырь. Смотреть картинку свято троицкий виленский монастырь. Картинка про свято троицкий виленский монастырь. Фото свято троицкий виленский монастырь

После взятия Вильно в 1655 году войсками Алексея Михайловича по его поручению виленский воевода Михаил Шаховской пытался найти икону, но она была вывезена в униатский монастырь в Крулевец (Кёнигсберг).

Во время Первой мировой войны многие святыни были эвакуированы из прифронтовой линии в том числе и Виленская икона. Её вместе с мощами Виленских мучеников в 1915 году привезли в Донской монастырь и после этого её дальнейшая судьба неизвестна.

Источник

Свято-Духовский мужской монастырь (Вильнюс)

Мiръ Литва Вильнюсский уезд Вильнюс Свято-Духовский мужской монастырь (Вильнюс)

свято троицкий виленский монастырь. Смотреть фото свято троицкий виленский монастырь. Смотреть картинку свято троицкий виленский монастырь. Картинка про свято троицкий виленский монастырь. Фото свято троицкий виленский монастырь

Свято-Духовский монастырь — православный мужской монастырь, расположен в Старом городе Вильнюса. Монастырские стены вплотную примыкают к римо-католическому костелу святой Терезы.

Содержание

История [ править ]

Храм на месте казни Виленских мучеников [ править ]

К концу 1594 года стали появляться тревожные слухи о подготовке унии с римо-католицизмом и вести об измене Православию некоторых иерархов. Когда слухи подтвердились, именно члены Троицкого Братства, особенно ревностный школьный проповедник Стефан Зизаний который раскрывал тайные замыслы инициаторов унии, забили тревогу. В 1596 году Зизаний был «отлучен от Церкви» епископами вставшими на путь унии. На Брестском Соборе того года все восемь представителей от Виленского православного Братства высказались против унии.

Братство вынуждено было перебраться к церкви Святого Духа, построенной близ Троицкого монастыря в 1597 году. Сюда же были перенесены остатки браского имущества и типография, которая продолжала работать на поприще просвещения. Выход из печати очередной полемической книги Мелетия (Смотрицкого) «Фринос» послужил поводом для закрытия типографии, а ее работники были заточены в тюрьму. Среди них был и корректор Лонгин (в монашестве Леонтий) Карпович, ставший впоследствии первым настоятелем Свято-Духова монастыря.

Свято-Духов монастырь в Речи Посполитой [ править ]

В первой половине XVII века монастырю и братству помогали его постоянные покровители Лаврентий Древинский, князь Богдан Огинский, мещанин Семен Азарич и многие другие. Когда положение Православной Церкви в Речи Посполитой улучшилось при митрополите Петре (Могиле), к середине XVII века в подчинении Свято-Духова монастыря оказалось 17 мужских и 2 женских (Виленский и Минский) монастыря. Иноки-святодуховцы часто избирались настоятелями других монастырей. Таким образом, значение обители в Литовской части Киевской митрополии существенно возрасло.

Во время Русско-Польской войны 1654-1667 года, Вильну на время заняли русские и в монастыре был похоронен князь Мышецкий, руководивший стойким сопротивлением польской осаде. Когда город вновь заняли поляки в 1661 году Свято-Духов монастырь стали обвинять в измене, в пособничестве Москве. Обитель оскудевала братией, но при ней продолжала существовать школа.

Монастырь пользовался поддержкой со стороны Петра I, который дал монастырю жалованные грамоты и льготы.

Свято-Духов монастырь в Российской империи [ править ]

В 1833 году по ходатайству настоятеля Платона (Рудинского) и по просьбе виленского генерал-губернатора князя Долгорукова обитель была переведена в первый класс, что влекло за собой улучшение ее материального состояния. Святейший Синод выделил необходимые средства, и в 1836-1837 годах по благословению архиепископа Полоцкого Смарагда Свято-Духовская церковь была перестроена по образцу православного храма, так как ранее походила на костел.

Архимандрит Платон (Городецкий) провёл в монастыре большие восстановительные работы. В 1844 году церковь в честь Благовещения Пресвятой Богородицы была превращена в монастырскую трапезную, были сооружены святые врата. 4 июня 1845 года архиепископ Виленский Иосиф (Семашко) освятил главный престол в перестроенной церкви Святого Духа.

Архиепископ Виленский Иосиф был большим почитателем обители и Виленских мучениов. В 1850 году он на свои средства устроил покатый сход в пещеру, где почивали мощи мучеников. Он же оплатил устройство пещерной церкви. Иконы для алтаря были написаны академиком Хруцким. 14 апреля 1851 года последовало освящение пещерного храма во имя мучеников Виленских. Стараниями владыки Иосифа и на пожертвования прихожан сооружена бронзовая, чеканная, позлащенная рака, в которую 14 апреля 1852 года были помещены мощи мучеников. При устройстве церкви архиепископ Иосиф приготовил для себя в пещере каменный гроб и прикрыл его чугунной доской с надписью: «Помяни, Господи, раба Твоего святителя Иосифа. Святи мученицы Антоние, Иоанне и Евстафие, молите Господа о мне, грешном, 1850». Там он и был похоронен в 1868 году.

После революции 1917 года [ править ]

В 1915 году, при наступлении немцев, мощи Виленских мучеников были вывезены из монастыря в Москву.

С 1922 по 1939 год монастырь находился на территории Польши, и вместе со всей Виленской епархией, был в составе Польской Православной Церкви.

В пределах послевоенного СССР обитель не только осталась открытой, но и благоустроилась. 13 июля 1946 года состоялось торжественное возвращение мощей святых Виленских мучеников в монастырь, где с тех пор торжественно отмечается этот день. В 1959-1960 годах в церкви Святого Духа было оборудовано паровое отопление, в 1976 году весь монастырский комплекс был подключен к городской системе теплоцентрали. В 1982 году восстановили и освятили придел во имя апостола Иоанна Богослова в главном храме, тогда же был оборудован лифт на колокольне, а также благоустроен братский корпус.

После распада СССР, при митрополите Виленском Хризостоме, соборный храм Святого Духа был основательно обновлен. В 1996-1997 годах произвели капитальный ремонт перекрытий пола главного храма, деревянные балки заменили металлическими, а пол выложили керамическими плитками. Одновременно расширили пещерную церковь и сделали к ней два входа. Внутри и снаружи церковного здания провели косметический ремонт. В июле 1997 года широко отмечался 400-летний юбилей монастыря и 650-летие со времени убиения Виленских мучеников. В то время на молитвенную память о посещении Свято-Духова монастыря патриарх Московский и всея Руси Алексий II передал в дар обители евхаристические сосуды.

В 1993 году в Свято-Духовом монастыре была открыта общедоступная библиотека духовной литературы, насчитывавшая ко второй половине 2000-х около 13 тысяч томов. По воскресеньям в монастыре проводились встречи священнослужителей с мирянами, беседы по вопросам веры, просмотры аудио и видеоматериалов. В течение последних лет монастырь ежедневно предоставлял бесплатные обеды примерно тридцати нуждающимся, была устроена небольшая гостиница для паломников.

Святые [ править ]

Святыни [ править ]

Как добраться [ править ]

Адрес: Aušros Vartų g. 10, LT-01129, Vilnius, Lietuva (Литва, Вильнюс, ул. Аушрос-Варту 8-1)

Источник

ВИЛЕНСКИЙ СВЯТО-ДУХОВ МОНАСТЫРЬ

свято троицкий виленский монастырь. Смотреть фото свято троицкий виленский монастырь. Смотреть картинку свято троицкий виленский монастырь. Картинка про свято троицкий виленский монастырь. Фото свято троицкий виленский монастырь
Собор Виленского Свято-Духовского монастыря. Фото 2000-гг.

Монастырь в честь Сошествия Святого Духа на апостолов в г. Вильнюсе Виленской епархии

Обитель расположена в Старом городе Вильнюса. Монастырские стены вплотную примыкают к римо-католическому костелу святой Терезы.

Храм на месте казни Виленских мучеников

К концу 1594 года стали появляться тревожные слухи о подготовке унии с римо-католицизмом и вести об измене Православию некоторых иерархов. Когда слухи подтвердились, именно члены Троицкого Братства, особенно ревностный школьный проповедник Стефан Зизаний который раскрывал тайные замыслы инициаторов унии, забили тревогу. В 1596 году Зизаний был «отлучен от Церкви» епископами вставшими на путь унии. На Брестском Соборе того года все восемь представителей от Виленского православного Братства высказались против унии.

Братство вынуждено было перебраться к церкви Святого Духа, построенной близ Троицкого монастыря в 1597 году. Сюда же были перенесены остатки браского имущества и типография, которая продолжала работать на поприще просвещения. Выход из печати очередной полемической книги Мелетия (Смотрицкого) «Фринос» послужил поводом для закрытия типографии, а ее работники были заточены в тюрьму. Среди них был и корректор Лонгин (в монашестве Леонтий) Карпович, ставший впоследствии первым настоятелем Свято-Духова монастыря.

