В ХVII веке была построена деревянная церковь во имя святителя Николая, в народной памяти уже тогда сохранилось название «Николы на Ржавце». Вместо этого храма в неизвестное время была построена церковь деревянная, во имя Рождества Богородицы с приделом Св. Николая.
Приставка «на Ржавце» возникла, как особливое обозначение этого прихода по отношению к другим храмам Тулы, имеющим престолы в честь святителя Николая Чудотворца.
Связано это с тем, что эта низинная местность когда-то была заболочена. Здесь же протекал ручей Ржавец, названный так по цвету воды: болотные речки зачастую несли, кроме песка и глины, частицы железной руды, придававшие воде красновато-бурый оттенок.
Церковный историк и духовный писатель Павел Иванович Малицкий в своей книге «Приходы и церкви тульской епархии» (1895) говорит об этом так: «приход Богородице-рожденственской на Ржавце церкви занимает низменную часть города Тулы, бывшую некогда сплошным болотом, покрытым осокою и тростником, где водилось много дичи».
В 1681 г. вместо этой церкви был поставлен деревянный храм во имя Иоанна Предтечи, купленный готовым у тульского Предтеченского монастыря.
В 1749 г. построили каменную церковь Рождества Богородицы с приделом святителя Николая, а деревянную в 1751 г. продали в село Иван Озеро.
В 1831 г. в храме был устроен второй придел в память Рождества св. Иоанна Предтечи.
В 1895 году при храме начала действовать Церковноприходская школа.
В документах фонда «Тульская духовная консистория» в клировой ведомости о церкви Богородице-рождественской, что на Ржавце, за 1911 г. значится, что при церкви вместе с погостом церковным 302 кв. сажени земли.
Здания, принадлежащие церкви: 1) деревянный дом на церковно-причтовой земле для школы и при нём сторожка с сараем, построены в 1894 г. на средства бывшего церковного старосты Н. Г. Крашенинникова; 2) тесовая часовня под железной крышей с тремя храмовыми иконами, находящаяся на углу ограды; ограда вокруг храма деревянная. Церковная школа помещается в доме церковном.
Малицкий упоминает о том, что на рубеже 19 и 20 веков численность прихожан приблизительно равнялась 400 чел. мужского населения и 500 чел. женского населения.
Период 1917-1991 гг.
После революции храм закрывают, но вскоре он передается в аренду Епархии. Храм остался в лоне РПЦ.
В 1930 г. храм был закрыт второй раз.
В 1969 г. церковь признают памятником истории и архитектуры с принятием под охрану государства.
В 80-х годах в храме располагалась обувная фабрика.
В 1991 году здание храма было поставлено на Госохрану в качестве памятника истории и культуры регионального значения.
Период 1991-2000 гг.
В феврале 1991 года Церковь возвратили Тульской епархии.
С этого времени начинается возрождение прихода, активные строительно-реставрационные работы. Это связано с тем, что последние «хозяева» здания храма перед передачей его верующим вывезли с собой всё, что смогли: оконные рамы, двери, даже секции батарей центрального отопления. В здании не осталось ни электропроводки, ни водопровода.
Главные шаги по возрождению церковной общины выпало совершить первому настоятелю храма — священнику Сергию Зуеву.
Необходимо было очистить от огромного количества мусора и здание церкви, и окружающую территорию. Реставрацию храма начало в мае 1991 года малое предприятие «Тульское возрождение». Уже через год состоялось первое богослужение.
Благотворительную помощь храму оказывали Косогорский металлургический завод, завод «Штамп», «Тула-сантехника», НПЦ «Конверсия», «Черметимпекс», «Тула-мебель», «КСЭРТ-банк», другие тульские предприятия.
Также неоценимую помощь оказывали прихожане вновь образованной общины. Значительный вклад в возрождение Никольского храма (на Ржавце) внесла семья Ивана Васильевича и Зинаиды Ильиничны Худяковых. Благодаря их помощи поставлялся камень, стройматериалы; восстанавливалась электрификация храма, канализационная система и системы водоснабжения; решались различные вопросы земельно-территориального характера.
Второе рождение прихода связано с именем приснопамятного Высокопреосвященнейшего Серапиона (Фадеева), митрополита Тульского и Белевского, положившего в начале 90-х много трудов для созидания верующей общины. Владыка Серапион постоянно интересовался ходом восстановительных работ; заботился о нем, как о любимом детище.
По причине болезни митрополит Серапион не мог совершать богослужения во Всехсвятском кафедральном соборе. Поэтому Никольский храм два-три раза (а иногда и чаще) в неделю наполнялся благолепием архиерейской службы.
В этот период совершается возведение разрушенной колокольни. В 1996 году трудами архимандрита Кирилла (Наконечного) ее строительство заканчивается, на звоннице устанавливаются колокола. При его настоятельстве поставлены и три иконостаса.
Тогда же, в середине 90-х, при церкви начала работать воскресная школа — одна из первых в Туле; созданы два церковных хора.
В этот период при храме действует школа золотого шитья.
В 2000 году настоятелем храма был назначен протоиерей Сергий Крючков.
Продолжалась реконструкция здания, средства на которую жертвовали верующие — кто сколько может.
Значительный вклад в дело благоукрашения храма внесла Татьяна Павловна Бочарова. Прихожанкой храма была ее покойная мама. В память о ней Татьяна Павловна и начала помогать церкви. Благодаря ее пожертвованиям в храме появились полы из мраморной плитки, красивые киоты для икон, благоустраивалась окружающая территория.
Тогда же, по благословлению Высокопреосвященнейшего Алексия (Кутепова) Архиепископа Тульского и Белевского в 2004 году, на ее пожертвования храм украшен настенной росписью. За образец мастера взяли фрески XVI — XV веков работы Дионисия и Андрея Рублева.
В 2007 году при храме начала работать просфорня. Женщины, пекущие просфоры, прошли обучение в Шамордино и Оптиной пустыни.
В декабре 2011 года настоятелем храма назначен протоиерей Игорь Корейша.
Его деятельность началась с активных ремонтных работ: за весенне-летний период 2012 года в первую очередь был проведен ремонт кровли, впервые была устроена водосточная система кровли.
В 2013 году имеют свое продолжение и реставрационные работы: устраняя последствия протекания кровли (на некоторых сводах храма повредилась роспись), были проведены работы по размывке стен от копоти и восстановление поврежденной росписи в левом Никольском приделе.
В этом же году произошло долгожданное событие: по благословению Владыки Алексия, митрополита Тульского и Ефремовского, на пожертвования прихожан и благотворителей для алтарной апсиды была изготовлена и установлена храмовая икона Святителя Николая Мирликийского.
Продолжает свою работу Воскресная школа. Одним из важных изменений стало разделение учащихся на две возрастные группы: с 6 до 8 лет и с 9 до 15 лет.
На занятиях детей знакомятся с такими предметами как Мироведение, Введение в Священную историю Ветхого Завета, Введение в Священную историю Нового Завета, Апологетика для детей, Церковно-славянский язык. Традиционно учащимися и их родителями готовятся торжественные спектакли и утренники к праздникам Рождества и Пасхи.
Образовательная деятельность на приходе в 2012 году расширилась открытыми с сентября Богословскими курсами. На этих занятиях слушатели курсов изучают такие дисциплины как Четвероевангелие, История Христианской Церкви и Толкование пророческих книг. Курс рассчитан на 2 года.
В 2013 продолжает развиваться образовательно-информационная деятельность – в дни главных православных праздников среди прихожан распространяются познавательные листовки; еженедельно на информационном стенде размещается стенгазета с портала Православие и Мир.
Продолжается окормление православной группы открытой при МБДОУ №17. Детский садик расположен рядом с храмом, поэтому вместе с воспитателями дети регулярно посещают Богослужения, приступают к Таинству Причастия.
С 2012 года при храме расположен Отдел Тульской Епархии по взаимодействию с казачеством.
Духовенством и казаками ведется активная совместная работа по воцерковлению молодых казаков, подготовке к несению государственной и иной службы, воспитанию защитников Отечества, укреплению деловых, культурных связей с казаками других казачьих обществ.
Казаки участвуют в просветительской, социальной и миссионерской работе; подготовке храма к праздникам, а также в охране правопорядка в дни церковных торжеств.
Периодически при храме проводятся заседания Расширенного Совета Атаманов ЗОКО ЦКВ с участием окормляющего духовенства Тульской Епархии.
Адрес: г. Тула, ул. Революции, 6-б
Телефон храма: +7 (4872) 36‑92-87
Электронная почта: a-ha1985@mail.ru
Богослужения совершаются ежедневно.
В будние дни:
Божественная литургия — 8:00
Вечернее богослужение – 17:00
В воскресные и праздничные дни:
Божественная литургия — 6:30 и 8:00
Вечернее богослужение — 17:00
Доступная среда для маломобильных групп населения:
Если Вам необходима помощь при входе в храм, перемещении по храму и прихрамовой территории, то Вы можете предварительно оставить заявку дежурному сотруднику храма по телефону: 8(4872)36-92-87.
Время для звонка: Пн.-Вс. с 7.30 до 18.00.
Также можно оставить заявку на посещение священнослужителя на дому для совершения Таинств Исповеди, Причастия, Соборования.
«Благодарю Бога за возможность славить Его каждый день»
Беседа с певчим храма святителя Николая (на Ржавце) Сергеем Переведенцевым в день памяти преподобного Сергия Радонежского.
Свято-Никольский храм села Медвенка – храм, построенный в 1773 году помещицей Дарией Хомяковой, разрушен после революции и ныне восстановлен.
Содержание
История [ править ]
Свято-Никольский храм села Медвенка построен в 1773 году на средства помещицы Дарии Михайловны Хомяковой. В трапезной части располагались приделы: во имя Казанской иконы Божией Матери, во имя святителя Алексия митрополита Московского, в советское время вместе с колокольней были утрачены.
Как и многое тульские церкви, в 1938 году храм был закрыт и почти полностью разрушен. От него остался лишь фундамент с небольшими фрагментами стен. Храм, вернее то, что от него осталось, был передан епархии в 2000 году, тогда же стали совершаться богослужения на месте старинной святыни. Настоятелем был назначен протоиерей Сергий Крючков, а в 2001 году – протоиерей Василий Гаджега.
Вместе с местными жителями и на их пожертвования до 2017 года отец Василий кропотливо восстанавливал святыню, трудился не покладая рук, чтобы в день Боголюбской иконы Божией Матери, под покровом Царицы Небесной, наконец свершилось долгожданное освящение храма.
1 июля 2017 года благочинный Восточного округа города Тулы протоиерей Павел Савельев в сослужении духовенства Восточного благочиния и клириков Свято-Никольского храма освятил возрожденную святыню. В настоящее время храм и колокольня полностью восстановлены, работы по благоустройству продолжаются.
Деятельность прихода [ править ]
С 2005 года при храме действует небольшая библиотека православной литературы, которая регулярно пополняется. Приход сотрудничает с местной общеобразовательной школой и детским садом.
Престольные праздники [ править ]
Контакты [ править ]
Адрес: г. Тула, Ленинский район, с. Медвенка
Паломнику [ править ]
Богослужения совершаются в воскресные и праздничные дни:
Божественная литургия – 8:30
Вечернее богослужение –17:00
Доступная среда для маломобильных групп населения: если вам необходима помощь при входе в храм, подъеме по лестнице, перемещении по храму и прихрамовой территории, то вы можете предварительно оставить заявку протоиерею Василию Гаджега по телефону: 8-905-115-20-08. Время для звонка: пн.-вс. с 11.00 до 19.00.
Храм в честь свт. Николая Мирликийского в Кочаках (п. Первомайский)
История храма.
Создание храма относится к концу XVII или началу XVIII века, однако сведений о точной дате его постройки выявить не удалось. Не вызывает сомнений, что устроителями храма являлись потомки древнейших дворянских родов Карцевых и Хомяковых, которые были прихожанами и погребены у его стен.
Первоначально храм был деревянным, однопрестольным. В его причте состояли два священника, диакон и два псаломщика.
В 1759 году Ирина Лукинична Карцева, владелица части Ясной Поляны, пристроила к трапезной части каменный придел во имя св.великомученика Иоанна Воина. Грамоту на устроение дал Архиепископ Каширский и Коломенский Порфирий. Тогда же была построена каменная ограда вокруг храма.
В 1856 году храм имел следующий вид: «…. Зданием каменная, пол каменный, крыша железная и таковые же главы окрашены медянкою. Престола в ней два – первый холодный во имя свт. Николая, второй в приделе во имя св.мч. Иоанна Воина…колокольня каменная в два яруса».
После обращения в 1864 году к епископу Тульскому и Белевскому Никандру священнослужители и прихожане получили благословление на перестройку храма, которая велась на собранные ими средства.
Трапезная церкви построена в 1870 году тщанием прихожан, правнуков И.П.Хомякова и коллежской ассесорши Агриппины Васильевны Будаевой, ставшей попечительницей прихожан при ремонте храма. «Зданием каменная с таковою же колокольнею, покрыта железом; стенами и крышею крепкая. Здание храма и колокольни обшито листовым железом, окрашенным масляной краской».
Земли при церкви состоит: усадебной вместе с погостом 3 десятины, пахотной 79 десятин. В 1884 году декабря 29-го дня выданы копии, как плана, так и межевой книги и хранятся в церковной ризнице.
Дома для священника и церковно-служителей на церковной усадебной земле деревянные, построены тщанием священно и церковнослужителями в разные годы и составляют собственность притча.
Другие здания, принадлежащие церкви: деревянный дом с хозяйственными пристройками на церковной земле, крытый железом, приобретенный на церковные средства для квартир другого священника; каменный дом, крытый железом, на церковной земле, занимаемый церковной школой; деревянный дом, крытый железом, на кирпичном фундаменте, находится в селении Ясной Поляне на казенной земле, занимаемой церковной школой; каменный дом, крытый железом, построен в деревне Городне на общественной земле, уступленной по договору на вечное время под школу и занимаемой церковной школой; деревянный дом, крытый железом на церковной земле, занимаемой церковной сторожкой.
В церковной библиотеке находится книг для чтения предназначенных 340 томов.
Имеющиеся в приходе школы: три церковно-приходские и две земские Церковные школы: при церкви села Кочаки – существует с 1888 года и по сей день; в деревне Городне и сельце Ясной Поляне; земские школы в деревне Новой Колпне и деревне Бабурино – с 1894 года.
Возле храма находятся могилы дворян Карцевых, потомков рода графов Толстых и Волконских.
В 1935 году местные власти закрыли храм, превратив его в колесную мастерскую. В главном алтаре сломали иконостас, пол и поставили горн.
В 1941 году после многократных обращений к властям внучки Л.Н.Толстого Софьи Толстой-Есениной, а также сотрудника музея Н.Пузина, решением Облисполкома №26-19, храм и кладбище вокруг него переданы музею «Ясная Поляна».
В 1946 году храм возвращен верующим. Первым настоятелем был назначен священник Александр Князев, приложивший много сил и стараний для восстановления храма.
Ныне Богослужения совершаются ежедневно. В настоящее время настоятелем храма иереем Алексием Поповым продолжается работа по благоустройству храма и территории около него.
Расписание работы храма
предпраздничным и праздничным дням.
Каждое воскресение в 16:00 молебное пение и чтение акафиста
Первоначально храм был деревянным, однопрестольным. Земля, на которой он стоит, в то время принадлежала Церкви, селения не было. На картах и в документах XVIII в. это место обозначено как погост Кочаки, что значит церковь, расположенная в стороне от села, с кладбищем и прилегающим двором причта. В настоящее время не удалось выявить документальных источников, свидетельствующих о точной дате построения храма и о его устроителях. Но не вызывает сомнения, что это были потомки древних дворянских родов Карцевых и Хомяковых, бывших прихожанами этого храма и похороненных у его стен.
Дошедшие до нас архивные материалы говорят о том, что с этими дворянскими фамилиями связана дальнейшая перестройка и обновление храма. В 1759 г. Ирина Лукинична Карцева-Родилова, правнучка одного из первых владельцев сельца Ясная Поляна Степана Григорьевича Карцева, которой в то время принадлежала часть Ясной Поляны, пристроила к трапезной части каменную церковь-придел во имя святого великомученика Иоанна Воина. Тем самым она исполнила волю своего умершего мужа лейтенанта морского флота М. Ф. Родилова, получившего еще при жизни, 7 июля 1757 г., грамоту от архиепископа Каширского и Коломенского Порфирия на устроение нового придела. Ко второй половине XVIII века относится и строительство каменной стены, ограждающей храм и кладбище около него. В 1856 году церковь имела следующий вид: « … зданием каменная…, по стенам окрашена желтою краскою, пол каменный, крыша железная и таковые же главы окрашены медянкою, кресты деревянные, обиты белой жестью.
Престолов в ней два: Первый настоящий холодный во имя Святителя и Чудотворца Николая, второй в приделе же во имя Святого Мученика Иоанна Воина. При церкви сей в связи с нею имеется каменная колокольня в два яруса с четырьмя колоколами, – из коих один весом пятьдесят семь пуд тридцать два фунта, второй десять пуд, третий два пуда и четвертый один пуд. Окон с железными решетками тринадцать, а вверху два без решеток; – Три двери западные, южная и северная, все двери железные с таковыми же запорами, крючьями и вислыми замками Алтарь от настоящей церкви отделяется капитальною каменною стеною с тремя в оный входами, и самый алтарь разделяется на три части двумя арками».
В 1864г. священнослужители о. Михаил Мерцалов, о. Николай Иванов, диакон Михаил Успенский, диакон Федор Никольский, а также церковный староста крапивенский купец 2-ой гильдии Андрей Кириллович Бруханов и прихожане обратились к епископу Тульскому и Белевскому Никандру (Покровскому) за благословением на перестройку храма на средства церкви и прихожан. В своем прошении они объясняли, что «по малому объему …церкви … всегда терпели стесненность при Богослужениях, вследствие чего все единодушно изъявили желание сломать всю трапезу церкви с ее приделом, также и колокольню, как ветхую…».
Попечительницею прихожан при ремонте храма была жительница деревни Колпна Александра Павловна Артюхова, получившая на год сборную книгу. Но денег прихожан и церкви оказалось недостаточно для окончания ремонта. Завершение его стало возможным только благодаря пожертвованиям правнуков похороненного у храма Исаака Парфеньевича Хомякова: Агриппины Васильевны Хомяковой– Булаевой (1812-1893) и ее брата крапивенского помещика Александра Васильевича Хомякова (1814-1885). Во время этого ремонта прежнюю трапезную сломали и построили новую, более просторную. На пожертвования Александра Васильевича Хомякова устроили новый предел в честь святого благоверного князя Александра Невского.
30 августа 1866 года состоялось его освящение по благословению епископа Никандра. В алтаре вместо низких свод воздвигли более высокие; арку в Царских вратах пробили и значительно увеличили, также увеличили все три алтарные двери, пол подняли на полметра.
К 21 сентября 1870 года, времени завершения ремонта, храм имел три престола: главный во имя святителя Николая, слева во имя святого мученика Иоанна Воина и справа во имя святого благоверного князя Александра Невского. Отапливался храм двумя кирпичными печами в железных футлярах, был покрыт железной крышей, окрашенной зеленой краской медянкой; пол выстлан каменными плитками (половина из них белого цвета); при входе на паперть на двух чугунных столбах было устроено крыльцо, покрытое железом и выкрашенное медянкою.
Построили также новую каменную колокольню, благословение на строительство которой еще в 1849 году испрашивала по доверенности сына (Александра Васильевича Хомякова) Наталья Алексеевна Корякина – Хомякова указывая, что «состоящая при означенной Николаевской церкви каменная колокольня от долговременности сделалась до того ветха, что угрожает падением…».
В 1891–1892гг. в храме вновь проводился ремонт с золочением иконостаса, очисткой и покрытием лаком икон, окраской стен клеевой краской, панелей – масляной. Работы проводил Тульский иконостасных дел мастер Михаил Вишняков. Среди многочисленных икон, находившихся в то время в храме, Николай Иванович Троицкий в «Описи имущества, принадлежавшего отдельным церквам и монастырям», выделяет икону Ахтырской Божией Матери в окладе с царским гербом, икону Архистратига Михаила в серебряном окладе 1750 г., местночтимую икону святителя Николая Чудотворца; также Евангелие напрестольное 1774 г. в окладе 1779 г., Евангелие напрестольное 1757 г., кадило серебряное в виде церкви начала XVIII в.
14 октября 1891г. открыли церковно-приходское попечительство, занимающееся сбором денежных средств. При церкви имелось три десятины усадебной земли и семьдесят девять десятин пашенной и сенокосной. Владели землей и обрабатывали ее священнослужители, имеющие на ней свои дома. Кроме того, на церковной земле стоял построенный в 1881 г. на каменном фундаменте под железной крышей деревянный одноэтажный церковно-причтовый дом, занимаемый священниками.
У храма находится старое кладбище. Могилы дворян Карцевых, похороненных у стен первозданного храма, в связи с его расширением на протяжении XVIII–XIX столетий оказались под храмом, о чем свидетельствуют надгробные плиты в фундаменте храма. У самого входа в храм был фамильный склеп дворян Хомяковых, в котором похоронена А. В. Хомякова-Булаева (1812–1893) и ее родители В. В. Хомяков (ум. в 1814) и Н. А. Хомякова (ум. в 1850). В восточной части кладбища у алтаря потомками старинного русского рода графов Толстых был также устроен фамильный склеп. В нем похоронены родители писателя Л.Н. Толстого графиня Мария Николаевна Толстая, урожденная Волконская (1790–1830), граф Николай Ильич Толстой (1794–1837), граф Дмитрий Николаевич Толстой (1827–1856). В склепе Толстых на западной стороне стены находилась икона Божией Матери «Трех радостей» (размером 60х40 см), в желтой деревянной раме старого письма, но в ночь с 1 на 2 ноября 1938 г. была похищена, и в настоящее время нахождение ее неизвестно. Рядом со склепом – могилы жены писателя Софьи Андреевны, их детей, умерших в детском возрасте, родных и близких.
Погост в Кочаках является единственным семейным некрополем Толстых.
В годы советской власти Никольский храм постигла общая участь церквей и монастырей Святой Руси – он был закрыт. К сожалению, в архивах не удалось выявить документов о точной дате, но по свидетельству прихожанки храма Татьяны Гришиной, это был 1935 год.
После закрытия в храме устроили колесную мастерскую, сорвали кресты; в алтаре престола в честь святителя Николая установили горн, для постройки которого употребили плиты с пола и ступеней алтаря. Сломали иконостас, беспорядочно в кучу сложили иконы. Сломали склеп благотворителей храма Хомяковых, их могилы засыпали битым кирпичом. Долгих одиннадцать лет не совершались Богослужения. 18 апреля 1941г. решением Облисполкома за № 26-19 были прекращены работы по переоборудованию храма под колесную мастерскую, но его восстановление началось лишь после того, как 12 сентября 1946 г. он был вновь возвращен верующим. Настоятелем был назначен священник отец Александр Князев.
В 1951 – 1953 годах настоятелем храма был архимандрит Макарий (Кобяков), положивший много трудов и старания на дальнейшее благоукрашение храма устройство дорожек около него. При батюшке Макарии перед храмом был устроен цветущий сад.
С 1955 года, более тридцати лет, настоятелем храма был о. Георгий Степанов, продолжавший сохранять, украшать храм, возделывать сад, расцветший при батюшке Макарии. В 1988 году при настоятеле отце Сергии Зуеве (1988–1993 гг.) московский иконописец Александр Чашкин совместно с Владимиром Литвиновым, Юрием Черкасовым и Михаилом Типяковым, сохранив отдельные фрагменты старинной росписи, выполнили роспись храма в стиле старой церковной живописи. В марте 1995 года настоятелем храма был назначен отец Николай Пикуза, до июля 2002 года несший труды по дальнейшему сохранению храма, ремонтируя трапезную, кровлю, фасад. В трудные 90 – е годы, когда не доставало самых необходимых продуктов питания, батюшка Николай проявлял трогательную заботу о своих прихожанах. А в проповедях – наставления о спасении душ, покаянии.
С июля 2002 года по настоящее время настоятель протоиерей Игорь Корейша продолжает работы по благоустройству храма, территории около него. В.Н. Уклеин, описывая церковь, сожалеет о неграмотных и глупых изменениях, внесенных в архитектуру храма. Вот как он описывает: «План храма отвечает древним русским традициям к наиболее высокому двухсветному объему, являющемуся собственно церковью, примыкает с востока более низкая апсида, а с запада – трапезная и за нею невысокая колокольня.
Кочаковская церковь поражает своей миниатюрностью, площадь ее основного высокого объема составляет всего 46 кв.метров. Чтобы увеличить вместимость церкви, она соединена с так называемой трапезной. Последняя вдвое шире церкви и более чем в три раза превосходит ее по площади. В церковь ведут три входа. Восточная стена алтаря, прямолинейная с внутренней стороны, разделена на фасаде на три слегка выпуклых поля, как бы имитируя трехчастную композицию апсид, традиционную в русском зодчестве.
Значительно более серьезные искажения были внесены во внешний облик храма. Широкая лента главного карниза с непрерывным рядом декоративных нишей и консолек опоясывает все здание, украшенное по углам строенными тонкими колонками, так называемыми «дудочками», отделенными друг от друга кирпичным «гребнем». Этот декоративный прием очень характерен для XVII века.
Неотъемлемым и очень эффективным элементом декоративного убранства храма является и надкарнизный пояс из крупных кокошников с килевидным завершением. На глади стен – два ряда окон с пластичными наличниками. Но в форме оконных проемов и в рисунке наличников уже проглядывается рука, чуждая духу древнерусского искусства.
Не вызывает сомнений, что площадь оконных проемов была значительно увеличена, что вчленение полукруглой части окон в композицию наличника подверглось искажению. Над главным объемом церкви был возведен несуразный, какой-то пузыреобразный граненый купол, крытый оцинкованным железом. В замке свода- глухой граненый барабан и над ним приплюснутая, тоже граненая главка.
В конце прошлого столетия плоскости стен между выступающими декоративными элементами были обшиты листовым железом, просуществовавшим до конца 1940-х годов»