свято покровский храм в минске

Свято покровский храм в минске

свято покровский храм в минске. Смотреть фото свято покровский храм в минске. Смотреть картинку свято покровский храм в минске. Картинка про свято покровский храм в минске. Фото свято покровский храм в минске

Адрес храма:

220020 г. Минск, пр-т Победителей, 82

Телефоны:

+375 17 209 02 30 – дежурный;

+375 17 209 02 31 – факс;

+375 17 228 58 85 – братство

Сайт:

Клир:

В живописном уголке Минска, известном горожанам как Крупцы, в микрорайоне «Веснянка», возле источника в парке, возвышается величественный белый храм в стиле древнерусского зодчества, храм Покрова Пресвятой Богородицы, издревле избравшей это место для Своего сугубого присутствия. Присутствие это ознаменовалось явлением на источнике близ деревни Крупцы в 1612 году на праздник Покрова Чудотворной иконы Божией Матери, так и названой – Крупецкая. Именно в это время монахи Свято-Духова виленского монастыря, в последствии основавшие монастырь Петра и Павла в Минске, прибыли по прошению православных минчан возрождать и защищать православие в городе от униатского засилия. Тогда же на сем месте была возведена первая деревянная часовня, в которой и была поставлена святыня – икона, своим нахождением здесь, освящающая источник, отныне почитавшийся людьми как животворящий источник Самой Пречистой.

Местные жители и паломники притекали к чудотворной иконе и источнику со своими бедами и радостями, прося защиты и Царица Небесная напояла всех чающих помощи росою благодати Своея, охраняя Своим Покровом православных христиан.

Спустя чуть более 200 лет взамен обветшавшей была возвежена новая часовня, а в 1856-57 годах построен храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Православный люд глубоко чтил Крупецкую икону Божией Матери, Своим Покровом хранившую всех приходящих к Ней, что со временем выразилось в красивейших украшениях иконы серебряной ризой с позолотой и венцами на Главах Пречистой и Богомладенца из драгоценных камней.

С 1884 года совершались ежегодные крестные ходы, на которых икона в праздник Покрова переносилась а Архиерейский храм г. Минска, а на праздник свт. Николая в мае возвращалась в Крупцы. Так Пресвятая Дева охраняла Своим Покровом весь град, освящая его чудотворным образом Крупецкой иконы.

После страшной смуты и революции, уже в 20-х годах ХХ века, богослужения в храме запретили, по попущению Божию был временно сорван Покров над многострадальной и святой землей Русской. В 1936 г. храм был кощунственно разрушен.

В 1994 г. возобновлены богослужения, совершающиеся в ж/д вагончике, к лету ’95 г. построен небольшой храм в честь Крупецкой иконы, тогда же, летом ’95 г. Покровский приход посещает Святейший Патриарх Алексий II.

На праздник Покрова Богородицы в 1997 г. заложен новый Покровский храм на месте разрушенного. Царица Небесная милостиво устрояет созидание храмового комплекса как знак Покрова над градом Минском.

В память о подвиге Новомучеников в годины безбожного гонения на Церковь, в июне 2005 г. освящен криптовый храм в честь собора Новомучеников и Исповедников земли Белорусской, над которым и созидается Покровская церковь. И в этом образ, что вновь и вновь Царица Небесная покрывает верных чад Святой Церкви Своею милостью, но новый величественный храм Покрова Ея строится на камне ревностного исповедания веры православной даже до пролитой крови, освятившей земли Белой Руси, исповедания на коем ныне зиждется Святая Церковь, в Которой Матерь Божия – Первая Заступница и Покровительница земель и градов христианских.

В 2007 г. в праздничный день иконы Божией Матери Живоносный Источник, Митрополитом Минским и Слуцким Филаретом Патриаршим Экзархом всея Беларуси совершен чин освящения Покровской церкви.

Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Крупцах открыт во все дни недели. Утреннее богуслужение начинается в 8:30, в праздничные и воскресные дни в 6:30 (ранняя Литургия), вечернее в 18:00. Каждый воскресный день после ранней Божественной литургии, совершается водосвятный молебен.

Источник

Свято покровский храм в минске

свято покровский храм в минске. Смотреть фото свято покровский храм в минске. Смотреть картинку свято покровский храм в минске. Картинка про свято покровский храм в минске. Фото свято покровский храм в минске

свято покровский храм в минске. Смотреть фото свято покровский храм в минске. Смотреть картинку свято покровский храм в минске. Картинка про свято покровский храм в минске. Фото свято покровский храм в минске

свято покровский храм в минске. Смотреть фото свято покровский храм в минске. Смотреть картинку свято покровский храм в минске. Картинка про свято покровский храм в минске. Фото свято покровский храм в минске

свято покровский храм в минске. Смотреть фото свято покровский храм в минске. Смотреть картинку свято покровский храм в минске. Картинка про свято покровский храм в минске. Фото свято покровский храм в минске

свято покровский храм в минске. Смотреть фото свято покровский храм в минске. Смотреть картинку свято покровский храм в минске. Картинка про свято покровский храм в минске. Фото свято покровский храм в минске

свято покровский храм в минске. Смотреть фото свято покровский храм в минске. Смотреть картинку свято покровский храм в минске. Картинка про свято покровский храм в минске. Фото свято покровский храм в минске

свято покровский храм в минске. Смотреть фото свято покровский храм в минске. Смотреть картинку свято покровский храм в минске. Картинка про свято покровский храм в минске. Фото свято покровский храм в минске

свято покровский храм в минске. Смотреть фото свято покровский храм в минске. Смотреть картинку свято покровский храм в минске. Картинка про свято покровский храм в минске. Фото свято покровский храм в минске

Другое

Действия

***
Схиархимандрит Власий (в миру Показать полностью. Иван Вячеславович Перегонцев) родился 8 февраля 1934 г. в дер. Кушлянщина Смоленской области, в верующей семье (бабушка стала схимонахиней).

По окончании школы поступил на лечебный факультет Смоленского медицинского института на кафедру педиатрии и детских болезней, однако из-за религиозных убеждений и посещений служб в Успенском кафедральном соборе подвергся травле и преследованиям в институте. Оставив учебу, переехал в город Мичуринск Тамбовской области, где встретился со своим духовным наставником отцом Иларионом (Рыбарем), с которым переехал в Закарпатье, в монастырь свв. Флора и Лавра. Так как пропавшего студента объявили во всесоюзный розыск, вынужден был сменить имя, был наречен Петром (в честь апостола Петра). Через пять лет был пострижен в иночество с именем Власий в честь Власия Севастийского, 11 лет был келейником у о. Илариона.

С закрытием монастыря в период хрущевских гонений вынужден был вернуться в Смоленск, где был принят на работу в Успенский собор псаломщиком и регентом и сблизился с епископом Смоленским Гедеоном (Докукиным), который позднее рукоположил его в сан иеродиакона и иеромонаха.

В 1972 г. в связи с назначением епископа Гедеона управляющим Новосибирской епархией переехал вместе с ним в Новосибирск.

Позднее переехал в Тобольск, где служил в храме святителя Иоанна Тобольского. Из-за разногласий с местным архиереем вынужден был переехать в Тюмень, а позднее в Белгородскую область к архимандриту Серафиму (Тяпочкину), который в 1980 г. постриг его в схиму с тем же именем, теперь в честь Власия Кесарийского.

В 1979 г. рукоположен в сан пресвитера в церкви Димитрия Солунского в деревне Рябушки в Калужской области.

В 1991 г. по благословению митрополита Калужского и Боровского Климента назначен духовником возрождающегося Пафнутьево-Боровского монастыря.

В 1998 г., заболев онкологическим заболеванием, уехал в Русский Пантелеимонов монастырь на Афоне, где пробыл в затворе шесть лет. В 2003 г. вернулся в Боровский монастырь.

***
Царствия Небесного и вечный покой новопреставленному рабу Божьему схиархимандриту Власию!
Со Святыми упокой!

Недавно меня попросили разобрать очередное лжепророчество. Сколько я их ни разбирал, всё поражали своей нелепостью. Вместо того, чтобы снова копаться в чьей-то частной лжи, лучше напомню о том, как христианин должен относиться Показать полностью. к лжепророкам и по каким признакам их можно отличить.

Господь дал заповедь: «Берегитесь лжепророков» (Мф. 7:15) и предупредил, что «многие лжепророки восстанут и
прельстят многих» (Мф. 24:11).

«Возлюбленные! не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков
появилось в мире» (1 Ин. 4:1).

Об их делах описано ещё в Ветхом Завете: «Пророки пророчествуют ложное именем Моим; Я не посылал их и не говорил им; они возвещают вам видения ложные и гадания, и пустое и мечты сердца своего» (Иер. 14: 14).

Не смотря на всё это, многие христиане страстно ищут лжепророчества и готовы верить каждому проходимцу, кликушествующему о последних временах и смакующему различные страсти-мордасти, которые будто бы вот-вот обрушатся на нас. Хотя прп. Исаак Сирин свидетельствовал, что «желание всегда отыскивать себе лжепророчества это суть искушение духовное».

Второй критерий: «Если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема» (Гал. 1: 8). Так что если какое-либо пророчество противоречит Писанию и вере Церкви, то можно даже и не ждать: это уже явно слово не от Бога.

Ну и третий критерий указывает святой Амвросий Оптинский: «Верить всем юродивым, блаженным и т.п. не следует, хотя бы слова их и сбывались, так как не всякое предсказание от Бога. Отличительное свойство вражеских предсказаний то, что они всегда бывают мрачные, дурные, всегда сулят одни несчастия и всегда приносят одно смущение в душу. Если предсказывает кто-либо из рабов Божиих по внушению Святого Духа, то хотя и они предупреждают иногда о скорбях, но это сопровождается мирным, покаянным и сокрушенным настроением души»

Источник

МИНСКИЙ ПОКРОВСКИЙ ХРАМ

свято покровский храм в минске. Смотреть фото свято покровский храм в минске. Смотреть картинку свято покровский храм в минске. Картинка про свято покровский храм в минске. Фото свято покровский храм в минске
Минский Покровский храм, 29 сентября 2008. Фото Виктора Скалдина

Минский храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы в Крупцах Минской епархии

Храм расположен на проспекте Победителей, на территории бывшей деревни Крупцы, которая после 1972 года попала в черту города, дав название улице, недалеко от известного минчанам крупецкого источника.

Часовни

Именно возле этого источника в 1612 году по преданию на роднике была чудесно явлена икона Божией Матери, которую, по названию существовавшего здесь имения Крупцы, стали называть Крупецкой. Для этой иконы возле источника была возведена деревянная часовня. Считалось, что вода из Крупецкого источника обладает целебными свойствами и особенно помогает при болезнях глаз.

В архивном деле написано:

В 1623 году Н. Варонич пожертвовал сеножать в Крупцах, где находилась часовня и источник, монастырю Петра и Павла.

В 1818 году чтимая икона была облачена в серебряную ризу и украшена венцами на главах Пресвятой Богородицы и Богомладенца.

В 1820 году взамен обветшавшей была возведена новая часовня.

Деревянный храм

В 1856-1857 годах по инициативе минского губернатора Феодота Шкляревича вместо обветшавшей часовни в Крупцах на добровольные пожертвования была построена новая церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы.

В 1861 году чтимая икона была украшена позолотой и драгоценными камнями. Икона постоянно находилась в Крупцах до 1884 года, когда Минский владыка Варлаам (Чернявский), согласно желанию многих православных минчан, возбудил пред Святейшим Синодом ходатайство о разрешении переносить эту святыню с торжественным крестным ходом в Минск в построенную им Крестовую церковь архиерейского дома. Так как в зимнее время богослужение в Крупецкой церкви не совершалось, то желающие молиться перед иконой на полгода лишались этой возможности. Ходатайство было Синодом удовлетворено, и с тех пор Крупецкая икона Божией Матери ежегодно 6 мая торжественно переносилась в Крупцы, а 1 октября столь же торжественно возвращалась назад в Минск.

В 1924 году советскими властями запрещено богослужение в церкви и она была закрыта. Известно, что Крупецкая икона Божией Матери в 1925 году находилась в Свято-Екатерининской церкви, которая принадлежала тогда православным. В феврале 1927 года власти проверяли имущество Екатерининской церкви и обнаружили икону, не значившуюся в описи. Очевидно, православные верующие пытались укрыть свою святыню. Одновременно обновленцы, захватившие Петропавловский кафедральный собор, узнав о находке, потребовали ее передачи себе, что и было властями сделано. Таким образом, начиная с 1927 года, икона находилась в Петропавловском соборе до его уничтожения в 1936 году.

В 1928 году храм был передан обновленцам.

Но водный источник продолжал притягивать паломников. Одна из старожилов Минска вспоминает. Когда люди стали «…ходить на Криницу (1944-1946 годы), храм уже был разрушен, а у подножия холма верующие находили обломки от икон, которые собирали и сжигали. Сам источник находился внизу, вокруг росли деревья. Ходили к нему круглый год, обычно через дворы, приносили крест, в развилках деревьев ставили свечи».

Возрождение храма

Начало новой истории прихода положил историк Минского епархиального управления священник Феодор Кривонос. В архивах города Санкт-Петербурга он встретил сведения о Крупецкой иконе Божией Матери и Покровской церкви.

Со 2 мая 1993 года на источнике по воскресным дням совершаются молебны [1]. Был зарегистрирован Покровский приход города Минска.

30 января 1994 года близ руин снесённой церкви установили железнодорожный вагончик, в котором были возобновлены богослужения. В 1995 году был приходом был сооружён новый малый храм в честь Крупецкой иконы Божией Матери, в котором 18 июля того же года было совершено первое богослужение. 22 июля 1995 года приход посетил патриарх Московский и всея Руси Алексий II, который освятил поклонный крест на месте строительства нового храма и камень с памятной доской. 20 октября того же года был назначен первый настоятель будущего Покровского храма священник Виктор Беляков (до этого храм был всегда приписным). Начались постоянные богослужения, продолжилось собирание святынь.

Одновременно с завершающим этапом строительства Покровского храма, на приходе пошло возведение новых малых храмов. 21 ноября 2002 года была заложена памятная грамота на месте престола крестильного храма во имя Архистратига Божия Михаила. 22 июня 2005 года состоялось освящение криптового храма во имя Новомучеников и исповедников земли Белорусской митрополитом Минским Филаретом. Осенью того же года городские власти произвели работы по благоустройству территории прихода.

13 апреля 2007 года состоялось освящение главного престола Покровского храма митрополитом Минским Филаретом в сослужении 12-ти священников. В декабре 2009 года завершилось строительство газовой котельной. В 2010 году приходу были подарены и установлены колокола. В 2011 году купола Покровского храма были позолочены. В 2012 году к празднику Покрова Пресвятой Богородицы был произведён ремонт всех храмов комплекса, позолочены купола Крупецкого храма.

На середину 2010-х годов богослужения на приходе совершались регулярно утром и вечером. Велись проектные работы по развитию храмового комплекса и его корпусов.

Архитектура

Святыни

Настоятели

Использованные материалы

[1] По другим данным, молебны совершались с 14 октября 1992 года (возможно не регулярные).

Источник

Свято покровский храм в минске

В живописном уголке Минска, известном горожанам как Крупцы, в микрорайоне «Веснянка» возле источника в парке, возвышается величественный белый храм в стиле древнерусского зодчества, храм Покрова Пресвятой Богородицы, издревле избравший это место для Своего сугубого присутствия. Присутствие это ознаменовалось явлением на источнике близ деревни Крупцы в 1612 году на праздник Покрова Чудотворной иконы Божией Матери, так и названой – Крупецкая. Именно в это время монахи Свято-Духова виленского монастыря, в последствии основавшие монастырь Петра и Павла в Минске, прибыли по прошению православных минчан возрождать и защищать православие в городе от униатского засилия. Тогда же на сем месте была возведена первая деревянная часовня, в которой и была поставлена святыня – икона, своим нахождением освящающая источник Самой Пречистой, отныне почитавшийся людьми.

Местные жители и паломники притекали к чудотворной иконе и источнику со своими бедами и радостями, прося защиты и Царица Небесная напояла всех чающих помощи росою благодати Своея, охраняя Своим Покровом православных христиан.

Спустя чуть более 200 лет взамен обветшавшей, была возвежена новая часовня, а в 1856-57 годах построен храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Православный люд глубоко чтил Крупецкую икону Божией Матери, Своим Покровом хранившую всех приходящих к Ней, что со временем выразилось в красивейших украшениях иконы серебряной ризой с позолотой и венцами на Главах Пречистой и Богомладенца из драгоценных камней.

С 1884 года совершались ежегодные крестные ходы, на которых икона в праздник Покрова переносилась в Архиерейский храм города Минска, а на праздник святого Николая в мае возвращалась в Крупцы. Так, Пресвятая Дева охраняла Своим Покровом весь град, освящая его чудотворным образом Крупецкой иконы.

Интересно, что Крупецкая икона была главной святыней в дни празднования 100-летия минской епархии. Именно перед ней, в апреле 1893 года в кафедральном соборе, совершалась праздничная Литургия. После Литургии, при большом стечении народа, крестным ходом икона была принесена на реку Свислочь для совершения торжественного водосвятного молебна.

Уроженка Минска Рослава Варвара Григорьевна (1911 г.р.): «Крупецкую икону Божьей Матери несли восемь человек: четверо с одной стороны и четверо с другой стороны. На постаменте. Она была вся изукрашена живыми цветами. Торжественно пел хор. Несли хоругви. Многие священнослужители в нарядных одеяниях сопровождали шествие. По всему пути крестного хода люди становились на колени, некоторые держали детей. И над всеми ими проносили икону. Со всей Белоруссии съезжались торговцы. Устраивалась большая ярмарка. В церкви икону торжественно водружали по центру и служили Литургию. Храм был в половину нынешнего кафедрального собора, просторный, с хорошей акустикой. После службы брали воду у большого валуна, перед церковью. Людей съезжалось очень много из Минска, окружных деревень. Приезжали на лошадях. Ярмарка располагалась в сторону Жданович. Один из больных, из Крупцов, вспоминал, что постоянно брали воду паломники, приходившие пешком из Киева и уходившие туда также пешком. Икону Крупецкой Божьей Матери несли торжественно весной… на целое лето, а осенью того же года торжественным крестным ходом препровождали в кафедральный собор Святых Апостолов Петра и Павла».

После страшной смуты и революции, уже в 20-х годах ХХ века, богослужения в храме запретили, по попущению Божию был временно сорван Покров над многострадальной и святой землей Русской. Крестные ходы с Крупецкой иконой продолжались до закрытия Покровского храма в 1924 году. В 1936 г. храм был разобран на стройматериалы. Икону переносят в храм Петра и Павла, из которого она исчезает не известно как и куда…

Но свято место пусто не бывает. Люди любили его, любили родник и в какой-то мере утешались тем, что имели. Сохранились сведения о почитании этого места и после Отечественной Войны и об исцелениях там. От деревни осталось всего несколько домов. Но, к счастью, Крупцы не потеряли своей живописности, уцелел и родник, вытекавший некогда из-под церковного алтаря.

Епархиальные историки протоиерей Федор Кривонос и Г.Н. Шейкин разыскали сведения о поруганной святыне и дали возможность прикоснуться к ней сердцам православных.

В 1994 году были возобновлены богослужения, совершающиеся в железнодорожном вагончике. Этот период жизни прихода неразрывно связан с отцом Андреем Лемешонком, который стал духовником многих крупчан. Церковь города Ракова подарила одну из своих Крупецких икон, которая стала нашей Одигитрией. К лету 1995 года был построен небольшой храм в честь Крупецкой иконы, и летом того же года Покровский приход посетил Святейший Патриарх Алексий II. Также, в 1995 году по рекомендации отца Андрея, Митрополит Филарет назначил первого настоятеля Покровского прихода – протоиерея Виктора Белякова (ранее Покровская церковь всегда была приписной). Началась Евхаристическая жизнь прихода, собирание святынь, большое строительство – и так до сего дня.

На праздник Покрова Богородицы в 1997 году заложен новый Покровский храм на месте разрушенного. Царица Небесная милостиво устрояет созидание храмового комплекса как знак Покрова над градом Минском.

В память о подвиге Новомучеников в годины безбожного гонения на Церковь, в июне 2005 года освящен криптовый храм в честь собора Новомучеников и Исповедников земли Белорусской, над которым и созидается Покровская церковь. И в этом образ, что вновь и вновь Царица Небесная покрывает верных чад Святой Церкви Своею милостью, но новый величественный храм Покрова Ея строится на камне ревностного исповедания веры православной даже до пролитой крови, освятившей земли Белой Руси, исповедания на коем ныне зиждется Святая Церковь, в Которой Матерь Божия – Первая Заступница и Покровительница земель и градов христианских.

В 2007 году, в праздничный день иконы Божией Матери Живоносный Источник, Митрополитом Минским и Слуцким Филаретом Патриаршим Экзархом всея Беларуси совершен чин освящения Покровской церкви.

На сегодняшний день в храме служат: настоятель храма митрофорный протоиерей Виктор Беляков, заштатный клирик протоиерей Василий Дубойский, иерей Дионисий Гатальский, иерей Александр Галуц, иерей Александр Цырельчук, иерей Олег Кунцевич, диакон Илья Ледник.

Наши священнослужители помимо богослужений и окормления прихожан, опекают Белорусский детский хоспис, психоневрологический интернат №2 на ул. Ваупшасова, часть 3-й Городской больницы, 2-у детскую больницу. Сестричество ведет переписку с заключенными, утешает их, опекает инвалидов на дому, помогает больным и насельникам интерната.

Ежедневные богослужения украшают три хора. Регенты будничных – А.И. Денисова, Наталья Михайловна Кремзукова, праздничного – Е.П. Дихтиевская.

Главные святыни храма: Крупецкая икона Божией Матери, подаренная церковью г. Ракова, иконы с частицами мощей прпп. Сергия Радонежского, Серафима Саровского, Александра Свирского, Евфросинии Полоцкой, мч. мл. Гавриила Белостокского, прав. Софии Слуцкой, камень с частицей мощей первомуч. архид. Стефана, два креста-мощевика, ковчежец со св. мощами.

Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Крупцах открыт во все дни недели. Утреннее богуслужение начинается в 8:30, в праздничные и воскресные дни в 6:30 (ранняя Божественная Литургия), вечернее богослужение в 18:00. По понедельникам в 8 утра служится специальный молебен перед началом всякого доброго дела (“перед началом трудовой седмицы”). Каждый воскресный день после ранней Божественной Литургии, совершается Водосвятный молебен.

В настоящее время ведутся проектные и строительные работы по храмовому комплексу, требующие больших вложений, усилий и молитв.

Сегодняшние задачи прихода – написание 4-х рядов Покровского иконостаса, украшение его резьбой, украшение шатра колокольни. В будущем предстоит проектирование и строительство крестильного храма в честь Архангела Михаила, корпуса со многими службами, включая воскресную школу.

Все эти труды, конечно, требуют не только веры и энтузиазма, но и Вашего деятельного участия. Как ранее – в 1612 г., 1856-57 гг., 1994 г., так и сегодня мы нуждаемся в помощи.

Сердечно благодарим всех послуживших строительству и украшению наших храмов! Призываем Благословение Божие и Покров Богородицы на Вас!

Источник

История

свято покровский храм в минске. Смотреть фото свято покровский храм в минске. Смотреть картинку свято покровский храм в минске. Картинка про свято покровский храм в минске. Фото свято покровский храм в минске

История Покровского прихода неразрывно связана с основанием Петро-Павловского монастыря в XVII веке и с возрождением Петро-Павловского собора в 20 веке.

Благочестивая княжна Авдотья Григорьевна Друцкая-Горская пожертвовала на это святое дело «3 надела в центре города, аж до озера-реки Свислочи прилеглые» с тем, чтобы на этих участках был сооружен православный монастырь, а в нем церковь во имя св. Апостолов Петра и Павла. Наблюдение за постройкой и заботу о строящейся обители жертвовательница поручила «под опеку и оборону» именитым обывателям Воеводства Минского.

Основатели монастыря в том же 1612 году обратились к настоятелю Виленского Свято-Духова монастыря архим. Леонтию (Карповичу), ныне прославленному в лике святых, с усердной просьбой прислать иноков для устройства монастырской жизни. В этом же году прп. Леонтий отправил в зарождающуюся обитель несколько иноков под руководством игумена Павла (Домжива).
Встречая серьезное сопротивление униатско-католических сил, виленские монахи с честью выполнили Божие послушание по устройству монастыря.

Можно представить радость православных минчан, многие годы остававшихся без пастырского окормления и Св. Таинств!
Естественно, люди всячески помогали возрождению Православия. В частности, в 1623 году Николай Варонич пожертвовал монастырю сеножать в Крупцах. Интересно то, что еще за 11 лет до этого, в сентябре 1612 года судебный пристав Минского Воеводства Д. Григоревич жаловался властям, что «новоприбывшие из Вильны чернецы службу Божию отправляют», изгнав из храма Рождества Богородицы священников, которые приняли унию. Это значит, что осенью 1612 года виленские иноки активно включились в церковную жизнь Минска.

И именно в это время, в праздник Покрова Пресвятой Богородицы в Крупцах на источнике, находящемся на сенокосах Н. Варонича, была обретена наша святыня – Крупецкая икона Божией Матери. Бывшие виленские, ныне минские монахи построили часовню, образовалась Покровская община.

Так при участии Петро-Павловского монастыря, 400 лет назад появился на свет Покровский храм, что в Крупцах, со своей святыней – образом Царицы Небесной, именуемым Крупецким.

Как проходила жизнь прихода более 200 лет история пока умалчивает. В 1818 г. стараниями священнослужителей и православных горожан икона была облачена в серебряную ризу и украшена коронами на Главах Пресвятой Богородицы и Богомладенца Иисуса Христа. А в 1820 г. возведена новая часовня взамен обветшавшей.

Рассказ из середины XIX века: «В 5 верстах от города Минска стоит деревня Крупцы помещика Вериги, издревле славная чудотворной иконой Божией Матери. Сюда по воскресениям из города от мала до велика, особенно летом, в так называемую, по-здешнему обычаю, молодиковую неделю (первую неделю новолуния) спешат, как бы для успокоения души от сует городских, поставляя за священную обязанность пред образом Богоматери излить религиозные свои чувства, утешить себя в скорбях, неразлучных с каждым в этой жизни и утолить жажду души и тела струями живоносного источника, истекающего из-под самого алтаря храма, стоящего на горе. Воде этой чистой, пресной, для приемлющих ее с верою, приписывают целительную силу, особенно для глаз. Самое положение Крупцов соответствует святости места, ибо расположены они на возвышении между рощами и текущею внизу рекою Свислочью, на коей стоит сам город Минск, и дорога сюда пролегает по берегу речки, окаймленной с обеих сторон лесом, и таким образом чрез путешествие в Крупцы удовлетворяется кроме религиозного чувства и чувство изящного».

Прот. Ксаверий Шишко, настоятель Екатериненской церкви, с 1844г. возглавил сбор средств на перестройку Покровского храма в Крупцах. Благодаря его молитвам и вдохновению явилось удивительное единодушие минчан в украшении храма. «По давности времени и оставаясь почти без поддержки, церковь пришла в крайнюю ветхость и разрушение. Приверженность христиан, поклоняющихся образу, возбудила усердное желание возобновить храм. Начальник губернии действительный статский советник Шкларевич Феодот Николаевич первый подал эту благую мысль на себя и принял на себя труд и в июле прошлого 1856 года благословением высокопреосвященного Михаила, архиепископа Минского и Бобруйского, совершена была закладка церкви. Еще до сего времени при содействии губернатора бывшим содержателем акцизного откупа в Минской губернии надворным советником Ворониным Степаном Дмитриевичем пожертвовано 2500 руб., а при закладке, по примеру архипастыря и начальника губернии, все присутствовавшие военные и гражданские чиновники принесли посильное денежное пожертвование и таким образом добавилось 813 руб., а заведующим Минским городским театром от данного артистами благотворительной цели спектакля представлено на украшение храма 113 руб. 3 1\2 коп. […] Высокопреосвященным Михаилом разрешено употребить более годный материал от старой Воскресенской деревянной церкви в Минске, который доставлен на место усердием некоторых минских татар. Строителями храма назначены были староста городского собора, купеческий сын Александр Свечников и управляющий по доверенности надворного советника Воронина, акцизным откупом, коллежский асессор Кракатица, а для наблюдения по искусственной части чиновник губернской строительной и дорожной комиссии Полонский».

Как видим, существовавшая тогда традиция постройки храмов на всенародные пожертвования и здесь проявилась в полной мере. Вот почему архивист старается перечислить всех потрудившихся для этого благого дела, так подробно описывает убранство вновь сооруженного храма и его торжественное освящение. Это действительно был праздник не только для минчан, но и жителей отдаленной округи.

«При усердном содействии церковь ныне воздвигнута на том же месте, пространством обширнее прежнего и обширностью своею удовлетворяет важности. В основании условий проекта лежало дать храму характер православный. Вход в церковь с трех сторон по особо устроенным крыльцам. Со входа на левой стороне в новоустроенном вызолоченном киоте поставлен чудотворный образ Божией Матери в том же облачении и рамке без всякого изменения, а на правой стороне в таком же киоте поставлена храмовая икона Покрова Пресвятой Богородицы. В иконостасе представляется нам живопись по образцам древним […] Иконы эти пожертвованы купеческим сыном Александром Свечниковым и его супругою. При старании сего же Свечникова церковь украшается пожертвованными московскими купцами большим паникадилом, подсвечниками и прочей утварью. Супруга начальника губернии […] своим иждивением, большей частью своими руками приготовила напрестольные облачения и все вообще принадлежности, служащие к украшению алтаря. 26 сентября в день праздника Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова назначено было освящение церкви, еще накануне сего дня вечером в присутствии начальника губернии […] совершена была Собором, по перенесении чудотворного образа в новоустроенный киот, всенощная, а назавтра, при собравшемся из города и окресностей во множестве чиновников, дворян и прочих, совершено было высокопреосвященным Михаилом освящение церкви […] По окончании церковного служения купеческим сыном Свечниковым были приглашены все на приготовленный здесь же под открытым небом при церкви завтрак на покрытых белыми скатертями в длину более 6-ти сажен столах, а нижним чинам Минского гарнизонного батальона, прибывшим для парада, по распоряжению командовавшего в то время батальоном […] на мало также содействовавшего в постройке церкви майора Роговского, отпущено управляющим чарочным откупом евреем 5 ведер водки и роздано также 200 фунтовых белых булок. 1 октября в день храмового праздника Покрова Пресвятой Богородицы собрание народа было еще многочисленнее, поле кругом на большом пространстве темнелось, быв покрыто народом и рядами повозок и телег; за 70 и более верст прибыли узреть новый храм и поклониться Святому образу в новом киоте»…

Таким образом, икона постоянно находилась в Крупцах до 1884 года, когда преосвященный Варлаам, согласно желанию многих православных минчан, возбудил пред Святейшим Синодом ходатайство о разрешении переносить эту святыню с торжественным крестным ходом в Минск в построенную им Крестовую церковь архиерейского дома. Так как в зимнее время богослужение в Крупецкой церкви не совершалось, то желающие молиться перед иконой на полгода лишались этой возможности. Ходатайство было Синодом удовлетворено и с тех пор Крупецкая икона Божией Матери ежегодно 6 мая (ст. ст.) торжественно переносилась в Крупцы, а 1 октября (ст. ст.) столь же торжественно возвращалась назад в Минск.

Интересно, что Крупецкая икона была главной святыней в дни празднования 100-летия минской епархии. Именно перед ней, в апреле 1893г. в кафедральном соборе, совершалась праздничная Литургия. После Литургии, при большом стечении народа, крестным ходом икона была принесена на р. Свислочь для совершения торжественного водосвятного молебна.
Крестные ходы с Крупецкой иконой продолжались до закрытия Покровского храма в 1924 году.

Вот несколько рассказов о том времени (из книги свящ. Федора Кривоноса «У Бога мертвых нет»). Протоиерей Борис Васильев († 1994) отзывался о митрополите Мелхиседеке, в таких словах: «В годы, когда церковный корабль, по выражению очевидца, бросало волнами то вправо, то влево, на Минской кафедре был владыка Мелхиседек (Паевский), заслуживший в свое время немалую популярность и уважение среди православных жителей нашего города. Ежедневно он совершал торжественные богослужения в Свято-Петро-Павловском соборе. Ежегодно в Великий Четверг сам проводил слезные исповеди в соборе, совершал чин омовения ног. В особенности запомнились крестные ходы с Крупецкой иконой Божьей Матери в деревню Крупцы. Торжественная процессия всегда останавливалась перед Свято-Екатерининской церковью. Здесь служился перед иконой Божьей Матери Крупецкой торжественный молебен, так что даже евреи, жившие в окрестных домах, выходили любоваться торжеством…».

Уроженка Минска Рослава Варвара Григорьевна (1911 г.р.): «Крупецкую икону Божьей Матери несли восемь человек: четверо с одной стороны и четверо с другой стороны. На постаменте. Она была вся изукрашена живыми цветами. Торжественно пел хор. Несли хоругви. Многие священнослужители в нарядных одеяниях сопровождали шествие. По всему пути крестного хода люди становились на колени, некоторые держали детей. И над всеми ими проносили икону. Со всей Белоруссии съезжались торговцы. Устраивалась большая ярмарка. В церкви икону торжественно водружали по центру и служили Литургию. Храм был в половину нынешнего кафедрального собора, просторный, с хорошей акустикой. После службы брали воду у большого валуна, перед церковью. Людей съезжалось очень много из Минска, окружных деревень. Приезжали на лошадях. Ярмарка располагалась в сторону Жданович. Один из больных, из Крупцов, вспоминал, что постоянно брали воду паломники, приходившие пешком из Киева и уходившие туда также пешком. Икону Крупецкой Божьей Матери несли торжественно весной… на целое лето, а осенью того же года торжественным крестным ходом препровождали в кафедральный собор Святых Апостолов Петра и Павла».

В 1936 г. храм разбирают на стройматериалы. Икону переносят в храм Петра и Павла, из которого она исчезает не известно как и куда…

Но свято место пусто не бывает. Люди любили это место, любили родник и в какой-то мере утешались тем, что имели. Сохранились сведения о почитании этого места и после Отечественной Войны и об исцелениях там. От деревни осталось всего несколько домов. Но, к счастью, Крупцы не потеряли своей живописности, уцелел и родник, вытекавший некогда из-под церковного алтаря.
В 1991 г., подчиняясь Богу и людям, государство передало здание Св. Петро-Павловского собора Церкви. Настоятель храма, прот. Георгий Латушко, дал возможность разным людям проявлять свои таланты. Среди восстановителей собора было множество будущих священнослужителей, певчих, чтецов, иконописцев, братчиков, преподавателей – тех людей, которые искали место у Бога и нашли его.
Особое место для нас занимают первые трудники Св. Михайловского братства – О.В. Дихтиевский, Е.П. Дихтиевская, прот. Василий Дубойский и др. Когда братчики узнали о Крупецкой иконе и разрушенной церкви Покрова Богородицы, сердца их возгорелись желанием восстановить святыню.

Епархиальные историки прот. Федор Кривонос и Г.Н. Шейкин разыскали сведения о поруганной святыне и дали возможность прикоснуться к ней сердцам православных. 21 ноября 1992г.у Крупецкого источника был воздвигнут крест. По благословению о. Георгия с мая 1993г. начались молебны на роднике в Крупцах. Затем, 30 января 1994 г., был установлен железнодорожный вагончик, в котором с 20 марта начала служиться Божественная Литургия. Этот период жизни прихода неразрывно связан с о. Андреем Лемешонком, который стал духовником многих крупчан. Церковь г. Ракова подарила одну из своих Крупецких икон, которая стала нашей Одигитрией. К 1-му визиту Святейшего Патриарха Алексия II летом 1995 г. была достроена будущая Церковь в честь Крупецкой иконы Божией Матери.

В этом же году, по рекомендации о. Андрея, Митрополит Филарет назначил первого настоятеля Покровского прихода – прот. Виктора Белякова (ранее Покровская церковь всегда была приписной). Началась Евхаристическая жизнь прихода, собирание святынь, большое строительство – и так до сего дня.

Краткая хронологическая таблица.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *