свято николаевский женский монастырь святые пещеры в селе покровка
По святым местам Урала
Путешествия по святым местам и другим достопримечательностям Урала
Свято-Николаевский женский монастырь «Святые пещеры» в селе Покровка
Общий вид обители
Святыни: Святой Никольский родник
В 95 километрах к северо-западу от Оренбурга, по дороге на Самару, расположено старинное село Покровка. В конце XIX века казаку Захарию Прокопьевичу Карцеву было предзнаменование идти в Покровку и строить там обитель. В 1896 году он поселился близь села на горе Монашке, вырыл там небольшую пещеру с келией, обустроил источник под горой и два года жил в строгом посте и молитве, подражая древним преподобным отцам.
Современный план монастырского комплекса
Видя его веру и крепкое желание служить Господу, вокруг Захария начинает формироваться община, собирается братия из местных благочестивых жителей. Место на горе Монастырке начало преображаться: общинники построили домовую деревянную церковь, братский корпус, колокольню, просфорню, пекарню, сеяли свой хлеб, посадили фруктовый сад, устроили пасеку. Главным делом братии было копание пещер подобных Киево-Печерским. Со временем пещеры ушли глубоко в гору, образуя разветвленные ходы, связанные кольцевыми переходами.
В пещерах обители
В 1909 году указом Святейшего Синода община была преобразована в скит. Вскоре Захарий Прокопьевич, принявший монашеское имя Зосима, был назначен скитоначальником (до него временно на этой должности находился иероманах Палладий, как более опытный в монашеском устройстве жизни). В 1911 году монахи закончили строительство каменной церкви во имя святителя Николая Чудотворца.
Второй слева — отец Зосима, первый слева — отец Геронтий (с 1923 г. игумен обители)
При монастыре был обустроен приют для мальчиков, выстроен дом инвалидов для мужчин-калек. Они молились и трудились по силе в кожевенных и валяльных мастерских. Также при обители был создан кирпичный завод. В 1916 году во вновь образованном Никольском монастыре «Святые пещеры» проживало 44 насельника. Благоустроенная вокруг территория напоминала Райский сад.
Святой источник с купелью во имя святого великомученика Пантелеимона Целителя
Но наступили смутные времена. В 1919 году батюшку Зосиму арестовали большевики, обвинив его в контрреволюционной деятельности, но массовое заступничество за него народа из окрестных селений, привело к оправданию игумена. Вернувшись в обитель, Зосима продолжал заботиться о братии, о монастыре, проводя время в трудах, молитве и помогая людям. Но, рассказывают, что батюшке было открыто о будущем разорении «Святых пещер». Это стало известно по одному случаю. Некий юноша захотел поступить в обитель, но батюшка Зосима его не благословил: «Езжай домой… Здесь тебе оставаться нельзя. Нас скоро разгонят, и монастырь закроют, всех поубивают». Не выдержало сердце Зосимы картин смутного времени, картин того, как рушится вера, все общественные устои: в 1923 году игумена не стало…
В пещерах обители
Осиротевшие братия подверглись притеснениям и гонениям от за свою веру. Вначале монахам предложили отречься от Бога и вступить в колхоз. Некоторые покинули монастырь, другие остались, но от веры своей не отрекся никто. Иноки продолжали жить в монастыре, служа Богу и укрепляя друг друга, подобно древним мученикам. Недолго терпели новые власти, в скором времени всех оставшихся в монастыре вывезли в Оренбург в Зауральную рощу и расстреляли. Все строения монастыря были разрушены, сад вырублен, а вход в пещеры — засыпан…
В пещерах обители
Лишь с 1993 года предприняли первые попытки обнаружить пещеры. В 2002 году обнаружили вход в «Святые Пещеры». Началось возрождение старинной обители. За первое десятилетие нового XXI века в пещерах был вновь обустроен подземный храм святых преподобных Антония и Феодосия Печерских, над входом в пещеры освящен храм Рождества Иоанна Предтечи, над входом в монастырь выстроена 45-метровая колокольня с храмом святой преподобной Марии Египетской. Под горой расчищен и освящен Никольский родник с купальнями. На месте разрушенных святынь воздвигнут Поклонный крест. С каждым годом в эти благодатные места прибывает все больше паломников. В мае 2018 года здесь состоялось официальное открытие Свято-Николаевской женской обители.
Общий вид на «Святые пещеры» и Монастырскую гору
Адрес: «Святые Пещеры» Свято-Николаевский женский монастырь 461231 Оренбургская область, Новосергиевский район, с. Покровка.
Турфирма «Малыш и Карлсон» город Реж
Материал представляет турфирма «Малыш и Карлсон» из города Реж. Турфирма «Малыш и Карлсон» одна из старейших в Свердловской области, основана в 1996 году. За издательскую деятельность, посвященную туристическому потенциалу Среднего Урала, в 2010 году турфирма «Малыш и Карлсон» стала лауреатом конкурса «Лидер уральского турбизнеса». Телефон для связи 89024453823
Свято-Николаевский женский монастырь в с. Покровка Епархиальные монастыри РПЦ
История
История этого святого места началась еще в ХIХ веке. В 1896 году здесь поселился 36-летний казак Нижнеозерной станицы Захарий Карцев, будущий основатель Свято-Никольского монастыря игумен Зосима. По легенде Захарию во сне явилась Пресвятая Богородица и повелела ему идти на это место, а благословение на строительство монастыря было лично им испрошено у отца Иоанна Кронштадтского.
В течение двух лет Захарий занимался строительством пещерных ходов, постоянно находясь в молитвенных трудах и посте. К нему стали приходить будущие братия – казаки и крестьяне окрестных селений, ищущие спасения и подвига. Трудились они в копании подземного пещерного хода, общая протяженность которого достигла 120 саженей (1 саж. – 2, 1336 м). Питались подвизающиеся подаянием, ночью собирались для молитвы, неизменно вычитывая правило, положенное для иноков.
В 1906 году построили деревянную домовую церковь в честь Казанской иконы Божией Матери. Один за другим поднимались жилые корпуса для братии: полукаменный двухэтажный с трапезной внизу, в 1910 году – одноэтажный полукаменный.
В 1909 году Покровский скит был приписан к близлежащему Оренбургскому Мещеряковскому монастырю.
26 сентября 1909 г. Захарий пострижен в монахи с именем Зосима.
В 1910 году Захар Карцев был рукоположен в сан иеродиакона, а через год – в иеромонахи.
Основным делом монастырской братии было копание пещер по подобию Киево-Печерских. Монастырь помогал голодающему населению. Монахи имели свое хозяйство: лошади, коровы, посевные угодья, а жили за счет кирпичного дела, создавая очень качественный даже по тем временам кирпич.
2 октября 1911 года был освящен каменный храм во имя Святителя Николая.
По указу императора Николая II от 21 января 1913 года Святейший Синод представил епископу Оренбургскому и Тургайскому Феодосию постановление об обращении скита в Свято-Николаевский мужской общежительный монастырь.
С помощью доброхотных жертвователей обитель постепенно благоустраивалась: возведены странноприимный дом (гостиница) и подсобные здания, посажен фруктовый сад, в хозяйстве появились лошади и коровы, насельники производили посев до двадцати десятин (всего угодья составляли 63 десятины), имели кожевенный и кирпичный заводы; содержали при монастыре дом для калек мужского пола, которые валяли валенки, шили, помогали братии своими посильными трудами.
В пещерах монастыря была устроена небольшая церковь. Старец Нил принимал в ней людей для духовного окормления. Библиотека и архив хранились у отца Зосимы. В пойме реки Самары бил святой родник, воду братия брала из этого, Николаевского, родника. Монастырское кладбище располагалось рядом.
В клировых ведомостях 1916 года значилось 76 монахов (из них 16 иеромонахов), в монастыре жило двести насельников.
В 1916 г. монастырь возводит в Оренбурге каменный храм Святого великомученика и целителя Пантелеимона рядом с Афонским подворьем.
После октябрьского переворота 1917 года начались гонения на Церковь. Игумен Зосима умер в 1923 году в возрасте 63 лет. Настоятелем монастыря стал иеромонах Геронтий (Георгий Иванович Губанов).
На начало рокового 1917 года в Свято-Николаевском монастыре насчитывалось: один схимонах, семь иеромонахов, четыре иеродиакона, восемь монахов и 24 послушника.
Приказом властителей-атеистов все постройки Никольского монастыря были разрушены, пещерные ходы засыпаны, монахи расстреляны или арестованы, уничтожены памятники на кладбище, святой родник полузасыпан.
Пещеры долгое время были открытыми. На месте бывшего монастыря стали появляться знамения. Однажды люди видели огненный столп над холмом. В Покровке стали появляться паломники, и в 1939 году власти решили замуровать вход в пещеры.
Первые попытки обнаружить пещеры монастыря были предприняты спустя полвека, в 1993 году. Вход в Святые Пещеры был обретен 8 июня 2002 года.
2 сентября 2005 года был освящен храм в честь Рождества Иоанна Предтечи, построенный над входом в пещеры.
13 мая 2006 года совершено освящение места и закладка камня надвратной колокольни с храмом Святой преподобной Марии Египетской.
13 мая 2007 года состоялся чин освящения центрального креста колокольни и креста для братского корпуса.
В июле 2010 года в Святых пещерах состоялось освящение колодца и часовни во имя Вмч. Пантелеимона Целителя с купальней.
На территории комплекса обители расположены:
22 мая 2018 года в «Святых пещерах» было совершено первое архиерейское богослужение, ознаменовавшее официальное открытие Свято-Николаевской женской обители.
11 июня 2018 года, в день празднования иконы Божией Матери «Споручница грешных», Высокопреосвященнейший Вениамин, митрополит Оренбургский и Саракташский, совершил Божественную литургию в Никольском храме Свято-Николаевского женского монастыря.На малом входе Высокопреосвященнейший Вениамин возвел в сан игумении настоятельницу Свято-Николаевской обители монахиню Иоанну (Боярскую).
Никольский женский монастырь (Святые пещеры)
История Святых пещер началась в конце XIX века. В 1913 году Указом Священного Синода скит становится Никольским мужским монастырем. Во времена гонений часть монахов расстреляли, некоторых отправили в ссылки.
Показать полностью. В 1929-1930 гг. шло разрушение обители: все постройки снесли, вырубили сад и тополиную аллею, сняли колокол, закопали родник, а в 1939 году власти засыпали вход в пещеры.
Официальное открытие Никольского женского монастыря состоялось 22 мая 2018 года. Настоятельницей назначена Игумения Иоанна (8-905-842-21-13).
Пожертвования можно перечислять по следующим реквизитам:
ПАО «Сбербанк» г. Оренбург (отделение №8623)
Расчетный счет: 40703810546330100026
Корр. счет: 30101810600000000601045354601
БИК: 045354601
ИНН/КПП: 5636007096/563601001
ОГРН: 1035600006342
Кому удобнее, можно перечислять на карту банка:
4276 1609 6081 9754
📌 В основании платежа указать – «Пожертвование на уставную деятельность».
❗Жертвователей просим присылать имена для поминовения через сообщения в сообщество.
Никольский женский монастырь (Святые пещеры) запись закреплена
Внимание! Дорогие братья и сестры! Карантин закончился!
5 сентября тесты на ковид получены отрицательные. Помещения все обработаны Санэпидемстанцией. Для посетителей Св. Пещеры и храмы открываются 10.09 2021.
Пещеры работают с 9.30 до 16.45. Богослужения с Причастием начнутся также с 10.09. 21. В этот день мы, Матушка и сестры, отмечаем 4 года пребывания на Святой земле Оренбуржья, приезд на Святые Пещеры.
Показать полностью.
11.09 2021 в Никольском монастыре Престольный праздник храма над пещерами, Усекновение главы св. Иоанна Предтечи. Мы приглашаем гостей и паломников побывать в этот день в Никольском монастыре, помолиться, поддержать сестёр при возвращении к привычной жизни.
Богослужение начнётся в 9.00.
Масочный режим сохраняется.
12.09 в воскресенье также главный Престольный праздник Пещерного храма: преподобных Антония и Феодосия Печерских. В 9.00 Литургия, причастие. Затем Крестный ход над Пещерами и Молебен в Пещерном храме. В трапезной – монастырские пирожки, чай, хлеб монастырский.
Никольский женский монастырь (Святые пещеры) запись закреплена
Но Господь навел на отроков чудный сон, продолжавшийся почти два столетия. К тому времени гонения на христиан прекратились, хотя при святом благоверном царе Феодосии Младшем (408-450) явились еретики, отвергавшие воскресение мертвых во Второе пришествие Господа нашего Иисуса Христа. Одни из них говорили: «Как может быть воскресение мертвых, когда не будет ни души, ни тела, так как они уничтожатся?» Другие утверждали: «Только одни души будут иметь воздаяние, так как невозможно телам восстать и ожить после тысячи лет, когда не останется от них и праха». Тогда-то Господь и открыл тайну ожидаемого воскресения мертвых и будущей жизни через Своих семь отроков.
Тропарь семи отроков Ефесских
глас 4
Велия веры чудесе,/ в пещере, яко в чертозе царском,/ святии седмь отроцы пребыша,/ и умроша без тли,/ и по мнозех временех восташа, яко от сна,/ во уверение воскресения всех человеков.// Тех молитвами, Христе Боже, помилуй нас.
Ин тропарь семи отроков Ефесских
глас 8
Благочестия проповедники и Воскресения умерших изобразители,/ Церкви столпы седмочисленныя,/ отроки всеблаженныя песньми восхвалим:/ тии бо по многих летех нетления, аки от сна воставше,/ всем возвестиша яве мертвых востание.
Кондак семи отроков Ефесских
глас 4
Мира сущая тленная презревше/ и нетленныя дары приемше,/ умерше, кроме тления пребыша./ Темже востают по многих летех,/ все погребше лютых неверие,/ яже во хвалении днесь, вернии, восхваляюще,// Христа воспоим.
Ин кондак семи отроков Ефесских
глас 4
Прославивый на земли святыя Твоя/ прежде втораго и страшнаго пришествия Твоего, Христе,/ преславным востанием отроков/ показал еси Воскресение неведящим е,/ нетленна одеяния и телеса явив,/ и царя уверил еси вопити:/ воистинну есть мертвых востание.
Свято-Николаевский монастырь (Покровка)
Содержание
История [ править ]
История Святых Пещер началась в 1896 г., когда на правом высоком берегу реки Самары у села Покровка поселился 36-летний Захарий Карцев, вдовый казак из станицы Верхне-Озерной Орского уезда Оренбургской губернии. Он начал с благоустройства родника, впоследствии освященного и отмеченного многими исцелениями. Одинокий отшельник жил в выкопанной им пещере в посте и молитвах. Потянулись к нему люди, ищущие спасения и подвига. Они копали пещеры и выполняли хозяйственные работы, а ночью вычитывали монашеское правило. Желающих спасаться все прибавлялось, нужда заставляла строить, и Захарий обращается к покровскому обществу с вопросом о пожертвовании земли. На пожертвованных землях возводились новые строения.
В 1911 г. и 1915 г. с. Покровку посетила с крестным ходом чудотворная Табынская икона Божьей Матери и на ночь оставалась в скиту и монастыре. В 1912 г. в скиту уже насчитывается 25 человек (из них 8 монахов).
В 1913 г. Указом Священного Синода скит становится Николаевским самостоятельным мужским монастырем. Настоятель иеромонах Зосима был членом Епархиального совета. Монастырь помогал голодающему населению. В хозяйстве имелись лошади, коровы, посевные угодия. Здесь был фруктовый сад, кожевенно-валяльный цех, монахи сами делали кирпич с клеймом «НМ». Был открыт странноприимный дом, на содержании также был дом для калек и безродных мужчин. В годы Первой мировой войны сюда были привезены 12 мальчиков-сирот из западных районов России.
В 1914 г. иеромонах Зосима был награжден набедренником. В монастыре действовал строгий афонский устав, было 78 монахов, а в общей сложности там жили, трудились и молились около 150 человек. В 1916 г. монастырь возводит в Оренбурге каменный храм святого великомученика и целителя Пантелеимона рядом с Афонским подворьем на пересечении улиц Караван-Сарайской и Каргалинской (ныне ул. Комсомольская, 96) на земле, пожертвованной мещанином Львом Андреевичем Вилюновым и другими. Храм был освящен Преосвященным Мефодием, епископом Оренбургским и Бузулукским. В 1916 году иеромонах Зосима за труды возведен в сан игумена. На 27 января 1917 г. в монастыре числились: 1 схимонах, 8 иеромонахов, 8 монахов, 4 иеродиакона, 24 послушника.
После переворота 1917 года начались гонения на священство. В 1922 г., не выдержав натиска неправды, в возрасте 63 лет умер игумен Зосима. Настоятелем монастыря стал о. Геронтий. В 1925 г. вышло постановление о закрытии церквей и снятии колоколов с храмов. Оставшимся 27 монахам предложили поступить на работу, организовав из монастыря рабочую артель, при условии публичного отречения от Бога с опубликованием в печати, но желающих сделать такое не оказалось. 10 сентября 1937 г. о. Геронтий, обвиненный в участии в военно-казачьей повстанческой организации, был расстрелян в Оренбурге.
В 1929-1930 гг. шло разрушение самостоятельного мужского Николаевского монастыря. Из кирпича «НМ» в Покровке построили исполком, клуб, магазин. Деревянные постройки разобрали и продали бревна за бесценок. Остается только двухэтажное здание братского корпуса с общей трапезной, в котором организуется первая в селе Покровка школа. Практически полностью вырублена тополиная алея, ведущая к монастырю. Но часть пещер пока еще остаются открытыми. Они были закрыты предположительно в 1939 г. Источник под горой засыпали щебнем.
Хроника последних лет. Первые попытки обнаружить пещеры монастыря были предприняты спустя полвека, в 1993 г. После долгих поисков, 8 июня 2002 г., вход в Святые Пещеры был обретен. Над входом в пещеры построен и 2 сентября 2005 г. митрополитом Оренбургским и Бузулукским Валентином освящен храм Рождества честного славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.
Установлены кресты на месте разрушенного храма Святителя Николая Чудотворца, часовни Казанской иконы Божьей Матери и монастырского кладбища. Под горой снова забил святой Никольский родник, рядом установлена купальня.
13 мая 2006 г. совершено освящение места и закладка камня надвратной колокольни с храмом святой преподобной Марии Египетской. 13 мая 2007 г. чин освящения центрального креста колокольни святой преподобной Марии Египетской и креста для братского корпуса совершил Его Высокопреосвященство, Высокопреосвященнейший Валентин, митрополит Оренбургский и Бузулукский.
Храмы [ править ]
В монастыре храмов три:
Храм св. вмч. и целителя Пантелеимона
Каменный о двух главах, покрыт белым железом; кресты чугунные позолоченные. Высота храма от фундамента до верха карниза 7 саженей 12 вершков, а длина 7 саженей 1 аршин и ширина 5 саженей. Храм внутри оштукатурен, а снаружи нет. Храм построен на Пантелеимоновском подворье на усадебном месте в 2-й части гор. Оренбурга на углу Караван-Сарайской и Каргалинской улиц (ред.: ныне ул. Комсомольская, д. 96, подворье Социально-миссионерского благочинного округа епархии), пожертвованном оренбургским мещанином Львом Андреевичем Вилюновым на средства доброхотных пожертвований последнего в 10 000 рублей и других лиц. Освящен 2 октября 1916 г. Преосвященнейшим Мефодием, епископом Оренбургским и Тургайским. Отапливается храм двумя печами.
Храм Святителя Николая Чудотворца
Каменный о двух главах, покрыт белым железом; кресты деревянные тоже обиты белым железом. Высота храма от фундамента до крестов 8 саженей, длина от горнего места до паперти 10,5 саженей и ширина 7 саженей. Храм снаружи не штукатурен, а внутри и окрашен масляной краской, и расписан живописью. Храм построен на средства доброхотных пожертвований и освящен 2 октября 1911 года Преосвященным Дионисием, епископом Челябинским. Храм отапливается тремя печами.
Деревянный молитвенный дом Казанской иконы Божией Матери
Деревянный, о двух главах, покрыт белым железом; кресты деревянные обиты тоже белым железом. Длина храма 5 саженей 1 аршин, высота 1 сажень, ширина 2 сажени 2 аршина. Храм построен на средства доброхотных пожертвований и 22 октября 1910 года освящен священником о. Александром Андреевым. Храм отапливается одной печью.
Святыни [ править ]
В монастыре имеются пещеры, вырытые старанием основателя монастыря и настоятеля его иеромонахом Зосимой с братией. Рылись они с 1896-1898 гг. Длина пещер 75 саженей, а ширина 2 аршина. Над входом в пещеры теперь выстроена келья.
Престольные праздники [ править ]
Фото [ править ]
Церковь Рождества Иоанна Предтечи
Колокольня с надвратной церковью Марии Египетской
Подземный монастырь
В оренбургском селе Покровка на Монаховой горе восстановлены монастырские пещеры.
«Хотелось бы всех поименно назвать…»
В селе Покровка Новосергиевского района Оренбургской области для многих, кто помоложе, и невдомек было, отчего это гору близ села зовут Монаховой. И только старики передавали, будто здесь был подземный монастырь. И мало кто верил в это — до июня прошлого года, когда настоятель Покровской церкви иерей Анатолий Чернецов доказал всем скептикам и маловерам: пещеры существуют!
…Еще в девятнадцатом веке над этой горой видели огненный столп. А в 1895 году казаку Захару Карцеву из станицы Нижнеозерной, близ Оренбурга, было видение, в котором он получил повеление:
— Иди в Покровку, благоустраивай родник!
Благочестивый казак целое лето благоустраивал источник. Закончил работу к самому Покрову Пресвятой Богородицы и, повесив кружку на вбитый в столб навеса гвоздик, покинул Покровку. Ненадолго: на следующий год, к теплу, вернулся снова. Здесь и поселился, ревностно оберегая родник. Люди услышали о казаке-отшельнике, потянулись к нему — спасать душу… Так и возникла здесь монашеская общинка. Построили деревянную Казанскую церковь, домики-кельи. Поставили каменный храм Николая Чудотворца. Возник монастырь, и его основатель Захар Карцев принял монашеский постриг с именем Зосима.
40 десятин земли были пожертвованы детьми самарского помещика Шабалова. Монахи сами сеяли хлебушек, возрастили прекрасный сад. За источником появилось прудовое хозяйство. Поставили кожевенный и валяльный цехи, даже кирпич делали сами. И сейчас на склонах горы находят обломки кирпича со штампом «Н.М.», что значит — Никольский монастырь. В клировых ведомостях 1916 года значится 76 монахов (из них 16 иеромонахов), в монастыре жило двести насельников. Шла Первая мировая война, и с запада везли осиротевших детей. Двенадцать мальчиков нашли приют в Никольской обители.
К монастырю от села вела тополиная аллея, деревья стояли одно к одному, через каждые два метра. Под сомкнутыми кронами всегда было прохладно и тихо. Сейчас осталось единственное дерево. Все остальные срубили, стараясь выкорчевать самую память о святой обители на Монаховой горе. А через дорогу — болотная топь, где топили обломки стен взорванных монастырских зданий.
Историю Свято-Никольского монастыря нам поведала Анна Петровна Пахарь, эта неутомимая женщина не выходила из областного архива, пока не собрала по крупицам поистине безценные сведения. Она рассказала:
— Хотя и не так долго существовал монастырь, он пользовался заслуженной славой. Когда по Оренбургской губернии крестным ходом несли Табынскую икону, обязательно заходили в Никольский монастырь и оставляли чудотворную икону в нем на ночь. Сюда присылали на исправление нерадивых священников… Хотя гораздо больше сохранилось упоминаний о награждении лучших служителей. Был награжден и игумен Зосима. Он был членом совета в епархиальном управлении.
Вот здесь, где сейчас стоит голубой металлический крест, был каменный храм высотой 8 саженей (16 метров); крытые белым железом купола были увенчаны деревянными крестами, обитыми тем же белым железом. На колокольне было 5 колоколов, самый большой весил 102 пуда! Печальна участь этих колоколов: их отправили в металлолом.
Гонения на обитель начались в 1923 году, когда вышло постановление о закрытии монастырей. Монахам — к тому времени их уже осталось 27 человек (видимо, с первых же лет советской власти начали их «отсортировывать»), — предложили поступить на работу на предприятия — при условии публичного, через газету, отречения от Бога. Конечно, никто не согласился. Сколько их было точно и кто оставался к тому времени — не удалось узнать, потому что нет документов, нету! Писала же Анна Ахматова:
Хотелось бы всех поименно назвать,
Да отняли списки, и негде их взять….
Иначе и не скажешь.
— А эти двадцать семь: что сталось с ними? — спрашиваю я.
— Священник Губанов потом служил в храме Покрова Пресвятой Богородицы в Верхней Платовке. А куда он делся потом, этого никто не знает. Ходит молва, что иеромонахов Никольского монастыря расстреляли под Оренбургом, на Собачьей косе… Расстреляли их в канун безбожного октябрьского праздника. Не закопали — засыпали комками мерзлой земли. И говорят, что над братской могилой ночами был виден столп света до небес.
Большевики все старались приурочить к определенным датам. Либо — «подарок» революционной годовщине (как расстрел монахов), либо — глумление над религиозным праздником. В Покровке церковь закрыли 13 октября 1929 года, как раз перед престольным праздником Покрова. Церковь была разорена, в ней устроили школьный клуб и спортзал. А в селе Царичанка, откуда я родом, церковь Рождества Пресвятой Богородицы закрыли под Рождество Христово, 6 января. И — какое кощунство! — на стене написали: «Пашиков в алтаре курил». Так звали одного из местных безбожников.
Недалеко отсюда село Рыбкино: сначала девятьсот сельчан подписали заявление с просьбой открыть закрытый храм Архистратига Михаила. Через 5 месяцев такое же письмо подписали уже пятьсот человек, еще через 5 месяцев — только 93 человека. Наконец, через полтора месяца, прибыли секретарь райкома партии, председатель райисполкома, прокурор, судья, начальник милиции, местные рыбкинские власти. И вот стали решать судьбу церковного здания. Кто требует отдать под клуб: «Хватит, мы жили при темном прошлом, теперь хотим смотреть кино и спектакли» (точно как в Риме — хлеба и зрелищ. ), кто предлагал устроить здесь школу, кто — зернохранилище. «И только одна выжившая из ума 76-летняя старуха Щукина Прасковья проголосовала за открытие церкви», — глумливо написано в протоколе собрания. Тогда это делалось по одному сценарию. Народ сидит в зале, а в президиуме на сцене — грозные власти, и за спинами народа прохаживаются чекисты с маузерами или браунингами в руках. И вот попробуйте под дулом пистолета сказать: «Я — за церковь!» Как мне хочется найти потомков этой Щукиной Прасковьи, поклониться бы ее могилочке…
У меня дедушка был церковным старостой в том самом храме, где потом «Пашиков курил в алтаре». Мама и две мои тети пели на клиросе. Мама рассказывала, что у них был регент Евдоким Иванович — слепой, с великолепным слухом. Но как он был мягок с детьми! Если тетя моя сфальшивит, он тихонько ударит камертоном по столу: «Грушенька, голубушка, вот так надо петь!» Когда детский хор на Рождество шел славить Христа, дедушка предупреждал: «Дети, смотрите, чтобы Евдоким Иванович не упал!» Об этом я слышала в свои десять лет. И вдруг в клировых ведомостях Никольского монастыря нахожу строку: «Губарев Евдоким Иванович». Мне это ни о чем не говорит. Графа дальше: «Регент». И дальше: «Но слепец с детства», — вы знаете, у меня руки затряслись! Видимо, он из Царичанки, где был регентом, ушел в монастырь. С тех пор я поминаю его имя вместе с именами игумена Зосимы, монахов Геронтия, Мартирия, Нила…
У отца Зосимы была связь с Петербургом, он был знаком с Иоанном Кронштадтским, и возможно, из северной столицы его могли предупредить о готовящихся репрессиях. Поэтому здесь могут быть и тайные, замурованные ходы, где от большевиков укрыли святые мощи (возможно, и самого игумена Зосимы)…
Узкий и темный коридор ведет вглубь пещеры. На каждом повороте — небольшая ниша для иконочки, выступ-полочка, гвоздь для лампады. Наш путь по подземному ходу освещают крохотные огоньки свечей. Идти вовсе не страшно — так и хочется заглянуть во все ответвления подземного хода, в крохотные кельи. В одной из них лежит большой камень — видно, на нем когда-то молился монах. И во всем смирение. Высокие мужчины должны были наклонять голову, идя по коридору.
Надписи на стенах: «1939 год. Здесь был Славка». А в другом месте — красивым каллиграфическим почерком: «1908 А.Л.Ч. Господи, спаси и сохрани!» Есть и нижний ярус пещеры, кольцевой. Говорят, что от этих пещер вели и другие подземные ходы: в гору, под родник, под монастырское кладбище и в самое село, под церковь.
Мы постояли в подземном храме — это довольно большая, по сравнению с кельями, пещера, с иконостасом чугунного литья, отделяющим алтарь от молитвенного зала. Нам повезло: вместе с нами в Покровку приехали монахи из Андреевского Михаило-Архангельского монастыря, и они отслужили в подземном храме молебен и панихиду. Здесь так легко молиться, так дышится… Уходить не хочется, так бы и жить тут — в молитвенной тиши. И неудержимо льются слезы…
А потом мы поднимаемся наверх и идем к монастырскому кладбищу Собственно, от него не осталось ни могил, ни крестов — уже батюшка Анатолий Чернецов поставил четыре креста, обозначающие границы монастырского кладбища.
Анна Петровна повинилась:
— Однажды на Рождество мы пошли на Монахову гору. Дети и муж остались у родника, а я на лыжах поднялась на кручу. Накануне была сильная метель, все занесло сугробами. Великолепный вид: внизу — Покровка, весь мир у моих ног! Я кричу только что услышанную по радио песенку: «Мы раз-бой-бой-бой-ники. Пиф-паф — и вы покойники…» — и лечу вниз по восточному склону горы. Но на середине горы опрокидываюсь на снежном перемете и ломаю себе колено, рву связки. На пять месяцев я оказалась в гипсе. Прошло много лет, и лишь два года назад я узнала, что сломала ногу на углу монастырского кладбища! Представляете, какое мне было вразумление.
Трапезница Покровской церкви Надежда рассказала:
Еще до того, как открылись пещеры, мы с рабой Божией Лидией взяли благословение у батюшки Анатолия, чтобы расчистить родник. У Лиды сильно болело горло, но она пошла. Расчистили проход, а потом уже и сам родник. Он прямо фонтанами забил. Стали уходить, вдруг Лидия упала прямо лицом в родник. «Ну, говорит, так мне и надо! По грехам моим…» Поднялась, прошла несколько метров — и удивилась: «А у меня горло-то совсем не болит!»
А матушка Людмила Чернецова привела и другой пример живительной силы святого источника:
— У одной девушки была язва. Бабушка ее всю зиму ходила к роднику: наберет родниковой воды и на саночках везет. Передавала с шоферами в Оренбург, внучка пила воду. Перед операцией прошла повторное обследование — врачи удивились: совершенно здорова! Все зарубцевалось. В Оренбурге есть фирма «Живая вода». Они в Саракташе берут воду из скважины, пропускают через очень дорогостоящее оборудование для очистки. И когда у нас в источнике взяли воду, анализ показал степень чистоты выше самой высокой отметки. Прибор зашкалило! Эту воду пьешь — и не напьешься. Как вот в подземелье воздух — не надышишься…
Пока творится добро…
Иерей Анатолий Чернецов, настоятель Покровской церкви, поделился своими заботами:
— Все силы полагаем на то, чтобы возродить обитель святую. Ждем паломников! Чтобы могли помолиться, проникнуться святой тишиной подземного монастыря… Если же вспомнить, как Серафим Саровский заповедал сеять на всяком месте Слово Божие, то — и туристов мы должны принимать с любовью. Приезжают, например, старшеклассники — понятно, что большинство из них хоть и крещеные, далеки от веры. Я с ними говорю — и не только проповедую Слово Божие, но и на темы сегодняшнего дня, которые безпокоят всех людей сегодня. Они прислушиваются — и, может быть, кто-то задумается о том, как жить в этом мире. Мы земные управители здесь, а в Святых пещерах есть еще Небесные хозяева, угодники Божии. У этого места заступники есть. И Николай Чудотворец, в честь которого был назван монастырь, и угодники Божии, которые там подвизались. Основатель этого монастыря игумен Зосима (Карцев) умер в 1923 году, еще до закрытия монастыря, и где похоронен — на монастырском кладбище или в тех пещерах, которые пока еще не открылись для нас, — неизвестно. Я верю, что придет день, когда все пещеры будут открыты, и тогда, наверное, мы сможем узреть и святые мощи праведников, подвизавшихся в подземной обители. Но это уже дело времени, дело Бога. А для нас пока главное срочно построить храм и корпус, где могли бы пока размещаться паломники, и уж потом — если Архипастырь благословит, то и монахи могли бы поселиться. Нам надо делать свое дело, а там уже Господь Сам управит.
— Как вы сами узнали о существовании здесь подземного монастыря?
— Я 11 лет уже здесь служу, и с первых лет мне говорили, что здесь подвизались люди очень высокой духовной жизни. «Поминай их, и они тоже будут тебя поминать»… Но какие пещеры, где они — никто же не знал. Все здесь было засыпано, заросло травой. Знали приблизительно, что на этой горе, — и все. Потом уже постепенно все узнавалось. Александр Михайлович Балычевский — бывший военный летчик, память у него была свежая, — рассказал, как в 1939 году он отрыл вход в эти пещеры и с ребятами ходил туда. И когда уже сам я впервые вошел туда в прошлом году 8 июня, где-то в пол-пятого вечера, то вспомнились его рассказы. Господь дал такой момент, что все это открылось. Не было какого-то сверхъестественного откровения, а просто, уже измучившись, говорю трактористу: «Копни еще вот здесь — и пойдем домой…» До этого мы и ученых привозили — никакие приборы не показывали, что под землей находятся пещеры. Нам говорили: «Да это все сказки какие-то, легенды! Никаких пещер здесь нет…» Сколько ни пытались найти, не получалось — и мы бросали.
— Наверное, тогда не подошло еще время открыться подземному монастырю. Господь укрывал от приборов «всевидящих»...
— Да, видимо, всему свои сроки. Мы благодарим Бога за то, что открылось нам. В подземелье уже устроили храм, совершили шесть Литургий. Храм по благословению Владыки назвали в честь преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских. Многое откроется еще — надо, чтобы мы ЭТО оценили. Святыня великая.
Когда закрывали монастырь, Иверская икона Божией Матери начала плакать. Безбожники не поверили: «Видишь, что делают, чтобы мы их пожалели!» Может, она не первый день уже мироточила, слезы шли из глаз…
Уже в пятидесятых годах скончался монах Игнатий. Молился, трудился, переносил людскую клевету. При закрытии монастыря его не тронули — был он немощный, наполовину парализованный. Он жил в бане, землянке, за ним ухаживала монахиня — по-моему, Анна, женщина в годах. Я сам свидетель — на могиле монаха Игнатия было исцеление. Раба Божия Евдокия почти уже умирала, последний раз причастил, думал что умрет — а вот и по сей день в храм ходит и чувствует себя прекрасно для своих лет. У нее было что-то очень серьезное с головным мозгом, из ушей шли гной и кровь, головные боли жуткие. Шесть лет мучилась на уколах, на таблетках. Она сама покровская, а жила в Ростове-на-Дону. Ее дед мальчонкой ходил в монастырь молиться, и очень любил он монаха Игнатия. Игнатий спал в гробу, и мальчик этот тоже иногда засыпал вместе с ним. И когда Евдокия приехала, дед ей заповедал идти на могилу Игнатия и молиться ему. Первый раз еле ее привели туда. Она простыми словами молилась там: «Отец Игнатий, помоги мне исцелиться!» — и к камню прикладывалась. Восемь раз она ходила на его могилу, и раз от разу становилось лучше. И шишку потом ей вырезали, никаких последствий. Видно, что монах Игнатий за нее помолился, и Господь помиловал ее… Уже три с половиной года она все службы от начала до конца выстаивает.
— Тут о нем какие-то красивые легенды складывают — будто бы монах Игнатий на этом камне переплывал через речку…
— Знаете, это не легенда. Есть три момента, связанные с камнем. Говорили, что когда Игнатий шел из монастыря — этот камень из его кельи, из пещеры, за ним катился. Еще рассказывали, что кто-то пришел к монаху Игнатию в монастырь, и спрашивает: «А есть ли сейчас такая вера, что камень сдвинется?» — и — раз! — при людях камень сдвинулся с места. Потом уже стали толковать по-своему: «Да это че там, гипноз…» Я не знаю, что было конкретно с этим камнем, но что-то определенно было. И камень на могиле монаха Игнатия по его заповеди до сих пор лежит. Наверное, на этом самом камне он и переплыл речку…
Я в это верю — не так давно это было, люди помнят. И все подтверждается. Игнатий перед Богом угодник был, в гонениях жизнь провел. Мой грех — еще на Радоницу обещал крест на его могилке заменить, и все еще не сдержал слово. Хотел деревянный хороший крест поставить. В одной могиле с монахиней Анной он похоронен.
Какого духовного уровня люди были! Одна женщина — как звали, не знаю, она недавно умерла, — овдовела в молодости. Жила в деревне неподалеку отсюда. В этой же деревне жил молодой вдовец с детьми. Раньше целомудренный народ был, скромный. И знакомились-то не как сейчас. Им говорят: «Поженились бы вы, все легче вдвоем детей воспитывать». А как — на чужих детей идти? Боязно… Ей посоветовали сходить к старцу в монастырь. Ну вот она пришла к схимонаху Нилу. Заходит в пещеру с трепетом. Старец читал книгу при свече и лампаде. Она только хотела что-то сказать, а схимонах Нил жестом велел молчать, И сразу говорит: «Если сможешь полюбить его детей, то выходи замуж» — «Батюшка, да как же — я ведь их и не видела толком, не знаю, что за дети…» — «Ну вот если сможешь полюбить их не глядя, тогда и выходи замуж!»
Она вышла из кельи ни жива ни мертва. Что говорить — старец всю ее историю знал, такой святости был человек. Дух Божий изобиловал в нем. Сходятся они с тем вдовцом, недолго пожили, — и муж умирает. Она остается со своими и с чужими детьми. Родня собирается, решение одно: мужниных детей в детдом отдать. Она — ни за что! И всех детей подняла, вырастила. Ее внучка — она, получается, неродная ей была, — рассказала все это. Говорила: «Мама 99 лет прожила», — они бабушку все мамой звали.
Игумен Зосима высокой духовности был. Видимо, перед основаним обители он по святым местам походил, и понравился ему отшельнический подвиг, Господь его призвал. Иоанн Кронштадтский его благословил на основание подземного монастыря. Сам отец Зосима писал, что это место было открыто ему Самим Богом. Разве мало в Оренбуржье холмов? А на этом месте в XIX веке видели огненный столп.
Одному уроженцу Покровки, в духовных вопросах он вообще не разбирается, — за десять лет до открытия пещер было видение. Приехал он в Покровку — добродушный, здравый человек, лет под пятьдесят. Говорит мне: «Батюшка, я вот сейчас войду в пещеры, но я в них уже был! Как-то, в девяностых годах, я собрался в Покровку ехать. Лежу, вспомнился родник этот, как потом загубили его… И — сплю или не сплю — вдруг оказался на горе, и на этом месте, где вы открыли пещеры, стоит столп лазурно-небесный, весь переливающийся, до самого неба. А на вершине столпа Распятие, и Христос. Такой у Него добрый Лик… Словно кадры меняются за кадром — оказываюсь я в подземелье, и передо мной монах в черном одеянии. Он не говорит ни слова, но я знаю, что мне надо идти за ним. Иду по подземным коридорам, на стенах факелочки (так он по-мирскому воспринял лампады, — поясняет отец Анатолий Чернецов), свечи. Заходим в большую комнату — и там факелочки и свечи, иконы очень красивые стоят. И этот монах ничего не говорит, но молча показывает мне все это. Смотрит на меня, и лицо такое… как у ангела! — оно и сейчас передо мной стоит… Небесное… А глаза — такое в них добро, красота глаз неземных. Я вот сейчас рассказываю, а у меня душа плавится. И потом другой кадр. Мы стоим где-то в пещере вместе, где источник, и в воде родника три креста лежат. Монах берет крест, им благословляет воду и меня благословляет. И я вижу — на его лицо свет пролился с неба».
Я говорю ему: а кто знает, может, какой сродник твой…
Такие моменты, они, как в Евангелии было сказано, — в сердце слагаются.
— Из нового храма будет вход прямо в пещеры?
— Этого храма раньше там не было. Где пещеры, был дом двухэтажный. И рядом с ним был вход, оттуда и опускались в подземелье. А сейчас такое решение пришло: надо поставить храм! Небольшой надвратный храм в честь Иоанна Крестителя. Благословение Божие есть на то, чтобы он был там. Как-то мы пришли на гору с одним благотворителем. И один человек туда же привез мне икону Иоанна Крестителя — старинную, писаную на кипарисе, золото чистое — как будто только из-под кисти. Редко такую увидишь. На обороте печать: «Скит Святителя Николая на Афоне». Сколько стоит? — Пять тысяч. Владимир Николаевич, благотворитель, говорит: «Какая икона хорошая! Бери — я тебе на нее деньги даю!» Я сначала хотел крестильный храм Иоанна Крестителя в подвале своей Покровской церкви устроить, а на горе надвратный храм назвать в честь Табынской иконы Божией Матери. И когда мне так чудесно пришла икона Иоанна Крестителя, я подумал: там ведь будет восстановлен Казанский храм. Но Табынская — это ведь та же Казанская икона. Только темная ликом, и история у нее своя. С отцом Леонидом, секретарем епархиального управления посоветовался: «Неправильно, наверное, будет два храма рядом в честь Казанской иконы называть». Он и говорит: «Ну давай надвратный храм назовем в честь Иоанна Крестителя». — «Батюшка, да у нас как раз и икона такая есть…» И освятили закладку храма в честь Рождества Иоанна Крестителя. Икона эта будет там аналойной. Освящал храм отец Леонид. Большое стечение народа, начальство было, с Оренбурга приезжали. Хотя раньше отец Леонид не очень благоволил к открытию подземного монастыря. Я давно пишу Владыке, что надо возрождать монастырь. Ну отношение к этому было такое: «Чудной какой-то — монастырь хочет восстанавливать на пустом месте!» — «Как же пустое! А пещеры!» — «Да где они, эти пещеры? От них и следа не осталось!» А потом отец Леонид сам со мной за престолом Литургию служил…
…Благотворителей найти сложно. Господь Сам посылает помощь. В Америку летал — у одной нашей уроженки сын Павел погиб, военный, и я ее духовно поддерживал. Памятник, крест Православный, отсюда ей отправил. Ей правительство США большую компенсацию выплатило за сына. Давайте, говорю, на своей родной земле помогите построить храм. Кто храм построит, того Бог не оставит. И вот Татьяна приезжала, кирпич купила, купол заказала. Вроде бы все складывается к тому, чтобы к 19 декабря — празднику Николы Зимнего — стены, купола, окна надвратного храма в полном объеме поставить. До отделки все полностью завершить. Будет здесь все со временем. Каждое воскресенье мы неизменно в пещерах молебен с 5 до 7 вечера служим, и панихиду краткую по насельникам монастыря. И видно, что они нас не забывают.
Школу построили очень быстро. А отделывать пришлось тяжело. По крохам пришлось все возить отовсюду, даже из Самары. Школу все комиссии — и пожарные, и санэпидстанция — приняли. После осенних каникул мы сюда примем подготовительный класс. Учиться будут не раз в неделю, как везде, а каждый день. Расширенная программа, уровень образования в нашей школе должен быть выше, чем в обычной. Уж больно сейчас в школах учить стали плохо…
— Но ведь надо, чтобы и педагоги были хорошие…
— Есть, есть такие. Девушка закончила Саракташское духовное училище по катехизации, еще одна — зав. детсада была 26 лет в Орске, грамотнейшая женщина. На ее попечении будет подготовительный класс. А учителя в начальные классы мы тоже найдем. Будут в начале и в конце урока молиться: «Царю Небесный» и «Достойно есть», — и потихоньку придет вера.
Пять буханок в день для дома престарелых отдает местный бизнесмен. У него была саркома, костный рак — он ведь самый страшный… болезнь прогрессировала. А окрестился, стал понемногу воцерковляться — и уже пять с половиной лет живет благополучно, состояние здоровья наладилось.
Бабушки брошенные все. За них-то Господь помогает нам. И помогает, и терпит нас. Родне они не нужны. Пять лет с половиной нашему дому престарелых, 17 бабушек мы уже похоронили. Когда их сюда привозят, они лучше себя чувствуют. Одну бесноватую привезли, просили долго, я не хотел ее брать. Уж слишком она ругаться любила… Мы начали ее землянку продавать — дочери объявились. Подняли шум: «священник грабит одинокую старушку!» Забрали… — и вскоре выставили ее… Привезли вот Анну, она парализованная. Поначалу ее два человека водили в храм. Сейчас она ходит сама. Она плохо разговаривает, а говорит: вот видишь, я сама хожу уже…
— Слепенькая у вас тоже…
— Слепая Мария — ангел, да! С семи лет слепая, оспа выела глаза. Девица. Было у нас в доме престарелых место, мои все настаивали, чтобы я одну бабушку взял. А мне не хотелось. У ней есть родня, пусть ухаживают. И когда послали за ней машину — буквально на пороге машина сломалась. Потом оказалось, что от нее у нас были бы только искушения. А тут ко мне приходят с просьбой: «Слепенькая одинокая старушка, — не возьмете?» — «Да конечно, возьмем!» Вот и оказалось, что это место мы для нее приберегли. А она верующая, церковная. Я еще послушником у протоиерея Григория Петренко когда был в Верхней Платовке, ее туда привозили. Она такая хорошая. Помолится — Господь услышит.
Покойный Владыка Леонтий хорошо сказал о современном духовенстве: сельскому священнику достается воронка от бомбы. Приехал — на приходе ничего нет. Воронка от взрыва… Попробуй все создать! Наломаешься сто раз. Слава Богу, мы тут живем мирно. Может быть, Господь когда-нибудь призовет в монастырь — кто знает, может быть, для себя сейчас и строим… Желание давно есть детей поднять и — в монастырь… Мне и секретарь епархиального управления говорил: «Туда надо хорошего игумена, чтобы молитвенную жизнь наладил, а тебе — экономом…» Бывает, идешь к пещерам, думаешь: хоть бы последним монахом там быть! Если Богу угодно, хотелось бы жизнь скончать там.
Не надо считать, что вот завтра конец света или чуть позже… Это во власти Бога. Пока добро творится, пока идет покаяние, Господь отодвигает сроки. Храмы строятся — значит, люди идут к Богу. Это градусник, показатель устремленности к Богу. Вот как перестанет народ творить дела милосердия, строить храмы — вот тогда уж… Будущее и от нас тоже зависит. Будем мы благие мысли вынашивать, и Господь все устроит. Не будем — и Господь отвернется. Самое главное, стараться все делать к славе Божией.
Зло все видят, потому что оно крикливое, а добро — тихое, не выставляет себя напоказ. Как Серафим Саровский заповедал — сам стяжай дух мирен, и тысячи вокруг спасутся. Нам бы спастись с Божией помощью. Потихоньку в последних рядах где-нибудь встать…
Фото Александра Евстигнеева
На снимках: В подземном храме преподобных Антония и Феодосия Печерских; Старинная фотография — игумен Зосима (в центре) с монахами подземного монастыря; В переходе подземного монастыря; Святой источник; Настоятель Покровской церкви иерей Анатолий Чернецов; У входа в подземную обитель.