свято троицкий монастырь в верхотурье
Свято троицкий монастырь в верхотурье
Каменный Троицкий собор был заложен по царскому указу в 1703 году на месте деревянного. Возводили его лучшие мастера Урала и Сибирского приказа. Главный престол освящен 16 апреля 1709 г. Строительство продолжалось до 1712 года. Пожар 1738 года не пощадил деревянные конструкции глав и крыши храма, которые были восстановлены через год, ко времени нового освящения храма. В 1825 году соборная церковь была обнесена со стороны посада каменной оградой, а деревянная кровля заменена па листовое железное покрытие. У алтаря собора за оградой было отведено место для погребения преподобных священнослужителей, почетных граждан и состоятельных жертвователей. На звоннице колокольни установлен главный 109-пудовый колокол с восемью малыми колоколами, внутреннее убранство собора включало росписи стен, исполненные в 1887 году московским мастером, и четырехъярусный иконостас с иконами иеромонаха Иоанна из Тобольска.
Его стены украшали «живописные священно-исторические изображения», выполненные московским цеховым мастером В. И. Звездиным в 1887 году. Иконы четырехъярусного иконостаса были написаны в начале XVIII века крестовым иеромонахом Тобольского архиерейского дома Иоанном. Троицкий собор как величественный памятник храмовой архитектуры начала XVIII века послужил образцом для возведения ряда первых церквей и храмов в южном Верхотурье, а также в других весях Урала и Сибири.
Расположен на территории Верхотурского кремля. Храм закрыт в 1932 г. В 1959 г. храм получил статус памятника архитектуры мирового значения ЮНЕСКО. Постановлением Совета Министров РСФСР № 1327 от 30 августа 1960 г. включен в список исторических памятников, подлежащих охране как памятники государственного значения. Богослужения возобновлены в 1998 г.
Соборный храм, пятиглавый, имеет величественный вид и до сего времени.
По святым местам Урала
Путешествия по святым местам и другим достопримечательностям Урала
Верхотурский Свято-Николаевский мужской монастырь
от admin
Крестовоздвиженский собор в наше время
Материал для Вас представляет турфирма «Малыш и Карлсон» из города Реж
Краткая история обители
Свято-Николаевский монастырь, первая православная обитель в Зауралье, основан в 1604 году иноком Ионой, первым монахом Среднего Урала. Благодаря покровительству царей обитель была ограждена от нужд и притеснений. И все же до 1704 года монастырь жил трудно и был мало известен.
В 1704 году в Свято-Николаевскую обитель были перенесены мощи праведного Симеона, небесного заступника уральской земли. С этого времени монастырь становится значимым духовным центром России.
Николаевская церковь, фото начала XX века
За следующих два столетия в обители были возведены три каменных храма. Первой в 1738 году была построена Николаевская церковь (снесена в 1936 году, уже в наше время, в 1999 году, на ее месте построен новый Николаевский храм), именно в ней до 1914 года покоились мощи Симеона праведного. В середине века территория монастыря была обнесена каменными стенами с угловыми башнями. В 1834 году освящен храм в честь Преображения Господня, а в 1863 году – надвратный храм во имя праведного Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы.
Николаевский храм Свято-Николаевского монастыря, слева — Троицкий собор. Фото Алексея Рычкова
Со второй половины XIX века почитание Симеона Верхотурского распространяется далеко за пределы Урала. С каждым годом растет поток паломников, стремившихся попасть в Верхотурье. Во многом именно поэтому в конце XIX века в жизни обители происходят перемены.
С 1894 года монастырь преобразуется из штатного в общежительный, по образу святого Валаама (то есть отходит от навязанных государством в XVIII веке правил к истокам православного монашества). Для проведения реформ в обитель прибывают три валаамских монаха-аскета: отец Иов, ставший настоятелем монастыря, отец Арефа и старец Илия.
Преображенский храм Николаевского мужского монастыря. Фото Алексея Рычкова
С именем отца Иова связано введение в монастыре новых порядков, что привело к лучшему благоустройству внутренней жизни обители. В 1899 году по состоянию здоровья он был уволен на покой.
Новым настоятелем стал отец Арефа, который продолжил начинания предшественника. Несмотря на короткий срок управления монастырем, он успел многое построить, именно ему принадлежит идея строительства грандиозного Крестовоздвиженского собора.
Верхотурский Свято-Николаевский мужской монастырь с обновленной центральной площади Верхотурья. Фото Алексея Рычкова
Схимонах Илия был духовником монастыря, став наставником и незаменимым советчиком для братии во всех вопросах монастырского бытия. Он же положил в обители начало старчеству. Тысячи людей ехали из далека, чтобы увидеть отца Илию и спросить у него духовного совета. Уже в наше время архимандрит Арефа и старец Илия были прославлены в лике святых. В 1994 году были обретены мощи верхотурских подвижников, которые ныне почивают в стенах Свято-Николаевского монастыря.
Последним настоятелем монастыря стал отец Ксенофонт, при нем зерна нового монастырского строительства дали свои благостные всходы. Значение обители подчеркивает строительство самого большого во всей России в годы последнего царствования храма – величественного Крестовоздвиженского собора, куда были перенесены мощи Симеона Верхотурского. Говорят, в 1916 году в Синод поступило обращение о присвоении Николаевскому монастырю статуса Лавры. Но революция помешала этому свершиться.
Николаевская церковь Свято-Николаевского монастыря, на заднем плане — Преображенская церковь. Фото Алексея Рычкова
После 1917 года новая власть начала борьбу с церковью. В 1925 году монастырь был закрыт. Но монахам удалось сохранить скит на заимке Актай. Однако в 1928 году и это убежище иноков было разгромлено. В годы советской власти в стенах обители размещалась колония для несовершеннолетних преступников.
Верхотурский Свято-Николаевский мужской монастырь с центральной площади Верхотурья. Фото Алексея Рычкова
В 1990 году началось возрождение Верхотурского Свято-Николаевского монастыря. 25 сентября 1992 года из Екатеринбурга были перенесены мощи святого Симеона Верхотурского, стала возрождаться традиция паломничества. Завершена реставрация храмов обители, приведены в порядок монашеские захоронения.
У главных врат обители
Распутин и Верхотурье
Важная роль принадлежит Свято-Николаевской обители в жизни Г. Е. Распутина, крупной политической фигуре начала XX века, близкому другу царской семьи. В юности Григорий Ефимович испытывал большой недуг. Именно тогда, для того чтобы укрепиться духовно, в нем сформировалось непреодолимое желание совершить паломничество к святыням Верхотурья. Существует предание, что перед этим у него в поле случилось видение Божией Матери. Позднее на этом месте Григорий поставил крест. Правда, по версии его отца, Ефимия Андреевича, Распутин паломником сделался из лени, чтобы избежать тяжелого крестьянского труда.
Верхотурский Свято-Николаевский мужской монастырь в начале XX века
Существует еще одна версия перевоплощения Распутина. Будто бы через родное для Григория село Покровское проезжал какой-то важный монах, и Распутин в качестве ямщика взялся довести его до Верхотурья. Существует мнение, что монахом этим был отец Сергий (Иван Николаевич Старгородский), возвращавшийся из Японии в Петербург. По дороге Распутин беседовал с батюшкой о спасении души, о судьбах России. Приехав в Верхотурье, Григорий остановился здесь, проникнувшись идеями христианства. Когда, позднее, Распутин впервые попал в Петербург, отец Сергий был ректором Петербургской духовной академии. Согласно этой версии, вхождение Распутина в высший петербургский свет как раз и случилось благодаря его старому знакомому.
Верхотурский Свято-Николаевский мужской монастырь: вид с колокольни Свято-Троицкого собора. На колокольню может подняться любой желающий. Фото Алексея Рычкова
Сам Распутин так описывает результаты своего первого знакомства с Верхотурьем: «Симеон Праведный Верхотурский дал силы познать дух истины и уврачевал болезнь бессонницы». После Верхотурья Распутин как бы заново родился. Встретивший его по дороге из Верхотурья домой односельчанин вспоминал, что «возвращался он тогда домой без шапки, с распущенными волосами и дорогой все время что-то пел и размахивал руками». Другой односельчанин рассказывал: «На меня в то время Распутин произвел впечатление человека ненормального: стоя в церкви, он дико осматривался по сторонам, очень часто начинал петь неистовым голосом».
Верхотурский Свято-Николаевский мужской монастырь. 1909 год. Строительство Крестовоздвиженского собора
С тех пор не раз Распутин совершал паломничества в Верхотурье: в дни, когда требовалось духовное подкрепление, во времена семейных и личных неурядиц, он искал опоры в стенах Николаевского монастыря. К примеру, здесь Распутин искал утешения после внезапной смерти первенца, которая морально надломила молодого отца. Позднее его дочь Матрена писала: «Дни, когда он брал свою котомку и посох, чтобы отправиться в Верхотурье поклониться мощам св. праведного Симеона — его любимого святого, были счастливейшими его днями». Говорят, что Григорий Ефимович в течение долгого времени жил в Николаевской обители, обучившись там грамоте и письму.
Крестовоздвиженский собор с центральной площади Верхотурья. Фото Алексея Рычкова, 2020 год
Во время первого своего пребывания в Верхотурье Распутин познакомился и обратился за благословением к старцу Макарию, монаху Свято-Николаевского монастыря, который был известен далеко за пределами Верхотурья своим благочестием и аскетизмом. Старец выслушал его с большим вниманием и дал благословение, став, по мнению многих современников, наставником Григория Ефимовича. В избушке старца, на отдаленной монастырской заимке Актай, и провел большую часть своего первого, трехмесячного, паломничества Григорий Распутин.
На Актае в 2019 году. Фото Алексея Рычкова
Семья императора Николая II и Верхотурье
В начале XX века завязались особые, очень близкие отношения семьи последнего русского императора Николая II со Свято-Николаевской обителью. Между царской семьей и братией монастыря в последние годы правления Николая II поддерживался активный обмен посланиями, в которых звучали самые теплые слова, что можно представить лишь при общении между родственными душами.
Крестовоздвиженский собор Свято-Николаевского монастыря. Фото Алексея Рычкова 2020 года
В память 300-летия Дома Романовых в обители с 1905 по 1913 годы был воздвигнут самый большой за время последнего царствования и третий по величине в истории России (после Исаакиевского собора и храма Христа Спасителя) собор, Крестовоздвиженский. Рассказывают, что во время освящения собора на настоятеле монастыря и протодиаконе были облачения нежно-сиреневого цвета – подарок императрицы Александры Федоровны. Они были «сшиты для торжественных служб из коронационного платья царицы и собственноручно ею вышиты. Это удивительный и единичный факт в истории». О необыкновенно теплом отношении царской семьи к Свято-Николаевской обители говорят и другие дары: вышитый самой государыней покров на раку Симеона Верхотурского с изображением праведного Симеона в полный рост, а также покровцы и воздухи, вышитые Великими княжнами для потира и дискоса в Крестовоздвиженский собор.
Но самым большим царским подарком монастырю стала небывалой красоты сень, которая была установлена в Крестовоздвиженском соборе в мае 1914 года над ракою праведного Симеона.
Дом для почетных гостей («Царский домик») в наши дни
В 1914 году Николай II с семьей собирался отправиться в долгожданное паломничество в далекое Верхотурье, но этой поездке помешала начавшаяся Первая мировая война. Для того чтобы принять царственных особ, на территории монастыря Г. Е. Распутин возвел в древнерусском стиле сказочный терем, сохранившийся до наших дней.
У «Царского домика». Фото Алексея Рычкова
В «Царском домике» после паломничества семьи Николая II должен был остановиться на некоторое время наследник Алексей Николаевич: дело в том, что Николай Александрович и Александра Федоровна были уверены, что пребывание цесаревича в святом месте, рядом с мощами праведного Симеона, поможет ему поправить здоровье, а впоследствии и совсем окрепнуть.
На крыльце «Царского домика» во время экскурсии с турфирмой «Малыш и Карлсон» из города Режа. Фото Алексея Рычкова
В дни последних испытаний, выпавших на долю членов царской семьи, продолжала сохраняться их незримая духовная связь с Николаевской обителью. Уже после убийства Романовых в Ипатьевском доме, среди икон, принадлежавших семье Николая II, значатся: «финифтевый образок св. Симеона Верхотурского, образ св. Симеона Верхотурского, малого размера, чеканенный на гипсе с деревянным основанием, в красках и как бы в золотой раме». Также с Верхотурской обителью связан указанный в той же описи образ святителя Николая Чудотворца со штемпелем: «Сия икона освящена на мощах святого праведного Симеона Верхотурского чудотворца. 12 июня 1914 года».
Сень над ракой с мощами Симеона Верхотурского. Фото Дениса Рычкова
Но самым поразительным является тот факт, что по прошествии нескольких лет в злополучном Ипатьевском доме, где в предвоенные годы расположился антирелигиозный музей, в качестве антирелигиозного «экспоната» были помещены мощи праведного Симеона Верхотурского. Знаменательно и то, что даже само разорение Свято-Николаевской обители с 16 по 18 июля 1918 года произошло в одно время с убийством царской семьи.
Рака с мощами Симеона Верхотурского и сень над нею, фото 1909 года
Паломничество Елизаветы Федоровны
В июле 1914 года паломничество в Верхотурье совершила сестра императрицы Великая княгиня Елизавета Федоровна. Ровно через четыре года Верхотурский уезд оказался местом ее мученической смерти.
Во время приезда в Верхотурье Великой княгини Елизаветы Федоровны в 1914 году
16 июля после торжественной встречи на вокзале Елизавета Федоровна направилась в Николаевскую обитель. Здесь состоялся крестный ход. Затем Елизавета Федоровна направилась в Крестовоздвиженский собор. Она приложилась к святым мощам преподобного Симеона. В половине седьмого вечера в Николаевском монастыре раздался колокольный звон, призывающий ко всенощному бдению. Елизавета Федоровна зажгла серебряную лампаду, которую она пожаловала к святым мощам. После Великая княгиня отбыла в Покровский женский монастырь. 17 июля в Николаевском монастыре совершилась Божественная литургия, на которой присутствовала Великая княгиня.
Верхотурский Свято-Николаевский мужской монастырь и «Царский» домик с берега Калачинского пруда
Далее случилось непредвиденное. Была объявлена всеобщая мобилизация в связи с началом Первой мировой войны. На следующий день паломничество Великой княгини было прервано. На обратном пути, возвращаясь экстренным поездом в Москву, она дала из Перми телеграмму, адресованную отцу Ксенофонту: «Очень прошу помолиться особенно за всю мою семью и дорогую нашу Родину в ужасно скорбное, тяжелое время. Ваш небесный покровитель Симеон Праведный меня прошлую войну укреплял, и теперь как бы получила его благословение. Елизавета».
Верхотурский Свято-Николаевский мужской монастырь: Крестовоздвиженский собор и Николаевская церковь
Исповедник и преподобномученики Свято-Николаевского монастыря
Преподобноисповедник Иоанн (Игнатий Кевролетин) — являлся насельником обители в 1902-1919 и в 1924-1925 годы, до закрытия монастыря. Его жизнь служит ярким примером деятельного служения Христу в течение многих десятилетий, несмотря на многие испытания, выпавшие на его пути: противодействия, угрозы, многолетняя ссылка. Игнатию Кевролетину принадлежит важнейшая роль того столпа, вокруг которого держалась в середине XX века православная община святого града Верхотурья. Именно благодаря ему свеча православной веры продолжала гореть в Верхотурье в тяжелые годы гонений на православную церковь.
Исповедник Иоанн (Кевролетин)
В 1941 году в Верхотурье был закрыт последний храм — Успенская кладбищенская церковь. Но в 1946 году здесь вновь возобновились богослужения. Первому настоятелю иеромонаху Игнатию (Кевролетину), возвратившемуся после длительной ссылки, пришлось много сделать, чтобы вернуть прежнее внутреннее состояние церкви: часть утвари была утрачена, другая же часть и иконостас лежали, поваленные друг на друга, в Воскресенской церкви, превращенной в склад. Начали возвращаться в храм и предметы, необходимые для служб, которые до лучших времен сохранялись в семьях прихожан.
Неоценимую роль в возрождении Успенского храма сыграли вернувшиеся из ссылки сестры Верхотурского Покровского монастыря во главе с настоятельницей Олимпиадой (Шубиной). Фактически вокруг Успенской церкви начала действовать нелегальная монашеская община. Сестры во всем помогали отцу Игнатию: одни несли послушания на огороде, другие – в храме, третьи трудились, где могли, чтобы найти средства на благоустройство церкви.
Рака с мощами Симеона Верхотурского — главная святыня Свято-Николаевского монастыря. Фото Дениса Рычкова
Отец Игнатий умер 27 января 1961 года. Перед самой кончиной он принял схиму с именем Иоанн, в память евангелиста и ученика Господня Иоанна Богослова. Похоронили старца возле Успенской церкви. В 1993 году прах отца Иоанна перенесли с городского кладбища в Свято-Николаевский монастырь. 27 декабря 2000 года решением Святейшего Патриарха Московского и всея Руси и Священного Синода Русской Православной Церкви он был прославлен в лике преподобноисповедника.
Иконостас главного престола Крестовоздвиженского собора и сень над ракой с мощами святого Симеона Верхотурского. Фото Алексея Рычкова
Преподобномученики Свято-Николаевского монастыря:
Преподобномученик Каллист (Косма Мокиевич Опарин): нес послушания в обители 1899 — 1912 годы, 1914 — 1918 годы.
Преподобномученик Аполлинарий (Афанасий Семенович Мосалитинов): нес послушания в монастыре 1901 — 1918 годы.
Преподобномученик Вениамин (Василий Иосифович Зыков) 1894 — 1925
Преподобномученик Иакинф ( Илья Иванович Питателев): нес послушания в монастыре 1912 — 1918 годы.
Верхотурский Свято-Николаевский мужской монастырь с центральной площади Верхотурья. Фото Алексея Рычкова
По святым местам Урала
Путешествия по святым местам и другим достопримечательностям Урала
Верхотурский кремль и Свято-Троицкий собор
от admin
Верхотурский кремль весной 2019 года
Верхотурский кремль и Свято-Троицкий собор представляют собой главный архитектурный ансамбль Верхотурья, единственного города на Урале, имеющего статус «исторического». Верхотурский кремль — единственный в Свердловской области кремль, самый маленький и самый молодой кремль в России. Материал по истории и достопримечательностям Верхотурского кремля представляет турфирма «Малыш и Карлсон» из города Реж.
Как Верхотурье возникло
По дороге из Екатеринбурга на Верхотурье, за Нижним Тагилом, после поселка Евстюниха, можно остановиться и рассмотреть почти 100-метровую отвесную скалу Медведь-камень. Скала находится на правом берегу реки Тагил, а на противоположном берегу, где река делает петлю, был устроен укрепленный лагерь, где в 1581 – 1582 году зимовал отряд Ермака перед началом великого похода на Сибирь. По проложенному Ермаком тагильскому пути в Сибирь один за другим следуют казачьи отряды. В 1584 году на месте ермакова лагеря, напротив Медведь-камня, князь Семен Болховский в качестве опорного пункта срубил укрепленный Верхтагильский город, первый на Урале и в Сибири. Но Верхтагильский острог существовал недолго, в 1589 году вместо него далеко на севере при впадении реки Ивдель в Лозьву был поставлен новый Лозьвинский городок. Дело в том, что на севере Урала власть Москвы в 1588 году полностью признали вогульские княжества, северный путь по Вишере, Лозьве и Тавде стал безопасным. К тому же со стороны главных в Предуралье городов Соликамска и Чердыни был он более удобным. Правда, очень уж длинным и тяжелым.
Верхотурский кремль и Свято-Троицкий собор летом 2020 года. Фото Алексея Рычкова
Понимая, что массовое проникновение в Сибирь и торговое сообщение с нею по Лозьвинскому пути будет очень затруднено, правительство объявляет своеобразный конкурс среди желающих найти более короткую дорогу из Соликамска на Тобольск. Повезло крестьянину Соликамского уезда Артемию Бабинову, который от Соликамска предложил путь на верхнюю Туру и далее по Туре в Сибирь. Новая дорога была в 8 раз короче прежней. Существует предание, что выведал о новом пути Бабинов у вогулов, причем с помощью хитрости. Однажды набрел он возле Чаньвинской пещеры на аборигенов, справляющих свои языческие обряды. Затем украдкой проследовал за ними по потаенной тропе, которая вела через дремучие леса к верховьям Туры. Чтобы не потерять тропы, Артемий заламывал ветки деревьев. Так было положено начало одной из величайших в истории России дорог, с которой началось освоение Сибири, превращение древней Руси в современную Россию.
Купола Троицкого собора с колокольни, на которую в наши дни может подняться любой желающий. Фото Алексея Рычкова
Летом 1597 года по указу царя началась укладка новой дороги: нужно было рубить просеку, мостить мосты, засыпать канавы. В помощь Бабинову на строительство были направлены 2 чиновника и 40 крестьян из Чердыни. Осенью 1597 года строители вышли к верховьям Туры и подошли к старинному уже заброшенному в то время вогульскому городу Нером-Кару. На этом месте на Государевой дороге и решено было поставить новую крепость, ворота из России в Сибирь – Верхотурье.
Верхотурский кремль и Свято-Троицкий собор. Фото Алексея Рычкова
Кремль
В XVII и в начале XVIII столетий в жизни страны Верхотурье играло свою особенную роль. Кроме того, что город являлся важным административным, религиозным и военным центром, здесь действовала таможня, на которой осуществлялся контроль за всяким сообщением России с Сибирью, велся учет сибирских богатств. Верхотурская таможня играла весомую роль в наполнении российской казны.
Верхотурский кремль и Свято-Троицкий собор: реконструкция изначального вида в начале XVIII века
Для города с таким статусом необходим был кремль, который, вместе с домом воеводы, другими административными зданиями и Троицким храмом, срубили на 25-метровом Троицком камне. В 1699 году по указу Петра I начинается строительство каменного кремля, последнего в России и единственного на Среднем Урале, царь интересуется ходом строительства, держит его под своим контролем. Примечательно, что столь масштабное каменное строительство за пределами Петербурга ведется лишь вдоль Бабиновской дороги в Соликамске, Верхотурье, Тюмени и Тобольске.
Свято-Троицкий собор в Верхотурье в начале XX столетия
Отличительной особенностью Верхотурского кремля было то, что на некоторых участках взамен крепостных стен ставились казенные строения, две крепостные башни украшали кремль со стороны Туры. До наших дней от того ансамбля в первозданном виде сохранился лишь участок крепостной стены, Свято-Троицкий собор, поставленные в начале XVIII века и протяженное здание житных амбаров, где хранились жизненно необходимые для Верхотурья продукты питания, построенное всего за 4 месяца в 1699 году. Это здание стоит слева от входа в кремль, ныне в нем действует Верхотурский историко-архитектурный музей-заповедник, это самое старое каменное здание на Среднем Урале и единственное, построенное еще в XVII столетии.
Дом воеводы, справа от входа в кремль, ныне в нем размещается администрация Верхотурья, был построен в 1701 году, но в 1802 году полностью перестроен, также как и рядом стоявшее здание приказных палат, полностью перестроенное в 1825 году для присутственных мест (административных учреждений города).
Вечерний вид на Свято-Троицкий собор в Верхотурье
Верхотурские воеводы
Первыми лицами в Верхотурье и в Верхотурском кремле были воеводы. До 1627 года они назначались по двое, причем один из воевод занимал место главного, а другой его замещал. Первыми воеводами в Верхотурье осенью 1597 года были поставлены И. Воейков и В. Головин. И. Воейков исполнял обязанности первого воеводы, Головину это не нравилось, потому начальству он строчил донос за доносом. В своих сочинениях Василий Петрович поведал нам, что коллега его пьет беспрестанно, на работу не ходит, служилых людей обижает, заставляя их для себя солод растить и пиво варить, почему-то торговым людям разрешает проезжать через таможню без уплаты таможенных сборов. Ну и уж совсем выходящий за рамки дозволенного случай. Через Верхотурье в Москву везли взятых в плен царевичей и цариц татарских: верхотурскому воеводе наконец удалось окончательно разгромить войско хана Кучума и взять в плен его семью. Воейков не только не принял их, как полагается, но привел царевичей домой, до поздней ночи пил с ними и играл в кости. В конце концов, Василий Петрович добился своего, став главным верхотурским воеводой.
Вид с колокольни Свято-Троицкого собора на Николаевский монастырь. На колокольню может подняться любой желающий. Фото Алексея Рычкова
В XVII и в самом начале XVIII веков на воеводстве в Верхотурье назначались представители известных аристократических фамилий, многие из которых были в родстве с царем. К примеру, с 1606 года и до своей смерти в 1614 году в Верхотурье на воеводстве сидел Степан Степанович Годунов, близкий родственник царя Бориса Годунова. Его отец С. В. Годунов при царе Федоре Ивановиче выполнял самые важные государственные поручения, в первую очередь дипломатического характера, после воцарения Бориса являлся одним из его близких советников, во время венчания на царство нес один из символов царской власти – яблоко (державу). Степан Степанович также начал свою карьеру блестяще, уже в начале правления Бориса Годунова он был включен в боярскую думу, правительство России. Но после прихода к власти Лжедмитрия I, так же, как и многие Годуновы, был отправлен воеводой в далекий от Москвы окраинный город.
В середине 1630-х годов верхотурским воеводой был Данила Милославский, дед будущей царицы Марии Милославской, первой жены Алексея Михайловича, и Анны Милославской, жены Бориса Морозова, главной политической фигуры в первые годы правления «тишайшего» царя. В Верхотурье Милославский запомнился как человек заносчивый, глупый и в высшей степени корыстный, который «мимо рта ложку не пронесет».
Вид на Троицкий собор со стороны Николаевского монастыря. Фото начала XX века
С 1625 по 1627 годы обязанности воеводы в Верхотурье исполнял Дмитрий Петрович Пожарский-Лопата, сводный брат легендарного освободителя России от польской интервенции Д. М. Пожарского. Под началом своего знаменитого родственника Дмитрий Лопата сражался против поляков с 1610 по 1612 годы, в самом финале этой борьбы командовал авангардным полком русского воинства. Именно он первым успешно вошел в Ярославль, упредив сторонников самозванца Лжедмитрия и подготовив базу для дальнейшего собирания ополчения. Именно Пожарский-Лопата во главе авангардного полка первым подошел к Москве. В последние годы Смутного времени он успешно проявил себя в боевых действиях против польского королевича Владислава, дважды отстояв Тульскую крепость.
Верхотурский кремль и Свято-Троицкий собор с территории кремля
В 1676 году верхотурским воеводой был назначен Артамон Сергеевич Матвеев, человек, который во многом предопределил реформы Петра I, влиятельнейший политик в последние годы правления Алексея Михайловича, заложивший союз Украины с Россией, основатель русского театра, аптечного дела, самый просвещенный вельможа России XVII столетия. В это время, после смерти Алексея Михайловича, Матвеев попадает в опалу, обвиненный недругами в обмане датского посла Монса Гея, направляется в Верхотурье. Но, не доехав до Урала, был остановлен в Лаишеве, обвинен в чернокнижье и отправлен в ссылку в Пустозерск.
В 1682 году воеводой в Верхотурье стал Федор, в то время его звали Илларион, Лопухин, вместе с ним в верхотурском доме воеводы жила его маленькая дочь Евдокия, будущая жена Петра I. Вернувшись в Москву, он оказался в любимчиках у Натальи Нарышкиной, матери Петра, которая в 1689 году сосватала Евдокию за своего 17-летнего сына. В это же время Лопухину поменяли имя: идеалом считалось, если царица имела отчество первого царя из династии Романовых.
Свято-Троицкий собор с центральной площади Верхотурья
С 1684 по 1691 год на воеводстве в Верхотурье пребывал Григорий Филимонович Нарышкин, дядя царицы Натальи Кирилловны, второй жены Алексея Михайловича, матери Петра I. Род Нарышкиных сыграл в истории России второй половины XVII столетия исключительно важную роль, по их фамилии был назван целый архитектурный стиль – нарышкинское барокко.
Воевода Федор Всеволожский
С 1649 по 1652 год место верхотурского воеводы занимал Раф (Федор) Родионович Всеволожский. Появление его здесь было связано с очень грустной историей об одной трагической женской судьбе.
В начале 1647 года 18-летний царь Алексей Михайлович задумал жениться. На смотрины в Москву собрали 200 самых красивых девиц, из них бояре отобрали шесть наиболее достойных претенденток, которые и предстали перед царем. Вопреки попыткам ловких царедворцев направить выбор юного монарха, его избранницей неожиданно для всех оказалась Евфимия Всеволожская, дочь обычного касимовского помещика – ей царь протянул вышитый платок и кольцо, ритуальные свадебные дары. По одной из легенд, юный царь влюбился в касимовскую красавицу еще до смотрин, случайно встретив ее во время охоты, и для него этот выбор был предрешен.
Верхотурский кремль и Свято-Троицкий собор
По обычаю Евфимию поместили на женской половине дворца, чтобы приготовить к роли царской супруги, научить сложному придворному этикету, а заодно присмотреться, нет ли в ней каких скрытых изъянов. Когда же через некоторое время на официальной церемонии обручения Евфимию в наряде царевны вывели к державному жениху, она вдруг пошатнулась и без чувств рухнула на пол.
Свято-Троицкий собор в начале XX века
Евфимию вместе со всей семьей отправляют в ссылку в Тюмень. Царь тяжело переживает разлуку с любимой, чахнет, не ест, не пьет, и лишь через год уступает настоятельным просьбам окружения и женится на Марии Ильиничне Милославской. После этого смягчили участь Всеволожских: Федор Родионович получает должность верхотурского воеводы и вместе с семьей перебирается в Верхотурье. Евфимия в Верхотурье все время одна, пребывает в грусти и печали. Ее любимое место Покровский монастырь, любимое занятие – молитва. По слухам, у нее было немало женихов, но она всем отказывала и как святыню берегла платок и кольцо, подаренные царем.
Вид с обновленной центральной площади Верхотурья на Свято-Троицкий собор. Фото Алексея Рычкова
После смерти отца в 1653 году девушке позволили переехать в касимовскую вотчину, где в тоске она умерла в 1657 году. После смерти было выполнено единственное желание «порушенной» невесты: Евфимию похоронили вместе со свадебными подарками Алексея Михайловича.
Свято-Троицкий собор
Свято-Троицкий собор у входа в Верхотурский кремль
Сначала в 1599 году был построен деревянный храм, для него царь Борис Годунов отправил несколько икон и колокол. Тот храм полностью сгорел в пожаре 1683 года. Дед Петра I по матери, воевода Григорий Нарышкин, начал строительство нового собора, в 1695 году храм освятили. Но вскоре по указу Петра I вместе с каменным кремлем началось строительство каменного Свято-Троицкого собора. Первоначальные работы ведутся под руководством воеводы Алексея Калетина, зять одного из сподвижников Петра I Андрея Виниуса, начальника Сибирского приказа. Имя Алексея Калетина увековечено изразцовой надписью, украшающей стены собора.
Свято-Троицкий собор в Верхотурье в советские годы
В 1777 году на колокольне собора были установлены часы с семью колоколами, явление крайне редкое в храмовом строительстве. В 1932 году храм был закрыт. Рассказывают, что в годы советской власти на Свято-Троицком соборе продолжали возвышаться кресты, несмотря на многочисленные попытки их демонтировать. В 1991 году храм был возвращен верующим, службы в нем возобновились с 1998 года.
Для туристов и паломников за небольшое пожертвование предусмотрен подъем на колокольню Троицкого собора. Сверху, с высоты птичьего полета открывается потрясающий вид на город!
Золотые купола Троицкого собора. Вид с колокольни. Фото Дениса Рычкова
Святой Косма Верхотурский
История Троицкого собора связана с жизнью известного верхотурского святого Космы блаженного, проживавшего в городе в XVII — начале XVIII веков. Известно, что с детства больше всего Косма любил ходить в Троицкий храм. Это он делал и в ночное время, чем удивлял своих родителей. Днем он посещал службы в Троицком соборе, стараясь не пропускать ни одной, а ночью молился у храма. Именно потому на многих иконах святой изображен на фоне Троицкого собора.
На многих иконах святой Косма Верхотурский изображен на фоне любимого им Свято-Троицкого собора
После смерти Косма был похоронен близь Троицкого собора, в XIX веке над его могилой была поставлена часовня, которую перестроили в конце столетия. Из-за малой вместительности часовни, в связи с резким увеличением паломников в начале XX века, в 1902 году было решено вновь перестроить часовню над могилой Космы Верхотурского. Одним из жертвователей на новое строение был известный русский святой Иоанн Кронштадтский. Рассказывают, что вблизи того места, где был похоронен Козма, вскоре «проснулся» родник, который в народе называли «Слезами Космы юродивого».
Часовня над могилой Космы Верхотурского
После революции, в 1920 году, чтобы избежать осквернения, мощи Космы были тайно перезахоронены монахинями Покровской обители вблизи алтаря Успенской кладбищенской церкви. В 1984 году Косма Верхотурский был канонизирован в составе Собор Сибирских святых. А в 1995 году мощи святого были переданы в Покровский монастырь, где ныне пребывают в стенах Покровского храма.