свято кирилловский монастырь вологодская область
Кирилло-Белозерский мужской монастырь
Кири́лло-Белозе́рский монастырь (также Кириллов монастырь) — мужской монастырь Вологодской епархии Русской православной церкви, расположенный на берегу Сиверского озера в черте города Кириллов Вологодской области, который вырос из слободы при монастыре. В XV—XVII веках — один из крупнейших и богатейших монастырей России, центр духовной жизни Русского Севера. С 1924 года — историко-архитектурный и художественный музей-заповедник.
Содержание
История [ править ]
Монастырь основан в 1397 году прп. Кириллом Белозерским.
В 1447 году монастырь посетил великий князь Василий Васильевич, находившийся до того в ссылке в Вологде. Кирилловский игумен Трифон освободил его от крестного целования не претендовать вновь на московский престол. Обитель рано стала одним из важнейших книжных центров России. К концу XV в. здесь хранилось 210 рукописей.
Белозерские земли первоначально относились к Ростовской епархии. Первой каменной постройкой монастыря был возведенный в 1497 г. артелью ростовских мастеров Успенский собор. В XVI веке рядом с большим Успенский монастырём появился малый Ивановский монастырь.
Многие из сохранившихся храмов были отстроены в камне на исходе правления Василия III. В 1528 году этот правитель приехал в Кирилловский монастырь с княгиней Еленой Глинской молиться о даровании наследника. Последовавшее за этим рождение сына — будущего царя Ивана Грозного — в глазах современников связывалось с заступничеством преподобного Кирилла Белозерского. Иван Васильевич на протяжении всей своей жизни питал к Кириллову монастырю особое пристрастие, считая себя обязанным ему своим рождением. Перед смертью, принимая схиму, первый русский царь, как и его отец, стал пострижником Кирилло-Белозерского монастыря.
В 1600 году была построена первая крепостная каменная ограда с 8 башнями. Внутри стен стояло 9 каменных церквей, колокольня. Кельи и прочие некультовые постройки были деревянными. В 1604 г. священник вологодского Софийского собора Анисим Самсонов написал 20 образов Божией Матери и 20 образов прп. Кирилла Белозерского для Кириллова Белозерского монастыря.
В Смутное время монастырь выдержал в 1612—13 гг. осаду и отбил (до 1616) несколько нападений войск польских и литовских интервентов. Во время штурма был убит командовавший осаждавшими польский полковник Песоцкий.
После этих событий русское правительство осознало важное фортификационное значение обители. В 1654—80 были построены новые каменные стены монастыря, дошедшие до нашего времени, и монастырь стал одной из самых больших и могучих крепостей в России.
Патриарх Никон был сослан сюда в 1676 г. после смерти царя Алексея Михайловича и провел здесь последние 5 лет своей жизни. Он умер по дороге из монастыря в Москву.
В сентябре 1918 года большевиками был расстрелян настоятель монастыря Варсонофий (Лебедев), епископ Кирилловский.
В 1998 г. в обители возобновилась монашеская жизнь.
Современное состояние [ править ]
Монастырь ныне сосуществует с музеем, из храмов действуют Сергиевский (только летом) и Кирилловский (круглый год). Места для приема и размещения большого количества паломников в монастыре пока нет. Одной из новых традиций обители стал ежегодный крестный ход 15 сентября к месту расстрела в 1918 году епископа Варсонофия Кирилловского и игумении Серафимы Ферапонтовской, где сейчас установлен памятный крест и заложена часовня.
При монастыре работает воскресная школа для детей. Занятия проводятся по воскресеньям в 12 часов в отдельном помещении.
Храмы [ править ]
Успенский собор [ править ]
Успенский собор является выдающимся памятником художественной культуры Древней Руси, вернее, целым комплексом памятников, сложившимся в течение веков. В истории архитектуры Успенский собор занимает видное место, входя вместе с соборами Спасо-Каменного и Ферапонтова монастырей в группу первых каменных построек Белозерского края, положивших начало монументальному строительству на русском Севере.
Храм преподобного Кирилла Белозерского [ править ]
По летописным данным кирпичный храм над гробницей основателя монастыря впервые построен в 1585-1587 гг. Сопоставление сведений монастырских описей XVI-XVIII вв. c материалами, полученными при натурном обследовании Успенского собора, позволяет с известной полнотой представить древний облик несохранившейся постройки.
Часовня и крест преподобного Кирилла [ править ]
Часовня и крест преподобного Кирилла – место, откуда начал своё бытие Кирилло-Белозерский монастырь. Согласно Житию преподобного Кирилла, составленному Пахомием Сербом (Логофетом) со слов «самовидцев», основатель, придя на холм на берегу Сиверского озера, первым делом «водрузил крест» на месте, указанном Пречистой Богородицей.
Церковь преподобного Сергия Радонежского с трапезной палатой [ править ]
Церковь Ризоположения [ править ]
Церковь Ризоположения была перевезена из села Бородава в 1957 году на территорию Кирилло–Белозерского монастыря. Это самый старый точно датированный сохранившийся памятник русского деревянного зодчества.
Церковь Преображения Господня с водяными вратами [ править ]
Водяные врата с надвратной церковью Преображения Господня являются одним из самых запоминающихся архитектурных памятников при посещении Кирилло–Белозерского монастыря. П.И. Челищев в своем «Путешествии по северу России» (1791 год) пишет о церкви «Преображенская на воротах: настоящий престол Преображению Господню, придельные – Николаю Чудотворцу и мученицы Ирины».
Церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи с приделом преподобного Кирилла Белозерского [ править ]
Церковь преподобного Иоанна Лествичника [ править ]
Церковь прп. Иоанна Лествичника над Святыми вратами сооружена в 1569-1572 годах на вклад царевичей Ивана и Федора – сыновей Ивана Грозного царевичей. Поэтому ее главный престол и придел были освящены во имя тезоименитых царевичам святых прп. Иоанна Лествичника и вмч. Феодора Стратилата.
Церковь преподобного Евфимия Великого [ править ]
Больничная церковь преподобного Евфимия Великого была построена в 1653 году. Это одна из ранних больничных церквей, появляющихся в русских православных монастырях только с середины XVII века.
Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы с трапезной палатой [ править ]
Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы с трапезной палатой была возведена в 1519 году на месте деревянной монастырской трапезной, возникшей у юго-западного угла Успенского собора. Одностолпная трапезная палата, перекрытая сводом с распалубками, с примыкающим с запада объемом келарской, являлась одной из крупнейших для своего времени.
Церковь Архангела Гавриила [ править ]
Церковь Архангела Гавриила была построена в 1531-1534 гг. по велению и на вклад великого князя Василия III, по случаю рождения у него наследника Ивана IV. По мнению исследователя памятника С.С. Подъяпольского, здание было построено артелью, возглавлявшейся, вероятно, ростовским мастером.
Святые [ править ]
Святыни [ править ]
В храме преподобного Кирилла под спудом почивают мощи преподобного основателя обители.
На месте первого поселения преподобного поставлены каменные сени, в которых находится деревянная часовня, рубленая, по преданию, самим преподобным Кириллом и крест, водруженный им при поселении.
Возле алтаря Успенского собора погребён выдающийся настоятель обители XIX века – преподобный Иаков Кирилловский. На месте захоронения установлен мраморный памятник.
В 6 км от монастыря, на горе Мауре, где преподобный Кирилл узнал место для поселения, указанное в видении Богородицей, поставлен поклонный крест.
В 20-ти минутах ходьбы от монастыря, по адресу: ул. Строителей, д. 56 а на г. Золотуха находится часовня Новомучеников Кирилловских, сооружённая на месте их расстрела.
Престольные праздники [ править ]
Как добраться [ править ]
Адрес: 161100 Вологодская обл., г. Кириллов, Кирилло-Белозерский монастырь.
Проезд: Добраться до Кириллова можно либо через Вологду, либо через Череповец.
Для получения полной информации о рейсах из Вологды до Кириллова звоните на автовокзал Вологды по телефону +7(8172) 75-04-52, 75-92-13; о рейсах из Череповца до Кириллова на автовокзал Череповца по телефону +7(8202) 55-51-33, 67-26-24.
Паломнику [ править ]
Для паломников возможно размещение групп до 6 человек в странноприимном доме. Также можно заказать экскурсию по территории малого Иоанновского монастыря.
Литургия служится в субботы, воскресенья и праздничные дни. В среднем за неделю служится 3-4 Литургии. Вечером богослужение начинается всегда в 17 ч. 00 мин. Утром, если накануне было Всенощное бдение, Литургия начинается в 9 ч. 00 мин, в другие дни Литургия начинается в 8 ч. 00 мин.
Фото [ править ]
Церковь прп. Евфимия. Фото С.М. Прокудина-Горского 1909 г.
Новый город. Стены и Белозерская башня. Фото 1960-х гг.
Храм преподобного Кирилла Белозерского
Церковь преподобного Сергия Радонежского с трапезной палатой
Часовня и крест преподобного Кирилла
Церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи с приделом преподобного Кирилла Белозерского
Церковь преподобного Иоанна Лествичника
Церковь преподобного Евфимия Великого
Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы с трапезной палатой
· КИРИЛЛО-БЕЛОЗЕРСКИЙ МОНАСТЫРЬ ·
· КИРИЛЛО-БЕЛОЗЕРСКИЙ МУЖСКОЙ ЕПАРХИАЛЬНЫЙ МОНАСТЫРЬ ·
۩ г. Кириллов
☦ Вологодская епархия
☦ Русская Православная Церковь (Московский Патриархат)
Показать полностью.
• Настоятель:
священно-архимандрит
Митрополит Вологодский и Кирилловский
+ Савва (Михеев).
Наши каналы в Яндекс►Мессенджер:
◪ Кирилло-Белозерский монастырь:
https://clck.ru/PWJuV
◪ Библия в повседневной речи:
https://clck.ru/QRDSD
☎
8 (81757) 3 24 49 (секретарь)
8 (81757) 3 16 37
Православная религиозная организация
✙ Кирилло-Белозерский мужской епархиальный монастырь ✙
г. Кириллова, Вологодской области
Вологодской епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)
(наименование организации писать полностью)
инн 3511003906
КПП 351101001
р/сч. 40703810535340000005
БИК 044030910
кор/сч. 30101810900000000910
Санкт-Петербургский РФ АО «Россельхозбанк» г. Санкт-Петербург
ОГРН 1023500004373
ОКОГУ 62000
ОКПО 47876656
ОКАТО 19228501000
ОКВЭД 91.31
ОКФС 54
ОКОПФ 83
· КИРИЛЛО-БЕЛОЗЕРСКИЙ МОНАСТЫРЬ · запись закреплена
. ๑۩۩๑✧ СЕВЕРНАЯ ФИВАИДА ✧๑۩۩๑. *
НАШ МОНАСТЫРЬ ОТКРЫТ ЕЖЕДНЕВНО
для душеполезного посещения,
с 7:00 до 20:00
Показать полностью.
Круг суточного богослужения в монастыре, совершается согласно расписанию.
БРАТЬЯ И СЕСТРЫ!
Жизнедеятельность монастыря (продукты, вода, свет)
осуществляется, благодаря вашим пожертвованиям
на свечи, утварь, требы.
Мы будем благодарны за любую посильную помощь.
Ибо «всякое даяние благо и всяк дар совершен свыше есть,
сходяй от Отца светов…»
закат в Кирилло-Белозерском монастыре;
фото братии
· КИРИЛЛО-БЕЛОЗЕРСКИЙ МОНАСТЫРЬ · запись закреплена
ДИМИТРИЕВСКАЯ РОДИТЕЛЬСКАЯ СУББОТА –
ближайшая суббота перед днем памяти
св. великомученика Димитрия Солунского (8 ноября (26 окт. ст.).
Установлена после битвы на Куликовом поле.
Показать полностью.
Первоначально поминовение совершалось по воинам, павшим в этом сражении.
Постепенно Димитриевская суббота стала днем заупокойного поминовения всех усопших православных христиан.
Для церковного поминовения на парастас и отдельно на литургию, готовятся записки с поминовением усопших.
В записке крупным РАЗБОРЧИВЫМ почерком пишутся имена поминаемых в родительном падеже («кого? – Михаила, Анны…»)
Если нет возможности в эти дни посетить храм или кладбище, нужно помолиться об упокоении почивших в домашней молитве.
Вообще, Церковь заповедует нам
не только в особые дни поминовения, но каждый день молиться об усопших родителях, сродниках, знаемых и благодетелях.
Для этого в число ежедневных утренних молитв включена следующая краткая молитва:
«Упокой, Господи, души усопших раб Твоих:
родителей моих, сродников, благодетелей
(имена их) и всех православных христиан,
и прости им вся согрешения вольная и невольная,
и даруй им Царствие Небесное».
НЕОБХОДИМО ПОМНИТЬ, что молитва за усопших – это наша главная и неоценимая помощь отшедшим в мир иной.
Покойник не оценит, ни красоту гроба, ни оригинальность памятника, ни богатство поминального стола – это дань традиции и тщеславию, пока ещё, пребывающих тут.
Но вечно живая душа умершего испытывает великую потребность в постоянной молитве, ибо не может сама творить добрых дел, которыми была бы в состоянии умилостивить Господа.
ПОМОЛИМСЯ О НАШИХ УСОПШИХ…
_
Кирилло-Белозерский монастырь;
фото братии
· КИРИЛЛО-БЕЛОЗЕРСКИЙ МОНАСТЫРЬ · запись закреплена
В Смутное время (1598 – 1613 гг.) страна, изнутри раздираемая гражданской войной, подвергалась нападению врага внешнего.
В 1610 году польско-литовские войска, обманным путём заняли Москву.
Захватчики глумились над православной верой, грабили и жгли храмы, города и села.
По призыву святейшего патриарха Ермогена русский народ встал на защиту Родины.
Показать полностью.
В Нижнем Новгороде формируется ополчение под руководством князя Димитрия Пожарского и Кузьмы Минина и начинает продвигаться к Москве.
В Ярославле к ополчению присоединяются казанцы, со списком Казанской иконы Божией Матери.
С этого момента Пресвятая Богородица становится во главе ополчения, в качестве духовной вдохновительницы народа.
Накануне штурма Кремля участники ополчения держат трехдневный пост и молятся перед Казанским образом Богородицы.
В ночь перед штурмом архиепископу Арсению Элассонскому, главе московского православного духовенства, случилось явление преподобного Сергия Радонежского.
По преданию, прп. Сергий сказал следующее:
«Арсений, наши молитвы услышаны;
предстательством Богородицы суд Божий об Отечестве преложен на милость;
заутра Москва будет в руках осаждающих, и Россия спасена».
На следующее утро, 22 октября 1612, русские войска штурмом взяли Китай-город (граничащий с Кремлём), а затем освободили весь Кремль.
Три дня спустя ополченцы прошли в Кремль крестным ходом, неся впереди Казанскую икону Божией Матери – Заступницы Русской земли.
фрагмент картины Э. Лисснера
«Изгнание поляков из кремля в 1612 г.»
а у многих до сих пор 17 век в головах
· КИРИЛЛО-БЕЛОЗЕРСКИЙ МОНАСТЫРЬ · запись закреплена
КОГДА НАСТУПИТ ВЕЧЕР?
Церковный день начинается с вечера, точнее, с вечернего богослужения, которое относится уже к следующему дню.
Такой порядок отсчета происходит от, описанных в книге Бытия,
Показать полностью.
дней творения:
«И бысть вечеръ, и бысть утро, день единъ.» (Быт.1:5).
В древности суточные службы соответствовали времени суток,
день считался начавшимся с появления на небе третьей звезды.
Но, при этом,
все посты начинаются с 00.00 часов и заканчиваются в 24.00 часа.
Например, еженедельный пост среды начинается не с вечера вторника, а с 00.00 часов среды и заканчивается в 24.00 часа.
Однако, поскольку многодневные посты оканчиваются праздничной литургией, к трапезе принято приступать только по окончании литургии, даже если Вы в этот день по каким-то причинам не причащаетесь.
Тропари же, читаются с вечера, накануне праздника, во время вечернего богослужения.
Новая седмица начинается с понедельника.
Например, первая седмица Великого поста начинается не в Прощенное воскресенье, а в 00.00 часов понедельника.
В новозаветной Церкви отсчет суток с вечера имеет значения только для богослужения.
Вне богослужения Церковь использует греческий способ исчисления суток – с полуночи до полуночи.
Кирилло-Белозерский монастырь;
фото братии
· КИРИЛЛО-БЕЛОЗЕРСКИЙ МОНАСТЫРЬ · запись закреплена
ОДНАЖДЫ, КОРАБЛЬ попадает в сильный шторм.
Пассажиры в страхе. Одни паникуют, другие начинают вспоминать богов и силы, о которых что-то когда-то знали, и наспех сочинять заклинания.
Православные листают молитвословы, вместе читают 50-й и 90-й псалмы.
Нам трудно представить, что повседневная жизнь и молитва – это НЕ параллельные миры, что можно занимаясь обычным будничным делом, спокойно хранить в себе её, молитву, тихую и неспешную.
В большинстве своём, мы думаем, что молитва – это определённый порядок действий: чтоб помолиться, надо пойти в храм, перецеловать, потыкаться лбом, погладить рукой все доступные иконы, в церемонном поклоне, для чего-то, пощупать пол, то есть – «отработать» свой личный «молитвенный» алгоритм.
Мы думаем, жить вместе молитвой можно где-нибудь в лесу, в горах, в монастыре или на острове Афон. Что это образ жизни людей «других», особенных.
Но апостол Павел говорит ВСЕМ христианам: «непрестанно молитесь, за всё благодарите!»
Возникает вопрос: как же тогда делами заниматься?!
Молитва — не обязательное произнесение «нужных» слов и предложений — такое понимание слишком узко.
Молитва — это определённое состояние человека, обращённого к Богу.
Когда мы любим кого-то, мы, чтобы любовь эту в себе «прочувствовать», не замираем в определённых позах и не твердим ежесекундно в своих мыслях: « я тебя люблю, я тебя люблю, я тебя люблю». Мы чувствуем свою любовь и «держим» рядом любимого человека.
Подумаем об этом.
_
по проповеди о. Павла (Великанова)
у раки прп. Кирилла,
Кирилло-Белозерский монастырь;
фото братии