свято данилова пустынь монастырь
Святыни монастыря
«Неоскудевающим сокровищем благодати» называют в православии мощи святых угодников Божиих. С первых лет своего возрождения Данилова обитель стала как бы огромным драгоценным «ковчегом», в котором почивают эти бесценные святыни. Монастырские мощевики имеют разное происхождение и оформление. По православной традиции они заключают в себе не только мощи угодников Божиих, по и частицы палестинских святынь, связанных с земной жизнью Спасителя и Пресвятой Богородицы.
Неразрывно связано с историей монастыря и собрание его икон. Древнейшая обитель Москвы в первые века своего существования была средоточием святынь столь же древних. К сожалению, о них сейчас мало что известно. Лишь три иконы вернулись в монастырь после его возрождения.
Мощи преподобного и благоверного князя Даниила
Главной святыней Данилова монастыря являются святые мощи его основателя благоверного князя Даниила Московского. Мощи святого князя Даниила были обретены в 1652 г. и хранились в обители до 1930 г., когда был закрыт последний монастырский храм.
Святитель Спиридон Тримифунтский (ок. 270-348)
Несмотря на то, что в России есть храмы с престолами, освященными в его честь, есть посвященные ему иконы и святыни, именно Данилов монастырь стал в России местом особого почитания святителя Спиридона.
Преподобноисповедник Георгий Даниловский (1868-1932)
Преподобноисповедник Георгий (Лавров) — один из самых любимых даниловских духовников, почитался как московский старец. В годы гонений много пострадал за веру: дважды был арестован, приговорен к расстрелу, но чудесным образом избавлен от верной смерти.
Преподобный Герасим Кефалонийский
В Даниловом монастыре находятся икона и бархатный, шитый золотом башмачок еще одного греческого святого — преподобного Герасима Кефалонийского.
Владимирская икона Божией Матери с Акафистом (XVI в.)
Владимирская икона Божией Матери с Акафистом — самая древняя из сохранившихся икон Данилова монастыря. Она находится в местном ряду иконостаса храма Святых Отцов Семи Вселенских Соборов слева от Царских врат. В Даниловом монастыре дореволюционного времени это была наиболее почитаемая икона.
Икона преподобного Сергия Радонежского с частицей мощей
В Троицком соборе Данилова монастыря (в северном приделе) находятся две иконы преподобного Сергия Радонежского. Большую храмовую икону святого (конец XIX в.), написанную в Сергиевом Посаде, пожертвовал ар-химандрит Герман (Красильников; † 1985), настоятель Казанского храма в селе Шеметове Московской епархии. Отец Герман долгие годы окормлял духовных чад последнего настоятеля Данилова монастыря архиепископа Феодора (Поздеевского) и после от-крытия Даниловой обители передал в нее много икон, книг и исторических достопамятностей. В малую аналойную икону (XIX в.) вложена частица честных и много-целебных мощей игумена Радонежского.
О монастыре
Вознесенская Давидова пустынь находится в восьмидесяти пяти километрах от Москвы и в двадцати четырех километрах от Серпухова, недалеко от города Чехова. Она расположена в красивой местности на берегу реки Лопасни, впадающей в Оку, на высокой полугоре, изобилующей белым камнем. Основана обитель была 31 мая 1515 года преподобным Давидом, игуменом Вознесенским, Серпуховским чудотворцем, который пришел на это место с иконою Знамения Богоматери с двумя монахами и двумя послушниками. Поселившись здесь, он поставил кельи, возвел первые деревянные храмы в честь боголепного Вознесения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа с приделом в честь Успения Пресвятой Богородицы и Святителя и чудотворца Николая с трапезою. Около своей пустыни Преподобный насадил липовую рощу.
Почитание преподобного Давида началось вскоре после его праведной кончины. В синодике 1602 года он именуется преподобным, а в документах 1657 года, кроме того, и чудотворцем.
Охраняемая святыми молитвами своего основателя, обитель прп.Давида существует уже 500 лет. За это время она не раз терпела различного рода невзгоды и нестроения, но по милости Божией при поддержке благочестивых людей с терпением перенесла их и в настоящее время продолжает активно восстанавливаться и развиваться.
Сегодня монастырь насчитывает 10 насельников. Настоятелем обители является игумен Сергий (Куксов). Ежедневно в стенах обители совершается литургия.
В Знаменском храме до революции хранился гроб преподобного Моисея Угрина, привезённый сюда Московским Митрополитом Платоном (Левшиным). До наших дней он, к сожалению, не сохранился. Но теперь люди, одержимые плотскими страстями, и их родственники могут вознести свои молитвы об избавлении от этих недугов пред частицей мощей сего дивного угодника Божия. Помимо этого, в монастыре собрано более 200 частиц мощей угодников Божиих, среди которых свт. Николай Чудотворец, прп. Сергий Радонежский, св. Иоанн Предтеча, ап. Андрей Первозванный, вмц. Пантелеимон, вмц. Варвара, мц. Татиана, великие учители и святители, Киево-Печерские святые и многие другие почитаемые угодники Божии.
Недалеко от монастыря, в селе Талеж Чеховского района Московской области находится подворье пустыни – источник родниковой воды, освященный во имя прп. Давида, а также храм Рождества Пресвятой Богородицы. Святой источник на протяжении веков утолял жажду многочисленных паломников. Православные люди приходили сюда, чтобы испить живительной влаги, которая освящалась по молитвам прп. Давида – покровителя нашей земли Лопасненской, ходившего на родник из пустыни пешком. На территории подворья действует храм во имя прп. Давида, устроены купальни. Всякий, побывавший в этом святом месте, уходит утешенный и уносит с собой частицу благодати Божией, которая обильно передается через причащение и омовение святой родниковой водой из источника прп. Давида.
Храм Рождества Пресвятой Богородицы имеет многовековую историю – официальные упоминания о храме в Талеже относятся к 1628 году. В первой переписи после Смутного времени в селе Талеж значится церковь св. кн. Владимира. В 1792 г был возведен новый каменный храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы, после чего стоявшая рядом деревянная церковь равноапостольного князя Владимира была разобрана. В 1939 году храм закрыли, а возрождение его началось с момента причисления к Вознесенской Давидовой пустыни в 2006 году. 9 сентября 2014 года состоялось Великое освящение храма Рождества Пресвятой Богородицы с пределами в честь Архангела Михаила и св. бл. кн. Владимира.
Добрый день, можно к вам приехать потрудиться трудником во Славу Божью?
Будем рады видеть. Посмотреть правила трудничества можно посмотреть на сайте в разделе Паломникам – Трудники
Als vor einigen Wochen in der russisch-orthodoxen Gemeinde hier in Schwerin (im Nordosten Deutschlands) Konzerte des Chores Dershava angekündigt wurden, sind unsere Familie und Freunde gespannt und voller Freude in den hiesigen Dom gegangen. Es wurde ein großartiges Ereignis!
Der gerade aus Moskau und über Berlin angereiste Chor füllte mit seinen herrlichen Stimmen den hohen, gotischen Raum zur Ehre Gottes. Es war für uns beeindruckend, wie von verhalten-innig bis hin zu gewaltig-prächtig die Künstler die kirchlichen Gesänge vortrugen und uns derart fesselten! In den Zeiten von CD´s und youtube und so mancher hochwertiger Technik für Audiophile war es großartig, diese besondere Stimmung des Konzertes in uns aufnehmen zu können. Mehr „live“ ging nicht. So war das Kirchenschiff erfüllt von Klängen und Nachklängen, die für mich von zeitloser Schönheit waren.
Am Folgetag gab der Chor anlässlich der Neueröffnung eines neuen Gebäudes der hiesigen Volkshochschule ein zweites Konzert. Dieses beinhaltete Volkslieder und weltliche Weisen. Hier waren für uns überwiegend deutsche Hörer Kraft und Schönheit der russischen Sprache förmlich zu spüren.
Ich möchte dem Chor für sein Geschenk der besonderen Stunden sehr herzlich danken, und dies um so mehr, weil er vor kleinem Auditorium so beeindruckend auftrat!
Sollte es irgend möglich sein, so möchte ich bei einem hoffentlich nächsten Mal mit meinem Vater gemeinsam diesem großen Ensemble lauschen.
Bis dahin bestärkt mich ab und an ein kleines Video, welches ich auf meinem Handy bei mir trage. Es gibt das wunderschöne „Mnogoje leta“ wieder, welches in der kleinen russischen Holzkirche hier vorgetragen wurde.
Ich wünsche allen Chormitglieder Gottes Segen, alles erdenklich Gute und natürlich auf „mnogoje leta“!
Когда мы узнали в нашей церковной общине города Шверина (на Севере Германии), что к нам приезжает Хор Держава, моя семья, друзья и я с радостью и нетерпением пошли в наш городской собор. Выступления хора превзошло все oжидания!
Голоса монахов, которые только что прилетели из Москвы, без отдыха, прямо с дороги – наполнили своими чудусными голосами готический зал собора в Честь и Славу Бога! Это ошеломляющее, от чуственно-сдержанного до мощно- великолепного-церковное песнопениe, просто заворожили нас…
Учитывая сегодняшнии тендеции – High Tech for Audiophilie – было просто восхитительно наслаждаться этим особенным настроением концерта. Еще больше “live” было просто невозможно…
На следующий день состоялся второй концерт в вечернем народном университете. Мы, немецкие слушатели наслаждались красотой русского языка при исполнении русских народных песен.
Я хочу хор поблагодарить за этот подарок!
Я надеюсь, бог даст, при следующей возможности посетить ваш концерт вместе с моим отцом.
Я желаю всем членам хора Божьего Благословления и всего самого хорошего и конечно на “многие лета”
Благодарим отца Сергия и хор Вознесенской Давидовой Пустыни “Держава”, за помощь в организации финального матча команды “Чеховские Медведи” в Чемпионате России по гандболу.
Выступление хора стало одним из самых запоминающихся открытий домашних матчей нашего клуба.
Будем рады дальнейшему сотрудничеству.
Едем в монастырь
Монастырь открыт для посещений с 6:00 до 20:00 часов.
Проезд на общественном транспорте
— Метро «Тульская» (последний вагон из центра), от выхода метро сделать несколько шагов назад, в сторону центра, затем повернуть направо, на пешеходную дорожку, идущую через небольшой сквер с часовней Святого князя Даниила, пересечь трамвайные пути и далее двигаться по ул. Даниловский Вал (вдоль трамвайных путей) до Святых врат (с надвратным храмом и колокольней). См. схему на карте.
— Метро «Павелецкая», далее трамвай №3, 38, 39 в сторону метро «Тульская», до остановки «Свято-Данилов монастырь».
— Метро «Ленинский проспект», далее трамвай №39 в сторону метро «Тульская» до остановки «Свято-Данилов монастырь».
Экскурсии
Индивидуальные и групповые экскурсии по монастырю проводятся по предварительной записи. Заказать экскурсии, узнать интересующие вас подробности и условия оплаты можно по телефону +7 (926) 128-45-25 (Александр Николаевич) с 10:00 до 16:00. Важно: сделать это нужно как минимум за день до посещения.
Питание
На территории монастыря имеется кафе, в котором вы сможете отведать свежей монастырской выпечки, выпить кваса, чаю или кофе. Еще два кафе находятся вне территории монастыря: первое – в павильоне около Святых врат, второе – на противоположной от входа в монастырь стороне, Даниловский Вал, д. 13 а.
Размещение
В настоящее время монастырь своей гостиницы не имеет и размещения на ночлег предложить не может.
Даниловский монастырь в Москве
17 марта Русская Православная Церковь отмечает день кончины святого благоверного князя Даниила Московского. В годы его правления (1276-1303гг.) Москва обрела княжеский престол и стала самостоятельным русским удельным княжеством после присоединения к ней Коломны и Переяславля-Залесского. А сам князь Даниил стал первым великим князем Москвы и «родоначальником московского княжеского дома», по определению русских дореволюционных историков.
Святой князь Даниил Московский был младшим сыном св. Александра Невского. Он родился во Владимире в 1261 году и, уже в одиннадцатилетнем возрасте получил по разделу между братьями Москву. В 1282 году на берегу Москвы-реки он построил церковь во имя св. Даниила Столпника, своего небесного покровителя, и при ней основал мужской монастырь.
Его сын, Иван Калита, в 1330 году перевел отцовский монастырь в Кремль, за неприступные стены, где ему было безопаснее от набегов, и приписал его к собору Спаса на Бору. А старую замосквореченскую обитель с могилой князя Даниила поручил в ведение архимандрита нового кремлевского монастыря. Отдаленная обитель хирела и пустела и вскоре стала именоваться просто «сельцо Даниловское», а гробница князя была со временем заброшена его потомками.
Узнав об этом, великий князь повелел служить соборные панихиды по своим усопшим предкам и раздавать милостыню на помин. С тех пор все московские князья стали служить панихиды по своему прародителю, князю Даниилу.
Есть версия, что новый монастырь был выстроен не точно на том месте, где стоял прежний, с Данииловской соборной церковью, а в пятистах метрах севернее от него. Ученые полагали, что на месте Данииловской церкви, устроенной благоверным князем, потом выстроили ныне существующую церковь Воскресения Словущего в Даниловской слободе.
В 1555-1560 г.г. в Даниловском монастыре был выстроен соборный храм во имя Семи Вселенских Соборов Святых Отец, освященный в мае 1561 года митрополитом Макарием в присутствии Ивана Грозного и его семьи. Царь подарил в новоустроенную обитель Владимирскую икону Божией Матери, письма царского иконописца, на которой в клеймах были портретные изображения самого Иоанна Грозного, его старшего сына царевича Иоанна и митрополита Московского Макария.
В конце XVII века Даниловский монастырь обнесли новой красивой стеной из кирпича с башнями. Москвичи даже сравнивали ее с крепостной стеной Кремля. Кроме того, дореволюционные реставраторы обнаружили в этом монастыре множество могильных плит с надписями на иностранных языках. Считается, что древнейшее иноверческое кладбище в Москве было недалеко от Даниловской обители.
Первая служба св. Даниилу была составлена настоятелем монастыря архимандритом Константином в 1761 году, но уже через сорок лет митрополит Платон (Левшин) составил житие святого князя Даниила и новую службу. Каждое воскресенье перед его святыми мощами читали акафист. И еще в день памяти благоверного князя из кремлевских соборов в замосквореченский монастырь каждый год направлялся крестный ход.
Со временем в соборном храме обители освятили придел во имя св. Даниила Московского, а на его гробницу, перенесенную к левому клиросу, сделали серебряный оклад на пожертвование князя Федора Голицына. Его украли наполеоновские вояки, и в 1817 году св. мощи князя Даниила были положены в новую серебряную раку. На стене помещалась икона св. князя Даниила, писанная в полный рост на бывшей верхней крышке его деревянной гробницы.
В 1771 году во время московской эпидемии чумы при Даниловском монастыре было устроено городское кладбище для умерших от этой болезни, поскольку он находился в достаточно отдаленном от центральной Москвы месте. Когда чума оставила город, кладбище засыпали, но с тех пор осталась традиция погребать в обители не только иноков, но и мирян. И со временем здесь вновь появилось кладбище по типу обыкновенного городского, где погребали богатых и знатных людей.
До революции древний московский монастырь видел много невзгод. В 1812 году его заняли неприятельские офицеры. И хотя все основные сокровища успели вывезти в другие города накануне вступления Наполеона в Москву, много ценного еще оставалось в самом монастыре. Французские командиры, остановившиеся в нем, почему-то предупредили братию, что они ожидают сюда еще большую группу военных, а люди те «нечестные» в большинстве и разворуют все, что найдут. И сами помогали монахам зарывать ценные вещи и утварь в землю. Вновь прибывшие действительно ограбили все оставшееся, включая даже антиминсы.
Старейший московский монастырь был закрыт только в 1930 году, самым последним и в Москве, и почти во всей России. Мощи св. Даниила Московского после закрытия монастыря пропали. Еще 30 августа 1917 года, в праздник св. Даниила, митрополит Московский Тихон (Белавин), будущий Святейший Патриарх, перенес его мощи в монастырскую Троицкую церковь. Через 12 лет их вновь поместили в приделе св. князя Даниила, а в 1930 году перенесли в упомянутую Воскресенскую церковь за пределами монастыря. Возможно, оттуда их унесли сами верующие, чтобы спасти от поругания.
Тогда, для расширения «полезной» территории, было решено снести знаменитое монастырское кладбище. 31 мая 1931 года в присутствии специальной комиссии были вскрыты захоронения Гоголя, Рубинштейна, Перова, Хомяковых и Языкова. Их прах перенесли на Новодевичье кладбище, только художника Василия Перова перезахоронили на кладбище Донского монастыря. После этого весь Даниловский погост с оставшимися могилами был варварски уничтожен. Приходскую Воскресенскую церковь передали под учреждения, и одно время в ней располагался завод по производству зонтов.
Детский приемник-распределитель, покидая монастырские стены, должен был забрать с собой памятник Ленину. Когда гипсовый монумент стали поднимать краном, он лопнул и разлетелся на мелкие осколки. Именно на его месте в 1988 г. по проекту архитектора Ю.Г. Алонова была поставлена часовня в память 1000-летия Крещения Руси.
Пока еще не удалось найти могилы, уничтоженные при сносе кладбища. Символическим надгробным памятником всем захороненным в монастыре стала часовня-костница, сооруженная в 1988 году по проекту того же архитектора Алонова, а рядом с местами могил Гоголя и Хомякова были установлены в их память два барельефа.
Уже в мае 1988 года Даниловский монастырь посетил президент США Рейган во время своего визита в СССР. А через две недели, 12 июня 1988 года здесь прошли торжества в честь 1000-летия Крещения Руси. Литургия была совершена на открытом воздухе.
В Даниловском монастыре сейчас находится резиденция Святейшего Патриарха, здесь проводятся Архиерейские соборы Русской Православной Церкви.
История монастыря
Данилов монастырь по праву считается древнейшей иноческой обителью Москвы. В XIII в. в пяти километрах от Кремля, на правом берегу Москвы-реки, святой благоверный князь Даниил Московский, сын святого князя Александра Невского, основал «первый на Москве» мужской монастырь, чем придал своей столице бо́льшую значимость, перевел ее в разряд первостепенных русских городов, а через устроение Московского княжества заложил основы существующей сегодня российской государственности. Святой князь Даниил почитается ныне Церковью и православными людьми как небесный покровитель нашего стольного града.
История создания обители
На землях, где сегодня находится Данилов монастырь, на протяжении многих столетий шла активная жизнь. Раскопки 1980-х гг. и археологических изысканий последних лет позволяют делать вывод о наличии в данном месте самого большого московского поселения. По сравнению со всеми остальными городищами и селищами Москвы Даниловское не только самое большое, но и самое древнее.
Перемещения и переименования Данилова монастыря
Дальнейшая история Данилова монастыря связана с именем великого князя Иоанна Данииловича Калиты, сына основателя Даниловой обители. В 1330 г. князь Иоанн перевел даниловскую братию в Кремль, где на месте деревянной церкви построил каменный трехапсидный храм, сделав его центром нового великокняжеского монастыря, получившего название Спасского.
Возрождение
Возрождение Данилова монастыря на его первоначальном месте произошло во время царствования Иоанна Грозного. К этому времени от обители сохранилось лишь «небрегомо» место Даниловское, и здесь царским иждивением были воздвигнуты новый каменный собор в честь Святых Отцов Семи Вселенских Соборов, деревянные кельи и другие необходимые постройки.
Некрополь
В период с XVI по XIX вв. захоронения велись на всей территории монастыря, здесь издавна погребались не только монахи, но и миряне. Предоставление места последнего упокоения на благодатной монастырской земле, уход за могилами, возжигание лампад, совершение панихид — всё это традиционное монашеское служение.
«Годы окаянные»
События 1917 г. перевернули весь ход истории не только Данилова монастыря, но и всей страны. Начались невиданные доселе богоборческие гонения на веру. Именно во время этих испытаний древнему Данилову монастырю суждено было пережить небывалый духовный расцвет и сыграть важную роль в истории Русской Православной Церкви XX в.
Возвращение монастыря
На протяжении долгих семи веков Данилов монастырь неоднократно пытались уничтожить, но каждый раз предстательством своего святого основателя и покровителя обитель возрождалась заново.
Данилов монастырь в наши дни
Данилов монастырь ставропигиальный, т. е. настоятелем его является Святейший Патриарх Московский и всея Руси. Повседневной жизнью монастыря управляет его наместник. За основу богослужебной жизни возрожденной обители был принят Устав Троице-Сергиевой лавры, да и многие из братии — постриженики лавры.