свято духов новосильский мужской монастырь

Свято-Духов Новосильский мужской монастырь

Мiръ Россия Орловская область Свято-Духов Новосильский мужской монастырь

свято духов новосильский мужской монастырь. Смотреть фото свято духов новосильский мужской монастырь. Смотреть картинку свято духов новосильский мужской монастырь. Картинка про свято духов новосильский мужской монастырь. Фото свято духов новосильский мужской монастырь

Свято-Духов Новосильский монастырь основан не позднее начала XVII века. Престольные праздники: День Святого Духа.

Содержание

История [ править ]

Монастырь известен с 1619 года, хотя предположительно существовал значительно ранее.

В 1637 году был разгромлен и сожжён крымскими татарами. Из вотчин монастыря татары увели в плен 270 человек.

По челобитной игумена Свято-Духова монастыря Симона о необходимости укрепления новосильской крепости и в целом засечной оборонительной линии от крымских татар и нагайцев в 1644 году монастырь посещал царь Михаил Фёдорович.

По писцовой книге 1685 года монастырь имел всего одну деревянную церковь Святой Живоначальной Троицы с приделом святителя Николая Чудотворца, к которой были пристроены трапезная и паперть.

В 1764 году в ходе секуляризационной реформы монастырь был закрыт, а церковь обращена в приходскую.

В 1767 году по ходатайству помещиков Новосильского уезда князя П. Я. Голицына и вице-президента государственной коллегии экономии П. В. Хитрово и других, обитель снова открыли и причислили к числу заштатных монастырей.

В 1770 году была построена каменная Соборная церковь, а в 1780 — каменная Крестовоздвиженская.

При монастыре с середины XVIII века существовала школа, в 1805 году возведённая в ранг духовного училища, впоследствии переведенного в город Новосиль.

В 1821 году был возведён храм во имя святого Николая, а в 1844 — построена церковь во имя Спаса Нерукотворного Образа.

В 1925 году был закрыт. В 1934 году были взорваны два храма — Свято-Никольский с Крестовоздвиженским приделом и во имя Нерукотворенного Образа Христа Спасителя. Уцелел лишь храм Святой Живоначальной Троицы, поскольку его решили использовать в качестве складского помещения для хранения зерна и запасных частей к сельхозмашинам.

В период Великой Отечественной войны храм Святой Живоначальной Троицы был сильно повреждён. От него остались лишь центральная часть с полуразрушенным куполом, алтарь и некоторые несущие конструкции трапезной.

После войны храм Святой Живоначальной Троицы тоже использовали в качестве складного помещения. На территории монастыря руководители местного колхоза устроили машинный двор.

Современное состояние [ править ]

Возрождение свято-Духова монастыря было начато в 2004 году по благословению духовника Оптиной пустыни схиигумена Илия (Ноздрина).

27 декабря 2005 года решением Священного Синода монастырь был официально возрождён. К моменту возобновления монастырской жизни большинство построек были частично или полностью разрушены.

С октября 2007 года братия Свято-Духова монастыря продолжает духовно окормлять строящийся храм Корсунской иконы Богоматери села Корсунь Верховского района Орловской области.

В 2010 году продолжена кладка западной и южной частей монастырской ограды со сторожевыми башнями и часовней, начато возведение южной части монастырской ограды с площадкой. Продолжена реставрация монастырского храма Святой Живоначальной Троицы. Активно велись работы по возведению храмового комплекса, разводке газопровода и отопительных сетей. Продолжается благоустройство монастырской территории.

Святыни [ править ]

Как добраться [ править ]

Проезд: Проезд до монастыря из Орла — автостанция-рейсовые автобусы до г. Новосиль. От г. Новосиль 4 км до с. Задушное. Посещение монастыря желательно в следующие часы: с 7:30 до 12:00 и с 15:00 до 21:00.

Адрес: Орловская область, Новосильский р-он, с. Задушное

Расписание богослужений [ править ]

С актуальным расписанием богослужений можно ознакомиться на официальном сайте монастыря.

Источник

Орловская митрополия

Свято-Духов мужской монастырь

свято духов новосильский мужской монастырь. Смотреть фото свято духов новосильский мужской монастырь. Смотреть картинку свято духов новосильский мужской монастырь. Картинка про свято духов новосильский мужской монастырь. Фото свято духов новосильский мужской монастырь

Историческая справка

Становление Свято-Духова монастыря относится к первой четверти 12 века. Основан он был учениками просветителя вятичей — преподобного священномученика Иоанна Кукши.

В 1495 году монастырь был переведен с большой елецкой на литовскую дорогу и расположился близ Новосиля. Со временем здесь были возведены три великолепных храма, жилые и хозяйственные постройки, обнесенные каменной монастырской оградой. Форпост православия располагал крепким подсобным хозяйством. Но, как и прежде, в лихую годину всегда выставлял своих ратников на защиту Отечества. В частности, прослеживается прямая взаимосвязь Свято-Духова монастыря с результатами знаменитого Судбищенского сражения(1555 год).

По челобитной игумена Свято-Духова монастыря Симона о необходимости укрепления новосильской крепости и в целом засечной оборонительной линии от крымских татар и нагайцев (это также подлинный исторический факт!) в 1644 году монастырь посещал первый государь из династии Романовых – Михаил Федорович. Он несколько дней гостил у игумена, затем тщательно осмотрел городскую крепость, побеседовал с военачальниками. Сделав необходимые выводы, государь тут же распорядился значительно усилить гарнизон крепости. Новосильским пушкарям, стрельцам и казакам была выдана грамота за владение землей. Затем данное государево решение было распространено на все засеченные рубежи Руси Великой.

Неоднократно бывал в Свято-Духовом мужском монастыре и Алексей Михайлович Романов, тишайший и мудрейший правитель государства российского, сумевший, как известно, существенно упорядочить отечественное законодательство (Свод законов). Несомненно, что духовные наставления Алексей Михайловича в монастыре также оказали благотворное влияние на его деятельность.

Без преувеличения можно сказать, что Свято-Духов мужской монастырь испокон века был местом, особо почитаемым у православных христиан. За духовным советом сюда ехали не только императоры и влиятельные государственные мужи. Сюда тянулись вереницы паломников со всей земли русской. Здесь находилась одна из величайших российских святынь – чудотворная икона Святителя Николая, привезенная в Новосиль в 1153 году второй женой Юрия Долгорукого Ольгой, являвшейся также родной сестрой византийского императора Мануила. Икона эта была настолько почитаема на Руси, что в благоприятное летнее время ее регулярно возили по городам и весям России (вплоть до 1917 года). После прихода к власти одержимых сатанинской идеей, большевиков след чудотворной иконы теряется. Какова ее дальнейшая судьба, неизвестно.

Закрыт Свято-Духов монастырь был в 1918 году. Разрушили же его коммунисты в 1934 году: были взорваны два храма – Свято-Никольский с Крестовоздвиженским приделом и во имя Нерукотворенного Образа Христа Спасителя. Чудом уцелел лишь храм Святой Живоначальной Троицы, поскольку его решили использовать в качестве складского помещения для хранения зерна и запасных частей к сельхозмашинам. Жилые и хозяйственные постройки обители, а также монастырская ограда были полностью разрушены.

В период Великой Отечественной войны храм Святой Живоначальной Троицы был сильно поврежден. От него остались лишь центральная часть с полуразрушенным куполом, алтарь и некоторые несущие конструкции трапезной.

После войны храм Святой Живоначальной Троицы тоже использовали в качестве складного помещения. На территории монастыря руководители местного колхоза устроили машинный двор, поставили емкости с горюче-смазочными материалами. И эта вакханалия продолжалась десятилетия…

К моменту возобновления монастырской жизни большинство построек оказались частично или полностью разрушенными. Первоначально имел статус прихода.

Возрождение свято-Духова монастыря было начато в 2004 году по благословению схиигумена и духовника Оптиной пустыни, а ныне духовника Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла схиархимандрита Илия.

Решением Священного Синода от 27.12.2005 (Журнал № 117) приход преобразован в епархиальный Свято-Духов мужской монастырь.

В 2010 году продолжена кладка западной и южной частей монастырской ограды со сторожевыми башнями и часовней, начато возведение южной части монастырской ограды с площадкой. Продолжена реставрация монастырского храма Святой Живоначальной Троицы. Активно велись работы по возведению храмового комплекса, разводке газопровода и отопительных сетей. Продолжилось благоустройство монастырской территории. К настоящему времени восстановлены притвор и трапезная часть храма Святой Живоначальной Троицы, ведутся работы по реставрации центральной части и алтаря этого храма. Построена северная часть монастырской ограды с въездными вратами и двумя сторожевыми башнями, на 70 процентов выполнена кирпичная кладка восточной и западной частей ограды, начато возведение южной. Построены сторожка, богадельня, трапезная с кухней для монахов и послушников, завершается строительство двухэтажного братского корпуса и теплого гаража. Пробурена артезианская скважина и выполнена разводка водопровода и канализации в богадельне. К основным монастырским объектам проложен подземный газопровод.

Восстановление Свято-Духовой обители ведется в соответствии с перспективным планом застройки на основе сохранившихся историко-архитектурных сведений и фотографий монастыря начала ХХ века. Все делается для того, чтобы воссоздать древнейшую православную святыню в ее былой красе и величии.

Постоянную попечительскую заботу и поддержку в сложном и многотрудном деле по возрождению обители мы ощущаем со стороны нашего духовника о. Илия. Дай, Господи, ему здоровья на многие лета. Он терпеливо и настойчиво проводит работу по формированию дружного и сплоченного коллектива братии монастыря. Вновь прибывающих в обитель послушников мы принимаем по благословению батюшки Илия. Он всегда с величайшей радостью приезжает к нам на постриг. Братии в Свято-Духовом монастыре, слава Богу, с каждым годом все прибавляется. К настоящему времени уже насчитывается девять монахов (в т.ч. три иеромонаха и два иеродиакона) и семь послушников. Добросовестно, во славу Божию, выполняют работы по реставрации и строительству монастырских объектов пятнадцать трудников.

Источник

Свято духов новосильский мужской монастырь

Свято-Духов монастырь Ливенской епархии Орловской митрополии относится к числу древнейших обителей России. Расположение монастыря на так называемой Литовской дороге («Литовском шляхе»), по которой приходили с Запада на Русь орды захватчиков и грабителей, определяло его важное стратегическое значение в прошлом. Новосильский Свято-Духов мужской монастырь испокон века был местом, особо почитаемым у православных христиан. Писцовые книги XVII века свидетельствуют о внимании и благоволении к Свято-Духову монастырю государей Михаила Федоровича, Алексея Михайловича, а также Иоанна Алексеевича, Петра Алексеевича и великой княжны Софьи Алексеевны. За духовным советом сюда ехали не только цари и влиятельные государственные мужи. Сюда тянулись вереницы паломников со всей земли.

В течение XI X века и начале ХХ столетия Свято-Духов монастырь играл большую роль в жизни Тульской епархии. При монастыре была устроена епархиальная больница для монашествующих и богадельня. С 1805 по 1869 год в стенах монастыря размещалось Новосильское духовное училище, в выпускники которого играли видную роль в жизни Русской Православной Церкви второй половины XIX –начала XX века. В числе жертвователей и благотворителей монастыря были знатные и состоятельные новосильские помещики, представители таких знаменитых русских родов, как князья Долгоруковы, Голицыны, Шуйские, Васильчиковы, Воротынские, Хилковы и др. Многие из них были похоронены на разоренном при Советской власти монастырском кладбище.

После Октябрьского переворота монастырь был закрыт, святыни разграблены, две из трех монастырских церквей были взорваны, а величественное здание собора монастыря – церкви Живоначальной Троицы, построенной по древним образцам русской церковной архитектуры, превращено в склад удобрений. На территории монастыря руководители местного колхоза устроили машинный двор, поставили емкости с горюче-смазочными материалами.

Возрождение Свято-Духова монастыря было начато в 2004 году по благословению схиигумена и духовника Оптиной пустыни Илия (ныне схиархимандрита, духовника Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла), а также архиепископа Орловского и Ливенского Паисия (1930-2008).

Возглавить работы по восстановлению монастыря отец Илий (Ноздрин) благословил послушника Виктора Маслова (ныне игумен монастыря о. Александр). Весной 2004 началась расчистка руин, в которой приняли активное участие местные жители. 25 апреля 2004 года на территории монастыря состоялся первый водосвятный молебен. В день Святого Духа на богослужение собралось особенно много людей. На службу пришли не только люди старшего поколения, но и дети – учащиеся местной школы.

Так было положено начало проведению богослужений на святом месте – среди развалин, под открытым небом. Слой разбитых кирпичей и мусора достигал трех метров. По благословению схиигумена Илии Оптинского, для разборки завалов приезжали трудники из самых разных мест России. Ревностно участвовали в подготовительных работах жители близлежащих населенных пунктов, приезжали поработать ради Господа – из п. Залегощь, с. Алешни, г. Новосиля. Темпы работ удивляли всех. К моменту возобновления монастырской жизни большинство построек были частично или полностью разрушены. В 2005 г. были укреплены фундамент и несущие конструкции Троицкого храма, начата реставрация алтаря.

Решением Священного Синода от 27.12.2005 («Журнал Московской Патриархии» № 11) возглавляемая Виктором Масловым церковная община была преобразована в епархиальный Свято-Духов мужской монастырь. Виктор Маслов принял монашеский постриг с именем Александр, был рукоположен в иеродиаконы, затем в иеромонахи. Постановлением Священного Синода от 11.04.2006 (журнал № 28) иеромонах Александр (Маслов) был назначен наместником Свято-Духова мужского монастыря с. Задушное Новосильского района Орловской области. Возведен в сан игумена в 2009 году.

О. Александр рассказывает: «Постоянную попечительскую заботу и поддержку в сложном и многотрудном деле по возрождению обители мы ощущаем со стороны нашего духовника о. Илия. Он терпеливо и настойчиво проводит работу по формированию дружного и сплоченного коллектива братии монастыря. Вновь прибывающих в обитель послушников мы принимаем по благословению батюшки Илия. Он всегда с величайшей радостью приезжает к нам на постриг. Активную поддержку и внимание мы ощущали и ощущаем со стороны руководителей Орловско-Ливенской епархии (с 2014 года – митрополии) архиепископа Паисия, епископа Иеронима, архиепископа Пантелеимона, митрополита Антония, митрополита Тихона. Благотворное влияние на ход восстановительных работ оказало образование в 2014 Ливенской епархии. Епископ Ливенский преосвященный Нектарий становится настоятелем обители, оказывает действенную поддержку нам, проявляя архипастырское попечение о духовных и материальных нуждах монастыря».

В настоящее время интенсивно идет восстановление разрушенного. Заменен поврежденный купол храма Святой Живоначальной Троицы. Проведена реставрация трапезной, центральной части и алтаря, завершено оштукатуривание храма.

1 июня 2015 года состоялось освящение Троицкого собора епископом Ливенским и Малоархангельским Нектарием и схиархимандритомИлием.

Помимо главного храма обители, в настоящее время, по благословению схиархимандрита Илия, восстановлена разобранная в советское время на строительные материалы монастырская ограда, некоторые участки которой повторяют облик древнерусской крепости, напоминая о том вкладе, которую внес в свое время монастырь в защиту Отечества. Сооружены братский корпус, богадельня, трапезная с кухней для насельников монастыря, летняя паломническая трапезная, ряд подсобных построек хозяйственного назначения, библиотека, теплый гараж; создан машинно-тракторный парк; налажено водоснабжение, к основным монастырским объектам подведен подземный газопровод.

В середине южного участка ограды обители воздвигнут величественный поклонный крест в окружении белокаменных стен с бойницами, символизирующие стену святого града Иерусалима – места искупительного подвига Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа. Под крутой горой, на которой возвышается поклонный крест, бьет живительный источник прозрачной воды, к которому летом нередко спускаются монашествующие братья и гости-паломники.

При монастыре действует животноводческое и земледельческое хозяйство, также созданное по совету духовника обители. Оно является важным подспорьем в обеспечении монашествующих и трудников продуктами питания. Насельники обители ухаживают за огородами, пасекой. На прежнем месте разбит монастырский фруктовый сад, поражавший всех в прошлом своим зеленым великолепием. Территорию монастыря сегодня украшают цветы, декоративные растения и деревья. Каждый год насельники обители при помощи местных казаков засеивают арендуемые участки земли пшеницей, овсом, гречкой и другими зерновыми культурами, ухаживают за полями, наблюдают за ростом и созреванием посеянного.

Как и до Октябрьского переворота, по благословению старца Илия, при монастыре действует богадельня, в которой находят приют, уход и лечение люди, от которых отказалось общество. Монастырь способствует реабилитации многих бывших заключенных, которые не нашли после тюрьмы себе место в жизни, получая везде отказ в приеме на работу. Для многих приют и работа в монастыре – последняя надежда в жизни.

С осени 2018 года возрождается взорванная богоборцами Никольская церковь. В настоящее время возведены стены церкви, при этом сохранившиеся элементы первозданной постройки органично включаются в каменные конструкции возрождаемого храма. Осенью 2019 года напротив обители начато строительство новой монастырской церкви во имя преподобного Алексия, Человека Божия.

Свято-Духов монастырь в настоящее время возвращается к духовно-просветительской деятельности, прерванной после Октябрьского переворота. С апреля 2011 года, по благословению старца Илия, издается газета «Монастырский вестник» на 16 страницах со специальным тематическим вкладышем, посвященным казачеству. На страницах «Монастырского вестника» освящаются текущие события в жизни монастыря, публикуются материалы духовного содержания и нравственные поучения, статьи, посвященные разъяснению смысла церковного богослужения, таинств, праздников, икон, печатаются историко-патриотические статьи, проповеди, очерки.

Свято-Духов монастырь, окормляемый схиармандритом Илием, в настоящее время играет роль духовного и культурного центра для населения Новосильского и окружающих районов. Монастырские престольные праздники приобрели сегодня значение общих народных праздников для обитателей близлежащих сел и новосильцев, для прихожан ряда церквей Ливенской епархии, а также для многих орловцев, амчан, болховцев, жителей многих других городов Орловской, Тульской, Московской, Воронежской области. Это: День Святой Троицы, праздник Нисшествия Святого Духа («Духов день»), Воздвижение честного Креста Господня, праздник перенесения Нерукотворного образа Господа Иисуса Христа (Спаса Нерукотворного) – 16/29 авг., Покрова Божией Матери – 1/14 окт., дни памяти святителя Николая – 9/22 мая и 6/19 декабря.

Главным праздником обители является праздник Нисшествия Святого Духа. В «Духов день» после праздничного богослужения традиционно устраиваются крестные ходы, концерты, народные гуляния, экскурсии по монастырю. Для всех приглашенных устраивается монастырская трапеза..

Духовенство обители совместно с членами Казачьего объединения, созданном по благословению старца Илия при монастыре, и активными прихожанами заботится о нравственном и патриотическом воспитании детей и юношества: проводятся беседы, встречи, экскурсии и паломничества, специальные уроки, посвященные духовно-патриотической тематике, детские казачьи кадетские походы и пр. Тем самым восстанавливается связь времен: дети чувствуют себя частью великого народа, приобщаясь к его духовной жизни и его свершениям.

Сошествие Святого Духа на апостолов положило начало христианской церкви. Дары Святого Духа сделали проповедь апостолов живоносной и глубоко убедительной. За несколько десятилетий христианство распространяется по всей Римской империи, а также далеко за ее пределами, и после этого в течение двадцати веков определяет облик всего мира. Однако попытка уничтожить христианскую веру, предпринятая богоборческой властью в нашем государстве, оставила выжженный след в душах многих. Произошло религиозное одичание значительной части народа, параллельно с ростом суеверия и мракобесия, распространением языческого мировидения и образа жизни. В этом отношении современная ситуация напоминает ситуацию первых веков христианства.

Вдохновляемое схиархимандритом Илием, духовенство Свято-Духова монастыря стремится к осуществлению апостольского идеала в условиях наших дней. Наместник обители игумен Александр (Маслов), братия монастыря делают очень многое для восстановления церковной жизни, для распространения и укрепления православной христианской веры в ряде поселений Новосильского, Залегощинского, Верховского, Новодеревеньковского, Корсаковского районов Орловской области.

Более десяти лет за монастырем, по благословению старца Илия, закреплен храм во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» в селе Нововоскресеновка Корсаковского района.Наместник Свято-Духова монастыря игумен Александр Маслов не оставляет своим попечением храм-скит, регулярно приезжает сюда для встреч и бесед с прихожанами, которые, по мере возможностей старается приезжать на службы в Свято-Духов монастырь, участвовать в крестных ходах, выполнять порученные им послушания наместника.

С октября 2007 года, по благословению старца схиархимандрита Илии, началось окормление духовенством монастыря прихода при храме Корсунской иконы Божией Матери в селе КорсуньВерховского района Орловской области, где совершались богослужения в воскресные и праздничные дни. По благословению о. Илии, также были организованы приходы, селе Алешня Залегощенского района Орловской области, в селе Косарёво Новодеревеньковского района Орловской области, в селе Паньково Новодеревеньковского района. На протяжении долгого времени для совершения богослужений в воскресные и праздничные дни в перечисленные села выезжали священники – клирики Свято-Духова монастыря. Ныне в этих приходах и церквях несут постоянное служение «птенцы гнезда обители Святого Духа», насельники, послушники, воспитанники монастыря и его наместника – игумена Александра.

Так, в село Корсунь был направлен иеромонах Силуан (Фирсов), несколько лет до этого прослуживший в Свято-Духовом монастыре. На базе прихода при храме Корсунской иконы Божией Матери были созданы две общины – братская и сестринская. Обе они приобрели в настоящее время статус монастырей. Сначала сестринская (в 2014 году), затем – братская. 3 июля 2015 года на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви, прошедшем в Санкт-Петербурге, в связи с прошением Преосвященного епископа Ливенского и Малоархангельского Нектария, принято решение открыть в селе Корсунь Верховского района Орловской области Корсунскую Князь-Владимирскую мужскую пустынь и назначить игуменом монастыря иеромонаха Силуана (Фирсова).

24 февраля 2001 года в Доме культуры села Алёшня состоялось первое собрание православной общины, созданной по благословению оптинского старца Илия (Ноздрина). Инициаторами создания православной общины и прихода стали послушник Оптинской пустыни Виктор Владимирович Маслов (ныне игумен Александр, наместник Свято-Духова монастыря) и житель села Алешня Сергей Семенович Ложкин, который прошел все степени церковного послушания в Свято-Духовой обители и стал священником и настоятелем церкви во имя иконы Божией Матери «Спорительница хлебов» в селе Алешня.

В течение ряда лет монахами Свято-Духова монастыря окормлялся приход села Косарево, которое в прошлом играло важную роль в обороне пограничных засечных линий: первоначально оно было населено потомками казаков, которые при царе Алексее Михайловиче пришли из Запорожья и были поселены около г. Новосиля, для охраны его от Литовских набегов. Духовным центром села до Октябрьского переворота была кирпичная церковь во имя Михаила Архангела с Никольским приделом. В годы советской власти церковь была разрушена. Для постоянного окормления казачьего прихода в село Косаревобыл направлен иерей Александр (Тимошкин), также много лет несший послушания в Свято-Духовом монастыре.

В течение пятнадцати лет действует подворье монастыря в селе Паньково Новодеревеньковского района. По благословению о.Илии, благодаря усилиям фермера и казачьего атамана А.В. Отрощенко, а также его заместителя С.Н. Васечкина, был восстановлен храм во имя Живоначальной Троицы, построенный в 1758 году на средства помещиков Шатиловых ивзорванный во время хрущевских гонений на Церковь в конце 50-х годов прошлого века. 17 июня 2019 года, в День Святого Духа в соборном Троицком храме Свято-Духова монастыря во время Литургии епископ Ливенский и МалоархангельскийНектарий рукоположил Александра Владимировича Отрощенко в сан диакона. Иерейская хиротония атамана состоялась 5 января 2020 года в храме Живоначальной Троицы села Паньково.

К числу насельников Свято-Духовой обители некоторое время относился также и известный миссионер иеромонах Владимир (Гусев). Здесь он принял постриг (2008 г.). Чин пострижения был совершен схиигуменом Илием (Ноздриным) и наместником монастыря Александром (Масловым). В настоящее время о. Владимир является настоятелем храма Двух архангелов в Михайловском районе Ливенской епархии, руководит Душепопечительским Центром «Покров, начал строительство монастыря, возглавляет Отдел по работе с нарко- и алкозавизимыми Ливенской епархии.

Активное участие, по благословению духовника обители, принимал в восстановлении монастыря иеродьякон Филарет (Павлов), ныне скитоначальник скита во имя Рождества Пресвятой Богородицы в селе Сторожевое Мценского района Орловской области.

В первые годы после восстановления деятельности монастыря, Господь сподобил насельников обители жить рядом с человеком, которого схиархимандрит Илий называл Блаженным – Алексеем Афанасьевичем Ноздрачевым. В марте 2012 года он ушел из земной жизни. Последнее время этот светлый человек жил в Брянской области и умер там мученической смертью – после пожара он получил сильнейшие ожоги, страдал и скончался в больнице.

В монастыре он появился в 2005 году. Благословил его на поселение близ обители наш духовник и наставник схиархимандрит Илий. Алексея Афанасьевич нередко принимал на себя боль, страдания тех, кто приходил за помощью и поддержкой. Всегда находил слова утешения для братии монастыря и прихожан.

Истоки духоносной веры Алексея Афанасьевича, благодатной энергии, исходившей от него идут от известных всему православному миру глинских старцев – схиархимандрита Серафима (Амелина) и схиигумена Андроника (Лукаша). Их сегодня причислили к лику святых. Именно у этих знаменитых подвижников был на послушании Алексей Афанасьевич Ноздрачев, в прошлом бывший десантник знаменитой Псковской дивизии.

Когда Алексей Афанасьевич жил при монастыре Святого Духа, то часто уходил в затвор, вымаливал кого-нибудь. Тогда он не ел, не пил, не спал, неделями никого не принимал, не разговаривал. Кто знал его и встречался с ним хоть один раз, может с уверенностью сказать, что это был воистину человек Божий. Даже когда он лежал в брянской больнице в ожоговом отделении, врачи выходили из палаты со слезами на глазах – какой силой надо обладать, чтобы терпеть такие ожоги, не давая делать себе обезболивающие уколы. Такие примеры и ситуации дают нам возможность познать силу Духа Святого, действующего в святых людях.

Схиархимандрит Илий Оптинский называл отца Алексия блаженным. Промыслительным образом они являлись полными тезками (по крещальным именам) – оба Алексеи Афанасьевичи. Созвучны и фамилии: Ноздрин и Ноздрачев. Знаменательно, что похоронен был блаженный в день именин батюшки Илия – 22 марта. Батюшка с любовью относился к тому, кого Господь избрал для одного из самых трудных духовных подвигов – юродства.

Глинский старец схиархимандрит Иоанн Маслов обращался к духовным своим чадам: «Будь свечой горящей, чтобы кто-нибудь смог погреться около нее!» При этот иногда тихо добавлял: «А свеча сгорает до тла. В этой заповеди – суть служения старцев, которых посылает нам Бог в эти суровые времена, исполненные искушений и скорбей. Подобно светочу, горящему в фонаре перед крестоносцами, старец Илия, этот подлинный избранник и глашатай Божий, ведет за собой сегодня многотысячный русский «крестный ход», участниками которого являемся все мы, немощные и грешные, порою падающие, ошибающиеся, но вновь встающие и вновь продолжающие движение по многотрудному и скорбному, но, вместе с тем, светлому и благодатному пути.

Вспомним слова Иисуса Христа: «возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко» (Мф.11:28-30). Сей дар Спасителя – награда каждому, кто идет Его путем и помогает другим найти сей Путь.

Монах Свято-Духова монастыря Нафанаил (Б.Г.Бобылев)

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *