свято троицкий макариево унженский мужской монастырь
Прошлое и настоящее монастыря
В конце лета 1439 года девяностолетний старец Макарий пришёл в эти безлюдные места, желая безмолвствовать в одиночестве. Поставил крест на поляне, рядом срубил келью и жил, по своему обыкновению в трудах, дни и ночи служа Богу молитвою. Вскоре собралось около него достаточно братии, и с этого времени ведёт начало история монастыря.
Через пять лет преподобный почувствовал приближение смерти. Зная когда и как он скончается, Макарий пришёл в Унженск и там слёг. Перед смертью он заповедал, чтобы его тело отнесли в созданную им обитель и там похоронили. После чего помолившись и благословив всех бывших при нём, тихо отошёл ко Господу.
Это случилось 25 июля (7 августа ) 1444 года. Все болящие и увечные, припадая к его мощам, получали исцеление. По молитвам святого люди возвращались из татарского плена, избавлялись от бесовских козней и наветов.
В середине XVIII в. на территории монастыря возводится комплекс храмов включавший в себя Троицкий, Макарьевский, Благовещенский, Никольский соборы, трапезную, братский, настоятельский корпуса и казённую палату. В 1735 году на месте, где находились деревянные кельи, в которых останавливался в 1619 году царь Михаил Фёдорович, выстроена каменная Успенская церковь с пристроенными к ней больничными кельями. В 1764 году была завершена каменная ограда с четырьмя башнями.
В 1919 году новые власти изгнали братию из монастыря. Начиная с 1929 года храмы закрывают и, разобрав монастырскую ограду, строят из этих кирпичей общественную баню на территории монастыря.
В 1993 году монастырь возрождается как женский. В 1994 г. освящается Макарьевский храм, а годом спустя возвращаются в родную обитель мощи преподобного Макария. Возрождается молитва и богослужения. Указом Священного Синода в 2016г. монастырь преобразован в мужской.
Те, кто бывают здесь часто, могут отметить, что здесь время словно бы остановилось:
так же тихо и безлюдно, как и более пяти с половиной столетий назад, когда впервые пришел сюда преподобный старец Макарий, ища уединения.
В настоящее время монастырь продолжает возрождаться стараниями и молитвами немногочисленной братии.
Комплекс монастыря огромен. Из 5 храмов: Троицкий, Благовещенский, Никольский, Макариевский и Успенский — Макариевский храм — единственный, который достаточно восстановлен для совершения регулярных богослужений. В нем же почивают мощи преподобного Макария.
Ранее в Макариево-Унженском монастыре было до нескольких сот насельников, сегодня — 7 человек братии.
Предстоят значительные объемы работ по восстановлению обители. Братия монастыря с благодарностью примет любую помощь.
Свято троицкий макариево унженский мужской монастырь
Есть в России много мест, имена которых некогда были достославны и легендарны, но в наши дни почти забыты. Одно из них – Свято-Троицкий Макариево-Унженский мужской монастырь на Костромской земле. Расположен он в маленьком городке Макарьев, который и возник вокруг обители, и по ней же был назван.
В воскресный полдень подхожу к древним стенам. Из-за сплошного тумана едва-едва видны верхушки храмов. В обители ни души – после того как ушли последние, задержавшиеся после службы прихожане. Видно, что за чистотой здесь следят, всё выглядит довольно аккуратно. Разве что грязный тёмно-красный кирпич, выглядывающий среди белых стен, да место разрушенной колокольни напоминают, что работ тут предстоит ещё много.
– Исторически монастырь был мужским, почему же в 1993 году его возродили как женский? – спрашиваю игумена Варфоломея (Коломацкого). Он настоятельствует с 2016 года, когда монастырь вновь стал мужским, – прежде служил в соседнем городе Нея.
Настоятель монастыря игумен Варфоломей (Коломацкий)
– Наверно, преподобный так благословил. В девяностые годы, когда решили возродить монастырь, считалось, что набрать сестёр и создать женскую общину гораздо легче, чем мужскую. Но вот не сложилось. Может, потому, что сёстры уже физически не могли в полной мере решать все монастырские дела. Вместе с последней игуменией Верой здесь под конец жили четыре сестры: две согбенные старушки, одна несогбенная и одна монахиня лет сорока. И это в условиях, когда нет газа, отопление дровами.
– Что должно происходить в монашеской общине, чтобы признать её состоявшейся?
Отец Варфоломей приглашает меня к трапезе. Уха просто выдающаяся – ни единой косточки, ни шкурки. Рыба, салаты, выпечка – творения иеромонаха Вячеслава. Рыба – от местных рыбаков, выловлена неподалёку, в реке Унже, на которой и стоят монастырь и городок Макарьев.
В конце лета 1439 года сюда пришёл девяностолетний старец Макарий – чудотворец и миссионер Поволжья. В двенадцать лет он тайно ушёл от родителей и принял иноческий постриг в Печерском Вознесенском монастыре близ Нижнего Новгорода, а затем всю жизнь, стараясь найти место для уединённой молитвы, уходил отшельничать. Однако всякий раз вокруг него собиралась братия – так возникли Макариев-Решемский монастырь в селе Решма недалеко от Кинешмы, Желтоводский Макариев монастырь на Нижегородчине и последний – Унженский.
Прп. Макарий Унженский и Желтоводский
– Преподобный Макарий сюда пришёл в 1439 году, а преставился в 1444-м, оставив после себя уже устроенный монастырь, – рассказывает отец настоятель. – В камне же обитель отстраивается уже после того, как становится под опеку новоизбранной царской семьи Романовых, посетивших монастырь в 1619 году.
Макарий был первым святым, который был прославлен при Романовых для всероссийского почитания. У них там свои отношения. Рассказать?
В потопе Смуты
Но Михаила, сына Фёдора Никитича Романова (ставшего в постриге Филаретом) и Ксении Ивановны (инокини Марфы), кто-то из родни привёз сюда, в Макарьевский монастырь, и отдал на воспитание настоятелю Давиду Хвостову. Юношу прислал в конце XVI века последний из рода Рюриковичей царь Фёдор Иоаннович. Причём вход в келью Михаила был через келью игумена Давида, так что настоятель был не только воспитателем, но и хранителем будущего царя. Провёл Михаил здесь несколько лет. После смерти царя Бориса в 1605 году инокиня Марфа получила свободу и по пути домой забрала наследника.
Ещё одно событие, которое нужно отметить, произошло в разгар Смутного времени. Литовский шляхтич Лисовский вместе со своим сподвижником Яном Сапегой разоряют Русь. В феврале 1609 года они осаждают Троице-Сергиев монастырь, подходят к Суздалю, а затем идут по Волге до Костромы, берут Галич, Решму, Кинешму, грабя и сокрушая всё на своём пути по всему правобережью Волги. А вот у Юрьевца поляки столкнулись с крестьянским ополчением, которое там самостоятельно собралось из окрестных сёл, одно из которых, Завражье, точно знаю, живо до сих пор. А крестьяне эти очень почитали преподобного Макария. По военным меркам сельское ополчение не представляло большой угрозы для обученного войска поляков и победу одержать не могло. Но без боя крестьяне сдаваться не хотели и крепко молились преподобному. И когда на следующее утро поляки стали переправляться на левый берег, они увидели следующее: по Волге плавает ладья, а на ней стоит седовласый старец с сияющим лицом. Те, кто на него смотрит, теряют зрение, а кто пытается пустить стрелу, тот получает её обратно. Началась паника, чем воспользовалось ополчение, разбив интервентов наголову. Сам Лисовский еле унёс ноги и всё оставшееся время, что он ещё был в России, никогда больше близко не подходил к макарьевским пределам. Эта победа стала предтечей того, что случилось в 1612 году, когда поляки были изгнаны из Москвы, а затем из России.
…Слушаю рассказ игумена и будто переношусь в то давнее время. Хорошо, что перед нашей беседой я прошёлся вокруг монастыря, спустившись по дороге, ведущей к реке, и своими глазами увидел то, что видел ещё совсем мальчишкой будущий царь Михаил. Конечно, не было тогда ни каменных стен, ни ЛЭП, но наверняка стояли примерно такие же покосившиеся деревянные домики, а долина реки Унжи и бескрайние леса за ней уж точно мало отличались от нынешних. Не раз, наверное, стоял здесь юный Михаил, вглядываясь в речную даль в надежде увидеть своих родителей, едущих, чтобы забрать его. Жизнь в далёком монастыре была для мальчика большим испытанием, но это было необходимо – спасалось в его лице будущее русского государства.
Как же важно бывать в исторических местах! Давно минувшие дни воспринимаешь совсем по-иному, когда видишь картину, на фоне которой разворачивались события.
Отец Варфоломей продолжает:
– Когда в 1612 году встал вопрос о выборе нового царя, Романовы были первыми претендентами. Разумеется, польско-литовские отряды, которых ещё не до конца изгнали, должны были их извести. Где искать Михаила, поляки знали: это либо Кострома, либо их фамильное имение Домнино. Туда они и направились. Марфа же с Михаилом загодя уехали в Макарьевский монастырь, где и пересидели грозу. А в Домнино поляков встретил русский крестьянин Иван Сусанин, судьба которого всем хорошо известна. Потом уже Марфа и Михаил отсюда уехали в Кострому, где приняли боярское посольство из Москвы, а в январе 1613 года шестнадцатилетнего Михаила Фёдоровича избрали на царство. Отец его, Филарет Романов, после смерти Годунова получил свободу и даже был рукоположён во епископа в правительстве тушинского лагеря Лжедмитрия Второго, но поляков поддерживать не стал, за что его арестовали и увезли в ссылку в Речь Посполитую.
Ну и вот, когда Михаил Фёдорович Романов с матерью сидели здесь, в маленьком деревянном монастыре, они имели очень много поводов молиться преподобному Макарию.
Во-первых, они почитали его как покровителя пленённых – молились ему, чтобы из плена был отпущен глава семейства Филарет. В 1439 году, во время нашествия казанских татар, предыдущая пустынь, которую основал Макарий на берегу Волги – ныне Троицкий Макарьево-Желтоводский женский монастырь, – была разрушена, большинство братии погибло, а самого Макария взяли в плен.
Впоследствии хан отпустил 90-летнего старца, запретив, однако, возрождать монастырь на прежнем месте. Воспользовавшись дозволением татар, святой Макарий смог вывести из плена доверившихся ему людей. Их было около четырёхсот – монахов и крестьян. Пришли в Галичскую землю, где святой и основал новую обитель, в ней мы сейчас и находимся.
Во-вторых, Романовы почитали Макария как покровителя народного ополчения – в связи с событиями 1609 года. Преподобный очень почитался в Нижнем Новгороде, и когда Кузьма Минин и князь Пожарский пошли на Ярославль, а потом на Москву, одним из тех святых, кому они молились, был преподобный Макарий. Ну и почитали его Романовы как святого, под покровом обители которого они и пребывали, где спасали свои жизни.
Поэтому, когда в 1619 году Патриарх Филарет получил свободу и вернулся, то первое, что он сделал, – это благословил инокиню Марфу с Михаилом Фёдоровичем отправиться в благодарственное паломничество – поклониться гробу преподобного. Доехали они до Красногорской Спасской пустыни, что в 25 километрах от монастыря на берегу Унжи, сейчас это приходской храм села Красногорье, там переночевали и оставшийся путь до монастыря прошли пешком. У нас сейчас каждый год совершаются два крестных хода. Один Царский – из Красногорья до монастыря – в память о том самом крестном ходе первых Романовых. Исторически он совершался накануне Покрова, а сейчас проходит 15 июля, за два дня до поминовения Царственных страстотерпцев. А 5 августа идёт крестный ход из села Унжа – это село, куда пришёл со своими спутниками из казанского плена преподобный Макарий перед тем, как основать обитель. Там же он отошёл ко Господу, и его тело отнесли в монастырь на погребение.
После посещения монастыря первыми лицами государства обитель оказалась под опекой царской семьи, получает много земель, вклады в ризницу, отстраивается в камне. Некоторые вещи для службы инокиня Марфа шила сама – её пелерины до сих пор хранятся в музее Ипатьевского монастыря. Так получилось, что сегодня Кострома известна как вотчина Романовых, но на самом деле вполне может быть так, что Михаил Фёдорович в Костроме был всего-то несколько дней, а здесь он провёл годы. Макарьево-Унженский монастырь, конечно, незаслуженно забыт всеми и вся, а ведь именно он – колыбель новой царской династии.
– Что остаётся для меня неясным, так это где хранятся мощи преподобного Макария: здесь или в Желтоводском монастыре?
– В Желтоводском монастыре находится честная глава преподобного Макария, остальные мощи – здесь.
Храм преподобного Макария Унженского и Желтоводского, построен в 1674 г.
Храм Прп. Макария Унженского и Желтоводского. Рака с мощами святого
С ними такая история. В стенах нашей обители мощи хранились с тех пор, как были обретены, но после закрытия монастыря их отвезли в краеведческий музей города Юрьевец и уже оттуда возвращены были нам. В 70-х годах один батюшка, который был знаком с начальством музея, из лучших побуждений забрал оттуда главу, чтобы сохранить святыню. А так как первым открылся Желтоводский монастырь, туда священник главу и передал. Отсутствие главы, кстати, музейщиков явно беспокоило, так что когда мальчишки на местном кладбище нашли вымытый талыми водами череп и принесли его в музей, то сотрудники не долго думая положили его к мощам. Но обман слишком сильно бросался в глаза, пришлось убрать. Нам передали уже только мощи.
Тяготы в наши дни
– Что было в стенах монастыря в советские годы?
– В Троицком соборе – дровяной склад, в Успенском – узел связи, в Макарьевском храме – машиннотракторная станция, а в Никольском – краеведческий музей. В братских корпусах разместили муниципальное общежитие, где давали жильё нуждающимся.
Храм Благовещения Пресвятой Богородицы, 1680 г., место рухнувшей колокольни и Собор Троицы Живоначальной, 1670 г.
– Я, конечно, оглядел всё поверхностно, но не увидел повальной разрухи, скорее, такой законсервированный от дальнейшего разрушения памятник старины.
– А я бы назвал это национальным позором, – не стесняясь говорит батюшка. – Из пяти храмов действуют только два, из трёх недействующих – два в аварийном состоянии, куда заходить опасно. У нас готов проект реставрации Троицкого собора по всем современным нормам, но который год нам отказывают в средствах. Выделяются деньги куда? На ремонт башен Троице-Сергиевой лавры, Донского монастыря и на прочие московские проекты.
– А как же местные, костромские, меценаты?
– Область – бедный дотационный регион. Какие-то богатые люди могут быть только в Костроме, в глубинке таковых практически нет. В Макарьеве всё производство давно развалилось, а то оставшееся, чем занимаются предприимчивые люди, – заготовка леса и производство пиломатериалов. В лучшем случае лесозаготовители могут со скидкой продать нам дрова, ну или пожертвовать пару кубов леса. Может быть, в Шарье есть какое-то промышленное производство, но не знаю, насколько оно вообще живо.
– Много ли гостей приезжает в монастырь?
– Туристов, можно сказать, нет, а паломники приезжают. Для них мы построили летнюю террасу. Принимаем, кормим. Но как сентябрь кончается, завершается и этот скромный поток паломников. Поймите, в вопросе реставрации речь идёт о десятках миллионов рублей, здесь таких денег в принципе нет.
– До Макарьевского монастыря вы служили в городе Нея. Я правильно понимаю, вы там восстановили храм?
– Наша община не восстановила, а отстроила новый храм во имя святителя Спиридона Тримифунтского. Но, понимаете, одно дело – строительство, другое – восстановление монастыря со статусом памятника архитектуры федерального значения. Как делать и что делать – нам понятно, и проект есть. Но, во-первых, сейчас совершенно другое время по сравнению с прошлыми годами – кризис. Люди, которые могли жертвовать какие-то серьёзные суммы, нынче уже не имеют такой возможности, хотя желание осталось. Во-вторых, очень изменились условия. Если раньше можно было что-то сделать собственными силами, без привлечения сторонних специалистов, то сейчас мы можем очень немного. Покрасить что-то, допустим. А работы, которые затрагивают общий вид и архитектурные особенности – штукатурить фасады, к примеру, – мы делать не имеем права. Нужно составить проект, отдать его в органы охраны культурно-национального наследия на экспертизу, получить заключение экспертизы, найти лицензионную организацию, которая имеет право проводить реставрационные работы на памятниках культуры, получить разрешение на работу от всех надзорных органов и только потом приступать. А это уже не просто другие деньги, нежели чем восстанавливать неспешно своими силами, тут разница раз в десять.
При входе в монастырь стоит здание бывшей городской бани, построенной из кирпича монастырской ограды, а в углу братского корпуса находилась прачечная. Сток воды из них не был толком организован и проходил прямо под Благовещенским храмом, задевая правую часть Троицкого собора. Итог – храмы эти стоят растрескавшиеся, а колокольня Благовещенского храма и вовсе рухнула. То есть теперь у нас стоит вопрос об экспертизе, об укреплении фундаментов, о стягивании и заделке трещин. Всё это довольно сложные инженерные работы, которые хозспособом не сделаешь. Поэтому нам и нужны госпрограммы.
– Перспективы есть или безнадёжно?
– Собираемся издать буклет про монастырь и о преподобном, общаемся с медиасообществом – чем больше о монастыре будут говорить, тем больше вероятность того, что что-то продвинется.
– Патриарх не приезжал сюда?
– Что вы, нет конечно! Что Святейшему здесь делать: смотреть на развалины? Ему своих хватает дел. Вот если бы восстановили Троицкий собор…
Из Москвы в глубинку
– Давно вы в монашестве?
– Прямо коренной москвич?
– Что сподвигло вас выбрать монашеский путь?
– Чем вы занимались до монашества?
– Я окончил физфак МГУ, работал в НИИ ядерной физики при МГУ.
– А в каком направлении работали?
– Взаимодействие космического излучения сверхвысокой энергии с атмосферой Земли. Был акт сотворения мира – Бог создал материальный мир, в том числе и элементарные частицы: электроны, позитроны и гамма-кванты. Они до сих пор живы и иногда влетают в атмосферу Земли, образуя атмосферные ливни. Когда я учился, на территории МГУ стояли вагончики с аппаратурой, которая регистрировала эти ливни, а я уже работал с этими данными, вёл расчёты.
Это больше фундаментальная наука, базовые представления о сотворении мира, о физике космоса. Но потом встала дилемма, чем заниматься после окончания института. Думал идти в аспирантуру, но туда принимали только молодых коммунистов. Хотя диплом у меня был куда лучше, были и статьи в научных журналах, в том числе в зарубежном, доклады на международной конференции и так далее. Я без гордости это говорю, как факт.
Впрочем, потом я понял, что дело даже не в требованиях партийности. Просто у одного из молодых коммунистов шеф был председателем профкома МГУ, у другого – папа профессор. Так что ничего нового – и тут нужны покровители, знакомства.
Посмотрев на систему отношений в среде учёных, я понял, что это не моё, и пошёл на вольные хлеба – программистом. На тот момент я уже достаточно неплохо освоил имевшуюся вычислительную технику, мог писать и прикладные, и системные программы. Определился в свой же НИИ, но уже в вычислительный центр…
– Когда-то учёные называли это Большим взрывом, сейчас появились и новые теории, но давно этим не занимаюсь, мне хватает других интересов в жизни.
– Есть у вас ностальгия по Москве, по той работе?
– Нет. Что пора всё бросать и уезжать в деревню, я начал понимать, когда во сне стал находить ошибки в программах. Подумал: всё, хватит, можно свихнуться просто.
– То есть вы всё время думали о работе?
– Ну даже не сказать «думал» – само думалось.
– Алексей, покажи рабу Божиему храмы наши, к мощам своди, – дал указание игумен.
Что послушник Алексей и сделал.
Роспись Троицкого собора
За стенами монастыря, под склоном, облагорожен в камне святой источник, некогда вырытый самим преподобным. Чтобы сравнить «прежде и теперь», есть хорошее подспорье: фотограф Прокудин-Горский в начале прошлого века сделал много цветных фотографий городка Макарьева и ещё процветавшего тогда Макарьевского монастыря. В годы расцвета обители в монастыре подвизалось до нескольких сот насельников, сегодня здесь – 7 человек братии.
С. М. Прокудин-Горский. Макарьев монастырь на реке Унже. Фото 1910 г.
Свято троицкий макариево унженский мужской монастырь
Основатель обители преподобный Макарий Унженский и Желтоводский родился в Нижнем Новгороде в 1349 году. Еще юношей он принял монашеский постриг в нижегородском Вознесенском Печерском монастыре, а затем основал Богоявленскую обитель при реке Лух, на северной границе Нижегородского княжества. Перейдя на берега Волги, преподобный возле озера Желтые Воды создал еще один монастырь – Троицкий Желтоводский. В 1439 году из-за нашествия казанских татар святой Макарий вынужден был покинуть свою обитель; отправившись вверх по течению Волги, преподобный и его спутники дошли до реки Унжи. На ее берегу в двадцати верстах от города Унжи преподобный Макарий поселился вместе с двумя учениками-иноками и прожил здесь пять лет до своей блаженной кончины в 1444 году.
На месте подвигов подвижника вскоре после его преставления ко Господу был основан мужской монастырь, посвященный Живоначальной Троице; со временем за ним утвердилось именование Троицкого Макариево-Унженского. Небольшая обитель с деревянными храмами – в одном из которых, посвященном преподобному Макарию, почивали святые мощи унженского старца – до XVII столетия была малоизвестна. Ее возвышение связано с событиями Смутного времени и именем первого царя из дома Романовых, Михаила Феодоровича. По свидетельству монастырских рукописей, в конце 1612 года Михаил Феодорович и его мать инокиня Марфа совершили паломничество в Макариево-Унженский монастырь ко святым мощам преподобного, у которых молились об избавлении из польского плена митрополита Филарета – отца будущего царя. В 1619 году митрополит Филарет вернулся в Москву и был поставлен Патриархом Московским и всея Руси; сразу же после этого совершилось прославление преподобного Макария в лике общерусски чтимых святых, а царь Михаил с матерью отправились в новое –благодарственное – паломничество на Унжу и посетили Макариеву обитель в октябре 1619 года.
Благодаря покровительству царского дома в монастыре началось обширное каменное строительство: в 1664-1670 годах был построен соборный храм во имя Святой Троицы, в 1670-1674 годах – Макариевский храм над святыми мощами преподобного, в 1677-1680 годах – Благовещенский храм с шатровой колокольней; в 1685 году завершилась постройка Никольской надвратной церкви. Часто обитель называли даже «лаврой преподобного Макария». В 1675-1682 годах монастырем управлял игумен Митрофан – будущий святитель, поставленный в 1682 году первым епископом Воронежской епархии.
В 1735 году в обители завершилось строительство пятого каменного храма в честь Успения Божией Матери. В 1778 году из подмонастырской слободы, существовавшей при обители с XV века, и находившегося рядом села Коврово был образован город Макарьев – ставший в 1797 году центром Макарьевского уезда Костромской губернии. В 1802-1880 годах в монастыре располагалось Макарьевское духовное училище. Кроме святых мощей преподобного, чтимой святыней обители являлась чудотворная Макарьевская икона Пресвятой Богородицы. Рядом с обителью, у подножия монастырской горки, располагался почитаемый верующими источник преподобного Макария, над которым была построена часовня. В 1824 году к Макариевскому храму были пристроены приделы во имя святых праведных Богоотец Иоакима и Анны и во имя Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных; в 1833 году освящены три придела Благовещенского храма – во имя преподобного Михаила Малеина, во имя святителя Митрофана, епископа Воронежского, и в честь Преображения Господня.
В 1919 году монастырь был закрыт революционными властями, его братию изгнали – но монахи, оставшись в городе и соседних селениях, продолжали совершать богослужения в храмах обители. В 1926 году закрыли первый из монастырских храмов, надвратную Никольскую церковь, а в декабре 1929 года состоялось закрытие и остальных храмов. Святые мощи преподобного Макария были кощунственно вскрыты и переданы в краеведческий музей, в стенах обители разместились машинно-тракторная станция и склады зерна. Тогда же бесследно исчезла чудотворная Макарьевская икона Божией Матери.
В 1989 году святые мощи унженского подвижника были обнаружены в запасниках краеведческого музея города Юрьевца (Ивановская область); 14 мая 1990 года состоялась их передача Костромской епархии. Сначала мощи пребывали в Воскресенском соборе на Нижней Дебре (город Кострома), в августе 1991 года их перенесли в приходской Макариевский храм города Макарьева. 16 июля 1993 года определением Священного Синода Русской Православной Церкви Макариево-Унженская обитель была возрождена как женский монастырь, а в январе 1994 года Костромской епархии передали весь ансамбль монастырских зданий. В августе 1994 года архиепископ Костромской и Галичский Александр освятил первый возрожденный монастырский храм – Макариевскую церковь. В 1995 году в обитель из городского приходского храма перенесли святые мощи преподобного Макария; здесь они пребывают и поныне.
Решением Священного Синода Русской Православной Церкви от 15 июля 2016 года Свято-Троицкий Макариево-Унженский женский монастырь был преобразован в мужской монастырь, а на должность игумена монастыря был назначен игумен Варфоломей (Коломацкий).