свято троицкий межирицкий мужской монастырь
Свято-Троицкий Межирицкий мужской монастырь
Межирицкий Свято-Троицкий монастырь ― комплекс монастырских строений XVI—XVII веков в селе Межирич на Волыни. При обители имеется гостиница для паломников.
По своей планировке, композиции, соединению светских, культовых и оборонительных особенностей, ренессансному декору принадлежит к выдающимся архитектурным памятникам Украины.
Содержание
История [ править ]
Давние предания утверждают, что когда-то на месте нынешней обители стоял окруженный лесом деревянный монастырь, разоренный монголами в 1241 г. Однако документальная история Межирича начинается с 3 июля 1396 г.: в тот день князь Литовский Витовт подтвердил право св. князя Феодора Даниловича Острожского на владение отцовским имением Острог и прибавил к нему ряд сел, включая Межирич (в конце земной жизни св. Феодор стал иноком Киево-Печерской Лавры).
Со временем в Межириче возвели каменный храм Св. Троицы, во многом сходную с Богоявленским собором Острога; исследователи относят оба сооружения к XV в. или 1520-м гг.: на стене собора начертана дата «1521», которая принимается за время перестройки или первоначального строительства. При храме Св. Троицы был учрежден монастырь: 12 марта 1523 г. правнук св. Феодора князь Константин Иванович Острожский (†1530) выдал обители грамоту на угодья. Монастырь упоминается также в завещании Ильи Константиновича Острожского под 1539 г.
В 1609-1612 гг. князь Януш Константинович Острожский (племянник Ильи), принявший католичество, передал обитель францисканцам, пристроил к храму Св. Троицы (переименованному в честь св. Архангела Михаила) каменные корпуса келий и обвел монастырь каменной оборонительной стеной. В 1866 г. католический монастырь был упразднен, его храм обращен в православный приход, в корпусах поселился священник. В 1991 г. при храме возрождена православная монашеская обитель.
Описание [ править ]
Территория монастыря представляет собой правильную трапецию, расширяющуюся с севера на юг; ее окружают каменные крепостные стены и башни нач. XVII в.: на углах крепости возвышаются 6-гранные 2-ярусные башни, стены увенчаны фигурными зубцами, 2-й ярус башен декорирован на стыках граней рустом и увенчан аттиком; мощь крепостных стен и башен деликатно уравновешена изяществом декора.
В центре парадной западной стены возвышается прямоугольная в плане 3-ярусная колокольня со святыми воротами в нижнем ярусе, переделанная в XVIII в. из 5-й башни и увенчанная барочным куполом. Перпендикулярно стене, от святых ворот вглубь монастыря уходит прямая мощеная улица, очерченная по бокам каменной оградой. В самом центре обители дорога приводит к главному входу в Свято-Троицкий храм. Стенки ограды вдоль дороги немного не дотягиваются до храма: между ними и храмовыми сенями расположены 2 широких прохода в другие части монастырского двора.
Храм Св. Троицы датируют XV в. или 1520-ми гг. Как и острожский Богоявленский собор (который дошел до нас перестроенным), Свято-Троицкий храм олицетворяет переходное звено между зодчеством Руси XI-XIII вв. и украинской архитектурой XVI-XVII вв.: планировка храма и расстановка глав унаследованы от 1-й эпохи, а готические контрфорсы и форма окон заимствованы из 2-й. В стиле готики в нач. XVII в. были переделаны своды в притворе и апсидах (своды апсид украсили также резьбой в стиле ренессанса); тогда же появились парапеты между главами (ампирные окна в парапетах выполнены в XIX в.). В боковых нефах храма в 1868 и 1869 гг. освящены соответственно 2 престола: правый – св. Архангела Михаила, левый – свв. апп. Петра и Павла. В интерьере сохранились старинные резные иконостасы и киоты, а также настенная живопись, созданная на стыке XIX-ХХ вв. в академической манере с подражанием росписям Киево-Владимирского собора.
С севера и юга к Свято-Троицкому храму примыкают торцами 2 симметричных 2-этажных корпуса келий нач. XVII в.; к углам корпусов, противоположным храму, примыкают круглые 3-этажные башни с бойницами и шатровыми верхами. Вместе с описываемыми башнями храм и корпуса являются «крепостью в крепости». В северном корпусе в 1993 г. освящен храм в честь иконы Божией Матери «Воспитание».
Ансамбль строений монастыря, благодаря хорошо продуманным пропорциям всех его звеньев и гармоничному сочетанию разных стилей архитектуры, принадлежит к числу известнейших в Украине. Его силуэт напоминает город, занявший целую гору от подножия до вершины. Все здания в этом городе разместились, по мере увеличения высоты склона, на 3-х уровнях, словно на 3-х ступенях, восходящих от окраин к центру, к вершине, где водружен главный крест.
Святыни [ править ]
Главная святыня — чудотворная Межиричская икона Божией Матери, именуемая «Жизнеподательница», подаренная в 1582 году монастырю князем Иваном Васильевичем Острожским. Она находится в Троицком соборе.
Также чтятся чудотворная икона прп. Антония Великого, икона с частицей мощей прпп. Киево-Печерских.
В этом же соборе находится ковчежец с частицами мощей Киево-Печерских святых, в Ближних пещерах почивающих.
Престольные праздники [ править ]
Празднование в честь иконы Пресвятой Богородицы «Межиричская» — вторник 6-й седмицы после Пасхи
Память свв. первоверховных апп. Петра и Павла 29 июня (12 июля)
Местонахождение [ править ]
Монастырь находится в 38 км к юго-востоку от Ровно, в 3 км к юго-западу от Острога.
Адрес: 35808, Украина, Ровенская область, Острожский район, с. Межирич
Телефон: (03654) 2–20–51
Где остановиться [ править ]
При монастыре есть гостиница для паломников.
Фото [ править ]
Свято-Троицкий Межирицкий мужской монастырь
Свято-Троицкий Межирицкий мужской монастырь
Свято-Троицкий Межирицкий мужской монастырь
Свято-Троицкий Межирицкий мужской монастырь
Свято-Троицкий Межирицкий мужской монастырь
Свято-Троицкий Межирицкий мужской монастырь
Свято-Троицкий Межирицкий мужской монастырь
Свято-Троицкий Межирицкий мужской монастырь
Свято-Троицкий Межирицкий мужской монастырь
Свято-Троицкий Межирицкий мужской монастырь
Свято троицкий межирицкий мужской монастырь
Описание Межирицкого Свято-Троицкого монастыря
Находится в ведении Ровенской и Острожской епархии в селе Межирич Острожского района. Согласно легенде, здесь, в трёх километрах от Острога Ровенской области, был православный монастырь, уничтоженный в 1241 году татарами.
В 1386 году великий князь Литовский Витовт грамотой подтвердил право князя Федора Острожского на Межирич. Именно Фёдор Острожский был в те времена владельцем местного небольшого деревянного замка, впоследствии сожжёного татарами.
Потомок Фёдора князь Василий Острожский (Красный) возвёл на месте деревянного замка каменные замковые стены полутораметровой толщины, а его сын Иван Острожский строит деревянную Троицкую церковь.
Но во времена непрерывных татарских набегов на земли Великого княжества Литовского деревянные постройки не могли рассчитывать на долгую жизнь. Простояв всего несколько лет, церковь была сожжена во время одного из набегов. Но Острожские не оставили Межиричи без храма: уже в середине XV в. здесь начинается строительство каменной церкви, которая и сохранилась до наших дней. На время их возведения Троицкая и Богоявленская церкви (последняя находится в Остроге) были самыми большими каменными храмами Волыни. Чтобы враг не смог снова разорить славянскую святыню, князья приказали укрепить Межерич высокими земляными валами. Их следы до сих пор заметны вокруг комплекса: изначально длина валов превышала два километра.
По инвентарной описи 1571 года известно, что тогдашняя крепость имела каменные стены, покрытые зубцами-мерлонами. По внутренней стороны стен шла деревянная оборонительная галерея. Рядом располагались каменная башня-колокольня и деревянный мост. А где укрепленный замок, там жизнь идет спокойно и более живо, развиваются ремесла и торговля. В 1605 году Межирич получил Магдебургское право, и мещане официально получают королевское разрешение построить ратушу, лавки и баню, а также устраивать ярмарки дважды в год и торги по воскресеньям. И всё это благодаря монастырю, который в начале XVII в. перешёл к католикам.
С именем последнего представителя рода Острожских, Януша, краковского каштеляна, принявший католичество, связан важный этап в развитии Межерич. В 1612 году по его приказу начались работы по переустройству замка и церкви во францисканский монастырь. С севера и юга к церкви были пристроены два двухэтажных корпуса с кельями. В их внешних углах выросли круглые трехъярусные башни с бойницами и конусообразными крышами, которые дают ещё больше сходства с замком. Вполне возможно, что реконструкцию проводил известный архитектор Павел Гроздицкий (ум. 1645), который в то время строил во Львове королевский арсенал. В 1648 году в Межериче останавливался Богдан Хмельницкий. Казаки почти дотла разрушила город: по описанию 1708 года здесь зафиксировано разрушение земляных валов, а от панской резиденции осталось только два камина. Но монастырь сохранился.
В начале ХХ в. собор капитально отремонтировали и по-новому расписали под руководством художника В. Ермакова. В архитектуре церкви заметно продолжение древнерусских традиций, но также налицо иной характер пропорций, приспособление церкви к оборонительным задачам.
В 1930-е гг. монастырь закрыли. Вновь открыт в 1991 году, при нём стало работать Духовно-пастырское училище.
Монастырь имеет 4 га земли и небольшое хозяйство. Периодически проводятся реставрационные работы.
Также чтятся чудотворная икона прп. Антония Великого, икона с частицей мощей прпп. Киево-Печерских. В этом же соборе находится ковчежец с частицами мощей Киево-Печерских святых, в Ближних пещерах почивающих.
Праздник иконы Божией Матери совершается 18 марта.
Богослужение в монастыре совершается ежедневно по монастырскому уставу.
Монастырь находится в 38 км к юго-востоку от Ровно, в 3 км к юго-западу от Острога.
Паломнические поездки к Межирицкому Свято-Троицкому монастырю
Межирицкий Свято-Троицкий монастырь
Находится в ведении Ровенской и Острожской епархии в селе Межирич Острожского района. Согласно легенде, здесь, в трёх километрах от Острога Ровенской области, был православный монастырь, уничтоженный в 1241 году татарами.
В 1386 году великий князь Литовский Витовт грамотой подтвердил право князя Федора Острожского на Межирич. Именно Фёдор Острожский был в те времена владельцем местного небольшого деревянного замка, впоследствии сожжёного татарами.
Потомок Фёдора князь Василий Острожский (Красный) возвёл на месте деревянного замка каменные замковые стены полутораметровой толщины, а его сын Иван Острожский строит деревянную Троицкую церковь.
Но во времена непрерывных татарских набегов на земли Великого княжества Литовского деревянные постройки не могли рассчитывать на долгую жизнь. Простояв всего несколько лет, церковь была сожжена во время одного из набегов. Но Острожские не оставили Межиричи без храма: уже в середине XV в. здесь начинается строительство каменной церкви, которая и сохранилась до наших дней. На время их возведения Троицкая и Богоявленская церкви (последняя находится в Остроге) были самыми большими каменными храмами Волыни. Чтобы враг не смог снова разорить славянскую святыню, князья приказали укрепить Межерич высокими земляными валами. Их следы до сих пор заметны вокруг комплекса: изначально длина валов превышала два километра.
По инвентарной описи 1571 года известно, что тогдашняя крепость имела каменные стены, покрытые зубцами-мерлонами. По внутренней стороны стен шла деревянная оборонительная галерея. Рядом располагались каменная башня-колокольня и деревянный мост. А где укрепленный замок, там жизнь идет спокойно и более живо, развиваются ремесла и торговля. В 1605 году Межирич получил Магдебургское право, и мещане официально получают королевское разрешение построить ратушу, лавки и баню, а также устраивать ярмарки дважды в год и торги по воскресеньям. И всё это благодаря монастырю, который в начале XVII в. перешёл к католикам.
С именем последнего представителя рода Острожских, Януша, краковского каштеляна, принявший католичество, связан важный этап в развитии Межерич. В 1612 году по его приказу начались работы по переустройству замка и церкви во францисканский монастырь. С севера и юга к церкви были пристроены два двухэтажных корпуса с кельями. В их внешних углах выросли круглые трехъярусные башни с бойницами и конусообразными крышами, которые дают ещё больше сходства с замком. Вполне возможно, что реконструкцию проводил известный архитектор Павел Гроздицкий (ум. 1645), который в то время строил во Львове королевский арсенал. В 1648 году в Межериче останавливался Богдан Хмельницкий. Казаки почти дотла разрушила город: по описанию 1708 года здесь зафиксировано разрушение земляных валов, а от панской резиденции осталось только два камина. Но монастырь сохранился.
В начале ХХ в. собор капитально отремонтировали и по-новому расписали под руководством художника В. Ермакова. В архитектуре церкви заметно продолжение древнерусских традиций, но также налицо иной характер пропорций, приспособление церкви к оборонительным задачам.
В 1930-е гг. монастырь закрыли. Вновь открыт в 1991 году, при нём стало работать Духовно-пастырское училище.
Монастырь имеет 4 га земли и небольшое хозяйство. Периодически проводятся реставрационные работы.
Также чтятся чудотворная икона прп. Антония Великого, икона с частицей мощей прпп. Киево-Печерских. В этом же соборе находится ковчежец с частицами мощей Киево-Печерских святых, в Ближних пещерах почивающих.
Праздник иконы Божией Матери совершается 18 марта.
Богослужение в монастыре совершается ежедневно по монастырскому уставу.
Монастырь находится в 38 км к юго-востоку от Ровно, в 3 км к юго-западу от Острога.
Межирич. Троицкий Межирицкий мужской монастырь. Собор Троицы Живоначальной.
Карта и ближайшие объекты
Статьи
Каменный храм в Межириче трехпрестольный. Главный престол Троицкий, придельный южный – Михаила Архангела и северный – св. апостолов Петра и Павла. Храм вместительный, построен в половине XV ст. князем Иваном Васильевичем Острожским, внутри расписан иконной живописью по образцу Киевского Владимирского собора. Есть чтимая икона Пресвятой Богородицы, отпусты бывают в неделю Всех Святых и 29 июня. Прихожан 1960 душ.
Причт: священник, псаломщик и просфорня. Дом священника находится в нижнем этаже северного крыла двухэтажного каменного здания, построенного в XVII ст., правое крыло которого пустует, надворные постройки прочные; дом псаломщика находится в ¼ версты от церкви, дом и надворные постройки хорошие. В пользовании священника имеются три сада и огород, а в пользовании псаломщика небольшой садик и огород.
Земли в приходе 67 дес., в 10 кусках, расположена в 2 – 8 саж. от дома; в Межириче 33 дес.: усадебной 3 дес., пахотной 22 дес., сенокосной 6 дес. и под лесом 2 дес. Приписные деревни: Завидов, Бор и Гремячи в 2 – 7 верстах. В приходе имеется церковно-приходская школа, здание новое.
Приписное село Лючин в 3 верстах. В селе церковь Покрова Пресвятой Богородицы; богослужения совершаются в третье воскресенье и всенощная накануне праздников: Рождества Христова, Нового года, Крещения Господня и св. Троицы, а литургии бывают на вторые дни этих праздников. Земли при церкви 34 дес.: усадебной 1 дес., пахотной 21 дес., сенокосной 6 дес. и остальная – под лесом. В селе имеется церковно-приходская школа.
«Справочная книга о приходах и монастырях Волынской епархии» К. В. Переверзев, Житомир. Электрическая типография М. Дененмана, 1914 г.
Характерно, что князья Острожские (а именно они выступали заказчиками Богоявленского и Троицкого храмов) ориентировались именно на черниговский собор, не соблазняясь западными влияниями. Массивные, величественные церкви Острога и Межирича, возведённые в русско-византийском стиле, стали символом Православия на земле Западной Украины, веками подвергавшейся ополячиванию и окатоличиванию. Другие же исследователи, видят в Троицком соборе олицетворение переходного звена между зодчеством Руси ХI-ХIII вв. и украинской архитектуры ХVI-ХVII вв: планировка храма и расстановка глав унаследованы от древнерусской эпохи, а готические контрфорсы и форма окон заимствованы из оборонительной архитектуры, здания которых строились тогда повсеместно на территории Западной Украины и Белоруссии. В стиле готики в нач. ХVII были переделаны своды в притворе и апсидах (своды апсид украсили также резьбой в стиле ренессанса); тогда же появились парапеты между главами (ампирные окна в парапетах выполнены в ХIХ в).
Строительство Свято-Троицкого собора велось из местных материалов (близ Межирича издавна разрабытывались залежи глины и песчаника) и длилось около семи лет. Следует отметить, что архитектор, работая над проектом соборного храма, вынужден был считаться с уже сложившейся застройкой Межирича. Поэтому церковь ориентирована алтарём не строго на восток, а на северо-восток. Можно предположить, что вскоре после окончания строительства Троицкий собор изнутри украсили настенными росписями. На южной его стене удалось уже в наши дни расчистить старинную фреску с изображением ангела. Точное время её создания пока установить не удалось, но очевидно, что создавалась она в докатолический период истории Свято-Троицкого храма. Что происходило с росписями в тот период, когда в Межиричском монастыре хозяйствовали францисканцы, неизвестно. Но к православным он перешёл без фресок.
Из журнала: «Православные Монастыри. Путешествие по святым местам». Выпуск №86, ООО «Де Агостини», 2010
Межирич. Троицкий Межирицкий мужской монастырь.
Карта и ближайшие объекты
Статьи
Межирич расположен совсем недалеко от Острога (юго-запад). Это село, как и Острог, в свое время был тесно связан с семьей князей Острожских. А возникло оно в первой половине 14 века. Хотя существует легенда о значительно раньше основания села и о ските, который существовал здесь до монголо-татарского нашествия. В 1389 году владельцем Межирича стал князь Федор Острожский. Именно он на месте деревянной сельской церкви начал строительство новой большой каменной, с которой и начался монастырь.
Церковь, как и большинство подобных сооружений того времени, выполняла кроме культовых и оборонительные функции. Первоначально она имела готические архитектурные формы. Достроили церковь уже во второй половине 15 века (по некоторым данным строительство церкви началось во второй половине 15 в).
Вокруг церкви постепенно вырос монастырский комплекс. А вокруг монастыря город, который в начале 17 века, находясь в собственности Януша Острожского, получило Магдебургское право.
Троицкую церковь, которая два столетия была костелом, опять превратили в православный храм. А в 1909-1912 годах был проведен ремонт зданий монастыря.
После смерти Януша Острожского и Освободительной войны 1648-1654 годов Межирич обветшал, постепенно превратился в небольшой городок, а потом на деревню.
Среди архитектурных памятников Межирича, кроме зданий монастыря, заслуживает на внимание большая старинная печь, расположенная недалеко от монастырских стен. До конца определить его функциональное назначение исследователям не удалось. Говорят что печь служила для обогрева стражей в холодное время года.
Ныне монастырь действующий. Его здания, что выстояли в советские атеистические времена и находятся сейчас в хорошем состоянии.
Источники информации: сайт «Украина Инкогнита» и сайт «doroga.ua»
ТРОИЦКИЙ МОНАСТЫРЬ-КРЕПОСТЬ, XV — XVII вв.
Ансамбль состоит из Троицкой церкви, келий, надвратной колокольни и юго-восточного корпуса. Трапециевидный в плане двор окружен стенами с четырьмя угловыми башнями.
Высотно раскрытый пятью куполами интерьер дополняется витражными окнами, настенной масляной живописью (худож. Ермаков).
Памятник — произведение волынской архитектурной школы, сочетающее традиции древнерусских конструктивных приемов с элементами готико-ренессансной архитектуры XV—XVI вв.
