свято иверский храм теплое
Свято иверский храм теплое
Св. Иверскому храму требуется постоянный спонсор для реставрационных и восстановительных работ. Храм расположен вблизи трассы федерального значения соединяющей Симферопольскую и трассу Москва-Дон. Храм находится в Тульской обл. Тепло-Огаревский р-он., пгт. Тёплое, ул.Фролова д.20а.Храм относится к Плавскому Благочинию Белевской и Алексинской Епархии Тульской Митрополии.
Храм состоит в реестре регионального значения памятника архитектуры 19 в. Строительство храма связано с известной тульской фамилией Смидович. Церковь построил дядя известного Тульского доктора В.И. Смидович, Викентий Михайлович Смидович. Храм ведет активную работу по духовно-нравственному воспитанию детей и молодежи.
С 1999 года при храме действует Воскресная школа для детей. Также действует Воскресная школа для взрослых (Родительский всеобуч) в последнее воскресение каждого месяца.
Действует Православная библиотека для всех желающих. Ведется краеведческая работа.
Храм занимает активную позицию в жизни и деятельности района.
Реквизиты Храма:
Получатель платежа: Местная религиозная организация православный
Приход Свято-Иверского храма пос. Теплое Тульской области
Белевской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)
301900 Тульская область, пос. Теплое ул. Фролова, 20а,
тел: (48755) 22-5-98
Банк: Отделение № 8604 Сбербанка России г. Тула
Адрес банка: ул.Комсомольская, д.6, пос.Теплое, Тепло-Огаревского района, Тульской области
Расчетный счет: 40703810666120120043
Корреспондентский счет: 30101810300000000608
БИК: 047003608 ИНН: 7134002651КПП: 713401001
Свято-Иверский храм
Памятник архитектуры регионального значения 19в.
Требуется реставрация купола (карнизы и др.)
Внутреннее состояние храма
Свято иверский храм теплое
Каменный храм в честь Иверской иконы Божьей Матери с приделом во имя Свтятителя и Чудотворца Николая построен в 1874 г. на средства прихожан. Церковь отстроена тщанием штабс-капитана СМИДОВИЧА Викентия Михаиловича (сведения из прошения храмостроителя епископу Тульскому и Белевскому Никандру о разрешении на постройку), имеются сведения о выдаче храмозданной грамоты, приходо-расходной и сборной книг, расписки жителей близлежащих населенных пунктов о согласии стать прихожанами новой церкви и оказать посильную помощь – от 21.07.1865 г.(Архив храма)
В 1874 г. храм вчерне был закончен и осмотрен тульским архитектором БОЧАРНИКОВЫМ Александром. Приделы освящены: в 1875 г. – во имя Свт. Николая, в 1881 г. – во имя иконы Иверской Божией Матери, в 1900 г. – во имя Всех Святых.
Открыто ЦП Попечительство в 1897 г., председателем оного состоял местный прихожанин чернский мещанин БУРЦЕВ Михаил Александрович.Средства за 1900 г.в сумме 180 руб.из-расходованы: 150 руб.отчислены на устройство ограды вокруг церкви, а 30 руб.розданы на пособие бедным к празднику Рождества Христова и погорельцам.
Земли при храме было 36 десятин.
В приход храма в 1895 г. кроме села входили: д. Марьино (в 2 верстах) и д. Хомутовка (в 1 версте), сельцо Малая и сельцо Большая Красавка (в 6 верстах), сельцо Озерна (в 4 верстах), сельцо Петровский Хутор (в 4 верстах) с общим
населением 7 человек.
В 1913 г.общая численность прихожан составляла 2446 человек, в самом с.Теплое проживало 702 человека.В селе была земская двухкомплектная школа.В 1892 г.в деревнях Хомутовка и Марьино были открыты школы грамоты, а в 1893 г.такая же школа была открыта в сельце Озерна с самостоятельным помещением.В начале XX в.церковь была великолепным созданием архитектуры и внутреннего убранства.При церкви имелся хор.в котором пели селяне».(Архив храма)
У Свято-Иверского храма имеются захоронения.
По данным метрической книги областного архива за 1876 г. в селе Теплое 10 июня умер Штабc капитан Викентий Михайлович Смидович(1793 – 10.06.1876). Он был погребен 12 нюня в подземельном склепе в приделе Свт.Николая
под Иверским храмом по особому разрешению Его Высокопреосвященства.
