свято троицкий собор в калуге
Свято троицкий собор в калуге
Свято-Троицкий кафедральный собор г. Калуги (ВИДЕОГИД)
Строительство Свято-Троицкого кафедрального собора было начато в 1786 г. и завершено в 1808 г. В 1818 г. была окончена отделка храма, и 10 апреля 1819 г., в среду по Пасхе, собор был освящен епископом Антонием (Соколовым).
Сначала колокольня связывалась с храмом колоннадой, но во время ремонта в 1912 г. была произведена пристройка, соединившая колокольню с храмом. Второй этаж этой пристройки занимают просторные хоры. Колокольня четырехъярусная, первый ярус с портиками на четырех колоннах с каждой стороны. Второй ярус восьмиугольный, чтобы сделать переход к третьему круглому ярусу, в угловых углублениях расположены колонны с капителями. В четвертом, небольшом круглом ярусе устроены часы с циферблатом на четыре стороны. Около циферблата, с боков, на каждой стороне поставлено по ионической колонне. Колокольню венчает длинный шпиль. Высота колокольни около 70 м, а высота храма от пола до росписи Христова лика в куполе составляет 36 м.
Внутри храма, около южных дверей погребены три калужских архиерея: епископ Евлампий (Введенский, †1813 г.); епископ Николай (Соколов, †1851 г.); архиепископ Григорий (Миткевич, †1881). Кроме того, в соборе хранилось 11 знамен калужского ополчения. Среди них было знамя 6-й стрелковой дружины, находившееся в ополчении 1812 г. под Данцигом и в 1855-1856 гг. в Крыму, а также знамя Азовского пехотного полка, которое сначала хранилось в Санкт-Петербургском арсенале, но в 1866 г., по ходатайству городского общества и по Высочайшему повелению, торжественно было поставлено в соборе в память о геройском подвиге калужанина унтер-офицера С.А. Старичкова, спасшего это знамя в 1805 г. во время сражения под Аустерлицем.
В 1888 г. губернатор А.Г. Булыгин выделил деньги на устройство сквера вокруг собора. Сквер обустраивался при непосредственном участии начальника Калужской полиции Е.И. Трояновского, который спланировал посадку деревьев и наметил дорожки. Под руководством полицмейстера в симметричном порядке были посажены молодые хвойные деревья, Соборная площадь была обнесена сквозной железной решеткой, а при четырех въездах на площадь поставлены чугунные фонари и скамейки. В память посещения Калуги в 1888 г. великим князем Владимиром Александровичем и его супругой, великой княгиней Марией Павловной, сквер был назван Владимирским.
В 1924 г. была создана комиссия из представителей советской власти, которой было поручено выяснить «возможность использования помещения собора в культурно-просветительских целях». Эта комиссия провела осмотр здания и пришла к заключению, что его можно приспособить под Дом народных собраний, но для этого нужно было заставить прихожан добровольно отказаться от собора. В соответствующем акте было зафиксировано, что здание не имеет художественной ценности, а «в смысле архитектуры памятника ценность его заурядна». Единственное, что заслуживало внимания и сохранения, по мнению комиссии, это «казаковский» иконостас, но и его, наряду с другими «предметами культа», нужно было удалить из помещения.
Как выяснилось впоследствии, Горсовет и строительные организации тоже не смогли осуществить задуманное переоборудование. Поэтому начали с самого простого: сняли кресты и колокола, вынесли иконы, закрасили росписи на стенах и куполе, разобрали иконостас и вывезли его. Поскольку ни один из храмов Калуги не мог вместить иконостас с его грандиозными деталями, то они были сложены сначала в Благовещенском храме, куда была временно перемещена кафедра Калужских архиереев, затем в подвале Никитского храма и, наконец, по распоряжению Горсовета выброшены из подвала, так как там надо было хранить сено. Дальнейшая судьба иконостаса неизвестна.
Приспособление собора под культурно-просветительское учреждение проходило медленно и непоследовательно: власти не могли окончательно остановить выбор на конкретном учреждении культуры, какое можно было бы разместить в здании (Дом народных собраний, клуб, театр, летний театр). Не хватало средств, строительных материалов, не был готов проект приспособления. Наконец, в 30-х гг. остановились на Доме обороны.
Архиепископ Климент, назначенный в Калугу в июле 1990 г., сразу по прибытии поставил вопрос о возвращении Церкви всех храмов, в том числе и Троицкого собора. Вскоре последовала реакция. Заведующая городским отделом культуры опубликовала заметку в местной прессе, в которой заявила: «Будем биться до последнего, чтобы собор у нас не отобрали». Несмотря на проводимую против передачи собора кампанию, в январе 1991 г. архиепископ Климент письменно обратился к Председателю Облисполкома А.И. Стеликову с просьбой передать собор в собственность епархии. 15 июля 1991 г. Облисполком принимает решение № 262 «О передаче в собственность Калужской епархии бывшего церковного здания Свято-Троицкого собора в г. Калуге». 23 августа 1991 г. был подписан акт о передаче собора Церкви. Здание собора находилось в плачевном состоянии: текла крыша центрального купола и колокольни, внутри него располагались туалеты и душевые, центральная часть была завалена мусором, в цокольном этаже складировались щиты, части аттракционов и другое имущество парка. При осмотре подвалов были обнаружены оскверненные останки калужских архиереев, погребенных в склепе в южной его части. Восстановление собора было поручено игумену Донату (Петенкову), казначеем была назначена А.Ф. Влайкова.
29 июня 1992 г., во время празднования 500-летия со дня преставления преподобного Тихона Калужского Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II на площади возле Троицкого собора совершил Божественную литургию в сослужении иерархов Русской Православной Церкви и клира Калужской епархии. С июля того же года в западной части собора был устроен временный придел, и стали совершаться богослужения. В марте 1993 г. игумен Донат был переведен в храм Святых Жен Мироносиц, а 10 июля того же года штатным клириком Свято-Троицкого собора был назначен иерей Александр Кадин, который в настоящее время является ключарем Троицкого собора.
В 1994 г. во время своего визита в Калугу, в день празднования Вознесения Господа нашего Иисуса Христа, Блаженнейший Папа и Патриарх Александрийский и всея Африки Парфений III, после Божественной литургии в Свято-Георгиевском соборе г. Калуги, совершил в Свято-Троицком соборе освящение новых крестов.
К 1997 г. в соборе были проведены следующие восстановительные работы: позолочены кресты, покрыты медью центральный купол и шпиль колокольни, отреставрированы и отштукатурены внутренние стены, люнеты украшены цветными витражами, в барабанных нишах написаны иконы. К лету собор был оштукатурен и покрашен снаружи, внутри расписан центральный купол, в котором изображен лик Спасителя, в глухих люнетах барабана между окнами написаны изображения восьми Ветхозаветных святых, также установлено основание иконостаса и изготовлены резные Царские врата высотой 5 м 40 см. В октябре 1998 г. Троицкий собор посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II и передал для него чудотворный список Калужской иконы Божией Матери, который находился в Московской Духовной Академии в Троице-Сергиевой лавре. В Казанском Девичьем монастыре в Калуге под руководством опытной вышивальщицы Л. Бабадей была изготовлена шитая золотом с драгоценными камнями риза для этой иконы.
В праздник Святой Троицы 1999 г. в главном приделе была совершена первая после восстановления собора Божественная Литургия. Богослужение возглавили архиепископ Климент и епископ Людиновский Георгий в сослужении архимандрита Доната (Петенкова), игумена Никиты (Ананьева), протоиерея Александра Кадина, иеромонаха Саввы (Борисенкова), иерея Вадима Кудрявцева и протодиаконов В. Карельского, В. Борака и В. Садакова. 27 июня того же года, в дни празднования 200-летнего юбилея Калужской епархии, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершил освящение собора и Божественную Литургию. Ему сослужили: архиепископы Варнава Чебоксарский и Чувашский, Климент Калужский и Боровский, Евгений Тамбовский и Мичуринский, Арсений Истринский, Димитрий Тобольский и Тюменский, епископы Георгий Людиновский, Павел Зарайский, Кирилл Богородский, и сонм духовенства. 24 августа 1999 г. Указом Святейшего Патриарха Московского №4400 восстановленному Свято-Троицкому собору был усвоен статус кафедрального собора.
15 сентября 2000 г. состоялось освящение отлитого для собора иждивением уроженца Калужской области П.Н. Завального главного колокола весом 5 100 кг. В 2001 г. продолжалась работа по внутренней росписи и изготовлению резных деталей для иконостаса. Была изготовлена резная сень для чудотворного списка Калужской иконы Божией Матери.
Хотя собор снаружи и представляет собой сочетание архитектурных стилей классицизма и ампир, но внутри он является воплощением византийской и древнерусской школы зодчества. В этом же стиле был разработан протоиереем Александром Кадиным проект нового иконостаса высотой 18,9 м. Он традиционно русский, многоярусный. Работы по изготовлению резных деталей осуществляют калужские мастера. Иконы для Царских врат и первого яруса иконостаса выполнены иконописцами Калужской епархии под руководством протоиерея Александра Кадина, иконы второго, третьего и четвертого ярусов написаны тверскими мастерами. Работы по росписи собора ведут епархиальные иконописцы в византийско-древнерусском стиле, со временем будет расписано все внутреннее пространство стен.
К окончанию 2012 года был полность позолочен иконостас и резные оклады икон храма
Кроме почитаемого чудотворного списка Калужской иконы Божией Матери, в соборе находятся чтимые прихожанами списки чудотворных Черниговской и Иверской икон Божией Матери (Иверская икона в старинном золоченом окладе), а также переданные из Калужского художественного музея иконы XVIII в.: Святой Троицы, Воскресения Христова, великомученика Георгия Победоносца и святителя Николая.
При соборе действует детская воскресная школа.
Троицкий собор в Калуге
Свято-Троицкий Кафедральный собор — главный православный храм Калуги. Он был построен на рубеже XVIII–XIX веков, знаменит своим крупнейшим в России безопорным куполом и занимает важное место в истории города. Главная ценность собора — чудотворный список Калужской иконы Божией Матери, переданный в дар Патриархом Алексием II. Кроме того, в соборе хранятся списки Черниговской и Иверской икон Божией Матери.
Расписание богослужений
Храмовыми праздниками являются День Святой Троицы, дни празднования Калужской иконы Божией Матери — 2-я Неделя по Пятидесятнице, 18/31 июля, 2/15 сентября, 12/25 октября и Тихвинской иконы Божией Матери — 26 июня/9 июля.
Режим работы собора
Ежедневно с 8:00 до 19:00. Во время богослужений и проведения обрядов храм может быть закрыт для туристов.
История
Деревянный храм, стоявший на этом месте, упоминается еще в 1610 году. Однако затем он приходит в негодность, пока в 1686 году боярыня А. П. Хитрово не отстраивает храм на свои деньги. Он становится первым каменным зданием города. Однако спустя 100 лет в 1786 году храм снова ветшает. Тогда императрица Екатерина II велит заложить новый храм севернее старого и жертвует на стройку 30 000 рублей. От этого момента ведет историю существующий Троицкий собор.
Строительство
Возведение храма началось в 1786 году, через два года был готов фундамент и возведен цоколь, однако, из-за начала Русско-шведской войны строительство было отложено и возобновлено только в 1803 году. Проект плана и фасада на основании готового цоколя создал губернский архитектор И. Д. Ясныгин. Он же спроектировал и уникальный безопорный купол в византийском стиле диаметром около 17 метров.
У Казанского собора в Санкт-Петербурге, например, купол всего около 14 м в диаметре. Строительство было даже в какой-то момент остановлено из-за сомнений в правильности расчета конструкции купола. Однако все было в порядке и сооружение храма было закончено в 1811 году. Тогда же начались работы по внутренней отделке. Первый иконостас был заказан в Москве у архитектора Казакова и выполнен местным мастером Дмитриевым в формах классицизма. Однако иконостас сгорел во время страшного пожара в Москве, оставленной русскими войсками после Бородинского сражения. Дмитриев воссоздал иконостас и в 1814 году он был установлен в церкви. Троицкий собор был освящен в 1819 году.
Период Российской империи
Троицкий собор быстро становится главным храмом города. Здесь хранились флаги и знамена воинских формирований Калуги. Особенно важным для истории города был флаг Азовского пехотного полка. Знамя было героически спасено калужцем С. А. Старичковым в 1805 году во время битвы при Аустерлице, когда союзные войска были разбиты.
Губернатор в конце XIX века выделает средства для обустройства сквера вокруг собора. За строительные работы ответственным назначили начальника Калужской полиции. По его плану были высажены деревья и проложены дорожки. Кроме того, были устроены фонари и скамейки. С течением времени площадь сквера увеличилась и сейчас это Городской парк Калуги.
Советский период
В 1924 году Свято-Троицкий Собор был закрыт. По требованию Городского совета сняли кресты, закрасили росписи на куполе и стенах. Иконостас разобрали и увезли. В дальнейшем он был утерян. Колокола сняли и отправили на переплавку.
Собор было решено приспособить под гражданское учреждение, однако, советские власти не могли решить, что будет находиться в соборе. Вариантов было несколько: предлагалось устроить клуб, дом народных собраний или театр. Возникали и отметались разные планы, однако, средств не хватало, как и грамотных проектов переустройства.
Наше время
В 1992 году был построен временный придел, где начали совершаться службы. Новый крест на купол собор был установлен только в 1994 году. И лишь спустя 3 года началось полномасштабное восстановление. Позолотили кресты, внутреннее убранство отремонтировали, купол и шпиль покрыли медью. Были изготовлены Царские ворота высотой более 5 метров. В начале XXI века специально для собора отлили главный колокол весом более 5 тонн. Затем он был освящен. Одновременно расписывали храм изнутри и изготавливали резные детали для иконостаса. К 2012 года был окончательно закончен иконостас и Троицкий собор в Калуге был восстановлен окончательно.
Архитектура и убранство
Собор в плане выполнен в виде латинского креста и выстроен в стиле классицизма. Фасад здания тесно окружают колонны, а боковые входы украшены фронтонами, в которых — росписи на духовные темы.
Четырехъярусная колокольня (ее высота вместе со шпилем около 70 метров) изначально стояла отдельно, соединенная с храмом переходом, который в дальнейшем был застроен. Первый ярус колокольни имеет квадрат в основании и портики с каждой стороны. Следующий ярус сделан восьмигранным, чтобы выполнить удобный переход к третьему ярусу, который является круглым в основании. На верхнем ярусе колокольни на каждой из четырех сторон сделаны часы.
Расстояние от пола до купола — 36 метров. Первый иконостас был создан в стиле классицизма. Стены были расписаны лишь частично. Иконостас вывезли из храма в советское время, дальнейшая его судьба неизвестна. Работы над современным иконостасом велись с 1998 по 2012 годы. Если снаружи собор выглядит как удачное сочетание классицизма и ампира, то внутренняя отделка тяготеет к древнерусской школе. Поэтому протоиерей Александр Кадин в наше время разработал проект нового иконостаса именно в стиле Древней Руси. Резные детали для иконостаса изготавливали мастера из Калужской области. Здесь же были написаны иконы. К концу 2012 года было полностью закончено золочение иконостаса.
В 1998 году храм получил в дар от Патриарха Московского и всея Руси Алексия II чудотворный список Калужской иконы Божией Матери, ранее находившийся в Троице-Сергиевой лавре.
Свято-Троицкий собор (Калуга)
Кафедральный Собор Троицы Живоначальной — православный храм в Калуге. Кафедральный собор Калужской епархии. Строительство собора было начато в 1786 году и завершено в 1808 году.
Содержание
История [ править ]
Строительство Свято-Троицкого кафедрального собора было начато в 1786 г. и завершено в 1808 г. В 1818 г. была окончена отделка храма, и 10 апреля 1819 г., в среду по Пасхе, собор был освящен епископом Антонием (Соколовым).
Сначала колокольня связывалась с храмом колоннадой, но во время ремонта в 1912 г. была произведена пристройка, соединившая колокольню с храмом. Второй этаж этой пристройки занимают просторные хоры. Колокольня четырехъярусная, первый ярус с портиками на четырех колоннах с каждой стороны. Второй ярус восьмиугольный, чтобы сделать переход к третьему круглому ярусу, в угловых углублениях расположены колонны с капителями. В четвертом, небольшом круглом ярусе устроены часы с циферблатом на четыре стороны. Около циферблата, с боков, на каждой стороне поставлено по ионической колонне. Колокольню венчает длинный шпиль. Высота колокольни около 70 м, а высота храма от пола до росписи Христова лика в куполе составляет 36 м.
Внутри храма, около южных дверей погребены три калужских архиерея: епископ Евлампий (Введенский, †1813 г.); епископ Николай (Соколов, †1851 г.); архиепископ Григорий (Миткевич, †1881). Кроме того, в соборе хранилось 11 знамен калужского ополчения. Среди них было знамя 6-й стрелковой дружины, находившееся в ополчении 1812 г. под Данцигом и в 1855-1856 гг. в Крыму, а также знамя Азовского пехотного полка, которое сначала хранилось в Санкт-Петербургском арсенале, но в 1866 г., по ходатайству городского общества и по Высочайшему повелению, торжественно было поставлено в соборе в память о геройском подвиге калужанина унтер-офицера С.А. Старичкова, спасшего это знамя в 1805 г. во время сражения под Аустерлицем.
В 1888 г. губернатор А.Г. Булыгин выделил деньги на устройство сквера вокруг собора. Сквер обустраивался при непосредственном участии начальника Калужской полиции Е.И. Трояновского, который спланировал посадку деревьев и наметил дорожки. Под руководством полицмейстера в симметричном порядке были посажены молодые хвойные деревья, Соборная площадь была обнесена сквозной железной решеткой, а при четырех въездах на площадь поставлены чугунные фонари и скамейки. В память посещения Калуги в 1888 г. великим князем Владимиром Александровичем и его супругой, великой княгиней Марией Павловной, сквер был назван Владимирским.
В 1924 г. была создана комиссия из представителей советской власти, которой было поручено выяснить «возможность использования помещения собора в культурно-просветительских целях». Эта комиссия провела осмотр здания и пришла к заключению, что его можно приспособить под Дом народных собраний, но для этого нужно было заставить прихожан добровольно отказаться от собора. В соответствующем акте было зафиксировано, что здание не имеет художественной ценности, а «в смысле архитектуры памятника ценность его заурядна». Единственное, что заслуживало внимания и сохранения, по мнению комиссии, это «казаковский» иконостас, но и его, наряду с другими «предметами культа», нужно было удалить из помещения.
Как выяснилось впоследствии, Горсовет и строительные организации тоже не смогли осуществить задуманное переоборудование. Поэтому начали с самого простого: сняли кресты и колокола, вынесли иконы, закрасили росписи на стенах и куполе, разобрали иконостас и вывезли его. Поскольку ни один из храмов Калуги не мог вместить иконостас с его грандиозными деталями, то они были сложены сначала в Благовещенском храме, куда была временно перемещена кафедра Калужских архиереев, затем в подвале Никитского храма и, наконец, по распоряжению Горсовета выброшены из подвала, так как там надо было хранить сено. Дальнейшая судьба иконостаса неизвестна.
Приспособление собора под культурно-просветительское учреждение проходило медленно и непоследовательно: власти не могли окончательно остановить выбор на конкретном учреждении культуры, какое можно было бы разместить в здании (Дом народных собраний, клуб, театр, летний театр). Не хватало средств, строительных материалов, не был готов проект приспособления. Наконец, в 30-х гг. остановились на Доме обороны.
Архиепископ Климент, назначенный в Калугу в июле 1990 г., сразу по прибытии поставил вопрос о возвращении Церкви всех храмов, в том числе и Троицкого собора. Вскоре последовала реакция. Заведующая городским отделом культуры опубликовала заметку в местной прессе, в которой заявила: «Будем биться до последнего, чтобы собор у нас не отобрали». Несмотря на проводимую против передачи собора кампанию, в январе 1991 г. архиепископ Климент письменно обратился к Председателю Облисполкома А.И. Стеликову с просьбой передать собор в собственность епархии. 15 июля 1991 г. Облисполком принимает решение № 262 «О передаче в собственность Калужской епархии бывшего церковного здания Свято-Троицкого собора в г. Калуге». 23 августа 1991 г. был подписан акт о передаче собора Церкви. Здание собора находилось в плачевном состоянии: текла крыша центрального купола и колокольни, внутри него располагались туалеты и душевые, центральная часть была завалена мусором, в цокольном этаже складировались щиты, части аттракционов и другое имущество парка. При осмотре подвалов были обнаружены оскверненные останки калужских архиереев, погребенных в склепе в южной его части. Восстановление собора было поручено игумену Донату (Петенкову), казначеем была назначена А.Ф. Влайкова.
29 июня 1992 г., во время празднования 500-летия со дня преставления преподобного Тихона Калужского Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II на площади возле Троицкого собора совершил Божественную литургию в сослужении иерархов Русской Православной Церкви и клира Калужской епархии. С июля того же года в западной части собора был устроен временный придел, и стали совершаться богослужения. В марте 1993 г. игумен Донат был переведен в храм Святых Жен Мироносиц, а 10 июля того же года штатным клириком Свято-Троицкого собора был назначен иерей Александр Кадин, который в настоящее время является ключарем Троицкого собора.
В 1994 г. во время своего визита в Калугу, в день празднования Вознесения Господа нашего Иисуса Христа, Блаженнейший Папа и Патриарх Александрийский и всея Африки Парфений III, после Божественной литургии в Свято-Георгиевском соборе г. Калуги, совершил в Свято-Троицком соборе освящение новых крестов.
К 1997 г. в соборе были проведены следующие восстановительные работы: позолочены кресты, покрыты медью центральный купол и шпиль колокольни, отреставрированы и отштукатурены внутренние стены, люнеты украшены цветными витражами, в барабанных нишах написаны иконы. К лету собор был оштукатурен и покрашен снаружи, внутри расписан центральный купол, в котором изображен лик Спасителя, в глухих люнетах барабана между окнами написаны изображения восьми Ветхозаветных святых, также установлено основание иконостаса и изготовлены резные Царские врата высотой 5 м 40 см. В октябре 1998 г. Троицкий собор посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II и передал для него чудотворный список Калужской иконы Божией Матери, который находился в Московской Духовной Академии в Троице-Сергиевой лавре. В Казанском Девичьем монастыре в Калуге под руководством опытной вышивальщицы Л. Бабадей была изготовлена шитая золотом с драгоценными камнями риза для этой иконы.
В праздник Святой Троицы 1999 г. в главном приделе была совершена первая после восстановления собора Божественная Литургия. Богослужение возглавили архиепископ Климент и епископ Людиновский Георгий в сослужении архимандрита Доната (Петенкова), игумена Никиты (Ананьева), протоиерея Александра Кадина, иеромонаха Саввы (Борисенкова), иерея Вадима Кудрявцева и протодиаконов В. Карельского, В. Борака и В. Садакова. 27 июня того же года, в дни празднования 200-летнего юбилея Калужской епархии, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершил освящение собора и Божественную Литургию. Ему сослужили: архиепископы Варнава Чебоксарский и Чувашский, Климент Калужский и Боровский, Евгений Тамбовский и Мичуринский, Арсений Истринский, Димитрий Тобольский и Тюменский, епископы Георгий Людиновский, Павел Зарайский, Кирилл Богородский, и сонм духовенства. 24 августа 1999 г. Указом Святейшего Патриарха Московского №4400 восстановленному Свято-Троицкому собору был усвоен статус кафедрального собора.
15 сентября 2000 г. состоялось освящение отлитого для собора иждивением уроженца Калужской области П.Н. Завального главного колокола весом 5 100 кг. В 2001 г. продолжалась работа по внутренней росписи и изготовлению резных деталей для иконостаса. Была изготовлена резная сень для чудотворного списка Калужской иконы Божией Матери.
К окончанию 2012 года был полность позолочен иконостас и резные оклады икон храма.
Современное состояние [ править ]
Описание [ править ]
Хотя собор снаружи и представляет собой сочетание архитектурных стилей классицизма и ампир, но внутри он является воплощением византийской и древнерусской школы зодчества. В этом же стиле был разработан протоиереем Александром Кадиным проект нового иконостаса высотой 18,9 м. Он традиционно русский, многоярусный. Работы по изготовлению резных деталей осуществляют калужские мастера. Иконы для Царских врат и первого яруса иконостаса выполнены иконописцами Калужской епархии под руководством протоиерея Александра Кадина, иконы второго, третьего и четвертого ярусов написаны тверскими мастерами. Работы по росписи собора ведут епархиальные иконописцы в византийско-древнерусском стиле, со временем будет расписано все внутреннее пространство стен.
Деятельность прихода [ править ]
При соборе действует детская воскресная школа.
Святыни [ править ]
Кроме почитаемого чудотворного списка Калужской иконы Божией Матери, в соборе находятся чтимые прихожанами списки чудотворных Черниговской и Иверской икон Божией Матери (Иверская икона в старинном золоченом окладе), а также переданные из Калужского художественного музея иконы XVIII в.: Святой Троицы, Воскресения Христова, великомученика Георгия Победоносца и святителя Николая.
Престольные праздники [ править ]
Как добраться [ править ]
Адрес: г. Калуга, пл. Старый Торг, Городской парк
Паломнику [ править ]
Расписание богослужений смотрите на сайте собора.