2) Кельи, 1606—1610 гг. Сооружение состоит из двух идентичных корпусов, симметрично примыкающих с юга и севера к Троицкой церкви. Каждый корпус — кирпичное, двухэтажное, прямоугольное в плане здание с двумя круглыми трехъярусными башнями на углах
его торца. Ренессансный декор. Прямо-большие на первом этаже и втором, эффектно обрамлены белокаменными наличниками с чередующимися резными треугольными и сегментными сандриками, на первом этаже — сандрики на резных каменных консолях. Арочные входы южного и северного крыльев
оформлены порталами, которые состоят из каннелированных пилястр, несущих антаблемент. Фриз антаблемента декорирован триглифами, розетками и маскаронами. Завершает композицию разорванный фронтон с картушем. Базы пилястр и участки стены над аркой входа украшены резьбой. На первых этажах, по сторонам сеней с лестницами на второй этаж, находятся по два больших зала, перекрытых сложной системой звездчатых сводов с нервюрами и резными розетками в центре. Второй этаж перекрыт крестовыми сводами, имеет коридорную планировку. Башни соединялись с кельями, были оборонными, снабжены ключевидными бойницами.
3) Юго-восточный корпус, 1606—1610 гг. Полуразрушен, кирпичный, прямоугольный а плане, одноэтажный с подвалом, увенчан глухой аркадой. Углы здания, оконные и дверные проемы подчеркнуты белокаменным рустом.
4) Колокольня, 1606—1610 гг. Представляет собой перестроенную мадвратную башню. Первый ярус соединяется с Троицкой церковью голепеей. Сооружение трехъярусное, нижние деления составляют единый прямоугольный в плане объем, имеют три членения, лерекрытые по первому ярусу полуциркульными сводами. Верхний ярус квадратный в плане, с шатровой крышей со сложным заломом.
Сооружение имеет архитектурные черты позднего барокко, проявляющиеся в тяжелом антаблементе со сложнопрофилированным карнизом нижнего объема и пилястрах, усиливающих вертикальный ритм композиции памятника.
5) Стены с башнями, 1606—1610 гг. Сложены из красно-коричневого песчаника, периметрально окружают территорию комплекса. Толщина их достигает 1,5 м, высота — от 5 до 8 м, завершены фигурными зубцами. Обороноспособность стен усиливалась четырьмя угловыми двухъярусными с аттиком башнями, каждая из которых представляет в плане правильный шестигранник.
Ренессансным декором наделены второй ярус и аттик, возвышающиеся над стенами. Углы второго яруса подчеркнуты белокаменным рустом; изящный аттик придает облику башен светский характер. Декоративную выразительность башен и стен дополняет фриз, украшенный орнаментом-плетенкой в технике сграффито.
Башни имеют ключевидные бойницы. Первый ярус северо-западной башни перекрыт сомкнутым сводом, здесь находилась печь. По своей регулярной планировке, симметричной уравновешенной композиции, гармоничному соединению в архитектуре светских, оборонных и культовых черт, выразительному ренессансному декору памятник принадлежит к выдающимся архитектурным ансамблям Украины XVII в.
«Памятники градостроительства и архитектуры Украинской ССР», том 3, стр.322-324, издательство «Будивэльнык», 1983-1986 год
Из журнала: «Православные Монастыри. Путешествие по святым местам». Выпуск №86, ООО «Де Агостини», 2010
В свете описанных событий легко понять, какое благоговение имел Константин Константинович Острожский к иконе Божией Матери «Жизнеподательница». Но к нему она перешла лишь после смерти его единокровного брата, князя Ильи Острожского. Илья тоже чтил родовую святыню. Умирая, он завещал сделать для иконы серебряную ризу и отписал на её изготовление серебра. От этой, самой старой ризы сегодня сохранилась только широкая рама, украшенная богатым растительным орнаментом. После князя Константина Константиновича Острожского икона Пресвятой Богородицы перешла к его старшему сыну Янушу, принявшего католичество. Сыновей у него не было, и он передал образ в Межиричский монастырь, «переоборудованный» им во францисканский. Монахи берегли икону и скрупулёзно записывали в особую книгу чудотворения, происходившие от этого образа.
Из журнала: «Православные Монастыри. Путешествие по святым местам». Выпуск №86, ООО «Де Агостини», 2010