свято елеазаровский монастырь официальный сайт
Благодетелям
Жертва праведного мужа благоприятна, и память о ней незабвенна будет.
Сирах 35,6
Будем Вам благодарны за любой вклад в нашу Святую Обитель!
Наши реквизиты:
180523, Псковская область, Псковский район, п.о. Елизарово (20 км от г.Пскова).
Настоятельница и.о.игуменьи монахиня Мария (Корх)
Пожертвование можно внести на расчетный счет монастыря:
Религиозная организация
ЕПАРХИАЛЬНЫЙ СПАСО-ЕЛЕАЗАРОВСКИЙ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ
ПСКОВСКОЙ ЕПАРХИИ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ (Московский Патриархат)
ИНН 6018009492 КПП 601801001
в Отделении № 8630 Сбербанка России г. Псков
БИК 045805602 кор. счет 30101810300000000602
Также пожертвование можно внести на карту Сбербанка в рублях:
№ карты 4276 5100 1038 4367 (Кириченко М.)
Секретарь: 8 (905) 238 88 82
Телефон 8 (8112) 679-558
e-mail: istok_mon@mail.ru
www.eleazarovo.ru
Сбор пожертвований
на изготовление киота для чудотворной иконы Спаса Елеазаровского
Чудотворная икона «Спас Елеазаровский» – уникальный памятник древнерусского искусства — явление мирового значения. Эта удивительная икона, написанная предположительно в середине XIV века – один из единичных сохранившихся древнейших памятников псковской иконописи.
Образ был явлен в пустынном месте, в деревне Слобода в Порховском районе в 1352 году. На месте обретения этой иконы был возведен Великопустынский мужской монастырь. Икона Спасителя до 1766 года пребывала в монастыре в Спасской церкви и издревле почиталась как чудотворная. Не один раз она спасала псковичей в годину страшных испытаний. Так еще в XIV веке икона спасла город от моровой язвы, когда с ней обошли город с крестным ходом. В память об этом чуде был установлен крестный ход, который проводился многие столетия в день Преполовения Пятидесятницы и был прерван только в годы богоборчества.
Из-за случившегося пожара Великопустынский монастырь был закрыт в 1766 году, а чудотворная икона Спасителя вместе с братией перешла в Елеазаровский монастырь, который стал называться в честь чудотворного образа Спасо-Елеазаровским.
Икону «Спас Елеазаровский» спасали в годы лихолетия 20-30-х годов, Гражданской и Отечественной войн десятки людей (музейные сотрудники, историки, искусствоведы, реставраторы), некоторым за это пришлось заплатить жизнью.
19 августа 2010 года чудотворная икона «Спас Елеазаровский» была передана Святейшим Патриархом Кириллом в Спасо-Елеазаровский монастырь из Псковского музея.
Дорогие братья и сестры!
Обращаемся к вам с просьбой о помощи в благоукрашении этой почитаемой святыни киотом из серебряной басмы с позолотой. Просим вашего участия в этом благом деле. Имена жертвователей будут внесены в монастырский синодик на поминовение.
Мы заранее благодарны всем, кто откликнется и внесет посильный вклад.
Милость Божия и благословение да пребудут с вами.
Внести пожертвования можно по банковским реквизитам, указанным выше (просим писать Ваши имена для внесения в синодик с пометкой «для киота»).
Синодик с именами жертвователей:
Основатель монастыря – преподобный Евфросин
Преподобный Евфросин родился около 1386 года в селе Виделебье, близ Пскова. Родители назвали сына Елеазаром. Господь одарил его хорошими способностями, и даже взрослые люди удивлялись, как глубоко понимал он Священное Писание.
С юных лет Елеазар готовил себя к монашеской жизни; когда отец и мать пожелали сочетать его браком, он тайно оставил дом и скрывался до тех пор, пока родители не оставили своего намерения. После смерти отца юноша поступил в Снетогорский монастырь и принял там монашеский постриг с именем Евфросин. Имея склонность к пустыннической жизни, в поисках более глубокой сосредоточенности в молитве он через некоторое время с благословения настоятеля ушел в безлюдные леса на берег реки Толвы. Это было около 1425 года.
Так преподобный Евфросин начал новый период в истории псковского монашества – пустынножительный. Позже, здесь же, на реке Толве, он основал первый общежительный «богорадный» монастырь. В него принимали желающих монашеской жизни без вклада, а «Бога ради». И монахи в нем жили не каждый на свои средства, как в особножительном, а собственность у них была общая. В то время на Псковщине шли споры о том, как следует петь «Аллилуйю» – два или три раза. Сторонник сугубой аллилуйи – то есть ее двоения – преподобный Евфросин за разъяснением отправился в Константинополь, где от самого Патриарха Иосифа получил подтверждение правильности двоения. Именно там он получил ответ и на волнующий его вопрос о смысле своего предназначения. «Благочестие изобиловах душу мою», – пишет он о своем путешествии. Спустя десятилетие из покоренного турками Константинополя Патриарх Геннадий II прислал новообразованной евфросиновой обители священный дар – Цареградскую икону Божией Матери. Братия встретила святую икону, выйдя на дорогу, ведущую в Псков. На этом месте забил святой источник, который стали называть Пречистенским, и до сей поры его воды несут людям исцеления. В память об этой встрече пустыньку назвали Сретенской. Пустынь была основана на рукотворном месте. Для того чтобы принять всю братию, стекавшуюся к нему, преподобный предложил срыть горку, под которой между двумя рукавами реки стояла его келья, и засыпать один рукав. На месте своей кельи, где ему было явление трех вселенских святителей, преподобный Евфросин, по их слову, построил в 1447 году Трехсвятительский собор. Заповедуя непрестанно трудиться и молиться, преподобный особое значение придавал общей церковной молитве. Он говорил: «Если бы ты и всю ночь простоял в келье своей на молитве, и то твоя келейная молитва не может сравниться с единожды пропетой в церкви краткою молитвою: ‘‘Господи, помилуй’’». Церковные службы в евфросиновом монастыре были столь продолжительными, что о преподобном и его учениках говорили: «Железный с железными». После молитвенного бдения целый день иноки трудились, расчищая от леса под поля землю и занимаясь полевыми работами. Своими трудами они питали не только себя, но и бедняков, которые приходили в обитель. Бывали случаи, что преподобный последнее раздавал, но Господь не оставлял иноков Своей милостью и посылал им необходимое для жизни через благодетелей. Чтобы монастырская жизнь протекала благочинно и духовно, преподобный Евфросин составил иноческий устав. Он понимал монашество как ангельскую жизнь на земле и в своем уставе говорил о девственности, нестяжательности, отрешенности от всяких мирских привязанностей и забот, любви к брату до готовности положить за него душу, полном отречении от своей воли и послушании, непрерывном труде для Бога и для других, постоянной молитве и посте как обязательных правилах жизни для монаха.Всех приходящих в обитель преподобный принимал с великой любовью. Так постепенно созидался монастырь, поначалу называвшийся лаврой, как свидетельствует автор жития преподобного Саввы Крыпецкого.
До глубокой старости дожил преподобный Евфросин. От трудов и подвигов воздержания совсем иссохло его тело. Провидя конец своей жизни, преподобный оставил завещание: «Братия моя, предаю вас всемогущему Богу и Его Пречистой Матери, да будет Она, всемилостивая, вам прибежищем и стеною от всех напастей и искушений диавольских. Украшайтесь смирением, нелицемерно любите друг друга, не забывайте страннолюбия, храните чистоту душевную и телесную, ни во что считайте честь и славу жития этого, но заботьтесь о достижении вечных благ, уготованных любящим Господа». В своем духовном завещании он повторил основные положения устава, указав на разницу добровольного вклада и вкупа; предостерег братию от возможности иметь личную собственность и наставлял устроить иноческую жизнь так, чтобы уберечь ее от обмирщения.
15 мая 1481 года с молитвой на устах блаженно почил святой старец на 96 году своей земной равноангельной жизни, перед смертью приняв схиму с именем Елеазар. Но, оставив телом обитель, святой не прекратил своих забот о ней, защищал ее от внезапного пожара и от нападений врага, исцелял братию от болезней, помогал богомольцам и приводил многих к принятию монашеского пострига. В память о преподобном обитель стали именовать Елеазаровской. Святые его мощи почивали в Трехсвятительском соборе. На раке были положены завещание старца и его святой образ, написанный при жизни святого его учеником Игнатием. Сохранилось описание внешности преподобного. Он был среднего роста и весьма сух телом, продолговатое его лицо, просвещенное благодатью, выражало кротость и смирение; взоры его были тихи и приветливы. Остроконечная борода спускалась ниже груди. Он был украшен старческими сединами, но крепок духом и телом до самой кончины. Соборная общецерковная канонизация преподобного Евфросина Псковского состоялась в 1549 году.
Источники
Многие века не прекращается паломничество людей к Пречистенскому источнику. Он находится прямо на дороге, ведущей из Пскова в Гдов. Иногда источник называют Елеазаровским в честь монастыря. Святой источник забил чудесным образом на месте встречи братией обители чудотворной иконы «Цареградской», переданной Константинопольским Патриархом Геннадием II старцу Евфросину. Встреча иконы состоялась 17/30 сентября. Этот день поминается церковью как день памяти иконы Цареградской. Монастырь же начал называться Сретенским.
Чудотворения на святом источнике продолжаются вот уже на протяжении нескольких столетий.
Сейчас над источником построена часовня Цареградской иконы Божьей Матери. А купальня, где можно окунуться в источник, «спрятана» несколько дальше в лесу, дабы паломники могли уединенно помолиться перед омовением. Так милость Господня изливается на верующих через воды Пречистенского источника.
Святое Ольгино озеро
Неподалеку от Елеазаровского монастыря есть Святое Ольгино озеро. По церковному преданию, в этом озере купалась в свое время равноапостольная княгиня Ольга. Местные жители всегда считали воду в этом озере целебной. Много столетий сюда за исцелением привозили детей, чтобы избавить их от хворей, особенно детей с больными ногами. Массовым паломничеством был день памяти преподобного Евфросина, 28 мая. Впоследствии традиция насильственно была прервана, но свидетельства об исцелениях людей после купания в Святом Ольгином озере постоянно продолжаются.
О чудесных исцелениях в Святом Ольгином озере рассказывала публично неоднократно и матушка Елисавета (Беляева). Так, например, 29 сентября 2009 н., во время пресс-конференции, посвященной проекту создания охранной зоны вокруг монастыря, игумения Спасо-Елеазаровской обители Елисавета рассказывала: «Я вам должна сказать еще об одном чуде, которое совершилось уже в наше время. Автор проекта охранных зон, архитектор N.. которая возглавляла группу специалистов, работала над этим документом.
В ее жизни произошла такая печальная история, она упала и повредила позвоночник. И, когда я приехала в институт «Спецпроектреставрации», чтобы заказать этот документ, она охотно согласилась возглавить эту работу. Я была очень удивлена… что человек уже в таком серьезном возрасте все-таки решился взяться за такую серьезную работу.
Они приехали сюда, занимались исследованиями, работали. Был ноябрь месяц и она, зная о том, что это святое озеро, искупалась в нем. Прошло, наверное, года два-три, мы уже работали с этим документом, и как-то с ней встретились, и она сказала: «Знаете, матушка, я боюсь об этом говорить, но в то же время я должна с вами поделиться и сообщить об одном значимом для меня событии. Когда я вернулась из Елизарова, я пошла к врачам, которые поставили очень тяжелый диагноз». Перспектива была плохая, если бы все развивалось по этому сценарию, она должна была остаться без ног. Она сказала, что «я не знаю, как это расценивать, но после того, как я искупалась в вашем озере, потом я попала к своим врачам, и диагноз был снят». До сих пор она в здравии пребывает, проблемы со здоровьем ее не беспокоят, и это действительно был случай чудесного исцеления в этом озере».
Архив рубрики: Святыни
О Цареградской чудотворной иконе Божией Матери
тяжкое для Пскова время испытания Божия, когда следовали друг за другом нападения со стороны лифляндцев, литовцев и поляков, когда обрушивались на город то моровые язвы, то пожары, когда слабые в вере упадали духом, беспомощные нуждались в помощи благодатной, и еще скорбели о том, что родная нам по Православию мать-Греция пала от меча Магомета Второго за охлаждение к Православию и свои беззакония, а также и за принятие от латин унии, – Патриарх Цареградский Геннадий II предпослал Пскову в новоустроенную Елеазаровскую обитель список с Цареградской чудотворной иконы Божией Матери. Святой образ был предпослан как дар Небесный – прибежище православных, щит против врагов, утверждение и избавление от всех бед и зол; как указание на то, что единоверная ему Греция под Святым Покровом Церкви дотоле росла, укреплялась и возвышалась, доколе крепко держалась Православия и не впадала в новшества Рима; как урок не вдаваться в латинство под опасением гнева Божия, какому подверглась Греция. Юная обитель Елеазаровская поняла этот урок, столь ясно сам за себя говоривший, и приняла с верою и благоговением святую Цареградскую икону, как приснотекущий источник спасения Пскову и верным латышам и эстам, подающий и ей самой твердое ограждение и защищение. И сама обитель еще крепче стала на Божественной страже, как занявшая, по неисповедимому Промыслу Божию, свой пост на рубеже Псковской области и на границах Лифлянции и Ливонских шведов – врагов Православия.
Преподобный Евфросин с братиею для встречи Цареградской иконы Божией Матери вышел по Гдовскому от Пскова тракту на источник воды, отстоящий от монастыря на одну версту, и там приветствовал Божию Матерь пением акафиста и водосвятным молебном, и в то же время в память Сретения иконы Царицы Небесной заложил на сем источнике деревянную часовню с кладезем, так как воды сего источника издревле считались христолюбцами и до сего времени считаются целебными. Эта часовня и поныне существует, будучи вместо ветхой по време нам заменяема новой, и доселе носит имя «часовня Пречистой». Монастырь же долгое время именовался Сретенским, Елеазаровою пустынью. Святая Цареградская икона Божией Матери со времени Своего пришествия в Елеазаровский монастырь прославилась многими чудесными знамениями благодати Божией. Множество страждущих от духов нечистых и других душевных и телесных болезней и не из одной Псковской области, но из соседних латышей и эстов-чухон получали свыше утешение, здравие, отраду, благовременную помощь к устроению себя, умиротворение, милосердие, призрение, облегчение, врачевство и всякую благопотребную отраду и спасение.
Часовня у Пречистенского источника
Лютеранка Эмилия, страдавшая от кровотечения много лет, впала от истощения сил в совершенное изнеможение и едва могла ходить. При пении акафиста пред Цареградским образом Божией Матери она помазана была святым елеем от лампады, зажженной перед этой иконой. Очистившись от кровотечения, она исцелилась. Видя благодатную помощь, Эмилия присоединилась к Православию и с радостью возвратилась в дом свой, славя Христа Бога и Его Пречистую Матерь.
Андрис (Андрей) от юности был слеп. Имея веру и любовь к Божией Матери, он любил часто ходить в Елеазарову пустынь и там пред чудотворным Цареградским образом молить Ее. Молился он всегда усердно. Однажды при совершении водосвятного молебна он плакал горько и взывал из глубины души: «Пречистая Дево Богородице, Мати Христа Бога нашего! Умилосердись над грешным мною, сподоби меня, хотя бы однажды взглянуть на образ Твой Святый, и Тебя, Благодатная, узреть на нем изображенную и Твоего Сына Спасителя мира, держимого Тобою, Благосердая! Я знаю, что я до того грешен и окаянен, Владычице Неба и земли, что ни там, ни здесь я недостоин видеть Тебя, Радость наша, если Ты не умилосердишься и не помилуешь меня, убогого раба Твоего!» Андрей был окроплен святою водою, и – о чудо! – святая вода попала на глаза слепого и, омыв их, подала зрение. Андрей ясно узрел чудную икону Богоматери. На ней лица Приснодевы и Предвечного Младенца сияли светом Божественной красоты и благодати; он увидел потом и преподобных отцов Евфросина и Серапиона, предстоящих при сей святой иконе и радостно взирающих на него. Будучи при видении сем восхищен от страха и радости, Андрей воскликнул к удивлению всех с ним бывших: «О Премилостивая Владычице – Свет очей моих и радование сердца моего! Благодарю Тя, Благодатная! Ты не ради моего моления, но ради Твоего благосердия и человеколюбия Сына Твоего Христа Бога нашего удивила на мне, Пречистая, милости Своя. Ныне очи мои зрят то спасение, которое подал Сын Твой и Бог наш всем верующим во имя Его». Пробыв три дня, молясь неотступно за всеми службами пред Святою Цареградскою иконою Богоматери, Андрей возвратился в дом свой к удивлению всех, с очами, ясно видящими, и все, знавшие его, прославили величие Божие. Некий Кармич (Карп) был глухонемым и много лет находился в телесном расслаблении. Он нередко бывал в обители преподобного Евфросина и веровал, что Царица Небесная молитвы его, приносимые пред Цареградскою Ее чудотворною иконою, услышит и присущею Ей благодатию подаст цельбу недугам его. «Силен, – немотствовал он, – Христос Бог наш молитвами Пренепорочной Своей Матери жилы мои расслабленные укрепить и подать ушам моим слух и языку речь благовещанную». Однажды при пении службы утренней глухонемой, стоявший на коленях пред чудотворной иконою Богоматери, был возбужден живою верою к молитве. В тайне сердца он молился в глубине души своей. В это время от святой иконы услышал глас, повелевающий ему в слух всех молиться к ней; поэтому он внезапно воззопил: «Благосердая Госпожа Владычица, подай мне молитвами Твоими благодатную помощь Сына Твоего и Бога нашего отныне слышать все хвалы Его и поведать вся чудеса Его на всяко время и Тебе,Богомати преблагая, величать, яко спасения нашего виновную и ходатаицу ко Творцу непостыдную!» Пришед же еще в больший восторг молитвенный и, не помня себя, он вскочил на ноги и начал припадать к Пречистой иконе Приснодевы и часто класть поклоны, быстро вставая и преклоняясь, так что все бывшие в церкви приведены были в великое изумление и воскликнули: «Что сталось с Карпом: глухой слышит, немой вопиет, весь расслабленный стал до того в силе своей крепок, что и не расслабленный не может так скоро класть земные поклоны, как он ныне их кладет».
Цареградская икона Божией Матери написана древним греческим письмом на кедровых досках, плотно склеенных и плотно приложенных одна к другой. Мера ее в вышину три четверти аршина, в ширину – девять с четвертью вершков, в толщину полных полвершка. Изображение на ней Божией Матери поясное. Лик Богоматери несколько склонен налево к находящемуся на левой Ее руке Богомладенцу Господу нашему Иисусу Христу, а правая Ее рука приложена к Его груди. Молитвенный взор Богоматери исполнен сострадания и соболезнования о грешных. Богомладенец же Христос Господь изображен несколько восклонившимся к Богоматери с поникшей головой и взором, обращенным направо. В Его взоре видна не столько милость, сколько строгость, похожая на гнев к согрешившим. Правой рукой Он держит конец литона, коим покрыта глава Богоматери и Ее правое плечо, а левой – Духа Святаго в виде голубя, готового слететь и почить на раскаявшихся. Правая нога Спасителя свесилась долу, как бы готовая стать в помощь погибающим, если они истинно покаются, а левая нога поднята так, чтобы от себя с силою дать толчок отриновения нераскаянному грешнику. По одеждам Богоматери и Предвечного Младенца пробликнуто золотом.
Сочинитель грешный архимандрит Платон.
Государственный архив Псковской области, фонд
340, опись 3, дело 14, листы 260-284__
Святая гора или Священная роща
Одним из самых древних священных мест монастыря является Святая гора или, как ее еще называют, Священная роща. Именно здесь изначально начинался монастырь. На высокой горе, на берегу Святого Ольгиного озера Евфросин построил первый храм — Преподобного Онуфрия Великого. Там были возведена часовня и первые братские кельи. Священная горка — это место, где изначально начинался монастырь. Затем монахи спустились вниз под гору. А гора стала воистину Святой. В подклетье первой церкви Онуфрия Великого были похоронены три первых игумена монастыря братья преподобные Игнатий, Харалампий и Памфил, причем мощи, останки их были нетленными. Затем возле храма стали хоронить монашествующих обители.
Сейчас Святая гора — это место православного кладбища, где по синодикам монастыря насчитывается более трех с половиной тысяч захоронений, начиная с XV века. Среди монастырских могил много могил светских высокопоставленных людей, павших защитников Отечества. Необходимо также сохранить уникальные памятники и изучить как можно полнее летопись этого многовекового некрополя.
Собор Трех Вселенских отцов
Каменный Трехсвятительский Собор был построен 1447 году на месте явления преподобному Евфросину Трех Святителей. Устрояя обитель, преподобный Евфросин молился Господу, в честь кого должен быть соборный храм в обители? После долгой молитвы ему было видение Трех Святителей на том месте, где стоит Трехсвятительский Собор. Причём удивлён был Евфросин, удивлена была и братия: место было показано за пределами пустыни, на берегу реки, в неудобном месте. Но Господь указал именно так. Еще при жизни Преподобного на том месте, где явились ему Три вселенских Святители, началась постройка Собора. Все Три Святителя были епископами Константинопольской Церкви, прославляемы и почитаемы в своих приделах, но то, что они духом и явлением своим отметили это Святое место говорит о его вселенскости.
Игумения монастыря Елисавета (Беляева) была убеждена в том, что «Россия есть символ вселенскости Православия, и является для всего мира тем самым сокровищем, тем самым ковчегом, в котором будет совершаться спасение всего человечества. Иначе не было бы здесь и знамения такого, и такого явления столпов Православной Церкви. Объяснение этому может быть только одно: Россия действительно является Третьим Римом, тем самым государством, в господство которого входит сам Иисус Христос. И место Спасо-Елеазаровского монастыря, избранное этими светильниками веры, отмечено Господом как центр, не государственный и общественный, а духовный. Тайна здесь велика есть, и мы не можем проникнуть в неё и постичь её. Но через этот монастырь устроялась русская государственность в XVI веке, потому что в этом монастыре появилась государствообразующая идея: Россия — Третий Рим. А какое слово изречет эта Святая обитель миру на конец веков, мы ещё не знаем, но предназначение у этого места великое. Здесь не просто пребывает Господь и Матерь Божия, но это ещё и дом Трёх Святителей. И первое название у монастыря было: Трехсвятительский».
Сегодня собор имеет приделы в честь Рождества Богородицы, а в нижнем храме восстановленного собора — находится предел в честь преподобномученицы Великой княгини Елисаветы.
Чудесные знамения от Цареградской иконы Божией Матери
Некий Кармич (Карп) был глухонемым и много лет находился в телесном расслаблении. Он нередко бывал в обители преподобного Евфросина и веровал, что Царица Небесная молитвы его, приносимые пред Цареградскою Ее чудотворною иконою, услышит и присущею Ей благодатью подаст цельбу недугам его. «Силен, — немотствовал он, — Христос Бог наш молитвами Пренепорочной Своей Матери, жилы мои расслабленные укрепить и подать ушам моим слух и языку речь благовещанную». Однажды при пении службы утренней глухонемой, стоявший на коленях пред чудотворной иконою Богоматери, был возбужден живою верою к молитве.
Всего известно про 21 чудо от этой иконы. Содержание их описаний подробно передано в брошюре архимандрита Платона: «О чудотворной цареградской иконе Б.М., находящейся в Спасо-Елеазаровском монастыре псковской епархии». (Псков, 1896 год, изд. второе, стр.5-24). Последнее чудо относится к 1703 году. Восемь из описанных чудес совершилось над эстами и латышами.
Чудотворные иконы
История Цареградской Иконы Божией Матери не менее загадочна, чем житие преподобного Евфросина. По исследованиям игуменьи Елисаветы за четыре столетия до разделение Церкви на западную и восточную, именно этот образ Пресвятой Богородицы чудесным образом был явлен в Константинополе 25 апреля 1051или 1071 года, как символ того, что этот образ находится только в том государстве, где сохраняется чистота православной веры. Икона сохранялась в Констанитинополе до момента принятия Флорентийской унии, затем была передана в Россиию. в Спасо-Елеазаровский монастырь. Стоит отметить и тот факт, что икона исчезала из Спасо-Елеазаровского монастыря в моменты смутных времен в России.
Святая икона была встречена братией и возможно Евфрасином на дороге около монастыря, на месте встречи забил чудотворный источник, впоследствии он получил название Пречистенский и прославился как целебный, а монастырь долгое время назывался Сретенским.
Вместе с Цареградской иконой Пресвятой Богородицы преподобному Евфросину, по-видимому, была открыта тайна о мистической Римской империи, которая есть образ Царства Божия на земле.
Но лишь спустя столетие, когда усилилось Московское государство, ученик прп. Евфросина старец Спасо-Елеазаровской обители игумен Филофей объявил всему миру: «Москва — Третий Рим», — и добавил: «Два убо Рима падоша, а третий стоит, а четвертому не быти».
Святая Цареградская икона Божией Матери со времени своего пришествия в монастырь прославилась многими чудесными знамениями благодати Божией.
Оригинал Цареградской «Евфрасиновой» иконы, утонул в Чудском озере, когда в очередной раз монастырь подвергся нападению ливонских рыцарей. Монастырь был ограблен и похищена чудотворная икона Божией Матери. По монастырскому преданию, похитители вместе со святыней погибли в Пскоском озере, где она находится и поныне, тем самым подтвердились слова Филофея о том, что четвертому Риму «не быти», ведь икона навсегда осталась в России в глубинах Чудского озера. Вскоре в монастыре появился чудотворный список Цареградской иконы, который уцелел в советские годы и прикровенно хранился у старца Николая Гурьянова до передачи его Игумении Елисавете (Беляевой), которая и возродила обитель. К сожалению, история о том, как попала икона к старцу Николаю неизвестна. Сегодня чудотворный список пребывает на своем месте в монастыре.
Спас-Елеазаровский — Покровитель псковского края
Чудотворная икона «Спас Елеазаровский» – шедевр древнерусского искусства, явление мирового значения.
Эта удивительная икона Спаса Вседержителя, написанная в серединн XIV века – один из единичных сохранившихся древнейших памятников псковской иконописи вообще и единственный в Псковском крае.
Сей дивный образ был явлен в пустынном месте, в деревушке Слобода в Порховском районе в 1352 году. На месте обретения этой иконы был возведен Высокопустынский мужской монастырь. Икона Спасителя до 1766 года пребывала в Спасской церкви монастыря. Икона издревле почиталась как чудотворная. Не один раз она спасала псковичней в годину страшных испытаний. Так еще в XIV веке икона спасла город от моровой язвы, когда с ней обошли город с крестным ходом. В память об этом чуде был установлен крестный ход, который проводился в день Преполовения Пятидесятницы многие столетия и был прерван только в годы богоборчества.
Из-за начавшихся церковных реформ в XVIII веке Высокопустынский монастырь был закрыт в 1766 году, а чудотворная икона Спасителя была перенесена в Елеазаровский монастырь, который стал называться от имени чудотворного образа Спасо-Елеазаровским.
Икону «Спас Елеазаровский», которой веками поклонялись люди, спасали в годы лихолетия 20-30-х годов, Гражданской и Отечественной войн десятки людей (музейные сотрудники, историки, искусствоведы, реставраторы), некоторым за это пришлось заплатить жизнью.
Спас Елеазаровский и реставратор Александр Иванович Анисимов
Анисимов А.И. (1877-1937)– выдающийся реставратор и искусствовед, знаток и исследователь древнерусского искусства, много сделал для сохранения великих святынь, таких как иконы Божией Матери Владимирская, Боголюбская, Толгская и др. в течение нескольких лет руководил работами по спасению православных святынь на Псковщине. Особое внимание реставратора привлекла икона Спаса Елеазаровского. Выдающийся реставратор определил икону как интереснейший памятник эпохи, переходной от домонгольского периода к стилю XIV века. С сентября 1927 года началась реставрация святыни в Москве в Реставрационных мастерских, которая завершилась только летом 1930 году. Икона и ее великолепный оклад, изготовленный в XVI веке, вернулись в Псков, а их спаситель был арестован осенью 1930, получил срок 10 лет лагерей и 2 сентября 1937 года расстрелян.
И вот в великий праздник Преображения Господня, 19 августа 2010 года, эта чудотворная икона возвратилась в Спасо-Елеазаровский монастырь и заняла свое место в Трехсвятительском соборе обители. Это произошло во время Первосвятительского визита Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Псковскую епархию. Его Святейшество лично передал святыню древней обители и выразил глубочайшую признательность всем, кто потрудился, чтобы свершилось это исполненное глубочайшего смысла событие.
В своем слове Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл при передаче чудотворного образа Спаса-Елеазаровского в Псковский Спасо-Елеазаровский монастырь назвал это возвращение-принесение чудотворной иконы Спасителя в ту обитель, в которой она многие сотни лет находилась святыни замечательным историческим событием.
Передавая великую святыню Русской Православной Церкви заместитель Председателя Правительства Российской Федерации А.Д. Жуков также отметил исключительную важность возвращения святыни в монастырь, где она пребывала несколько веков и то, что сейчас она доступна для поклонения всем желающим.
В настоящее время, икона сохраняется в условиях особого температурно-влажностного режима, под сигнализацией. Для ее сохранности и безопасности хранения сделан специальный киот, который предусмотрен для святынь такого уровня.