свято никольский храм листвянка
Свято никольский храм листвянка
Предполагалось возвести каменную церковь, но когда приступили к кладке стен, выложив «на фундамент из серовичного камня (песчаник) не более 5-ти рядов кирпича», выяснилось, что известь не связывает кирпичи.
Выделка кирпича на месте, как и его просушка, была связана с большими сложностями. Убедившись в невозможности строить каменную церковь, иркутский архиепископ Нил (Исаакович) разрешил на заложенном фундаменте возвести деревянную. При строительстве было использовано дерево добротных пород. Зная дальнейшую судьбу храма, можно сказать, что в этом было особое проявление промысла Божия, так как за свою историю храм дважды переносили на новое место, и перенесения деревянного храма проходили без особых затруднений. Новый храм архиепископ Нил освятил 30 июля 1844 года.
Приход располагал значительными средствами, которые жертвовали церкви многочисленные богомольцы. При храме была своя церковно-приходская школа. Надо отметить, что в малонаселенных деревнях, прилегающих к поселку Лиственничное, имелись свои храмы, все эти небольшие церкви были приписными к основному приходскому храму, расположенному в поселке Лиственничное. Эти храмы просуществовали до тридцатых годов прошлого века.
Данных о священниках, служивших в Свято-Никольской церкви в течение 19-го столетия, сохранилось очень мало. Архивных материалов почти нет. Имеются лишь краткие и случайные сведения в уцелевших номерах Иркутских Епархиальных Ведомостей, отчасти история храма сохранилась в народной памяти и преданиях. Первым по времени настоятелем храма известен священник Евгений Литвинцев, который служил здесь с 1868 года по 1884 год. Род Литвинцевых вообще дал Иркутской епархии многих священнослужителей, они упоминаются еще с восемнадцатого века. Отец Евгений получил приличное по тому времени образование. Он был коренной сибиряк, истинный патриот своего края. В своей миссионерской деятельности отец Евгений поддерживал тесную связь с забайкальскими миссионерами, особенно с Посольским Преображенским монастырем. Преемником его стал священник Петр Титов. О нем известно, что в храме он служил с 1885 года. А в 1890 году настоятелем храма стал священник Флегонт Сизой. Сын иркутского священника, он также все годы священствовал только в Иркутской епархии. Умер Флегонт в 1893 году и был похоронен на погосте Никольского храма. После Флегонта, начиная с 1894 года, некоторое время здесь служил священник Иоанн Титов.
В самом начале 20-го века население поселка Лиственничное заметно увеличилось. Связано это было с тем, что на заре прошлого века началось активное освоение Прибайкалья: строились Кругобайкальская железная дорога, которая стала уникальным памятником инженерно-строительного искусства, Байкальский порт и судоверфи. Такое грандиозное строительство, приток новых людей благоприятно отразились на состоянии поселка и прихода. Например, в 1910 году в приход входило 1163 человека. К церкви была приписана деревянная часовня на стеклоделательном заводе Ксенофонта Сибирякова, которая находилась в Больших Котах. Говорят, что она сохранилась до сих пор.
Известно, что с 1906 года в Свято-Никольском храме служил священник Константин Холмов- ский, воспитанник Иркутской духовной семинарии. Будучи священником и одновременно учителем местной церковно-приходской школы, он при участии и помощи учеников этой школы создал неплохой церковный хор.
В этот чрезвычайно трудный период в Свято-Никольском храме достойно потрудились следующие священники: в 1922 году сюда был назначен настоятелем священник Василий Архангельский, также воспитанник Иркутской духовной семинарии, который служил здесь до 1924 года. После него настоятельствовал преклонного возраста протоиерей Евгений Попов. Он прослужил в храме с 1924 года до самой своей кончины, последовавшей в 1926 году. Отец Евгений оставил о себе в сердцах прихожан и всех жителей поселка добрую память. Недолго, с 1927 года по 1929 год, в церкви служил иеромонах Иерофей.
При упразднении Уссурийского Никольского монастыря часть братии, в числе которой были схиархимандрит Герман, архимандрит Сергий, игумен Иоанникий, иеромонах Пантелиимон, монах Модест и другие, некоторое время проживала в Иркутске. Они пользовались всеобщим уважением верующих иркутян. Далее известно, что в 1930 году отец Модест, постриженик Уссурийского Никольского монастыря, уже будучи в пожилом возрасте, был рукоположен в иеромонаха и вскоре назначен в Свято-Никольский храм поселка Листвянка. Он был известен в Сибири особой строгостью своей жизни, был человеком глубоко молитвенным и весьма учительным пастырем. Отец Модест проповедовал не только в храме за богослужением, но и при всяком удобном случае. Известно, что жизнь его здесь была многотрудной и скорбной. Скончался отец Модест в сане игумена в 1934 году.
1935 года настоятелем храма был священник Арсений Иванов. Он служил здесь два года, вплоть до закрытия храма. Последнюю Божественную Литургию отец Арсений отслужил в храме в 1937 году в день Архистратига Божия Михаила. В декабре 1938 года Свято-Никольский храм был окончательно закрыт для богослужений. Некоторое время здание храма оставалось неиспользованным, позднее власти отдали его под клуб, затем под рыбные склады и мастерские.
Начиная с 1943 года, приходы Иркутской епархии находились в ведении Новосибирской кафедры. Во главе этой вдвойне обширной епархии стоял Владыка Варфоломей (Гордцов). Он проявил поистине апостольское рвение в окормлении своей многочисленной паствы. Глубокое благочестие Владыки Варфоломея, высокое образование, богатый жизненный и духовный опыт помогли ему в его многотрудном служении. Именно в это тяжелое для верующих время великими милостями Божьими был возвращен к жизни Свято-Никольский храм в поселке Листвянка. Хотя, казалось, ничто не предвещало возрождения прихода: поселок находился в глуши, вдали от больших путей сообщения, был беден и мало населен. Но прибытие в Новосибирск Владыки Варфоломея оживило церковную жизнь Сибири. В Иркутске начались работы по восстановлению Крестовоздвиженской церкви, собора бывшего Знаменского монастыря, да еще маленького Михайло-Архангельского храма, который был некогда скитом знаменитого Вознесенского монастыря. Пример иркутян пробудил церковную жизнь и в Листвянке. Из благочестивых поселковых жителей была образована инициативная группа, которая выбрала самых положительных и безупречных верующих людей и рекомендовала их в исполнительный орган прихода. Это были пожилые, почтенные и всеми уважаемые в поселке люди: Е.С. Кислицина, А.М. Шипунова, А.Е. Новаковская, Ф.И. Онуфраж, О.В. Малеева, П.М. Арсентьева, А.М. Миронова, Г. Копылов, В.И. Шишкина, И.И. Давыдов, Т.И. Чаплинская, Т.И. Николаева. На протяжении многих лет бессменным старостой прихода являлась Антонина Ефимовна Новаковская, верным попечителем храма по праву считался Иван Ильич Давыдов. И вот 27 июля 1945 года Совет по делам Русской Православной Церкви при СНК СССР, согласно заключению Иркутского облисполкома и заявлению верующих, разрешил открыть для богослужений Свято- Никольскую церковь. 19 ноября 1945 года был подписан договор с общиной верующих о передаче им здания церкви.
После него с 1946 года по 1949 год, также недолго, всего по одному году, здесь служили настоятель, священник Владимир Шангин, Василий Византийский и Исидор Медников. Постепенно материальное положение прихода стало улучшаться, и вскоре появилась возможность провести капитальный ремонт храма. Но, несмотря на все усилия Иркутской епархии и прихожан поселка, храм продолжал оставаться бедным и убогим. Порой приходу трудно было обеспечить даже своего настоятеля, средств едва хватало только на отопление и самое элементарное содержание.
С 1949 по 1958 год Иркутскую кафедру возглавлял архиепископ Палладий (Шерстенников). Он был наделен большими административными и хозяйственными способностями и сумел достаточно укрепить приходы врученной ему обширной епархии. В 1949 году архиепископом Палладием настоятелем Свято-Никольского храма был назначен иеромонах Анатолий (Корнильев), он служил здесь более года, но при нем был произведен первый после восстановления капитальный ремонт храма. Коренной сибиряк, отец Анатолий пользовался любовью и уважением своих прихожан, которые до сих пор сохраняют о нем добрую память. После в сане архимандрита он являлся клириком Иркутского Знаменского кафедрального собора.
С 1950 года по 1953 год в храме настоятельствовал священник Виктор Вахрушев. Он родился он в Забайкалье в 1876 году. Служил в разных храмах бывшей Забайкальской и Иркутской епархий. В Листвянку прибыл уже в преклонном возрасте и через три года скончался после полувека священства. После него менее года в храме служил иеромонах Евгений (Красноперов). Родился в бывшей Вятской губернии в бедной многодетной христианской семье, с раннего детства прошел суровую жизненную школу. В 14 лет был отдан в монастырь послушником. Позднее был участником Первой мировой войны. Затем некоторое время был в числе братии Иркутского Вознесенского монастыря, где был посвящен в иеромонахи. Священствовал в разных храмах Иркутской епархии. Отца Евгения знали все как совершенного бессребреника, скромного, простого, добродушного, обладающего большим духовным опытом священнослужителя. С 1963 года по старости он находился за штатом и проживал при храме поселка Тельма. Скончался в сане игумена в 1972 году. После него тоже очень короткое время в Свято-Никольском храме служили священники Иоанн Илюхин и Александр Орлов. К началу пятидесятых годов 20-го века Свято-Никольская церковь более ста лет простояла у самого берега Байкала. Здесь крестились и отпевались целые поколения сибиряков, батюшка освящал новые постройки и благословлял мореходов и рыбаков. Но наэтом удивительная история храма не закончилась.
При архиепископе Палладии Свято-Никольскому храму в Листвянке суждено было во второй раз сменить свое место. В связи с планируемым строительством Иркутской гидроэлектростанции должен был подняться и уровень воды в Байкале, поэтому территория храма отходила под предполагаемую зону затопления. Вдоль берега тогда было решено проложить асфальтовое шоссе. В первое время после этого известия возникла опасность полного упразднения прихода. Однако в 1956 году было принято решение перенести храм в более безопасное место. Закрыть храм, которому к этому времени было уже более ста лет, власти не решились.
Но в середине пятидесятых годов приход был очень беден, поэтому большая часть средств для выполнения работ по перенесению храма была выделена из общего епархиального фонда. В 1956 году в храм был направлен священник Иоанн Фокин. Отец Иоанн служил здесь менее года, но именно при нем храм был во второй раз перенесен на новое место, в Крестовую падь, где он стоит и теперь. Работами руководила Татьяна Павловна Евфратова, инженер-строитель, на нее и легли в основном все заботы и трудности, связанные с переносом храма. Ей помогал старейший прихожанин и попечитель храма Федот Иванович Онуфраж при настоятельстве отца Иоанна.
С огромным усердием, вкладывая все свои силы и знания, трудились они единственно ради спасения храма. Многие трудности, с которыми пришлось встретиться при перенесении храма, с Божьим благословением и молитвами Святителю Николаю благополучно преодолевались. Большую духовную поддержку и щедрую материальную помощь при этом оказал Владыка Палладий. Храм был перенесен в предельно короткий срок. Так что осенью 1956 года он был уже на новом месте, чуть дальше от священного озера Байкал, у подножия живописной горы в Крестовой пади.
После перенесения Свято-Никольский храм был заново отреставрирован и укомплектован иконами из других храмов Иркутска, среди которых есть памятники середины 18-го века. Храм стал выглядеть более значительным. Заново соорудили купол, пристроили колокольню, в храме был установлен новый трехъярусный иконостас. Окрашенный в светлые солнечные тона, иконостас хорошо гармонирует с общим светлым фоном всего храма. В 1958 году храм снаружи был обшит деревом, окрашен масляными красками охристого цвета, украшен резными наличниками и стал иметь вполне благолепный вид. Со вкусом устроенный, как-то особенно просветленный, храм привлекает к себе не только верующих, но и многочисленных туристов. Ежегодно посещая дивный байкальский край, поселок Листвянку, никто из бывающих здесь людей не оставляет без внимания Свято-Никольский храм, всегда воздавая должное его благолепию.
1958 году на Иркутскую кафедру был назначен архиепископ Вениамин Новицкий. Воспитанник богословского факультета Варшавского университета, постриженик Почаевской Успенской лавры. Владыка Вениамин был правящим архиереем Иркутской епархии без малого 15 лет, вплоть до 1973 года. В течение всего времени своего пребывания на Иркутской кафедре одной из основных забот Владыки Вениамина было удовлетворение приходов епархии в священно- и церковнослужителях.
Начиная с 1972 года, в Свято-Никольском храме служили некоторое время священник Владимир Шарунов, затем настоятельствовал священник Иоанн Михайлов, который усердно собирал и составил историю Свято- Никольского храма. Затем настоятельствовали отец Сергей Козлов, отец Иаков, с 1976 по 1987 год настоятелем храма был отец Геннадий Яковлев.
В 1989 году настоятелем Свято-Никольской церкви был назначен протоиерей Николай Обухов. Способность располагать к себе людей, искренность и доброта, высокая человеческая порядочность во всех делах и помыслах помогли отцу Николаю укрепить приход, увеличить церковную общину, возвысить силу и мощь слова Божьего. В течение 20-ти лет непрерывная подвижническая деятельность отца Николая способствует делу просвещения прихожан и новообращенных членов церковной общины.
История Свято- Никольского храма тесно связана с Сибирью, с дивным и благодатным краем Прибайкалья. За 165 лет, которые прошли с начала строительства храма, сюда приходили, искали душевный покой и молились простые люди и знатные, великороссы и монголы, посещали храм ссыльные декабристы. Здесь крестили новорожденных, венчали молодых, причащались и исповедовались десятки поколений. А в 1974 году здесь даже проходили съемки фильма о декабристах «Звезда пленительного счастья».
В храме имеется и своя маленькая святыня, здесь с благоговением хранится туфелька, принадлежащая святителю Софронию. Храм сегодня располагает неплохим собранием икон, есть несколько икон 18-го века. Среди них большой храмовый образ Святителя Николая. Святитель изображен на фоне моря и гор с мечом в правой руке и храмом в левой. Есть иконы Святителя Николая, написанные на холсте, также работы 18-го века. В храме имеется большая нарядная икона Святителя Тихона Задонского, выполненная уже в 19-м веке и взятая на сохранение из храма Казанской Божьей матери. Есть и еще несколько добротных и искусно написанных икон.
Такова история этого скромного, но очень почитаемого и любимого народом православного храма на Байкале. В этой долгой и праведной жизни были у Свято-Никольского храма светлые страницы его истории, и было много трудностей, которые ему пришлось пережить вместе со своими верующими.
Прихожанин храма Дубынин Александр Романович
Листвянка. Церковь Николая Чудотворца.
Карта и ближайшие объекты
Статьи
Строительство церкви начато купцом Ксенофонтом Серебряковым в 1846 г. в пос. Никола на берегу Ангары и завершено после смерти купца его женой. Церковь дважды переносили. Первый раз на берег Байкала, вторично в связи со строительством Иркутской ГЭС в глубь берега.
Из книги А.В. Юдина «Вокруг света. Сибирь». 2006
Предполагалось возвести каменную церковь, но когда приступили к кладке стен, выложив «на фундамент из серовичного камня (песчаник) не более 5-ти рядов кирпича», выяснилось, что известь не связывает кирпичи. Выделка кирпича на месте, как и его просушка, была связана с большими сложностями. Убедившись в невозможности строить каменную церковь, иркутский архиепископ Нил (Исаакович) разрешил на заложенном фундаменте возвести деревянную. При строительстве было использовано дерево добротных пород. Зная дальнейшую судьбу храма, можно сказать, что в этом было особое проявление промысла Божия, так как за свою историю храм дважды переносили на новое место, и перенесения деревянного храма проходили без особых затруднений. Новый храм архиепископ Нил освятил 30 июля 1844 года.
Приход располагал значительными средствами, которые жертвовали церкви многочисленные богомольцы. При храме была своя церковно-приходская школа. Надо отметить, что в малонаселенных деревнях, прилегающих к поселку Лиственничное, имелись свои храмы, все эти небольшие церкви были приписными к основному приходскому храму, расположенному в поселке Лиственничное. Эти храмы просуществовали до тридцатых годов прошлого века.
Данных о священниках, служивших в Свято-Никольской церкви в течение 19-го столетия, сохранилось очень мало. Архивных материалов почти нет. Имеются лишь краткие и случайные сведения в уцелевших номерах Иркутских Епархиальных Ведомостей, отчасти история храма сохранилась в народной памяти и преданиях.
Первым по времени настоятелем храма известен священник Евгений Литвинцев, который служил здесь с 1868 года по 1884 год. Род Литвинцевых вообще дал Иркутской епархии многих священнослужителей, они упоминаются еще с восемнадцатого века. Отец Евгений получил приличное по тому времени образование. Он был коренной сибиряк, истинный патриот своего края. В своей миссионерской деятельности отец Евгений поддерживал тесную связь с забайкальскими миссионерами, особенно с Посольским Преображенским монастырем. Преемником его стал священник Петр Титов. О нем известно, что в храме он служил с 1885 года. А в 1890 году настоятелем храма стал священник Флегонт Сизой. Сын иркутского священника, он также все годы священствовал только в Иркутской епархии. Умер Флегонт в 1893 году и был похоронен на погосте Никольского храма. После Флегонта, начиная с 1894 года, некоторое время здесь служил священник Иоанн Титов.
В самом начале 20-го века население поселка Лиственничное заметно увеличилось. Связано это было с тем, что на заре прошлого века началось активное освоение Прибайкалья: строились Кругобайкальская железная дорога, которая стала уникальным памятником инженерно-строительного искусства, Байкальский порт и судоверфи. Такое грандиозное строительство, приток новых людей благоприятно отразились на состоянии поселка и прихода. Например, в 1910 году в приход входило 1163 человека. К церкви была приписана деревянная часовня на стеклоделательном заводе Ксенофонта Сибирякова, которая находилась в Больших Котах. Говорят, что она сохранилась до сих пор.
Известно, что с 1906 года в Свято-Никольском храме служил священник Константин Холмов- ский, воспитанник Иркутской духовной семинарии. Будучи священником и одновременно учителем местной церковно-приходской школы, он при участии и помощи учеников этой школы создал неплохой церковный хор.
В этот чрезвычайно трудный период в Свято-Никольском храме достойно потрудились следующие священники: в 1922 году сюда был назначен настоятелем священник Василий Архангельский, также воспитанник Иркутской духовной семинарии, который служил здесь до 1924 года. После него настоятельствовал преклонного возраста протоиерей Евгений Попов. Он прослужил в храме с 1924 года до самой своей кончины, последовавшей в 1926 году. Отец Евгений оставил о себе в сердцах прихожан и всех жителей поселка добрую память. Недолго, с 1927 года по 1929 год, в церкви служил иеромонах Иерофей.
При упразднении Уссурийского Никольского монастыря часть братии, в числе которой были схиархимандрит Герман, архимандрит Сергий, игумен Иоанникий, иеромонах Пантелиимон, монах Модест и другие, некоторое время проживала в Иркутске. Они пользовались всеобщим уважением верующих иркутян. Далее известно, что в 1930 году отец Модест, постриженик Уссурийского Никольского монастыря, уже будучи в пожилом возрасте, был рукоположен в иеромонаха и вскоре назначен в Свято-Никольский храм поселка Листвянка. Он был известен в Сибири особой строгостью своей жизни, был человеком глубоко молитвенным и весьма учительным пастырем. Отец Модест проповедовал не только в храме за богослужением, но и при всяком удобном случае. Известно, что жизнь его здесь была многотрудной и скорбной. Скончался отец Модест в сане игумена в 1934 году.
С 1935 года настоятелем храма был священник Арсений Иванов. Он служил здесь два года, вплоть до закрытия храма. Последнюю Божественную Литургию отец Арсений отслужил в храме в 1937 году в день Архистратига Божия Михаила. В декабре 1938 года Свято-Никольский храм был окончательно закрыт для богослужений. Некоторое время здание храма оставалось неиспользованным, позднее власти отдали его под клуб, затем под рыбные склады и мастерские.
Начиная с 1943 года, приходы Иркутской епархии находились в ведении Новосибирской кафедры. Во главе этой вдвойне обширной епархии стоял Владыка Варфоломей (Гордцов). Он проявил поистине апостольское рвение в окормлении своей многочисленной паствы. Глубокое благочестие Владыки Варфоломея, высокое образование, богатый жизненный и духовный опыт помогли ему в его многотрудном служении. Именно в это тяжелое для верующих время великими милостями Божьими был возвращен к жизни Свято-Никольский храм в поселке Листвянка. Хотя, казалось, ничто не предвещало возрождения прихода: поселок находился в глуши, вдали от больших путей сообщения, был беден и мало населен. Но прибытие в Новосибирск Владыки Варфоломея оживило церковную жизнь Сибири. В Иркутске начались работы по восстановлению Крестовоздвиженской церкви, собора бывшего Знаменского монастыря, да еще маленького Михайло-Архангельского храма, который был некогда скитом знаменитого Вознесенского монастыря.
Пример иркутян пробудил церковную жизнь и в Листвянке. Из благочестивых поселковых жителей была образована инициативная группа, которая выбрала самых положительных и безупречных верующих людей и рекомендовала их в исполнительный орган прихода. Это были пожилые, почтенные и всеми уважаемые в поселке люди: Е.С. Кислицина, А.М. Шипунова, А.Е. Новаковская, Ф.И. Онуфраж, О.В. Малеева, П.М. Арсентьева, А.М. Миронова, Г. Копылов, В.И. Шишкина, И.И. Давыдов, Т.И. Чаплинская, Т.И. Николаева. На протяжении многих лет бессменным старостой прихода являлась Антонина Ефимовна Новаковская, верным попечителем храма по праву считался Иван Ильич Давыдов. И вот 27 июля 1945 года Совет по делам Русской Православной Церкви при СНК СССР, согласно заключению Иркутского облисполкома и заявлению верующих, разрешил открыть для богослужений Свято- Никольскую церковь. 19 ноября 1945 года был подписан договор с общиной верующих о передаче им здания церкви.
После него с 1946 года по 1949 год, также недолго, всего по одному году, здесь служили настоятель, священник Владимир Шангин, Василий Византийский и Исидор Медников. Постепенно материальное положение прихода стало улучшаться, и вскоре появилась возможность провести капитальный ремонт храма. Но, несмотря на все усилия Иркутской епархии и прихожан поселка, храм продолжал оставаться бедным и убогим. Порой приходу трудно было обеспечить даже своего настоятеля, средств едва хватало только на отопление и самое элементарное содержание.
С 1949 по 1958 год Иркутскую кафедру возглавлял архиепископ Палладий (Шерстенников). Он был наделен большими административными и хозяйственными способностями и сумел достаточно укрепить приходы врученной ему обширной епархии. В 1949 году архиепископом Палладием настоятелем Свято-Никольского храма был назначен иеромонах Анатолий (Корнильев), он служил здесь более года, но при нем был произведен первый после восстановления капитальный ремонт храма. Коренной сибиряк, отец Анатолий пользовался любовью и уважением своих прихожан, которые до сих пор сохраняют о нем добрую память. После в сане архимандрита он являлся клириком Иркутского Знаменского кафедрального собора.
С 1950 года по 1953 год в храме настоятельствовал священник Виктор Вахрушев. Он родился он в Забайкалье в 1876 году. Служил в разных храмах бывшей Забайкальской и Иркутской епархий. В Листвянку прибыл уже в преклонном возрасте и через три года скончался после полувека священства. После него менее года в храме служил иеромонах Евгений (Красноперов). Родился в бывшей Вятской губернии в бедной многодетной христианской семье, с раннего детства прошел суровую жизненную школу. В 14 лет был отдан в монастырь послушником. Позднее был участником Первой мировой войны. Затем некоторое время был в числе братии Иркутского Вознесенского монастыря, где был посвящен в иеромонахи. Священствовал в разных храмах Иркутской епархии. Отца Евгения знали все как совершенного бессребреника, скромного, простого, добродушного, обладающего большим духовным опытом священнослужителя. С 1963 года по старости он находился за штатом и проживал при храме поселка Тельма. Скончался в сане игумена в 1972 году. После него тоже очень короткое время в Свято-Никольском храме служили священники Иоанн Илюхин и Александр Орлов. К началу пятидесятых годов 20-го века Свято-Никольская церковь более ста лет простояла у самого берега Байкала. Здесь крестились и отпевались целые поколения сибиряков, батюшка освящал новые постройки и благословлял мореходов и рыбаков. Но наэтом удивительная история храма не закончилась.
При архиепископе Палладии Свято-Никольскому храму в Листвянке суждено было во второй раз сменить свое место. В связи с планируемым строительством Иркутской гидроэлектростанции должен был подняться и уровень воды в Байкале, поэтому территория храма отходила под предполагаемую зону затопления. Вдоль берега тогда было решено проложить асфальтовое шоссе. В первое время после этого известия возникла опасность полного упразднения прихода. Однако в 1956 году было принято решение перенести храм в более безопасное место. Закрыть храм, которому к этому времени было уже более ста лет, власти не решились.
Но в середине пятидесятых годов приход был очень беден, поэтому большая часть средств для выполнения работ по перенесению храма была выделена из общего епархиального фонда. В 1956 году в храм был направлен священник Иоанн Фокин. Отец Иоанн служил здесь менее года, но именно при нем храм был во второй раз перенесен на новое место, в Крестовую падь, где он стоит и теперь. Работами руководила Татьяна Павловна Евфратова, инженер-строитель, на нее и легли в основном все заботы и трудности, связанные с переносом храма. Ей помогал старейший прихожанин и попечитель храма Федот Иванович Онуфраж при настоятельстве отца Иоанна. С огромным усердием, вкладывая все свои силы и знания, трудились они единственно ради спасения храма. Многие трудности, с которыми пришлось встретиться при перенесении храма, с Божьим благословением и молитвами Святителю Николаю благополучно преодолевались. Большую духовную поддержку и щедрую материальную помощь при этом оказал Владыка Палладий. Храм был перенесен в предельно короткий срок. Так что осенью 1956 года он был уже на новом месте, чуть дальше от священного озера Байкал, у подножия живописной горы в Крестовой пади.
После перенесения Свято-Никольский храм был заново отреставрирован и укомплектован иконами из других храмов Иркутска, среди которых есть памятники середины 18-го века. Храм стал выглядеть более значительным. Заново соорудили купол, пристроили колокольню, в храме был установлен новый трехъярусный иконостас. Окрашенный в светлые солнечные тона, иконостас хорошо гармонирует с общим светлым фоном всего храма. В 1958 году храм снаружи был обшит деревом, окрашен масляными красками охристого цвета, украшен резными наличниками и стал иметь вполне благолепный вид. Со вкусом устроенный, как-то особенно просветленный, храм привлекает к себе не только верующих, но и многочисленных туристов. Ежегодно посещая дивный байкальский край, поселок Листвянку, никто из бывающих здесь людей не оставляет без внимания Свято-Никольский храм, всегда воздавая должное его благолепию.