свято лавришевский монастырь на карте
Свято-Елисеевский Лавришевский мужской монастырь Новогрудской епархии Монастыри Белорусской Православной Церкви
История
Свято-Елисеевский Лавришевский мужской монастырь был основан преподобным Елисеем Лавришевским около 1225 года. Со временем монастырь стал лаврой, а преподобный Елисей – его первым настоятелем. В XIII столетии монастырь был центром летописания в Беларуси. Около 1329 года для Лавришевского монастыря было написано рукописное Евангелие – памятник белорусского книгописания (ныне находится в Кракове).
Из записей в Евангелии видно, что древний монастырь назывался «Пресвятой Богородицы Лавришевский монастырь». Известно, что в обители были храмы Воскресения Христова и Рождества Пресвятой Богородицы. В XVI веке при монастыре действовала школа, была богатая библиотека. Около 1530 года монастырь был разорен, вероятнее всего татарами. Со временем в окрестности древнего монастыря Неман изменил русло, и монастырь оказался на правом берегу в окружении непроходимых болот. Возрождение монастыря было предпринято около 1590 года, но уже на другом месте – в пределах нынешнего с. Лавришево Новогрудского района Гродненской области.
Возрожденный монастырь в начале XVII века насильно захватили униаты. С 1615 года монастырь стал принадлежать Базилианскому ордену. В конце XVIII – первой трети XIX века при монастыре действовала униатская семинария, 20 студентов которой содержались за счет монастыря. По учреждении униатской семинарии в Жировичах в 1828 году, доходы Лавришевского монастыря были обращены на содержание Жировичской семинарии. В последний раз монастырский комплекс был отстроен в 1775-1780 годах. Он состоял из деревянных построек: церкви (1778 г., сохранилась до наших дней), колокольни, жилого корпуса, а также из небольшой каменной постройки, где находились библиотека и склад. Библиотека насчитывала около 500 томов.
В 1824 году в монастыре было всего пять насельников. Последним настоятелем был иеромонах Леонтий (Аколов). В 1836 году монастырь был упразднен. Местночтимые чудотворные иконы Спасителя и Божией Матери были переданы в церковь с. Деречин Слонимского уезда – ныне с. Деречин Зельвенского района Гроденской области. Монастырская церковь была обращена в приходскую.
Второе возрождение монастыря было предпринято в начале XX столетия стараниями священномученика Митрофана (Краснопольского) (+1919) и графа Константина Аполлинариевича Хребтовича-Бутенева. Священномученик Митрофан, в бытность епископом Минским и Туровским, 14/27 июля 1913 года совершил чин освящения деревянного храма, построенного стараниями графа Хребтовича на первоначальном месте существования древнего Лавришевского монастыря (сейчас это окраина с. Гнесичи Новогрудского района). Храм был освящен в честь святого пророка Елисея. Помимо построенной церкви известен еще проект храма-колокольни, датированный 1912 годом. Тщанием графа Хребтовича-Бутенева был построен братский корпус и дом для паломников. Возрожденный монастырь числился как Лавришевское подворье Минского архиерейского дома. Но возрожденная обитель просуществовала недолго. В 1914 году началась Первая мировая война. Линия фронта стала приближаться к Лавришевскому монастырю. В 1915 году в результате наступательных действий немецких войск храм сгорел, постройки были разрушены, а братия вынуждена была навсегда покинуть подворье. Со временем место, где стоял храм и монастырские строения стало приходить в запустение и зарастать сосновым лесом.
Возрождение обители на современном этапе принято исчислять с 1993 года, когда архиепископ Белостокский и Гданьский Савва (Грыцуняк) и епископ Новогрудский и Лидский Константин (Горянов) совершили освящение места, где стоял монастырский храм, и установили там памятный знак. В апреле 1997 года, епископ Новогрудский и Лидский Гурий назначил клирика епархии священника Анатолия Янушко ответственным за восстановление монастырской церкви. Вскоре после очистки территории были начаты работы по постройке нового кирпичного храма. К концу 1997 года здание храма фактически было построено. В 1998 году были произведены внутренние отделочные работы, и в начале ноября этого же года епископом Новогрудским и Лидским Гурием храм был освящен в честь преподобного Елисея Лавришевского. Впоследствии близ храма был построен причтовый дом, в котором стала проживать монашествующая братия, хозяйственные постройки. С 2001 года при храме была зарегистрирована приходская община – приход храма преподобного Елисея Лавришевского д. Гнесичи Новогрудского района.
Решением Святого Синода Белорусской Православной Церкви от 21 апреля 2007 года приход был преобразован в Свято-Елисеевский Лавришевский мужской монастырь. Настоятелем монастыря был назначен архиепископ Новогрудский и Лидский Гурий, наместником – иеромонах Лазарь (Бочаркин) с возведением в сан игумена. В 2009 г. наместником монастыря назначен игумен Евсевий (Тюхлов).
Согласно проекту возрождения Свято-Елисеевского Лавришевского монастыря вдоль Аллеи Православных Святынь будут располагаться 33 часовни, окружая монастырь. В каждой из них будет находиться святыни и мощи, относящиеся к мировому православию. В этих сооружениях можно будет помолиться, уединиться, приложиться к святыням. Кроме молитвенного значения каждое из сооружений будет иметь и свое функицональное значение. На сегодняшний день построено семь часовень:
Свято-Троицкому Серафимо-Дивеевскому женскому монастырю;
Преподобному Елисею Лавришевскому;
Преподобному Сергию Радонежскому;
Великомученику Георгию Победоносцу;
Небесным Силам Бесплотным.
Имеется подворье Лавришевского монастыря в д. Стеневичи Слонимского района Гродненской области. На подворье действует домовой храм в честь Новомучеников и исповедников земли Белорусской
Свято-Елисеевский Лавришевский мужской монастырь
Свято-Елисеевский Лавришевский мужской монастырь (белор. Свята-Елісееўскі Лаўрышаўскі мужчынскі манастыр) — один из древнейших монастырей Беларуси. Согласно церковному преданию, он был основан сыном Литовского князя Тройната преподобным Елисеем Лавришевским около 1225 года в излучине на левом берегу реки Неман у подножия высокой горы. Имеется гостиница.
Содержание
История [ править ]
Основание [ править ]
Согласно церковному преданию, он был основан сыном Литовского князя Тройната преподобным Елисеем Лавришевским около 1225 года в излучине на левом берегу реки Неман у подножия высокой горы.
Со временем монастырь, собрав большое число братии, стал лаврой, в которой преподобный Елисей был первым настоятелем. В ночь на 23 октября/5 ноября около 1250 года преподобный Елисей был убит своим юношей-слугой, который совершил этот поступок, находясь в помрачении от диавола. Сам убийца исцелился от беснования через случайное прикосновение к мощам святого.
Преподобный Елисей был канонизирован Митрополитом Иосифом Солтаном на соборе в г. Вильно в 1514 году.
В XIII столетии монастырь был центром летописания в Беларуси. Около 1329 года для Лавришевского монастыря было написано рукописное Евангелие – памятник белорусского книгописания, которое хранится сейчас в библиотеке им. Чарторижских в г. Кракове.
Из записей в Евангелии видно, что древний монастырь назывался «Пресвятой Богородицы Лавришевский монастырь».
Известно, что в обители были храмы Воскресения Христова и Рождества Пресвятой Богородицы. В XVI веке при монастыре действовала школа, имелась богатая библиотека.
Около 1505 года татары, разорившие Новогрудок, приблизились к Лавришевскому монастырю. Господь явил чудо через Своего угодника: татарам показалось, что монастырский двор заполнен отборной конницей, и они в страхе бежали.
Примерно около 1530 года монастырь был разорен, вероятнее всего теми же татарами. Перед разорением монастыря, мощи и имущество монастыря были сокрыты в землю. До сего дня мощи святого не найдены, несмотря на многократные попытки их обрести.
Со временем в окрестности древнего монастыря Неман изменил русло, и монастырь оказался на правом берегу в окружении непроходимых болот.
Возрождение монастыря было предпринято около 1590 года, но уже на другом месте – в пределах нынешнего с. Лавришево Новогрудского района Гродненской области.
Возрожденный монастырь в начале XVII века насильно захватили униаты. С 1615 года монастырь стал принадлежать Базилианскому ордену. В конце XVIII – первой трети XIX века при монастыре действовала униатская семинария, 20 студентов которой содержались за счет монастыря. По учреждении униатской семинарии в Жировичах в 1828 году, доходы Лавришевского монастыря были обращены на содержание Жировичской семинарии.
В последний раз монастырский комплекс был отстроен в 1775-1780 годах. Он состоял из деревянных построек: церкви (сохранилась до наших дней), колокольни, жилого корпуса, а также из небольшой каменной постройки, где находились библиотека и склад. Библиотека насчитывала около 500 томов.
В 1824 году в монастыре было всего пять насельников. Последним настоятелем был иеромонах Леонтий (Аколов).
В 1836 году монастырь был упразднен. Местночтимые чудотворные иконы Спасителя и Божией Матери были переданы в церковь с. Деречин Слонимского уезда – ныне с. Деречин Зельвенского района Гроденской области. Монастырская церковь была обращена в приходскую.
Второе возрождение монастыря [ править ]
Второе возрождение монастыря было предпринято в начале XX столетия стараниями священномученика Митрофана (Краснопольского) (+1919) и графа Константина Аполлинариевича Хребтовича-Бутенева.
Священномученик Митрофан, в бытность епископом Минским и Туровским, 14/27 июля 1913 года совершил чин освящения деревянного храма, построенного стараниями графа Хребтовича на первоначальном месте существования древнего Лавришевского монастыря (сейчас это окраина с. Гнесичи Новогрудского района). Храм был освящен в честь святого пророка Елисея. После освящения святитель совершил в церкви Божественную Литургию и молебен.
Владыка Митрофан, радуясь положенному началу возрождения древней обители, говорил: «Для многих этот монастырь неизвестен, а когда-то здесь была лавра, служившая оплотом местному Православию. Это какой-то особенный благодатный уголок. Народ здесь и до сих пор живет чисто церковным укладом жизни. Это, несомненно, наследие влияния Лавришевского монастыря. Недоброжелатели понимали его громадное значение и старались уничтожить совершенно, так что даже не осталось камня на камне – никаких следов его существования. Мало того, чтобы изгладить совершенно из памяти народной и само имя монастыря, придумали название для его развалин: «Незвище», и обыватели, как дрозды напетые, пошли называть за поляками это святое место «Незвищем». Теперь, благодаря графу Хребтовичу, устроен там небольшой деревянный храм. Место дивное! На берегу Немана возвышается конусообразная гора – это место Лавришевского монастыря, и теперь там стоит храм! Сердце мое радовалось, когда на освящение мною этого храма пришло видимо-невидимо народу. Сейчас там оставлен иеромонах и народ несметными толпами движется в обитель; наблюдаются трогательные картины народной веры. Я думаю, со временем там будет монастырь хотя и не богатый, но народом любимый».
Лавришевский монастырь накануне и в период Первой Мировой войны [ править ]
Помимо построенной церкви известен еще проект храма-колокольни, датированный 1912 годом. Тщанием графа Хребтовича-Бутенева был построен братский корпус и дом для паломников. Возрожденный монастырь числился как Лавришевское подворье Минского Архиерейского дома.
В июле 1913 года на подворье был назначен иеромонах Донат (в миру Иулиан Литвинко). Он родился в 1851 году, в возрасте 42 лет поступил в Пинский Богоявленский монастырь Минской епархии. В 1897 году был рукоположен во иеромонаха. В 1903-1907 годах был настоятелем Ляденского монастыря Минской епархии.
В последующее время до 1913 года иеромонах Донат подвизался в Свято-Духовом монастыре г. Минска.
В августе 1913 года на подворье прибыли два монаха из Рясняжского монастыря Харьковской епархии: монах Геронтий (в миру Георгий Белозубов) и монах Илиодор (в миру Иоанн Уколов).
Монах Геронтий исполнял послушание регента, а монах Илиодор – псаломщика. В октябре 1913 года на подворье прибыл послушник из Почаевской Лавры – Емельян Жигайло.
Но возрожденная обитель просуществовала недолго. В 1914 году началась Первая мировая война. Линия фронта стала приближаться к Лавришевскому монастырю.
В 1915 году в результате наступательных действий немецких войск храм сгорел, постройки были разрушены, а братия вынуждена была навсегда покинуть подворье.
Известно, что послушник Емельян в мае 1915 года переехал в Свято-Троицкий монастырь г. Вильно. Иеромонах Донат окончил свою жизнь в 1924 году в с. Турец Кореличского района Гродненской области.
В годы Первой мировой войны близ обители погибли, защищая Отечество, русские солдаты и офицеры. Их тела были захоронены в братской могиле близ монастырской церкви.
Могила сохранилась до наших дней. Со временем место, где стоял храм и монастырские строения, стало приходить в запустение и зарастать сосновым лесом. Какой-то благочестивый человек на месте церкви, где был Престол храма, посадил куст сирени.
Святая обитель в наше время [ править ]
Но все же слова священномученика Митрофана о возрождении Лавришевской обители можно считать пророческими.
В 1993 году было освящено место, где стоял монастырский храм, и установлен там памятный знак.
10 лет назад, в апреле 1997 года, по благословению епископа Новогрудского и Лидского Гурия началось восстановление монастырской церкви. После того, как был выкорчеван лес, срублен куст сирени и сделаны раскопки церковного фундамента, начали работы по постройке нового кирпичного храма.
По милости Божией работы продвигались быстро, и концу 1997 года здание храма фактически было построено.
В 1998 году были произведены внутренние отделочные работы, и в начале ноября этого же года епископом Новогрудским и Лидским Гурием храм был освящен в честь преподобного Елисея Лавришевского.
Впоследствии близ храма был построен причтовый дом, в котором стала проживать монашествующая братия, хозяйственные постройки.
С 2001 года при храме была зарегистрирована приходская община – приход храма преподобного Елисея Лавришевского с. Гнесичи Новогрудского района.
Решением Святого Синода Белорусской Православной Церкви от 21 апреля 2007 года приход был преобразован в Свято-Елисеевский Лавришевский мужской монастырь. На сегодняшний день в обители насчитывается 12 насельников.
Решением Святого Синода Белорусской Православной Церкви от 29 июня 2009 года на должность наместника Свято-Елисеевского Лавришевского мужского монастыря в д. Гнесичи Новогрудского р-на Гродненской обл. Новогрудской епархии назначен иеромонах Евсевий (Тюхлов).
Святые [ править ]
Престольные праздники [ править ]
Местонахождение [ править ]
Адрес: Беларусь, 231427, Гродненская область, Новогрудский р-н, д. Гнесичи, п/о Лавришево, Свято-Елисеевский Лавришевский мужской монастырь
По решению духовных вопросов, а также по вопросу совершения любых треб и работы сайта lavra.by обращаться к пресс-секретарю монастыря иерею Евгению Бартошевичу: +375-33-64-19-400 (мтс), +375-25-546-66-84 (life) (звонить в любое время)
По вопросам о сборах цельных трав и чая «Монастырского» обращаться к сестре Ирине: +375 29 97 65 465; +375 29 55 14 774
Паломнику [ править ]
По вопросам посещения Свято-Елисеевского Лавришевского монастыря обращайтесь по телефону:
Убедительная просьба! Братия и сестры, связывайтесь по вопросам посещения обители заранее, не забывая указывать точное количество паломников. Этим Вы поможете нам лучшим образом организовать Ваш прием!
Программа пребывания в монастыре для паломнических групп:
Гостиницы для паломников [ править ]
По вопросам размещения звонить по телефонам:
По вопросам размещения звонить по телефону:
По вопросам размещения звонить по телефону:
Размещение паломников происходит только по благословению наместника монастыря игумена Евсевия.
Детский лагерь [ править ]
С 8 июня по 17 августа при Свято-Елисеевском монастыре работает детский лагерь. Детям очень нравится проводить часть каникул на подворье монастыря. Ведь скучать им не приходится. Девчонки и мальчишки, с утра помолившись, сделав зарядку и позавтракав, несут различные послушания. Помогают в трапезной, в монастыре, в монастырском саду. Не обходится конечно и без игр: футбол, волейбол, пионербол, настольный теннис, знамя, есть куда деть свою энергию.
Ну и конечно, самое любимое занятие – это купание. Купаются здесь, можно сказать, с утра до вечера, в любую погоду, закаляя свой организм и наполняясь позитивом.
Это православный лагерь и поэтому молитва здесь занимает важное место.
В начале смены служится молебен. Утренние, вечерние молитвы, до и после еды, перед всяким делом и путешествием дети тоже призывают Божию помощь.
Интересные экскурсии, вело походы, мастер классы по изготовлению пиццы, сделать самому краски и нарисовать картину, вечер у костра. всего и не перечислишь.
Общение с природой, молитва, взаимопомощь и отрыв от компьютеров и телефонов не может не отразиться благотворно на их жизни.
ЛАВРИШЕВСКИЙ МОНАСТЫРЬ
Елисеевский храм Лавришевского монастыря |
Мужской Лавришевский монастырь в деревне Гнесичи Новогрудской епархии
Около 1505 года татары, разорившие Новогрудок, приблизились к Лавришевскому монастырю. Господь явил чудо через Своего угодника: татарам показалось, что монастырский двор заполнен отборной конницей, и они в страхе бежали.
Примерно около 1530 года монастырь был разорен, вероятнее всего татарами. Перед разорением монастыря, мощи и имущество монастыря были сокрыты в землю. До сего дня мощи святого не найдены, несмотря на многократные попытки их обретения. Со временем в окрестности древнего монастыря Неман изменил русло, и монастырь оказался на правом берегу в окружении непроходимых болот.
В последний раз монастырский комплекс был отстроен в 1775-1780 годах. Он состоял из деревянных построек: церкви (сохранилась до наших дней), колокольни, жилого корпуса, а также из небольшой каменной постройки, где находились библиотека и склад. Библиотека насчитывала около 500 томов.
В 1824 году в монастыре было всего пять насельников. Последним настоятелем был иеромонах Леонтий (Аколов). В 1836 году монастырь был упразднен. Местночтимые чудотворные иконы Спасителя и Божией Матери были переданы в Преображенскую церковь села Деречин Слонимского уезда (ныне Зельвенского района Гроденской области). Монастырская церковь была обращена в приходскую.
Второе возрождение монастыря было предпринято в начале XX века стараниями священномученика Митрофана (Краснопольского) (+ 1919) и графа Константина Аполлинариевича Хребтовича-Бутенева. Епископ Минский Митрофан 14 июля 1913 года совершил чин освящения деревянного храма, построенного стараниями графа Хребтовича на первоначальном месте существования древнего Лавришевского монастыря (сейчас это окраина села Гнесичи Новогрудского района). Храм был освящен в честь святого пророка Елисея. После освящения святитель совершил в церкви Божественную литургию и молебен.
Владыка Митрофан, радуясь положенному началу возрождения древней обители, говорил следующее:
Помимо построенной церкви известен еще проект храма-колокольни, датированный 1912 годом. Тщанием графа Хребтовича-Бутенева был построен братский корпус и дом для паломников.
Возрожденный монастырь числился как Лавришевское подворье Минского архиерейского дома. В июле 1913 года на подворье был назначен иеромонах Донат (Литвинко).
В годы Первой мировой войны близ обители погибли, защищая Отечество, русские солдаты и офицеры. Их тела были захоронены в братской могиле близ монастырской церкви. Могила их сохранилась до наших дней. Со временем место, где стоял храм и монастырские строения стало приходить в запустение и зарастать сосновым лесом. Какой-то благочестивый человек, чтобы не потерять место существования церкви, там, где был Престол храма, посадил куст сирени.
Возрождение обители
В 1993 году было освящено место, где стоял монастырский храм, и установлен там памятный знак.
В апреле 1997 года епископ Новогрудский Гурий назначил клирика епархии священника Анатолия Янушко ответственным за восстановление монастырской церкви. После того, как был выкорчеван лес, срублен куст сирени и сделаны раскопки церковного фундамента были начаты работы по постройке нового кирпичного храма. По милости Божией работы продвигались быстро, и концу 1997 года здание храма фактически было построено.
В 1998 году были произведены внутренние отделочные работы, и в начале ноября этого же года епископом Новогрудским и Лидским Гурием храм был освящен в честь преподобного Елисея Лавришевского. Впоследствии близ храма был построен причтовый дом, в котором стала проживать монашествующая братия, хозяйственные постройки.
С 2001 года при храме была зарегистрирована приходская община.
Решением Святого Синода Белорусской Православной Церкви от 21 апреля 2007 года приход был преобразован в Свято-Елисеевский Лавришевский мужской монастырь.
Статистика
Храмы
Настоятели
Свято-Елисеевский Лавришевский мужской монастырь, д. Гнесичи
Существует предание, что духоносным наставником преподобного Елисея был святитель Лаврентий Туровский, окончивший свой жизненный путь в Киево-Печерской Лавре. Однако святитель Лаврентий умер уже в 1192 году — вероятно ранее, чем преп. Елисей принял монашество.
Великий Литовский князь Войшелк
Вместе с тем существуют древнейшие летописные сведения, которые указывают нам на еще одного человека, вероятно принявшего значимое участие в основании и развитии Лавришевской обители. Так, Ипатьевская летопись во второй половине XIII в. говорит нам о великом литовском князе Войшелке, который «учини собе монастырь на реце на Немне межи Литвою и Новымъгородъком и ту живяше».
Литовский князь Римунт
При этом мы должны отметить поразительное сходство жизнеописаний Войшелка и Римунта: белорусско-литовские летописи в своих текстах дважды воспроизводят практически одни и те же факты, сперва говоря о жизни Войшелка, а потом и Римунта.
Место основания монастыря
Единственным сохранившимся строением, история которого связана с Лавришевским монастырем, является церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы в дер. Лавришево Новогрудского района Гродненской обл. Этот храм был построен в 1775 г.
Следует отметить, что строительство современного монастыря в данном месте является решением «в духе» основателя – преподобного Елисея. Нынешняя обитель достаточно отдалена от «мира», а строительные работы, которые уже позволили начать монастырскую жизнь и богослужения, не мешают археологическим изысканиям в дер. Лавришево, сохраняя для нас историческую среду.
История обители в XIII-XVI вв.
История Лавришевского монастыря во 2-й пол. XIII в. почти не отражена в источниках. Первые известные нам документы относятся к XIV в.
Другая часть вкладов относится к 40/50–90-м годам XV века. Речь идет о пожалованиях в пользу монастыря членов семей братьев панов Волчка и Гриня Есковичей, Волка Гавсовича, Юрия (Юшки), Коташа и Панька Беликовичей, Шубичей. Они касались передачи в обитель отдельных полей рядом со своими селами, “нивы заровной”, людей “с ушатцем меда и со всей службой” или “с землей и со всеми уходы”. Предки этих вкладчиков – бояре Гавс и Белик – были достаточно знатны и выступали в 1388 г. перед польским кор. Владиславом Ягайло как поручители за своего сюзерена кн. Корибута (Димитрия).
Не исключено, что в молодости он принял постриг в Лавришевском монастыре. Его появление в Киеве было связано с церковной политикой княжеской семьи Слуцких-Олельковичей, бывших ктиторами обеих обителей.
Приведенные выше данные свидетельствуют о важной роли Лавришевского монастыря в церковной жизни Западной Руси.
Исторический путь Лавришевского монастыря в униатский период (XVII–XIX вв.)
В 1824 году в Лавришевском монастыре проживало 5 насельников, последним настоятелем был иеромонах Леонтий (Аколов). В 1836 г. монастырь был упразднен, Успенская церковь обращена в приходскую униатскую; с 1839 г. – православная.
Местночтимые чудотворные иконы Спасителя и Божией Матери были переданы в церковь с. Деречин (ныне деревня Зельвенского р-на Гроденской обл.). Попытка возродить Лавришевский монастырь была предпринята в XX в. стараниями еп. Минского и Туровского сщмч. Митрофана (Краснопольского) и гр. К. А. Хребтовича-Бутенёва. В 1913 г. на территории обители была построена деревянная церковь во имя прор. Елисея, вскоре возведены братский корпус и дома паломников. Возрожденный монастырь числился как Лавришевское подворье Минского архиерейского дома. В обители проживали с 1913 года иеромонах Донат (Литвинко), монахи Геронтий (Белозубов) и Илиодор (Уколов). В 1914 году, с началом Первой мировой войны, линия фронта стала приближаться к монастырю. В 1915 году в результате военных действий храм сгорел, постройки разрушены, а братия покинула подворье.
Обитель в настоящее время
В 1993 году архиепископ Белостокский и Гданьский Савва (Грыцуняк) и епископ Новогрудский и Лидский Константин (Горянов) освятили место, где стоял монастырский храм. В 1997-1998 гг. был возведен и епископом Новогрудским и Лидским Гурием (Апалько) освящен храм во имя прп. Елисея Лавришевского. Впоследствии близ храма был построен корпус, в котором поселилась братия. В 2001 году при храме зарегистрирован приход, а 21 апреля 2007 года решением Синода Белорусской Православной Церкви он преобразован в мужской монастырь. В обители проживает около 10 насельников, настоятелем является архиепископ Новогрудский и Слонимский Гурий, наместником – игумен Евсевий (Тюхлов). В 2018 году был реставрирован главный храм обители в честь преп. Елисея Лавришевского. Освящение его совершил митрополит Минский и Заславский Павел, Патриарший Экзарх всея Беларуси 5 ноября 2018 года.
“Инъвенътарь альбо списание монастира Лавришовскаго” // НИАБ. Ф. 147. Оп. 2. Д. 175.
Письмо кор. Казимира наместнику Новогородскому Петру Монтигирдовичу // Там же. Ф. 147. Оп. 2. Д. 175. Л. 1261–1261 об.
Archiwum klasztoru Lawryszowskiego przepisane roku 1791 // Б-ка Вильнюсского ун-та. ОР. F4 (А2105).
Bolowicz do Senna zwroczony. Dolina Trypecia // НИАБ. Ф. 147. Оп. 2. Д. 175. Summaryusz dokumentow, klasztorowi Lawryszowskiemu sluzacych // Ин-т рукописи Национальной б-ки Украины им. В. И. Вернадского. Ф. 160. Д. 301.
Kojalowicz A. Miscellanea rerum ad statum ecclesiasticum in Magno Lithuaniae ducatu pertinentium. Wilnae, 1650. S. 8, 36.
АЗР. Т.1. № 7. С. 22, № 28. С. 41.
АЮЗР. Т.1. № 7. С. 3–4; Т. 2. № 64/1–2. С. 103. ПСРЛ. 1843. Т. 2. С. 345; 1975. Т. 32. С. 33–34, 135–136; 1980. Т. 35. С. 94, 150–151, 178, 198–199, 219–220; 2003. Т. 40. С. 125.
Первольф П. П. Отчет ординарного профессора Имп. Варшавского ун-та П.П. Первольфа о науч. занятиях за границей с 20 мая по 20 сент. 1882 г. // Варшавские университетские известия. 1883. № 2. С. 23–24.
Археогр. сб. док-тов, относящихся к истории Северо-Зап. Руси. Вильна, 1900. Т. 12. С. 17–163; 1902. Т. 13. С. 8–18.
Описание док-тов архива западнорус. униатских митрополитов. СПб., 1907. Т. 2.
Розов В. [А.] Украiнськи грамоти. К., 1928. Т. 1: XIV в. i перша половина XV в. № 17. С. 32–33; № 62. С. 113; Грамоти XIV ст. / Упорядк., вступ. ст., комент. i слов.-покаж. М. М.
Пещак. К., 1974. № 35. С. 66–67, № 85. С. 149.
Friedelowna T. Ewangeliarz Lawryszewski: Monografia zabytku. Wroclaw; Warszawa; Krakow; Gdansk, 1974. Nr. 1–2. S. 66–67, Nr. 4–7, 9–10. S. 67–70.
Русина О.В. До атрибуцii вкладних записiв Лаврашiвського Євангелiя // Украiнський археогр. щорiчник. К., 1999. Нова серiя. Вип. 3/4. Т. 6/7. С. 100–101.
Lukaszewicz J. Historia szkol w Koronie i w Wielkim Xsiestwie Litewskim od najdawniejszych czasow az po rock 1794. Poznan, 1851. T. 4.
Smorag-Rozycka M. Ewangeliarz Lawryszewski. Krakow, 1999.
Stebelski I. Dwa wielkie swiatla na horyzoncie Polockim. Wilno, 1781. T. 1. S. 166–179.
Диковский Н. Базилианский орден и его значение в западно-рус. униатской церкви в XVII и нач. XVIII в. – до Замойского провинциального собора 1720 г.// Гродненские ЕВ. 1906. № 24/25.
Димитрий (Самбикин), еп. Месяцеслов святых всею Русскою Церковию или местно чтимых. Каменец-Подольск, 1893. Вып. 2. Окт. С. 152–154.
Д[митрие]в М.[А.] Лавришево // День. 1864. № 42. 17 сент. С. 14–15.
Зверинский. Т. 3. № 1709. С. 86–87.
Кацельнiкаў А. iерэй. Да пытання пра заснавальнiка Лаўрышаўскага манастыра // Праваслаўе. 2012. № 18.
Краўцэвiч А.[К.] Археалагiчныя даследваннi Лаўрышаўскага ман-ра на Панямоннi // З глыбi вякоў: Наш край. Мн., 1996. Вып. 1. С. 228–236.
Макарий (Булгаков), митр. История РЦ. Кн. 3.
Николай (Трусковский), архим. Ист.-стат. описание Минской епархии. СПб., 1864.
Описание церквей и приходов Минской епархии. Мн., 1879. Ч. 9: Новогрудский у. С. 66–71.
Посещение преосв. Митрофаном, еп. Минским и Туровским с. Щорсы Новогрудского у. // Минские ЕВ. 1913. № 17. Ч. неофиц.
Савич К., свящ. Явление из современной религиозной жизни одного прихода в Западно-рус. крае // Тр. КДА. 1874. Т. 1. Янв. С. 98–110.
Самусiк А.Ф. Базыльянскi ордэн у сiстэме асветы Беларусi: (XVII – 1-я трэць ХIХ ст.) // Хрысцiянства у гiстарычным лёсе беларускага народа: Зборнiк навуковых артыкулаў. Гродна, 2008.
Свенцицкий И. Лаврашевское Евангелие нач. XIV в.: (Палеографическо-грамматическое описание) // Изв. ОРЯС. 1913. Т. 18. Кн. 1. С. 206–228.
Семянчук А.[А.] Лаўрышаўскае Евангелле // Silva rerum nova: Штудыi ў гонар 70-годдзя Г.Я. Галенчанкi / Уклад.: А. Дзярновiч, А. Семянчук. Vilnius; Miensci, 2009. С. 236–246.
Чистович И. А. Состояние униатской церкви в России в царствование имп. Александра I // ПО. 1879. Т. 2.
Щапов Я. Н. Восточнославянские и южнославянские рукописные книги в собраниях ПНР. М., 1976. Ч. 1. № 32. С. 78–85.
[1] Макарий (Булгаков), митр. История Русской Церкви. Т.3. М.: Издательство Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1995. С. 105.
[2] Archiwum klasztoru Lawryszowskiego przepisane roku 1791 // Библиотека Вильнюсского университета. Отдел рукописей. F4 (А2105). С. 253.
[3] Кузьмин А. В. Елисей, [прп., Лавришевский] // ПЭ. Т. 18. С. 406–407
[4] Archiwum klasztoru Lawryszowskiego przepisane roku 1791 // Библиотека Вильнюсского университета. Отдел рукописей. F4 (А2105). С. 253.
[6] Kojalowicz A. Miscellanea rerum ad statum ecclesiasticum in Magno Lithuaniae Ducatu pertinentium. Вильно, 1650. P. 8, 36.
[7] Николай, архим. Историко-статистическое описание. С. 131.
[8] Голубинский Е.Е. История канонизации святых в Русской Церкви. М.: Крутицкое Патриаршее подворье. Общество любителей церковной истории, 1998. С. 217. Данное издание является репринтом с издания 1903г.
[10] Kojalowicz A. Miscellanea. Р. 36. См. также: Stebelski I. Dwa wielkie swiatla… S. 170.
[12] Кузьмин А.В. Елисей, прп… С. 407.
[14] ПРСЛ. Т. 32. Литовско-белорусские летописи. М.: Наука, 1975.С. 29.
[ 15 ] См.: Россия. Полное географическое описание нашего Отечества. Настольная и дорожная книга для русских людей / Под ред. В.П. Семенова. Т.9. Верхнее Поднепровье и Белоруссия. СПб.: Изд. А.Ф. Девриена, 1905. С. 430.
[ 16 ] ПСРЛ. Т. 35. С. 94, 150–151, 178, 198–199, 219–220; Т. 32. С. 33–34, 135–136.
[ 17 ] Огицкий Д.П. Великий князь Войшелк. URL:www.bratstvoprav.narod.ru/Vojshelk.htm. (дата обращения 23.02.2012).
[ 18 ] Огицкий Д.П. Великий князь Войшелк. URL:www.bratstvoprav.narod.ru/Vojshelk.htm. (дата обращения 23.02.2012).
[ 19 ] Кузьмин А.В. Елисей, прп., Лавришевский // Православная энциклопедия. Т. XVIII. М., 2008. С. 406.
[20] Конгрегация XXVI. Бельская, 1709г. // Археографический сборник документов, относящихся к истории Северо-западной Руси. Т. 12. Вильна, 1900. С. 163.
[ 21 ] Obiasnenia praw y konstytucyow zakonnych // Археографический сборник документов, относящихся к истории Северо-Западной Руси, издаваемый при Управлении Виленского учебного округа. Т. 13. Вильна: Типография А. Г. Сыркина, 1902. С. 17.
[ 22 ] Краўцэвiч. Вып. 1. С. 234–235; он же. Лаўрышаўскi ман-р // Археалогiя Беларусi: Энцыклапедыя: ў 2-х тт. Мн., 2011. Т. 2. С. 10.
[ 2 3] Б-ка Вильнюсского ун-та. ОР. А-2105. Archiwum klasztoru Lawryszowskiego przepisane roku 1791. Л. 46.
[ 24 ] Розов. Розов В. [А.] Украiнськи грамоти. К., 1928. Т. 1: XIV в. i перша половина XV в. № 17. С. 33
[ 25 ] Розов. 1928. № 62. С. 113 (с ошибочной датировкой – 1429 г.); НИАБ. Ф. 147. Оп. 2. Д. 175. Л. 1751.
[ 26 ] Щапов Я. Н. Восточнославянские и южнославянские рукописные книги в собраниях ПНР. М., 1976. Ч. 1. № 32. С. 80.
[ 27 ] Щапов. 1976. Ч. 1. С. 80–81; Русина О.В. До атрибуцii вкладних записiв Лаврашiвського Євангелiя // Украiнський археогр. щорiчник. К., 1999. Нова серiя. Вип. 3/4. Т. 6/7. С. 100–101. № 2, 5.
[ 28 ] Щапов. 1976. Ч. 1. С. 81–82.
[ 29 ] Русина. С. 99–100.
[30] Русина. С. 98, 100, 101.
[31] Boniecki A. Poczet rodоw w Wielkiem ksiestwe Litewskiem w XV i XVI w. Warszawa, 1887. S. 379.
[32] Институт рукописи Национальной библиотекии Украины. Ф. 160. Д. 301.
[33] НИАБ. Ф. 147. Оп. 2. Д. 175. Л. 1727 – 1727об.
[34] Там же. Л. 1727, 1728, 1732.
[35] НИАБ. Ф. 147. Оп. 2. Д. 175. Л. 1261 – 1261об.
[36] Библиотека Вильнюсского университета. ОР. А-2105. С. 307.
[37] Диковский. 1906. № 24/25. C. 678.
[38] Археографический сборник документов, относящихся к истории Северо-Западной Руси. Вильна, 1902. Т. 13. С. 17 – 18.
[39] Библиотека Вильнюсского университета. ОР. F4-А439-20225. С. 2.
[40] Лосева О. В. О землетрясениях в греч. и древнерус. месяцесловах и об особенностях Холмского Евангелия XIII в. // ЗОР [РГБ]. М., 2000. Вып. 51. С. 343–344, 347–349; она же. Рус. Месяцесловы XI–XIV вв. М., 2001).
[41] Lukaszewicz. 1851. T. 4. S. 263 – 276; Чистович. 1879. Т. 2. С. 657.
231427, Республика Беларусь, Гродненская область, Новогрудский р-н, д. Гнесичи, п/о Лавришево.