свято благовещенский киржачский женский монастырь официальный сайт
Свято-Благовещенский епархиальный Киржачский женский монастырь
Основан преподобным Сергием Радонежским в 1358
Ковчег с частицами Ризы Пресвятой Богородицы и мощами сщмч. Дионисия Ареопагита
С 23 по 30 октября в монастыре будет находиться ковчег с частицей Ризы Пресвятой Богородицы и частицей мощей сщмч. Дионисия Ареопагита. Будет служиться молебен Пресвятой Богородице и сщмч. Дионисию 28 октября после Божественной литургии, около 11 часов
СВЯЩЕННОМУЧЕНИК ДИОНИСИЙ АРЕОПАГИТ
Дни памяти:4 января (70 ап.), 3 октября
Апостол от 70-ти Дионисий Ареопагит
СВЕТ ПОКРОВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ
Покров Божией Матери — праздник, который почитается в русском православном народе, почти как двунадесятый, как то, что имеет решающее значение для нашего спасения. И это действительно так. Потому что тайна, открываемая этим праздником, — тайна Креста Христова.
Когда кажется, что зло торжествует, что побежден Господь наш Иисус Христос, а с Ним и все человечество — все люди, которые надеются на Бога, на правду, на истину, — тогда Божия Матерь, имея этот дар — быть Матерью всего рода человеческого, встает на молитву за всех, кому суждено пережить это поражение в жизни. И Покров Божией Матери — светоносный, благодатный, пасхальный, сотканный из света победы Христовой над злом и над смертью, — простирается над миром. Потому что в мире всегда присутствует Крест Христов, внешне видимый всеми и все более различаемый теми, кому дается видеть незримое.
Служба Погребения Божией Матери
Чин Погребения Пресвятой Богородицы – особое богослужение в православной Церкви, во время которого воспоминается успение и погребение в Гефсимании Божией Матери.
Чин Погребения Пресвятой Богородицы включает в себя как грустные песнопения, посвященные успению (смерти) Девы Марии, так и богослужебные тексты, дарующие человеку надежду на исполнение обетования самой Богородицы о заступничестве человечества перед Богом до момента скончания времен.
Отправления богослужения Погребения Божией Матери является благочестивым обычаем, вошедшим в литургическую жизнь Церкви. В Типиконе (главной книге, отображающей богослужебный устав Церкви) самого последования чина Погребения Божией Матери и указаний на его совершение в православных храмах нет. Однако такое умолчание Типикона об этой службе не является серьезным препятствием к отправлению богослужения, ведь в таком действии проявляется особая любовь человека к Божией Матери и почитание усердной Заступницы христиан.
ДРЕВНЕЙШИЙ КАНОН УСПЕНИЮ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ
Перевод и комментарии
Гробница Богородицы. Иерусалим
ЛАВКА
Поминовение можно заказать:
Почтовым переводом:
Пожертвования за требы высылаются на адрес монастыря (указан ниже). В переводе указываются имена для поминовения с названием треб.
Имена будут записаны для поминовения только после получения перевода.
После получения вашего перевода вам будет выслано письмо, в котором будет сообщено о записи в синодик и принятии ваших пожертвований.
На электронную почту, пожертвование почтовым переводом:
Если вы хотите записать поминовение, а имена не входят в перевод, то вы можете прислать имена на электронный адрес и указать ваше ФИО и местожительство, а пожертвование отправить почтовым переводом. Но просим учитывать, что имена будут записаны для поминовения только после получения перевода.
На счёт монастыря:
Пожертвования за требы можно переслать на счёт монастыря, а на электронную почту выслать заказанные требы с именами и № платежа.
Расч.счет № 40703810538120101700 в банке ОАО «СБЕРБАНК РОССИИ» г. Москва
Корр.счет 30101810400000000225
БИК 044525225
ИНН 3316300831
КПП 331601001
ОКПО 32951300
Юридический и почтовый адрес:
601010 Владимирская обл., г. Киржач, ул. Гагарина, 27
Адрес монастыря для почтового перевода:
601010 Владимирская область, г. Киржач, ул. Гагарина 27
Раздел: Новости монастыря
Новости монастыря (показывается на главной)
Ковчег с частицами Ризы Пресвятой Богородицы и мощами сщмч. Дионисия Ареопагита
С 23 по 30 октября в монастыре будет находиться ковчег с частицей Ризы Пресвятой Богородицы и частицей мощей сщмч. Дионисия Ареопагита. Будет служиться молебен Пресвятой Богородице и сщмч. Дионисию 28 октября после Божественной литургии, около 11 часов
СВЯЩЕННОМУЧЕНИК ДИОНИСИЙ АРЕОПАГИТ
Дни памяти:4 января (70 ап.), 3 октября
Апостол от 70-ти Дионисий Ареопагит
СВЕТ ПОКРОВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ
Покров Божией Матери — праздник, который почитается в русском православном народе, почти как двунадесятый, как то, что имеет решающее значение для нашего спасения. И это действительно так. Потому что тайна, открываемая этим праздником, — тайна Креста Христова.
Когда кажется, что зло торжествует, что побежден Господь наш Иисус Христос, а с Ним и все человечество — все люди, которые надеются на Бога, на правду, на истину, — тогда Божия Матерь, имея этот дар — быть Матерью всего рода человеческого, встает на молитву за всех, кому суждено пережить это поражение в жизни. И Покров Божией Матери — светоносный, благодатный, пасхальный, сотканный из света победы Христовой над злом и над смертью, — простирается над миром. Потому что в мире всегда присутствует Крест Христов, внешне видимый всеми и все более различаемый теми, кому дается видеть незримое.
Служба Погребения Божией Матери
Чин Погребения Пресвятой Богородицы – особое богослужение в православной Церкви, во время которого воспоминается успение и погребение в Гефсимании Божией Матери.
Чин Погребения Пресвятой Богородицы включает в себя как грустные песнопения, посвященные успению (смерти) Девы Марии, так и богослужебные тексты, дарующие человеку надежду на исполнение обетования самой Богородицы о заступничестве человечества перед Богом до момента скончания времен.
Отправления богослужения Погребения Божией Матери является благочестивым обычаем, вошедшим в литургическую жизнь Церкви. В Типиконе (главной книге, отображающей богослужебный устав Церкви) самого последования чина Погребения Божией Матери и указаний на его совершение в православных храмах нет. Однако такое умолчание Типикона об этой службе не является серьезным препятствием к отправлению богослужения, ведь в таком действии проявляется особая любовь человека к Божией Матери и почитание усердной Заступницы христиан.
ДРЕВНЕЙШИЙ КАНОН УСПЕНИЮ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ
Перевод и комментарии
Гробница Богородицы. Иерусалим
1358-1764 От основания до упразднения
История Благовещенского Киржачского монастыря от основания до упразднения
(1354 – 1764 годы)
«В лето отъ сотворения мира 6900», а от Рождества Христова 1392 «сентября 25 преставися преподобный игуменъ Сергий, святый старецъ, тихий и кроткий»[1]. Вот скромная отметка летописи о кончине преподобного Сергия Радонежского – величайшего подвижника земли Русской, благоговейно почитаемого всеми, от великого князя до простолюдина; умиротворителя князей и поборника единодержавия – созидателя русской государственности; заступника за землю Русскую, благословившего князя Дмитрия Донского на Куликовскую битву; смиреннейшего инока, известного своим благочестием далеко за пределами нашего отечества; друга святителей, умоляемого, но не умоленного занять кафедру митрополита всея Руси; любимого игумена – преобразователя монашества; пламенного молитвенника, давшего русскому народу такую твердыню Православия и народности, какой явилась основанная им Троицкая обитель во все последующие исторические времена.
Но не один Троицкий монастырь основал великий Сергий Радонежский. Его благословением и трудами на Руси появилось множество монашеских обителей. В их числе – и основанный Преподобным по особому Промыслу Божиему Свято-Благовещенский монастырь на Киржаче.
Случилось это следующим образом. Во второй половине XIV века в Русской церкви происходила смена Студийского устава на Иерусалимский. Возможно, старший брат преподобного Сергия Стефан был сторонником старой традиции, тогда как Сергий склонялся к новому уставу, введение которого было связано с деятельностью святителя Алексия. Как мы знаем из «Жития преподобного Сергия», составленного его первым биографом Епифанием Премудрым, однажды во время вечернего богослужения Стефан спросил канонарха: «Кто дал тебе эту книгу?» Канонарх ответил: «Игумен дал мне ее». На что Стефан резко сказал: «Кто здесь игумен? Не я ли основал это место?» И другие произнес немирные слова. Преподобный Сергий находился в алтаре и все слышал.
Чтобы не вступать с братом в состязание о первенстве, Преподобный, прямо из алтаря, не заходя в келью, вышел никем не замеченный из ворот основанного им монастыря и направился в Махрищский монастырь к своему духовному другу игумену Стефану. По преданию, в этом путешествии великого Сергия сопровождал его ученик, преподобный Роман.
Некоторое время преподобный Сергий пребывал в Махрищском монастыре, в молитве испрашивая волю Божию, после чего вместе с провожатым отправился дальше. В нескольких верстах от Махры они нашли пустынное место поразительной красоты. Здесь, на высоком берегу реки Киржач, они и остановились. Облюбовав это место для пустынножительства, Преподобный устроил убогое жилище и своими руками ископал на Киржачской круче колодец.
Инокам Троицкой обители вскоре стало известно, куда удалился их смиренный игумен. Один за другим, самые верные и любящие, стали приходить к нему его духовные чада. Преподобный с любовью принимал каждого, расчищал с братией лес и ставил келии. По благословению московского митрополита святителя Алексия Преподобный поставил небольшую деревянную церковь, которую освятили в честь Благовещения Пресвятой Богородицы.
Умилительна молитва Преподобного, с которой он обратился ко Господу, приступая к ее строительству: «Господи Боже сил древле укрепивший Израиля многими чудесами и законодавца Своего Моисея многими различными известив знамениями, и Гедеону руном образ победы показавший, Сам ныне, Владыко, Вседетель, услыши мя, грешнаго раба Твоего, молящагося Тебе; прими молитву мою и благослови место сие, где благоизволил создаться храму, во славу Твою и похвалу и честь Пречистыя Матере Твоея, честнаго и славнаго Ея Благовещения, да и в том славится пресвятое имя Отца и Сына и Святаго Духа, аминь»[2].
Вот так и начался Благовещенский Киржачский монастырь.
Оставшаяся в Троицкой обители осиротевшая братия с сокрушенными сердцами отправились к митрополиту Алексию с просьбой о возвращении дорогого игумена. Вняв их просьбе, святитель Алексий послал на Киржач двух архимандритов просить Преподобного вернуться в обитель Святой Троицы. Смиренный игумен отвечал посланным: «Так от меня скажите владыке моему митрополиту: все из уст твоих приемлю с радостию, как бы из уст Христовых и ни в чем тебя не преслушаю»[3]. Преподобный Сергий повиновался святительскому слову и после четырех лет устроения Благовещенского монастыря на Киржаче, вернулся в Троицкую обитель.
Продолжить дело созидания новой пустынной обители и быть в ней наставником иноков игумен Сергий поручил своему преданному ученику и сподвижнику Роману. Преподобный Роман исполнил заповедь своего духовного отца: устроил Благовещенский монастырь и стал образцом подвижнической жизни для своей братии. Он оказался достойным преемником своего игумена, поистине духоносным руководителем своей паствы, словом и примером назидавшим братию монастыря и всех приходивших в обитель. Умножив монастырские здания и украсив Благовещенский храм, преподобный Роман преставился как и его учитель преподобный Сергий в 1392 году и был похоронен у стен Благовещенской церкви.
В ходе строительства монастыря окружавшая его местность, некогда глухая и безлюдная, постепенно оживала. Близ обители на месте непроходимых лесов появлялись селения и слободы.
Благодаря славе своего основателя Преподобного Сергия, Киржачский монастырь пользовался большой известностью и вниманием русских князей, царей и бояр. Они одаривали его землями, селами и различными угодьями, так что очень скоро он стал одним из богатейших монастырей северо-восточной Руси.
К середине XVI века Киржачский Благовещенский монастырь являлся вторым из 14 приписных монастырей Троице-Сергиевой обители. В нем подвизалось 90 монахов. Настоятель Киржачского монастыря, который, как правило, назначался из числа монахов Троицкого монастыря, занимал вторую ступеньку после Троицкого архимандрита. Владения монастыря разрослись и располагались уже не только в Переславском, но и в Дмитровском, Владимирском и Юрьевском уездах. Монастырь имел своих крестьян, собственные рыбные ловли, шесть водяных мукомольных мельниц, две солеварницы, доходы с ярмарок.
Однако жизнь монастыря не была безоблачной. По писцовым книгам видно, что в это столетие на долю монастырской братии и населения прилегающих деревень выпали тяжелые испытания. В Киржачской земле свирепствовали то моровая язва, то голод в связи с неурожаями, то пожары. Пережил монастырь и разорение от польско-литовских войск.
Во второй половине XVII века, в царствование Алексея Михайловича, положение Киржачского монастыря улучшилось. В описи Троице-Сергиевой Лавры и приписных к ней монастырей 1642 года о Киржачском монастыре говорится, что храмы его украшены благолепно. Многие из святых икон в храмах обложены серебром, венцы имеют золоченые, а некоторые украшены жемчугом и драгоценными каменьями. Иконостасы с украшениями. Царские врата, сень над ними и столбцы с литыми оловянными и позолоченными изразцами[4]. До середины XVII века в монастыре было три храма – Благовещенский, Сергиевский и в Святых вратах. В 1656 году боярин Иван Андреевич Милославский возводит рядом с Благовещенским собором над могилами своих родителей новую каменную церковь в честь Всемилостивого Спаса. Впоследствии это место становится фамильной усыпальницей Милославских.
В середине XVII века Киржачский монастырь прославился литературными трудами своего игумена Александра, составившего церковную службу и жизнеописание преподобного Даниила, игумена Переславского Горицкого монастыря.
В XVIII веке Благовещенский монастырь продолжал процветать и расширяться.
Но 1764 год стал для него поистине трагическим. В этом году Екатерина II подписала Манифест о передаче монастырских земельных владений и населяющих их крестьян государству. В результате из 954 великорусских монастырей было упразднено 569 и оставлен за штатом 161 монастырь[5]. В числе упраздненных оказался и Киржачский монастырь. Его имущество было передано в Троице-Сергиеву Лавру[6], братия переведены частью туда же, частью в другие монастыри. Монастырские церкви стали приходскими.
«Болезненным ударом по сердцу верующих русских людей была эта реформа. Запустели места, освященные подвигами святых иноков. Заросла тропа, по которой направлялись народные массы к святым старцам для духовного руководства, к святым могилам – для молитв. Закрылось при церквах и монастырях множество школ, больниц и богаделен. Вместе с закрытием монастырей остановилось и великое дело просвещения инородцев. Народное чувство было слишком возмущено, ибо отобрание церковных имуществ было вопиющим нарушением прав собственности и воли тех, которые завещали свои имения церквам и монастырям на дела благотворения, на поддержание иночества и на помин души. Эта реформа была в глазах народа великим грехом, ибо на пожертвования в пользу церквей и монастырей, о чем было сказано выше, Церковь всегда смотрела как на посвященное Богу», – писал архиепископ Серафим (Соболев)[7].
В 1764 году, при отобрании в государственную казну монастырских вотчин, из подмонастырской слободки было образовано казённое село Киржач. Спустя 14 лет его объединили с селом Селиванова Гора. Тогда же новое образование получило статус уездного города с названием Киржач.
[1] Полное собрание русских летописей. Т. VI. СПб, 1855. С. 134.
[2] Преподобный Роман Киржачский и монастырь Благовещения Пресвятой Богородицы от основания до наших дней /авт.-сост. Белицина Н.В., монахиня Мария (Сташевская). Москва, 2003. С. 13.
[3] Муравьев А.Н. Жития святых Российской Церкви. СПб., 1855. С. 513.
[4] Сборник Актов Сергиево-Лаврской библиотеки № 679 по Переславлю-Залесскому.
[5] Например, во Владимире из 6 монастырей было упразднено 5, в Суздале и Переславле-Залесском из 12 – 8.
[6] Вследствие реформы 1764 года, из 14 приписанных к Лавре монастырей при ней остался только Махрищский, а сама Лавра поступила на штатное (т.е. на государственное) содержание.
Свято-Благовещенский епархиальный Киржачский женский монастырь
Основан преподобным Сергием Радонежским в 1358
11 августа — память Рождества свт. Николая чудотворца и день преставления прп. Романа Киржачского
11 августа 2021 года, в день памяти преподобного Романа Киржачского, Преосвященный Иннокентий, епископ Александровский и Юрьев-Польский, совершил Божественную Литургию
Его Преосвященству сослужили секретарь епархиального управления иеромонах Даниил (Колесников), благочинный монастырей Александровской епархии игумен Серафим (Котенёв), благочинный Киржачского церковного округа протоиерей Дмитрий Ершов, благочинный Петушинского церковного округа протоиерей Сергей Берёзкин и духовенство Киржачского благочиния. За Литургией молились настоятельница Свято-Благовещенского Киржачского женского монастыря игумения Феодора (Трубач), настоятельница Свято-Успенского Александровского женского монастыря игумения Иоанна (Смуткина), настоятельница Скорбященского женского монастыря игумения Магдалина (Лушина). По окончании Литургии Владыка обратился ко всем собравшимся со словом проповеди и преподал архипастырское благословение. В завершение был совершен крестный ход к мощам преподобного Романа Киржаского, возле которых был совершен чин славления.
КРЕЩЕНИЕ ГОСПОДНЕ КАК ПРИЗЫВ К ОБНОВЛЕНИЮ ОБЕТОВ КРЕЩЕНИЯ
Какое событие напоминает нам Крещение Христово? Почему в Никео-Цареградском Символе Веры из всех Таинств вспоминается только о Таинстве Крещения? Почему праздник Крещения Господня называется и праздником Богоявления? И как нам соблюсти обеты крещения?
В Книге Плач Иеремии сказано: По милости Господа мы не исчезли, ибо милосердие Его не истощилось. Оно обновляется каждое утро; велика верность Твоя! (Плач 3, 22–23). То есть Бог, каждое утро ниспосылая Свои благословения на молящихся, как бы творит мир заново, всецело обновляя его!
Библия знает два мира: ветхозаветный и новозаветный.