Свято-Духов монастырь в Речи Посполитой

В первой половине XVII века монастырю и братству помогали его постоянные покровители Лаврентий Древинский, князь Богдан Огинский, мещанин Семен Азарич и многие другие. Когда положение Православной Церкви в Речи Посполитой улучшилось при митрополите Петре (Могиле), к середине XVII века в подчинении Свято-Духова монастыря оказалось 17 мужских и 2 женских (Виленский и Минский) монастыря. Иноки-святодуховцы часто избирались настоятелями других монастырей. Таким образом, значение обители в Литовской части Киевской митрополии существенно возрасло.

Во время Русско-Польской войны 1654-1667 года, Вильну на время заняли русские и в монастыре был похоронен князь Мышецкий, руководивший стойким сопротивлением польской осаде. Когда город вновь заняли поляки в 1661 году Свято-Духов монастырь стали обвинять в измене, в пособничестве Москве. Обитель оскудевала братией, но при ней продолжала существовать школа.

Монастырь пользовался поддержкой со стороны Петра I, который дал монастырю жалованные грамоты и льготы.

Свято-Духов монастырь в Российской империи

В 1833 году по ходатайству настоятеля Платона (Рудинского) и по просьбе виленского генерал-губернатора князя Долгорукова обитель была переведена в первый класс, что влекло за собой улучшение ее материального состояния. Святейший Синод выделил необходимые средства, и в 1836-1837 годах по благословению архиепископа Полоцкого Смарагда Свято-Духовская церковь была перестроена по образцу православного храма, так как ранее походила на костел.

Архимандрит Платон (Городецкий) провёл в монастыре большие восстановительные работы. В 1844 году церковь в честь Благовещения Пресвятой Богородицы была превращена в монастырскую трапезную, были сооружены святые врата. 4 июня 1845 года архиепископ Виленский Иосиф (Семашко) освятил главный престол в перестроенной церкви Святого Духа.

Архиепископ Виленский Иосиф был большим почитателем обители и Виленских мучениов. В 1850 году он на свои средства устроил покатый сход в пещеру, где почивали мощи мучеников. Он же оплатил устройство пещерной церкви. Иконы для алтаря были написаны академиком Хруцким. 14 апреля 1851 года последовало освящение пещерного храма во имя мучеников Виленских. Стараниями владыки Иосифа и на пожертвования прихожан сооружена бронзовая, чеканная, позлащенная рака, в которую 14 апреля 1852 года были помещены мощи мучеников. При устройстве церкви архиепископ Иосиф приготовил для себя в пещере каменный гроб и прикрыл его чугунной доской с надписью: «Помяни, Господи, раба Твоего святителя Иосифа. Святи мученицы Антоние, Иоанне и Евстафие, молите Господа о мне, грешном, 1850«. Там он и был похоронен в 1868 году.

свято троицкий виленский монастырь. Смотреть фото свято троицкий виленский монастырь. Смотреть картинку свято троицкий виленский монастырь. Картинка про свято троицкий виленский монастырь. Фото свято троицкий виленский монастырь
Колокольня и соборный храм Виленского Свято-Духова монастыря. Фото 1943-1944 гг.

После революции 1917 года

В 1915 году, при наступлении немцев, мощи Виленских мучеников были вывезены из монастыря в Москву.

С 1922 по 1939 год монастырь находился на территории Польши, и вместе со всей Виленской епархией, был в составе Польской Православной Церкви.

В пределах послевоенного СССР обитель не только осталась открытой, но и благоустроилась. 13 июля 1946 года состоялось торжественное возвращение мощей святых Виленских мучеников в монастырь, где с тех пор торжественно отмечается этот день. В 1959-1960 годах в церкви Святого Духа было оборудовано паровое отопление, в 1976 году весь монастырский комплекс был подключен к городской системе теплоцентрали. В 1982 году восстановили и освятили придел во имя апостола Иоанна Богослова в главном храме, тогда же был оборудован лифт на колокольне, а также благоустроен братский корпус.

После распада СССР, при митрополите Виленском Хризостоме, соборный храм Святого Духа был основательно обновлен. В 1996-1997 годах произвели капитальный ремонт перекрытий пола главного храма, деревянные балки заменили металлическими, а пол выложили керамическими плитками. Одновременно расширили пещерную церковь и сделали к ней два входа. Внутри и снаружи церковного здания провели косметический ремонт. В июле 1997 года широко отмечался 400-летний юбилей монастыря и 650-летие со времени убиения Виленских мучеников. В то время на молитвенную память о посещении Свято-Духова монастыря патриарх Московский и всея Руси Алексий II передал в дар обители евхаристические сосуды.

В 1993 году в Свято-Духовом монастыре была открыта общедоступная библиотека духовной литературы, насчитывавшая ко второй половине 2000-х около 13 тысяч томов. По воскресеньям в монастыре проводились встречи священнослужителей с мирянами, беседы по вопросам веры, просмотры аудио и видеоматериалов. В течение последних лет монастырь ежедневно предоставлял бесплатные обеды примерно тридцати нуждающимся, была устроена небольшая гостиница для паломников.

Статистика

Источник

Спасение Романовых: иллюзия или упущенные возможности?

свято троицкий виленский монастырь. Смотреть фото свято троицкий виленский монастырь. Смотреть картинку свято троицкий виленский монастырь. Картинка про свято троицкий виленский монастырь. Фото свято троицкий виленский монастырь

Монастырь был основан в Вильне, столице Великого Литовского княжества в середине XIV в. при деревянной церкви во имя Святой Троицы, возведенной по инициативе Иулиании, княжны Тверской, супруги Великого князя Литовского Альгирдаса, на месте казни в 1347 г. виленских мучеников Антония, Иоанна и Евстафия.

Точная дата основания монастыря неизвестна. Впервые виленские монахи, «чернцы» греко-русского исповедания, упоминаются в летописи, на которую ссылается виленский историк (см. С.Крашевский, Вильно, ч.3, стр.43, на польском языке), повествующей об осаде литовской столицы дружиной Великого князя Витаутаса (Витовта) в 1391 г. во время распрей между литовскими князьями. Возможно, эти «чернцы» и положили начало иноческому житию при Св.-Троицкой церкви.

В 1495 г. в виленском Успенском кафедральном соборе архимандрит Макарий, наместник Свято-Троицкого монастыря, был хиротонисан в сан митрополита Киевского (впоследствии прославлен как священномученик Макарий, митрополит Киевский). В то время Свято-Троицкий монастырь играл немалую роль в жизни митрополии. Об этом говорит тот факт, что среди участников Большого Виленского Собора, созванного тогдашним митрополитом Киевским Иосифом Солтаном и проходившим с 25 декабря 1508 г. по 18 января 1509 г., в числе семи архиандритов упомянут и архимандрит Свято-Троицкого монастыря Изосим (Зосима). Архимандритами обители были также Киевские митрополиты Иона II (1503–1506 гг.) и Сильвестр Белкевич (1556–1567 гг.).

После принятия Люблинской Унии (1569 г.) и Брестской Унии (1596 г.) позиции Православия в Великом Литовском княжестве существенно ослабли. Церковные должности покупались или произвольно распределялись по инициативе короля. В 1562 г. право на «подавание» в обители. получил виленский бурмистр (член виленского городского магистрата) Шумлянский, затем монастырем и его имениями управлял виленский радца (член виленского городского магистрата), весьма богатый человек, носивший звание литовского подскарбия, Сильвестр Белкевич, также не имея при этом духовного сана. Магистрат в силу магдебургского права, дарованного Вильне королем Польским и Великим Литовским князем Ягеллой в конце 14 века, состоял из двух лавиц (одну составляли радцы – числом 24 человека, другую –бурмистры, также 24 человека).

В 80-х годах ХУ1 века Св.-Троицкий монастырь со всем имуществом и землями вообще был передал в ведение виленского городского магистрата, а в 1596 г. король Сигизмунд III предписал виленской Раде не допускать выступавших против Унии членов братства в Троицкий монастырь, и братчики лишились возможности совершать службы в Сретенском приделе. По 1609 год в различных судах разбирались взаимные иски православных и униатов по вопросам управления монастырем. В 1597 г. наместник обители архимандрит Софроний отказался молиться за главу Литовской униатской митрополииМихаила Рогозу, сдал ключи и покинул обитель. Последний православный архимандрит Самуил (Сенчило) был удален из обители после того, как униатский митрополит Игнатий (Поцей) в августе 1608 г. назначает архимандритом монастыря Иосифа Рутского. Иосиф Рутский, питомец иезуитов, за свою жизнь успевший три раза поменять веру – православную на католическую и католическую на униатскую, прошел подготовку в Риме. По мысли митрополита Игнатия (Поцея) Иосиф Рутский должен был выступить в роли преобразователя униатского монашества по образцу латинского иезуитского ордена.

13 августа 1608 г. архимандрит Самуил вместе с виленскими православными приходскими священниками обратился к собранию бурмистров и радцев русской лавицы (общины) с жалобой на действия униатской митрополии. За незаконное обращение к светскому суду правящий униатский митрополит Игнатий приговорил его к лишению сана и отлучению от Церкви. Архимандрит Самуил обратился к виленскому православному братству с просьбой принять его в число братчиков. На общем собрании 30 ноября 1608 г. при Свято—Духовской церкви виленские приходские священники вместе с духовными и светскими лицами Братства постановили отречься архимандриту Сенчиле от повиновения униатскому митрополиту и продолжать настоятельство в Свято-Троицком нонастыре. Это решение собравшиеся скрепили присягой на Евангелии.

Последующие полгода отмечены стихийными стычками между православными и униатами, взаимными исками, направленными в суды разных инстанций. В конце июля 1609 г. в Вильне состоялось выездное заседание суда при королевском дворе. Решением этой высшей судебной инстанции Речи Посполитой виленские православные братчики были оштрафованы на 10 тыс. злотых, а архимандриту Самуилу Сенчиле предписывалось покинуть приделы государства. Виленские братчики — члены городского магистрата Иван Тупека и Исаак Конопович, признанные виновными в бунте и оскорблении короля, были лишены высоких должностей с дальнейшим запретом заниматься общественной деятельностью.

В августе 1609 г. Свято-Троицкий монастырь окончательно перешел под власть униатов, в его ведение передали и все приходские православные церкви литовской столицы. Униатский наместник обители Иосиф Рутский, а затем и его преемник архимандрит. Иосафат Кунцевич преобразовали обитель по образцу латинских монашенских орденов. Городской магистрат, состоявший теперь только из католиков и униатов, вынес постановление, что каждый желающий вступить в купеческие братства или ремесленные цеха, должен сходить перед этим на исповедь в Свято-Троицкий храм и принести заверенное там удостоверение о принадлежности к Унии. Инициатором такого решения магистрата был архимандрит Иосафат Кунцевич, который лично ревностно следил, чтобы оно неукоснительно выполнялось. А ведь по магдебургскому праву удаление ремесленника из цеха лишало его возможности заниматься профессиональной деятельностью. Отсутствие такой возможности по существу лишало человека и права на существование.

В 1616 г., когда был утвержден униатский базилианский орден, которому теперь стал принадлежать монастырь. Базилианское монашество освободилось от власти епархиальных архиереев и составило единую корпорацию, во главе которой стояло духовное лицо в сане протоархимандрита. К середине XVII в. монастырь стал опорой всего ордена базилианцев, его насельников направляли в другие монастыри, одновременно сохраняя освободившиеся штатные должности виленской обители. Базилинаских иноков в столице Литвы в то время числилось более человек. Свято-Троицкий монастырь превратился в богатейшую обитель, стал обладателем крупной недвижимости и огромных земельных наделов, отписанных дворянами, мещанами, купцами. Среди жертвователей был и сам Иосиф Рутский, возведенный в сан униатского митрополита в 1613 году. Он отписал монастырю свое родовое имение в Новогрудском воеводстве. В 30-е годы XVIII в. монастырь получил имения от князя Матфея Головчинского.

свято троицкий виленский монастырь. Смотреть фото свято троицкий виленский монастырь. Смотреть картинку свято троицкий виленский монастырь. Картинка про свято троицкий виленский монастырь. Фото свято троицкий виленский монастырь
Виленская икона Божией Матери Одигитрия, в течение столетий пребывавшая в соборе Свято-Троицкого монастыря (литография)

Более двухсот лет Свято-Троицкий монастырь был во власти униатов, в том числе и более сорока лет в тот период, когда Виленская губерния уже входила в состав Российской империи, но еще не была учреждена Литовская православная епархия. В период польского восстания в 1831г. и позднее свято-троицкая братия проповедовала взгляды, идущие вразрез с политикой российских властей. Кроме того, предметом публичного обсуждения стал сомнительный, невысокий нравственный уровень монахов-базилианцев. После ревизии по благословению униатского епископа Иосифа Семашко, проведенной в виленском монастыре кафедральным протоиереем Антонием Зубко в 1836 г., монастырь предполагалось закрыть. Министр внутренних дел России передал владыке Иосифу Семашко секретное дело о виленских базилианцах. В ответной записке 18 февр. 1837 г. епископ писал, словно предвидя, что в конце концов произойдет воссоединение униатов с православием: «. не стоит истреблять хотя бы и базилианских памятников. Виленский базилианский монастырь мог бы быть впоследствии орудием восстановления здесь древнего православия».

В 1845 г. Свято-Троицкий монастырь был возобновлен как православный. Он был причислен к З-му классу со штатными насельниками: настоятелем-архимандритом, 5 иеромонахами, 2 иеродиаконами, 1 монахом и 4 послушниками. Первым настоятелем возобновленной православной обители стал архимандрит Евсевий (Ильинский), впоследствии архиепископ Тверской. На содержание монастыря из российской казны отпускалось по 1840 рублей ежегодно, он. владел 25 десятинами земли в Вильне, а также собственностью упраздненной Трокской (Тракайской) униатской архимандрии с озерами и фермами. По оброчным статьям и от сдачи в аренду своих земель монастырь получал по 1500–2000 руб. ежегодно.

С XVII века, при униатах, в монастыре велось каменное строительство, были возведены колокольня, три часовни, пристроенные к зданию храма: во имя св. евангелиста Луки, в честь Воздвижения Креста Господня и в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, появились и Святые ворота. После пожара в 1760 г. по проекту архитектора Глаубица к главному жилому комплексу был пристроен трехэтажный флигель, капитально реконструировано церковное здание. К нач. XIX в. Троицкий храм по своему внешнему виду и внутреннему убранству был похож на католический костел с главным престолом и 6 алтарями. Перед престолом находился переносной иконостас.

В 1852 г. по благословению владыки Иосифа Семашко в храме был устроен придел во имя св. апостола Иоанна Богослова на средства (1500 р.), пожертвованные почетным гражданином Иркутска Е. Кузнецовым, церковь украсилась новым иконостасом, иконы для которого написал академик И. Хруцкий. В 1869 г. по проекту епархиального архитектора Н. Чагина соборную церковь увенчал деревянный купол, возникли 2 каменные западные боковые башни, а в 1884 г. был проведен внутренний ремонт.

В 1915 г., во время 1 мировой войны насельники обители были эвакуированы и распределены по нескольким монастырям России. До ноября 1919 г. богослужения в Троицкой церкви не совершались. С 8 ноября 1919 г. в больничном корпусе Духовской семинарии разместились вернувшиеся из эвакуации сестры виленского во имя Марии Магдалины женского монастыря. Троицкий храм перешел к Мариинской женской обители, богослужения в нем совершал виленский клир.

9 дек. 1937 г. по распоряжению Варшавского митрополита Дионисия (Валединского) Виленский край тогда входил в состав Польши – Марие-Магдалинский монастырь был устроен при виленском Александро-Невском храме. Троицкий храм был закрыт и богослужения в нем с тех пор не возобновлялись. В 1991 г. власти Литовской Республики передали Свято- Троицкую церковь униатской конгрегации. В этом здании сейчас действует униатская церковь. св. Василия Великого. Помещения бывшей Литовской духовной семинарии, располагавшиеся на территории монастыря, сейчас используются для нецерковных целей.

С 1715 г. в Троицком храме находилась чудотворная Виленская икона Божией Матери, перенесенная из виленского Успенского собора после пожара. В описи 1781 г. сказано (перевод с польск.): «Образ Божией Матери, как гласит предание, писан рукою св. Луки». На нем риза серебряная с цветами позолоченными. Корона на Пресвятой Дееы из чистого золота филигранной работы. У шеи Божией Матери жемчужных шнурков больших и меньших — 55. Цепочка из чистого золота. У шеи Божией Матери, на красной ленточке семь рядов бисера. На главе Иисуса Христа серебряная корона с 3 камнями. На шее — 33 шнурка бисера».

После возвращения монастыря православным, икона в 1866 году была отреставрирована. Академик В. Васильев очистил образ до первого слоя — слоя на яичной основе, что несомненно свидетельствовало о древнем происхождении иконы. А золотых дел мастер из Петербурга А. Соколов исправил ризу, перечеканил ее и заново перезолотил. Святыня находилась в Троицком храме до августа 1915 г., когда в ходе мировой войны при эвакуации церковного имущества ее вывезли из Вильны. Местонахождение Виленской иконы Божией Матери в настоящее время неизвестно.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *