свято георгиевский мужской монастырь у мыса фиолент
Свято Георгиевский мужской Монастырь на Фиоленте (Крым)
Краткая справка
История христианства на полуострове насчитывает уже не первое тысячелетие. Поэтому в Крыму так много христианских святынь древних и величественных, притягивающих многочисленных паломников и любителей истории. Одна из самых интересных из них – Георгиевский монастырь, тот, что расположился на мысе Фиолент, находящемся в Балаклавском районе Севастополя. В отличие от Керченского Катерлезского монастыря, посвященного святому Георгию, это мужской монастырь. Добраться до него нетрудно на своей машине, ориентируясь по дорожным указателям или рейсовым транспортом.
Это намоленное место посещало в свое время множество известных людей. Сохранились упоминания о побывавших там императорах Александре I, Николае I, Александре II, Александре III, Николае II. О посещавших его писателях и поэтах А.С. Пушкине, А.Н. Островском, А.С. Грибоедове, И.А. Бунине, А.П. Чехове, А.К. Толстом, И.С. Аксакове и др. Не единожды приезжавший в монастырь на Фиоленте прославленный маринист И.К. Айвазовский на многих полотнах воздал должное романтической красоте живописного мыса. И сейчас туристы спешат запечатлеть на фото прекраснейшие виды, открывающиеся на пути к монастырю и на его территории.
Как попасть в монастырь?
Для этого нужно приехать в Крым, добраться до Севастополя. Доехать в Балаклавский район. Адрес Георгиевского монастыря: г. Севастополь, а именно мыс Фиолент. Послать письмо сюда можно на абонентский ящик 80. Перед поездкой можно посетить официальный сайт обители. На своей машине можно проехать к монастырю, ориентируясь на указатели, расставленные по Фиолентовскому шоссе. С рейсового автобуса можно сойти на остановках «Царское село» или «Монастырь». Еще можно приплыть на Яшмовый пляж на катере и подняться к входу в монастырь по знаменитой лестнице, по которой обычно спускаются к Яшмовому пляжу. Когда-то она тоже входила в комплекс Георгиевского монастыря и была построена его иноками. В ту пору она была длиннее и насчитывала 1000 ступеней.
Легенда об основании святыни
Устные предания, передававшиеся в течение многих веков, относят основание православного монастыря к далекому 891 году. В средневековых летописях Генуэзской Республики можно встретить первые упоминания этой обители. Согласно легенде, тогда, в 9 веке, греческие моряки угодили в сильнейший шторм у мыса Фиолент. Буря грозила расколоть утлое суденышко о твердые, острые скалы мыса.
Координаты GPS: 44.505006, 33.510202
Рыбаки взмолились святому Георгию о помощи. Молитва была услышана, на отдельно стоящей в море островной скале неожиданно возникла фигура святого и шторм утих. Потом на плоской вершине скалы была найдена икона, изображавшая святого Георгия. На том месте впоследствии в ознаменование чуда был установлен высокий крест. Саму скалу позже стали называть Скалой Явления или Крестовой скалой.
В честь своего чудесного спасения моряки основали на, или скорее, в прибрежной скале монастырь и посвятили его спасшему их святому Георгию. Туда в храм-пещеру на мыс и отнесли чудом обретенную икону. Пещерные церкви древней обители можно посетить и сейчас.
Монастырь сохранился и при турках, захвативших полуостров в 1475 году, и не был по обычаю османов превращен в мечеть. В 1794 году, с приходом в Крым России, мужская обитель перешла под управление Синода РПЦ. В советское время деятельность монастыря была прекращена. С 1991 года он снова стал действующим. Сейчас кропотливое восстановление древней святыни идет по старинным документам, чтобы наиболее полно воссоздать ее утраченный облик.
Интересно! Рассказывают, что до основания христианского монастыря на этом месте было еще более древнее языческое святилище Девы – Артемиды или Дианы, которой поклонялся древний народ, живший на Крымском полуострове – тавры, а впоследствии колонисты – греки херсонеситы. Предположительно это то самое место, в которое попала знаменитая героиня античного мифа – Ифигения. А.С. Пушкин упоминал о руинах этого святилища. Он видел их во время своего южного путешествия с семейством Раевских.
Зачем едут в Георгиевский монастырь?
Посетить старинные и восстановленные храмы: часовню Иверской иконы Богородицы, храм Георгия Победоносца, древний пещерный храм, посвященный Рождеству Христову. Прикоснуться к истории обители, насчитывающей более тысячи лет. Помолиться перед старинными чудотворными иконами. Ощутить удивительную благодать, исходящую от этого места.
А еще здесь можно напиться и взять с собой святой родниковой воды из источника святого Георгия. Можно побаловать себя вкуснейшей освященной выпечкой и чаем в монастырской чайной, купить знаменитого монастырского кваса.
Интересно! Георгиевский монастырь в старину называли флотским. Его иноки служили капелланами на кораблях Российской империи. Кроме того, здесь действовал лазарет для воинов Первой мировой войны.
Монастырь во время служения
Что еще стоит посетить поблизости?
Величественная красота природы и многовековая намоленность Георгиевской обители создают удивительное ощущение благодати. Посетивший эти места никогда не забудет этого чувства. Будет вспоминать необыкновенную красоту окружающей природы, спокойствие и умиротворенность, окутывающие каждого входящего в Балаклавский Свято-георгиевский монастырь.
Как доехать в Свято-Георгиевский монастырь (+ что посмотреть)
Свято-Георгиевский монастырь — одно из самых впечатляющих мест Севастополя. Расположен на мысе Фиолент, над Яшмовым пляжем. Окружающая его территория, когда-то абсолютно дикая, превратилась в благоустроенный парк. А общественный транспорт теперь ходит так, что поездка в Геогиевский монастырь перестала быть проблемой.
Содержание:
В этой статье расскажу, как доехать до Георгиевского монастыря на общественном транспорте. Что посмотреть в новом парке и как одеться для посещения монашеской обители. Плюс особенности спуска на пляж Яшмовый (фото).
В телеграме Крым Фест (@krymfest) пишу о Севастополе и Крыме. Фестивали, экскурсии, цены. Как все увидеть и избежать скопления людей.
Как добраться
Доехать до остановки «Свято-Георгиевский монастырь» можно на автобусах — №№ 3, 35, 72 от «5 км Балаклавского шоссе». Или запомнить по-другому: до монастыря идет любой автобус с табличкой «Фиолент», кроме №24.
Чтобы не пропустить остановку «Монастырь», лучше попросить водителя или кого-то из пассажиров предупредить вас. Потому что по внешнему виду, вы никогда не догадаетесь, что море и роскошные виды Фиолента уже близко.
На Трипстере более 15 экскурсий по Фиоленту, в т. ч. на машине. Место не только красивое, но и исторически насыщенное (в разное время там бывали и российские императоры, и князь Голицын, и А. С. Пушкин). Интересно возникновение и самого Георгиевского монастыря.
Выйдя из автобуса, пройдите прямо и сверните направо на ближайшем повороте. А дальше 5-7 минут пешком через дачи, и вы у входа.
Для машин в начале парка оборудована стоянка. Но, хоть она и кажется просторной, летом придется очень постараться, чтобы найти место.
Что посмотреть в Георгиевском монастыре
Территория обители начинается с Монастырского Свято-Георгиевского парка (часы работы — с 6:00 до 22:00). И только после прогулки по дорожкам с панорамными видами Фиолента, вы попадете на территорию самого монастыря.
Свято-Георгиевский монастырь — важнейшая святыня на мысе Фиолент
Большинство любителей Крыма, пытаясь почтить знаковые места таврических побед русского народа, приезжают в Севастополь. Свято-Георгиевский монастырь не разделим с мемориалами воинской славы – его деятельность напрямую с ней связана!
СОДЕРЖАНИЕ
Где находится обитель в Крыму?
Взглянув на карту, найдете мыс Фиолент. Его окраина является местоположением комплекса. Чуток южнее находится Пещерный храм Рождества Христова, пройдя же к побережью, вы сможете попасть на известный далеко за пределами Крыма Яшмовый пляж.
Монастырь на карте Крыма
История возникновения святыни
Никто не знает, когда впервые появилось это уникальное православное сооружение на Фиоленте. Хроники Генуи говорят, что в XIV столетии монастырь уже стоял на мысе, ставшем окраиной консульства Чембало (сегодняшняя Балаклава). В 1475 г. турки не стали его разрушать – храмовый комплекс оказался в ведении Константинопольского патриархата. 1794 г. стал временем перехода мужской обители под опеку Священного Синода РПЦ. Уже при русских продолжал свое подвижничество местный старец Калинник.
К тому времени начал разрастаться Севастополь. Свято-Георгиевский монастырь почитало все население большого города, расположенного по соседству. Его тогда называли Балаклавским – крымская столица в конце XVIII веке не заходила так далеко на восток, а до Балаклавы, спрятанной в соседней бухте, было всего 4 км. К периоду Крымской войны обитель разрослась в несколько раз. Даже после этой и Великой Отечественной войны от нее кое-что осталось. Имеются в виду пещерные строения церкви Рождества Христова в два этажа.
Легенды о храме на Фиоленте
Одно из старых преданий рассказывает о событии 890 г. – когда Херсонес был в составе Византии. На Фиоленте местные рыболовы в непогоду стали жертвой кораблекрушения. Тогда мыс именовали Парфений («место Девы»). Потеряв всякую надежду, рыбаки воззвали к великомученику Георгию Победоносцу. Он услышал их и спас, одарив в память о случившемся подарком. На следующий же день горожане вырубили в скале маленький храм, и разместили тут подаренную им икону.
Часть спасенных стала жить в пещере – люди стали аскетами. Миф гласит – таким образом, зародился предтеча нынешней мужской обители. К слову, небожитель явился на рифе – место назвали скалой Явления Святого. Она и сейчас видна как с воды, так и с суши. Много столетий спустя уже русские подвижники поселились в скальной церкви. Непостижимым образом Победоносец наполнял мужеством и решимостью не только их, но и российских моряков. После посещения обители люди слышали голос святителя.
Чем привлекает туристов Свято-Георгиевский монастырь?
Наземный Свято-Георгиевский монастырь на Фиоленте в своем нынешнем облике предстал взору крымчан лишь в 2008 г. Здание является подлинной реконструкцией сооружения, возведенного в 9-14 гг. позапрошлого века (снесенного при советской власти). Оно было построено по всем канонам русского классицизма. Внутреннее убранство украшали литографиями одни из лучших европейских художников. Сейчас интерьер, разумеется, другой. Однако восстановлены два братских комплекса, Георгиевский фонтан, колокольня, вытянутая трапезная, беседка-ротонда и часовня.
Сейчас преимущественная часть описанного комплекса располагается на базе одной из военных частей Черноморского флота РФ. В этом месте уместно упомянуть, что Святой Георгий традиционно считается в России «источником» победы. Севастополь же несколько раз пребывал в осадном положении – размещенным в городе морякам и солдатам виктория была нужна постоянно. С 1813 г. монастырь даже получил «звание» флотского – иноки, обитавшие здесь уже 7 лет, стали служить капелланами на военных кораблях. Многие из них сами сражались, становясь известными героями и примером для современных курсантов.
В пределах этого места таинств находятся руины архива и монастырское кладбище, где покоятся такие известные монахи, как Хрисанф Новопатрский и Агафангел Типальдо (оба в конце XVIII века являлись настоятелями монастыря). К объектам, сооруженным когда-то русскими иноками, относится площадка перед источником свт. Георгия, а также начинающаяся отсюда лестница, в конце XIX столетия имевшая 891 ступеньку. Даже сейчас это – длиннейший рукотворный спуск на полуострове. По мере приближения к Яшмовому пляжу вас встретят развалины крохотного особняка адмирала Лазарева.
Церковь при этой достопримечательности Севастополя считается действующей и дарит духовное блаженство огромному числу прихожан и гостей. Расписание богослужений можно найти сразу за воротами. Вход в пляжной одежде запрещен. Женщины должны оказываться у притвора и паперти уже с покрытой головой.
Как добраться до сакрального места?
Добраться в здание можно на маршрутке с надписью «Фиолент», регулярно курсирующей от разъезда «5 километр».
На машине доехать до Георгиевского монастыря можно так:
Туристу на заметку
Свято-Георгиевский монастырь: отсюда начинается Россия
Отсюда начинается Россия и в прямом, и в фигуральном или, если угодно, метафизическом смысле этого выражения. Висящий над обрывом на самом краю Крыма Свято-Георгиевский монастырь — первое, что видят моряки, приближающиеся к Севастополю. С этих крутых морских берегов пришло в Россию православие, без которого невозможно представить себе нашу цивилизацию, ее историю, культуру, литературу: много веков тому назад, в далеком 988 году, неподалеку, в Херсонесе, принял крещение князь Владимир, чтобы потом, вернувшись на речные берега Днепра, крестить всю Древнюю Русь.
Всероссийская здравница и паломнический центр
«Георгиевский монастырь и его крутая лестница к морю оставила во мне [единственное] сильное впечатление. Тут же видел я и баснословные развалины храма Дианы. Видно, мифологические предания счастливее для меня воспоминаний исторических; по крайней мере тут посетили меня рифмы. Я думал стихами. Вот они: «К чему холодные сомненья? / Я верю: здесь был грозный храм, / Где крови жаждущим богам / Дымились жертвоприношенья», — читаем мы надпись на памятном знаке.
Однако те языческие времена давно канули в Лету, и в православном монастыре классик находит тишину и вдохновение. «Теперь и лень и тишина, / И, в умиленье вдохновенном, / На камне, дружбой освященном, / Пишу я наши имена», — заканчивается его поэтическое письмо Чаадаеву.
Точно так же, как без православия, Россия и Русский мир немыслимы и без стихов Пушкина, и в этом смысле символично, что две большие памятные даты следуют друг за другом. 6 июня мы отмечаем день рождения поэта, а 28 июля — День крещения Руси.
Пушкин посетил монастырь во время своего путешествия по Крыму с семьей Раевских в 1820 году. Они прибыли в обитель вечером 6 (18 по новому стилю) сентября по пути с Южного берега. Поэт со спутниками осмотрели старинную обитель: георгиевскую церковь, святой источник, вода из которого считалась лучшей в Крыму, некрополь, братские кельи, и спустились по узкой крутой лестнице к морю. На ночлег путешественники остановились в монастырской гостинице, где было лишь несколько комнат-келий с земляным полом, а на следующее утро двинулись старым екатерининским трактом в Бахчисарай, туда, где к Пушкину придёт замысел его знаменитого «Бахчисарайского фонтана».
Лестница в небо
Мы направляемся по пушкинским следам. Крутая извилистая лестница, одна из самых длинных в Крыму, в ней более восьмисот ступеней, ведет нас вниз, к морю. Свой нынешний, относительно цивилизованный вид она обрела к празднованию тысячелетия монастыря, которое отмечалось в 1891 году. Надо сказать, и сегодня это не такой простой путь, а уж какой была лестница в пушкинские времена, можно только догадываться. В любом случае, факт остается фактом: большинство посетителей обители в те годы спускаться к морю не рисковали. Да и сейчас решается на это не каждый.
100 тысяч паломников ежегодно посещают Крым. В ста пятидесяти метрах от берега лежит увенчанная крестом скала Явления. Как гласит предание, незадолго перед крещением князя Владимира, в 891 году, таврические греки-мореплаватели были застигнуты у мыса Фиолент страшной бурей. Чувствуя неизбежную гибель, мореплаватели взмолились Георгию Победоносцу. Вняв их молитве, святой явился на скале, и буря тотчас утихла. Спасенные моряки поднялись на скалу и обрели там чудотворную икону святого, перенесли ее на берег и в благодарность за спасение основали на скалистом берегу обитель.
Кстати, чудотворная икона святого Георгия находилась в монастыре до 1779 года, пока греческий митрополит Игнатий по приглашению русского правительства не переселился из Крыма в Мариуполь и не увез икону с собой. Сегодня обретенный на скале чудесный образ святого Георгия находится в Государственном музее изобразительных искусств Украины в Киеве.
До сих пор живы слухи и легенды о монастырских древностях. Одни утверждают, что они спрятаны в гроте, недалеко от скалы Явления, а достать их можно, поднырнув под скальный берег и оказавшись в просторной подземной пещере. Другие говорят, что древние сокровища находятся в одном из замурованных подземных ходов под землями монастыря. И, кстати, таковых ходов действительно немало, но все они сильно повреждены в результате войн. Впрочем, я предпочитаю следовать древней христианской мудрости: не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут.
По острым, заточенным ветрами ступенькам, также высеченным в год тысячелетия монастыря, взбираюсь на вершину скалы Явления. Первый крест, воздвигнутый здесь в 1891 году, свалили и сбросили в море через несколько лет после революции. Новый, нынешний, установлен в начале девяностых.
Вверху, над обрывом, горит золотом в ослепительных лучах раскаленного южного солнца монастырский храм. Если подниматься к нему с берега, то получается, что это лестница в небо. Взбираться по ней тяжело даже хорошо подготовленному человеку. Ну а кто сказал, что дорога к Богу должна быть легкой?
Бог утвердил в Крыму Россию назло врагам
Кстати В разные годы Свято-Георгиевский монастырь посещали многие классики русской литературы: Александр Грибоедов, Алексей Толстой, Иван Аксаков, Александр Островский, Иван Бунин, Антон Чехов. Нас, обливающихся потом, ждет отец Алипий — ученик Ильи Глазунова, выпускник знаменитой Российской академии живописи, ваяния и зодчества. Чтобы спрятаться от полуденного солнца, мы направляемся к нему в келью, украшенную картинами и иконами художника и, утоляя жажду холодным мятным монастырским квасом, слушаем рассказы из жизни обители.
Свято-Георгиевский монастырь — единственный в Крыму не прекращал своей деятельности ни при мусульманском Крымском ханстве, ни при власти католиков-генуэзцев.
Один из паломников читает висящий на стенде возле храма фрагмент из пророческой проповеди, произнесенной архиепископом Херсонским и Таврическим Иннокентием в 1854 году: «О судьбе полуострова Таврического думано не на земле только, а и на небе, не человеками, а самими небожителями. Что же придумано и рассуждено? Утвердить в Крыму Россию. И она утвердилась там. Это согласно с волей Божией, что сего именно хочет Сам Господь… Ибо «яже Бог святый совеща, кто разорит: и руку Его высокую кто отвратит?»
Скала, на которой, согласно преданию, в 891 году греческим морякам явился святой Георгий. Фото: Алексей Васильев / ПГ
Пожалуй, это лучший ответ на вопрос о том, как восприняли и в обители, и в Севастополе, и в Крыму в целом воссоединение с Россией в 2014 году. После распада СССР «враги наши» ненадолго, волею случая и хитрости, сумели все-таки отторгнуть Крым от России, но в конце концов все вернулось на круги своя.
Монахи и моряки
Историю Свято-Георгиевского монастыря нельзя представить себе вне истории России. Его посещали все последние российские императоры — Александр I, Николай I, Александр II, Александр III, Николай II.
С жизнью обители тесно связаны имена наших прославленных адмиралов: Ушакова, Лазарева, Нахимова. На протяжении многих лет монастырь был базовым для флотских иеромонахов. Корабли Черноморского флота, проходя мимо обители, салютовали пушечными выстрелами, а монахи провожали их колокольным звоном.
Действовала обитель и после революции. Роковым стал 1929 год. Монастырь был ликвидирован и передан курортному тресту. Крест со скалы Явления сбросили в море. Что стало с монашеской братией, доподлинно неизвестно. Существуют лишь версии, по одной из которых двенадцать иноков из Георгиевского монастыря были расстреляны в Карантинной бухте Севастополя.
Фото: Алексей Васильев / ПГ
В годы Великой Отечественной войны в обители располагались госпиталь и кладбище, на котором хоронили умерших от ран советских солдат. Во второй половине ХХ века в оставшихся монастырских строениях расположилась воинская часть Черноморского флота, а колокольня, пещерный храм и братские корпуса на склоне лежали в руинах.
Священники вернулись сюда в начале девяностых. 14 сентября 1991 года в честь 1100-летия со дня основания монастыря на скале Явления с помощью моряков Черноморского флота вновь был установлен крест. А 6 мая 1993 года в монастыре отслужили первую литургию, на которой присутствовал тогдашний командующий Черноморским флотом адмирал Балтин. Первые насельники жили в палатках, а некоторые и вовсе спали под открытым небом в спальных мешках.
Осенью 1996 года на территории монастыря состоялись международные Крымские пушкинские чтения, на которые съехались ученые из России, Франции, США, Японии, Греции, Голландии, Германии. Был среди их участников и автор этих строк.
Православное паломничество и религиозный туризм должны стать одним из приоритетных проектов развития региона.
Напоследок я спрашиваю у отца Алипия, как в обители восприняли создание усилиями Петра Порошенко и константинопольского патриарха так называемой Православной церкви Украины, ведь Симферопольская и Крымская епархия и сейчас входит в состав канонической Украинской православной церкви Московского патриархата, против которой официальные киевские власти организовали настоящие гонения.
Мы уходим назад, в мир, а наш собеседник берется за кисть — чтобы запечатлеть божественную красоту православной Тавриды.
Республика Крым, 295011, г. Симферополь,
ул. Героев Аджимушкая, 9/11
Тайны Георгиевского монастыря
1
На самом краю земли, нависая над пропастью, расположился Свято-Георгиевский мужской монастырь. Вид с 200 метровой высоты открывается сказочный, лучшего места для общения с богом трудно подыскать. Здесь Черное море делает крутой поворот вокруг мыса Фиолент, здесь, морская вода в солнечную погоду прозрачна и играет золотыми ликами с удивительного цвета лазоревыми волнами.
И верится, что именно здесь в степях древней Тавриды Геракл пас огнедышащих быков, которых похитила у него змееногая богиня Апи (Ехидна) и обменяла их на любовь и трех сыновей положив начало древнему племени Скифов. Верится, что здесь обитала богиня Артемида(Дева), которой племя Тавров преклонялась и приносило человеческие жертвы.
Верится в древнюю легенду о создании монастыря, когда потерпевшим кораблекрушение грекам явился святой Георгий Победоносец и спас их. Много тайн хранит это место. Первая тайна основание самого монастыря. Когда и кем он был основан, не доказано, хотя в 1891 году широко праздновалось его тысячелетие,которым руководил князь Голицин, здесь он и похоронен по его завещанию. Вполне возможно, что эта дата 891 год, и есть основание монастыря, потому что в это время в Крыму уже действовали пещерные монастыри. Греческая древняя легенда, рассказывает, что во времена войны с Троей, богиня Артемида перенесла сюда дочь царя Агамемнона и поставила её жрицей, у Тавров в храме «Девы». Брат Ифигении, Орест и его друг Пилад, похитили её и увезли в Грецию.
Две скалы стоящие в море, носят их имена.
В декабре советского времени, в переполненном рейсовом автобусе ехали двое военных. Молодой матрос, окончивший учебный отряд, и направлявшийся к основному месту службы, звали его по совпадению Георгий и с ним сопровождающий мичман, по имени Алексей. Ехали они долго, около часа.
Доехали до конечной остановки и мичман сказал:
— Прибыли, теперь будешь служить в монастыре. Шучу, а часть действительно расположена в бывшем Георгиевском монастыре.
Монастырь был закрыт советской властью в 1929 году, потом здесь был санаторий. Во время войны, был госпиталь. Почти сразу после войны поставили воинскую часть особой секретности, и охранялась она ротой солдат на многие километры вокруг. По этой причине места здесь были заповедные, не тронутые цивилизацией. В самой глубине части был красивый парк и старинный храм, в котором теперь, располагалась библиотека.
В некоторых, бывших монастырских зданиях, располагалась часть. Мичман отвел матроса в казарму, которая так же была в бывшем монастырском спальном корпусе. Несколько часов молодой матрос Жора пробыл в казарме, знакомился с уже служившими здесь другими матросами.
Погода в этом месте была суровее той, что совсем рядом, в городе. Плоское плато возвышалось на 200 метров над морем и здесь начинались Крымские горы. Прошли вперёд, и тут перед Жорой вырос монах в рясе с капюшоном на голове, лица его видно не было.
Жора опять повернулся вперед, но монаха уже не было. Когда вернулись в казарму, Жора спросил у своего одногодки:
— А что монахи здесь тоже есть,- он рассказал про встречу на прогулке. Тот рассмеялся:
— Да это тебя разыграли, откуда здесь монахи, такая секретность.
На следующий день Жора поехал с другими на море в Балаклаву и работал до обеда, а после обеда его поставили дежурить на кухню. До глубокой ночи он мыл посуду, по окончании дежурства пошёл в казарму и заблудился. В темноте наткнулся на «Святой источник», над которым было изваяние Георгия Победоносца.
Шторм вернулся и в щепки разнес судно. При появлении молний было видно, как молились на скале моряки.
— Это основатели монастыря, а скала получила название «Скала святого явления»,- пояснил монах.
— А там, у скалы кучерявый мужчина пишет автограф на скале:
К чему холодные сомненья?
Я верю: здесь был грозный храм,
Где крови жаждущим богам
Здесь успокоена была
Вражда свирепой Эвмениды:
Здесь провозвестница Тавриды
На брата руку занесла;
На сих развалинах свершилось
Святое дружбы торжество,
И душ великих божество
Своим созданьем возгордилось…
— Это Александр Сергеевич Пушкин, он ночевал в монастыре в сентябре 1820 года.
— Недалеко сидит мужчина с бакенбардами и рисует картину, это Айвазовский, сохранилась эта картина называется «Георгиевский монастырь. Мыс Фиолент».
Они повернулись и пошли наверх по очень крутым ступеням. Навстречу им прошли двое мужчин. Монах сказал
— Это знаменитые писатели Чехов и Бунин.
Показались дома построенные прямо на склоне.
Здесь росли очень высокие тополя, туи, кипарисы, можжевельник. Монах, указывая на самую оконечность мыса сказал:
— Видишь, там на самом краю огонек, там живет в пещере отшельник, изгнанный из Херсонеса, Византийского города стоявшего здесь две тысячи лет.Здесь кельи еще двух отшельников, их ложе вырублены прямо в скале. Из храма вышел мужчина в белом мундире, сел на коня и уехал.
— А это император Александр 1, сейчас он отправился в своё последнее путешествие, как император. Он приедет в Таганрог и как бы умрёт. В это время из двухэтажного дома вышел высокий старец, с большой белой бородой.
— А это Лев Николаевич Толстой, он живет в гостинице монастыря.
— А там возле отшельников стоят мужчина в мундире, женщина с короной на голове и дети. Это Николай 2, его жена Александра Фёдоровна и их дети. Сейчас отшельники предсказывают им судьбу с печальным концом,- продолжал рассказывать монах. Они прошли еще немного вперед, и послышалась иностранная речь.
— Здесь во время Восточной войны, англичане с французами держали телеграф. Монастыря не трогали, в отличие от немцев, что во Вторую Мировую войну разграбили и взорвали всё, что смогли.
Они подошли к казарме, только с обратной стороны. Дверь, которая была не только закрыта, но и заколочена гвоздями, теперь была открыта.
Рядом с дверью стоял конь с привязанным к седлу копьем. Монах сбросил рясу, и оказалось, что под ней была другая одежда кольчуга, сапоги и шлем, это был Георгий Победоносец.