свято троицкий корецкий ставропигиальный женский монастырь
Русская Православная Церковь
Официальный сайт Московского Патриархата
Главные новости
Назначена и.о. игумении Свято-Троицкого Корецкого ставропигиального монастыря
Состоялась встреча Святейшего Патриарха Кирилла с заместителем председателя Государственной Думы РФ А.Ю. Кузнецовой
В праздник Казанской иконы Божией Матери Предстоятель Русской Церкви совершил Литургию в Храме Христа Спасителя
Преставился ко Господу архиепископ Краснолиманский Алипий
Состоялась онлайн-встреча Святейшего Патриарха Кирилла со священниками, посещающими «красные зоны» больниц
Свято-Троицкий Корецкий ставропигиальный женский монастырь
История
Ныне действующий монастырь в г. Корце является четвертым от основания. Первый девичий монастырь был основан в 1064 г. прп. Варлаамом, игуменом Киево-Печерским, как Благовещенский. Разорен ордами хана Батыя в 1242 г.
Второй монастырь, освященный в честь Успения Божией Матери, был разорен в 1496 г. ордами крымского хана Менгли-Гирея.
В 1571 г. князь Корецкий Евфимий Богуш начал восстановление Корецкой обители, а продолжил начатое дело его сын — князь Иоаким Богушевич. Монастырь был освящен в 1580 г. в честь Воскресения Христова.
После заключения Брестской унии в 1596 г. в течение 20 лет на Волыни были закрыты и изъяты у православных все женские монастыри кроме Корецкого. Сюда бежали гонимые православные монахини из других обителей. Со временем монастырь уже не мог вместить всех новых насельниц. Поэтому весной 1620 г. было начато строительство новой более обширной обители. Однако, в 1622 г. корецкий князь Ян-Карл, принявший католицизм, передал новый храм и келейные корпуса францисканцам.
К 1740 г. Корецкий женский монастырь оставался единственным верным Православию на Волыни. В 1752-1795 гг. был униатским, принадлежал Базилианскому ордену. Указом императрицы Екатерины II от 12 апреля 1795 г. монастырь был возвращен православным.
В 1866 г. обители был возвращен бывший францисканский монастырь, освященный в 1880 г. в честь Святой Троицы. С тех пор Троицкий монастырь не закрывался.
В 1921 г. Воскресенский монастырь был занят польской местной полицией, в связи с тем, что в этом же году Западная Волынь оказалась под владением Польши. Все сестры переселились в Троицкий монастырь.
В 1984 г. указом Святейшего Патриарха Пимена Корецкому Свято-Троицкому женскому монастырю была предоставлена Патриаршая ставропигия. В 1994 г. обители были переданы развалины Воскресенского монастыря.
Храмы
Святыни
Главной святыней обители является образ Божией Матери «Споручница грешных» Корецкая, родовая святыня князей Корецких, переданная монастырю в 1622 г.
Свято-Троицкий Корецкий женский монастырь
Мiръ Украина Ровненская область Корец Свято-Троицкий Корецкий женский монастырь
Свято-Троицкий Корецкий ставропигиальный женский монастырь
(Троицкий — с 1880 года, до этого был Вознесенским, а ещё ранее Благовещенским) — alt=Свято-Троицкий Корецкий женский монастырь
Содержание
История [ править ]
Основан как Воскресенский корецким князем Евфимием (Богушем) около 1571 года на месте разрушенного более раннего монастыря. Возобновлен в 1625 году или 1633 году княгиней Софьей Корецкой (в монашестве игуменьей Серафимой). С 1752 по 1765 год монастырем владели униаты. В 1831 году католический Троицкий монастырь сгорел, в 1867—1880 гг. был отремонтирован, после чего сюда переселились сестры Воскресенской обители, оставленной на положении скита.
После заключения Брестской унии в 1596 году, оставался единственной женской православной обителью на Волыни.
В 1752—1795 годы был униатским, принадлежал Базилианскому ордену.
21 сентября 1880 года архиепископом Волынским и Житомирским Димитрием (Муретовым) был освящён новый храм во имя Пресвятой Троицы и келлии; прежний Воскресенкий монастырь был обращён в скит. В Воскресенском монастыре разместились также школа-приют и монастырское училище.
Согласно Рижскому мирному договору от 18 марта 1921 года, отошёл к Польше, что спасло его от закрытия и разгрома.
В годы Гражданской войны в Троицком монастыре нашли приют сотни сирот. Когда в 1921—1939 гг. Корец принадлежал Польше, притязания католиков на обитель возобновились. Проиграв судебный иск в Париже, поляки решили взять святыню силами военных. Узнав о готовящемся, игуменья Феофания наложила на сестер строгий пост. Ежедневно читалось по 40 акафистов. В назначенный день вся городская полиция была стянута к монастырю. Ожидался взвод конницы из Ровно. Но в дороге командующий взводом поручик Адамкевич внезапно остановил коня и стал падать из седла. На вопросы подхвативших поручика подчиненных Адамкевич ответил: «Меня поразил Ангел Божий. Монастырь не трогайте», — и умер.
12 января 1944 года Корец был взят Красной армией. Вследствие закрытия в 1959 году Кременецкого женского монастыря и в следующем году Дерманского монастыря, число насельниц здесь возросло до 206. Вид на храм сзади
В 1984 году обители дана ставропигия Святейшего Патриарха Московского и всея Руси.
В 1994 году монастырю был возвращён Воскресенский скит.
29 июля 2007 года скончалась почётная настоятельница монастыря игумения Наталия (Ильчук), бывшая игуменией обители с 2 марта 1970 года.
В монастыре 90 монахинь.
Описание [ править ]
Свято-Троицкий собор имеет престолы во имя Святой Троицы, в честь Успения Пресвятой Богородицы и во имя преподобного Иова Почаевского. Храм и каменный 2-этажный корпус келий возведены 1620 году, перестроены в 1867—1880 гг. Рядом — каменная зимняя церковь Иоанна Предтечи (1890). В каменной ограде монастыря — кирпичная трехъярусная колокольня (1905).
Скит Воскресения Христова расположен западнее монастыря на незначительном удалении. К 1998 году над восточной частью главного скитского корпуса сооружено три новых купола.
Святыни [ править ]
Недалеко от обители находится монастырское кладбище.
Богослужения [ править ]
Свято-Троицкий храм открыт для посещения ежедневно.
Службы проводятся в 6-00 и в 17-00.
Главный праздник: четверг после Святой Троицы — иконы Божией Матери «Споручница грешных» (празднуется также 7/20 марта и 29 мая/11 июня).
Престольные праздники [ править ]
Память прп. Иова Почаевского
Местонахождение [ править ]
Адрес: 34700, Украина, Ровенская обл., г. Корец, ул. Киевская, 56
Где остановиться [ править ]
При монастыре есть гостиница для паломников.
Рекомендуется предварительная заявка.
Фото [ править ]
Корецкая икона Богородицы «Споручница грешных»
КОРЕЦКИЙ ТРОИЦКИЙ МОНАСТЫРЬ
Корецкий Троицкий монастырь. Фото с сайта arhiv.orthodoxy.org |
Женский монастырь во имя Живоначальной Троицы в городе Корце, ставропигия Русской Православной Церкви в черте Ровенской епархии
Расположен среди живописной природы Волыни над рекой Корчик в городе Корце.
Благовещенский монастырь
Первый игумен Киево-Печерского монастыря преподобный Варлаам, совершая второе паломничество по святым местам в 1064 году, основал на северном полуострове Корецкого тригорья женскую обитель, которая была посвящена Благовещению Пресвятой Богородицы. При нашествии Батыя в 1242 году монастырь был разрушен.
Успенский монастырь
С прекращением опустошительных набегов монголо-татар Корецкий монастырь начал восстанавливаться. По завершении строительства монастырь принял вид неприступной крепости. Теперь он был освящен в честь Успения Пресвятой Богородицы.
На протяжении XIII–XV столетий монастырь-крепость выдержал многочисленные жестокие нашествия крымских татар, но в 1496 году Корецкая обитель была взята крымским ханом Менгли-Гиреем. В то время Корец пал после двухнедельной осады, и татары истребили жителей от «млада до велика.» Сестры вместе с княжеским войском защищали обитель, но когда монастырь был окружен, подожжен и наконец занят татарами, обитель оказалась пустой. Сестры и воины князя Василия Корецкого покинули монастырь, воспользовавшись подземными ходами. Тогда монастырь был разрушен до основания и лишь руины свидетельствовали о существовании священного места.
Воскресенский монастырь
Один из корецких князей, волынский воевода Богуш (Богдан) Федорович, защищая княжество от наполняющих Волынь римо-католиков решил восстановить Корецкий женский монастырь. В 1571 году на руинах древней обители он заложил новый женский монастырь. Противодействие римо-католической польской знати мешало строительству. После смерти Богуша Корецкого в 1576 году, строительство монастыря было продолжено его сыном Иоакимом (Ефимом) и к осени 1579 года работы были закончены. Монастырский собор был освящен в честь Воскресения Христова. Дочь Иоакима София приняла постриг с именем Серафимы и стала первой инокиней и игуменией обители.
После заключения Брестской унии в 1596 году, в течении 20 лет на Волыни были закрыты и изъяты у православных все женские монастыри кроме Корецкого. В духовной борьбе за сохранение Православия Корецкому монастырю помогали протоиерей Лаврентий и Стефан Тустановские. Благодаря их проповеднической и антикатолической деятельности, Корецкий монастырь стал оплотом Православия на Волыни.
Сюда бежали гонимые православные монахини из других обителей. Со временем монастырь уже не мог вместить всех новых насельниц. Поэтому весной 1620 года было начато строительство новой более обширной обители. Однако, в 1622 году корецкий князь Ян-Карл, принявший римо-католицизм, передал новый храм и келейные корпуса францисканцам.
Возвращаясь с Киевского Собора 1628 года в обители три дня прожил преподобный Иов Почаевский.
Униатский базилианский монастырь
К 1740 году Корецкий женский монастырь оставался единственным верным Православию на Волыни. Наконец, униатский епископ Феодосий (Рудницкий) в 1752 году с помощью польского войска ввел в Корецкий монастырь униатских монахинь базилианского ордена. Православные монахини, вместе с игуменией Анной (Олесвянской) были выдворены, а престарелые монахини увезены в единственный остававшийся православным Клинецкий женский скит.
При униатах старый каменный храм и деревянные кельи были заменены каменным двухэтажным корпусом, где устроили новые храм и кельи. Тем временем православные монахини продолжали подвизаться в частных квартирах.
Возвращение монастыря православным
Когда Волынь отошла в состав Российской империи появилась возможность возвращения обители православным. Корицкие православные монахини обратились с прошением к епископу Переяславскому Виктору (Садковкому) возвратить насильно отнятый монастырь. Владыка направил ходатайство в Святейший Синод и правительство после чего, Высочайшим Указом императрицы Екатерины II от 12 апреля 1795, года монастырь был передан православным с оставлением при нем всех принадлежащих ему недвижимых имений.
19 августа 1797 года в городском пожаре были уничтожены храм, келейный корпус и некоторые хозяйственные постройки. В гостинном зале был устроен храм, в котором разместились спасенные во время пожара иконы, хоругви и Царские врата. Сестры более двух лет трудились на восстановлении обители. Восстановленный монастырь был освящен на Светлой седмице 1800 года, в праздник иконы Божией Матери «Живоносный Источник», епископом Волынским Варлаамом (Шишацким) при многочисленном стечении народа.
Во время Отечественной войны 1812 года монастырь передал из своей казны в помощь русской армии 10 тысяч рублей серебром.
В последующие годы число насельниц в монастыре увеличилось, так что он уже не мог принять новых. Игумения Аполлинария (Князева) 10 июля 1864 года обратилась с прошением к архиепископу Волынскому Антонию (Павлинскому) передать обители развалины бывшего Корецкого монастыря францисканцев. 28 мая 1866 года бывший францисканский монастырь и земельный участок были переданы православной обители. Начались труды по его восстановлению.
В те годы в монастыре действовал школа-приют и монастырское училище. После после инспекторской проверки 1870 года было положено выпускникам выдавать аттестаты на звание домашней учительницы и учительницы для церковно-приходских школ.
Новый Троицкий монастырь
В гражданской войне и под властью Польши
В период гражданской войны сестры приютили сотни сирот.
По итогам гражданской войны монастырь попал под власть Польши и в последующие годы подвергался попыткам изъятия со стороны римо-католического духовенства. Православные не имели успеха в польских судах, но добились слушания дела в Париже выиграли процесс. Одним из проявлений Божия попечения об обители явилось чудесное видение архиепископу Волынскому Алексию (Громадскому) и его спутникам в канун праздника Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня: они увидели Крест, сияющий в облаках над обителью. 23 июня 1938 года польские римо-католики намеревались отнять монастырь силой. Однако, ангел Божий, по свидетельству самого поручика Адамкевича, поразил его, ехавшего с эскадроном польской конницы для разгона насельниц. Лишь после этого монастырь оставили в покое.
Вторая мировая война и советский период
С первых дней Великой Отечественной войны территория Западной Украины была оккупирована немецкими войсками. Для жителей Корца монастырь служил убежищем. Обитель перечислила на строительство советской танковой колонны имени Димитрия Донского 2,5 тысячи рублей, в фонд обороны передала более 16 тысяч рублей. Монастырь продолжал действовать с переходом под власть СССР.
В 1959-1960 годах, в период массового закрытия монастырей под давлением светской власти, угроза закрытия вновь нависла над Корецким монастырем. Гражданские власти силой захватили келейный двухэтажный корпус, выдвигали невероятные обвинение против настоятельницы. В то время обитель посетили многие православные архиереи. Своими визитами они укрепляли сестер и привлекали к монастырю внимание, чем отняли у власти возможность закрыть обитель «без лишнего шума» и закрытие не состоялось.
После закрытия Зимненского монастыря, Корецкая обитель приняла на хранение чудотворную Зимненскую икону. Под кровом Корецкого монастыря также обрели пристанище 98 сестер из Кременецкого, Дерманского и других закрытых монастырей. Для размещения сестер пришлось перестроить под сестринские келии монастырскую трапезную.
Молитвенный подвиг сестер и мудрое руководство настоятельниц стали залогом спасения от закрытия Корецкого монастыря, единственного на Волыни и одного из девяти монастырей на Украине, остававшихся действующими после середины 1960-х годов. Несмотря на притеснения со стороны светских властей, матушке удалось произвести капитальный ремонт Троицкого собора и колокольни, расписать Предтеченский храм, а также построить хлебню, прачечную, гостиницу и ряд других зданий. Насельницы обители осваивали новые для них церковные искусства, сельскохозяйственную технику. Корецкий монастырь, единственный в Русской Православной Церкви, сохранил золотошвейное искусство во всей его полноте.
В июне 1984 года монастырь был определён ставропигией патриарха Московского и всея Руси.
В поворотный 1988 год тысячелетия Крещения Руси монастырю были возвращены отобранные ранее двухэтажный корпус, сад и огород. В корпусе разместились: музей монастыря, библиотека, медпункт, зубоврачебный кабинет, а также гостинные номера. Первой публикацией, появившейся в советской печати, в которой был показан в позитивном ключе монастырский быт, была статья в журнале «Работница», посвященная Корецкому монастырю. В 1990 году обители было возвращено здание монастырской школы и сиротского приюта, в котором после ремонта открыли воскресную школу.
Новейший период
В том же году Волынь захлестнули раскольнические движения, среди которых обитель снова стала маяком верности канонической Православной Церкви.
В 1994 году обители был возвращен отнятый в послевоенное время комплекс сооружений древнего Воскресенского монастыря. За годы пребывания в государственном распоряжении он был доведен до состояния развалин, а пожар 1990 года усугубил разорение. Получив его в свое ведение, сестры начали восстанавливать древнюю обитель.
Новостройкой 1997-1998 года стал молокозавод, который обеспечил потребы пищеблока и улучшил финансовое состояние монастыря.
К концу 1990-х годов сестры собственными силами ремонтировали храмы, золотили купола, киоты и иконостасы. При обители действовала воскресная школа для детей и регентско-катехизаторское училище. Хозяйство монастыря содержалось в образцовом порядке: каждый клочок земли был обработан, монастырь утопал в зелени садов и был обильно украшен цветами.
Свято-Троицкий собор имеет престолы во имя Святой Троицы, в честь Успения Пресвятой Богородицы и во имя преподобного Иова Почаевского.
Святыни
Недалеко от обители находится монастырское кладбище.
Статистика
Настоятельницы
– Знакомясь с историей вашей святой обители, отчетливо видишь, что на протяжении веков она твердо противостояла католикам и была незыблемым оплотом Православия на Волыни. В недавнем XX веке, когда, например, польские католики силой пытались захватить монастырь, Господь не допустил этого. Впечатляет рассказ польского поручика Адамкевича, как Ангел Божий поразил его, ехавшего с «швадроном» конницы на разгон насельниц. И после этого случая католики оставили монастырь в покое. А теперь, в очень сложное и трагическое для Украины время, приезжают ли сюда паломники, приходят ли на службы богомольцы? Остается ли монастырь по-прежнему мощной духовной крепостью в этом благословенном краю?
– Благодаря удачному географическому расположению города Корца (он находится на рубеже востока и запада Украины), во все времена существования нашей древней Корецкой обители ее всегда посещали паломники. Через город проходит трасса Киев-Чоп (когда-то это было Брест-Литовское шоссе), по которой передвигаются паломники из дальнего и ближнего Зарубежья, от Киева вплоть до Почаевской Лавры. Так было в древние времена, так было и до недавних дней: богомольцы заезжали в обитель поклониться главной святыне монастыря – чудотворному образу Божией Матери «Споручница грешных» Корецкая. Но в настоящее время, действительно очень сложное для Украины, начиная с последнего месяца прошлого года, паломники прекратили свои поездки, хотя количество наших местных богомольцев не уменьшилось. Каждый день мы молимся своей постоянной неустанной Заступнице святой обители Божией Матери в лице Ее чудотворного образа «Споручница грешных». Сегодня нападки СМИ на Православную Церковь и, в частности, на нашу обитель, участились, однако мы чувствуем внутреннюю силу через особый покров Богоматери.
– Матушка Рафаила, Вы стали настоятельницей Корецкого Свято-Троицкого ставропигиального женского монастыря несколько необычно. Предыдущая его настоятельница игумения Наталия (Ильчук), перешагнув 80-летний рубеж и почувствовав, что с каждым днем ее силы слабеют, испросила у Святейшего Патриарха новую настоятельницу и рекомендовала Вас – свою верную помощницу. Вы тогда сказали – цитирую: «В первую очередь я буду стремиться сохранить все традиции, которые игумения Наталия возродила в этой святой обители. Много было положено нового, когда матушка приняла бразды настоятельства, и все это я хочу сохранить и приумножить». Что удалось сохранить и приумножить из того, что возродила Ваша предшественница?
– Наш монастырь древний: были разные политические устои, которые, часто сменяя друг друга, не всегда шли на пользу обители. Поэтому матушке Наталии в годы ее управления пришлось многое разрушенное восстанавливать, вообще удерживать с помощью Божией обитель от закрытия. Она привела монастырь в действительно цветущее состояние. Ее можно назвать игуменией – строительницей. Но прошли десятилетия, и все, естественно, начало ветшать. Так что вольно-невольно нужно продолжать, если так можно выразиться, традицию строительства. В связи с этим, к слову, в те времена были нарушены некогда существовавшие монастырские традиции общей трапезы и общего молитвенного правила для сестер, упорядоченные уже при моем настоятельстве. Также некогда матушка Наталия возродила традицию колядок в обители. Не только сестринские хоры, но и духовенство Корецкого благочиния участвовали в вечерах колядок. Мы бережно продолжаем начатое при прежней настоятельнице прославление родившегося Богомладенца, постоянно расширяя круг участников этих колядок. В обитель приезжают хоры из соседних кафедральных соборов, из других монастырей, а также заслуженные хоры из близлежащих приходов. Это придает вечернему богослужению (заметим, вечер колядок совершается после вечерни третьего дня) особую торжественность, привлекая множество богомольцев.
– Еще раз вспомним Вашу предшественницу – игумению Наталию (Ильчук). В одном из интервью, данном ею в 2006 году сразу же после Вашего назначения настоятельницей обители, матушка Наталия подчеркнула как величайшее Ваше достоинство то, что Вы всегда усердно выполняли все монастырские послушания. Но Вы пришли в монастырь совсем молоденькой, полной сил и энергии. Теперь же в обители нередко приходят сестры в возрасте, отягощенные разными болезнями. И если они не в состоянии выполнить послушание, которое им дает игумения, т. к. оно не по их физическим силам, как Вы поступаете?
– Стараюсь каждой сестре дать послушание по ее физическим силам и умственным способностям, а в случае нехватки сил или недомогания советую сестрам ежедневно обращаться, особенно с утра, с молитвой к «Споручнице грешных» о даровании сил для перенесения утомления настоящего дня, веруя в это несомненно. Советую это из своего жизненного опыта. Бывают случаи, как исключение, когда данное послушание не по силам, тогда благословляю на другое. Игумения Наталия старалась не принимать послушниц в возрасте, хотя это и случалось, потому что в монастыре и так много возрастных сестер. Матушка Наталия всегда говорила: «Молодое деревце удобно во время бури сгибается, а старое дерево – ломается». Так бывает и на монашеском жизненном пути. Но, к сожалению, сейчас молодые сестры слабее здоровьем и сил у них меньше, нежели у старших.
– Давайте продолжим разговор о послушаниях. Корецкий монастырь широко известен в православном мире тем, что он единственный в Русской Православной Церкви во всей полноте сохранил такое древнее искусство, как золотошвейное. Известно, что в свое время сестры-золотошвейки вышили митру и комплект херувимов на куколь Святейшего Патриарха Пимена. Сколько нынче насельниц подвизается в золотошвейной мастерской и какие их работы Вам бы хотелось особо отметить?
– В золотошвейной мастерской в настоящее время подвизается 5 сестер. В ней сестры трудятся чаще всего в зимнее время, когда короткие световые дни, потому что в летний период они несут послушание на пахотной земле, ибо обычно наш монастырь питается от своих трудов. Каждая сестра, кроме послушания в рукодельной, имеет еще несколько других послушаний. В данное время сестры-золотошвеи вышивают митры. В подарок блаженной памяти Святейшему Патриарху Алексию II были вышиты иконы Божией Матери «Споручница грешных» Корецкая и Святителя Алексия, митрополита Московского. К приезду в нашу обитель Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла (2009 год) и ко Дню Ангела Патриарха сестры вышили в подарок Его Святейшеству митры. Также они вышили несколько цветов Патриарших параманов.
– У монастыря есть 20 гектаров пахотной земли. Хватает ли сил у сестер обрабатывать ее?
– Для обработки 20 гектаров земли у нас есть полевая техника: трактора, комбайны, сеялки и др. Прополку огорода осуществляют сестры обители с помощью воспитанниц нашего Духовного училища и благочестивых прихожанок, желающих потрудиться в обители ради пользы своей души.
– Интересно, что ульи на пасеке сделаны в форме миниатюрных храмов. Как пришла эта идея? Стала ли пасека хорошим подспорьем в монастырском хозяйстве?
– Улей в виде макета нашего Троицкого храма на монастырской пасеке – идея игумении Наталии (Ильчук). В данном улье-храме находится 5 пчелиных семей. Пасеку обслуживают 2 сестры: старшая и младшая. У нас есть 25 ульев, и мед мы используем сугубо для своих целей: как лекарство и пищевой продукт. Год на год не приходится, это зависит от урожая.
– Наверное, одним из самых ярких событий современной монастырской жизни стал приезд Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Корецкий монастырь во время его визита на Украину летом 2009 года. С какими сторонами монастырской жизни Вам удалось познакомить Его Святейшество? Что особенно его заинтересовало и взволновало?
– Посещение нашей обители Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом является вторым за всю историю существования Корецкого монастыря. По программе визита Святейший Патриарх должен был прилететь в город Ровно, а оттуда приехать к нам в обитель. Но так как власти не разрешили ему ехать в Ровно, то он изменил свой рейс и приехал к нам из Киева (из-за чего уменьшилось выделенное для посещения нашей обители время). У нас Его Святейшество не все смог посмотреть из-за позднего времени. На следующий день после богослужения Патриарх посетил наше Регентско-катехизаторское училище. Осмотрев учебные классы и пообщавшись с руководством училища, высокий гость произнес напутственное слово всем находившимся в актовом зале: «Я безгранично рад видеть вас, мои дорогие. Переступив порог сей Духовной школы, радуюсь за вас, ибо вы напомнили сегодня мне о многом, о том, как созидалось регентское отделение в нашей Alma-Mater. Это был поистине прорыв в церковной науке, первый пробный вариант обучения девушек в Духовной семинарии, который увенчался невиданным успехом, ибо сегодня во многих епархиальных центрах нашей Церкви и у вас, в частности, в Корце, мы наблюдаем преемство связей, продолжение великого дела, ради которого тогда, в 80-ые годы прошлого столетия, были положены немалые труды.
И регентское дело, и швейное, которое вы продолжаете, очень важны в церковном служении. Расширяйтесь, совершенствуйтесь, держите высоко планку учебного процесса, помня, что вы учились этому всему в Ленинградских Духовных школах. Призываю на ваши труды Божие благословение».
Благодаря дальновидности матушки Наталии и по ее благословению из нашей обители поступило учиться на регентское отделение Ленинградских духовных школ 4 сестры, в числе которых была и я. В настоящее время три из них – игумении, и одна несет послушание в Покровском Патриаршем приходе города Хельсинки (Финляндия). Духовные школы тогда возглавлял архиепископ Выборгский Кирилл, ныне Святейший Патриарх. Вернувшись в обитель после окончания регентского отделения, спустя семь лет я была назначена регентом левого клироса, которым по милости Божией управляла 17 лет. До нас управляли регентши преклонного возраста, самоучки, и нам очень хотелось создать хорошие профессиональные хоры. Это нам, как видится, удалось. Наше желание осуществилось тогда, когда по благословению Святейшего Патриарха Алексия II и по ходатайству игумении Наталии при монастыре было открыто регентское училище. По прошествии нескольких лет мы начали пополнять свои хоры воспитанницами училища. Постепенно хоры стали усовершенствоваться. В данное время богословским предметам в нашем училище обучаются и сестры монастыря, а певчие – постановке голоса, что имеет благотворное влияние на монастырский хор.
– Матушка Рафаила, кого готовит созданное при монастыре чуть более пятнадцати лет назад Регентско-катехизаторское духовное училище? Где сегодня подвизаются выпускники этого училища?
– Наше Духовное училище дает своим студентам профессиональное, среднее специальное образование по образцу дирижерско-хоровых и вокальных отделений музыкального училища, готовя квалифицированных специалистов в области церковного хорового пения, регентов, уставщиков, певчих церковных богослужебных хоров Православной Церкви, мастеров по изготовлению церковной одежды, преподавателей Закона Божия в церковно-приходских школах.
Многие из выпускниц продолжили и закончили обучение на вокальных и дирижерских отделениях Донецкой музыкальной академии имени Прокофьева, Одесской музыкальной академии имени Неждановой, Харьковской и Днепропетровской консерваторий, Киевского Национального педагогического университета имени Драгоманова, Ровенского музыкального училища, Черновицкого Православного Богословского института и других высших учебных заведений нашей страны.
Корецкое Регентско-катехизаторское училище подготовило регентов и во многие обители нашей Церкви. Тут обучались насельницы Киево-Флоровского, Зимненского Успенского и Мыхновского Сретенского на Волыни, Дерманского Троицкого на Ровенщине и Стеблевского Преображенского на Черкасщине женских монастырей.
Свыше 10 выпускниц двух отделений: регентского и швейного – стали насельницами нашей святой обители, двое из которых сейчас преподают музыкальные дисциплины. Некоторые выпускницы трудятся тут на послушании, иные пополнили число послушниц в других женских монастырях.
– Вы входите в состав Коллегии Синодального отдела по монастырям и монашеству. Первый вопрос: что дает Вам участие в ее работе, помогает ли как-то в устройстве монашеской жизни в родной обители? Вопрос второй: удалось ли внести свой вклад в деятельность Коллегии?
– По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла я, как настоятельница Корецкого ставропигиального женского монастыря, была введена в состав Коллегии Синодального отдела по монастырям и монашеству. Для нашей обители и меня лично это великая честь. Теперь я, как настоятельница обители, в географическом плане далеко расположенной от Москвы, имею возможность расширить свой личный кругозор в отношении различных сторон монастырской жизни. В связи с этим появилась для всех начальствующих над монастырями уникальная возможность постоянного живого общения, а также устранения различных проблем, возникающих в монастырской среде, и принятия общей согласованной позиции. Это действительно помогает мне разрешать свои внутренние монастырские трудности.