свято троицкий серафимовский женский монастырь кабардино балкария
ТРОИЦЕ-СЕРАФИМОВСКИЙ МОНАСТЫРЬ
Троицкий собор Троице-Серафимовского монастыря. Фото не позднее 2012 г. |
Женский монастырь во имя Всесвятой Живоначальной Троицы и преподобного Серафима Саровского в с. Совхозном Пятигорской епархии.
24 ноября 1895 года владелица Хомяковского хутора Нальчикского округа Екатерина Хомякова обратилась «с просьбой о разрешении ей построить в названном хуторе на свои средства церковь во имя Святой Троицы, при сем представила и план предполагаемой постройки. » Храм был закончен и освящен в 1902 году «в 15 верстах от станицы Зольской, Пятигорского отдела, по направлению к Эльбрусу, на возвышенном отроге горы Джинал. Церковь в имении г-жи Е. А. Хомяковой благолепна по наружному своему виду и богата внутренней своей обстановкой. «
При храме были возведены монастырские постройки и в 1907 году была создана женская монашеская община, просуществовавшая до 1928 года. Затем здесь разместились обсерватория и школа-интернат [2].
В 1995 году председатель Фонда культуры Кабардино-Балкарской республики Владимир Вороков выступил с инициативой возродить заброшенную Троицкую церковь. Начался сбор средств, вскоре пошли ремонтные работы. В 1998 году при храме возобновил свою деятельность Свято-Троицкий Серафимовский женский монастырь, который прошёл регистрацию в Министерстве юстиции 12 июля 1999 года. Сестринский корпус устроили в приобретенном епархией двухэтажном доме, расположенном рядом с храмом, возвели монастырскую ограду. Отреставрированная монастырская церковь стала собирать многочисленных богомольцев, на большие праздники люди приезжали со всей Кабардино-Балкарии и южных районов Ставропольского края. Фонд культуры Кабардино-Балкарии обратился к губернатору Ярославской области и в Ярославле были отлиты колокола для возрождающейся обители.
Монастырь развернул большую социальную работу среди местного, преимущественно мусульманского, населения: оказывал материальную поддержку малоимущим, устраивал благотворительные обеды, выделял продовольственную помощь многодетным семьям, организовывал учебно-воспитательный процесс в местной средней школе, помогал в обеспечении села водой и газом.
Хомячиха
Фото: Ольга Золотухина
Свято-Троицкий женский монастырь
В кабардинском селе сложно найти что-то более неожиданное, чем православный монастырь, да еще и действующий. Но в предгорьях Джинальского хребта, в селе Совхозном Зольского района Кабардино-Балкарии, именно такой и есть — Свято-Троицкий женский монастырь. История села, выросшего из хутора Хомячиха, неразрывно связана с монастырем — и с жизнью русской дворянки Екатерины Алексеевны Хомяковой.
Из Москвы на Золку
Екатерина Хомякова была дочерью поэта, философа, богослова, основателя славянофильства, экономиста, разработчика проектов освобождения крестьян Алексея Степановича Хомякова и по материнской линии — племянницей поэта Николая Языкова. Ее родители дружили с Гоголем, близко знали Пушкина, Баратынского. Семья была одним из центров культурной жизни Москвы, в ней царила атмосфера взаимной любви, творчества, духовных и интеллектуальных поисков.
Екатерина родилась в 1843 году, она третий ребенок в семье, всего же детей было семеро. Кроме того, в семье Хомяковых воспитывался Дмитрий (Лукман) Кодзоков, впоследствии ставший просветителем и видным общественным деятелем Кабарды, создателем опытного скотоводческого хозяйства, на территории которого сегодня располагается конный завод «Малкинский».
Это близкое, хотя и не кровное родство способствовало тому, что Екатерина Алексеевна решилась приехать, а затем и вовсе переехать на Кавказ. В конце 1870-х годов при содействии своего нареченного дяди Дмитрия Степановича Кодзокова она купила земли в районе реки Золки.
Земля эта принадлежала кабардинскому дворянину Эрустану Ногмову, который тоже был не прост: он являлся сыном Шоры Ногмова, адыгского просветителя, автора первой кабардинской грамматики и «Истории адыхейского народа». Купив землю в 1881 году, Хомякова переселилась сюда вместе с русскими крестьянами, основав хутор.
О деятельном характере этой женщины можно судить по преобразованиям, которые она провела в своем имении: к концу XIX века там действовали сыроваренный и кирпичный заводы, на окраине хутора был разбит большой сад, один из крупнейших в области. Здесь выращивали редкие виды плодовых культур. Следы этого богатого хозяйства можно найти и сегодня: земли, принадлежащие монастырю, обрамляет полоса деревьев. Но сейчас хомяковский сад уже не окружен такой заботой, как прежде.
Двоеженец
Фото: Марина Битокова
Вид от стен монастыря на зольские пастбища
Фото: Ольга Золотухина
Одна из конюшен усадьбы Хомяковой, сохранившаяся до наших дней
Фото: Ольга Золотухина
Старый сад и бывшие земли Хомяковой в апреле
Фото: Ольга Золотухина
Одна из старинных построек на территории бывшей усадьбы, снесенная несколько лет назад
Фото: Марина Битокова
Пасека на территории монастыря
Управлять хутором и обширным хозяйством Екатерины Алексеевны стал кабардинец Астемир Шериев, сын старейшины аула Кармово. Астемиру было около 30 лет, он был женат и имел троих детей (все они умерли в детстве от оспы), а Хомякова была свободной и весьма состоятельной женщиной на 9 лет старше. Она владела не только частью семейного дома в Москве, но и обширными землями в Тульской губернии.
Есть несколько версий знакомства Астемира и Екатерины Алексеевны, и все они мифологизированы и овеяны романтикой: не то Шериев помог женщине перебраться через ручей, бросив к ее ногам свою бурку, не то она увидела его скачущим на коне и сама остановила, не то они встретились на рынке в Кисловодске и, обсуждая торговые дела, влюбились друг в друга. В монастыре бытует версия, что они любили друг друга исключительно платонической любовью. Возможно, в реальности все было гораздо будничнее, но легенда о любви точно жила в этих местах. В свое время местные жители говорили даже, что Шериев женился на дочери русского царя.
В 2018 году вышла документально-историческая повесть Ольги Золотухиной «Астемир Шериев и Екатерина Хомякова — кабардинская сага», в ней собраны все сведения и документы, сохранившиеся об этих людях. В книге историка Адальби Шериева рассказывается, что кабардинец привез свою возлюбленную в родительский дом и настоял на проведении традиционного адыгского бракосочетания. То есть фактически стал двоеженцем. Это не противоречит мусульманской вере, в которой вырос Астемир, но для кабардинского общества было редкостью. И вообще, с его стороны это был вызов обществу: совсем недавно закончилась Кавказская война, ее отзвуки еще слышались в отношениях русских с местным населением, а кабардинец привел в дом вторую жену, русскую, в то время как первая была жива.
И со стороны Хомяковой это был отчаянный шаг: потомственная дворянка, выросшая в атмосфере набожности, живет в браке, не освященном церковью. Но все письма, которые сестры и братья Екатерины Алексеевны получали от нее, свидетельствовали, что она счастлива — и в личной жизни, и в заботах об имении.
После смерти Астемира Шериева, который был юридическим владельцем кирпичного завода, Хомякова через суды стала добиваться, чтобы его имущество наследовали не братья (что было закреплено в обычном праве), а его первая жена — Селимхан Мударова, как и завещал сам Астемир. В те годы кабардинская женщина никак не была защищена в экономическом отношении, она не имела прав наследования и всецело зависела от близких мужчин — отца, мужа, брата, сына. Тяжба длилась долго, и результаты ее не вполне соответствовали ожиданиям Хомяковой, но правовой прецедент она создала.
Два храма
Шериев и Хомякова прожили вместе более 20 лет, Астемир умер от туберкулеза 5 мая 1902 года после продолжительной болезни. В том же году завершилось строительство Свято-Троицкого храма на хуторе Хомячиха. Тогда же, исполняя предсмертное желание мужа, Екатерина Алексеевна пожертвовала 3000 рублей для завершения строительства мечети в ауле Кармово. По другим сведениям, мечеть располагалась не в ауле, а здесь же, на хуторе. Как бы то ни было, мечеть до наших дней не сохранилась, а вот храм стоит до сих пор. Если верить источникам, облицованы они были одним и тем же камнем — местным ракушечником.
В 1907 году храм был переименован в Свято-Троицкий Серафимский женский монастырь во имя Серафима Саровского. Он действовал до 1920-х годов, пока советская власть не начала бороться с религиозными культами. Разрушен не был, но сильно пострадал. Жители Совхозного вспоминают, как в детстве бегали в это заброшенное здание искать клады. Сокровищ не находили, но еще до недавнего времени попадались кирпичи с буквами «АШ» — Астемир Шериев.
Архитектурный стиль будущего монастыря Хомякова выбрала после того, как увидела похожие храмы в Осетии и Грузии; ей показалось, что именно такое строение впишется в окружающую природу.
Если спуститься чуть ниже монастыря, то можно найти источник ключевой воды, которая собирается в небольшую купель. По преданию, которое и сейчас рассказывают в монастыре, этот источник начал бить на месте, где произошло явление Серафима Саровского. Некий художник, делая эскизы, спустился к этому месту и увидел в тумане старичка. Но через мгновение тот исчез, а из земли вдруг стала пробиваться вода. Художник запомнил старца, и каково же было его удивление, когда позже он увидел на монастырской иконе знакомое лицо и узнал от сестер, чей это образ.
Свято-Троицкий Серафимовский монастырь (Совхозное)
7 марта 2000 года Священным Синодом РПЦ по прошению митрополита Ставропольского и Владикавказского Гедеона Свято-Троицкий приход в селе Совхозное Зольского района (Кабардино-Балкарская Республика) преобразован в Свято-Троицкий женский монастырь.
Содержание
История [ править ]
Храм построен со звонницей, на которой висели пять небольших колоколов. Самый большой из них весил порядка 30 пудов. Колокола были отлиты в 1902 году в Москве на знаменитом колокололитейном заводе Финляндского.
Все иконы выполнены в строгом византийском стиле в Москве иконописцем и реставратором Двора Его Императорского Величества В.П. Гурьяновым. На верху иконостаса сиял позолоченный резной деревянный крест с рельефным резным медальонным изображением Христа в терновом венце, по обеим сторонам которого в особых мраморных постаментах располагались четыре синих лампады. Купол храма был украшен золотыми живописными звездами, поддерживаемый четырьмя массивными каменными столпами, по левую и правую стороны в особых мраморных киотах размещены иконы Живоначальной Троицы и святых апостолов Петра и Павла, а над боковыми предъалтарными арками – иконы Поклонение волхвов и Преображения Господня.
В самом алтаре на лампадной стороне престольного облачения был вышит вверху крест в сиянии, ниже него – древняя монограмма Спасителя и еще ниже вязью слова: «Сiе творите въ Мое воспоминанiе»… Стены храма были окрашены серой масляной краской, во всем храме строго выдержанный стиль «самоуглубления».Храм был также оснащен дорогой церковной утварью из черной вороненой стали, ковчегом, Евангелием, коврами, шитыми полотенцами и прочими ценными вещами».
В 1904 г. по прошению Е.А. Хомяковой определением Священного Синода при Свято-Троицкой церкви открылся самостоятельный приход, а несколько позже при церкви создана женская православная община с приютом для детей сирот и больницей для окрестного населения. Община начиналась при двух монахинях, четырех послушницах и пяти приютянках в возрасте от двух до шести лет.
9 февраля 1907 г. Высочайшим соизволением Государя Императора по определению Святейшего Синода утверждена женская община в честь преподобного Серафима Саровского (с 1908 году Свято-Троицкая Серафимовская община). К осени 1910 года община превратилась в благоустроенную обитель. Было приобретено 20 породистых коров из «горной Швейцарии». При общине открылся сыроваренный завод «с практическими курсами молочного хозяйства и с инструктором от казны», а также чулочно-вязальная и трикотажная мастерские, изготовлявших дамские пальто, фуфайки и пр. В 1911 году в них обучалось 16 девушек.
В конце двадцатых годов (1928?) монастырь закрыли, инфраструктуру разрушили. К современному периоду очень пострадал Троицкий храм. Хотя внешние стены храма были целы, но их тронули сырость, плесень. Внешняя облицовка стен частично разрушена. Кровли, окон, купола, у храма не было. Не было сводов, столпов. Внутреннее помещение храм было засыпано мусором почти до окон.
Архитектура [ править ]
В архитектуре храма синтезированы различные источники, включающие, наряду с армянскими и грузинскими праобразами, тенденции храмостроения Закавказья и Средней Руси XIX в.Храм крестово-купальный, трех немфный, одно аспидный, облицованный ракушечником.
В храм ведут две широкие каменные ступени, арка и массивная металлическая двухстворчатая дверь, над которой расположена звонница с 5 колоколами.
Внутренняя отделка храма выдержана в светло-зеленых и бирюзовых тонах.Четырех ярусный иконостас венчает Рублевская икона Святой Троицы, списанная протоиереем Игорем Бобылевым ( +2010 г.).Северный и южный притворы однотонны с основным иконостасом.
На купольной части храма изображения Спаса Вседержителя (Пантократора). Подкупольные и храмовые окна закрыты цветными витражами.
Современное состояние [ править ]
С 1995 году по благословлению митрополита Ставропольского и Владикавказского Гедеона началось восстановление Свято-Троицкий обители. 7 марта 2000 года Священным Синодом РПЦ по прошению митрополита Ставропольского и Владикавказского Гедеона Свято-Троицкий приход в селе Совхозное Зольского района (Кабардино-Балкарская Республика) преобразован в Свято-Троицкий женский монастырь.
Настоятельницей была утверждена монахиня Антония (Бобылева). Понадобились десятилетия упорного труда насельниц, трудников и благотоворителей монастыря, чтобы внешний вид храма Святой Троицы принял свой первоначальный облик. Постепенно приведена в порядок территория монастыря, выстроено красивое ограждение монастырских земель. Полностью выкуплен у местных жителей домик для монашеской обители. Посадили елочки, березы. Обустроили монастырское подворье. В феврале 2001 года освящены пять колоколов, отлитые в Ярославской области, и переданных в дар монастырю. В 2011 году епископом Пятигорским и Черкесским Феофилактом в монастырь на хранение принесен пояс Пресвятой Богородицы.
В 2000 году в 450 метрах от монастыря был открыт святой источник, освященный в честь прп. Серафима Саровского, явление которого неоднократно засвидетельствовано насельницам в монастырской истории.
Историю любви кабардинца и русской дворянки воспели в монастыре
История Свято-Троицкого Серафимовского женского монастыря в Кабардино-Балкарии имеет в своих истоках трогательную и романтическую историю любви. О ней рассказала «Вести КБР» в эфире Всероссийского онлайн марафона «Славься, Отечество!».
Согласно сохранившейся информации, село Совхозное основали почти сто лет назад. В начале 20 века поблизости от него, на южном отгоре горы Джинал возвели храм. Вокруг религиозного строения начали возводить монастырь.
Местные жители говорят, что вдохновляла строителей история любви русской дворянки Екатерины Хомяковой и молодого кабардинца. В конце XVIII века Екатерина прибыла в Пятигорск на отдых. Там она встретила кабардинца Астемира Шериева.
Хомячиха, так звали в народе дворянку, решила приобрести в Пятигорске землю и построить на ней церковь в честь Святой Троицы.
Известно, что потомки Шериева живут в Кабардино-Балкарии и сейчас. Правнучка кабардинца – Валентина рассказала, что версий знакомства ее прадедушки и Екатерины много, каждая из них красивее другой.
«Он поехал со своим родственником в Пятигорск, и они познакомились с Екатериной. Екатерина хотела перейти через ручей, и чтобы она смогла это сделать, Астемир постелил бурку. По ней она и перешла», – рассказала Валентина.
Сам храм начали возводить в 1895 году. Спустя 8 лет он был освящен, говорят, что такой приказ отдал сам император Николай II.
Церковь вместе с женской обителью стали одним из самых посещаемых мест. Постепенно территория расширялась, здесь открывали различные производства, детский приют.
Астемир помогал Екатерине в ее начинаниях. Свидетельства тому находят до сих пор.
«Здесь была огромная библиотека, переплеточная мастерская, башмачное производство, пошивочная мастерская, все это было построено…использовался именной кирпич. Именно Астемира Шериева, тут уже не перепутаешь», – заметила игуменья Свято-Троицкого Серафимовского женского монастыря Тамара Ушакова.
После смерти возлюбленного Хомякова покинула Кабардино-Балкарию. Внучка Астемира не раз пыталась узнать, куда уехала любовь ее прадедушки, но следы Екатерины теряются под Армавиром.
Тогда возникла мысль – воздвигнуть влюбленным памятник. Монумент планируют установить у входа в монастырь.
Сейчас данную возможность обсуждают с представителями Пятигорской и Черкесской епархии Русской православной церкви. Однако история любви продолжает жить, отражая, что для единения двух сердец не существует преград.
4 ноября, в День народного единства на медиаплатформе «Смотрим» пройдет 16-часовой Всероссийский онлайн-марафон «Славься, Отечество!». Не пропустите!
Свято троицкий серафимовский женский монастырь кабардино балкария
Здравствуйте, Анна Борисовна! Спасибо за интересный рассказ о монастыре!
А я до сих пор под впечатлением общения с детишками. Добра мало они видели, вот и пришли к Господу за помощью.
В такие места силы надо хотя бы иногда приезжать,чтобы подпитаться доброй созидательной энергией. повезло Вам)
Это для меня новое место было, а вот в давно знакомые езжу очень часто. Нужно душу иногда отвести от Лукавого
Здравствуйте, Анна Борисовна!
Вот так из сообщений своих блогодрузей узнаёшь немало интересной информации: о монастыре само собой, но не ожидала услышать о дочери малоизвестного, правда, поэта Алексея Хомякова. Спасибо за ликбез!
Вы рассказали о монастыре в КБР, а я вспомнила, как те же самые чувства испытала, находясь в Раифском монастыре (под Казанью): такая благодать, такая энергетика! Захлёстывает всё это, верно.
Добрый день, Ольга Николаевна. А вот я не знала ни о поэте, ни о его дочери. Вот так, за сотник км в дали от дома получаешь интересную информацию. Верно Вы сказали, захлестывает. Вот такие тихие места я очень люблю навещать. В городе в храмах всегда много людей, да и не всегда находишь время зайти. А вот в поездках стараюсь это делать обязательно.