свято троицкий православный монастырь
Свято-Троицкий Александра Свирского мужской монастырь
Приблизительное время чтения: 3 мин.
История обители святого Александра типична для своего времени: подвижник уединяется вдалеке от дорог, но через некоторое время у него собирается множество учеников. Так из скромной келии вырастает огромный монастырь, который веками позже будут называть «Северной Лаврой». Приглашаем всех посетить это удивительное место, но вначале — короткий рассказ о нем.
Монастырь основан в конце XV века святым Александром неподалеку от речки Свирь на месте, где, по преданию, ему явилась Святая Троица. Монастырь разделен на две части: Троицкую и Преображенскую.
Преподобный Александр Свирский (1448–1533)
Святой Русской Православной Церкви. Подростком он тайно покинул дом и ушел вместе с монахами на Валаам. В 26 лет принял постриг, а через 13 лет стал жить в непроходимом лесу возле Рощинского озера.
На этом месте, по преданию, ему явилась Святая Троица, повелев основать храм. Постепенно к святому стали приходить люди и устраивать свои кельи. Так начинается история одной из самых известных обителей Руси — Свято-Троицкого Александра Свирского мужского монастыря.
Преставился преподобный в возрасте 85 лет. Канонизирован на Соборе 1561 года. В 1641 году состоялось обретение его мощей.
История обители
XVI–XVIII вв. — лучшие время монастыря. Здесь была своя библиотека, много земли, хозяйство, восемь храмов, много паломников и более 200 монахов. В XIX веке монастырь в народе называли «Северной Лаврой», у него в подчинении было 27 небольших монастырей.
После революции монастырь был разграблен, ценности и мощи Александра Свирского вывезены в Петербург. Монахов разогнали, часть арестовали и расстреляли. В стенах монастыря в разное время были тюрьмы, казармы, инвалидные дома и психиатрическая больница.
В 1997 году монастырь вернули Церкви, вернули мощи преподобного Александра. Сейчас это прекрасное место для паломничества и туризма.
Главные святыни обители преподобного Александра Свирского
Место явления Богородицы святому Александру Свирскому
Находится в храме Покрова Божией Матери, построенном Александром Свирским в 1533 году. Богородица явилась здесь святому и обещала, что «над этой обителью не оскудеет Ее благотворный покров».
Место явления Святой Троицы святому Александру Свирскому
Находится в соборе Святой Троицы. Он был построен в 1791 году на месте деревянной церкви, с которой началась история монастыря.
Мощи Александра Свирского
Покоятся в Преображенском соборе (1640–1644 гг.).
Дорога
Попасть в монастырь Александра Свирского можно по железной дороге. От Ладожского вокзала Санкт-Петербурга нужно доехать до станции Лодейное Поле, далее — маршрутным транспортом до поселка Свирское.
Расстояние по железной дороге — 243 км.
Лодейное Поле — участковая станция в одноименном городе Ленинградской области. Это узел трех направлений: на Санкт-Петербург, Мурманск и Янисъярви (Республика Карелия). Станция — часть Волховстроевского региона Октябрьской железной дороги. Через нее каждый день проходит от 4-х до 10-ти пар пассажирских поездов дальнего следования. У станции две платформы и 11 путей.
Волховстроевский — один из шести регионов обслуживания Октябрьской железной дороги. На его полигоне находится 68 железнодорожных станций. Обслуживает самые грузонапряженные линии.
Железнодорожные пути Волховстроевского отделения проходят по территории пяти субъектов Российской Федерации: Ленинградская область (575 км), Новгородская (350 км), Вологодская (192 км), Тверская (54 км), частично — в Карелии. Основное направление — Санкт-Петербург — Вологда, по которому чаще всего ходят грузовые составы.
Свято-Троицкий мужской монастырь (Чебоксары)
Свя́то-Тро́ицкий мужско́й монасты́рь (чуваш. Сăваплă Виçпĕрлев ар мăнастăрĕ) — православный мужской монастырь. Был основан в 1566 году по указу царя Иоанна Васильевича Грозного. Монастырь был создан в миссионерских целях, для проповеди православия среди языческих народов Поволжья, имел общежительный устав. Расположен на берегу реки Волги в Чебоксарах.
Содержание
История [ править ]
Свято-Троицкий мужской монастырь был основан в 1566 году по указу царя Ивана Грозного. Монастырь был создан в миссионерских целях, для проповеди православия среди народов Поволжья с этническими религиями, имел общежительный устав.
В 1609 году монастырь был сожжён и разорён, а настоятелель отец архимандрит Геласий был убит.
В XVII веке монастырь владел шестью деревнями, почти 900 десятинами земли, рыбными угодьями на реке Волге.
В 1764 году монастырь лишился всех своих владений и деревень и причислен к 3-му классу. В 1767 году монастырь посетила императрица Екатерина II. В 1789 году к монастырю была приписана Владимирско-ретенская пустынь. По указу Павла I в конце XVIII века монастырю были даны земли (около 30 га) и озёра для рыбной ловли.
В 1838 году к монастырю приписывается Спасо-Геронтиева пустынь.
В конце XIX века при архимандрите Димитрии обновляется и освящается пришедший в ветхость Троицкий собор.
В 1902 году настоятелем назначается архимандрит Серафим. При нём монастырь начал возрождаться духовно. Во время его настоятельства в монастыре значительно увеличилось число братии. После Серафима настоятелем стал Игумен Вассиан бывший. Он до конца пытался сохранить монастырь, но все же его закрывают в октябре 1924 года. В 1926 году здания монастыря были переданы под комсомольский и пионерский клубы.
С 1946 года здания монастыря становятся памятником архитектуры и охраняются государством. В 1974 году были выделены средства на реставрационные работы в монастыре. В разное время здания монастыря занимались разными организациями: фирмой «Турист», подводниками, театром юного зрителя и др.
В 1992 году правительство Чувашской республики принимает решение передать здания бывшего монастыря Чебоксарско-Чувашской епархии. В мае 1993 года началось восстановление монастыря, а 30 июля 1993 года иеромонах Савватий (Антонов) назначается наместником монастыря.
В июле 1993 года в монастырь пришли первые послушники. Постепенно восстанавливаются разрушенные стены, колокольня, угловые башенки.
Летом 1996 года в монастыре побывал Святейший Патриарх Алексий II. Он отслужил молебен Святителю Николаю в Троицком соборе. В 2001 году Алексий II повторно посетил монастырь.
25 декабря 2009 года Священным Синодом наместником монастыря был назначен игумен Василий (Паскье).
Современное состояние [ править ]
На территории монастыря располагается здание Чебоксарского епархиального духовного училища.
В здании училища действует Воскресная школа «Светочъ». Школа существует с 2002 года. Руководителем воскресной школы «Светочъ» является наместник монастыря, архимандрит Василий (Паскье).
Храмы и архитектурные строения монастыря [ править ]
Памятник архитектуры XVIII в. Документы о внешнем облике первоначального храма не сохранились. Очевидно первый храм, как и весь монастырь, был деревянный. Декорировка ныне существующего здания свидетельствует об архитектурных вкусах эпохи русского барокко. В советский период здание претерпело значительные, изменения: утрачен купол, двухсветный зал был разделен этажным перекрытием.
Одно из старейших монастырских сооружений. Внешний вид здания дошел до нас практически без изменений, хотя внутреннее убранство храма было полностью утрачено. Трапезная церкви, ставшая со временем ее Никольским приделом, служила местом захоронения настоятелей.
Единственная постройка монастыря, дошедшая до наших дней без существенных изменений. Монументальность сооружения несколько утрачена из-за значительного поднятия уровня культурного слоя. С юго-восточной стороны к церкви примыкает административный корпус монастыря, который, судя по характеру кладки, возведен одновременно с нею.
Первоначально колокольня находилась в северной части ограды, рядом со старой пятиглавой церковью Петра и Павла, вместе с которой была разобрана и конце XVIII в. Более поздняя постройка, выполненная согласно некоторым сведениям по проекту казанского архитектора Петонди, была разрушена уже в советское время. Вновь восстановлена в 1995 г. На колокольне особого внимания заслуживают два колокола, первый из которых был отлит в Чебоксарах мастером Петром Мельниковым в 1828 г. и является единственным из сохранившихся местных колоколов; второй отлит в Ярославле в 1853 г. на известном в Поволжье заводе Оловянишникова.
Характерный пример каменной гражданской постройки данного исторического периода. Однако внутренняя планировка здания соответствует вкусам более ранней эпохи. Одно из немнгих сооружений, сохранивших в неизменном виде свой первоначальный декор. Наиболее заметно это проявляется в наличниках оконных проемов, обработанных плоским ленточным обрамлением с замковым камнем и ушками. Еще одним заслуживающим внимания элементом является восьмигранное окно второго света над входом в здание, характерное для архитектурного стиля русского барокко.
Двухэтажное каменное здание XIX в. В начале ХХI века к нему был пристроен жилой корпус с братской трапезной.
Святыни [ править ]
В Толгском храме монастыря находится особо чтимая икона Иверской Божией Матери 16 века, переданная монастырю архиепископом Варнавой в 1994 году. В 1930-х годах икона была изъята из храма села Буртасы Урмарского района Чувашии. Затем хранилась в Чувашском краеведческом музее.
Среди особо чтимых святынь, находящихся в монастыре, есть икона Святого Великомученика и целителя Пантелеимона с частицей мощей святого. Образ был передан из музея епархии, а правящий архиерей благословил находиться в Свято-Троицком мужском монастыре.
Престольные праздники [ править ]
Как добраться [ править ]
Адрес: 428018, г. Чебоксары, ул. К.Иванова, 1
Свято троицкий православный монастырь
Летопись Чебоксарского Свято-Троицкого мужского монастыря
С этими миссионерскими целями в 1566 году по Указу царя Иоанна Васильевича Грозного был основан в Чебоксарах Троицкий мужской монастырь: «царь и великий князь Иван Васильевич, всеа Русии пожаловал, велел в Чебоксарех устроити манастырь Живоначальные Троицы». Тогда же новой обители были отведены 83,25 десятины пашни, сенокосы у Малого Кувшина, на Пушкарке за Волгой и на Казине острове на 400 копен (40 десятин), 24 квадратных версты «леса пашенного и непашенного» на Горной стороне. Здесь возникли первые монастырские деревни. В 1582 году монастырю были отведены рыбные ловли по Волге от Маслова до Казина островов, а также в озерах на левом берегу Волги. В дальнейшем владения монастыря расширялись. В 1646 году ему принадлежали деревни Набережная, Якимово, Банная, Соляной овраг, Гремячевская, Кувшинская с мельницей. В Чебоксарском посаде располагались 14 дворов монастырских служителей, которые были ремесленниками. В 1678 году монастырь владел 113 крестьянскими дворами в указанных деревнях.
Известно, что настоятелем монастыря с 1582 года являлся архимандрит Иоанникий. Известны также имена настоятелей в 17 веке: игумен Иннокентий (1616), игумен Кирилл (1620-1625), игумен Филарет (1649-1652), архимандрит Иларион (1675-1703).
В 1609 году монастырь был сожжен и разорен. Настоятель игумен Геласий был убит повстанцами, сброшенный с монастырской колокольни. Вот как об этом пишется в челобитной келаря Чебоксарского Троицкого монастыря Исаии, написанной на имя царя в 1614/15 году: «…как де в смутные годы кузьмодемьянские стрельцы и с чювашею, и с черемисою город Чебоксары взяли, и игумена де их Галасья з башни убили до смерти.»
Первоначально храмы монастыря были деревянными, колокольня находилась со стороны Волги, с севера. В описи от 1763 года упоминается о четырех каменных храмах: Троицкий, Толгской Божией Матери, святых первоверховных апостолов Петра и Павла, святого великомученика Феодора Стратилата. Позже Петропавловский храм за ветхостью был разобран.
В 1764 году был издан указ Екатерины II о секуляризации церковных земель и разделении всех Российских монастырей на три класса. В результете такой государственной политики, монастырь лишился всех своих владений и деревень и был причислен к 3-му низшему классу. По штату в монастыре положено было иметь 12 монахов.
Во время путешествия по Волге, направляясь в Казань в 1767 году, императрица Екатерина II остановилась в Чебоксарах. Она начала свое знакомство с городом с посещения Свято-Троицкого мужского монастыря. Здесь она участвовала в торжественном молебне отслуженном настоятелем обители архимандритом Хрисанфом. «. 1767 год мая 25 дня приближались к городу Чебоксару к третьему часу полудни и стали на якорь; а Ея императорского величества в 9 часу изволила в шлюпке пойти к приготовленной преизрядной столярною работаю пристани, на которой Казанский губернатор, с воеводою того города и множеством окрест живущих дворян ожидал прибытия Ея в препровождении всех взошед Ея величество на гору принята духовным собором под предводительством архимандрита монастыря живоначальные Троицы Хрисанфом, за которым пришлось к животворящему кресту изволила пойти в Соборную монастырскую церковь».
В 1789 году к монастырю была приписана Владимирская пустынь (бывший Сретенский монстырь). В 1791 году, с назначением настоятеля игумена Антония, управлявшего обителью до 1821 года, началось постепенное возрождение монастыря. По Указу императора Павла I в конце 18 века монастырю были даны земли, около 30 десятин и озера для рыбной ловли.
В 1838 году к монастырю приписывается Геронтиева пустынь, располагавшаяся на правом берегу Волги.
Известны настоятели монастыря в 19 веке: архимандрит Самуил (1830-1853), архимандрит Варсонофий (1855-1874), архимандрит Александр (1879-1891), игумен Ермолай (1891-1899).
В конце 19 века при архимандрите Димитрие (1899-1902) обновляется и освящается, пришедший в ветхость Троицкий Собор. Особый след в истории города и монастыря оставил приезд Высокопреосвященнейшаго Арсения, архиепископа Казанскаго и Свияжского в июле 1900 года. Целью приезда владыки было освящение обновленного храма во имя Св. Троицы в мужском монастыре. К приезду уважаемого архипастыря храм был «возобновлен во внутренних своих частях: устроены везде новые полы, стены окрашены масляной краской и расписаны».
В 1902 году настоятелем монастыря назначается архимандрит Серафим (Павлиненко), который управлял обителью в 1902-1922 годах. Этот почитаемый в народе старец, подвизавшийся около 20 лет на Афоне, своим молитвенным подвигом и примером духовно поднял обитель. Во время его настоятельства в монастыре значительно увеличилось число братии. При монастыре действовала мужская церковно-приходская школа с 73 учащимися, располагавшаяся в отдельностоящем здании вблизи монастыря.
В январе 1918 года, согласно постановлению нового Советского правительства, по распоряжению Чебоксарского Совета рабочих, солдатских и крестьянских депутатов в Свято-Троицком монастыре была проведена перепись имущества и капитала с целью их последующей конфискации, что в дальнейшем и произошло.
Под предлогом помощи голодающим в 1922 году правительство изъяло у монастыря массу ценных богослужебных предметов и икон в драгоценных окладах. Часть из них была передана в новообразованный музей, благодаря чему сохранилась и частично была возвращена в 1990-е годы.
Игумен Вассиан (Шапошников), сменивший отца Серафима в 1922 году, пытается сохранить монастырь, но все же его закрывают в октябре 1924 года.
29 октября 1924 г. на заседании президиума Облисполкома Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов Чувашской Автономной Области был рассмотрен вопрос о закрытии Свято-Троицкого мужского монастыря в г. Чебоксары. Обвиняя религиозную общину монастыря о намеренном сокрытии богослужебных и не богослужебных предметов, а также мотивируя острым недостатком в городе помещений для культурно-просветительских и общественно-политических целей, отсутствием в городе нужды в храмах и прихода в монастыре, а также тем, что «монастырь не является предметом почитания широких и религиозных масс», президиум постановил: «. на основании постановления ВЦИК от 29 марта 1923 года расторгнуть договор от 14 августа 1920 года, заключенный с религиозной группой, монастырь закрыть и богослужебные предметы передать другим религиозным группам или обществам. ». Таким образом, теперь окончательно вся собственность монастыря оказалась у государства, в том числе и храмы, а 6 остававшихся к тому времени насельников, разошлись.
В июле 1925 года президиум исполкома Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов ЧАССР, объясняя «крайней ветхостью и угрозой обрушения», принял постановление о сносе колокольни при бывшем мужском монастыре. В это же время начинается частично и снос монастырских стен.
Отсутствие большого строительства в 1920-1930-х годах и острая нужда в помещениях, по всей вероятности, позволили сохранить здания монастыря, пусть частично перестроенных и содержащихся арендаторами крайне неудовлетворительно.
Постановлением Совмина ЧАССР от 20 декабря 1946 года № 1408 «Об охране памятников архитектуры» был утвержден список, в котором значится Троицкий монастырь. Так, с 1946 года, здания монастыря становятся памятником архитектуры и охраняются государством. Вплоть до 1980-х годов, в монастырских кельях, в пристрое церкви Феодора Стратилата, в настоятельских покоях располагались жилые помещения, в 1979-х годах оно было передано Облсовету по туризму, а в 1980-х годах – Министерству культуры ЧАССР.
В июле 1993 года в монастырь пришли первые насельники. На праздник преподобного Серафима Саровского 15 января 1994 года совершилась первая служба с крестным ходом в восстановленном и новоосвященном Толгском храме. Постепенно восстанавливаются Троицкий собор, колокольня, разрушенные стены с угловыми башнями.
Летом 1996 года подняли первый колокол в 59 пудов на вновь отстроенную колокольню.
В том же году, при посещении Чебоксарско-Чувашской епархии, в монастырь пожаловал Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II. Его Святейшество отслужил молебен Святителю Николаю в Троицком соборе.
23 декабря 1996 года, архиепископ Варнава освятил Троицкий собор и, был поднят второй колокол в 75 пудов.
На территории монастыря располагается здание Религиозная организация-духовная профессиональная образовательная организация «Центр подготовки церковных специалистов имени святителя Гурия Казанского Чувашской Митрополии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)».
Свято троицкий православный монастырь
Адрес:
улица К. Иванова, 1А
Век:
XVI
История Свято-Троицкого мужского монастыря началась в далеком 1566 году. Обитель построили в целях христианизации завоеванных земель по прямому указанию Ивана IV Грозного. В летописях об этом событии писали так: «Царь и великий князь Иван Васильевич, всеа Русии пожаловал, велел в Чебоксарех устроити манастырь Живоначальные Троицы».
Через 43 года, в 1609 году, восставшие крестьяне и волжские казаки монастырь разорили и сожгли, повстанцы убили настоятеля игумена Геласия. Однако вскоре храм восстановили. Известно, что изначально он был деревянным, но, согласно упоминаниям 1763 года, воссозданный монастырский комплекс имел 4 каменных храма:
В 1767 году во время своего путешествия по Волге монастырь посетила императрица Екатерина II. Она остановилась в Чебоксарах по дороге в Казань. Императрица поучаствовала в торжественном молебне, который отслужил настоятель монастыря архимандрит Хрисанф.
Вновь реконструировали монастырь в июле 1900 года. Обновление и освящение стен собора провели накануне приезда архиепископа Казанского и Свияжского Высокопреосвященнейшего Арсения. Как пишут историографы, храм был «возобновлен во внутренних своих частях: устроены везде новые полы, стены окрашены масляной краской и расписаны».
Наиболее значимый подъем духовной и просветительской жизни монастыря пришелся на 1902 год, когда его настоятелем стал архимандрит Серафим (Павлиненко). По его инициативе при монастыре открылась мужская церковно-приходская школа с 73 учащимися. Архимандрит Серафим возглавлял обитель до 1922 года.
Революция не прошла стороной стены старинного монастыря. Красноармейцы конфисковали имущество комплекса, изъяли все денежные средства обители, драгоценные оклады икон и другие дорогостоящие святыни. Некоторые церковные предметы отправили в музей, благодаря чему они сохранились и вернулись в монастырь снова в 1990-е годы.
Осенью 1924 года монастырь закрыли. В 1925 году снесли колокольню, начали частичный демонтаж стен обители. Монастырь могла постигнуть судьба десятков других церковных сооружений, полностью разрушенных после революции. Однако власть решила его не сносить. В то время в Чебоксарах не хватало помещений для государственных учреждений, поэтому здания церковной обители были сохранены, правда, подверглись частичной перестройке.
В 1946 году монастырь занесли в список памятников архитектуры, особо охраняемых государством. До 1980-х годов монастырские кельи и пристрои использовались в качестве жилых помещений.
В 1992 году правительство Чувашской Республики вернуло строения бывшего монастыря Чебоксарско-Чувашской епархии. В 1993 году священнослужителя иеромонаха Савватия (Антонова) выбрали наместником монастыря, а архиепископа Чебоксарского и Чувашского Варнаву — правящим архиереем. Старинную обитель начали восстанавливать.
Возрождение монастыря проходило быстрыми темпами: восстановили Толгский храм, Троицкий собор, стены и угловые башни, сразу же совершили службу с крестным ходом, а затем здесь появились первые насельники.
В 1996 году, спустя десятки лет, монастырь вновь обрел «голос» — на построенную снова колокольню подняли колокола весом в 59 и 75 пудов. В честь такого события в Чебоксары прибыл патриарх Московский и всея Руси Алексий II и отслужил в монастыре молебен.
С декабря 2009 года Свято-Троицкий мужской монастырь возглавляет игумен Василий (Паскье).
Свято-Троицкий монастырь (Алатырь)
Свято-Троицкий мужской монастырь — православный монастырь в городе Алатырь, основан в 1584 году. Все строения каменные XVIII—XIX веков. Памятник истории культуры. Монастырь получил известность в связи с деятельностью почитаемого народом схимонаха Вассиана. Расположен в северной стороне города.
Содержание
История [ править ]
Свято-Троицкий Алатырский мужской монастырь был основан, согласно предания, в XVI веке по повелению царя Иоанна IV и построен за счет Алатырского посада и Государевой казны.
С 1615 по 1763 г. был приписан к Троице-Сергиевой лавре.
С 1764 положен в 3 штате и состоял под ведомством сначала Нижегородской, затем Казанской и Симбирской епархий. К монастырю были приписаны 2 пустыни: Святаго Духа и Ключевская.
Монастырь был знаменит чудотворной Ключевской Казанской иконой Божией Матери и чудесами от гробницы алатырского подвижника схимонаха Вассиана, канонизация которого готовилась дважды – в 1910 и 1919 г.г.
В 1920 г. монастырь был закрыт и насельники изгнаны. Территорию и помещения монастыря использовали для Дома принудительных работ, а затем под различные промышленные предприятия.
Братия была репрессирована, по свидетельствам современников расстреляна.
В марте 1995 г. монастырь был возвращен Русской православной церкви для возрождения монашеской жизни.
Современное состояние [ править ]
В настоящее время в монастыре проживает 80 человек братии, монастырь принимает паломников, действует богадельня для монахинь.
Монастырь имеет сельскохозяйственное подворье Рождественский скит, расположенное в 15 км от г.Алатыря в Ахматовской сельской администрации Алатырского района. Подворью принадлежит на праве собственности более 400 гектар земли, где насельники монастыря выращивают зерновые, кормовые, плодовые, овощные культуры, имеют поголовье на более чем 100 голов крупного рогатого скота, занимаются птицеводством, выращивают рыбу в искусственном пруду. На подворье Рождественский скит построен храм Рождества Христова, богослужения проводятся ежедневно, также ведется строительство храма в честь Иверской иконы Божией Матери.
Храмы [ править ]
За прошедшие годы в монастыре восстановлено и построено заново 7 храмов:
Святыни [ править ]
Престольные праздники [ править ]
Как добраться [ править ]
Адрес: 429800, Чувашская Республика, г. Алатырь, ул. Троицкая, 22