свято троицкий дерманский женский монастырь официальный сайт
– Знакомясь с историей вашей святой обители, отчетливо видишь, что на протяжении веков она твердо противостояла католикам и была незыблемым оплотом Православия на Волыни. В недавнем XX веке, когда, например, польские католики силой пытались захватить монастырь, Господь не допустил этого. Впечатляет рассказ польского поручика Адамкевича, как Ангел Божий поразил его, ехавшего с «швадроном» конницы на разгон насельниц. И после этого случая католики оставили монастырь в покое. А теперь, в очень сложное и трагическое для Украины время, приезжают ли сюда паломники, приходят ли на службы богомольцы? Остается ли монастырь по-прежнему мощной духовной крепостью в этом благословенном краю?
– Благодаря удачному географическому расположению города Корца (он находится на рубеже востока и запада Украины), во все времена существования нашей древней Корецкой обители ее всегда посещали паломники. Через город проходит трасса Киев-Чоп (когда-то это было Брест-Литовское шоссе), по которой передвигаются паломники из дальнего и ближнего Зарубежья, от Киева вплоть до Почаевской Лавры. Так было в древние времена, так было и до недавних дней: богомольцы заезжали в обитель поклониться главной святыне монастыря – чудотворному образу Божией Матери «Споручница грешных» Корецкая. Но в настоящее время, действительно очень сложное для Украины, начиная с последнего месяца прошлого года, паломники прекратили свои поездки, хотя количество наших местных богомольцев не уменьшилось. Каждый день мы молимся своей постоянной неустанной Заступнице святой обители Божией Матери в лице Ее чудотворного образа «Споручница грешных». Сегодня нападки СМИ на Православную Церковь и, в частности, на нашу обитель, участились, однако мы чувствуем внутреннюю силу через особый покров Богоматери.
– Матушка Рафаила, Вы стали настоятельницей Корецкого Свято-Троицкого ставропигиального женского монастыря несколько необычно. Предыдущая его настоятельница игумения Наталия (Ильчук), перешагнув 80-летний рубеж и почувствовав, что с каждым днем ее силы слабеют, испросила у Святейшего Патриарха новую настоятельницу и рекомендовала Вас – свою верную помощницу. Вы тогда сказали – цитирую: «В первую очередь я буду стремиться сохранить все традиции, которые игумения Наталия возродила в этой святой обители. Много было положено нового, когда матушка приняла бразды настоятельства, и все это я хочу сохранить и приумножить». Что удалось сохранить и приумножить из того, что возродила Ваша предшественница?
– Наш монастырь древний: были разные политические устои, которые, часто сменяя друг друга, не всегда шли на пользу обители. Поэтому матушке Наталии в годы ее управления пришлось многое разрушенное восстанавливать, вообще удерживать с помощью Божией обитель от закрытия. Она привела монастырь в действительно цветущее состояние. Ее можно назвать игуменией – строительницей. Но прошли десятилетия, и все, естественно, начало ветшать. Так что вольно-невольно нужно продолжать, если так можно выразиться, традицию строительства. В связи с этим, к слову, в те времена были нарушены некогда существовавшие монастырские традиции общей трапезы и общего молитвенного правила для сестер, упорядоченные уже при моем настоятельстве. Также некогда матушка Наталия возродила традицию колядок в обители. Не только сестринские хоры, но и духовенство Корецкого благочиния участвовали в вечерах колядок. Мы бережно продолжаем начатое при прежней настоятельнице прославление родившегося Богомладенца, постоянно расширяя круг участников этих колядок. В обитель приезжают хоры из соседних кафедральных соборов, из других монастырей, а также заслуженные хоры из близлежащих приходов. Это придает вечернему богослужению (заметим, вечер колядок совершается после вечерни третьего дня) особую торжественность, привлекая множество богомольцев.
– Еще раз вспомним Вашу предшественницу – игумению Наталию (Ильчук). В одном из интервью, данном ею в 2006 году сразу же после Вашего назначения настоятельницей обители, матушка Наталия подчеркнула как величайшее Ваше достоинство то, что Вы всегда усердно выполняли все монастырские послушания. Но Вы пришли в монастырь совсем молоденькой, полной сил и энергии. Теперь же в обители нередко приходят сестры в возрасте, отягощенные разными болезнями. И если они не в состоянии выполнить послушание, которое им дает игумения, т. к. оно не по их физическим силам, как Вы поступаете?
– Стараюсь каждой сестре дать послушание по ее физическим силам и умственным способностям, а в случае нехватки сил или недомогания советую сестрам ежедневно обращаться, особенно с утра, с молитвой к «Споручнице грешных» о даровании сил для перенесения утомления настоящего дня, веруя в это несомненно. Советую это из своего жизненного опыта. Бывают случаи, как исключение, когда данное послушание не по силам, тогда благословляю на другое. Игумения Наталия старалась не принимать послушниц в возрасте, хотя это и случалось, потому что в монастыре и так много возрастных сестер. Матушка Наталия всегда говорила: «Молодое деревце удобно во время бури сгибается, а старое дерево – ломается». Так бывает и на монашеском жизненном пути. Но, к сожалению, сейчас молодые сестры слабее здоровьем и сил у них меньше, нежели у старших.
– Давайте продолжим разговор о послушаниях. Корецкий монастырь широко известен в православном мире тем, что он единственный в Русской Православной Церкви во всей полноте сохранил такое древнее искусство, как золотошвейное. Известно, что в свое время сестры-золотошвейки вышили митру и комплект херувимов на куколь Святейшего Патриарха Пимена. Сколько нынче насельниц подвизается в золотошвейной мастерской и какие их работы Вам бы хотелось особо отметить?
– В золотошвейной мастерской в настоящее время подвизается 5 сестер. В ней сестры трудятся чаще всего в зимнее время, когда короткие световые дни, потому что в летний период они несут послушание на пахотной земле, ибо обычно наш монастырь питается от своих трудов. Каждая сестра, кроме послушания в рукодельной, имеет еще несколько других послушаний. В данное время сестры-золотошвеи вышивают митры. В подарок блаженной памяти Святейшему Патриарху Алексию II были вышиты иконы Божией Матери «Споручница грешных» Корецкая и Святителя Алексия, митрополита Московского. К приезду в нашу обитель Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла (2009 год) и ко Дню Ангела Патриарха сестры вышили в подарок Его Святейшеству митры. Также они вышили несколько цветов Патриарших параманов.
– У монастыря есть 20 гектаров пахотной земли. Хватает ли сил у сестер обрабатывать ее?
– Для обработки 20 гектаров земли у нас есть полевая техника: трактора, комбайны, сеялки и др. Прополку огорода осуществляют сестры обители с помощью воспитанниц нашего Духовного училища и благочестивых прихожанок, желающих потрудиться в обители ради пользы своей души.
– Интересно, что ульи на пасеке сделаны в форме миниатюрных храмов. Как пришла эта идея? Стала ли пасека хорошим подспорьем в монастырском хозяйстве?
– Улей в виде макета нашего Троицкого храма на монастырской пасеке – идея игумении Наталии (Ильчук). В данном улье-храме находится 5 пчелиных семей. Пасеку обслуживают 2 сестры: старшая и младшая. У нас есть 25 ульев, и мед мы используем сугубо для своих целей: как лекарство и пищевой продукт. Год на год не приходится, это зависит от урожая.
– Наверное, одним из самых ярких событий современной монастырской жизни стал приезд Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Корецкий монастырь во время его визита на Украину летом 2009 года. С какими сторонами монастырской жизни Вам удалось познакомить Его Святейшество? Что особенно его заинтересовало и взволновало?
– Посещение нашей обители Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом является вторым за всю историю существования Корецкого монастыря. По программе визита Святейший Патриарх должен был прилететь в город Ровно, а оттуда приехать к нам в обитель. Но так как власти не разрешили ему ехать в Ровно, то он изменил свой рейс и приехал к нам из Киева (из-за чего уменьшилось выделенное для посещения нашей обители время). У нас Его Святейшество не все смог посмотреть из-за позднего времени. На следующий день после богослужения Патриарх посетил наше Регентско-катехизаторское училище. Осмотрев учебные классы и пообщавшись с руководством училища, высокий гость произнес напутственное слово всем находившимся в актовом зале: «Я безгранично рад видеть вас, мои дорогие. Переступив порог сей Духовной школы, радуюсь за вас, ибо вы напомнили сегодня мне о многом, о том, как созидалось регентское отделение в нашей Alma-Mater. Это был поистине прорыв в церковной науке, первый пробный вариант обучения девушек в Духовной семинарии, который увенчался невиданным успехом, ибо сегодня во многих епархиальных центрах нашей Церкви и у вас, в частности, в Корце, мы наблюдаем преемство связей, продолжение великого дела, ради которого тогда, в 80-ые годы прошлого столетия, были положены немалые труды.
И регентское дело, и швейное, которое вы продолжаете, очень важны в церковном служении. Расширяйтесь, совершенствуйтесь, держите высоко планку учебного процесса, помня, что вы учились этому всему в Ленинградских Духовных школах. Призываю на ваши труды Божие благословение».
Благодаря дальновидности матушки Наталии и по ее благословению из нашей обители поступило учиться на регентское отделение Ленинградских духовных школ 4 сестры, в числе которых была и я. В настоящее время три из них – игумении, и одна несет послушание в Покровском Патриаршем приходе города Хельсинки (Финляндия). Духовные школы тогда возглавлял архиепископ Выборгский Кирилл, ныне Святейший Патриарх. Вернувшись в обитель после окончания регентского отделения, спустя семь лет я была назначена регентом левого клироса, которым по милости Божией управляла 17 лет. До нас управляли регентши преклонного возраста, самоучки, и нам очень хотелось создать хорошие профессиональные хоры. Это нам, как видится, удалось. Наше желание осуществилось тогда, когда по благословению Святейшего Патриарха Алексия II и по ходатайству игумении Наталии при монастыре было открыто регентское училище. По прошествии нескольких лет мы начали пополнять свои хоры воспитанницами училища. Постепенно хоры стали усовершенствоваться. В данное время богословским предметам в нашем училище обучаются и сестры монастыря, а певчие – постановке голоса, что имеет благотворное влияние на монастырский хор.
– Матушка Рафаила, кого готовит созданное при монастыре чуть более пятнадцати лет назад Регентско-катехизаторское духовное училище? Где сегодня подвизаются выпускники этого училища?
– Наше Духовное училище дает своим студентам профессиональное, среднее специальное образование по образцу дирижерско-хоровых и вокальных отделений музыкального училища, готовя квалифицированных специалистов в области церковного хорового пения, регентов, уставщиков, певчих церковных богослужебных хоров Православной Церкви, мастеров по изготовлению церковной одежды, преподавателей Закона Божия в церковно-приходских школах.
Многие из выпускниц продолжили и закончили обучение на вокальных и дирижерских отделениях Донецкой музыкальной академии имени Прокофьева, Одесской музыкальной академии имени Неждановой, Харьковской и Днепропетровской консерваторий, Киевского Национального педагогического университета имени Драгоманова, Ровенского музыкального училища, Черновицкого Православного Богословского института и других высших учебных заведений нашей страны.
Корецкое Регентско-катехизаторское училище подготовило регентов и во многие обители нашей Церкви. Тут обучались насельницы Киево-Флоровского, Зимненского Успенского и Мыхновского Сретенского на Волыни, Дерманского Троицкого на Ровенщине и Стеблевского Преображенского на Черкасщине женских монастырей.
Свыше 10 выпускниц двух отделений: регентского и швейного – стали насельницами нашей святой обители, двое из которых сейчас преподают музыкальные дисциплины. Некоторые выпускницы трудятся тут на послушании, иные пополнили число послушниц в других женских монастырях.
– Вы входите в состав Коллегии Синодального отдела по монастырям и монашеству. Первый вопрос: что дает Вам участие в ее работе, помогает ли как-то в устройстве монашеской жизни в родной обители? Вопрос второй: удалось ли внести свой вклад в деятельность Коллегии?
– По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла я, как настоятельница Корецкого ставропигиального женского монастыря, была введена в состав Коллегии Синодального отдела по монастырям и монашеству. Для нашей обители и меня лично это великая честь. Теперь я, как настоятельница обители, в географическом плане далеко расположенной от Москвы, имею возможность расширить свой личный кругозор в отношении различных сторон монастырской жизни. В связи с этим появилась для всех начальствующих над монастырями уникальная возможность постоянного живого общения, а также устранения различных проблем, возникающих в монастырской среде, и принятия общей согласованной позиции. Это действительно помогает мне разрешать свои внутренние монастырские трудности.
Свято-Троицкий Дерманский женский монастырь
Дерманский Свято-Троицкий монастырь — православный женский монастырь Ровенской и Острожской епархии в селе Дермань на Волыни, один из очагов антиуниатской борьбы в Малой Руси в конце XVI и первой половине XVII веков. Основан в конце XV века магнатом и князем Константином Острожским, впоследствии содержался на средства князей Острожских. При обители имеется гостиница для паломников.
Содержание
История [ править ]
Впервые Дермань упоминается в 1497 г. как владение, пожалованное князю Константину Ивановичу Острожскому. 11 окт. 1499 г. он положил «в храме Святой и Живоначальной Троицы честной обители Дерманской» рукопись поучений Патриарха Константинопольского свт. Каллиста (†XIV) с дарственной надписью (она является самым ранним известием о монастыре); в 1507 г. князь подарил обители рукописное Евангелие, где чужой рукой от имени Константина Ивановича сделана запись об этом событии; в 1538 г. Даниил Еловицкий подарил «обители великия лавры в Дермани» рукописный «Апостол».
В 1575-1580 гг. делами обители заведовал, на правах управляющего, российский первопечатник Иван Федоров: переехав из Москвы в Заблудов (тогда – в Литве, ныне – в Польше), а затем во Львов, он был приглашен в имения Острожских князем Василием-Константином (сыном Константина Ивановича). Видя трудное положение православных в католической Речи Посполитой, Василий-Константин радел о церковной учености, которая помогала бы отстаивать истину перед иноверными, и потому привлекал к себе лучших православных книжников своего времени (в 1580-1581 гг. князь совместно с Федоровым издал в Остроге 1-ю полную печатную церковнославянскую Библию).
В 1602 г. князь подтвердил за обителью все пожалованные ей угодья и повелел инокам жить по общежительному уставу: «Даем монастырь наш Дерманский со… всеми его принадлежностями на общее житие чернецам»; «Монастырь, который называется киновией (общежитием), в маетности нашей… отдали (инокам), заложили и фундовали» (под закладкой подразумевается каменное строительство, см. ниже). Цитируемая грамота Василия-Контантина предписывала также принимать в монастырь «только тех, которые бы тому порядку (общежительному) подчиняться хотели и которые бы стремились к науке». Князь отдал инокам и печатные станки, о чем сказано в предисловии 1-й изданной в Дермани книги – «Октоиха» 1603-1604 гг. Заведовал Дерманской типографией священник Дамиан Наливайко – духовник Василия-Константина, настоятель Богоявленского собора в Остроге, писатель, брат Северина Наливайко (предводителя восстания на Украине в 1594-1596 гг. против Польши). В 1602-1605 гг. настоятелем монастыря был игумен Исаакий Борискович, который ранее жил на Афоне и получил звание протосинкела (секретаря) Александрийского патриарха, а завершил земной путь Луцким епископом (†1643). Вместе с о. Исаакием и Дамианом в Дермани трудились Иоанн Борецкий – будущий митрополит Киевский Иов (†1631), и прп. Иов Княгиницкий – подвижник Афона и будущий основатель Манявского Скита в Галиции (†1621). В 1605 г. типографию переносят в Острог (вторично после 1580 г.), а все перечисленные выше труженики отправились в иные места служения. В 1608 г. Василий-Константин поручил обитель экзарху Константинопольского Патриарха игумену Исаии Балабану и подчинил ему все монастыри в своих вотчинах.
Позже Дермань оказалась во владениях князя-католика Александра Заславского. В 1627 г. к нему обратился, испрашивая себе обитель в управление, архиеп. Полоцкий Мелетий Смотрицкий. В ответ князь потребовал от просителя перейти в унию. Известный писатель-богослов своего времени, владыка Мелетий, как и многие его соотечественники, мучительно искал мирный выход из конфликта между притесняемыми православными гражданами Речи Посполитой и католическими властями страны. Но в силу того, что воспитание Смотрицкого в детстве шло в духе Православия, а в юности – под влиянием католицизма, этот талантливый и ученый иерарх постоянно колебался в своих взглядах. В итоге он так и не выработал твердых убеждений. Условие Заславского было принято (с оговоркой, что униатство Мелетия временно сохранят в тайне). По словам одного из биографов Смотрицкого, Дерманский монастырь привлекал Мелетия тем, что при частых вынужденных скитаниях «освобождал писателя от тяготившей его жизни “на чужих хлебах”». В 1628 г. Смотрицкий открыто признал себя униатом; в 1633 г. он почил в Дерманской обители, где и погребен.
В кон. 1-й пол. XVII в. в монастыре был составлен «Помянник», где против имени «споведника» (духовника) иеромонаха Авраамия отмечено: «Се аз приидох слепым до Дерманя, и прозрех у Святой Пречистой образу року 1636 июня 1-го» (фраза указывает на автора и время, не ранее которого появился «Помянник»). Последняя запись с датой, сделанная в «Помяннике» рукой о. Авраамия, относится к 1644 г. (в 1663 г. другим почерком внесена еще одна запись). В книге упомянут «Василий К(онстантин) К(онстантинович), К(нязь) Остроз(кий), который церковь и звонницу муровал, и сам на закладке был, и всего монастыря Дерманского фундатор. Преставился року от сотворения мира 6961, от Рождества Христова 1608». Однако названный год «от сотворения» соответствует не 1608-му от Р.Х. (когда действительно почил Василий-Константин), а 1453 – эпохе Василия Федоровича Острожского по прозвищу Красный (прадеда Василия-Константина): вероятно, в годы написания «Помянника» существовало предание об основании обители В.Ф. Острожским, и о. Авраамий смешал 2-х князей в одном лице.
Невзирая на поступок Смотрицкого, уния, по мнению историков, утвердилась в обители позже – при настоятеле Ианнуарии Огурцевиче (1712-1729), который в 1720 г. принял участие в униатском соборе в Замостье. В 1766 г. в монастыре временно содержался под стражей игумен Мелхиседек Значко-Яворский – настоятель Матронинской обители на Черкащине, арестованный за активную деятельность в защиту православных (в том же году о. Мелхиседеку помогли бежать из Дермани в другую часть Украины, находившуюся под протекторатом России).
В кон. XVIII в. Дермань вошла в состав Российской империи, в 1822 г. монастырь был возвращен православным. С 1833 г. при нем действовали 2 духовных училища: уездное и приходское (в 1854 г. их объединили, в 1877 г. уездное училище перевели в Клевань). В 1845-1873 гг. в обители проживали викарные епископы Волынской епархии, носившие титул «Острожских». В 1944 г. монастырь стал женским, в 1960 г. был закрыт и отведен под спецшколу-интернат, в 1991 г. – возрожден.
Описание [ править ]
Обитель окружает каменная ограда 1992 г. с включением остатков стены XV-XVII вв. (упоминаемая в описании 1571 г. каменная стена была усилена в 1599-1608 гг.). В кольцо ограды входит расположенная на северо-восточном склоне холма крепостная башня с воротами и колокольным ярусом (с XV в. она имела 4 яруса при высоте 18 м; чтобы попасть в крепость через ворота на 1-м ярусе, нужно было пройти по деревянному мосту через ров, а позже мост заменили земляной насыпью; в 1840-х гг. на башне надстроили 5-й колокольный ярус с куполом, и ее высота составила 30 м до креста).
С северо-запада к башне примыкает 1-этажный корпус келий и воскресной школы, вытянутый вглубь монастырской усадьбы на запад. К юго-западному углу башни примыкает вытянутый с севера на юг 1-этажный корпус 1827 г. постройки, где в 1833-1877 гг. находились монастырские училища (ныне – кельи).
В центре обители возвышается каменный храм Св. Троицы, датируемый историками нач. XVII в. и приобретший нынешний вид после достроек XVIII и сер. XIX вв. В 1992-1996 гг. интерьер храма заново расписан. Южнее храма стоит Т-образный в плане («ножкой» в центр двора) 2-этажный корпус 1821 г. с храмом св. Феодора Острожского 1871-1872 гг. на 2-м этаже, вновь освящен в 2004 г. (св. Феодор – отец Василия Красного и прадед Константина Ивановича, жил на рубеже XIV-XV вв. и почил иноком Киево-Печерской Лавры с именем Феодосий).
Северо-восточнее корпуса с храмом прп. Феодора находится часовня над колодцем (1994-1995). Западнее храма Св. Троицы протянулся с севера на юг старинный 2-этажный корпус келий – результат перестройки в XIX в. здания 2-й пол. XVII – XVIII вв. На 2-м этаже в северной части корпуса устроен храм Казанской иконы Божией Матери; напротив него к зданию примыкает крыльцо с подъемом на 2-й этаж (с 2010 г. храм именуется в честь Казанской иконы и свт. Иннокентия Иркутского). На юго-западном «задворке» описываемого здания в 2007-2009 гг. сооружен 2-этажный гостинично-трапезный корпус с домовым храмом свт. Николая Мирликийского (освящен в 2012 г.; до 2010 г. предполагалось наречение храма в память свт. Иннокентия Иркутского).
Святыни [ править ]
Именно к нему относят слова монастырского «Помянника» об исцелении в 1636 г. от слепоты будущего духовника обители иеромонаха Авраамия, а также слова монастырской описи 1776 г. про образ Божией Матери, с незапамятных времен известный благодатью чудес. Однажды после усердной молитвы перед этой иконой иноки и жители села избавились от эпидемии (о чем гласит надпись на образе: «В память избавления от холеры в 1872 году от братства обители и жителей Дерманских»).
Престольные праздники [ править ]
Память прп. Феодора Острожского — 11 (24) августа
Память свт. Иннокентия Иркутского — 9 (22) февраля, 26 ноября (9 декабря)
Местонахождение [ править ]
Село Дермань растянулось подковой, обращенной концами на северо-восток, по холмам вокруг разветвленного истока р. Устье. В 1939 г. населенный пункт разделили на два: северо-западная часть «подковы» стала Дерманью-Первой, юго-восточная – Второй (с 1946 г. до кон. ХХ в. соответственно Устенское-Первое и Устенское-Второе). Монастырь занимает просторную плоскую вершину невысокого овального холма посреди Дермани-Второй.
Адрес: 35751, Украина, Ровенская область, Здолбуновский район, с. Дермань-Вторая
Телефон: (03652) 5–83–18
Где остановиться [ править ]
При монастыре есть гостиница для паломников.
Фото [ править ]
Свято-Троицкий Дерманский женский монастырь
Свято-Троицкий Дерманский женский монастырь
Свято-Троицкий Дерманский женский монастырь