свято троицкий храм в усть каменогорске

г.Усть-Каменогорск, Свято-Троицкий храм (памятник архитектуры)

Настоятель: Преосвященнейший Амфилохий, епископ Усть-Каменогорский и Семипалатинский

Время строительства храма: 1789 – 1809 гг.

Освящение храма: 1810 г.

Дата основания прихода: 1720 г.

Закрытие храма и его разорение: 1928 г.

Дата возобновления работы: 1989 г.

Восстановление первоначального облика храма: апрель 2013 года – октябрь 2015 года.

Освящение храма: 17 октября 2015 г.

Богослужения: совершаются ежедневно, кроме воскресных и праздничныхслужб, которые совершаются в Андреевском кафедральном соборе. Начало утренней службы в 8:30, вечерней – в 16:00.

Престольные праздники: День Святой Троицы, Пятидесятница, 2 августа (20 июля) – память пророка Божия Илии, 9 октября (26 сентября) – память апостола и евангелиста Иоанна Богослова.

Торжественное освящение Свято-Троицкого храма

В юбилейный год 1000-летия преставления святого равноапостольного князя Владимира, в 295-ю годовщину со дня основания г. Усть-Каменогорска и 205-летие со дня первого освящения Усть-Каменогорского Свято-Троицкого крепостного собора – свершилось великое дело – Храм-мученик возрожден. Его первоначальный исторический облик – восстановлен.

17 октября 2015 г. Глава Православной Церкви Казахстана Митрополит Астанайский и Казахстанский Александр в сослужении архипастырей из Казахстана и России совершил Великое освящение возрожденного Свято-Троицкого собора.

В честь этого события для поклонения верующих в Андреевский кафедральный собор был доставлен ковчег со святыми многоцелебными мощами святого Крестителя Руси – равноапостольного князя Владимира.

История храма

Долгие годы Свято-Троицкий собор был единственным храмом города, его единственным культурным центром, где крестили, венчали и провожали в последний путь православный народ, пока в 1888 году не был построен великолепный красавец Свято-Покровский собор, разрушенный в 1936 г.

Троицкая церковь имеет богатейшую историю, связанную с именами известных в крае священнослужителей, но в 1928 году Свято-Троицкий собор был закрыт, осквернен и варварски изувечен. Были уничтожены купола, колокольня, алтарная апсида, церковная ограда, а так же памятники существовавшего здесь в дореволюционный период некрополя. В разные годы в нем размещались: овощехранилище, гарнизонный клуб, кинотеатр, склады Военторга.

В 1993 году, постановлением Священного Синода РПЦ, на базе храма и прилегающей к нему территории был учрежден Свято-Троицкий мужской монастырь. После проведения некоторых ремонтных работ в храме стали совершаться богослужения.

Возрождение святыни

В начале апреля 2013 года, по благословению епископа Усть-Каменогорского и Семипалатинского Амфилохия, при поддержке областного и городского акиматов, а также многих меценатов и доброхотов, начались работы по воссозданию первоначального облика Свято-Троицкого собора г. Усть-Каменогорска.

Рабочий проект по восстановлению Свято-Троицкого собора разработан ТОО «Проектный институт «Сибакадемпроект» по сохранившимся планам и чертежам XVIII века, найденным в архивах Санкт-Петербурга, и по дореволюционным фотографиям. Главный архитектор проекта – А.С. Богушевич, руководитель архитектурно-строительного отдела Усть-Каменогорской и Семипалатинской епархии.

Параллельно с проектными работами шли работы по разбору и удалению чужеродных конструкций. Был вскрыт и укреплен фундамент алтаря. Начали кладку алтарной апсиды.

В течение 2013 года велись работы: по восстановлению алтарной апсиды, всех внутренних перегородок храма, осуществлялась заливка бетонных плит перекрытия, возводилась колокольня и каркас крыши. Весной 2014 года занялись изготовлением и монтажом декоративных деталей карниза.

15 апреля 2014 года, во вторник Страстной седмицы, произошло знаменательное событие в истории восстановления Свято-Троицкого собора – были подняты и установлены новые купола, изготовленные в Барнауле на предприятии ИП Апаликова. Перед монтажом, 6 апреля, кресты и купола были освящены епископом Усть-Каменогорским и Семипалатинским Амфилохием.

В Великий Четверг, 17 апреля, произошло еще одно важное событие. По окончании Божественной Литургии при большом стечении молящихся, епископ Амфилохий совершил чин освящения новых девяти колоколов, изготовленных на московском колокольном заводе «ЛИТЭКС». После освящения колокола были подняты на восстановленную колокольню Свято-Троицкого собора.

В течение 2014 года велись работы по внутренней и внешней отделке храма, установлены арочные деревянные окна, подобные тем, что были в храме до разрушения. Подведены инженерные сети. Были завершены кровельные работы и выполнена штукатурная грунтовка фасадов Храма для сохранения исторической кладки в зимнее время от воздействия атмосферных явлений.

Осенью 2014 года в храме было подключено отопление и электричество. И до весны 2015 года в Свято-Троицком соборе велись различные внутренние отделочные работы, в том числе устройство гранитных полов и подготовка храма к прибытию иконостаса, который привезен и установлен в конце апреля 2015 года. Иконостас изготовлен Свято-Троицким братством г.Щигры, Курской области в стиле, характерном для написания икон конца XVIII века.

С мая 2015 года велись работы по благоустройству прилегающей территории. Вывезен строительный мусор, снят слой старой земли и планируется завоз плодородного слоя земли для устройства будущих газонов и цветников, посадки и пересадки деревьев и кустарников – и создания в будущем епархиального сквера для отдыха горожан.

Слова благодарности

Возрождение Усть-Каменогорского Свято-Троицкого крепостного собора велось всем миром, кто своим физическим трудом, кто молитвой, кто пожертвованием, но каждый стремился участвовать в этом святом и благородном деле.

Выражаем слова благодарности всем, кто участвовал или способствовал возрождению храма-мученика, а именно: экс-акиму ВКО Б.М.Сапарбаеву, при поддержке которого в апреле 2013 года начались работы по восстановлению первоначального облика Свято-Троицкого собора, секретарю Восточно-Казахстанского областного маслихата В.М.Головатюку, заместителю председателя совета директоров АО «Азия-Авто» В.Н. Сухоруковой и Т.И. Цветковой, председателю Ассоциации деловых женщин Усть-Каменогорска, за постоянное внимание и эффективную помощь в решении важных вопросов.

Усердные труды во славу Божию и святой Русской Православной Церкви в деле восстановления Свято-Троицкого собора понесли такие предприятия города и области, как:

Группа компаний «БИПЭК АВТО-АЗИЯ АВТО» (Председатель совета директоров А.М.Балушкин), АО «УК ТМК» (Президент – А.Т.Мамутова; а также слова особой благодарности бывшему Президенту АО «УК ТМК» Б.М.Шаяхметоу, ныне покойному), ТОО «Казцинк» (Председатель правления Н.Попович, директор по устойчивому развитию А.П.Лазарев), ТОО «УК ЗМК» (директор М.С.Лабуков), ТОО «Усть-Каменогорская монтажная фирма «Имсталькон» (директор М.Н.Анашкин), ТОО «Проектный институт «Сибакадемпроект» (директор Ю.В.Сабельфельд, главный инженер О.В.Гармаш), ТОО «Тамила Плюс» (директор Т.Г.Карпенко), ТОО «ЮКО» (директор А.А.Юрченко), ТОО НПФ «ЛИК» (генеральный директор К.Л.Липперт), АО «УК Тепловые сети» (технический директор А.В.Сурченко), ГКП «Оскемен Водоканал» МКК (директор Е.М.Аубакиров).

Также выражаем слова благодарности насельникам Свято-Троицкого монастыря и многочисленным прихожанам – каждый из них внес свою лепту в восстановление исторической справедливости – в возрождение первоначального облика Усть-Каменогорского Свято-Троицкого крепостного собора. Наконец-то, храм-мученик обрел свое второе рождение и свое былое величие во имя Святой и Живоначальной Троицы.

Кирилл, Патриарх Московский и всея Руси

Александр, Митрополит Астанайский и Казахстанский

Амфилохий, Епископ Усть-Каменогорский и Семипалатинский

Источник

История одной фотографии: Собор, вернувшийся из прошлого

Недавно в мои руки попало несколько интересных фотографий. Это были фотоснимки склада «Военторга» в Усть-Каменогорске 70-х годов. При всей любви к ретрофото я не сразу понял, в чем его ценность. Пока горожане не рассказали, что заброшенный склад в прошлом был главным собором Усть-Каменогорска. Даже на этой фотографии можно увидеть, как пострадал храм от событий, через которые он прошел в яростном ХХ веке. Как складывалась почти трехсотлетняя история Свято-Троицкого собора Усть-Каменогорска?

Фото: официальный сайт Усть-Каменогорской и Семипалатинской епархии, Агентство православных новостей Казахстанского Митрополичьего округа, открытые источники в интернете

свято троицкий храм в усть каменогорске. Смотреть фото свято троицкий храм в усть каменогорске. Смотреть картинку свято троицкий храм в усть каменогорске. Картинка про свято троицкий храм в усть каменогорске. Фото свято троицкий храм в усть каменогорске

Теперь у Свято-Троицкого собора новая жизнь — 17 октября храм отмечает пять лет с момента освящения. Он выделяется среди других своих казахстанских собратьев прежде всего тем, что это один из старейших храмов Казахстана. Таких церквей на территории страны — наперечет. Даже весьма солидные по возрасту соборы в Казахстане зачастую ведут отсчет с XIX века. Свято-Троицкому храму удалось пережить смену уже трех веков. И в каждом из столетий его судьба была очень разной.

свято троицкий храм в усть каменогорске. Смотреть фото свято троицкий храм в усть каменогорске. Смотреть картинку свято троицкий храм в усть каменогорске. Картинка про свято троицкий храм в усть каменогорске. Фото свято троицкий храм в усть каменогорскеМонастырская трапезная

Помимо того, что храм — один из старейших на территории нашей страны, здесь располагается первый в независимом Казахстане мужской монастырь. История храма очень богата. Изначально деревянная церковь, предшественница собора, была построена в 1720 году в заложенной в августе того же года крепости Усть-Каменной. Эта крепость и положила начало городу Усть-Каменогорску, отмечающему в этом году свое трехсотлетие.

свято троицкий храм в усть каменогорске. Смотреть фото свято троицкий храм в усть каменогорске. Смотреть картинку свято троицкий храм в усть каменогорске. Картинка про свято троицкий храм в усть каменогорске. Фото свято троицкий храм в усть каменогорске

Часто православные храмы на территории бывшей Российской империи много раз перестраивались. На месте любого крупного каменного собора ранее стоял деревянный, чуть меньший в масштабах. Усть-Каменогорский Свято-Троицкий собор имеет схожую судьбу.

С 1720 года — походная церковь переброшенного в крепость Колыванского драгунского полка. Деревянная церковь с берестяной крышей и отдельной колокольней была основана в 1740-х. После того, как она сгорела, на ее месте по благословению митрополита Тобольского и Сибирского Павла (Конюскевича) был выстроен новый деревянный храм, освященный 6 июня 1775 года.

И только спустя 14 лет по благословению епископа Тобольского и Сибирского Варлаама началось строительство каменного Свято-Троицкого собора, который и сегодня стоит в центре Усть-Каменогорска. Собор строился с 1789 по 1809 год и был освящен 9 сентября 1810-го. Архитектурно-историческая ценность собора состоит еще и в том, что это первое каменное здание в Усть-Каменогорске.

свято троицкий храм в усть каменогорске. Смотреть фото свято троицкий храм в усть каменогорске. Смотреть картинку свято троицкий храм в усть каменогорске. Картинка про свято троицкий храм в усть каменогорске. Фото свято троицкий храм в усть каменогорске

При постройке здание претерпевало проектные изменения. По первоначальному замыслу храм проектировался однопрестольным и по стилистике должен был напоминать лютеранскую кирху в Петропавловском соборе в Санкт-Петербурге. В процессе строительства решено было сделать собор трехпрестольным. А в новый XIX век храм вошел крестовым зданием с утолщенной притворной частью и приделами, а также зауженным центром, который завершался пятигранной алтарной апсидой.

Одним словом, таким, каким мы видим его сегодня. Весь XIX век он простоял в таком виде и был, пожалуй, самым намоленным храмом Усть-Каменогорска, центром духовной жизни города.

Перестройки и перепланировки остались в XVIII веке, а главные испытания пришлись на век ХХ. Победа большевиков в 1917 году сулила храму непростые этапы. Уже в 1918 году Свято-Троицкий собор подвергся разграблению, а его настоятель протоиерей Сергий Феноменов был расстрелян на глазах у семьи. Причина скорой расправы была в том, что Феноменов ранее служил капелланом (военным священником) дисциплинарных батальонов царской армии и, по представлениям большевиков, не имел шансов на пощаду.

В 1993 г священнослужитель был реабилитирован. Постановлением Священного синода Русской православной церкви в 2000 году Сергий Феноменов был причислен к лику святых.

свято троицкий храм в усть каменогорске. Смотреть фото свято троицкий храм в усть каменогорске. Смотреть картинку свято троицкий храм в усть каменогорске. Картинка про свято троицкий храм в усть каменогорске. Фото свято троицкий храм в усть каменогорске

В 1923 году собор передали обновленцам-живоцерковникам. Обновленчество — течение, возникшее в Российской православной церкви после революции. Одним из названий было «Живая церковь». Помимо открытого сотрудничества с новой властью, они предлагали ряд новшеств: разрешение второбрачия для клириков, введение белого епископата, совершение богослужений на современном русском языке, ликвидация монастырей и прочее. Одним словом, это было что-то вроде попытки совершить русскую реформацию. «Казахстанская» была одной из 18 метрополий, которые определил «Священный синод» на территории СССР.

Почти сразу движение стало дробиться, и к концу 20-х годов советская власть стала относиться к обновленцам с недоверием. Свято-Троицкий собор, ставший на время обновленческим, в 1928 году был закрыт.

свято троицкий храм в усть каменогорске. Смотреть фото свято троицкий храм в усть каменогорске. Смотреть картинку свято троицкий храм в усть каменогорске. Картинка про свято троицкий храм в усть каменогорске. Фото свято троицкий храм в усть каменогорскеЗаседание Священного обновленческого синода, 1926 год

Дальше тучи стали сгущаться еще сильнее: в атеистической стране любому храму была уготована незавидная участь, но по сравнению с другими храмами Казахстана Свято-Троицкому собору особенно не повезло. Если где-то храмы оставались действующими, где-то преобразовывались в музеи, библиотеки или кинотеатры, то в стенах Свято-Троицкого собора располагались овощная база, склад военторга, гарнизонный клуб. Внутренний интерьер уничтожили и разграбили, колокольню, купола и церковную ограду украли. Здание храма тоже скоро пришло в полуразрушенное состояние. К концу советской власти его внешний облик уже мало напоминал храм. Лишь перестройка и последующий, в начале 90-х годов, распад Союза вернул в храм духовную жизнь.

свято троицкий храм в усть каменогорске. Смотреть фото свято троицкий храм в усть каменогорске. Смотреть картинку свято троицкий храм в усть каменогорске. Картинка про свято троицкий храм в усть каменогорске. Фото свято троицкий храм в усть каменогорске

В 1989 году здание собора вернули православной церкви, а спустя четыре года храм был преобразован и вошел в число объектов, составляющих первый в Казахстане мужской епархиальный монастырь. Тогда здание находилось в плачевном состоянии. Сложные девяностые позволили осуществить лишь часть ремонтных работ. Но в 2013–2015 годах при поддержке городского и областного акимата и содействии спонсоров и меценатов здание храма было полностью отреставрировано. В основу проекта легли найденные в архивах чертежи и планы XVIII века. Многие детали удалось восстановить примерно так, как они выглядели до разрушения.

свято троицкий храм в усть каменогорске. Смотреть фото свято троицкий храм в усть каменогорске. Смотреть картинку свято троицкий храм в усть каменогорске. Картинка про свято троицкий храм в усть каменогорске. Фото свято троицкий храм в усть каменогорске

Сегодня Свято-Троицкий собор, пройдя десятилетия гонений и испытаний, снова, как и много лет назад, центр культурной и духовной жизни Усть-Каменогорска. Может быть, спорно будет утверждать, что «шрамы» украшают веру. Но такой трудный путь, такое мученичество придало храму особый ореол. Жизнь собора вполне можно сравнить с жизнью человека, который, сталкиваясь с жизненными испытаниями, с честью и достоинством их выдерживает и обретает мудрость и опыт.

Источник

Троицкий храм города Усть-Каменогорска: История и современность

Иеромонах Иустин (Ларионов), заведующий сектором истории религии
Восточно-Казахстанского архитектурно-этнографического и
природно-ландшафтного музея-заповедника

Посвящается 200-летию освящения старейшего православного храма Казахстанского Прииртышья (1789 – 1809 гг.).

В 2010 году православные христиане, а также культурная общественность города Усть-Каменогорска отмечают значительное событие в истории родного края – двухсотлетие освящения Троицкого храма, который является старейшей церковной постройкой на всей огромной территории Казахстанского Прииртышья от китайской границы до российских пределов. Более ранним, по хронологии памятником православного церковного зодчества являлся Знаменский собор в городе Семипалатинске, строившийся с 1777 по 1782 годы [1, с. 15], но его ожидала трагическая судьба: он был уничтожен в советский период. [2, с. 191-195] Что же касается Усть-Каменогорска, то Троицкий храм – самая первая кирпичная постройка города, к счастью сохранившаяся, хоть и со значительными утратами.

Православная христианизация Прииртышья, деятельность священнослужителей и зодчих, внесли серьезные изменения, как в характер, так и в направление развития его культуры. В отношении материальной культуры, дело касается, прежде всего, архитектуры и строительства. Об имевшихся в наличии сооружениях Прииртышья, в дохристианскую эпоху мало известно, а то, что известно, не дает оснований приписывать им большую архитектурную ценность.

С появлением православия, в крае стали воздвигаться церкви по образцу аналогичных сооружений России. До конца XIX века количество их не было достаточным, территория прихода отдельного храма могла достигать нескольких десятков квадратных километров. В частности клириками Троицкого храма духовно окормлялись не только устькаменогорцы, но и жители отдалённой Кокпектинской станицы, где собственный Георгиевский храм появился лишь в 1865 году.

«… Появление в зарубежной степи русского оседлого пункта – Кокпектов, поставило на очередь вопрос о лучшем удовлетворении религиозно-нравственных потребностей православного населения… Ближайшей приходской церковью к Кокпектам являлась Усть-Каменогорская крепостная Троицкая церковь, причт которой периодически наезжал к кокпектинцам… Архиепископ Тобольский и Сибирский Георгий предложил Усть-Каменогорскому благочинному протоиерею Иоанну Тутолмину расположить кокпектинцев к построению собственной церкви.. Так поднялся вопрос о построении в Кокпектах храма, который и был воздвигнут в 1854 г. Позднее кокбектинцы получили самостоятельный причт» [3, с. 113-114].

Кокпектинская церковь получила название Великомученика Георгия Победоносца. Построена она была в 1854-1865 годах на средства Войскового (казачьего – авт.) Хозяйственного Управления и прихожан [4, с. 181]. Причт состоял из священника и псаломщика. Известно имя одного из настоятелей – священник Григорий Осипов [5, с. 73].

Таким образом, Троицкая церковь Усть-Каменогорской крепости играла важную роль в деле распространения православного христианства в Прииртышье, являлась очагом духовности, а в дальнейшем и рассадником просвещения. Рассмотрим в деталях некоторые сюжеты, связанные с её появлением и дальнейшей историей.

Появление первого помещения для совершения богослужений на месте существующего здания Троицкой церкви, неразрывно связано со строительством в устье рек Иртыша и Ульбы фортификационного сооружения. В 1720 году, небольшой отряд под командованием гвардии майора Ивана Михайловича Лихарева отправился из Тобольска вверх по Иртышу, с целью исследования возможных путей к Яркенду, а также строительства крепости в районе озера Нор-Зайсан.

Не обнаружив там подходящего места для этого, экспедиция двинулась по Черному Иртышу, где «… на 12 день плавания… русские были встречены сильным отрядом джунгар. Завязалось сражение, продолжавшееся трое суток, после чего с предводителем джунгар…был заключен мир.

Возвращаясь обратно…Лихарев в 1720 году основал Устькаменогорскую крепость.

Тот час же в это укрепление был командирован из Европейской части России драгунский Колыванский полк, который привез с собой походную церковь. Это была самая первая церковь в Устькаменогорской крепости. С полком прибыл иеромонах Георгий. Походный храм был легкий и быстро складывающийся.

Дубовые складные рамы, обтянутые голубым китайским штофом, изобразили иконостас. На этой-то легкой китайской ткани и были написаны иконы…

Около сороковых годов XVIII столетия в Устькаменогорской крепости появляется уже деревянная церковь, впоследствии сгоревшая. Церковь была небольшая, с отдельной колокольней и крытая берестой. По распоряжению митрополита Тобольского Павла, вместо сгоревшего храма был заложен новый…», [4, с. 135-137] освященный 6 июня 1775 года.

«…Через 14 лет после постройки деревянной церкви, поднялся вопрос о замене ее каменной, в виду ветхости деревянного храма. Каменный храм был заложен 26 июня 1789 года по благословению Варлаама, епископа Тобольского…

Постройка церкви затянулась на 20 лет. Чем вызывалась такая медленность в построении не особенно большого храма, из дел церковных трудно усмотреть…» [4, с. 137-139]

Итак, одна из возможных причин – неоднократные изменения проекта. К концу XVIII – началу XIX веков на необъятных просторах Западной Сибири получил некоторое распространение архитектурный стиль классицизма. При этом необходимо отметить, что в данное время церковное зодчество в этих областях Российского государства переживало некоторый упадок. Не более одной – двух построек в стиле классицизма появилось лишь в отдельных городах. В большинстве сельских храмовых сооружениях продолжал господствовать стиль барокко. Исключение составляли те храмы, в облике которых соединялись оба стиля, например церковь села Шухруп близ города Туринска. Первоначальный проект Троицкой церкви Усть-Каменогорской крепости был близок шухрупскому храму, исключая отдельные детали. Это был своеобразный сплав барокко и классицизма. Четверик храма предполагался двусветным, достаточно высоким. Нижний ряд световых проёмов прямоугольной формы, верхний ряд – восьмигранные люкарны. По замыслу архитектора он должен был быть завершен сомкнутым сводом, над которым предполагали разместить типичный для барокко декоративный барабан-фонарик с боковыми волютами. Стены храма украшались по преимуществу классицистическими декорациями: прямоугольные и полуциркульные окна и двери, пилястры, строгая многоступенчатая линия карнизов. Черты переходного периода – от барокко к классицизму проявляются в декоративной отделке стен трапезной части храма, а также в облике четырехъярусной колокольни. В силу неясных для нас теперь обстоятельств, подобного облика храм Усть-Каменогорской крепости так и не приобрёл. О нём мы можем судить только по сохранившимся чертежам.

Но времена менялись, происходили изменения и художественных вкусов строителей. Это обстоятельство нашло отражение в проекте 1799 года, предлагавшем ряд существенных изменений. Во-первых, храм из двухпрестольного превращался в трехпрестольный, в плане имевший вид креста. Мощный притвор имел утолщенные внутренние несущие стены, предназначенные для основания колокольни, форма которой резко изменилась, и стала являть собой мощный, архаичный четырехугольник, прорезанный огромными проемами с полуциркульным завершением. Над почти плоской крышей предполагался шпиль, довольно больших размеров. Оконные проемы – прямоугольники, стены почти лишены декора, и здание несколько оживлено многоступенчатым карнизом и выступами приделов, а также двухсоставной алтарной частью. Совершенно исчезает прежний основной объём – двусветный четверик и вместе с ним сомкнутый свод. Вместо массивного зала основного объёма появляется сравнительно небольшое, прямоугольное помещение внутренне и внешне очерченное меньшей по площади алтарной и большей трапезной с двумя приделами. Вместе с четвериком исчезает и свод – вместо него теперь обычный плоский потолок по всему периметру здания. Внешний облик здания должен был украсить восьмигранник барабана с пологим куполом. Алтарь в новом варианте имел форму апсиды с пятигранным членением. Итак, предполагаемый двухпрестольный храм с главным престолом во имя Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова и приделом во имя Равноапостольного Царя Константина, уже на второй стадии превращается в трехпрестольный. Но и проект 1799 года не вполне был осуществлён.

И, наконец, был третий, без особых изменений осуществлённый вариант. О нём мы можем судить по чертежу 1844 года. К сожалению не известен год, когда в проект внесены были очередные корректировки.

Законченный в 1809 году постройкой, храм имел уже тот вид, который мы можем себе представить с помощью дореволюционных фотографий. Крестовое в плане здание с утолщенной притворной частью, и приделами, и несколько зауженной центральной частью, завершавшейся пятигранником алтарной апсиды. Форма колокольни не претерпевает значительных изменений. Вместо почти плоской крыши появилась шатровая – с высоким узким барабаном и красивой луковичной главкой, непропорционально большой по размеру, что вовсе не портило общего впечатления. Крыша стала выше и зрительно воспринималась равной по высоте стенам здания, которые лишились своих прямоугольных, классического образца окон. Вместо них появились проемы с полуциркульным завершением. Барабан купола – восьмерик, лишенный теперь своих световых функций. Ниши вместо окон теперь несли лишь декоративную нагрузку.

Потолок внутри храма был плоский. Над алтарной частью и приделами было по одному маленькому куполу – всего, таким образом, включая колокольню, храм имел 5 куполов – наиболее распространённое их количество. Но расположены они были достаточно оригинально, тем самым подчёркивали нестандартность художественного мышления мастеров. Стены имели членение рустованными лопатками. Ограда церкви довольно типична: на высоком цоколе кирпичные столбы с кованой решеткой. Имелось два прохода: центральный – против главного входа, и в северной части, недалеко от алтаря. Таким образом, получился удивительный по своему облику архитектурный памятник, один из самых интересных в крае. Долгострой, изменения, вносимые в проекты, разностильность элементов в отделке фасадов и формы различных частей здания, не только не испортили храм, но сделали его своеобразным, необыкновенным – настоящей жемчужиной в ожерелье архитектурных шедевров Прииртышья.

Троицкий храм Усть-Каменогорской крепости появился, как уже отмечалось не только на стыке веков, но и в период смены господствовавшего до этого в Сибири архитектурного стиля барокко на классицизм.

«По свидетельству священника Бориса Георгиевича Герасимова, кирпичная (каменная) церковь воздвигалась на средства прихожан, но главным образом, на сумму инженерного департамента, отпущенную согласно Высочайшего Указа 1799 года… Есть предания, что иконостас в церкви (был) поставлен на личные средства князя Эристова, командира одного из крепостных полков…». [6, с. 13]

Таким образом, получился удивительный по своему облику архитектурный памятник, один из самых интересных в регионе.

Троицкая церковь оставалась единственным храмом Усть-Каменогорска вплоть до 1888 года, когда был построен и освящен Покровский собор, к сожалению, не сохранившийся до нашего времени.

Дореволюционная история Троицкой церкви неразрывно связана с именами известных в крае священнослужителей. С 1860 по 1870 годы, в сане диакона в храме служил Евфимий Владимиров, известный среди православных Прииртышья святостью своей жизни. В 1870 году он был рукоположен в священники и назначен настоятелем Успенской церкви села Тарханского. Впоследствии долгие годы служил в Воскресенской (Казачьей) церкви в Семипалатинске, возле алтаря которой и был похоронен. [7, с. 36-39]

С 1876 по 1912 годы в Троицком храме служил протоиерей Александр Павлович Сосунов, в должности настоятеля и благочинного. Кроме этого, он был законоучителем Мариинского Женского Училища, занимался литературой, метеорологией и археологией, пользуясь любовью и уважением всех знавших его при жизни. Похоронен он был в ограде Троицкой церкви. При нем начинал свое служение Церкви будущий известный ученый-краевед, священник Борис Георгиевич Герасимов, в детские и юношеские году бывший прихожанином храма. Отец Александр был его первым наставником. [4, с. 146-147]

Обновленческий раскол, потрясший до основания Русскую Православную Церковь, достиг и Усть-Каменогорска. В 1923 году Троицкий храм переходит в руки обновленческих раскольников, [15] а в 1928 году, на долгие десятилетия, в нем прекращаются богослужения. После закрытия, в Троицкой церкви в разные годы размещались: овощехранилище, картофелехранилище, гарнизонный клуб. В последние десятилетия советского периода в храме размещался склад Военторга № 1.

За годы лихолетий Троицкий храм претерпел значительные изменения. Утраченными оказались: колокольня, купола, алтарная апсида, оформление интерьера. Разрушена церковная ограда, а так же памятники существовавшего в дореволюционный период некрополя.

Возрождение активной духовной жизни этого старейшего в Казахстанском Прииртышье православного храма началось в 1991 году, после передачи его, а так же ряда других сохранившихся построек крепости, Алматинско-Семипалатинской епархии Русской Православной Церкви. Первым настоятелем Троицкого храма, в наше время, стал протоиерей Вячеслав Михайлович Дылевский (ум. в 1997 г.).

В 1993 году, постановлением Священного Синода РПЦ, на базе храма и прилегающей к нему территории был учрежден Свято-Троицкий мужской монастырь.

В настоящее время количество православных храмов в городе на Иртыше значительно увеличилось. Ещё совсем недавно православные христиане ютились в единственном в городе Покровском молитвенном доме. В настоящее время православный Усть-Каменогорск насчитывает в границах своей административной территории пять приходов, в городе имеется семь отдельно стоящих храмов: Троицкий, Покровский, Андреевский, Зиновьевский, Богородице-Рождественский, Герасимовский, Никольский (тюремный); три домовых: Сергия Радонежского в монастыре и два тюремных – Петропавловский и Софийский; две часовни: Новомучеников и Иконы «Умиление». Тем не менее, значение в духовной жизни города Троицкой церкви по-прежнему велико. Приход этого храма – один из самых многочисленных в Усть-Каменогорске. При монастыре активно действует воскресная школа для детей и для взрослых, с недавних пор функционирует духовно-просветительский центр для молодёжи.

Литература и источники

1 Священник Димитрий Алексинский. «Краткое сказание о Чудотворной Иконе Божией Матери, именуемой Абалацкою, о Чудотворной же копии с Нея, находящейся в городе Семипалатинске и о Святом ключе». Семипалатинск, 1899.

2 В. Н. Кашляк «Трагическая судьба собора» // Семипалатинск. Три века истории. Новосибирск, 2002.

3 «Первые осёдлые засельщики Кокпектинского Округа» // Б.Г. Герасимов. Избранные труды. Факсимильное издание. Усть-Каменогорск, 2000.

4 «Старинные церкви Семипалатинской области» // Б.Г. Герасимов. Избранные труды. Факсимильное издание. Усть-Каменогорск, 2000. – 335 с.

5 Адрес – календарь Семипалатинской области. Семипалатинск, 1914.

6 М. М. Ларионов. Православное зодчество Восточного Казахстана. – Усть-Каменогорск. 2007 – 144 с.

7 «Семипалатинский батюшка» // «Свет Православия в Казахстане» № 1(96), Алматы, 2003.

8 Усть-Каменогорск, Государственный Архив Восточно-Казахстанской области (ГАВКО), Ф. 1, Оп. 1, Д. 1, Лист 94.

Кирилл, Патриарх Московский и всея Руси

Александр, Митрополит Астанайский и Казахстанский

Амфилохий, Епископ Усть-Каменогорский и Семипалатинский

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *