свято никольский чернеевский монастырь ряз обл
Святыня Рязанского края: Свято-Никольский Чернеевский мужской монастырь
Дорогие друзья!
Сегодня я расскажу вам о старинной святыне Рязанского края – Свято-Никольском Чернеевском мужском монастыре.
Находится он недалеко от города Шацка на правом берегу реки Цны. Монастырь основан 445 лет тому назад в декабре 1573 года иеромонахом Матфеем, бывшим донским казаком. Впоследствии Матфей стал игуменом Свято-Никольского Чернеевского монастыря.
До строительства монастыря, иеромонах Матфей, отыскивая уединение для духовных подвигов, в подражание древним пустынникам поселился в глуши леса, близ мордовских селений. Язычество мордовского народа печалило старца.
Преподобный Матфей решил донести до «мордвичей» Веру Христову. Для этого он выучил их язык. Матфей беседовал с людьми, убеждая язычников принять истинную веру. Сам он служил примером для всех, так как вел строгую, подвижническую жизнь.
С каждым днем увеличивавшееся число его учеников побудило старца испросить благословение Рязанского епископа Леонида на основание монастырской обители. В 1573 году епископ Леонид благословил строительство. Так был основан монастырь во имя Святителя и Чудотворца Николая и назван Чернеев, от «окружавшаго оный чорнаго густаго леса.» В древних актах он назывался также «Матфеевою пустынею».
Пожив богоугодно 69 лет, Преподобный Матфей скончался, оставив о себе память, как о первом вестнике Христианской Веры в том краю.
Преемники Матфея достойно поддерживали славу обители. Настоятелям ее с давних пор присвоено звание архимандритов. Монастырь числился, по расписанию, в 3-ем классе, имел братии до 30-ти человек. Содержался на доходы с отведенных в монастырское пользование участков земли и приношениями богомольцев, которые из разных мест приходили поклониться Святыне.
Великолепный резной иконостас, занимает всю восточную сторону храма. В советские годы он был утрачен, ныне восстановлен. Скульптура Святителя Николая Чудотворца (бронзовый памятник в полный рост), находится внутри Никольского храма.
Монастырь обнесен каменной стеной с башнями по углам. При своем основании монастырь состоял из деревянных храмов и корпусов, но в начале XVIIвека он начал перестраиваться в кирпичные постройки. В XIXвеке монастырь окончательно обустроился.
В 1912 обитель году была преобразована в женский монастырь.
Настоятельницей монастыря числилась игумения Маргарита. Количество сестёр достигало 40 человек.
Более 200 лет Шацкий район входил в состав Тамбовской области, но в 1926 году он входит в состав Рязанской области и, соответственно, монастырь стал относиться к Рязанской епархии. В 1926 году пребывание сестёр в монастыре было запрещено и они вынуждены были оставить обитель. Некоторые из них удалились в город Моршанск Тамбовской области, а другие дожили свой век в соседней деревне. Монастырский храм продолжал Богослужения до 1936 года.
После окончательного закрытия храма, монастырь был передан местному совхозу для использования в жилищно-бытовых целях.
В 1970 году монастырь передан на баланс Желанновского краеведческого музея. Директор музея Николай Илларионович Панин проводил посильную реставрацию зданий монастыря. Была заново построена северо-западная угловая башня монастыря, а также были воздвигнуты церковные кресты над куполами храмов обители. После многих трудов в течение свыше 20 лет по реставрации монастыря, Николай Илларионович испросил благословение у архиепископа Рязанского и Касимовского Симона на передачу Свято-Николо-Чернеевского монастыря на баланс Рязанской Епархии.
В 1991 году состоялось долгожданное и радостное событие – монастырь был передан Русской Православной Церкви для возобновления монашеской жизни и Богослужения.
Немало усилий к восстановлению обители приложили ее настоятели: игумен Феодосий (Агапов), игумен Пимен (Боханов) игумен Филарет (Кулешов) и другие. В монастыре проводилась активная реставрация храмов и жилых помещений, были введены ежедневные Богослужения, пополнилось количество братии, действовала Воскресная школа для детей.
В 2000 году в монастырь была передана икона Святого Великомученика и Целителя Пантелеймона. Она была написана на святой горе Афон для Николо-Чернеевской обители. После закрытия монастыря, эта икона была сохраняема одной из жительниц села Старочернеево. В январе 2000 года братия монастыря, с крестным ходом, перенесли этот образ из дома рабы Божией Марии в монастырский храм святого Архангела Михаила и установили его в церкви для всеобщего почитания.
Замечательно, что в наши дни идет восстановление российских православных храмов и монастырей. К радости верующих возрождается и Свято-Никольский Чернеевский монастырь.И каждый из нас может приехать и помолиться чудотворным образам. От души желаю вам таких путешествий, и пусть мир, счастье и радость будут всегда в ваших душах!
Николо-Чернеевский мужской монастырь
Свято-Николо-Чернеевский монастырь — мужской монастырь Скопинской епархии Русской православной церкви. Расположен в селе Старочернеево на правом берегу реки Цны в 18 километрах от Шацка.
Содержание
История [ править ]
Свято-Николо-Чернеевский мужской монастырь был основан в 1573-ем году донским казаком по имени Матфей, прибывшим с Дона на реку Цну, в пределы нынешнего Шацкого района, Рязанской области. В подражание древним пустынникам, отыскивая уединение для духовных подвигов, он поселился в непроходимом лесу, близ селений Мордвы. Язычество мордвичей печалило благочестивого старца и он решился возвестить им Веру Христову. Умная беседа на родном их языке, которому он нарочно для этого выучился и строгая, подвижническая жизнь обратили на него общее внимание. С каждым днем увеличивавшееся число его учеников побудило старца испросить благословение Рязанского епископа Леонида на основание обители в обитаемом им лесу. В 1573-ем году епископом Леонидом Матфей посвящен был в иеромонаха и назначен строителем новоучрежденной обители, находящейся сейчас на реке Цне, в 20 километрах от города Шацка, Рязанской области. Монастырь основан во имя Святителя и Чудотворца Николая и назван Чернеев, от «окружавшаго оный чорнаго густаго леса.» В древних актах он назывался также пустынею Матфеевою.
Пожив богоугодно 69 лет, строитель Матфей скончался, оставив о себе память, как первого провозвестника Христианской Веры в том краю.
Преемники Матфея достойно поддерживали славу обители. Настоятелям её с давних пор присвоено звание архимандритов. Он числился, по расписанию, в 3-ем классе, и имел братии до 30-ти человек. Содержался на доходы с отведенных в пользование монастыря, определенных по закону, участков земли и приношениями богомольцев, которые из разных мест приходили поклониться Святыне.
Свято-Николо-Чернеевский мужской монастырь с 1912-го по 1926-ой годы был женским. Настоятельницей монастыря была игумения Маргарита. Количество сестёр монастыря достигало 40 человек. Шацкий район входил в состав Тамбовской области более 200 лет, но в 1926-ом году он вошёл в состав Рязанской области, а вместе с этим и монастырь стал относиться к Рязанской епархии. В 1926-ом году пребывание сестёр в монастыре было запрещено советской властью и они вынуждены были оставить свою обитель. Некоторые из них удалились в город Моршанск Тамбовской области, а несколько монахинь дожили свой век в соседней деревне именуемой «Боголюбовка». Многие из насельниц монастыря стали исповедницами Веры Христовой. Монастырский храм продолжал Богослужения до 1936-го года.
После окончательного закрытия храма и прекращения Богослужений, монастырь был передан местному совхозу для использования в жилищно-бытовых целях. Внутри соборного храма Святителя Николая Чудотворца размещалось зернохранилище, а в пристройке к храму была мельница.
В храме Казанской иконы Божией Матери находились магазин и склад, а на верхнем ярусе колокольни, где когда-то звонили колокола, был установлен водонапорный бак. В братских корпусах жили простые рабочие, а в одном из зданий было правление совхоза. В результате неправильного и кощунственного использования монастырских строений, некоторым зданиям был нанесён непоправимый ущерб, который в настоящее время восстанавливается за счёт пожертвований благотворителей монастыря.
В 1970-ом году монастырь был передан на баланс Желанновского краеведческого музея. Директор музея Николай Илларионович Панин проводил посильную реставрацию зданий монастыря. Его трудами была заново построена северо-западная угловая башня монастыря, а также (с великими усилиями в советское время) стало возможным воздвигнуть церковные кресты над куполами храмов нашей обители. После многих трудов по реставрации монастыря, в течение более 20 лет, Николай Илларионович испросил благословение у архиепископа Рязанского и Касимовского Симона на передачу Свято-Николо-Чернеевского монастыря на баланс Рязанской Епархии. В 1991-ом году состоялось долгожданное и радостное событие – наш монастырь был передан Русской Православной Церкви для возобновления монашеской жизни и Богослужения.
Первым настоятелем Свято-Николо-Чернеевского мужского монастыря был поставлен игумен (ныне архимандрит) Феодосий (Агапов). Он нёс это послушание с 1991-го по 1993-ий годы. Поднимать разрушенный монастырь из руин было нелегко, но помощь Божия сопутствовала доброму пастырю решившемуся на трудный подвиг.
В первый же год начала реставрации, отец Феодосий смог подготовить к освящению храм святого Архангела Михаила. В Ноябре 1991-го года Высокопреосвященнейший Симон архиепископ Рязанский и Касимовский освятил этот первый монастырский храм.
В 1993-ем году продолжение дела по восстановлению монастыря принял на себя игумен Пимен (Боханов). Новый настоятель, в дополнение к трудам своего предшественника, приложил усилия к тому, чтобы ввести в монастыре ежедневное Богослужение и пополнить количество братии. Была продолжена реставрация храма и нескольких жилых корпусов монастыря. Совершалось духовное окормление окрестных сёл. Действовала Воскресная школа для детей.
Летом 1997-го года послушание настоятеля монастыря было возложено на игумена Филарета (Кулешова). Он подготовил к освящению храм в честь Казанской иконы Божией Матери, который был освящён Высокопреосвященнейшим Симоном архиепископом Рязанским и Касимовским 31-го мая 1998-го года. Отец Филарет ещё более пополнил состав братии монастыря. Он продолжил труды по реставрации жилых корпусов, духовному окормлению жителей окрестных сёл. После получения высокого духовного образования, отец Филарет был переведён преподавателем в Рязанскую Духовную Семинарию.
В сентябре 1998-го года настоятелем Свято-Николо-Чернеевского мужского монастыря был назначен иеромонах (ныне игумен) Феофан (Данченков).
Посещение нашего монастыря Владыкой Симоном было связано с освящением левого алтаря Никольского Собора 16-го Сентября 1999-го года. Престол в этом алтаре был освящён в честь Святителя Николая Чудотворца.
В Июле 2000-го года был освящён надвратный храм, в колокольне нашего монастыря, в честь святых первоверховных апостолов Петра и Павла.
В сентябре 2001-го года 16-го числа, наместником Свято-Троицкого мужского монастыря г.Рязани архимандритом Андреем, по благословению митрополита Симона, был освящён правый алтарь Никольского Собора в честь Рождества Пресвятой Богородицы.
В период с 2002-го по 2007-ой годы в монастыре проводилась активная реставрация храмов и жилых помещений.
После назначения на Рязанскую кафедру, Высокопреосвященнейший Павел архиепископ Рязанский и Касимовский неоднократно посещал обитель, совершая Богослужения.
Николо-Чернеевский монастырь
Фото: Alexandr 77
Источник: sobory.ru
В Рязанской области в Шацком районе есть село с названием Старочернеево. Здесь находится Николо-Чернеевский мужской монастырь. Эту древнюю обитель основал в 1573 году казак по имени Матфей. Незадолго до этого он пришел с Дона и поселился в непроходимом лесу на берегу реки Цны, вблизи мордовских поселений. Надо сказать, что местные жители тогда были язычниками, и это очень печалило Матфея. Чтобы разговаривать с коренным населением и нести им Веру Христову, старец Матфей выучил их язык. С каждым днем увеличивалось число его учеников, и некоторое время спустя пустынник отправился в Рязань, чтобы испросить у епископа благословение на основание обители. В 1573 году Матфей был посвящен в иеромонахи и назначен строителем монастыря. Он вернулся на берега реки Цны и заложил обитель в честь Николая Чудотворца. Второе название монастырь получил от окружавшего его темного густого леса.
После кончины основателя благоустройство обители продолжили его ученики. Настоятели монастыря с давних времен носили звания архимандритов.
В 1838 году в монастыре возвели теплую каменную двухэтажную церковь. В нижнем этаже освятили храм во имя Архистратига Михаила, а наверху расположилась церковь Казанской иконы Божией Матери. Тогда же в обители соорудили трапезный и братский корпуса, а также покои настоятеля. Посетители входили в обитель через Святые врата в нижней части трехъярусной колокольни. Во втором ярусе колокольни открыли храм в честь святых апостолов Петра и Павла. А над ним была звонница. Окружала монастырь каменная стена с башнями в углах. К концу 19 столетия Чернеевская обитель окончательно обустроилась и приобрела современный вид.
Смотрите наши программы на Youtube канале Радио ВЕРА.
Скачайте приложение для мобильного устройства и Радио ВЕРА будет всегда у вас под рукой, где бы вы ни были, дома или в дороге.
Старочернеево. Николо-Чернеевский мужской монастырь.
Другие постройки монастыря:
4. Стены ограды (XVIII в.)
5. Северо-западная башня (XVIII в.)
6. Юго-западная башня (XVIII в.)
7. Юго-восточная башня (XVIII в.)
8. Северо-восточная башня (XVIII в.)
9. Северные ворота
10. Юго-западные ворота
11. Кельи (кон. XVIII в.)
12. Трапезная (кон. XVIII в.)
13. Кельи (кон. XVIII в.)
14. Кельи (кон. XVIII в.)
15. Монастырская постройка
16. Настоятельский корпус (кон. XVIII в.)
17. Хозяйственная постройка
18. Хозяйственный (скотный?) двор
Карта и ближайшие объекты
Статьи
Чернеев Николаевский монастырь, 3 класса, общежительный, в 18 верстах от города Шацка, близ села Старого Черниева, на берегу реки Цны. Основан в 1570 году иеромонахом Матфеем, просветителем местного края, населенного в то время мордвой, мещеряками, черемисами и другими языческими народами; сначала был мужским; в 1912 году обращен в женский. Соборный монастырский храм во имя святого Николая чудотворца, построенный на месте бывшей деревянной церкви, освящен в 1736 году. Здесь замечателен величественный резной иконостас, занимающий всю восточную стену от солеи до сводов. Самая внутренность храмов в архитектурном отношении имеет ту особенность, что своды его держатся не на 4 столбах, как это принято вообще в старинных храмах, а на одном, по образцу Московской Грановитой палаты, построенной Иоанном III. Столп — четырехсторонний, имеет толщины 3 аршина 2 вершка. На лицевой (западной) его стороне помещена большого размера старинного письма Федоровская икона Божией Матери. Из особо чтимых икон в монастыре находятся образ святого Николая чудотворца, покрытый сребровызолоченным окладом с 4 стразовыми звездами по углам и Божией Матери — чудотворная Казанская и Всех скорбящих Радость. В ризнице монастыря хранится медный шестиконечный крест, по преданию, принадлежавший Ростовскому чудотворцу Авраамию (см. 29 октября). При монастыре два странноприимных дома, а в селе Чернееве монастырская школа.
Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году»
В 1920-х гг. монастырь был закрыт. Святыни и ценности монастыря частично вывезены, частично расхищены. Монастырские здания занимал под хозяйственные нужды местный совхоз. Монастырская воскресная школа стала общеобразовательной сельской (село Старо-Чернеево). Хотя здания монастыря обветшали, но он сохранил свой архитектурный облик. В 1980-х годах помещения монастыря отреставрированы и переданы краеведческому музею.
Храмы в честь Архангела Михаила, Казанской иконы Божией Матери.
Официальный сайт Рязанской епархии http://www.ryazeparh.ru/
Описание владений Чернеева монастыря из писцовой книги Шацкого уезда 1617 года. Подлесный стан. В том же стану монастырские и церковные земли.
Рождества пресвятой Богородицы, да Николы чюдотворца Чернеева манастыря село Чернеево на реке на Цне, а в селе: церковь святой мученицы Христовы Парасковьи, нарицаемые Пятницы, древяна, клецки, а в церкве: образы и свечи, и всякое церковное строение приходное, (в)[1] поп Терентей Иванов, (в) церковной дьячек Гришка Ва-(Л. 587 об.) сильев, (в) понамарь Корнилко Панфилов, (в) проскурница Овдотьица; тринатцать келей, а в них живут старицы, а кормят их из монастыря, семь келей нищих, питаютца от церкви Божии; двор монастырской; дватцать один двор служских; двенатцать дворов детенышев; крестьян: (в) Онофремко Семенов, (в) Бориско Павлов, (в) Гришка Темирев, (в) Ивашко Дмитриев, (в) Ивашко Федоров, (в) Якунко Прокофьев, (в) Ортюшка Васильев, (Л. 588) (в) Ортюшко Трофимов, (в) Титко Иванов, (в) Ортюшка Марков, (в) Федька Михайлов, (в) Ортюшка Микифоров, (в) Левка Васильев, (в) Климко Иванов, м Сенька Сысоев, (в) Петрушка Клементьев, (в) Митка Фатеев, (в) Микифорка Мялин, (в) Якимко Фомин, (в) Кондрашко Яковлев, (в) Гришка Степанов, (в) Ерофейко Иванов, (в) Пятунка Дробышев, (в) Девятко Оксенов, (в) Богдашко Ортемов, (в) Мартынко Юрев, (в) Истомка Сидоров, (в) Сенька (Л. 588 об.) Дементьев; бобыльских дворов: (в) Степанко Федоров, (в) Митка Федоров, (в) Федька Дементьев, (в) Ивашко Сергеев, (в) Понитка Петров, (в) вдова Оленка, (в) Кирилко Лаврентьев, (в) Сенька Самойлов, (в) Гришка Дмитриев, (в) Сенька Тимофеев, (в) Васька Пиминов, (в) Филатко Киреев, (в) Молчанко Родивонов, (в) Васька Иванов, (в) Исачко Матвеев, (в) Куземка Приходец, (в) Исачко Васильев, (в) Ивашко Болдырев, (в) Сенька Иванов, (в) Овфимко (Л. 589) Григорьев, (в) Васька Захаров, (в) Николко Васильев, (в) Кирилко Иванов, (в) Якунка Дементьев, (в) Гришка Иванов; шестнатцать дворов пустых; пашни паханыена отхожей на Диком поле за рекою за Цною, добрые земли, четырнатцать чети, да перелогу двесте восемьдесят пять чети с осминою в поле, а в дву по тому ж; сена на Диком же поле шестьсот шездесят копен; лес черной большой.
Деревня Княжая на реке на Цне, а в ней: двор (Л. 589 об.) монастырской; крестьян: (в) Худячко Федотов, (в) Ивашко Григорьев, (в) Тренька Михайлов, (в) Трофимко Левонтьев, (в) Данилко Ильин, (в) Микифорко Федоров, (в) Сенька Левонтьев, (в) Софонко Дмитриев, (в) Илюшка Васильев, (в) Якунка Сидоров, (в) Обрамко Григорьев, (в) Васька Фомин, (в) Оноско Васильев, (в) Ондроско Ондреев, (в) Сидорко Федоров, (в) Окинфейко Терентьев, (в) Сенька Степанов, (в) Ненашко Васильев, (Л. 590) (в) Васька Михайлов, (в) вдова Домница, (в) Мокейко Матвеев, (в) Тимошка Давыдов, (в) Ивашко Кирдяшев, (в) Микитка Матвеев; бобыльских дворов: (в) Ондрюшка Савин, (в) Первушка Меньшов, (в) Тренька Лукьянов, (в) Гришка Пахомов, (в) Гришка Яковлев, (в) Богдашко Ондреев, (в) Ондрюшка Пантелеев, (в) Назарко Приходец, (в) Васька Иванов, (в) Ивашко Иванов, (в) Ермолка Иванов, (в) Ивашко Игнатьев; восемь дворов (Л. 590 об.) пустых; пашни паханые на отхожем на Диком поле за рекою за Цною, добрые земли, одиннатцать чети, да перелогу двесте тринатцать чети в поле, а в дву по тому ж; сена на Диком же поле пятьсот дватцать копен; лес черной большой.
Пустошь Куляпинская: пашни перелогом, добрые земли, десять чети в поле, а в дву по тому ж.
И всего Чернеева монастыря село, да деревня, да пустошь, а в них: (Л. 591) два двора монастырских; 21 двор служних; 12 дворов детенышев; 52 двора крестьянских, а людей в них тож; 37 дворов бобыльских, а людей в них тож; 24 двора пусты; пашни паханые, добрые земли, 25 чети, да перелогу 550 чети с осминою. И обоего: пашни и перелогу 553 чети с осминою в поле, а в дву по тому ж; сена 1180 копен; лес черной большой.
(Л. 591 об.) А сошново письма в живущем и впусте соха без полчети сохи, да перешло за сошным письмом восемь чети с осминою. А платить з живущево з дватцати с пяти чети. В селе же Чернееве церковные пашни дватцать чети в поле, а в дву по тому ж; сена на Диком поле дватцать копен.
РГАДА Ф. №1209, оп. №1, д. №930
Чернеев монастырь получил свое начало в 1573 году по грамоте царя Иоанна Васильевича Грозного. Этот монастырь с самого начала и до 1819 г. именовался пустынью и состоял под управлением настоятелей, бывших в сане игумена, а в 1819 г. 9 марта введен в штат. В монастыре две отдельных каменных церкви и колокольня с храмом в среднем ярусе. Монастырские церкви и колокольня устройством прочны, ризницею и утварью достаточны. Круг богослужебных книг имеется полный и назидательных книг для чтения братии достаточно.
В Чернееве монастыре по штату положено быть 12 человекам братии: настоятель, пять иеромонахов, в числе их казначей, два иеродиакона, два монаха и два послушника, а состоят на лицо в настоящее время: настоятель, пять иеромонахов, пять иеродиаконов, два монаха, два указанных послушника и шесть человек на испытании.
Чернееву монастырю принадлежат следующие угодья:
— 6 десятин 1750 кв. сажень усадебной земли, на которую имеется план, а межевой книги нет.
— В Шацком уезде при реке Азе пахотной 7 десятин 1240 кв. сажень. На эту землю план и межевая книга имеются.
— В Тамбовском уезде при реке Кариане 65 десятин с планом и межевою книгою.
— Неподалеку от монастыря поемных лугов 37 десятин, на каковой участок имеются план и межевая книга. Рядом с этой луговой землей монастырь владеет по давностному праву 49 десятинами 850 кв. саженями. Право подтверждено решением Тамбовского окружного суда и Саратовской судебной палаты в 1905 г.
— В Моршанском уезде при селе Егоровке монастырь имеет удобной и неудобной земли 15 десятин 1500 кв. сажень. На этом участке есть водяная мукомольная мельница. Документов на эту землю у монастыря нет.
— Чернееву монастырю принадлежит лесной участок 75 десятин в Шацком уезде при с. Белоречье, в 40 верстах от монастыря. В 1892 г. 28 сентября в лесу был пожар, сгорело молодой поросли 40 десятин. В настоящее время на месте сгоревшей поросли растет березняк.
Для настоятеля, братских келий, братской трапезы и кухни имеется 6 каменных корпусов, кроме того, монастырь имеет при с. Старом Чернееве, близ приходской церкви, церковно-приходскую школу и два странно-приемных дома для приходящих странников и богомольцев.
Окладного жалования на поправку церквей и монастырских зданий, на содержание братии и рабочих людей ежегодно отпускается от казны 668 руб. 73 коп.
Монастырь весь обнесен каменной оградой. За оградой конный и скотный дворы с разными службами, построены из дерева. В 1908 г. построены каменная конюшня, каретный сарай, кладовая и часть стены для двора.
Монастырь расположен от г. Тамбова в 150 верстах, а от г. Шацка в 18 верстах. Чернеев монастырь имеет к себе ближайшую пустынь Вышенскую Успенскую, расстоянием в 23 версты.
Опись церковному имуществу имеется. Монастырь имеет 42760 руб. капитала, поступившего в разное время от разных благотворителей, капитал обращен в процентные бумаги, который хранятся в Моршанском отделении государственного банка.
А.Е. Андриевский «Историко-статистическое описание Тамбовской епархии.» Тамбов, типо-литография Н. Бердоносова и Ф. Пригорина, 1911 г. Шацкий уезд, стр. 805.
В древних актах обитель называлась «Матфеевой пустынью». Войско Донское долгое время считало монастырь своим, казачьим. Всё-таки Матвей основал его как «приют для увечных в боях за родину казаков»! Однако Москва, не желая распространения по Рязанским землям «вольницы», к концу ХVII века Старочернееву обитель у них забрала. Справедливости ради, сами казаки, живя в монастыре, образ жизни очень часто вели отнюдь не монастырский, а насельников, которых должны были оберегать, порой держали в чёрном теле. К этому времени обитель уже была самой богатой на Шацких землях. Служила опорным пунктом на Засечной черте у рубежей Дикого поля. С 1686 года монастырь отшёл к Тамбовской епархии.
Из журнала «Православные Храмы. Путешествие по Святым местам». Выпуск №252, 2017 г.