свято троицкий макариево унженский мужской монастырь

Прошлое и настоящее монастыря

В конце лета 1439 года девяностолетний старец Макарий пришёл в эти безлюдные места, желая безмолвствовать в одиночестве. Поставил крест на поляне, рядом срубил келью и жил, по своему обыкновению в трудах, дни и ночи служа Богу молитвою. Вскоре собралось около него достаточно братии, и с этого времени ведёт начало история монастыря.
Через пять лет преподобный почувствовал приближение смерти. Зная когда и как он скончается, Макарий пришёл в Унженск и там слёг. Перед смертью он заповедал, чтобы его тело отнесли в созданную им обитель и там похоронили. После чего помолившись и благословив всех бывших при нём, тихо отошёл ко Господу.
Это случилось 25 июля (7 августа ) 1444 года. Все болящие и увечные, припадая к его мощам, получали исцеление. По молитвам святого люди возвращались из татарского плена, избавлялись от бесовских козней и наветов.

В середине XVIII в. на территории монастыря возводится комплекс храмов включавший в себя Троицкий, Макарьевский, Благовещенский, Никольский соборы, трапезную, братский, настоятельский корпуса и казённую палату. В 1735 году на месте, где находились деревянные кельи, в которых останавливался в 1619 году царь Михаил Фёдорович, выстроена каменная Успенская церковь с пристроенными к ней больничными кельями. В 1764 году была завершена каменная ограда с четырьмя башнями.

В 1919 году новые власти изгнали братию из монастыря. Начиная с 1929 года храмы закрывают и, разобрав монастырскую ограду, строят из этих кирпичей общественную баню на территории монастыря.

В 1993 году монастырь возрождается как женский. В 1994 г. освящается Макарьевский храм, а годом спустя возвращаются в родную обитель мощи преподобного Макария. Возрождается молитва и богослужения. Указом Священного Синода в 2016г. монастырь преобразован в мужской.

Те, кто бывают здесь часто, могут отметить, что здесь время словно бы остановилось:
так же тихо и безлюдно, как и более пяти с половиной столетий назад, когда впервые пришел сюда преподобный старец Макарий, ища уединения.

В настоящее время монастырь продолжает возрождаться стараниями и молитвами немногочисленной братии.

свято троицкий макариево унженский мужской монастырь. Смотреть фото свято троицкий макариево унженский мужской монастырь. Смотреть картинку свято троицкий макариево унженский мужской монастырь. Картинка про свято троицкий макариево унженский мужской монастырь. Фото свято троицкий макариево унженский мужской монастырь Комплекс монастыря огромен. Из 5 храмов: Троицкий, Благовещенский, Никольский, Макариевский и Успенский — Макариевский храм — единственный, который достаточно восстановлен для совершения регулярных богослужений. В нем же почивают мощи преподобного Макария.
Ранее в Макариево-Унженском монастыре было до нескольких сот насельников, сегодня — 7 человек братии.
Предстоят значительные объемы работ по восстановлению обители. Братия монастыря с благодарностью примет любую помощь.

Источник

Свято троицкий макариево унженский мужской монастырь

свято троицкий макариево унженский мужской монастырь. Смотреть фото свято троицкий макариево унженский мужской монастырь. Смотреть картинку свято троицкий макариево унженский мужской монастырь. Картинка про свято троицкий макариево унженский мужской монастырь. Фото свято троицкий макариево унженский мужской монастырь

Есть в России много мест, имена которых некогда были достославны и легендарны, но в наши дни почти забыты. Одно из них – Свято-Троицкий Макариево-Унженский мужской монастырь на Костромской земле. Расположен он в маленьком городке Макарьев, который и возник вокруг обители, и по ней же был назван.

В воскресный полдень подхожу к древним стенам. Из-за сплошного тумана едва-едва видны верхушки храмов. В обители ни души – после того как ушли последние, задержавшиеся после службы прихожане. Видно, что за чистотой здесь следят, всё выглядит довольно аккуратно. Разве что грязный тёмно-красный кирпич, выглядывающий среди белых стен, да место разрушенной колокольни напоминают, что работ тут предстоит ещё много.

– Исторически монастырь был мужским, почему же в 1993 году его возродили как женский? – спрашиваю игумена Варфоломея (Коломацкого). Он настоятельствует с 2016 года, когда монастырь вновь стал мужским, – прежде служил в соседнем городе Нея.

свято троицкий макариево унженский мужской монастырь. Смотреть фото свято троицкий макариево унженский мужской монастырь. Смотреть картинку свято троицкий макариево унженский мужской монастырь. Картинка про свято троицкий макариево унженский мужской монастырь. Фото свято троицкий макариево унженский мужской монастырь

Настоятель монастыря игумен Варфоломей (Коломацкий)

– Наверно, преподобный так благословил. В девяностые годы, когда решили возродить монастырь, считалось, что набрать сестёр и создать женскую общину гораздо легче, чем мужскую. Но вот не сложилось. Может, потому, что сёстры уже физически не могли в полной мере решать все монастырские дела. Вместе с последней игуменией Верой здесь под конец жили четыре сестры: две согбенные старушки, одна несогбенная и одна монахиня лет сорока. И это в условиях, когда нет газа, отопление дровами.

– Что должно происходить в монашеской общине, чтобы признать её состоявшейся?

Отец Варфоломей приглашает меня к трапезе. Уха просто выдающаяся – ни единой косточки, ни шкурки. Рыба, салаты, выпечка – творения иеромонаха Вячеслава. Рыба – от местных рыбаков, выловлена неподалёку, в реке Унже, на которой и стоят монастырь и городок Макарьев.

В конце лета 1439 года сюда пришёл девяностолетний старец Макарий – чудотворец и миссионер Поволжья. В двенадцать лет он тайно ушёл от родителей и принял иноческий постриг в Печерском Вознесенском монастыре близ Нижнего Новгорода, а затем всю жизнь, стараясь найти место для уединённой молитвы, уходил отшельничать. Однако всякий раз вокруг него собиралась братия – так возникли Макариев-Решемский монастырь в селе Решма недалеко от Кинешмы, Желтоводский Макариев монастырь на Нижегородчине и последний – Унженский.

свято троицкий макариево унженский мужской монастырь. Смотреть фото свято троицкий макариево унженский мужской монастырь. Смотреть картинку свято троицкий макариево унженский мужской монастырь. Картинка про свято троицкий макариево унженский мужской монастырь. Фото свято троицкий макариево унженский мужской монастырь

Прп. Макарий Унженский и Желтоводский

– Преподобный Макарий сюда пришёл в 1439 году, а преставился в 1444-м, оставив после себя уже устроенный монастырь, – рассказывает отец настоятель. – В камне же обитель отстраивается уже после того, как становится под опеку новоизбранной царской семьи Романовых, посетивших монастырь в 1619 году.

свято троицкий макариево унженский мужской монастырь. Смотреть фото свято троицкий макариево унженский мужской монастырь. Смотреть картинку свято троицкий макариево унженский мужской монастырь. Картинка про свято троицкий макариево унженский мужской монастырь. Фото свято троицкий макариево унженский мужской монастырь

Макарий был первым святым, который был прославлен при Романовых для всероссийского почитания. У них там свои отношения. Рассказать?

В потопе Смуты

Но Михаила, сына Фёдора Никитича Романова (ставшего в постриге Филаретом) и Ксении Ивановны (инокини Марфы), кто-то из родни привёз сюда, в Макарьевский монастырь, и отдал на воспитание настоятелю Давиду Хвостову. Юношу прислал в конце XVI века последний из рода Рюриковичей царь Фёдор Иоаннович. Причём вход в келью Михаила был через келью игумена Давида, так что настоятель был не только воспитателем, но и хранителем будущего царя. Провёл Михаил здесь несколько лет. После смерти царя Бориса в 1605 году инокиня Марфа получила свободу и по пути домой забрала наследника.

Ещё одно событие, которое нужно отметить, произошло в разгар Смутного времени. Литовский шляхтич Лисовский вместе со своим сподвижником Яном Сапегой разоряют Русь. В феврале 1609 года они осаждают Троице-Сергиев монастырь, подходят к Суздалю, а затем идут по Волге до Костромы, берут Галич, Решму, Кинешму, грабя и сокрушая всё на своём пути по всему правобережью Волги. А вот у Юрьевца поляки столкнулись с крестьянским ополчением, которое там самостоятельно собралось из окрестных сёл, одно из которых, Завражье, точно знаю, живо до сих пор. А крестьяне эти очень почитали преподобного Макария. По военным меркам сельское ополчение не представляло большой угрозы для обученного войска поляков и победу одержать не могло. Но без боя крестьяне сдаваться не хотели и крепко молились преподобному. И когда на следующее утро поляки стали переправляться на левый берег, они увидели следующее: по Волге плавает ладья, а на ней стоит седовласый старец с сияющим лицом. Те, кто на него смотрит, теряют зрение, а кто пытается пустить стрелу, тот получает её обратно. Началась паника, чем воспользовалось ополчение, разбив интервентов наголову. Сам Лисовский еле унёс ноги и всё оставшееся время, что он ещё был в России, никогда больше близко не подходил к макарьевским пределам. Эта победа стала предтечей того, что случилось в 1612 году, когда поляки были изгнаны из Москвы, а затем из России.

…Слушаю рассказ игумена и будто переношусь в то давнее время. Хорошо, что перед нашей беседой я прошёлся вокруг монастыря, спустившись по дороге, ведущей к реке, и своими глазами увидел то, что видел ещё совсем мальчишкой будущий царь Михаил. Конечно, не было тогда ни каменных стен, ни ЛЭП, но наверняка стояли примерно такие же покосившиеся деревянные домики, а долина реки Унжи и бескрайние леса за ней уж точно мало отличались от нынешних. Не раз, наверное, стоял здесь юный Михаил, вглядываясь в речную даль в надежде увидеть своих родителей, едущих, чтобы забрать его. Жизнь в далёком монастыре была для мальчика большим испытанием, но это было необходимо – спасалось в его лице будущее русского государства.

Как же важно бывать в исторических местах! Давно минувшие дни воспринимаешь совсем по-иному, когда видишь картину, на фоне которой разворачивались события.

Отец Варфоломей продолжает:

– Когда в 1612 году встал вопрос о выборе нового царя, Романовы были первыми претендентами. Разумеется, польско-литовские отряды, которых ещё не до конца изгнали, должны были их извести. Где искать Михаила, поляки знали: это либо Кострома, либо их фамильное имение Домнино. Туда они и направились. Марфа же с Михаилом загодя уехали в Макарьевский монастырь, где и пересидели грозу. А в Домнино поляков встретил русский крестьянин Иван Сусанин, судьба которого всем хорошо известна. Потом уже Марфа и Михаил отсюда уехали в Кострому, где приняли боярское посольство из Москвы, а в январе 1613 года шестнадцатилетнего Михаила Фёдоровича избрали на царство. Отец его, Филарет Романов, после смерти Годунова получил свободу и даже был рукоположён во епископа в правительстве тушинского лагеря Лжедмитрия Второго, но поляков поддерживать не стал, за что его арестовали и увезли в ссылку в Речь Посполитую.

Ну и вот, когда Михаил Фёдорович Романов с матерью сидели здесь, в маленьком деревянном монастыре, они имели очень много поводов молиться преподобному Макарию.

Во-первых, они почитали его как покровителя пленённых – молились ему, чтобы из плена был отпущен глава семейства Филарет. В 1439 году, во время нашествия казанских татар, предыдущая пустынь, которую основал Макарий на берегу Волги – ныне Троицкий Макарьево-Желтоводский женский монастырь, – была разрушена, большинство братии погибло, а самого Макария взяли в плен.

Впоследствии хан отпустил 90-летнего старца, запретив, однако, возрождать монастырь на прежнем месте. Воспользовавшись дозволением татар, святой Макарий смог вывести из плена доверившихся ему людей. Их было около четырёхсот – монахов и крестьян. Пришли в Галичскую землю, где святой и основал новую обитель, в ней мы сейчас и находимся.

Во-вторых, Романовы почитали Макария как покровителя народного ополчения – в связи с событиями 1609 года. Преподобный очень почитался в Нижнем Новгороде, и когда Кузьма Минин и князь Пожарский пошли на Ярославль, а потом на Москву, одним из тех святых, кому они молились, был преподобный Макарий. Ну и почитали его Романовы как святого, под покровом обители которого они и пребывали, где спасали свои жизни.

Поэтому, когда в 1619 году Патриарх Филарет получил свободу и вернулся, то первое, что он сделал, – это благословил инокиню Марфу с Михаилом Фёдоровичем отправиться в благодарственное паломничество – поклониться гробу преподобного. Доехали они до Красногорской Спасской пустыни, что в 25 километрах от монастыря на берегу Унжи, сейчас это приходской храм села Красногорье, там переночевали и оставшийся путь до монастыря прошли пешком. У нас сейчас каждый год совершаются два крестных хода. Один Царский – из Красногорья до монастыря – в память о том самом крестном ходе первых Романовых. Исторически он совершался накануне Покрова, а сейчас проходит 15 июля, за два дня до поминовения Царственных страстотерпцев. А 5 августа идёт крестный ход из села Унжа – это село, куда пришёл со своими спутниками из казанского плена преподобный Макарий перед тем, как основать обитель. Там же он отошёл ко Господу, и его тело отнесли в монастырь на погребение.

После посещения монастыря первыми лицами государства обитель оказалась под опекой царской семьи, получает много земель, вклады в ризницу, отстраивается в камне. Некоторые вещи для службы инокиня Марфа шила сама – её пелерины до сих пор хранятся в музее Ипатьевского монастыря. Так получилось, что сегодня Кострома известна как вотчина Романовых, но на самом деле вполне может быть так, что Михаил Фёдорович в Костроме был всего-то несколько дней, а здесь он провёл годы. Макарьево-Унженский монастырь, конечно, незаслуженно забыт всеми и вся, а ведь именно он – колыбель новой царской династии.

– Что остаётся для меня неясным, так это где хранятся мощи преподобного Макария: здесь или в Желтоводском монастыре?

– В Желтоводском монастыре находится честная глава преподобного Макария, остальные мощи – здесь.

свято троицкий макариево унженский мужской монастырь. Смотреть фото свято троицкий макариево унженский мужской монастырь. Смотреть картинку свято троицкий макариево унженский мужской монастырь. Картинка про свято троицкий макариево унженский мужской монастырь. Фото свято троицкий макариево унженский мужской монастырь

Храм преподобного Макария Унженского и Желтоводского, построен в 1674 г.

свято троицкий макариево унженский мужской монастырь. Смотреть фото свято троицкий макариево унженский мужской монастырь. Смотреть картинку свято троицкий макариево унженский мужской монастырь. Картинка про свято троицкий макариево унженский мужской монастырь. Фото свято троицкий макариево унженский мужской монастырь

Храм Прп. Макария Унженского и Желтоводского. Рака с мощами святого

С ними такая история. В стенах нашей обители мощи хранились с тех пор, как были обретены, но после закрытия монастыря их отвезли в краеведческий музей города Юрьевец и уже оттуда возвращены были нам. В 70-х годах один батюшка, который был знаком с начальством музея, из лучших побуждений забрал оттуда главу, чтобы сохранить святыню. А так как первым открылся Желтоводский монастырь, туда священник главу и передал. Отсутствие главы, кстати, музейщиков явно беспокоило, так что когда мальчишки на местном кладбище нашли вымытый талыми водами череп и принесли его в музей, то сотрудники не долго думая положили его к мощам. Но обман слишком сильно бросался в глаза, пришлось убрать. Нам передали уже только мощи.

Тяготы в наши дни

– Что было в стенах монастыря в советские годы?

– В Троицком соборе – дровяной склад, в Успенском – узел связи, в Макарьевском храме – машиннотракторная станция, а в Никольском – краеведческий музей. В братских корпусах разместили муниципальное общежитие, где давали жильё нуждающимся.

свято троицкий макариево унженский мужской монастырь. Смотреть фото свято троицкий макариево унженский мужской монастырь. Смотреть картинку свято троицкий макариево унженский мужской монастырь. Картинка про свято троицкий макариево унженский мужской монастырь. Фото свято троицкий макариево унженский мужской монастырь

Храм Благовещения Пресвятой Богородицы, 1680 г., место рухнувшей колокольни и Собор Троицы Живоначальной, 1670 г.

– Я, конечно, оглядел всё поверхностно, но не увидел повальной разрухи, скорее, такой законсервированный от дальнейшего разрушения памятник старины.

– А я бы назвал это национальным позором, – не стесняясь говорит батюшка. – Из пяти храмов действуют только два, из трёх недействующих – два в аварийном состоянии, куда заходить опасно. У нас готов проект реставрации Троицкого собора по всем современным нормам, но который год нам отказывают в средствах. Выделяются деньги куда? На ремонт башен Троице-Сергиевой лавры, Донского монастыря и на прочие московские проекты.

– А как же местные, костромские, меценаты?

– Область – бедный дотационный регион. Какие-то богатые люди могут быть только в Костроме, в глубинке таковых практически нет. В Макарьеве всё производство давно развалилось, а то оставшееся, чем занимаются предприимчивые люди, – заготовка леса и производство пиломатериалов. В лучшем случае лесозаготовители могут со скидкой продать нам дрова, ну или пожертвовать пару кубов леса. Может быть, в Шарье есть какое-то промышленное производство, но не знаю, насколько оно вообще живо.

– Много ли гостей приезжает в монастырь?

– Туристов, можно сказать, нет, а паломники приезжают. Для них мы построили летнюю террасу. Принимаем, кормим. Но как сентябрь кончается, завершается и этот скромный поток паломников. Поймите, в вопросе реставрации речь идёт о десятках миллионов рублей, здесь таких денег в принципе нет.

– До Макарьевского монастыря вы служили в городе Нея. Я правильно понимаю, вы там восстановили храм?

– Наша община не восстановила, а отстроила новый храм во имя святителя Спиридона Тримифунтского. Но, понимаете, одно дело – строительство, другое – восстановление монастыря со статусом памятника архитектуры федерального значения. Как делать и что делать – нам понятно, и проект есть. Но, во-первых, сейчас совершенно другое время по сравнению с прошлыми годами – кризис. Люди, которые могли жертвовать какие-то серьёзные суммы, нынче уже не имеют такой возможности, хотя желание осталось. Во-вторых, очень изменились условия. Если раньше можно было что-то сделать собственными силами, без привлечения сторонних специалистов, то сейчас мы можем очень немного. Покрасить что-то, допустим. А работы, которые затрагивают общий вид и архитектурные особенности – штукатурить фасады, к примеру, – мы делать не имеем права. Нужно составить проект, отдать его в органы охраны культурно-национального наследия на экспертизу, получить заключение экспертизы, найти лицензионную организацию, которая имеет право проводить реставрационные работы на памятниках культуры, получить разрешение на работу от всех надзорных органов и только потом приступать. А это уже не просто другие деньги, нежели чем восстанавливать неспешно своими силами, тут разница раз в десять.

При входе в монастырь стоит здание бывшей городской бани, построенной из кирпича монастырской ограды, а в углу братского корпуса находилась прачечная. Сток воды из них не был толком организован и проходил прямо под Благовещенским храмом, задевая правую часть Троицкого собора. Итог – храмы эти стоят растрескавшиеся, а колокольня Благовещенского храма и вовсе рухнула. То есть теперь у нас стоит вопрос об экспертизе, об укреплении фундаментов, о стягивании и заделке трещин. Всё это довольно сложные инженерные работы, которые хозспособом не сделаешь. Поэтому нам и нужны госпрограммы.

– Перспективы есть или безнадёжно?

– Собираемся издать буклет про монастырь и о преподобном, общаемся с медиасообществом – чем больше о монастыре будут говорить, тем больше вероятность того, что что-то продвинется.

– Патриарх не приезжал сюда?

– Что вы, нет конечно! Что Святейшему здесь делать: смотреть на развалины? Ему своих хватает дел. Вот если бы восстановили Троицкий собор…

Из Москвы в глубинку

– Давно вы в монашестве?

– Прямо коренной москвич?

– Что сподвигло вас выбрать монашеский путь?

– Чем вы занимались до монашества?

– Я окончил физфак МГУ, работал в НИИ ядерной физики при МГУ.

– А в каком направлении работали?

– Взаимодействие космического излучения сверхвысокой энергии с атмосферой Земли. Был акт сотворения мира – Бог создал материальный мир, в том числе и элементарные частицы: электроны, позитроны и гамма-кванты. Они до сих пор живы и иногда влетают в атмосферу Земли, образуя атмосферные ливни. Когда я учился, на территории МГУ стояли вагончики с аппаратурой, которая регистрировала эти ливни, а я уже работал с этими данными, вёл расчёты.

Это больше фундаментальная наука, базовые представления о сотворении мира, о физике космоса. Но потом встала дилемма, чем заниматься после окончания института. Думал идти в аспирантуру, но туда принимали только молодых коммунистов. Хотя диплом у меня был куда лучше, были и статьи в научных журналах, в том числе в зарубежном, доклады на международной конференции и так далее. Я без гордости это говорю, как факт.

Впрочем, потом я понял, что дело даже не в требованиях партийности. Просто у одного из молодых коммунистов шеф был председателем профкома МГУ, у другого – папа профессор. Так что ничего нового – и тут нужны покровители, знакомства.

Посмотрев на систему отношений в среде учёных, я понял, что это не моё, и пошёл на вольные хлеба – программистом. На тот момент я уже достаточно неплохо освоил имевшуюся вычислительную технику, мог писать и прикладные, и системные программы. Определился в свой же НИИ, но уже в вычислительный центр…

– Когда-то учёные называли это Большим взрывом, сейчас появились и новые теории, но давно этим не занимаюсь, мне хватает других интересов в жизни.

– Есть у вас ностальгия по Москве, по той работе?

– Нет. Что пора всё бросать и уезжать в деревню, я начал понимать, когда во сне стал находить ошибки в программах. Подумал: всё, хватит, можно свихнуться просто.

– То есть вы всё время думали о работе?

– Ну даже не сказать «думал» – само думалось.

– Алексей, покажи рабу Божиему храмы наши, к мощам своди, – дал указание игумен.

Что послушник Алексей и сделал.

свято троицкий макариево унженский мужской монастырь. Смотреть фото свято троицкий макариево унженский мужской монастырь. Смотреть картинку свято троицкий макариево унженский мужской монастырь. Картинка про свято троицкий макариево унженский мужской монастырь. Фото свято троицкий макариево унженский мужской монастырь

свято троицкий макариево унженский мужской монастырь. Смотреть фото свято троицкий макариево унженский мужской монастырь. Смотреть картинку свято троицкий макариево унженский мужской монастырь. Картинка про свято троицкий макариево унженский мужской монастырь. Фото свято троицкий макариево унженский мужской монастырь

Роспись Троицкого собора

За стенами монастыря, под склоном, облагорожен в камне святой источник, некогда вырытый самим преподобным. Чтобы сравнить «прежде и теперь», есть хорошее подспорье: фотограф Прокудин-Горский в начале прошлого века сделал много цветных фотографий городка Макарьева и ещё процветавшего тогда Макарьевского монастыря. В годы расцвета обители в монастыре подвизалось до нескольких сот насельников, сегодня здесь – 7 человек братии.

свято троицкий макариево унженский мужской монастырь. Смотреть фото свято троицкий макариево унженский мужской монастырь. Смотреть картинку свято троицкий макариево унженский мужской монастырь. Картинка про свято троицкий макариево унженский мужской монастырь. Фото свято троицкий макариево унженский мужской монастырь

С. М. Прокудин-Горский. Макарьев монастырь на реке Унже. Фото 1910 г.

Источник

Свято троицкий макариево унженский мужской монастырь

Основатель обители преподобный Макарий Унженский и Желтоводский родился в Нижнем Новгороде в 1349 году. Еще юношей он принял монашеский постриг в нижегородском Вознесенском Печерском монастыре, а затем основал Богоявленскую обитель при реке Лух, на северной границе Нижегородского княжества. Перейдя на берега Волги, преподобный возле озера Желтые Воды создал еще один монастырь – Троицкий Желтоводский. В 1439 году из-за нашествия казанских татар святой Макарий вынужден был покинуть свою обитель; отправившись вверх по течению Волги, преподобный и его спутники дошли до реки Унжи. На ее берегу в двадцати верстах от города Унжи преподобный Макарий поселился вместе с двумя учениками-иноками и прожил здесь пять лет до своей блаженной кончины в 1444 году.

На месте подвигов подвижника вскоре после его преставления ко Господу был основан мужской монастырь, посвященный Живоначальной Троице; со временем за ним утвердилось именование Троицкого Макариево-Унженского. Небольшая обитель с деревянными храмами – в одном из которых, посвященном преподобному Макарию, почивали святые мощи унженского старца – до XVII столетия была малоизвестна. Ее возвышение связано с событиями Смутного времени и именем первого царя из дома Романовых, Михаила Феодоровича. По свидетельству монастырских рукописей, в конце 1612 года Михаил Феодорович и его мать инокиня Марфа совершили паломничество в Макариево-Унженский монастырь ко святым мощам преподобного, у которых молились об избавлении из польского плена митрополита Филарета – отца будущего царя. В 1619 году митрополит Филарет вернулся в Москву и был поставлен Патриархом Московским и всея Руси; сразу же после этого совершилось прославление преподобного Макария в лике общерусски чтимых святых, а царь Михаил с матерью отправились в новое –благодарственное – паломничество на Унжу и посетили Макариеву обитель в октябре 1619 года.

Благодаря покровительству царского дома в монастыре началось обширное каменное строительство: в 1664-1670 годах был построен соборный храм во имя Святой Троицы, в 1670-1674 годах – Макариевский храм над святыми мощами преподобного, в 1677-1680 годах – Благовещенский храм с шатровой колокольней; в 1685 году завершилась постройка Никольской надвратной церкви. Часто обитель называли даже «лаврой преподобного Макария». В 1675-1682 годах монастырем управлял игумен Митрофан – будущий святитель, поставленный в 1682 году первым епископом Воронежской епархии.

В 1735 году в обители завершилось строительство пятого каменного храма в честь Успения Божией Матери. В 1778 году из подмонастырской слободы, существовавшей при обители с XV века, и находившегося рядом села Коврово был образован город Макарьев – ставший в 1797 году центром Макарьевского уезда Костромской губернии. В 1802-1880 годах в монастыре располагалось Макарьевское духовное училище. Кроме святых мощей преподобного, чтимой святыней обители являлась чудотворная Макарьевская икона Пресвятой Богородицы. Рядом с обителью, у подножия монастырской горки, располагался почитаемый верующими источник преподобного Макария, над которым была построена часовня. В 1824 году к Макариевскому храму были пристроены приделы во имя святых праведных Богоотец Иоакима и Анны и во имя Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных; в 1833 году освящены три придела Благовещенского храма – во имя преподобного Михаила Малеина, во имя святителя Митрофана, епископа Воронежского, и в честь Преображения Господня.

В 1919 году монастырь был закрыт революционными властями, его братию изгнали – но монахи, оставшись в городе и соседних селениях, продолжали совершать богослужения в храмах обители. В 1926 году закрыли первый из монастырских храмов, надвратную Никольскую церковь, а в декабре 1929 года состоялось закрытие и остальных храмов. Святые мощи преподобного Макария были кощунственно вскрыты и переданы в краеведческий музей, в стенах обители разместились машинно-тракторная станция и склады зерна. Тогда же бесследно исчезла чудотворная Макарьевская икона Божией Матери.

В 1989 году святые мощи унженского подвижника были обнаружены в запасниках краеведческого музея города Юрьевца (Ивановская область); 14 мая 1990 года состоялась их передача Костромской епархии. Сначала мощи пребывали в Воскресенском соборе на Нижней Дебре (город Кострома), в августе 1991 года их перенесли в приходской Макариевский храм города Макарьева. 16 июля 1993 года определением Священного Синода Русской Православной Церкви Макариево-Унженская обитель была возрождена как женский монастырь, а в январе 1994 года Костромской епархии передали весь ансамбль монастырских зданий. В августе 1994 года архиепископ Костромской и Галичский Александр освятил первый возрожденный монастырский храм – Макариевскую церковь. В 1995 году в обитель из городского приходского храма перенесли святые мощи преподобного Макария; здесь они пребывают и поныне.

Решением Священного Синода Русской Православной Церкви от 15 июля 2016 года Свято-Троицкий Макариево-Унженский женский монастырь был преобразован в мужской монастырь, а на должность игумена монастыря был назначен игумен Варфоломей (Коломацкий).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *