свято климентовский монастырь в инкермане история
Инкерманский Свято-Климентовский мужской монастырь Симферопольской и Крымской епархии Монастыри УПЦ МП
История
Из жития известно, что римский епископ и в положении раба действовал как архиерей. В скалах Инкермана в ходе работ по ломке камня образовались пещеры. Одну из них святитель Климент расширил и устроил в ней церковь. Духовная сила, присущая св. Клименту, объединила вокруг него всех христиан, как узников, так и свободных.
Сюда же в VII в. был сослан св. епископ Мартин. В VI в. византийцами была построена здесь крепость Каламита, а позднее, в VIII–IX вв. в скале над крепостью начали вырубать пещерные помещения, церкви и кельи, где обосновывались монахи-иконопочитатели из Византии, преследовавшиеся в период иконоборчества. Руины крепости сохранились до наших дней.
После вторжения в XIII в. на полуостров монголо-татар христиане Крыма переживали тяжкие времена, а с конца XV в., когда пала столица православной Византии — Константинополь, в Крыму господствующей религией стало мусульманство. Многие монастыри и храмы были разрушены.
Восстанавливаться Инкерманский монастырь начал одним из первых, в 1852 г., усердием причисленного в 1997 г. к лику святых святителя Иннокентия (Борисова). Древняя церковь во имя св. Климента, высеченная в скале, стала первым действующим храмом обители. Предание говорит о том, что этот храм был высечен руками самого св. Климента. Это древнейшая из пещерных церквей Инкермана. Храм повторял в своих основных чертах архитектуру наземных церквей.
Начавшаяся Крымская война помешала восстановлению обители. Монастырь оказался в центре ужасных событий — рядом с ним в 1854 г. произошла Инкерманская битва, называемая современниками «Голгофой русской армии». После семичасового боя здесь погибли тысячи людей. Пострадала и древняя пещерная церковь — новый иконостас и дверь были пробиты пулями, а в одной из стен засело ядро.
После войны был выстроен братский корпус, часть келий разместилась в старых пещерах, построили домик для приезжих. В 1867 г. рядом с храмом св. Климента вырубили второй храм — во имя св. Мартина. В его стенах и полу были высечены усыпальницы. В уютном монастырском дворе с небольшим садиком под сенью золоченого креста бил фонтан.
В 1907 г. на Инкерманской скале в память о Крымской войне был построен большой Николаевский собор. В канун Октябрьской революции в монастыре было семь церквей.
С 1926 г. в Инкерманском монастыре стали закрывать монастырские церкви. Пещерный храм был передан музею. Во время обороны Севастополя 1941–42 г.г. были разрушены многие наземные постройки монастыря, пещерные же храмы уцелели. Тогда же в монастырских пещерах располагался штаб 25-й Чапаевской стрелковой дивизии.
Обитель снова открылась в 1992 г. В древней церкви вновь проводятся богослужения, восстановлен дом настоятеля и братский корпус, приводится в порядок кладбище. И сегодня можно увидеть высеченные средневековыми монахами в толще скального массива коридор-тоннель, ведущий к трем древним пещерным храмам: св. Мартина исповедника, св. апостола Андрея Первозванного, и главному монастырскому храму-базилике, носящему имя священномученика. В монастыре хранятся частицы мощей честной главы священномученика Климента, переданные из Киево-Печерской лавры. Восстанавливается Спасский скит вблизи села Терновка под Севастополем.
Инкерманский Свято-Климентовский пещерный мужской монастырь
Мiръ Россия Севастополь Инкерманский Свято-Климентовский пещерный мужской монастырь
Инкерманский Свято-Климентовский пещерный мужской монастырь — один из старейших пещерных монастырей в Крыму, в пригороде Севастополя — Инкермане.
Содержание
История [ править ]
Основные помещения монастыря — пещерные, высечены в западном обрыве Монастырской скалы, на плато которой сохранились руины средневековой крепости Каламита, основанной в VI веке; в XIV—XV веках крепость вошла в состав православного княжества Феодоро, защищала его порт; в 1475 году захвачена турками. Время основания монастыря определяется историками неоднозначно: от VIII—IX до XIV—XV веков.
Возникновение монастыря предание связывает с почитанием Климента, римского епископа (папы) в 92—99 (101) годах, сосланного императором Траяном за проповедь христианства в каменоломни близ Херсонеса, проповедовавшего и убитого (утопленного) по тайному приказу императора здесь в 101 году. Мощи святого Климента, обретённые через год после его кончины, хранились сначала в подводном гроте близ Херсонеса (где были обретены), доступ в который открывался, по преданию, раз в год, когда — в день смерти праведника — море отступало; потом они были перенесены на небольшой остров (ныне — Казачий остров) посреди бухты, на котором, согласно преданию, руками ангелов была построена церковь. Около 861 года мощи святого Климента были обретены святыми равноапостольными Кириллом и Мефодием при участии херсонесского епископа Георгия блаженного и священников из константинопольского собора святой Софии. Мощи были внесены в Херсонесский храм, и по молитвам святого Климента совершалось много чудес.
Возле монастыря находился водный источник, по преданию открытый чудесным образом святым Климентом для облегчения участи каторжан. Источник пересох в 1970-х годах (возможно — в связи с проводившимися строительными работами), а его вода, постепенно затопила карьер по добыче инкерманского камня, находящийся по другую сторону Монастырской скалы.
После захвата в 1475 году крепости Каламита турками монастырь постепенно пришёл в упадок. Крепость была переименована в Инкерман, что и дало название возникшему здесь городу. С 1783 года город принадлежал России.
В 1850 году монастырь был возрождён и получил современное двойное наименование — по имени города и в честь святого Климента.
В 1867 году был перепланирован и заново открыт пещерный храм святого Мартина-исповедника. В 1895 году в память о спасении царской семьи в железнодорожной катастрофе был построен храм во имя великомученика Пантелеимона. В 1905 году в память о Крымской войне на верхнем плато была построена церковь во имя святого Николая Мирликийского (по проекту архитектора Георгия Долина).
C 1924 года храмы монастыря стали постепенно закрывать. В 1927 году землетрясение сильно повредило Благовещенскую и Николаевскую церкви, было принято решение их разобрать (закрытая в 1926 году церковь святого Николая на верхнем плато была полностью уничтожена в 1932 году). В 1928 году был закрыт храм иконы «Всех скорбящих Радость».
В 1931 году в пещерных храмах прекратились богослужения, монастырь был окончательно закрыт, его имущество передано Севастопольскому музейному объединению. После закрытия монастыря в нём остались жить его настоятель Венедикт, отец Прокопий и два 85-летних старца.
Во время Великой Отечественной войны в пещерах монастыря размещался штаб 25-й Чапаевской дивизии Приморской армии. В июне 1942 года солдаты этой дивизии на Инкерманских высотах сдерживали немецкие войска, рвавшиеся к Севастополю.
Современное состояние [ править ]
С 1991 года трудами настоятеля архимандрита Августина (Половецкого †1996), братии и мирян началось постепенное возрождение монастыря, были восстановлены храмы и келейные корпуса. Из Киева была передана частица честной главы святого священномученика Климента; рака со святыми мощами установлена в боковом нефе Свято-Климентовского храма.
26 января 2019 года были возобновлены ежеседмичные богослужения в пещерном храмовом комплексе, в храме Климента Римского.
Святые [ править ]
Святыни [ править ]
Главная святыня — часть мощей Небесного покровителя монастыря апостола от 70-ти, святаго священномученика Климента, папы Римского.
Также в обители имеются частицы святых мощей: вмч. Георгия Победоносца, свт. Мартина исповедника, папы Римского, вмч. и цел. Пантелеимона и многих других святых.
Престольные праздники [ править ]
Как добраться [ править ]
Адрес: РФ, Крым, г. Севастополь, Инкерман, Симферопольское ш., д.17
Проезд: С Автовокзала г.Севастополя: любым рейсовым автобусом в Симферопольском направлении, либо авт. 103 от ост. «5-й км. Балаклавского ш.» до ост. «Втормет». Далее пешком. Ориентироваться на руины Каламиты и купола храмов.
Почтовый адрес: г. Севастополь, Инкерман, а/я №3. Инд. 299703
Телефон: +7 (978) 946-20-36 (канцелярия, звонить с 9:00 до 17:00 местного времени).
Паломнику [ править ]
Богослужения [ править ]
Расписание богослужений смотрите на сайте обители.
Экскурсии [ править ]
Экскурсионная работа в обители по благословению Правящего архиерея Симферопольской и Крымской епархии митрополита Лазаря проводится только экскурсоводами монастыря.
Содержание экскурсии включает в себя: повествование об истории обители начиная с I века по Р.Х. до наших дней, житие апостола от 70-ти, священномученика Климента Римского; наглядно показывает достопримечательности, связанные с этим периодом, а также знакомит посетителей с шестью храмами монастыря, пять из которых пещерные.
Продолжительность экскурсии составляет около 35 минут.
Экскурсоводы, в т.ч. со знанием иностранных языков, работают ежедневно с 8:00 до 19:00 (в летний сезон) включительно. Заказ последней экскурсии на текущий день желательно осуществлять до 18:15.
Для заказа экскурсий и консультаций по посещению обители просьба обращаться к старшему экскурсоводу: +7 (978) 109-03-98, +7 (978) 558-11-74
Правила посещения [ править ]
Желающие посетить Святую обитель должны обратить внимание на свой внешний вид: мужчинам не благословляется быть в шортах и пляжных майках, а в храмы заходить в головном уборе. Женщинам рекомендовано быть в юбках не выше колен, а также с покрытой головой.
Фото [ править ]
Храм cвятого великомученика и целителя Пантелеимона
Церковь святого Климента (бывшая Георгиевская)
Инкерманский монастырь святого Климента в Крыму: пещеры, которые удивляют
Совсем скоро в Крыму в рамках программы развития Крыма и Севастополя построят новый участок железной дороги в обход Инкерманского Свято-Климентовского мужского монастыря.
Железная дорога здесь появилась еще в середине XIX века длиной в 1 км, и она была первой в Крыму. Её построили для транспортировки строительного камня, который доставляли на пристань Инкермана, а затем по морю в Южную бухту.
Но в 1873 году по старой дороге, прямо под Монастырской скалой был проложен новый участок Лозово-Севастопольской железной дороги, по которому до сих пор ходят поезда. Но и она на сегодняшний день уже не отвечает современным требованиям.
Фото: travel-hystory.com
Это удивительно живописный участок пути, который всякий раз заставляет путешественников прильнуть к окнам, чтобы успеть разглядеть окрестности Инкермана. Увидеть его многочисленные загадочные пещеры, выдолбленные в скалах и непременно спросить у попутчиков: «А что это за место такое?!»
Возможно вы будете ехать в Севастополь уже совсем по другому пути, поэтому предлагаю вам путешествие в Свято-Климентовский мужской монастырь, тот, который прижался к обочине, и возле которого ещё пока бегут поезда.
В детстве я очень любила ездить на поезде. Особенно нравился участок железной дороги Севастополь – Мекензиевы горы, где шесть туннелей по очереди проглатывают вагоны, где горы, изрезанные пещерами, похожи на пчелиные соты, а в районе Инкермана, прямо над путями, нависает скала с окошками и балкончиками.
Фото: travel-hystory.com
Это место всегда излучало какую-то тайну. Инкерманский Свято-Климентовский пещерный мужской монастырь.
За свою многовековую историю монастырь неоднократно возрождался. Последнее его восстановление началось в 1991 году.
Монастырь находится в окрестностях Севастополя, в городе Инкермане, на правом берегу реки Черной. Наземные постройки монастыря приютились у подножья Монастырской скалы, пещерные помещения вырублены в самой скале, а наверху, на плато, сохранились развалины древней крепости Каламиты.
Инкерманский Свято-Климентовский пещерный монастырь. Храм Святой Троицы и крепость Каламита. Фото: travel-hystory.com
Точная дата возникновения монастыря неизвестна. Среди ученых существует мнение, что монастырь появился в VIII – IX вв. во время массового переселения христиан-иконопочитателей, бежавших из Византии от преследований иконоборцев.
Хотя некоторые ученые полагают, что монастырь возник значительно позже, в XIV – XV вв.
Открытка с фотографии С. М. Прокудина-Горского 1905 года
Исследования показали, что пещеры храмов и келий отшельников вырублены в скале в разное время. Наиболее древней является, возможно, пещера, высеченная самим Святым Климентом – Римским папой, который был сослан в 98 году императором Траяном на задворки Римской империи, в каменоломни вблизи Херсонеса, за проповедь христианской веры.
Здесь он продолжал проповедовать, и в 101 году по приказу Траяна был утоплен в море.
Фото: vmulder.livejournal.com
Рукотворных пещер в инкерманских скалах огромное количество. Они служили здешним обитателям и жильем, и подсобными помещениями. Особенно много пещер, расположенных в несколько ярусов, в соседней с Монастырской – Загайтанской скале. Возможно, там находилось средневековое поселение.
Историки считают, что в Средневековье в районе Инкермана было сосредоточение монашеской жизни. Здесь обнаружено около 30 пещерных храмов и 9 монастырских комплексов.
Загайтанская скала. Фото: travel-hystory.com
Один из таких храмов находится в некотором отдалении от основных построек Инкерманского монастыря, слева от туннеля, ведущего в святую обитель. Этот храм, освященный в 1905 году во имя святого великомученика Димитрия Солунского. Храм перестал действовать вскоре после установления в Крыму советской власти, и до настоящего времени службы в нем не ведутся.
Походив по лестнице, знавшей еще ступни средневековых монахов, мы подошли к входу на основную территорию монастыря. Инкерманский Свято-Климентовский монастырь уникален во многом.
Храм великомученика Димитрия Солунского. Фото: travel-hystory.com
Даже вход у него необычный – это туннель под железной дорогой. Подобно порталу переносит путника из промзоны Инкермана на территорию покоя и божественной благодати. Железная дорога проходит в непосредственной близости от монастырского комплекса.
В монастыре находится пять действующих храмов: три пещерных – в честь священномученика Климента, святителя Мартина Исповедника, святого апостола Андрея Первозванного – и два наземных – Святой Троицы и великомученика Пантелеймона Целителя; братский корпус, разные хозяйственные и подсобные помещения, монастырское кладбище, святой источник, который в настоящее время не действует.
Фото: travel-hystory.com
По преданию этот источник был обнаружен Святым Климентом. Источник был поврежден при разработке соседнего карьера по добыче известняка в последние десятилетия ХХ века. В результате вода стала поступать в карьер, образовав озеро.
С момента основания монастырь просуществовал до захвата турками Крыма в 1475 году. Спустя несколько веков забвения снова возродился после присоединения Крыма к России.
Озеро в бывшем карьере. Фото: travel-hystory.com
Инкерманская киновия (монашеская коммуна) во имя святого священномученика Климента была основана в 1850 году. В 1852 году был освящен главный храм монастыря – пещерный храм в честь Святого Климента. В Средневековье он был посвящен Георгию Победоносцу.
Второй из действующих пещерных храмов был освящен в честь святителя Мартина Исповедника в 1867 году. Святой Мартин – еще один Римский папа, сосланный в 655 году в Херсонес и нашедший здесь последнее пристанище.
Фото: travel-hystory.com
Третий храм освящен в честь святого апостола Андрея Первозванного в 1900 году. Считается самым древним из пещерных храмов монастыря. Апостол Андрей также имеет отношение к Древнему Херсонесу. По преданию в 60-х годах I века он прошел всю Таврию с проповедью Евангелия и обратил в христианскую веру много язычников, в том числе херсонеситов.
Три пещерных храма объединены общим входом с лестницей, ведущей в общий коридор. Несмотря на то, что это все-таки пещерные помещения, в храмах светло благодаря нескольким окнам и балконным дверям, вырубленным в правой стене коридора. Поднявшись по лестнице, слева мы увидели костницу.
Фото: on-the-road.ru
Это небольшой склеп с несколькими рядами черепов за стеклом, на котором написано: «Мы были такими, как вы. Вы будете такими, как мы». Очень впечатляет, представляю, какие ощущения испытывают посетители Костницы в чешской Кутной Горе.
Два наземных храма монастыря расположены за пределами внутреннего дворика. Церковь во имя Святой Троицы была освящена в 1867 году. В храме находится главная святыня монастыря – частица мощей Святого Климента.
Мощи священномученика Климента в храме Святой Троицы в инкерманском монастыре. Фото: unitedeuropeanchristendom.com
Второй храм частично наземный, т. к. его алтарная часть вырублена в скале. Современное здание было построено несколько лет назад и воссоздает возведенный в 1895 году храм в память спасения императорской семьи в железнодорожной катастрофе возле станции Борки осенью 1888 года. Храм был разрушен во время Великой Отечественной войны.
Был в монастыре еще один наземный храм – в честь Святого Николая Чудотворца, построенный в 1905 году на плато в окружении развалин древней крепости Каламита.
Здание храма очень пострадало при землетрясении 1927 года и от боевых действий, и после войны было разобрано. На плато остались только развалины крепости, куда мы и направились.
Пройдя под аркой, можно попасть на монастырское кладбище. Оттуда идет тропинка к крепости Каламита.
Как добраться
Город Инкерман находится в черте города Севастополя. Он является его спутником и расположен в самом начале Южной бухты, там, где река Чёрная впадает в Чёрное море. Добраться сюда всегда было непросто, однако сейчас с транспортом стало лучше.
Есть несколько способов приехать в Инкерман из Севастополя:
Материал подготовила Елена Озаренко из открытых источников интернет и по информации Истории наших путешествий
«Мы забыли, что Крещение Руси шло под покровом святого Климента»
Беседа с ктитором Инкерманского монастыря о том, кем был для Руси священномученик Климент
Вадим Прокопенков – ктитор Свято-Климентовского мужского монастыря в Инкермане, председатель Севастопольской региональной общественной организации «Наследие святого Климента Римского». О священномученике Клименте – апостоле от семидесяти и папе Римском, – его чудесах, почитании на Руси в прошлом и настоящем, о том, какое отношение этот Римский святитель имеет к богослужению на славянском языке, об обретенных мощах и потерянных святынях Севастополя – наша беседа с Вадимом Прокопенковым.
– Священномученик Климент был одним из первых христианских проповедников в современных русских землях. Что известно о его пребывании в Херсонесе?
– Святой Климент Римский был сослан в Крым – в северную часть Римской империи. Историки, с которыми мы часто общаемся, высказывают различные, порой весьма скептические, мнения о точном месте его ссылки. И это понятно: речь идет о I веке.
– То есть доподлинно не знают, где отбывал каторгу святой Климент?
– В некоторых источниках говорится, что он добывал мрамор в каменоломнях, а его залежи есть в окрестностях Балаклавы. Но мы не исключаем его пребывание в Инкермане – в инкерманских каменоломнях. Потому что издревле именно там добывали камень, хотя он и был мягкий, не очень прочный. Тем не менее, мы соотносим место каторги святителя Климента с древней Инкерманской долиной и пещерными комплексами.
– Каким был Херсонес в I веке?
– Херсонес, основанный переселенцами-греками в V в. до Р.Х., был языческим городом. Вокруг была дикая местность, шли войны со скифами.
Это сегодня для нас Крым – курорт, море, солнце. Но тогда это было место ссылки непокорных и неудобных
Но, прибыв сюда, Климент Римский обнаружил здесь христиан – тех, кто за свои убеждения был сослан, как и он, на каторгу. Это сегодня для нас Крым – курорт, море, солнце. Но тогда это было место ссылки непокорных и неудобных императорской римской власти.
– В этих местах ведь проповедовал и апостол Андрей Первозванный…
– Да. И хорошо, что вы вспомнили об апостоле Андрее Первозванном – первом апостоле от двенадцати. Апостол Андрей пришел именно сюда, на землю Херсонеса – Корсуни, примерно в 50–60-е годы от Р.Х. Климент Римский прибыл в 80-е годы – буквально через два десятилетия после проповеди апостола Андрея. Семена христианства здесь были уже посеяны, и, по Промыслу Божию, священномученик Климент был послан именно сюда не случайно. Ведь он многократно умножил число христиан, обратив ко Христу многих и многих. В его житии написано, что он крестил до 500 человек в день, устроил около 75 церквей. Эта цифра – 75 церквей – некоторых смущает. Но ведь речь идет, скорее всего, не о построенных церквях, а о приходах, возможно – и о небольших пещерных комплексах, которые использовались для богослужений. В Инкерманской долине очень много подобных пещер, в которые позже – уже в VIII веке – прибыли монахи из Византии, бежавшие от иконоборчества.
– А есть места и храмы, о которых точно можно сказать, что да, здесь молился священномученик Климент?
– Думаю, что это все-таки вопрос веры. Единственное место, которое традиция напрямую связывает с Климентом Римским, – это Инкерманский пещерный монастырь, где сохранились три удивительных пещерных храма. Они очень древние. Первый – во имя апостола Андрея Первозванного. Именно он, по преданию, был вырублен руками Климента. Храм очень маленький, буквально два на три метра. Очень трогательный. Дальше в скале есть кельи монахов, которые с первых веков христианства закрывались в них, чтобы подвизаться в отшельничестве. Второй храм – во имя Мартина Исповедника: он был освящен так уже позже. Ну и, конечно, храм во имя самого священномученика Климента.
Рядом есть озеро святого Климента и источник. Удивительна история этого озера – кстати, есть документальный фильм «Озеро святого Климента», интересный и познавательный.
– А что это за история?
Стояла такая задача – весь камень из скалы выбрать и стереть с лица земли пещерный монастырь
– Когда святой Климент прибыл на каторгу, то главной проблемой для тех, кто страдал и трудился здесь, была вода. И святитель, видя мученичество многих ссыльных каторжан – и язычников, и христиан, – открыл источник. Ему явился Агнец Божий и стукнул копытом именно там, где должна быть вода. Этот святой источник существовал на протяжении веков – вплоть до нашего времени. В 1960-х годах Инкерманское управление по добыче камня начало разрабатывать в этих местах карьер – выбирать огромные пласты, продвигаясь в сторону Свято-Климентовской обители. Даже поговаривают о том, что стояла такая задача – потихоньку всю скалу выбрать и стереть с лица земли монастырь. И вот рабочие, начав приближаться к пещерным храмам, случайно перебили жилу источника святого Климента, так что буквально за одну ночь карьер был затоплен – образовалось озеро, на дне которого так и осталась техника. Жертв не было, но разработка камня остановилась. Получается, что источник спас эти древнейшие пещерные храмы.
– Потрясающе! Святой Климент вообще связан с водой – и погиб от воды, и мощи его были обретены с помощью воды. Не могли бы вы напомнить, как это случилось?
– Как известно, священномученик Климент был утоплен в море, будучи привязанным к якорю. И в последующие семь веков в день его памяти происходило чудо: море отступало, и люди в течение целой недели могли пройти крестным ходом и поклониться его могиле – «подводной церкви» Климента Римского.
В Севастополе, кстати, есть островок в Казачьей бухте, где стоит бригада морской пехоты, – он решением органов власти официально назван в честь святого Климента. Удивительный островок, здесь археологи довольно давно уже работают. Островок совсем небольшой, на нем установлен якорь в память о священномученике. По одному из преданий, святой Климент был утоплен недалеко от этого места.
К IX веку о святом Клименте забыли. Когда в Херсонес прибыли славянские просветители Кирилл и Мефодий, они спросили у местного населения: «Где покоится священномученик Климент Римский?» – но ответа не получили. Кирилл решил разыскать мощи святого. Очень красочно говорится об этом: как Кирилл и Мефодий ночью с факелами шли к морю, как плыли на лодке, как долго молились – и вдруг открылись мощи Климента, было сияние, все косточки священномученика светились, «словно бисер», – так описывается это в известных сказаниях. Обретя мощи, Кирилл и Мефодий положили их в церкви Херсонеса. Был тогда праздник для всех жителей города. Это произошло в 861 году.
Позже, в 867 году, с частью мощей священномученика они прибыли в Рим. И папа Адриан II, который хотел было их казнить как еретиков за то, что они перевели Священные Книги на славянский язык, принял их. И разрешил богослужение на славянском языке!
– Потому что с ними были мощи святого Климента?
Именно благодаря мощам святого Климента происходит важнейшее событие – устанавливается богослужение на славянском языке
– Да! Сегодня очень мало людей знает об этой подробности – о том, что именно благодаря мощам святого Климента, ученика апостола Петра, происходит важнейшее историческое событие – устанавливается богослужение на славянском языке. Можно даже говорить о том, что начало нашего духовно-исторического кода оттуда. А об этом событии ничего нет – ни картин, ни гравюр. Наверное, пора придать ему соответствующее значение. Мы хотели бы, если появится финансовая возможность, сделать фильм о святом Клименте.
– Почему священномученика Климента очень почитали в Древней Руси?
– Фактически крещение князя Владимира и его дружины в 988 году в Корсуни происходило на мощах святого Климента. Более того: князь взял мощи святого Климента – его честную главу (большая часть ее сегодня хранится в Киево-Печерской Лавре) – и привез их в Киев. Так что первая святыня на Руси – это мощи священномученика Климента Римского. И последующее Крещение Руси происходит под его Небесным покровом. Святого Климента называют «общерусским ангелом-хранителем», «духовным покровителем Руси». И это мощи святого еще неразделенной Церкви (разделение произойдет, как известно, позже – в 1054 году). И это на какое-то время единственные мощи на Руси! В «Слове на обновление Десятинной церкви» (1032), которая была построена в Киеве в честь Успения Пресвятой Богородицы, о Клименте говорится как о «церковном солнце». Почитали его довольно долго – но появляются наши русские святые, и понемногу почитание Климента угасает.
– Где можно поклониться священномученику Клименту сегодня?
– В первую очередь в обители Климента – Инкерманском пещерном монастыре в Севастополе. Замечательный храм отреставрирован в Москве в Климентовском переулке. Ну и, конечно, в базилике Климента Римского в Риме.
– Какое значение святой мученик Климент имеет для Херсонеса и в целом для России?
– Огромное значение, и сегодня мы, как мне кажется, стоим только в начале пути по изучению его наследия. За последние два-три года мы провели много исследовательской работы. Представьте, что только в Англии более 50 церквей освящены в его честь. Больницы, клиники, колледжи, гостиницы, рестораны, даже автосервисы есть в честь святого Климента.
– Даже автосервисы посвящены святому Клименту?
– Да, на Западе такое возможно. В странах Европы есть стоматологические кабинеты в честь Климента, очень много медицинских учреждений.
– Что делает общество «Наследие святого Климента Римского» для того, чтобы память об этом столь значимом для Руси святом не затухала сегодня?
Удалось приобрести и мощи священномученика – купить.
– Купить мощи? Разве такое возможно? У частного лица или аббатства?
– У частных лиц. Покупка мощей, увы, возможная сделка. Мы приобрели их во Франции, перед этим, конечно, посоветовавшись с настоятелем Инкерманской обители. По одной из легенд, часть мощей Климента хранилась во Франции. И мы получили этот кусочек мощей, небольшой совсем, запаянный печатями сургучными. Когда связались с продавцом, спросили, почему он продает. Он объяснил: у католиков это допустимо и принято: наберите в интернет-поисковике «Купить мощи» – увидите сами.
Мощи святого Климента – редкость, поэтому мы их приобрели. Но главное – чтобы не допустить их поругания. Конечно, в глубине души всё восстает против торговли святынями. И стыдно, когда мощи святого – тем более такого святого – продаются. Но повторю: мы их приобрели, чтобы уберечь от поругания.
– Это благородно. Вы упомянули о выставке. А какова ее цель?
– Такая выставка очень важна для Севастополя. Ведь этот город – особенный. Это город с коммунистическим прошлым, здесь очень много отставных военных, которые не интересовались христианством и мало что знают о нем. Хотя греческий перевод названия города – Севастополь – «город священный, достойный поклонения».
У многих горожан укрепилось представление, что поклоняться нужно героическим страницам истории Севастополя – обороне в Крымскую войну, в Великую Отечественную. Это очень важно, конечно, но… Никто не задается вопросом: а почему Екатерина Великая именно так назвала город? Да потому что священный и достойный поклонения великим христианским святыням, которые здесь были, великим событиям первых веков христианства. Апостольская кафедра здесь была заложена Климентом Римским в I веке! А сколько здесь было чудесных явлений святого Георгия!
Сейчас на месте некрополя святых – неухоженная территория. А ведь это важнейший объект для паломничества!
Поэтому мы и организовали выставку. Одна из ее целей – привлечь внимание горожан и молодежи к этим страницам истории города, чтобы люди задались вопросом: «Ого! А что, в Севастополе есть некрополь святых?» А это там, где был погребен 74-й папа Римский Мартин Исповедник – в храме Богородицы Влахернской, увы, разрушенном. Сейчас на месте некрополя святых – неухоженная территория. А ведь это важнейший объект для паломничества, для историко-культурного туризма. В нашем городе есть храмы V века с монограммой Христа! А они сегодня заброшены и забыты.
Еще в XIII веке путешественники называли Херсонес Климентовым градом. Почитание Климента здесь сохранялось, потому что семь с половиной веков «чуда Моисеева», когда «море отходило», отложилось в памяти людей. Нам надо восстановить это почитание, эту историческую память.