По данным областного архива с южной стороны Никольского алтаря похоронена жена Елизавета Богдановна-Смидович в девичестве Хвощинская.
Священники (годы служения)
Боженов Дмитрий (до 1870)
Пашковский Николай Сергеев (1884-1900)
Соколов Александр Афанасьев (1909-1934)
Жилин Михаил (1919)
Заведеев Александр Михайлов (1920)
Белов Михаил Георгиевич (1923-1925)
Дмитрий (Иванов) (?–†1937, расстрелян), бывший иеромонах Солотчинского монастыря Рязанской епархии, и.о. священника в с. Умчино Крапивенского уезда (26.07.1924), определен на священническое место в с. Бортное Чернского уезда (1925), иеромонах Иверской церкви с. Теплое (1936–1937). Награды: наперсный золотой крест (13.04.1925).
Рубан Яков Димитриевич (1936-1937)
Макашов Михаил Семенович(1993)
Горюнов Сергий Иванович (1993)
Миронюк Ярослав Васильевич (1993-1994)
Жебелев Виктор Анатольевич (с 1995)
Дудин Валентин Иванович (с 1995)
Диаконы
Боженов Дмтрий (до 1870)
Соколов Афанасий Павлов (1910-1919)
Соколов Александр (1919)
Дьячки, псаломщики
Казанский Николай (1870)
Жилин Тимофей Никитич (1873-1900)
Шелудяков Никита Феоктистов (1910-1918)
Пантелеев Иван (1918-1919)
Степушкин Тимофей (1919-1920)
Смирнов А.Ю.псаломщик.(с 1995 –по н.в.)
Певчие
Кузнецова Екатерина (ранее 1917)
регент Захаров Григорий (ранее 1917)
Захарова Вера( ранее 1917) (Отец и мать старейшей Теплинской учительницы Натальи Григорьевны Евглевской. Которые были в тесной дружбе с семьей отца Александра Соколова).
Свято иверский храм теплое
О Евгении Евтушенко вспоминает протоиерей Валентин Дудин, настоятель Свято-Иверского храма в поселке Теплое Тепло-Огаревского района Тульской области.
Я – настоятель «Нюрина храма», как называл его сам поэт. У него есть стихотворение, посвященное памяти Анны Никитичны Маркиной, его няни, и в нем он пишет: «Спасибо моей няне Нюре за то, что я в литературе». Есть там и такие : «За полем за гречишным, мне и в Нью-Йорке слышном, на кладбище непышном, в прореженном леске, крест свежий, не понурый, над моей няней Нюрой стоит на глине бурой, не жалуясь Москве».
Его няня, Анна Никитична Маркина, воспитывавшая поэта с младенчества, вложившая в него всю себя настолько, что даже замуж не вышла, жила здесь, у нас, на Тульской земле. Здесь ее родина, здесь она прожила последние годы своей жизни. Есть в десятитомнике фотография 1932 года, где она на коленочках держит будущего поэта.
К няне он приезжал сюда и в семидесятые годы, до моего назначения настоятелем, в наш храм, и позднее. Потом, став настоятелем, я познакомился с Евгением Александровичем. Он приезжал к няне, а потом и на ее могилу, даже работая преподавателем в США. Бывая Москве, всегда находил время, чтобы выбраться, почтить память человека, столько для него сделавшего.
В том же стихотворении, посвященном Анне Никитичне Маркиной, он пишет: «За Тулой, Тулой, Тулой,
за речкой снулой-снулой
и за избой сутулой,
где больше Нюры нет,
в кирпичном сельском храме
в любой иконной раме
есть, Нюра, твой портрет.
Еще живет, не злобясь,
Мерцает Нюрин образ
сквозь образа святых.
Гречиха, ах, гречиха,
сквозь горе и сквозь лихо
ты шепчешь, но так тихо,
грех – наследить в России…
Россия – Нюрин Храм.
Последние строчки – ответ тем, кто считает, что в жизни поэт сделал что-то не так.
На критику этого большого поэта от “патриотов” я бы ответил, что Евтушенко – человек мира. Его пребывание в США – культурно-дипломатическая, духовно-нравственная миссия. Личность Евтушенко настолько многогранна, он настолько обогащал своим творчеством каждого человека – это видно особенно сейчас, по реакции людей после его ухода. Действительно, «поэт в России – больше, чем поэт».
Стихи в храме
Мы очень рады были его поддержать, когда в нашем храме он устроил авторский вечер в День славянской письменности. Ведь вся его поэзия имеет духовно-нравственные корни, у него нет не нравственных стихов.
Стоять ему на той встрече было трудно, он сидел на коляске. Вокруг собрались люди – от детей до пожилых прихожан, все внимательно слушали его, буквально – внимали. Это было настолько трогательно видеть в нашем храме.
Вообще его идея читать в храмах стихи была интересной. Он читал в Вашингтонском храме, который вмещает полторы тысячи человек. И он был полон! Несколько часов люди стояли после службы, чтобы услышать стихи поэта.
Евгений Евтушенко стремился соединить две цивилизации, две культуры – русскую и американскую. Он был миротворцем. Можно вспомнить его активную гражданскую позицию во время Карибского кризиса. А ведь Нагорная проповедь Спасителя нам говорит о том, что «Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими» (Мф. 5, 9).
Статуя Ответственности и крестное знамение
Помню его идею, которую, надеюсь, удастся реализовать уже нам. Евгений Александрович говорил: «В США есть статуя Свободы, а в России желательно поставить бы статую Ответственности».
Про отношения с Богом, про свою веру он говорил так: «Отец Валентин, поймите меня, я человек не культовый. В каком плане? Я верю в Бога, чувствую, что Он всегда со мной, вижу, как Он мне помогает, как Он меня любит… Но не могу я на виду у всех класть поклоны, постоянно осенять себя крестом». Хотя, заходя в наш храм, Евгений Александрович осенял себя крестным знамением.
В храм наш заходил Евгений Александрович, когда приезжал на могилу к своей няне. Человек он был очень общительный, и простой в общении, он не ставил никакого барьера между собой и другими, с другой стороны – его открытость была настоящей, не наигранной. Он вникал в дела, в радости и печали каждого человека, с которым он общался. Если было нужно, старался сразу же как-то подключиться, помочь. Начинал сразу же метаться в поисках вариантов – как кому позвонить, с кем связаться, чтобы помочь конкретному человеку. На его отзывчивость обращали внимание все.
Когда он приезжал к нам, мы долго пили чай, много разговаривали. О ближних, об общей истории. Когда были гонения на Церковь, няня поэта спасала в своей квартире некоторые иконы из храма, в том числе Казанской Божьей Матери, которые потом были переданы в наш храм.
В Переделкино
Как-то мы были в гостях у него дома, в Переделкино, ходили в музей Бориса Пастернака, потом зашли в музей Корнея Чуковского, и там как раз была делегация преподавателей и студентов из Москвы. Дело происходило в 2000-м году. Евгения Александровича попросили провести экскурсию. И он начал цитировать по памяти не только стихи, но и прозу – очень большими отрывками. И Чуковского, и Пастернака. Это были знакомые ему люди, корифеи, и они были примером того, как нужно относиться к своей стране, к людям.
К Пастернаку Евтушенко специально ездил, еще будучи студентом. «Для меня общение с Борисом Пастернаком было великим счастьем. Мне повезло, что я застал такого человека, такого поэта, и это во многом сформировало меня, мою гражданскую позицию, мое отношение к жизни», – говорил Евгений Александрович. Не случайно он просил в завещании похоронить его рядом с Пастернаком.
Евгений Александрович Евтушенко – человек эпохи, весь двадцатый век отразился в его стихах.
Свято иверский храм теплое
В Свято-Иверском храме поселка Теплое престольный праздник
Никто не знает, сколько поклонов, крестных знамений и человеческих обращений видит каждый день этот храм небесно-голубого цвета. Но совершенно точно, что каждый православный, проходя или проезжая мимо, остановит на нем свой взгляд.
Сегодня мы расскажем об истории Свято-Иверского храма, о том, что видели его стены за многие десятилетий.
С прошения Смидовича
История строительства Свято-Иверского храма тесно связана с именем Викентия Михайловича Смидовича – помещика, штабс-капитана, которому за отличие в военных действиях на Кавказе царь пожаловал земли Тульской губернии, в частности те, на которых расположилось позже село Теплое, именовавшееся также Смидовка – по фамилии помещика.
Именно Смидович и был инициатором создания храма. Он вложил самую большую сумму на строительство храма и организовал сбор средств по близлежащим деревням.
Строительство длиной в 30 лет
В архитектуре храма присутствовали три стиля: византийский, московский и поздний классицистический. Его внутреннее убранство поражало своей красотой. Своды были расписаны фигурами ангелов, святых, эпизодами из библейской истории.
В клировой ведомости храма записано: «В 1905 году в каменной церкви устроено центральное отопление; здание обнесено железной оградой на каменном фундаменте. В штате находились священник, диакон, псаломщик, которые проживали в домах, построенных для них на церковной усадебной земле». А земли при храме было 36 десятин. Церкви также принадлежала сторожка, на этом месте сегодня располагается крестильный дом.
Перед началом Великой Отечественной войны храм был закрыт, священник арестован. Началось разорение: исчезли кресты, пять куполов, во дворе был сожжен весь церковный архив, сбросили колокола, иконы разбили, штукатурку с ликами святых отбивали зубилом.
После войны храм тоже не служил по назначению. В 1960-е годы там было решено открыть хлебопекарню. Для этого снесли надвратную колокольню, чтобы здание не было похоже на церковь, пристроили дымоходную трубу, складские помещения.
В 1970-е годы здание храм использовалось как склад. В нем хранили соль и удобрения, что нанесло храму сильные повреждения. Пропитавшая стены соль по сей день разъедает побелку в нижней части стен внутри храма. В 80-е годы XX века в нем царило запустение.
Со временем храм и его духовная жизнь стали понемногу возрождаться.
Настоятелем церкви стал священник Александр Луганский, и храм тогда был открыт для служб.
Фактическое возрождение храма началось в 90-е годы, когда в поселок приехал молодой священнослужитель Валентин Дудин. Он является настоятелем Свято-Иверского храма более 20 лет.
В христианской церкви имеет обыкновение погребать людей у алтарной стены храма. Обычно так хоронили строителей храма и его священнослужителей. Старожилы рассказывали, что у южной стены алтаря в начале XX века был похоронен первый настоятель Свято-Иверского храма иерей Дмитрий Боженов. Он служил в только что построенном новом храме села Теплое с 1874 года. Тогда же священник крестил первого ребенка в этом храме. В усыпальнице под Никольским алтарем был похоронен помещик Викентий Смидович.
Проходят десятилетия, но Свято-Иверский храм не перестает быть оплотом православной веры в нашем районе. Сегодня при церкви работает воскресная школа для детей, где ребята знакомятся с христианской культурой, учат песнопения, участвуют в рождественских и пасхальных утренниках. Спустя годы вчерашние выпускники приводят сюда своих детей, открывая для них двери храма – центра нашей духовной жизни.
Материал подготовлен Евгенией Власовой по краеведческим материалам из личного архива протоиерея Валентина Дудина, а также районного архива.
Тёплое. Церковь Иверской иконы Божией Матери.
Карта и ближайшие объекты
Статьи
Село Теплое, расположенное на перекрестке двух больших дорог Воронежской и Ливенской, находится на возвышенном месте, не имеющем ни лесов, ни реки. От г. Тулы оно отстоит в 65 верстах, а от Крапивны в 45 верстах.
Относительно возникновения этого прихода и названия его определенных сведений нет. Приход составляют, кроме села, деревни: Хомутовка, Марьино, сельцо Озерна, сельцо Петровский хутор, сельцо Малая Красовка и Большая Красовка. Прихожан муж. пола 937 чел. и жен. пола 980 человек.
Приходский храм во имя Иверской иконы Божией Матери каменный, построен в 1874 г. иждивением прихожан и доброхотных дателей. В нем есть придел во имя св. и чудотворца Николая.
В церкви имеется выигрышный билет в 100 руб. проценты с которого и могущим последовать выигрышем она должна воспользоваться пополам с причтом. Наличный причт состоит из священника и псаломщика, которые помещаются в церковных домах. Кроме упомянутой доли в выигрышном церковно-причтовом билете, они других постоянных статей не имеют. Земли церковной 36 десятин, из которых 5,5 десятин под усадьбами и близ церкви и 30,5 десятин полевой, находящейся в 4,5 верстах от домов причта и малоурожайной по своим качествам.
В 1892 г. в деревне Хомутовке и деревне Марьине открыты школы грамоты, в 1893 г. к ним присоединилась третья школа грамоты в сельце Озерне.