свято духовской храм на никольском кладбище
Церковь на Никольском кладбище в Сергиевом Посаде
В 1830-е годы в Сергиевом Посаде почти одновременно строились две кладбищенские церкви: Всехсвятская и Свято-Духовская. Оба храма возводились в стиле ампир, который распространился в России после победы в войне с Наполеоном. Церковь Сошествия Святого Духа на Апостолов изначально была часовней на Никольском кладбище. Ее возвели на пожертвования прихожан соседней Успенской церкви в 1832 году, когда отмечалась двадцатилетняя годовщина Отечественной войны. В 1840 году на средства купца И.И. Шапошникова была возведена двухъярусная колокольня, которая к концу XX века оставалась единственной уцелевшей постройкой разрушенного в советские годы храма.
На соборной площади Троице-Сергиевой лавры установлен старинный четырехгранный обелиск, посвященный важным событиям прошлого, когда монастырь преподобного Сергия содействовал спасению Отечества. На каждой стороне столпа вделаны четыре мраморные доски с кратким описанием исторических заслуг лавры. На южной стороне обелиска можно прочесть о благословении преподобным Сергием Радонежским великого князя Дмитрия Донского на битву с Мамаем в 1380 году. На восточной стороне упоминается долговременная осада Троицкой обители поляками в 1608-1610 годы, когда стойкость защитников святыни стала примером героизма в Смутное время. На северной стороне памятника говорится о долгожданном мире с Речью Посполитой, заключенном в 1618 году в селе Деулино. Наконец, на западной стороне обелиска в заслугу лаврским стенам ставится спасение будущего императора Петра I во время стрелецких бунтов.
Этот обелиск был установлен в 1792 году по инициативе митрополита Московского и Коломенского Платона (Левшина), который одновременно являлся священноархимандритом Троице-Сергиевой лавры и основателем Спасо-Вифанской обители. Устанавливая обелиск, иерарх не знал еще о новом грядущем бедствии для Отечества – нашествии Наполеона и разорения Москвы в 1812 году. Московский митрополит Платон скончался в ноябре 1812 года вскоре после освобождения Москвы – это совпадение казалось многим промыслительным. «Церковь и Отечество, сообщая друг другу внезапные горести, сокрушаются сердцем, озирая развалины прекрасной столицы, и видя во гробе беспримерного ее иерарха; там святыню поруганную, здесь блюстителя святыни бездыханного», – говорил ректор семинарии в Троицком соборе лавры у гроба митрополита Платона.
Считается, что кладбищенская Свято-Духовская церковь строилась как памятник погибшим в войне с французами русским солдатам и в благодарность Богу за избавления святыни от поругания. Несмотря на то, что Сергиев Посад находился далеко от движения наполеоновских войск и главных сражений 1812 года, по преданию, Бонапарт, находясь в Москве, вынашивал идею захватить и разграбить Троице-Сергиеву лавру. Чудесное заступничество преподобного Сергия Радонежского помешало планам захватчика.
Мысль о чудесном спасении Троице-Сергиевой лавры от Наполеона озвучил сам митрополит Платон (Левшин) в послании к Святейшему Синоду в 1812 году: «Острое лезвие кровавого меча извивалось над несчастными сынами первопрестольной матери… новорожденный Иулиан [Наполеон – новый Юлиан Отступник] бешенствовал против Неба, и потрясал в Москве самое сердце земли: между тем, Лавра и Вифания, по судьбам Провидения, не испытали на себе пагубоносных перунов…И – странное чудо! От Москвы, где огнь истощил силу, к Лавре и Вифании не более расстояния, как с одной стороны – к ним от Дмитрова, а с другой до Богородска… Дивен Бог во Святых Своих – дивен в Преподобном Сергие!» Действительно, отряды французов совершили вылазки из Москвы в подмосковные города и села (Малые Мытищи, Марфино, Богородск). Соседний с Сергиевым Посадом Дмитров был занят пятитысячным отрядом французов, но у стен беззащитной Троицкой лавры неприятель так и не появился.
Среди преданий, изданных в сборнике «Рассказы очевидцев о двенадцатом годе», есть две легенды о том, как Наполеон намеревался захватить Троице-Сергиев монастырь. Находясь в захваченной столице, император французов будто бы взошел на колокольню Ивана Великого в Кремле и увидел с ее высоты Троицкую дорогу и саму Троицкую лавру.
В 1812 году митрополит Платон благословил Александра I необычной лаврской святыней – образом преподобного Сергия Радонежского. Эта икона, которая по указу царя перешла в Московское ополчение, была написана еще при царе Федоре Иоанновиче на доске от гроба, где покоились святые мощи Радонежского чудотворца. В 1654 году Алексей Михайлович приказал взять этот образ в войска во время Польских походов. Икона была с армией при взятии города Вильны. Во время войны со Швецией Петр I повелел графу Б.П. Шереметеву вновь взять из лавры этот образ чудотворца и объезжать с ним войска. На обратной стороне иконы были подробно описаны все сражения, свидетелем которых была эта лаврская реликвия. После изгнания французов из Москвы икону преподобного Сергия вернул в монастырь генерал-лейтенант П.П. Талызин, который служил в Московском ополчении.
Строительство Свято-Духовской церкви на окраине Сергиева Посада велось в два этапа. В 1829 году священник близлежащей Успенской церкви Петр Флеров инициировал строительство на Никольском кладбище каменной часовни. В 1832 году староста Успенской церкви Иван Антонович Шапошников пожертвовал средства на преобразование часовни в полноценный храм. В 1835 году новая кладбищенская церковь Сошествия Святого Духа на Апостолов была освящена архимандритом Троице-Сергиевой лавры. В 1840 году сын упоминавшегося благотворителя Иван Иванович Шапошников пожертвовал деньги на пристройку каменной колокольни.
В советские годы Свято-Духовский храм был закрыт и разорен, а Никольское кладбище было закрыто. В 1966 году в заброшенном храме случился пожар, который повредил деревянные конструкции. На протяжении нескольких лет разрушающаяся ротонда храма и трапезная часть были полностью разобраны на кирпичи. От храма-памятника Отечественной войне оставалась только руинированная колокольня. В 2005 году начался процесс возрождения храма и восстановления памяти о бывшем здесь городском кладбище, на котором и сегодня можно увидеть старинные могилы и надгробия.
Сергиев Посад. Церковь Сошествия Святого Духа на Клементьевском (Никольском) кладбище.
Свято-Духовская церковь
Карта и ближайшие объекты
Статьи
Свято-Духовской храм Сергиева Посада – один из исторических памятников города, в 2010 г. ему исполняется 178 лет. Его строительство связано с победой русского народа над Наполеоном Бонапартом и его армией. В 1830 г. в Сергиевском посаде (первоначальное название города) на Клементьевском кладбище в память о героизме русского народа было начато строительство Духовской церкви. 30 мая 1832 г. в свой престольный праздник она была освящена во имя Сошествия Святого Духа на апостолов. Она относилась к приходу соседней Успенской церкви.
Клементьевское кладбище было выбрано не случайно. В 1812 г. подмосковный город принял поток москвичей, бежавших из столицы перед входом французов, здесь лечились раненые воины. Известно, что в сентябре 1812 г. через Сергиевский посад проезжали участники знаменитого Бородинского сражения. Умерших от ран военных хоронили на посадских кладбищах, в том числе, на Клементьевском.
Строительство церкви шло в три этапа: возведение соборной (основной) части, затем – колокольни и, наконец, перехода, соединившего их. Соборная часть представляла собой ротонду, была круглой в плане. С трех сторон к ней примыкали портики, состоящие из четырех массивных колонн. Колокольня, судя по церковной описи, появилась не позднее 1835 г., она отличалась легкостью и изяществом своей конструкции. Церковь являлась холодной, неотапливаемой. Ее фасады были оштукатурены. Две главки выкрашены в синий цвет. В целом по архитектурному облику церковь можно было отнести к стилю московского ампира. Внутри храм украшала настенная масляная живопись. Сохранилась копия церковной описи, проведенной в 1835 г. с подробными сведениями о внутреннем убранстве храма, церковной утвари, иконах, ризах, богослужебных книгах (самые древние датировались XVII в.), колоколах (их общий вес составлял более 1,5 тонн). Последние были утрачены в 1934 г. Согласно постановлению Президиума Загорского Горсовета, их передали «в металлом для использования в промышленности». Судьба остальной утвари неизвестна. Из-за отсутствия данных, трудно говорить точно о времени закрытия храма, о причинах его разрушения.
От памятника в настоящее время остались лишь два яруса колокольни. В 2004 г. по благословению митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, при церкви была организована православная община и назначен настоятель – священник Валерий Малышкин. К настоящему времени на месте кладбищенской церкви возвели новую, она является одним из приходских храмов Сергиево-Посадского благочиния, в ней начата литургическая жизнь.
Свято-Духовской храм Сергиева Посада – один из исторических памятников города, в 2007 г. ему исполнилось 175 лет. Его строительство связано с победой русского народа над Наполеоном Бонапартом и его армией. Император Франции начал войну с Россией 12 июня 1812 г., но уже через несколько месяцев потерпел позорное поражение. Как известно, победоносное окончание войны вызвало мощный взлет национального самосознания русских людей, культурный и духовный подъем. По традиции предков знаменательная победа повсеместно была отмечена строительством храмов.
В 1830 г. в Сергиевском посаде (первоначальное название города) на Клементьевском кладбище в память о героизме русского народа было начато строительство Духовской церкви. 30 мая 1832 г. в свой престольный праздник она была освящена во имя Сошествия Святого Духа на апостолов. Церковь была приписной к приходу соседней Успенской церкви.
Клементьевское кладбище было выбрано не случайно. В 1812 г. подмосковный город принял поток москвичей, бежавших из столицы перед входом французов, здесь лечились раненые воины. В романе Л.Н. Толстого «Война и мир» есть эпизод: Наташа Ростова встречается со смертельно раненым князем Андреем Болконским у стен Святой Троицы. Известно, что в сентябре 1812 г. через Сергиевский посад проезжали участники знаменитого Бородинского сражения. Умерших от ран военных хоронили на посадских кладбищах, в том числе, на Клементьевском.
По сообщению историка Е.Е. Голубинского: «На Клементьевском кладбище церковь с престолом в честь Святого Духа построена тщанием прихожанина Клементьевской церкви И.А. Шапошникова при общем пособии прочих прихожан той же церкви в 1832 году…» (Голубинский Е.Е. Преподобный Сергий Радонежский и созданная им Троицкая лавра. М., 1909. С. 316). Под Клементьевской церковью следует понимать церковь Успения Божией Матери города Сергиев Посад (ныне центр Сергиево-Посадского благочиния). Купец Иван Антонович Шапошников являлся ее старостой.
Строительство церкви шло в три этапа: возведение соборной (основной) части, затем – колокольни и, наконец, перехода, соединившего их. Соборная часть представляла собой ротонду, была круглой в плане. С трех сторон к ней примыкали портики, состоящие из четырех массивных колонн. Колокольня, судя по церковной описи, появилась не позднее 1835 г., она отличалась легкостью и изяществом своей конструкции. Церковь являлась холодной, неотапливаемой. Ее фасады были оштукатурены. Две главки выкрашены в синий цвет. В целом по архитектурному облику церковь можно было отнести к стилю московского ампира. Имя автора проекта точно неизвестно. Предположительно им мог быть А.Г. Григорьев, русский архитектор, выходец из крепостных людей помещика Кретова Тамбовской губернии. В эти годы он участвовал в строительстве церквей в селах Радонеж и Воздвиженское.
Внутри храм украшала настенная масляная живопись. Сохранилась копия церковной описи, проведенной в 1835 г. с подробными сведениями о внутреннем убранстве храма, церковной утвари, иконах, ризах, богослужебных книгах (самые древние датировались XVII в.), колоколах (их общий вес составлял более 1,5 тонн). Последние были утрачены в 1934 г. Согласно постановлению Президиума Загорского Горсовета, их передали «в металлом для использования в промышленности». Судьба остальной утвари неизвестна. Из-за отсутствия данных, трудно говорить точно о времени закрытия храма, о причинах его разрушения.
Безбожные времена на памятник культуры наложили свою печать, оставив всего лишь два яруса колокольни. Первыми, кто обратил внимание на порушенный памятник и проявлял заботу о захороненных на этом кладбище именитых людей города, стали учащиеся и преподаватели воскресной школы Успенской церкви города Сергиев Посад. С 2002 года они взяли шефство над этим кладбищем. 7 мая 2004 года благочинный церквей Сергиево-Посадского округа священник Александр Самойлов обратился к Митрополиту Крутицкому и Коломенскому Ювеналию с рапортом о проведении Учредительного собрания и сборе необходимых документов для регистрации православной общины. Вскоре был зарегистрирован православный Приход, настоятелем которого был назначен священник Валерий Малышкин. Православные жители города, поддержав это начинание, стали помогать. На кладбище по субботам стали регулярно совершаться панихиды, а по понедельникам – молебен с акафистом Святому Духу.
В 2006 году на прежнем месте был вновь построен приходской дом, где возобновилась литургическая жизнь. Первая Божественная литургия была совершена 28 октября 2006 года на Дмитриевскую родительскую субботу. Утраченное храмовое здание восстанавливается, стены подведены под крышу, реставрируется колокольня, отлиты и установлены утраченные колокола. Настоятель Прихода окормляет детский сад №6, расположенный по соседству. Богослужения совершаются регулярно по воскресным и праздничным дням. Доброй традицией стал Крестный ход в день престольного праздника – понедельник по Пятидесятнице – из Успенской церкви в Духовскую для совершения водосвятного молебна.
22 августа 2020 года, в неделю 11-ю по Пятидесятнице, митрополит Ювеналий совершил великое освящение храма Святого Духа города Сергиев Посад и возглавил Божественную литургию в новоосвящённом храме. Его Высокопреосвященству сослужили: благочинный церквей Сергиево-Посадского округа протоиерей Игорь Завацкий, благочинный церквей Мытищинского округа протоиерей Димитрий Оловянников, настоятель храма Святого Духа города Сергиев Посад протоиерей Валерий Малышкин и другие представители духовенства.
Из журнала: «Московские Епархиальные Ведомости». №9/2020
В 1830-е годы в Сергиевом Посаде почти одновременно строились две кладбищенские церкви: Всехсвятская и Свято-Духовская. Оба храма возводились в стиле ампир, который распространился в России после победы в войне с Наполеоном.
Церковь Сошествия Святого Духа на Апостолов была выстроена на Никольском кладбище в первоначальном изводе в виде часовни. Её возвели на пожертвования прихожан соседней Успенской церкви, что в селе Клементьево в 1832 году, когда отмечалось двадцатилетняя годовщина изгнания наполеоновских солдат с территории Российской империи. Свято-Духовская часовня строилась так же, как памятник русским воинам павшим за освобождение России-матушки от французов и в благодарность Богу за избавление Троице-Сергиевой Лавры от поругания. Несмотря на то, что Сергиев Посад находился далеко от нахождения наполеоновских войск и главных сражений, сохранилось предание, согласно которому Бонапарт, находясь в Москве, вынашивал идею захватить и разграбить Сергиеву обитель. Чудесное заступничество преподобного Сергия Радонежского помешало планам захватчика. Мысль о чудесном спасении Троице-Сергиевой лавры от Наполеоновского разграбления была высказана самим митрополитом Платоном (Левшиным) в послании к Святейшему Синоду в 1812 году. Стоит сказать, что соседний с Сергиевым Посадом Дмитров был занят пятитысячным отрядом французов, но у стен Троице-Сергиевой лавры неприятель так и не появился.
Строительство Свято-Духовской церкви-часовни велось в два этапа. В 1829 году священник близлежащей Успенской церкви села Клементьево Пётр Флеров инициировал строительство на Никольском кладбище каменной часовни. В 1832 году староста той же церкви Иван Антонович Шапошников пожертвовал средства на преобразование часовни в полноценный храм. Обустройство храма продолжалось около 2-х лет и было окончено в 1834-м году. Кладбищенская церковь в честь Сошествия Святого Духа была приписной к Успенскому храму села Клементьево и собственного причта не имела. Осенью 1835 года церковь была освящена заштатным архимандритом Паисием, жившим в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре. Прошло около шести лет со времени возведения часовни-церкви, и все эти годы храм стоял без колокольни. Причт Успенского храма, бросил тогда клич: «Соседнему Духовскому храму нужна колокольня!». Нашлись благотворители и спонсоры. Местному архитектору Еремееву был заказан чертёж и рисунок фасада будущей колокольни. Не теряя времени, постепенно закупался строительный материал и кирпич для строительства.
К основному объёму храма-ротонды были пристроены с южного и северного фасадов, портики с четырьмя массивными колоннами. Колокольня, трапезная и портики с колоннами были сложены из кирпича размером 24/25х11,5х7 см и имели детали из белого камня: белокаменными блоками были облицованы цокольная часть колокольни и трапезной. Белокаменными замковыми камнями были завершены арочные проёмы обоих ярусов колокольни. Из белого камня выложены угловые части двух простых каменных поясков, украшающих верхнюю часть колокольни, и такого же пояска в основании карниза её первого яруса. Колонны портиков имели белокаменные базы. По предписанию Московской Комиссии по строительству стены колокольни для прочности были армированы металлическими связками. На второй ярус колокольни вела деревянная лестница. Луковица главки была окрашена выпуклым изображением звёзд. Плоскости восьмигранного барабана украшали сюжетные росписи. Снаружи церковь была оштукатурена.
10 июня 2011 года, накануне Троицкой родительской субботы, в предверии праздника Святой Троицы и престольного праздника Дня Святого Духа храм распахнул свои двери для прихожан, в нём начали совершаться Богослужения.
Храм Святого Духа
Сергиев Посад. Церковь Сошествия Святого Духа на Клементьевском (Никольском) кладбище
Адрес: г. Сергиев Посад, ул. Воробьевская, д. 35
Настоятель Малышкин Валерий Семенович
Храм Святого Духа запись закреплена
Храм Святого Духа запись закреплена
Православие † Иосиф Исихаст
УЧЁНЫЕ ДОКАЗАЛИ СИЛУ МОЛИТВЫ ПЕРЕД ЕДОЙ.
Была проведена большая серия экспериментов, которые многократно перепроверили, перед тем как обнародовать результаты. Они феноменальны: выявлены уникальные бактерицидные свойства, появляющиеся в воде от её освящения молитвой! Открыто новое, ранее неизвестное свойство Слова Божьего преобразовывать структуру воды, значительно повышая её оптическую плотность в короткой ультрафиолетовой области спектра.
По условию эксперимента, для исключения влияния возможного мысленного внушения, молитву читали и верующие, и неверующие люди. Однако число патогенных бактерий в разных средах (с различными наборами бактерий) всё равно уменьшалось по сравнению с контрольным образцом.
Благотворно влияние молитвы сказывалось и на самих читавших ее людей. У всех испытуемых стабилизировалось давление, улучшались показатели крови. Удивителен тот факт, что показатели менялись в точно требуемом для исцеления направлении: у гипотоников давление повышалось, у гипертоников — снижалось.
Молитва изменяет оптическую плотность воды практически мгновенно. Оптическая плотность водопроводной воды, освящаемой совершением над ней молитвы обычным верующим, повышается почти в 1,5 раза!
Поскольку человеческий организм состоит более чем на две трети из воды, это означает, что в нас Богом была заложена при сотворении такая система физических каналов, регулирующих все биохимические процессы в организме, которая чётко «узнает» имя Иисуса Христа!
Храм Святого Духа запись закреплена
Lyudmila Borisova
Храм Святого Духа запись закреплена
Любители Стихов и Православных цитат!
Доброе утро, Дорогие Братья и Сестры. )))
С понедельником Светлой седмицы. )))
Поздравляем всех с Великой Пасхой!
И хотим сегодня пожелать
Показать полностью.
Жить в любви, согласии и ласке,
Сдерживаться, верить и прощать.
Пусть никто не будет обездолен,
Пусть не будет предан, не предаст.
Поступайте вы по Божьей воле,
И Господь за это вам воздаст.
Всех с Великой Пасхой поздравляем
Радости всем вам. Христос воскрес!
И беречь себя и близких вам желаем
И ведь это и не грех.
Храм Святого Духа запись закреплена
† Православная мудрость
Храм Святого Духа запись закреплена
ПРАВОСЛАВИЕ | ОКЕАН МУДРОСТИ †
1 мая. Великая Суббота.
В Великую субботу Православная Церковь воспоминает телесное погребение Иисуса Христа и сошествие Его во ад.
Сняв с креста и обвив пеленами с благовониями, по обычаю иудеев, Иосиф и Никодим положили пречистое Тело Господа в новом каменном гробе в саду Иосифовом, находившемся недалеко от Голгофы. К дверям гроба привалили большой камень. При погребении Иисуса Христа находилась Мария Магдалина, мать Иакова и Иосиева.
Показать полностью.
Первосвященники и фарисеи знали, что Иисус Христос предрекал о Своем воскресении, но не веря сему предсказанию и опасаясь, чтобы Апостолы не похитили Тела Иисуса Христа и не сказали народу: воскрес из мертвых, – в субботу выпросили у Пилата военную стражу, приставили ко гробу и самый гроб запечатали (Мф. 27, 57-66; Ин. 19, 39-42) и тем доставили истине новое подтверждение.
На утрени Великой Субботы, после Великого славословия, Плащаница при пении «Святый Боже…» выносится священнослужителями из храма на главе, при участии народа, и обносится вокруг храма в воспоминание сошествия Иисуса Христа во ад и победы Его над адом и смертью. Затем, по внесению Плащаницы во храм, она подносится к открытым Царским Вратам, в знамение того, что Спаситель неразлучно пребывает с Богом Отцом и что Он Своими страданиями и смертью снова отверз нам двери рая.
По окончании Литургии бывает благословение хлебов и вина, а в большинстве храмов происходит освящение куличей, пасох и яиц.
В двенадцатом часу ночи совершается полунощница, на которой поется канон Великой Субботы. В конце полунощницы священнослужители молча переносят Плащаницу с середины храма в алтарь Царскими Вратами и кладут ее на Престол, где она остается до праздника Вознесения Господня, в память сорокадневного пребывания Иисуса Христа на земле по Воскресении Его из мертвых.
В исследовании Православной веры, кн. 3, гл. 28
Тропари Великой Субботы, глас 2:
Благообра́зный Ио́сиф,/ с Дре́ва снем Пречи́стое Те́ло Твое́,/ плащани́цею чи́стою обви́в и воня́ми,// во гро́бе но́ве покры́в положи́. Егда́ снизше́л еси́ к сме́рти, Животе́ Безсме́ртный,/ тогда́ ад умертви́л еси́ блиста́нием Божества́./ Егда́ же и уме́ршия от преиспо́дних воскреси́л еси́,/ вся Си́лы Небе́сныя взыва́ху:// Жизнода́вче, Христе́ Бо́же наш, сла́ва Тебе́. Мироно́сицам жена́м при гро́бе предста́в, А́нгел вопия́ше:/ ми́ра ме́ртвым суть прили́чна,// Христо́с же истле́ния яви́ся чуждь.
Кондак Великой Субботы, глас 6:
Бе́здну заключи́вый мертв зри́тся,/ и сми́рною и плащани́цею обви́вся,/ во гро́бе полага́ется, я́ко сме́ртный, Безсме́ртный,/ жены́ же приидо́ша пома́зати Его́ ми́ром,/ пла́чущия го́рько и вопию́щия:/ сия́ суббо́та есть преблагослове́нная,// в не́йже Христо́с усну́в, воскре́снет тридне́вен.
Вместо Херувимской песни поем тропарь, глас 8:
Да молчи́т вся́кая плоть челове́ча, и да стои́т со стра́хом и тре́петом, и ничто́же земно́е в себе́ да помышля́ет: Царь бо ца́рствующих и Господь госпо́дствующих прихо́дит закла́тися и да́тися в снедь ве́рным. Предхо́дят же Сему́ ли́цы а́нгельстии со вся́ким Нача́лом и Вла́стию, многоочи́тии Херуви́ми, и шестокрила́тии Серафи́ми, ли́ца закрыва́юще, и вопию́ще песнь: Аллилу́ия, аллилу́ия, аллилу́ия.
Тропарь Благовещения, глас 4:
Днесь спасе́ния на́шего глави́зна/ и е́же от ве́ка та́инства явле́ние:/ Сын Бо́жий Сын Де́вы быва́ет,/ и Гаврии́л благода́ть благовеству́ет./ Те́мже и мы с ним Богоро́дице возопии́м:/ ра́дуйся, Благода́тная,// Госпо́дь с Тобо́ю.
Кондак Благовещения, глас 8:
Взбра́нной Воево́де победи́тельная,/ я́ко изба́вльшеся от злых,/ благода́рственная воспису́ем Ти, раби́ Твои́, Богоро́дице,/ но, я́ко иму́щая держа́ву непобеди́мую,/ от вся́ких нас бед свободи́, да зове́м Ти:// ра́дуйся, Неве́сто Неневе́стная.
Величание:
Арха́нгельский глас/ вопие́м Ти, Чи́стая:/ ра́дуйся,/ Благода́тная,// Госпо́дь с Тобо́ю.
Задостойник, глас 6:
Не рыда́й Мене́, Ма́ти, зря́щи во гро́бе, Его́же во чре́ве без се́мене зачала́ еси́ Сы́на: воста́ну бо и просла́влюся и вознесу́ со сла́вою, непреста́нно я́ко Бог, ве́рою и любо́вию Тя велича́ющия.